Техника развития памяти – Техника развития памяти: упражнения для запоминания

Содержание

Вспомнить всё: простые, но эффективные техники развития памяти

Придумайте фразы

Метод мнемонических фраз знаком всем нам с детства. Классический пример — фраза, помогающая выучить порядок цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первая буква каждого слова ассоциируется с определённым цветом: «к» — красный, «о» — оранжевый, «ж» — жёлтый и так далее.

Ещё один пример — фраза «Одеть Надежду, надеть одежду», позволяющая не ошибиться в использовании слов «одеть» и «надеть». А вот так многие учили в школе глаголы-исключения второго спряжения: «Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть».

Как использовать. Любую фразу-запоминалку вы можете сочинить сами. Важно, чтобы образы были вам близки и понятны, даже если они абсурдны и смешны.

Вот как можно, к примеру, запомнить слова со сходным ударением: договор — приговор — разговор.

Свяжите образы

Этот метод основан на связывании информации и определённых образов. Предположим, вам нужно запомнить несколько слов: «ручка», «стол», «бабочка», «дом», «зеркало». Сделайте эти предметы героями яркого мультфильма. Для усиления эффекта можно исказить пропорции и представить какое-то действие. Например: огромная бабочка влетает в дом, садится на стол, берёт ручку и грозит ею в зеркало. Абсурдно, но картина яркая, запомнится надолго.

Как использовать. Попробуйте с помощью образов и ассоциаций выучить иностранные слова. Например, немецкое wetter (погода) похоже по произношению на «ветер». А потому несложно представить картину: надувающий паруса бриз или несущийся на город торнадо.

Английское owl (сова) созвучно со словом «аул». Хороший способ запомнить — представить, как сова летит в горах над аулом.

Визуализируйте

Цифры и буквы похожи на определённые предметы. И этим можно воспользоваться. Например, число 210 легко представить в виде лебедя (2), плывущего к флажку (1) с пончиком в клюве (0).

Как использовать. Почаще практикуйте визуализацию, и вы привыкнете превращать данные, которые нужно запомнить, в определённые образы. Например, цифра 4 у многих ассоциируется со стулом, 8 — со снеговиком или фигуристой женщиной, а 3 — с богатырём (три богатыря). Используйте эти образы постоянно.

Пойте и рифмуйте

Отличный способ запомнить что-либо — музыка. Она структурирует информацию, помогает легко её повторять и запоминать. Наверняка из детства у вас в голове засели навязчивые песенки, с помощью которых вы учили какие-то правила.

Вот так, например, дети пропевают и учат ноты: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си — прилетели караси. Си, ля, соль, фа, ми, ре, до — значит, здесь у них гнездо!».

На уроках английского часто используют песенку ABC song.

То же касается и рифм. С помощью смешного стихотворения «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю» — многие запоминали на географии названия четырёх основных островов Японии. А фраза «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам» помогала учить геометрию. Всё это останется в памяти на долгие годы.

Как использовать. Сочиняйте сами стихи, пробуйте переделать любимые песни, используя информацию, которую нужно запомнить.

Нарисуйте пиктограммы

Способ запоминания, хорошо подходящий людям-визуалам. К ключевым словам и выражениям подбираются пиктограммы — графические образы. Мудрить здесь не нужно. Например, если речь о празднике, рисуйте рюмку или салют, если о спорте — гантели или мяч и так далее.

Как использовать. Если вам нужно запомнить текст, выделите во время чтения ключевые фразы или слова и нарисуйте для них пиктограммы. После прочтения попробуйте восстановить смысл прочитанного по вашим рисункам. Такое закодированное письмо, потренировавшись, вы можете использовать вместо конспектов и также шпаргалок.

Постройте дворец памяти

Дворец памяти (или метод Цицерона) — ещё один хороший способ запомнить информацию при помощи ассоциаций. Он предполагает создание матрицы образов. Базой для неё может стать что угодно: ваша комната, любимое место на природе (например, поляна в лесу), тропинка, по которой вы идёте, пустое помещение.

Это пространство вам нужно будет заполнить образами. Представьте, что вы расставляете предметы на определённые места. Продумайте схему, по которой вы будете их мысленно осматривать. В комнате это можно делать по часовой стрелке, от стены к стене, на тропинке — продвигаясь вперёд.

Как использовать.

 Предположим, вам нужно запомнить последовательность вашей речи для презентации. Вы представляете комнату, в которой на подоконнике стоит цветок в горшке. Для него вы задаёте ключевой фрагмент вашего выступления. Например, рассказываете о том, как развивалась ваша компания. Затем поворачиваетесь к стене, где висит картина с горами, похожими на график, данные которого вам нужно озвучить. Далее видите кресло, в котором сидит мудрец, цитату которого вы хотите привести. И так далее.

Вы можете завести в комнате полочки для разных предметов (физики, математики и так далее) либо событий. Обустройство дворца памяти ограничено только вашей фантазией. Подберите наиболее удобное для вас пространство и образы, а также схему, по которой вы будете совершать обход. Главное здесь — постоянство в использовании.

Определите интервалы

Для того чтобы информация усвоилась и хорошо запомнилась, её нужно повторять с определённой периодичностью. Эта техника называется интервальным повторением.

Интервал с течением времени должен увеличиваться. Например, вы выучили новое английское слово. Его нужно повторить через пару-тройку минут, затем — через час, после этого — через два дня, пять дней, 10 дней, три недели, полгода и так далее.

Как использовать. Есть приложения, помогающие запоминать при помощи интервального повторения. Например, Anki-карточки.

Следуйте этим советам

  1. Не пытайтесь применить все методы запоминания сразу. Начните с малого — того, что больше по душе. А затем переходите к следующим техникам.
  2. Простой способ закрепить и лучше понять прочитанный накануне экзамена материал — несколько раз пересказать его кому-нибудь.
  3. Запоминать любую информацию проще небольшими порциями. Яркий пример — телефонные номера, которые сложно запомнить единым набором цифр (например, 89003546892), но намного легче — разбив на блоки (8 900 354 68 92).
  4. Если вам нужно запомнить имена нескольких незнакомых людей, ищите отличительные признаки. Например, у человека орлиный нос, вы ассоциируете его с птицей и после этого привязываете к ней имя и фамилию.

lifehacker.ru

Мнемотехника для развития памяти: упражнения и процесс

Большинству людей учеба кажется сложной задачей. Особенно если необходимо запоминать точную информацию типа дат исторических событий, таблицу Менделеева или списки. Из-за субъективной трудности этого процесса человеку кажется, что он неспособный, глупый. В результате, он вовсе забрасывает эту неблагодарную, по его мнению, затею.

Хотя причина трудностей при обучении не в плохой памяти, и не в глупости человека, а неэффективном использовании главного органа, ответственного за обучение – мозга. Мнемотехника (мнемоника) призвана помочь в минимальные сроки существенно повысить эффективность запоминания.

Что такое мнемотехника?

Под этим словом подразумевается набор приемов и методик, призванных улучшить запоминание сложной информации. Эти техники существуют достаточно давно. Так, первые сохранившиеся работы по мнемотехнике ученые датируют 86-82 годом до нашей эры. Мнемонические приемы были очень востребованными у ораторов, поскольку им приходилось толкать длинные речи, а использование вспомогательных средств считалось позорным.

Оратор

Да и сейчас оратору не следует читать с бумажки, если он хочет произвести должное впечатление на народ. И мнемотехника в таком случае помогает ничего не забыть сказать.

Современная мнемотехника (она никакого отношения не имеет к пневмотехнике, иногда люди путают эти термины) шагнула значительно дальше, и основана на научных разработках. Сама она строится на ассоциативном принципе. Человек значительно лучше запоминает информацию, которая связана с другой. Именно поэтому зубрежка столь неэффективна. Мозг запоминает в первую очередь связи.

Второй постулат, на котором строится мнемотехника, – мозг наиболее качественно запоминает зрительную и пространственную информацию, поскольку это обуславливает самую лучшую выживаемость.

Кому нужна мнемотехника?

В какой бы области вы ни хотели развиваться, учиться очень важно. Сейчас, как никогда ранее актуально высказывание «кто владеет информацией – тот владеет миром». Те, кто не масштабирует свою компетентность, очень быстро оказываются не у дел. Особенно учитывая то, что мир постоянно развивается.

Оратор

Вместе с этим прогрессом значительно увеличивается количество информации, которое нам нужно перерабатывать. И по этой причине мнемотехника понадобится всем без исключения. Но есть категории людей, для которых этот навык будет особенно необходимым:

  1. Школьники и студенты. И тем, и другим нужно ежедневно перерабатывать огромное количество информации, данной в сжатом виде. Кроме того, многие из них пишут шпаргалки. Мнемотехника помогает их выучить и списывать билет из своей головы. Вы согласитесь, что это значительно безопаснее, чем пользоваться бумажками. И ведь так учащийся ничего не нарушает. Он реально знает то, о чем пишет на экзамене.
  2. Преподаватели. Мнемотехника изначально создавалась под задачи ораторского искусства. Преподавателям нужно очень много выступать перед аудиторией, и для них также нежелательно использовать вспомогательные материалы, чтобы не терять контакт со студентами. Причем запоминание плана лекции – это самое простое, что может мнемотехника. Также, если вы сохраните план лекции у себя в голове, то почти не придется повторно к ней готовиться.
  3. Бизнесмены. Им часто приходится общаться с людьми, информацию о которых хочешь-не хочешь, а запомнить надо, чтобы не потерять ценного партнера. Мнемотехника поможет предотвратить эту беду.
  4. Желающие изучить иностранный язык. С помощью мнемотехники можно запоминать всю точную информацию: исключения, правила, слова, фразовые глаголы, формы неправильных глаголов и так далее.

Таким образом, мнемотехника пригодится абсолютно в любой сфере жизни. Она будет полезной начиная общением с людьми и запоминанием списка покупок и заканчивая изучением сложных дисциплин и иностранных языков.

Ассоциативный принцип мышления

Наше мышление строится по ассоциативному принципу. То есть, одна мысль тащит за собой другую, и так далее. Все они образуют цепочку связей, именно которые наш мозг и умеет запоминать.

Есть два вида запоминания: непроизвольное, когда связи улавливаются мозгом автоматически и произвольное, когда человек прикладывает усилия. Чаще всего необходимость осуществлять какие-то действия для запоминания появляется тогда, когда человек не может представить информацию. У него не создаются визуальные ассоциации, пусть даже еле уловимые и нечеткие.

В такой сложной ситуации у человека есть два выхода – зубрить (то есть, многократно повторять информацию) или придумывать свои визуальные ассоциации. Вот второй вариант и являет собой мнемотехнику.

Нейрон

Обучение мнемотехнике подразумевает доведение до автоматизма тех действий, которые приводят к запоминанию.

Зрительные образы – основа запоминания

Все, что нужно делать мнемонисту для сохранения нужной информации, – это кодировать ее в зрительные образы, так сказать, перевести ее на язык мозга. Образы должны соответствовать таким требованиям, чтобы они хорошо запоминались:

  1. Объем. То есть, вы должны быть способными прокрутить образ в голове и рассмотреть внутренним взором его с разных сторон.
  2. Размер. Образ должен быть крупным.
  3. Детальность. Если вы представляете цветы, то в идеале должны рассмотреть каждый лепесток, вплоть до его текстуры.
  4. Цвет. Образы должны быть цветными.

Ориентир – чтобы образ можно было подержать в руке. Несложно, правда? Поехали дальше.

Соединение образов

Мы помним, что мозг способен запоминать только связи. Поэтому нужно понимать, как соединять образы между собой. Вообще, это сложная наука, но мы расскажем вкратце, как это делать. Существует три способа соединения образов между собой:

  1. Соединение непосредственно одного образа с другим.
  2. Создание ассоциации.
  3. Соединение одной ассоциации с другой.

Независимо от того, какой способ используется, надо образы как бы «склеивать» друг с другом. Ну а детали могут отличаться. Например, можно приклеить один образ к другому непосредственно, а можно – к его части. Например, нам нужно запомнить, что надо купить хлеб и сок. В таком случае есть несколько вариантов:

  1. Соединить хлеб с соком параллельно друг к другу. В таком случае образы будут одинакового размера.
  2. Прикрепить хлеб к крышечке сока. В таком случае хлеб должен быть меньше. Помним, что образы должны быть крупными. Как выкрутиться из такой ситуации? Решается диллема просто. Мы представляем большую крышечку от сока и прикрепляем к ней хлеб такого же размера.

Последний вариант полезен, если с одним образом надо связать несколько других. Тогда к крышке можно прикрепить хлеб, к верхушке упаковки – сахар и так далее. Такой способ соединения образов можно использовать при изучении иностранных языков, где у одного слова может быть сразу несколько значений.

Лошадь

Приемы запоминания последовательности

Мнемотехника не сводится к запоминанию последовательности, но закреплять информацию в памяти, если она запоминалась с помощью описанных в этом разделе методик, значительно проще. В таком случае можно во время прогулки просто взять и быстренько повторить все, что вы узнали, ничего не забыв упомянуть.

К сожалению, мнемотехника не способна преодолеть ограничения нашего мозга. Со временем любая информация забывается, как бы она прочно ни сидела в мозгу. Поэтому повторять нужно. Перечислим некоторые приемы.

Метод Цицерона

Это мнемотехническая классика, о которой слышали очень многие. Суть метода проста – нужно представить маршрут, где на опорных образах размещается необходимая информация. Например, на дороге есть автобусная остановка, цветочный ларек, пешеходный переход, подземный переход. Каждый из созданных образов нужно прикреплять последовательно на каждом из этих объектов.

Например, словами маршрут по методу Цицерона, с помощью которого заучивался список покупок, можно описать так: на крыше автобусной остановки лежит огромная буханка хлеба, возле цветочного ларька стоит гигантская бутылка с водой, на пешеходном переходе вместо человека стоит банка с консервами. И так далее.

Настоятельно рекомендуется для метода Цицерона использовать тот маршрут, по которому вы ходите каждый день. Тогда проходя мимо этих объектов, вы автоматически будете вспоминать нужную информацию, и не так сложно будет ее повторять.

Прием «Цепочка»

Он хорошо подходит, если нужно запомнить ряд равнозначных образов, которые не зависят друг от друга и никак не связаны между собой. Сухая последовательность действий, например. Методом «Цепочка» хорошо запоминать, например, план выступления.

Недостаток приема – эффект стирания связей. Через некоторое время будете помнить только первые и последние объекты из последовательности. Если, конечно, не будете регулярно повторять.

Освоить прием очень просто. Надо попарно соединять образы друг с другом по типу цепочки (отсюда и название). Для удобства обозначим их цифрами. По этой методике образ 1 соединяется с образом 2, 2 с 3, 3 с 4. И каждый раз нужно, чтобы в воображении фигурировало только два образа.

То есть, сначала соединяем молоток с гвоздем, потом представляем в голове пару гвоздь-курица, потом – курица-паштет и так далее.

Прием «Матрешка»

Здесь образы «вкладываются» друг в друга, как в известной игрушке. Здесь применяется второй способ соединения образов. Вспоминаем сок и хлеб, который прикрепляется к крышечке упаковки с напитком.

Матрешка

Плюсы этого приема следующие:

  1. Каждый из образов свободен, к ним можно прикрепить другие, что позволяет сгруппировать информацию по смыслу. Этот прием позволяет запоминать, например, развернутый план.
  2. Информация запоминается структурированно, а образы формируются более качественно. Почему? Потому что мы крепим новый образ к детали старого. А мы помним, что образы должны быть детальными.

Каждый образ, на деталях которого записаны другие, представляет собой информационный блок.

Слово о важности повторения

Любая информация со временем стирается, если она не применяется в жизни. Особенно если она изучена только недавно. Мнемотехника – прекрасная совокупность приемов, позволяющая упростить запоминание. Но есть еще один процесс памяти, который идет параллельно с запоминанием – забывание. Это норма. Мозг забывает ненужную информацию, чтобы мы могли быть более гибкими и оперативно менять модели поведения и свое мировоззрение.

Учитывая наличие этого процесса памяти, выученную информацию нужно время от времени повторять, чтобы ее закрепить, а также чтобы предотвратить ее дальнейшее забывание.

Только что выученная информация теряет 40% в своем объеме или качестве в течение первого часа, если она воспринимается однократно.

Очень важный момент – повторять нужно активно. Это значит, что многократное восприятие информации очень неэффективно для запоминания. Повторение в мнемотехнике для эффективного запоминания осуществляется с помощью вспоминания нужного материала. После того, как вы выучили, предположим, билет на экзамен, его нужно повторять еще в течение трех дней.

Инструкция по правильному повторению в мнемотехнике:

  1. После запоминания любой информации методами мнемотехники нужно совершить контрольное припоминание: сверить изученный материал с первоисточником. Это нужно делать всегда, поскольку при кодировании информации могли быть совершены ошибки, особенно если вы новичок в мнемотехнике. Контрольное припоминание дает гарантию, что информация была заучена правильно. Без него вы не можете быть уверены, что правильно знаете материал. Подобные аналогии есть и в других сферах. Например, если человек плохо помнит мелодию, он даже не сможет сказать, что поет неправильно. Просто соответствующих связей нет в мозгу.
  2. Если были допущены ошибки, нужно повторно запомнить ту информацию, которая была заучена неправильно.
  3. И так повторять большое количество раз. Чем больше, тем лучше. Но даже если вы будете делать 5 повторений в день, то через месяц это будет 150 повторений. Информация будет закреплена очень прочно.

Видим, что ничего сложного. Активное повторение в мнемотехнике напоминает обычное повторение информации, которое мы знаем, но при этом главным становится воспроизведение данных, а не их восприятие.

Виды повторения в мнемотехнике

В зависимости от задач, повторять можно разными способами:

  1. Просмотр опорных образов. Этот способ повторения будет полезным, если нужно предотвратить забывание уже закрепленной информации или если необходимо быстро повторить большое количество данных. Его используют, если надо сохранить информацию, которая не используется больше, чем 1,5 месяца. Вы просто просматриваете образы у себя в воображении. При этом нужно подавлять внутреннее проговаривание, потому что от него толку мало, а времени оно отнимает много.
  2. Повторение с полной расшифровкой. Этот способ применяется для закрепления в памяти только что изученной информации. Его обязательно осуществлять в течение первых 3-4 дней после изучения материала. Нужно не только просматривать образы в воображении, но и проговаривать, что они означают. Фактически вы читаете виртуальную книгу, которая полностью находится в вашей памяти.
  3. Проговаривание и прорисовка. Эти методы задействуют двигательную память. Здесь нужно не представлять образ в голове, а как бы рисовать его глазами. Этот метод повторения полезен, если нужно довести какую-то информацию до рефлекторного уровня припоминания. Проговаривание – это похожий метод, только здесь нужно активно артикулировать. Информация, которая связана сразу с несколькими анализаторными системами, запоминается значительно лучше.

Понятие опорного образа в мнемотехнике

Опорный образ – это вспомогательный образ, необходимый для припоминания, но который не имеет своего конкретного значения. Через него осуществляется поиск нужных данных в мозгу. В книге В. Козаренка (он возглавляет самую известную школу мнемотехники в СНГ) приводится аналогия со струнами фортепиано. Их большое количество, и найти нужную можно с помощью настроенного соответствующим образом камертона.

Клетки

Например, нам надо найти среди всех струн на пианино «ля» первой октавы. Берем камертон и подносим к струнам. Нужная нам станет звучать и вибрировать. Причина этого – резонанс.

Стоит учитывать и то, что нет конкретного места, в котором находятся определенные сведения. Мозг работает рефлекторно. Поэтому достать нужную информацию можно лишь предъявив соответствующий стимул, роль которого и играют опорные образы.

Это необязательно может быть зрительный образ. Слуховой, кинестетический также может сойти. Но вот скорость будет уже не той. Поэтому в мнемотехнике и используются в качестве опорных именно визуальные образы.

Создание систем опорных образов

Путем комбинирования описанных выше способов запоминания последовательности можно создавать систему опорных образов. Если вы ее будете применять, то она должна быть создана заранее. И предварительно ее требуется тщательно закрепить так, как описано выше. В принципе, они и сами хорошо закрепятся в памяти, если вы будете их использовать. Согласно пирамиде усвоения знаний 90% информации запоминается через действия. То есть, если мы что-то делаем с полученными знаниями, они наименьше забываются.

Вообще, вся мнемотехника, и системы опорных образов в частности, нужны для того, чтобы использовали информацию, пусть и в символической форме. Именно за счет этого и обеспечивается почти стопроцентное КПД.

Рассмотрим несколько способов формирования систем опорных образов:

  1. Самая простая система опорных образов – объекты, которые выделяются методом Цицерона. Помните, мы приводили в качестве примера остановку, цветочный ларек, два перехода? У вас могут быть свои образы, которые попадаются на дороге. Рекомендуется создать 100 образов, если вам приходится активно запоминать информацию. Но для начала достаточно 10-15.
  2. Метод Цицерона + выделение частей образа. Второе понятие вам незнакомо, но мы его уже рассматривали сегодня. Выделение частей образа – это пример с крышечкой от сока, которую мы приводили. Здесь последовательность действий проста. Сначала выделяем нужное количество образов по методу Цицерона, а потом в каждом из них находим еще по пять деталей, которые также можно использовать в качестве опорных. Например, представляем открытый холодильник. В таком случае, части будут следующие – дверь, верхняя, средняя, нижняя полки, морозильник. Если вы методом Цицерона выделили 100 объектов, то таким образом можно создать систему из 500 опорных образов.
  3. Все, описанное выше, плюс короткая цепочка из 5 произвольных образов, соединенных с каждым из опорных методов «Цепочка». В таком случае получается 12500 опорных образов, которые можно использовать для запоминания информации. Фактически у вас появляется внутренняя файловая система в голове.

Советуем подходить к созданию системы опорных образов творчески. Например, всю систему можно разделить на три блока. Первый используется для демонстрации фокусов с памятью, второй – для запоминания точной информации, которая может пригодиться в быту (телефонные номера, например), а третья – для запоминания учебного материала.

После того, как будет записана информация на опорном образе, новую записывать нельзя.

Мнемотехника для детей

Мнемотехника для развития памяти младших школьников почти не применяется. Дело в том, что этот навык сопряжен с огромным количеством интеллектуальных усилий, которые в силу возраста таким маленьким детям не подходят. Мнемоника им может показаться очень сложным и скучным занятием.

Это еще в большей степени касается мнемотехники для развития памяти дошкольников. В раннем возрасте нет той усидчивости, которая требуется для качественной тренировки этого навыка.

Дети

Начинать заниматься мнемотехникой для развития памяти можно подросткам, или когда человек станет взрослым. Кстати, уже в классе 8-9 она может стать эффективным средством обучения учеников, которое поможет изучить иностранные слова, длительные тексты даже на русском языке (чтобы пересказать их), для пополнения словарного запаса. Она пригодится абсолютно во всех дисциплинах, даже математике, хотя и с определенными ограничениями.

Что касается заучивания стихотворений, то мнемотехника поможет лишь выучить последовательность событий или элементов этого стиха, но дословно наизусть его можно выучить только путем зубрежки и по описанным выше правилам повторения.

Есть, конечно, адаптированные виды мнемоники с упрощенными заданиями для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, но они сильно уступают полноценной технологии запоминания.

В теории, мнемотехника поможет хорошо выучить таблицу умножения, но психология ребенка такого возраста требует дозированного подхода. На длительных временных отрезках зубрежка является не менее эффективным методом запоминания, но при этом она значительно проще в освоении маленькими учащимися, чем мнемотехника. Вообще, в любом случае информацию нужно повторять. Поэтому качественно закрепить информацию в памяти возможно только на длительных отрезках.

Мнемотехника пригодится по большей части в нескольких случаях:

  1. Если нужно знать большой массив информации уже сегодня.
  2. Если материал содержит большое количество точной информации.

Заключение

Настоящая мнемотехника начинается там, где есть система опорных образов. Поэтому рекомендуем проходить обучение в таком порядке, как описывается в этой статье. Сначала освоить правила соединения образов, потом – приемы запоминания последовательности. А потом потихоньку создавать свою систему опорных образов.

Конечно, это длительный процесс. Но у вас столько дней впереди. Дорогу осилит идущий, как говорится. Но развивать этот навык возможно только во время тренировки, и выполняя соответствующие упражнения.

Вообще, даже то, что описано в этой громадной статье – далеко не все. Мнемонические приемы запоминания охватывают значительно больше техник для качественного заучивания информации. Но стоит освоить хотя бы это.

vsepromozg.ru

Упражнения и техники тренировки памяти

Память нужна человеку для многих дел. Она полезна для эффективного усвоения прочитанной информации, процесса творчества и изобретательства, для ораторского искусства, эффективного общения с людьми и для многих других сфер человеческой активности. Про техники и приемы запоминания вы можете прочитать в нашем онлайн-тренинге «Развитие памяти», в данной же статье речь пойдет в большей степени о тренировке памяти. Здесь собраны некоторые упражнения из книги «Память не изменяет» (страница книги на Лабиринте) от издательства «Манн, Иванов и Фербер», а также рекомендации наших читателей после недавно прошедшего конкурса.

Память не изменяет

Одна из последних интересных книг по развитию памяти «Память не изменяет» написана ученой-психологом, журналистом Анхельс Наварро, которая считает: «Улучшить память не только возможно, это еще и интересно». Этот подход очень близок команде 4brain. Вот несколько упражнений из данной книги:

62-63
64-65
98-99

Рекомендации читателей 4brain

Тренировать память, как считают наши читатели, можно и другими способами, о чем говорит их собственный опыт. Ниже мы приведем некоторые комментарии форбрейновцев из нашей группы Вконтакте (орфография, естественно, сохранена):

Николай Лабутин

Пожалуй, я развиваю память ассоциативным мышлением, пытаясь с чем-то сравнить запоминаемое. Мне это казалось проще всего. А развиваю свою память периодически читая статьи на вашем сайте, для меня он сигнатурный по саморазвитию. Играю в игры на нем. Всегда хотел ее развить, ибо порой самому себе стыдно за то, что не могу запомнить слово или набор цифр. Отныне, время от времени уделяю и развитию памяти, считаю это не маловажным фактором развития!

Наталья Еремина

Нет идеального секрета развития памяти, но я считаю, что самым лучшим методом будет постоянное изучение нового материала и повторение уже изученного на практике. То есть мало знать что 2*2=4, нужно суметь практически решить этот пример, и если это удастся, то данное знание еще лучше засядет в память. А так же необходимо перестать лениться (это скорее я самой себе говорю), и изучать что либо не в одной области, а в разных. Мне легче дается запомнить материал, если я параллельно изучаю хотя бы пару предметов, но из областей, совсем не связанных друг с другом. Например, изучаю сейчас матан (ряды, диф.уравнения), а так же грубо говоря рисование. то есть я могу переключиться от утомительной нагрузки на мозг к чему то приятному душе, и тогда усталость наступает реже и мозг лучше воспринимает и запоминает информацию.

Денис Воротынцев

В век технологий использовать силу своего разума порой считается моветоном. Повсюду мы встречаем людей, которые достают калькулятор для умножения двузначного числа на однозначное или тех, что используют сложные системы списков для того, чтобы не забыть купить в понедельник молока.

Лично для меня свежа картина, когда по возвращению в институт после летних каникул я не могу писать пару дней — рука просто не слушается, я слишком хорошо отдыхал и забыл как быстро конспектировать. То же самое происходит и с памятью — use it or loose it.

Приемы тренировки памяти для каждого человека собственные и зависят только от того, что ему нравится. К примеру для повара это может быть прокручивание в голове способа приготовления своего лучшего блюда, для шахматиста — партия с закрытыми глазами(когда доска не нужна, см фильм «Белый снег России»).

Критерием правильности подбора подобных «тренировок» является желание человека упражняться. Лично я отказался от злых птиц и играю в n-back, использую мнемокарточки для запоминания иностранных слов, а не тупую зубрежку как раньше. У меня есть обширная библиотека, иногда я открываю книгу на произвольной странице и пытаюсь вспомнить что произошло дальше.

Сергей Сивый

Вообще, мысль о том, что мне нужно улучшать свою память, приходила мне в голову каждый раз, когда я забывал, куда положил ключи и что мне нужно купить в магазине.. Психанул, нашел и скачал в интернете несколько книг и начал заниматься.. Узнал о такой штуке, как мнемотехника. По началу был впечатлен и упорно ей занимался. Но потом в одной из статей узнал, что способ мнемотехники не очень желателен, т.к. как бы «засоряет» мозг ненужными ассоциациями и образами (типа цифра=буква). Поэтому был сделан упор на общее развитие мыслительных способностей, развитие концентрации и памяти. Тут помог ваш сайт)) Сейчас для развития и тренировок в основном играю в различные флеш-игры (в т.ч. и на вашем сайте), учу по одному-два стихотворения в неделю. Есть еще пару «фишек», как например: пытаться как можно точнее вспоминать все диалоги за прошедший день, или в течение целого дня стараться искать везде только определенный цвет; ну и тд.. Периодически просматриваю статьи на эту тему: вдруг какая-то информация или какие-то исследования в области памяти меня заинтересуют..

Если у меня спросят, с чего начать, то я бы посоветовал найти книги про развитие памяти и начинать с них)

Ладислав Поздняк

Мой метод изучения памяти таков. Беру и учу, учу, учу. Так много приходиться учить. Ведь я студент. мне это помогает развить память. Не плохой способ, но не достаточный. Ведь такой способ запоминания быстро утомляет.

Не будет памяти и смысла жизни нет. Постоянно что-то приходиться забывать. Мозг хоть и крутая штука но нужно уметь ей управлять. Поэтому книга «память не изменяет» отличный выбор. Ее стоит изучить, получить из нее полезные навыки и использовать их в жизни. Ведь каждый хочет добиться успеха.

Аглая Бойко

В наш век, век информационных технологий, есть большое количество способов «облегчить» задачу памяти — различные органайзеры, календари, электронные «напоминалки». Но часто злоупотребление подобными средствами приводит к тому, что память начинает слабеть. У людей засоряется память ненужной информацией из новостей и социальных сетей, и в итоге они забывают, когда у их родственников день рождения — потому что на фейсбуке или в контакте стоит неверная дата. Из-за разнообразия информации разрушаются нейронные связи в мозгу, отвечающие за длительную концентрацию и запоминание.

Мне по специальности приходится запоминать большие объёмы информации. При изучении иностранных языков помогают два метода: зубрёжки (когда нужно просто выучить какой-то текст или вопросы к экзамену) или ассоциативный. При изучении неправильных глаголов, скажем, можно проследить систему — и так намного легче их выучить.

Когда же нужно знать какой-то конспект теоретической направленности, помогает метод «римской комнаты». Прочитала о нём в одной из ваших статей. Была удивлена, что помогло запомнить объёмную лекцию.

Ещё пробую учить слова из разных языков, обозначающие одни и те же вещи. Особенно помогает с утра проснуться)

Евгений Орлов

Некоторое время назад пришел к выводу, что мои умственные способности гораздо ниже, чем я хотел бы; что память стала подводить, логические цепочки стали создаваться с трудом, нестандартные задания всё чаще водили в ступор. Решил, что пора это исправлять. Много полезной информации по данной теме почерпнул из вашей группы и вашего сайта. Короткие и доходчивые статьи помогли быстро сориентироваться в направлении работы. Теперь стараюсь, вопреки желанию мозга отдохнуть и не напрягаться больше никогда, тормошить его в любой возможной ситуации. Стараюсь запомнить как можно больше попадающихся мне случайных комбинаций цифр и букв(новые телефоны, пароли вайфай, пароли подтверждения и т.д.), с товарищами часто заседаем за настольными играми(от карточных типа преферанса до развивающего воображения диксита, от каркассона до цивилизации и многого другого). Также прикупил несколько книг по развитию мозга и стараюсь каждый день уделять минимум час чтению. Еще нашел интересный бесплатный сайт с развивающими тренировками(не знаю, можно ли здесь ссылки кидать на другие ресурсы) — тренироваться там тоже стараюсь хотя бы полчаса в день. В дополнение к тренировкам стараюсь изменить рацион питания. Отказался от алкоголя совсем(алкоголиком не был, но решил, что совсем без него будет лучше). Стараюсь употреблять в пищу больше полезного для мозга и для организма в целом. Вот надеюсь, что всё это вкупе поможет поднять свой мозг с колен.

Владимир Гущин

Я стараюсь учить каждый день по стиху различных авторов( Пушкина, Лермонтова, Бунина…), а потом воспроизвожу данные стихи в памяти. Полезно для памяти и культурного развития. Читаю книги и потом, по образам, которые создаю во время чтения, вспоминаю.

Катя Бублий

Я развиваю память мышлением. Так сказать тренирую мышцы мозга. Конечно, учи стихотворения, но еще в конце дня пытаюсь вспомнить все. От мелочей до человечиских лиц и черт. Если каждый день тренировать память, она улучшается подсознательно. Все просто. С каждым разом все проще и проще.

Светлана Падчина

Как я развиваю свою память? Память ребенка мне напоминает большой фрукт, например, гранат. Где все готово для получения и запоминания информации, все ячейки находятся в ожидании. Постепенно ячеечки заполняются — свое имя, имя родителей, бабушек, адрес, имя первой учительницы и так далее. Но кроме того наш агрессивный мир, стрессы, семейные проблемы и вот наша память уже похожа на подгнивший гранат. Поэтому каждодневно наряду за внешним уходом за собой чисткой зубов, нужно «чистить» и голову. Во-первых отсекать ненужную информацию, забывать неприятности, а для тренировки мозга нужно учить стихи, чем я благополучно занимаюсь с младшей дочерью, читать книги — любые, я читаю, любоваться природоц и цветами — я стараюсь

Виктор Яковлев

Развиваю свой метод. Сейчас даже мнемотехника уже не справляется.

Артур Гарке

Я учу стихи и отрывки из проз, прекрасный метод развития памяти. Из визуальности, замечательный метод: Изучение картин, каждый мазок кисти.. И познается красота, и развивается память.

Никита Кондратьев

По ходу дня я гуляю на улице с собакой, делаю домашнюю работу, читаю книгу, изучаю английский, что не мало важно для тренировки памяти, в перерывах между занятиями смотрю сериал, и после того как я посмотрел сериал я пытаюсь вспомнить образы героев и их имена. К концу дня записываю подробно все события, которые произошли со мной в этот день.

Лилия Шайхатарова

Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. Константин Дмитриевич Ушинский.

Конечности Бесконечности

Развиваю память я несколькими способами:

  1. Постоянно держу себя в тонусе, стараясь впитывать как можно больше полезных сведений. Студенческая пора богата на информацию, которую нужно запоминать. Определения стараюсь не зазубривать, а прежде всего понимать, классификацию чего-либо учу по табличкам и схемам, которые чёркаю в черновиках.
  2. Учу стихи на родном языке и на изучаемых немецком и английском, таблицы квадратов, кубов, цифры после запятой числа Пи (хотя это не самое полезное знание для гуманитария), новые слова и их значения, научные термины. Запоминаю телефоны, пароли профилей в разных социальных сетях, не рассчитывая на блокнот и записную книгу в телефоне.
  3. Тренирую память с помощью мобильных приложений. Иметь смартфон и не использовать все возможности, которые он даёт, — по меньшей мере странно.
  4. Находясь в новом для себя помещении, стараюсь запомнить его как можно лучше и, приходя домой, воссоздаю в памяти. То же самое порой повторяю с изображениями, людьми (одеждой, чертами лица).
  5. Не стоит забывать и про физиологическую сторону вопроса. Уделяю внимание питанию (орехи особенно полезны). Делаю с утра зарядку: она бодрит и тонизирует. По вечерам балую себя прогулкой в парке, если это позволяют сделать время и погодные условия. Стараюсь не запускать режим дня, ложиться спать в 10 вечера и вставать в 6 утра.
  6. Пару раз в неделю медитирую, чтобы избавиться от накопившегося в голове шума. Это расслабляет, и работать после медитации вдвойне приятно — улучшается концентрация, КПД запоминания также на высоте.

Галина Ащаулова

Просто идя по улице по привычному маршруту я даю специфические интересные названия окружающим предметам, будь то деревья или постройки или что-нибудь другое. А в следующий раз проходя по этому же маршруту я пытаюсь вспомнить их, и как можно больше! Вот таким интересным способом я тренирую свою память!

Дарья Жданова

Наша память — это те же мышцы, которым нужна тренировка. Мы не можем отжаться 100 раз без подготовки, точно так же, как и не можем запомнить сразу 100 слов по порядку, например. Если мы не используем нашу память, то она, как и мышцы, «атрофируется», т.к. находится в пассиве. Для того, чтобы развивать нашу память, а точнее научиться пользоваться ее возможностями, существует целый набор инструментов, разных методик, приемов, но самое главное — упражнения и практика. Мы можем использовать это в нашей повседневной жизни, хотя бы просто идя в магазин за списком продуктов или не записывая номера телефонов в память наших многофункциональных смартфонов, которые заменили нам многие функции нашего организма, а запоминая их, как, собственно это делаю я. Находя закономерности, используя метод солдата Швейка, ЦБК, или создавая разнообразные ассоциации, которые, на первый взгляд могут показаться абсурдными, но зато надолго запоминаются. Итак, как я тренирую свою память:

  1. НЕ записываю номера телефонов
  2. НЕ пользуюсь напоминалками, органайзерами, календарями и т.д., которые выполняют работу мозга.
  3. Учу иностранные языки, что заставляет поддерживать себя «в тонусе»
  4. Упражнения на концентрацию внимания
  5. Каждый день стараюсь узнать что-то новое, это позволяет взглянуть на мир шире. Кроме того, я люблю выходить из зоны комфорта — это открывает невероятные возможности))
  6. Читаю хорошие книги и посты хороших групп, как, например, эта) пользуюсь упражнениями и методами, которые появляются у вас в группе)

Список можно продолжать практически до бесконечности)

Александр Киреев

Ежедневно хожу на работу пешком, по ходу запоминаю по одному автомобилю — где стоит, модель, цвет, серия, номер, регион. Естественно, при этом использую мнемотехнические приемы — кодирую всю информацию в зрительные образы. На работе каждый день запоминаю по одному номеру телефона (сильно не утруждаю себя), а поскольку работаю юристом в организации — запоминаю реквизиты предприятий и учреждений — ИНН, ОГРН (счета не запоминаю, они имеют свойства меняться). Зачем мне эти реквизиты? — а сам не знаю, для развития памяти. А еще учу наизусть стихи. На данный момент могу 3 часа 25 минут без остановки читать Бродского. (Это только Бродского). Остальных не замерял 🙂

Леся Шерстнева

Учу стихи, но это еще с детства) когда что-то учу рисую ассициативные картинки. Изучение иностранных языков. Правильное питание, спорт (это для здоровья, т.е. Здоровой памяти). Разные игровые упражнения. Работа с подсознательным и бессознательным. Книги соответствующей тематике. И жажда быть профессионалом в своем деле, ну здесь обязательно должна быть хорошая память, поэтому я не могу ее не иметь. Главное иметь желание стремление развивать память, одно это уже делает полработы. Спасибо:)

Yaha Turaeva

По возвращению домой из школы, я пытаюсь вспомнить, то в чем были одеты мои одноклассники, вплоть до мельчащих деталей, таких как аксессуары.

А также, дома, сидя за обеденным столом я внимательно рассматриваю все, что располагается на нем, а через минуту прошу одного из членов моей семьи убрать что-нибудь со стола , и я должна понять какой предмет убрали со стола.

Андрей Журя

Свою память я развиваю посредством изучения научной литературы, конспектов и статей, необходимых мне для учёбы в университете и для развития своей деятельности. А также недавно стал играть в шахматы.

Григорий Хримян

КАК Я РАЗВИВАЮ ПАМЯТЬ

Памятью интересовался давно, но именно практикой занялся недавно.

Поэтому в моем ответе будет стратегическая программа по развитию памяти.

Сперва надо четко понимать, что и зачем надо учить

Представлять, ГДЕ И КАК ты будешь применять эти знания. Это даст МОТИВАЦИЮ .

Заучивание ради заучивания считаю бессмысленным и захламляющим мозг.

Очень важен физиологический аспект. Питание и физ активность.

Исключил из рациона:

  • рафинированный сахар и все, что его содержит,
  • чай и кофе,
  • консервы,
  • нездоровое сочетание продуктов.
  • Ем цельные злаки (макробиотика наберите),
  • фрукты овощи,
  • финики (куча сахаров и витаминов),
  • инжир, обязательно орехи,
  • скоро начну проращивать зерна (это лаборатория для мозга).

Мозг очень чувствителен к воде (ПЬЮ 2 ЛИТРА в день чистой воды) и физической активности.

Архиважен хороший сон. Шавасана и 3 секретных упражнений из йоги перед сном.

Собираюсь создать неcколько МАТРИЦ для заучивания больших списков. В качестве матриц: числа, буквы, число-буквы, страны, алфавит и т.д.

К разным матрицам привязываются СПИСКИ:

интересных историй, смешных историй, личностей и афоризмов.

Заучивание иностранного, а лучше двух языков. Мне понравился метод заучивания слов на АССОЦИАЦИЯХ. Подбирается похожее по звучанию слово и яркий образ-связка.

Хочу начать делать упражнение ПОТОК ОБРАЗОВ. Это мощное упражнения для наращивания мозговых связей.

Очень хорошо способствует укреплению памяти, развитию фантазии (ЛУЧШИЙ ДРУГ ПАМЯТИ) и нестандартному мышлению.

Мнемотехника мнемотехникой. Но надо развивать и кратковременную, визуальную, фотографическую память и т.д.

Собираюсь использовать для этого КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР 9 в 1. Там много разных упражнений, очень хорошая вещь.

Обязательно необходимо ПОВТОРЕНИЕ. Что-то все равно будет забываться. Понравился метод 4-х ящичков, с расширяющимися размерами.

Заводятся карточки, перекладываются и повторение будет происходит через ВСЕ БОЛЬШИЕ ПРОМЕЖУТКИ ВРЕМЕНИ. В соответствии с исследованиями. Хорошая проверка и закрепление.

Заинетерсовал метод Келли. Планирую его пройти. Также хочу написать свои собственные ИНТЕРНЕТ ТРЕНАЖЕРЫ по мгновенному считыванию фактов из текста и их мнемоническому запоминанию.

Чтение РАЗНЫХ КНИГ И МЕТОДИК. Методов запоминания огромная масса, искать, изучать, затачивать под себя.

Запоминаю  необходимые телефоны, номера заказов, идентификационные данные и другую числовую инфу. Очень удобно. Использую САМЫЙ УДОБНЫЙ ЧИСЛО-БУКВЕННЫЙ КОД. Странно, но лишь в одном месте его встретил.

Искал хорошие группы в ВК. В основном рекламят какие-то тренинги.

Но в этой группе очень много полезной информации.

Юля Иванова

Как я развиваю свою память?

В принципе память у меня неплохая. Но я долго шла к тому чтобы запоминать немалые размеры информации. Начинала я с самого легкого. Я запоминала номера машин, номера телефонов,названия улиц. Далее я стала учить небольшие стихотворения, позже перешла к большим. Затем я начала читать книги. После каждой прочитанной главы я мысленно пересказывала то что прочитала. Так же каждый день я учила по одному иностранному слову.

Антон Грищенко

Существует огромное количество экспериментальных подтверждений того, что человеческая память идеальна. Под словом «идеальна» в данном случае подразумевается то,, что человеческий мозг ничего не забывает. По крайней мере то, что вы когда-то действительно помнили. Например, широко-известен эксперимент, когда людям показывали 10 000 человеческих лиц и спустя примерно 10 лет, показывая фотографии различных людей, спрашивали: «Вы уже видели этого человека?» и люди отвечали правильно примерно в 80 % случаев, что казалось чем-то невероятным. Подобных подтверждений действительно много, поэтому, на мой взгляд, вопрос «Как улучшить память?» не совсем корректен, более правильно задать вопрос «Как научиться пользоваться собственной памятью?». И именно на него я и постараюсь ответить.

Разумеется, ключевым элементом в вопросе «Как научиться пользоваться своей памятью?» является мнемоника, которую можно считать настоящим искусством, учитывая многообразие различных систем. Лично я использую несколько из них. Во-первых, для запоминания чисел и карт я предпочитаю ЧДП (Человек-действие-предмет), которая серьезно превосходит более распространенную систему БЦК. Во-вторых, помимо чисел очень важны языки и просто текст, скажем, заметки, статьи или даже книги. Если последнее нарабатывается практикой, то для изучения иностранных слов и выражений я использую метод Доминика О’Браена, 8 кратного чемпиона мира по запоминанию. В-третьих, я лично разработал некоторые специфические мнемонические системы, например, для преобразования алгебраических выражений в образы. Разумеется, все это подкрепляется идеей Дворца памяти/Чертог разума/Метода Цицерона (названий у этой идеи очень много).

Тем не менее, не стоит думать, что дело ограничивается лишь мнемоникой. Вовсе нет, очень важно и само развитие мозга. На этот вопрос можно посмотреть следующим образом: если у вас есть программа, которая исполняет какой-то алгоритм, то вы получаете результат за определенное количество времени. Но даже если использовать самый оптимизированный алгоритм для поставленной задачи, вас может подвести аппаратная составляющая, которая не сможет в полную силу раскрыть потенциал алгоритма и время исполнения будет не оптимальным. Именно поэтому важен и сам мозг. Вот почему я считаю очень важными несколько компонентов: правильное питание (лосось, грецкие орехи, черника, шпинат, горький шоколад и так далее), хороший сон, а также постоянные ментальные упражнения.

Это мои идеи на тот счет, как научиться пользоваться памятью. Тем не менее, было бы некорректно не сказать о том, чего делать не стоит.

В первую очередь я бы хотел поговорить об одном распространенном мифе — стихотворениях. Но для начала небольшое отступление.

Многие люди всерьез считают, что память подобна мышце. С одной стороны, это так. Память подобна мышце с той точки зрения, что ее можно улучшить, накачать (в моей интерпретации — научиться пользоваться и показывать лучшие результаты). Но с другой стороны, в корне неверно полагать, что просто увеличивая количество «подходов» в запоминании чего-то, вы принесете себе пользу. Кажется, за счет подобного мифа еще лет 10 назад в школе заставляли активно учить наизусть большие произведения, полагая, что это принесет детям пользу. Я говорю именно о механическом запоминании. И на этой ноте вернемся к стихотворениям.

Мысль в том, что если каждый день «зазубривать» новое стихотворение, то со временем вы не станете запоминать информацию, скажем, те же стихотворения, быстрее, а все произойдет скорее наоборот — это лишь навредит вашей скорости запоминания. Но не стоит верить мне на слово, есть научные исследования, подтверждающие мои слова. Если кому-то действительно интересно, не думаю, что это будет трудно найти в Google.

Таким образом, мой рецепт идеальной памяти следующий: Мнемоника + Развитие мозга (правильное питание, сон, интересные задачи) + Отсутствие занятий, которые лишь вредят памяти, например, механическое заучивание стихотворений каждый день.

Сергей Астунин

Как я развиваю свою память?

У меня есть несколько действенных способов совершенствования памяти. Взять, к примеру, обычное вечернее чтение книги, мой обязательный ритуал перед сном. При чтении, всегда стараюсь запоминать меткое выражение автора — в разговоре будет не лишним выдать интересную цитату, подходящую по случаю.

Находясь в машине, в качестве пассажира, стараюсь запоминать с десяток песен, транслируемых по радио. Ну или запоминать номера автомобилей. Банально? Согласен. А попробуйте, вместе с номерным знаком, запомнить регион, марку и цвет автомобиля и количество пассажиров. Вот это уже задачка!

По пути в университет, я прохожу мимо отделения банка, где висит таблоид с курсом валют. Сможете ли Вы вспомнить вчерашний курс доллара или евро? Позавчерашний?

Но ведь кроме запоминания цифр и цветов, необходимо задуматься и о правильном питании. Очень полезно внести в рацион злаки и зерновые продукты, а также фрукты и овощи.

Так же очень важна физическая нагрузка, так как при занятиях спортом кровь лучше доходит до мозга. В итоге мозг насыщен кислородом, самочувствие отличное, запоминание нового проходит увереннее и быстрее.

Очень важно каждый день узнавать что-то новое, не забывая повторять старое. Достаточно прочитывать одну книгу в течение 1-1.5 недели, пусть даже и перечитывать ее же. Повторение — мать учения! С каждым разом вы будете узнавать и открывать для себя что-то новое!

Но всему нужен отдых. А самый лучший отдых для мозга — что? Сон. Полноценный. Не менее 8 часов в день.

Подведем итог. Для развития памяти необходимо:

  1. Правильное, здоровое питание
  2. Полноценный отдых
  3. Небольшие упражнения для для мозга
  4. Постоянная, не обязательно изнурительная, физическая нагрузка
  5. Повторение пройденного материала
  6. Изучение нового каждый день

Никогда не бойтесь каждый день пробовать что-то новое! ищите более увлекательные пути саморазвития! В мире существует огромное количество всяческих методик, кто знает — может быть завтра именно ваш метод развития станет всемирно известным и достойным подражания?

Танічка Сціра

Я развиваю свою память путем познания все нового и нового. Нагрузка на мозг способна принести мне хорошие результаты. Также я стараюсь читать что-то новое каждый день, бывать в новых и местах и делать сумасшедшие вещи.

4brain.ru

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Умение быстро схватывать и запоминать информацию многие считают природным феноменом, даваемым от рождения, достичь которого невозможно. Однако, многочисленные исследования и разработанные техники говорят о том, что приобрести подобный навык можно. Достаточно освоить методику скорочтения и развития памяти для детей.

Память ребенка и умение читать

Память – одно из уникальнейших свойств нашего мозга, позволяющее не только ориентироваться в пространстве и добывать ресурсы, но и передавать знания из поколения в поколение. Формироваться она начинает еще в младенческом возрасте, помогая малышу осваивать мир. В первую очередь она возникает как отпечаток сенсорной информации, именно поэтому события, связанные с сильными эмоциями, запоминаются лучше.

Книги

Постепенно происходит освоение других видов памяти и, в том числе, словесно-логической. Во многом формирование памяти зависит от ее развития в детском возрасте. Если родители периодически занимаются с ребенком, выполняют с ним различные упражнения, то и возможности к запоминанию у него будут выше. Такому дитя легче будет учиться в школе, а в дальнейшем оперировать большими объемами информации, что необходимо в любой престижной профессии.

Словесно-логическая память напрямую связана с умением читать и воспринимать информацию. При ее нормальном развитии ребенок хорошо осваивает речь, может прочитать и воспроизвести текст. Чем лучше работает память, тем больше соединений нервных волокон в головном мозге и тем легче информация по ним передается в разные отделы. В результате прочтения текста, его анализ и осмысление происходят быстрее. Это и есть навык скорочтения.

Для большинства из нас он связан с уроками чтения, на которых учителя проверяли способности прочитать текст вслух на время, однако, при этом не учитывалось восприятие представленной информации. В то же время реальные методы развития памяти и скорочтения связаны между собой напрямую, поскольку предполагают умение не только прочитать текст, но и запомнить его.

Несмотря на то, что основные процессы закладываются в детстве и во взрослом возрасте можно освоить методики скорочтения.

Читаем быстрее

Средняя скорость чтения для человека составляет порядка 1,5 тысяч знаков в минуту. Быстрой считается скорость – 3 тысячи знаков, а очень быстрой – 5 тысяч. Оценить свои навыки самостоятельно легко. Достаточно взять незнакомую книгу и секундомер. Для удобства можно воспользоваться линейкой. Засекаем время и вперед. При этом важно учесть, что текст должен быть не просто воспроизведен, а понят, то есть вы можете его пересказать.

Низкая скорость чтения бывает из-за нескольких причин, если отбросить различные логопедические проблемы, то можно выделить три основные из них:

  • невнимательность;
  • маленький словарный запас;
  • привычки проговаривать слова губами.

Понятно, что любое из этих препятствий можно преодолеть, если приложить немного усилий.

Для развития техники скорочтения можно воспользоваться тремя способами:

  • самостоятельно освоить упражнения по скорочтению и развитию памяти через специализированную литературу;
  • воспользоваться современной техникой и обратиться к компьютерным программам;
  • пойти на специальные курсы по быстрочтению.

Выбор метода зависит от предпочтений человека и особенностей его восприятия информации. Кому-то тяжело заставить себя заниматься самостоятельно, а если есть запись на курсы и некая ответственность перед другими, то он серьезнее будет относиться к процессу и достигнет больших результатов. Кому-то легче работать с компьютерной программой, которая готова предоставить возможности к обучению в любое время. А кто-то легко позанимается с книжками, включив в процесс всю семью.

Круг

Попробуем рассмотреть разные способы.

Как выбрать курсы по скорочтению

Для этого следует ориентироваться на три момента:

  • методология обучения;
  • компетентность педагога;
  • отзывы учеников.

Первый пункт – техника.

Если организация рекламирует суперуниверсальные методы, которые не требуют долгих стараний и упорства, а предлагают задействовать, например, подсознание, не стоит обращаться на такие курсы. Это полная ерунда, за которую придется заплатить деньги, а потом почувствовать себя обманутым.

Традиционные методики строятся по одному из двух направлений: техническому или аналитическому.

При техническом происходит тренировка внимания, умения выделять основную мысль из контекста, развитие периферического зрения, чтения по диагонали и так далее.

При аналитическом подходе упор делается не столько на скорость, сколько на осмысление текста. Здесь вырабатывается умение анализировать информацию, выделять основные мысли, сопоставлять разорванные отрывки и прочее.

Для развития памяти второй способ подходит больше.

Далее педагоги. Если сам преподаватель освоил техники и может продемонстрировать свои навыки, он сможет и доходчиво ответить на ваши вопросы:

  • Каким образом он подбирает методику?
  • Как будет происходить обучение?
  • Нужно ли выполнять домашнее задание? И еще множество мелких вопросов, которые возникают по ходу разговора.

Сам педагог должен располагать к себе, так же, как и атмосфера в школе.

Отзывы о школе могут многое рассказать о ее эффективности. Лучший вариант, если кто-то из ваших знакомых проходил обучение и может поделиться своими впечатлениями. За неимением лучшего, можно поискать на форумах и различных сайтах, однако там отзывы могут быть заказными, особенно если все они положительные.

Программа быстрого чтения

Любители интернет ресурсов могут воспользоваться специальными программами, помогающими развивать скорочтение.  Среди них есть профессиональные, отличающиеся большим охватом доступных методик и наличием упражнений для проработки всех элементов быстрого чтения. Это:

  • AceReader, разработчик — StepWare, Inc.;
  • RocketReader, разработчик — Creative Windoware Pty Ltd;
  • Universal Reader от Triosade Technologies;
  • Система скорочтения, разработчик — Зеленый Остров;
  • Тренажер освоения техники быстрого чтения, разработчик — Василий Корняков

Мозг

Такие программы дают максимальный результат, но стоят недешево и применяются преимущественно школами, работающими с клиентами. Для индивидуальных занятий вполне подходят любительские программы, которые можно найти в интернете бесплатно:

  • Программа Spritz развивает высокую скорость чтения, в специальное поле нужно вставить текст и установить скорость, с которой планируете его читать. Она позволяет проверить свои способности и развить их;
  • Вторая программа Psy games представляет собой комплекс упражнений, помогающих расширить поле зрения, развить внимание и память, повысить скорость реакции;
  • Комплекс Speed reading software тоже включает спектр упражнений, позволяющих увеличить скорость чтения, загружается на любой носитель, поэтому работать с нею можно повсеместно.

Самостоятельные занятия

Освоить скорочтение и развить память можно и без посредников. Для этого потребуется немного усидчивости и терпения, ведь процесс длительный, он занимает не один месяц, а выполнять упражнения нужно регулярно.

В магазинах или в интернете можно найти массу книг, предлагающих методики по быстрому чтению и развитию памяти, одна из наиболее популярных — У. Аткинсон — «Память и ее развитие», но она ориентируется только на способность запоминать.

Один из важнейших моментов развития скорочтения – это ежедневное прочтение нескольких страниц книг или газет, только не глянцевых журналов с рекламой, а именно серьезного материала, несущего в себе информацию. Для освоения техники необходимо ориентироваться на пять умений:

  • сконцентрировать внимание;
  • улавливать поле периферического зрения;
  • подавлять артикуляцию;
  • быстро выделять суть текста;
  • высокую скорость мышления.

Первоначально стоит выяснить проблему, из-за которой скорость низкая и решать ее, параллельно развивая другие качества.

Расширить поле зрения можно с помощью таблицы Шульца, её легко найти в интернете или специальных сборниках, и заниматься в любое время. Принцип работы с ней строиться на том, чтобы за короткий промежуток времени успеть охватить взглядом и запомнить цифры, расположенные вокруг центрального знака.

Еще один прием – расфокусировака взгляда, она помогает увидеть предметы, которые при обычном направленном взгляде незаметны.

Тренировка внимания – основной механизм, позволяющий развивать скорость и понимание текста. Для его развития существует множество простых и сложных упражнений. Например, взять текст и попытаться на время вычеркнуть в нем все буквы «О», затем усложнить и вычеркнуть все буквы «Н» (или любую другую), затем сделать это с двумя и тремя буквами.

Еще одно упражнение – Цвета, они выделены не обязательно тем тоном, который написан, а прочитать нужно именно сам цвет. Для многих это проблематично. Эффективным способом является отгадывание загадок и решение ребусов, ведь там все сосредоточено в деталях, на которые и необходимо обращать внимание.

Цвета

Избавиться от регрессии, то есть от привычки возвращаться назад при чтении, можно несколькими способами: при чтении текста, закрывать уже считанное листом бумаги или рукой, чтобы нельзя было к нему вернуться. То же самое получается, если использовать указку, в качестве которой может выступать карандаш или палец. Нужно вести указкой по тексту и следить за ее движениями.

Чтобы избавиться от артикуляции во время чтения можно стучать пальцем по губам, это не дает им двигаться и привлекает внимание чтеца к их положению. Также специалисты советуют выполнять параллельное действие или одновременно слушать музыку.

Развить скорость мышления можно с помощью нестандартного чтения, когда книга поворачивается под необычным углом, например, вверх ногами, и при этом нужно освоить приведенный в ней текст. В том же направлении используется методика с пропущенными буквами, которые нужно вставить по ходу чтения.

Обсуждения и осмысление текста помогает увеличить его понимание. После прочтения нужно закрыть книгу и попытаться составить план текста, дать ему название и выделить основные термины. Это упражнение хорошо влияет и на внимание, и на скорость мышления.

Когда начинать

Осваивать технику скорочтения специалисты рекомендуют не раньше 14 лет, когда ребенок уже освоит основы обычного чтения и грамотности. Если начать раньше, ему будет сложнее проходить школьную программу.

В то же время упражнения для детей на развитие памяти и скорочтения встречаются повсеместно. Все эти привычные лабиринты и сравнения картинок, загадки, стишки и прочие средства являются своеобразной гимнастикой для памяти и внимания. Поэтому ребенок обязательно должен их осваивать. Многое в данном случае зависит от родителей, которые готовы потратить время и силы на собственного малыша. Но не стоит и чересчур увлекаться, выращивая гения. Чрезмерная концентрация на данном вопросе не позволяет ребенку развивать другие сферы жизни, в том числе психоэмоциональную, и в будущем у него могут возникнуть проблемы с общением.

До какого же возраста можно развивать скорочтение? Хоть до какого, мозг человека функционирует до конца его жизни и всегда готов к нагрузкам. Просто в более старшем возрасте будет немного сложнее из-за меньшей гибкости ума, но с другой стороны, это способ поддержать его в тонусе и улучшить в общем мышление. А это очень важный момент в предупреждении старческого слабоумия.

Развить способности к скорочтению может любой человек, сделать это в молодом возрасте легче. Для освоения методики существует масса всевозможной литературы и компьютерных программ. Главное, чтобы было желание и достаточно терпения. Даже не освоившие технику в совершенстве люди отмечают улучшение памяти, внимания и мышления, а также более легкую работу с текстами и их понимание.

vsepromozg.ru

Техники развития внимания, памяти и интеллекта | Сайт видео

Техники развития внимания, памяти и интеллекта. Автор видео — Иван Полонейчик

Развитие внимания


Как считает автор, этого упражнения на развитие внимания будет достаточно, чтобы закрыть все вопросы, связанные с недостатком внимательности. Эта методика взята из арсенала великого психолога, режиссёра, актёра Станиславского Константина Сергеевича. Станиславский выделял три круга внимания. Первый круг Станиславский называл — большим. Если рассматривать ситуацию применительно к театры, то это зрительный зал в целом. Средний круг – это сама сцена. И малый – мизансцена, т. е. элементы возле актёра. А известный психолог Владимир Леви предложил ещё добавить внутренний круг внимания — внутреннее состояние человека, его ощущения, настроение…
Первое упражнение на развитие внимания по системе Станиславского — Леви называется «Прожектор». Выполнять его можно практически в любой обстановке — дома, в офисе, в автобусе. Перед выполнением произносите про себя фразу: «У меня в голове расположен прожектор – яркий луч, и я вижу только то, что он освещает, всё остальное находиться в темноте. Этот прожектор и есть моё внимание. Вы берете прожектор, и выбираете какой — то круг внимания, допустим, средний (например, шкаф, находящийся в комнате). Как только почувствовали, что внимание начинает «уходить», то переключаете его на предмет из другого круга, и так далее. По заявлению Полонейчика, если вы это упражнение будете практиковать по 1 — 2 минуты по несколько раз в день, то ваше внимание вскоре фантастически улучшится. Следующее упражнение на развитие внимания называется «учусь смотреть». Вы произносите ту же фразу о прожекторе, выбираете какой — нибудь предмет, например ручку, и рассматриваете на ней все детали в течение 1 — 2 минут, при этом можно моргать. На какие — то моменты ваше внимание будет уходить от этой ручки, и когда это происходит, то возвращаете его на место.
Третье упражнение — «учусь впитывать». Опять берёте предмет и внимательно рассматриваете его, затем закрываете глаза и мысленно этот предмет воспроизводите. По началу, скорее всего, в воображении предмет будет в виде размытых контуров. Но через 2 недели, при каждодневных упражнениях, предметы будут воспроизводиться чётко, как на ладони. И если у вас проблемы с визуализацией, то вскоре они будут решены.
Полонейчик рекомендует не шарахаться от одной методики к другой, а сконцентрироваться на этих упражнениях на развитие внимания, и вы значительно разовьёте свои способности.

Как запоминать в 5 раз быстрее любые тексты и иностранные слова? Узнайте ЗДЕСЬ!

Развитие памяти


Выдающийся английский исследователь памяти Аткинсон придумал упражнение для развития памяти — «система накоплений». Итак, в чём её суть. Первый месяц каждый день выучиваете по 4 строки какого-нибудь стихотворения, желательно поэмы, и вспоминаете все ранее выученные строки. Например, сегодня — в первый день тренировки вы выучили 4 строки, завтра — вы вспомнили и произнесли их, и выучили ещё 4. Послезавтра вспомнили 8 строк, и ещё 4 выучили и т. д. Всего за месяц – 120 строк. Во второй месяц каждый день выучиваете уже по 8 строк. За месяц получается 240, всего — 360. И все их необходимо вспоминать.
Если вы упражнение для развития памяти выполняли ежедневно, то на 61 день вам необходимо будет вспомнить 360 строк. Необязательно вспоминать «за один присест», можно частями на протяжении дня. Акцент в упражнении как раз и делается на вспоминание. Можно иногда пропускать выучивание, а вот вспоминание необходимо делать ежедневно. На третий месяц можно наращивать темп, но Полонейчик считает, что эффективнее просто читать стихи и повторять их по памяти. Автор видео упоминает об одном забавном эксперименте, который в течение месяца проводился в одной из школ. Одна часть учеников ничего не учили, вторая часть учащихся выучивали то, что им нравилось — к примеру, попсу всякую, а третья — поэзию Пушкина. И после проведения эксперимента развитие тех, кто учил стихи Пушкина, превосходило и вторую, и особенно первую группу.
Что же в первую очередь следует учить? Во — первых, ритмика выучиваемых стихов должна соответствовать ритмике русского языка. Естественно это поэзия Пушкина и Лермонтова, в частности «Граф Нулин», «Мцыри», «Песня о купце Калашникове», «Евгений Онегин». Правда, обязательное условие — то, что вы учите, должно вам нравиться. И один из главных моментов, по мнению автора — полюбить поэзию. Полюбив её — вы разбудите свою душу, а разбудив душу, вы повысите свой интеллект, и ваша популярность в обществе значительно возрастёт. Ну, а если вы это упражнение для развития памяти будете делать «из под палки», то эффект от его выполнения будет гораздо ниже.

Техники развития памяти от чемпиона России по запоминанию

Развитие интеллекта


Речь и интеллект тесно между собой связаны. Чем у человека более чёткая, понятная, структурированная речь, тем выше уровень интеллекта. Это одна из причин, почему представители сельской местности менее интеллектуально развиты. Ибо речь у них, как известно, белее бедна и несвязна.
Полонейчик предлагает простое упражнение для развития интеллекта. Суть упражнения в следующем: прочитываете несколько страниц книги, и пересказываете прочитанное под диктофон (диктофон желательно использовать кассетный (в смысле «дореволюционный»). Почему так, автор также даёт этому объяснение в видео). И не удивляйтесь, если первый пробы будут провальные. По мере выполнения упражнения ваша способность чётко, понятно пересказывать будет возрастать, а повышение интеллектуальных способностей также не заставит себя ждать. Почаще пересказывайте вслух прочитанной и ваша речь будет красиветь, а интеллект «брать новые высоты»!

Другие записи по теме:

um-telo.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о