Творчество как вид деятельности – , . —
Творческая деятельность – это что такое? Определение :: BusinessMan.ru
Представить себе жизнь человека без творчества практически нереально. Даже в каменном веке люди тянулись ко всему прекрасному и создавали предметы, которые становились неотъемлемой частью культуры. Человечество прошло огромный путь – от наскальных рисунков до развития высочайших технологий. Творческая деятельность – это не просто новые открытия и создание неповторимых ценностей. Это то, без чего невозможно представить себе планету Земля.
Что такое творческая деятельность?
Этот термин обозначает создание человеком нового, ранее не существовавшего продукта. К такой деятельности можно отнести не только музыку, живопись или поэзию, но и огромное множество других направлений. Каждый человек способен заниматься творческой деятельностью, невзирая на свои профессиональные навыки. Это может быть пассивное участие в исследованиях или проведении научных опытов. Любой, кто сопереживает или выражает другие эмоции, может с уверенностью сказать, что занимается творческой деятельностью. Этот факт относится не только к людям – даже животные способны демонстрировать свои таланты посредством уникальных возможностей.
Виды творческой деятельности
Невзирая на все негативные факторы человеческой жизни, гении рождались и создавали свои нетленные творения. Даже в заключении и нищете люди не могли прожить без того, чтобы не привнести в этот мир ничего нового. Каждый человек рождается творцом и имеет задатки гениальности. Дальнейшее развитие талантов зависит только от самого индивидуума.
Художественное искусство
Эта творческая деятельность всегда занимала особое место в жизни человечества. Произведения художников считаются культурным наследием и подлежат тщательному анализу. Их хранят в помещениях с определенной температурой и зачастую в специальных рамках, которые предотвращают разрушение холста. Величайшие творцы оставили неизгладимый след в искусстве. Улыбка «Моны Лизы» уже 5 веков не дает покоя всем ценителям творчества Леонардо да Винчи. Пожалуй, самая знаменитая в мире картина вызывает много толков и пересудов. Кто-то сравнивает загадочную женщину с хищницей перед прыжком. Кому-то она кажется идеалом красоты. А есть и такие, кто не видит в ней ничего необычного и не понимает шумихи вокруг этого портрета.
Благодаря художникам современные люди могут представить, как жили и выглядели люди несколько веков и даже тысячелетий назад. Самые значительные картины не выставляются на продажу, но даже не столь выдающие произведения известных авторов стоят порой целое состояние. Ценители готовы отдавать большие деньги за право владеть произведением искусства. Та же «Мона Лиза» оценивается в миллиард долларов, но увидеть ее на аукционе никогда не удастся. Не только да Винчи создавал шедевры. Картины Моне, Рембрандта, Тициана, Гойи, Сальвадора Дали. Ренуара, Ван Гога являются частью мирового культурного наследия и никогда не выставляются на продажу.
Музыка
Это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть жизни любого человека. Под музыку заключаются браки и провожают людей в последний путь, без нее невозможно представить праздник или романтический вечер. Вид этой творческой деятельности способен вызвать самые разные эмоции – от ненависти до любви. Недаром композиторы писали музыку для маршей, под которые солдаты уходили на войну. Она вызывала не только патриотические чувства, но и придавала уверенности в победе. В современном мире все чаще музыка звучит в операционных и помогает хирургам во время проведения сложных операций. В художественных фильмах композиции способны настроить зрителя на нужный лад и даже предупредить о том, что будет в следующей сцене.
Как и художники, композиторы и музыканты посредством своего творчества передают настроение. Слушатель может легко представить себе ситуацию, которая стала источником вдохновения для автора. Наиболее сильно на человеческие эмоции может влиять лирика. Мелодии драматического и эпического рода имеют свои свойства, но струны в душе затрагивают чувственные лейтмотивы. Стоит отметить, что музыка способна воздействовать не только на человека. Некоторые животные воспринимают мелодии и даже реагируют на них на физическом уровне.
Литература
К этой творческой деятельности человечество относится с особым трепетом. Чтение всегда было одним из самых лучших способов провести свободное время с пользой. Оно развивает воображение и заставляет испытывать самые разные эмоции. Писатели и поэты способны вовлечь своим талантом в невиданный мир приключений, любви или детективных головоломок. Творцы человеческих душ, учителя и педагоги, с детства прививают любовь к чтению, потому что литература способна изменить любого человека. Любовь к поэзии прививается с целью сделать из маленького человека чувственного и духовно развитого члена общества. Множество романов, детективов и прочих литературных произведений могут дать читателю необходимый жизненный опыт.
Кинематограф
Кинематограф не так давно стал неотъемлемой частью жизни. Желание показать людям то, что они читали в книгах, привело к развитию творческой деятельности в области визуального искусства. В данный момент художественные фильмы и анимация занимают первое место среди популярных развлечений в мире. Более ста лет люди ходят в кинотеатры, чтобы окунуться в другой мир и пережить незабываемые моменты. Благодаря этому виду творческой деятельности человечество может легко перенестись в прошлое или заглянуть в будущее, а также узнать о подробностях важных исторических событий. Кинематограф может развивать такие чувства человека, как интуиция, сострадание, любовь, ненависть и многие другие.
Декоративно-прикладное искусство
Не менее важная часть творческой деятельности включает в себя огромное множество составляющих: шитье, вышивание, вязание, ткачество, выжигание, резьба, мозаика, витраж, декупаж, лепка, скульптура, плетение, роспись. С этим видом искусства человек сталкивается каждое мгновение. Вся жизнь наполнена узорами на отделочных материалах, посуде, одежде, предметах обихода. Особое внимание стоит уделить такому виду, как скульптура. Памятники, которые символизируют важные для страны и мира события, а также значимых в истории людей, всегда занимали большое место в жизни общества. Еще несколько веков назад скульптура была самым популярным видом искусства, ею восхищались все – от простого народа до королей. Сейчас другие приоритеты, но она по-прежнему имеет свой вес в культуре.
Почему важно заниматься творческой деятельностью?
Во все века искусство играло большую роль в жизни человека. Тяга ко всему прекрасному привела к тому, что развитие у детей творческой деятельности стало носить массовый характер. Большое множество кружков по интересам и различных секций есть в любой стране. У ребенка есть возможность выбирать, чем он хочет заниматься в свободное время. Выбор поистине огромен, и это существенно повлияло на развитие многих отраслей в последние несколько десятков лет. Уже с детства ребенок должен учиться и развиваться в нескольких направлениях, помимо школьной программы. Это поможет достичь успеха в будущем, ведь такие люди будут уметь выражать свою индивидуальность.
Дети и искусство
Творческая деятельность детей помогает раскрыть все стороны личности ребенка. Не стоит возлагать большие надежды на малыша и ждать от него шедевров – для взрослого человека эти творения могут не нести никакой ценности. Но именно по работам детей можно легко определить их душевное состояние и помочь с выбором профессии в дальнейшей жизни. Не стоит ставить перед ребенком каких-либо заданий в процессе творческой деятельности. Только фантазия и воображение должны сопровождать их на пути к искусству. Для детей неважен конечный результат – им интересен сам процесс. Как и в любом другом жизненном аспекте, нужно хвалить ребенка за любые достижения и результаты. Это воодушевляет и придает сил для новых свершений.
Больше чем увлечение
Организацией творческой деятельности важно заниматься каждому родителю. Даже в домашних условиях всегда можно найти интересное занятие для малыша. Любая игра может развивать воображение и легко выявить таланты у ребенка. Рисование способно уже в первые годы после рождения определить, есть ли у вашего чада талант к этому виду искусства. Развивающие игры могут дать ответ на вопрос о том, в какой области ребенок будет наиболее успешен.
Учебные заведения
Большая ответственность ложится на плечи воспитателей и преподавателей. Именно от них зависит, насколько ребенок будет развит и способен понимать окружающий мир. Большинство учебных заведений имеют кружки по интересам, и в школьной программе присутствуют занятия музыкой. Помимо этого, проводятся праздничные мероприятия, на которых дети могут полностью раскрыть свой талант в спектаклях, сценках и музыкальных выступлениях. Уроки химии и физики включают в себя практические занятия и опыты, а это тоже неотъемлемая часть творческой деятельности. Русский язык и литература развивают воображение посредством изложений и сочинений на заданные темы. Давно доказано, что абсолютно любой ребенок имеет способности к творческой деятельности, и задача учителей — увидеть их и помочь развить. Не стоит забывать, что выбранные и навязанные родителями занятия могут навредить и оттолкнуть детей от искусства.
Значение творческой деятельности в современном мире
Начало нового века перевернуло представление о культуре. Глядя на современных творческих людей, простой обыватель неоднозначно оценивает их деятельность. В умах укрепилась мысль, что это бездельники, которые просто не хотят физически работать и поэтому становятся писателями, актерами, музыкантами и модельерами. Но в то же время эти люди с радостью потребляют продукт их творчества: фильмы, песни, одежду и многое другое. XX век был перенасыщен войнами, и мировоззрение человечества изменилось. Однако даже в самые трудные времена именно искусство позволяло людям справляться с горестями и бедами.
В новом тысячелетии творческая деятельность человека стала необходимостью. У каждого теперь есть возможность заниматься любимым делом и получить призвание в выбранной профессии. Без творчества люди до сих пор жили бы в каменном веке. Только интерес и любопытство сделали человека разумным существом. Все изобретения и открытия были частью творческого процесса. Чтобы не останавливаться на достигнутом и продолжать улучшать качество жизни, необходимо постоянно двигаться вперед и дать волю воображению и фантазии. Ведь то, что еще пятьдесят лет назад было описано в фантастических романах и считалось невероятными выдумками, сейчас уже доступно любому человеку!
businessman.ru
Реферат по дисциплине: «Промышленные технологии и инновации» на тему: «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений»
Выполнил:ст. гр. Б3121 Гайдукова Ксения Принял: ст. пр. Шаталов П. В.
Воронеж 2017 г. Содержание 1. Введение……………………………………………………………………….3 2. Понятие творческой деятельности и её виды………………………………..4 3. Агентство по организации праздников………………………………..…..10 4. Заключение…………………………………………………………………..14 5. Список использованной литературы..…………………………………..…15
Введение Каждому человеку в жизни нужно проявлять определённую деятельность в силу разных причин: в силу заработка или из-за любви к своему делу. Причин может быть много. На земле на данный момент около 7 миллиардов людей. Все мы разные, и у каждого из нас своя деятельность. Но всех нас объединяет эта общая нужда что-то делать, нужда цели в жизни. Ведь иначе наша жизнь будет казаться нам бессмысленной. Вернее, не будет казаться, а будет таковой: у тебя нет цели в жизни – значит ты ничего не делаешь, значит не несёшь никакой пользы обществу, значит «прожигаешь» свою жизнь впустую.
Понятие творческой деятельности, её виды и направления. Творческая деятельность – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое. Творчество – это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно. Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет. Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров. Среди основных видов творческой деятельности человека мы можем выделить следующие: 1. Социальная творческая деятельность 2. Научная творческая деятельность 3. Техническая творческая деятельность 4. Художественная творческая деятельность Творчество как социальное действие. Понятие социального действия связано прежде всего с практической деятельностью людей в сфере материального производства и изменением или совершенствованием существующих общественных отношений. Деятельность следует понимать как любое проявление социальной активности, представляющей собой способ существования социальной действительности. Социальное творчество — это добровольное посильное участие группы лиц в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой человека, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед общественностью. В плане рассматриваемой темы существенно то, что по направленности и результатам (с известной степенью условности) могут быть выделены следующие социальные действия: репродуктивные — направленные на сохранение и поддержание нормального функционирования конкретного социального института (в политической области такой характер, например, носят выборные кампании, в сфере науки — система информации и обучения, в технике — стандартизация). В данном случае истолкование творчества как специфического вида социального действия позволяет сочетать его анализ в психологическом и логическом аспектах с обсуждением проблемы в более широком социологическом плане. Изложенное в полной мере применимо и к пониманию научного творчества. Творчество в науке. Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Рассмотрение научного творчества в аспекте социального действия требует, как видим, вовлечения в анализ совокупности обусловленных структурой современной науки проблем: соотношение экспериментальных и фундаментальных исследований, управление научной деятельностью, кадры, система информации, финансирование, планирование и организация науки, внедрение результатов научных исследований в производство, социальная ориентация научного действия и др. Подобные вопросы относятся к компетенции формирующейся ныне «науки о науке», к науковедению. Техническое творчество. Превращение в современных условиях науки в непосредственную производительную силу находит свое выражение в возникновении и функционировании единой системы «наука — техника — производство». Поэтому анализ научного творчества как социального феномена требует также рассмотрения творчества в технике как одного из необходимых компонентов целостного социального действия. Исходным пунктом анализа технического творчества является понимание его как существенного момента социальной практики. Практика — это общественно-историческая деятельность людей, направленная на преобразование природы и совершенствование системы общественных отношений. В практике человек противостоит природе как объекту своей деятельности, целесообразно преобразует ее и удовлетворяет свои потребности. Потребности человека основаны на производстве и определяют производство необходимых продуктов. Практическое действие реализуется на основе осознания социальным субъектом цели деятельности, средств ее достижения, а также особенностей объекта преобразования. В процессе практики потребности человека опредмечиваются, субъективное становится объективным. Объективация — это превращение цели из формы субъективной деятельности в форму объекта. В высшей и завершенной форме объективация предстает в условиях выражения сущностных сил человека: как творца. Универсальным средством творческой деятельности является идея. Отражение в идее свойств объекта совпадает со стремлением человека к преобразованию его в социально значимую ценность. В практике осуществляется преобразование объекта в соответствии с потребностями человека. Содержание идеи здесь переходит в форму деятельности и из нее в форму бытия созданного предмета. Являясь в социальном плане определенной целостностью, практика обнаруживается в различных видах. Одним из ее существенных проявлений предстает техническая практика. Содержание и уровни этого вида практики образуют эксплуатация, изготовление и проектирование техники. Продукт технической практики — техника, надежность и эффективность функционирования технических устройств. Средствами ее являются различные приборы, промышленное оборудование и испытательные стенды, а с точки зрения идей — научно-технические и естественнонаучные теории. Техническая практика образует непосредственную базу технического творчества. Вне ее, без связи с ней нет и не может быть творчества в области техники. Творческий процесс в технике, охватывает как поиск идеи, так и ее реализацию, как развитие духовных потенций человека, так и создание объекта, есть своеобразный синтез духовного и материального производства. Сущность художественного творчества. В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Вместе с тем искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства — создание эстетических ценностей. Но при этом всегда в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и фантазии. Искусство как вид жизнедеятельности людей отличается, в частности от науки тем, что элементы иллюзорности и фантазирования не только присутствуют в конечных результатах художественного творчества но и имеют такую же большую ценность, чем итоги непосредственного научного анализа, синтеза, эксперимента и наблюдения. Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, и искусство приобретает силу и самостоятельность. Взаимосвязь видов творчества Анализ социальной природы творчества предполагает рассмотрение его конкретных видов, а вместе с ними и рассмотрение видов деятельности. Можно прежде всего выделить два крупных вида деятельности: материально-практическую и духовно-теоретическую. Та и другая в свою очередь включают ряд более мелких разновидностей. Практическая деятельность связана с различными отраслями производства, управления, обслуживания (промышленность, сельское хозяйство, медицина и др.). Духовно-теоретическая деятельность находит выражение в различных формах общественного сознания (мораль, наука, искусство, правосознание, религия и пр.). В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности могут быть определены и виды творчества: научное, техническое, художественное, правотворчество и пр. Такой вывод в общем справедлив, но при этом необходимо также учитывать конкретные исторические условия и заинтересованность отдельных классов, социальных групп в прогрессе той или иной конкретной области общественной жизни. В домарксистской социологии понятие творчества относилось лишь к труду деятелей искусства и науки, в то время как остальные виды деятельности объявлялись нетворческими (в особенности физический труд). Но со временем взаимосвязь между различными видами творчества люди начали истолковывать как взаимовлияние, а не в плане вытеснения или полного поглощения одного из них другим. Творческая деятельность это понятие многозначное. Это может быть и изобразительное искусство, и создание музыкальных композиций, и поэзия, и организация каких-либо творческих вечеров или мастер-классов. И вообще организация чего-либо это и есть творческий процесс.
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
poisk-ru.ru
значение, виды. Творческая деятельность детей :: SYL.ru
Творческая деятельность — это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Результатом таких действий, как правило, является появление ранее неизвестных направлений искусства, науки или технологий. Итог творчества невозможно вывести из условий начального цикла. В этом его отличие от результатов производственного процесса, которые всегда предсказуемы. Творческая деятельность обладает главным критерием привлекательности — она всегда уникальна.
Возможности
Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.
Прикладное значение
Творческая деятельность человека — это духовно-материальная практика, ориентированная на создание оригинальных, не существовавших ранее культурных ценностей, открытие новых закономерностей, а также методик преобразования мирового пространства. Прикладное значение последней категории трудно переоценить. Это, по сути, познавательно-творческая деятельность, лежащая в основе глубокого практического применения во многих сферах общественной жизни. Результаты ее в большинстве случаев носят глобальный характер.
Новые достижения
Особое место в жизни человека занимает творческая художественная деятельность, когда творец создает ценности в категории изящных изобразительных искусств, литературе, музыке, живописи. Процесс появления новых достижений в сфере высокого искусства различных жанров всегда вызывает бурю положительных эмоций: люди постоянно находятся в ожидании премьерных показов в театре, новинок кинематографа, вернисажей и многих других событий — всего того, чем живет общество. Творческая художественная деятельность мастеров различных жанров нередко объединяет их усилия, и в результате появляется некий синтетический шедевр, который производит настоящий фурор. Великолепные оперные арии могут быть дополнены удачным либретто, замечательное литературное произведение входит в органичное сочетание с неповторимой красоты иллюстрациями.
Многогранность
Творческая деятельность, виды которой бесконечно разнообразны, является благодатной почвой для развития талантов в широких слоях населения. Люди разных возрастов и профессий стремятся реализовать свои способности во всех сферах общественной жизни, и когда это удается, человек получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Особенно радует художественная творческая деятельность, виды которой тоже многочисленны. Это и живопись, и ваяние, и пение, и участие в театральных спектаклях, и чтение стихов, и бальные танцы.
Фактически творческая деятельность человека может отражаться в любой области его жизненных интересов: производственно-технической, научной, политической, художественной. Кроме того, существует целый ряд второстепенных направлений. Творческий процесс может характеризоваться двумя основными течениями:
- психологией индивидуума, создателя определенных духовных или материальных ценностей;
- философской составляющей, раскрывающей сущность феномена созидания.
Психология
В разные исторические периоды вопрос о смысле творческого начала ставился неоднозначно. Античная философия увязывала процесс созидания с конкретными результатами, не размещая их в русле вечного бытия. Другими словами, творчество считалось вполне земным делом, без особых созерцательных тонкостей. Однако наряду с практичностью во времена Платона создавались предпосылки к признанию творческих устремлений человека как феноменального явления. Сторонников такого подхода было немало.
Ренессанс
Эпоха Возрождения культивировала понятие феномена творческой деятельности, поскольку в тот период возможности что-то создавать в самых разных сферах были огромны. Философия Ренессанса не предполагала созидания на уровне ремесла или домотворчества. Шедевры Микеланджело или инженерные проекты Леонардо да Винчи нельзя назвать творческим процессом — настолько они грандиозны. Это были мегатворения космической значимости.
Аналитический подход
В современном мире наблюдается тенденция к исследованию феномена творчества, ученые пытаются осмыслить психологию процесса, изучается состояние души художника, инженера или писателя, в то время, когда они заняты созиданием. Нередко результаты подобных анализов ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения ученых — это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а это значит, что можно ожидать новых открытий.
Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, сформировавшаяся на основе развития специальных способностей индивидуума. При условии достаточной профессиональной подготовки и высокого уровня мотивации образуются социально-психологические установки, которые ведут творца к конечному результату.
Критерии
Применительно к творческой деятельности как таковой стремление достичь оригинальных решений всегда будет реализовано при условии четко обозначенной цели. В некоторых случаях цель может подменяться каким-либо стимулом — результат будет тот же. Творческая активность личности определяется следующими критериями:
- Настрой в соответствии с поставленными задачами: научной, технической, художественной, управленческой, исследовательской. Гармония задания с психологическими установками. Должна присутствовать социальная, общественно-значимая мотивировка.
- Способность автора осмыслить принцип конструкции будущей работы. Понадобится также восприимчивость к новому, творческая инициатива, неприятие стереотипов.
- Способность определить рамки собственной инициативы в поисках границ задания. Умение рационально выстраивать очередность творческих приемов.
- Высокий уровень интеллекта, пространственное мышление и развитое воображение. Способность к системным ассоциациям и обобщению.
Творческий процесс можно условно разделить на несколько частей:
- «зачаточная» стадия, когда зарождается замысел, часто расплывчатый;
- появление контуров идеи — просматривается общий рисунок;
- следующий этап — это возможность выбора решений, формирующих программу действий;
- выбор методов и оптимальных действий, нацеленных на результат;
- появление творческого азарта, часто сопровождаемого «озарениями» и эмоциональным подъемом;
- стадия завершающая, кристаллизация идеи, оценка уровня проделанной работы и эффективности результата;
Однако распределение и тем более планирование действий носит чисто условный характер, поскольку любой творческий процесс — это достаточно спонтанное явление с неуловимой подсознательной логикой, которая может по ходу дела вносить свои коррективы. Тем не менее творчество — это живой процесс, наиболее интересный в первой своей фазе, когда появляется потребность созидания. Как будет она реализована, всецело зависит от профессионализма индивидуума.
Творческая деятельность детей
Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками — все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. В дошкольных учреждениях существуют специальные программы развития. Воспитательницы и методисты в детских садах отводят несколько часов ежедневно для творческой деятельности своих подопечных. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.
Творческая деятельность дошкольников разнообразна, задания воспитателей зачастую носят усложненный характер, но тем интереснее ребенку справиться с непростой задачей. Первое, чем хочет поделиться малыш с родителями, вернувшись домой из детского сада, — это тем, как он нарисовал картинку или что-то вылепил из пластилина. И если творческая деятельность дошкольников развивает в детях способность к созиданию, то мальчики и девочки постарше учатся полученные навыки применять на практике. В начальных классах школьные программы рассчитаны на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, уважения к окружающим. Творческая деятельность учащихся ориентирована на создание общественных ценностей, как духовных, так и материальных. Школьники создают на уроках труда нехитрые поделки, которые затем отправляются в детские дома или интернаты.
Перспективы на будущее
Творчество в любой форме полезно для развития личности. Ребенок, нарисовавший однажды на листе бумаги «солнечный круг и небо вокруг», может стать в будущем знаменитым художником, а первоклассница, написавшая сочинение на тему «Как я провела лето в деревне» – известной писательницей. Возможности творческой деятельности безграничны!
www.syl.ru
29) Творческая деятельность человека. Виды творчества.
Существуют разные виды творчества:
производственно-техническое
изобретательское
научное
политическое
организаторское
философское
художественное
мифологическое
религиозное
музыкальное
повседневно-бытовое и т.п.
шахматное
иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и
потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества
занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки.
Формируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология).
Эта тема всегда волновала искусство. На долю философии выпадает интеграция знаний о
творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях
культуры. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются
сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть
самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный
элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и
необходимым дополнением.
1. Понятие творчества
Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально
обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось
как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo}. С этим
органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно
откровенно выразил Н. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество». Бросается в глаза
несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Однако одной лишь
констатации такого несоответствия явно недостаточно. Правильнее, не сводя суть дела к
логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об «абсолютном»
(Божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор
обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения
замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств.
Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества и
соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как
мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направленные на
объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих
способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию
творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают стихийно, то их
преодоление — в своей основе сознательный, целенаправленный процесс.
Демистификация творчества есть органическая часть процесса познания и преобразования
мира. Апробированные в других областях науки и практики методологические принципы
имеют первостепенное значение и для разгадки «тайны» творчества. Объективные
предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее
несотворимости и неуничтожимости (откуда непосредственно следует невозможность
creatio ex nihilo), ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти
свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих
свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного
толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути,
провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущий как идеалистам
(Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К. А. Тимирязеву.
Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее
выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя из социальной специфики
этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество
можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую
одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного
прогрессивного развития
studfile.net
Творческая деятельность – что это в психологии. Ее виды
Креативность долгое время считалась особенным даром, и выделялось всего две сферы, в которых этот дар можно было реализовать: научно-техническое творчество и художественное. Ну, иногда еще добавлялась конструкторская деятельность. Но сейчас доказано, что креативность может проявляться в любой сфере нашей жизни в особой творческой деятельности.
Два уровня деятельности
Существует множество видов деятельности, которые отличаются как характером, так и своим продуктом. Но творчество нельзя назвать одним из этих видов, его, скорее, можно рассматривать как уровень или ступень развития любой сферы активности человека.
Деятельность репродуктивная
Первым или низшим уровнем считается репродуктивный или уровень воспроизведения. Он связан с процессами овладения навыками деятельности, с обучением. Но у многих людей деятельность, в том числе и профессиональная, так и остается на этом уровне. Не потому, что они всю жизнь учатся, а потому, что репродуктивная деятельность проще и не требует больших умственных усилий.
Этот уровень предполагает повторение разработанных другими людьми приемов и действий, создание продукта по образцу. Скажем, человек, который вяжет свитер по схеме, занимается репродуктивной деятельностью, преподаватель, использующий предложенные в методических пособиях приемы обучения, тоже находится на этом уровне, как и хозяйка, которая готовит салаты по найденным в интернете рецептам.
И это нормально, для того общество накапливает и бережно сохраняет опыт, чтобы люди им могли пользоваться. Большинство людей основную часть своего времени занимается репродуктивной деятельностью, осваивая социальный опыт и используя готовые знания. Правда, совсем в чистом виде репродуктивная деятельность встречается, преимущественно, в процессе обучения. Людям свойственно стремление к новому и очень часто они в чужие схемы, разработки, рецепты вносят что-то свое, оригинальное, то есть вносят в репродуктивную деятельность элементы творческой, тем самым увеличивая социальный опыт.
Уровень творчества
В отличие от репродуктивного, творческий уровень предполагает создание нового продукта, нового знания, новых способов деятельности. Именно такая деятельность, является основой развития человеческой цивилизации.
Творческий уровень теоретически доступен каждому человеку с нормальным умственным развитием, так как творческий потенциал есть у всех. На деле же не у всех он развивается, и потребность в творчестве, присущая детям, сохраняется тоже не у всех взрослых. Причины этого самые разные, в том числе и особенности воспитания, и ограничения общества, которому не нужно слишком много активных креативов.
Творческая деятельность даже при наличии высокого потенциала невозможна без репродуктивной. Прежде чем написать симфонию, композитор должен овладеть нотной грамотой и освоить игру на музыкальном инструменте. Прежде чем написать книгу, писатель должен как минимум выучить буквы, правила правописания и стилистики. Все это делается на основе усвоения уже готового опыта, тех знаний, что накоплены другими людьми.
Продукт творческой деятельности
Итогом, результатом любой деятельности является какой-то продукт. Этим она отличается от простой биологической активности животных. Даже если речь идет о мыслительной деятельности, то она тоже создает продукт – мысли, идеи, решения и т. д. Правда, есть вид деятельности, в которой более важен процесс. Это игра, но и игра в конечном счете приводит к определенному результату.
Именно продукт отражает своеобразие деятельности, у творчества он характеризуется новизной. Но понятие нового относительно, ничего абсолютно нового человек придумать не способен, потому что оперирует в своем мышлении только имеющимися у него знаниями и образами.
Показательный случай произошел с Леонардо да Винчи, которому знакомый трактирщик заказал на вывеску изображение невиданного монстра. Знаменитый художник, понимая, что ничего невиданного он нарисовать не сможет, начал скрупулезно зарисовывать отдельные детали животных и насекомых: лапы, жвала, усики, глаза и т. д. А затем из этих деталей сконструировал такую жуткую, но реалистичную тварь, что увидев большой рисунок на круглом щите, трактирщик в ужасе убежал. Собственно, мастер Леонардо продемонстрировал саму суть творческой деятельности – комбинаторику.
С другой стороны, есть объективно новое и субъективно новое:
- В первом случае в процессе творческой деятельности создается продукт, которого никогда раньше не было: новый закон, механизм, картина, рецепт блюда, метод обучения и т. д.
- Во втором же случае новизна связана с индивидуальным опытом человека, с его личным открытием чего-то.
Например, если трехлетний малыш впервые построил из кубиков высокую башню, то это тоже творческая деятельность, ведь ребенок создал нечто новое. Пусть новизна эта субъективна, но она тоже значима и важна.
Творчество как процесс
Творческая деятельность иногда называется комбинаторной, но своеобразие ее процесса этим не ограничивается.
Изучение творчества началось задолго до нашей эры, и многие античные философы уделяли внимание этой удивительной деятельности, в которой отражается сама суть существования человечества. Но наиболее активно творчество начали изучать с начала XX века, и в настоящее время существует множество теорий и научных направлений исследования этого предмета. Им занимаются всемирно известные психологи, социологи, специалисты в области культурологии и даже физиологи. Обобщив результаты исследований, можно выделить несколько специфических черт творческого процесса.
- Это созидательный процесс, то есть его результатом всегда является не просто новый, а значимый для общества продукт. Правда, есть здесь и некоторое противоречие, которое является предметом спора специалистов в области психологии творчества. Если человек спроектировал новый вид смертельного оружия, то это тоже творчество. Однако созидательным его никак не назовешь.
- Основа процесса творчества – особый тип мышления, которое отличается нестандартностью, спонтанностью и оригинальностью.
- Творческая деятельность связана с подсознанием, и большую роль в ней играет вдохновение – особое измененное состояние сознания, которое характеризуется повышенной умственной и физической активностью.
- Творческая деятельность имеет четко выраженную субъективную сторону. Она приносит творцу чувство удовлетворения. Причем удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс, а переживание состояния вдохновения иногда сродни действию наркотика. Такое восприятие творчества, чувство эйфории, которое переживает творец, является причиной того, что человек часто творит, создает уникальные вещи не потому, что это нужно, а потому что ему нравится. Автор может годами писать «в стол», художник раздаривать свои картины друзьям, не помышляя о выставках, а талантливый конструктор складировать свои изобретения в сарае.
Однако творчество все же социальная деятельность, она требует оценки общества и ориентирована на полезность, нужность создаваемого продукта. Поэтому социальное одобрение является очень важным и сильным стимулом, активизирующим творчество и способствующим развитию творческих способностей. Об этом обязательно нужно помнить родителям и активно поощрять, хвалить детей за любое проявление творчества.
Виды творческой деятельности
Творчество не зря называют духовно-практической деятельностью. Оно объединяет два вида активности или две сферы, в которых протекает творческий процесс: внутреннюю, духовную, происходящую на уровне сознания, и внешнюю практическую, связанную с воплощением идей и замыслов. Причем основным, ведущим видом творческой деятельности является именно внутренняя – рождение новой идеи или образа. Даже если они так и не будут воплощены в реальности, то акт творчества все равно останется.
Духовная творческая деятельность
Этот вид деятельности и наиболее важен, и наиболее интересен, но с трудом поддается изучению. Не только потому, что происходит на уровне сознания, но главным образом и потому, что даже сам творец плохо осознает, как протекает процесс творчества в его мозгу, а часто и не контролирует его.
Эта неосознаваемость творческих процессов создает субъективное ощущение послания извне или замысла, дарованного свыше. Есть много высказываний творческих личностей, которые это подтверждают. Например, В. Гюго говорил: «Бог диктовал, а я писал». А Микеланджело считал: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука: он действует под давлением посторонней силы». Философ XIX века В. Шеллинг писал, что на художника «действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».
Ощущение потусторонности креативного акта во многом связано с огромной ролью подсознания в творческой деятельности. На этом уровне психики хранится и обрабатывается огромное количество образной информации, но делается это без нашего ведома и контроля. Под влиянием повышенной активности мозга в процессе творчества подсознание нередко выдает на поверхность сознания готовые решения, идеи, замыслы.
Духовная творческая деятельность, если ее рассматривать как процесс, имеет три стадии.
Стадия первоначального накопления информации
Как уже было сказано, в основе творческой деятельности преобразование имеющихся в памяти идей, образов, теоретических и практических знаний. Информация – это не только строительный материал для творчества, она осмысливается, анализируется и рождает ассоциации с теми знаниями, что хранятся в памяти. Без ассоциативного мышления невозможно творчество, так как оно подключает к работе над проблемой разные сферы мозга и блоки информации.
Уже на этом уровне проявляется способность креативного человека замечать детали, видеть необычные явления, умение посмотреть на объект с неожиданного ракурса. На стадии первоначального накопления информации рождается предчувствие замысла, смутное ожидание открытия.
Стадия формирования замысла или разработки идеи
Этот этап может протекать в двух формах:
- в форме скрупулезного анализа возникшей идеи, ее планирования и проработки разных вариантов и путей решения;
- в эвристической форме, когда накопление информации и размышление над возможным ее использованием внезапно рождают идею, яркую, как вспышка фейерверка.
Часто толчком к рождению замысла может быть какое-то малозначимое событие, случайная встреча, услышанная фраза или увиденный объект. Как случилось, например, с художником В. Суриковым, который нашел цветовое и композиционное решение картины «Боярыня Морозова», увидев сидящую на снегу ворону.
Разработка замысла
Этот этап уже не спонтанный, он отличается высоким уровнем осознанности. На нем происходит осмысление и конкретизация идеи. Научная теория «обрастает» строгими доказательствами, для реализации конструкторского замысла создаются схемы и чертежи, художник подбирает материал и технику исполнения, а писатель прорабатывает план и композицию романа, создает психологические портреты героев и определяет повороты сюжета.
Собственно, это последний этап творчества, который протекает на уровне сознания. А следующий этап – это уже практическая деятельность.
Практическая творческая деятельность
Разделение этих двух видов условно, так как даже на практическом этапе основную творческую работу выполняет мозг. Но все же есть и некоторые особенности, присущие именно практической творческой деятельности.
Этот вид креативности связан со специальными способностями, то есть со способностями к конкретной деятельности. Человек может создать гениальный замысел картины, но воплотить его в реальность, вывести с уровня сознания можно лишь имея способности к изобразительной деятельности. Причем не только в виде потенциала.
Поэтому так важно для творческой деятельности освоение профессиональных навыков, овладение мастерством в конкретной области. Недостаток профессионализма хорошо заметен в детском творчестве. Оно, конечно, яркое, свежее, самобытное, но чтобы потенциал ребенка раскрылся, его нужно научить владению карандашом и кистью, разным приемам и техникам изобразительного или литературного творчества. Без этого малыш быстро разочаруется в творчестве, ведь он не сможет достичь желаемого результата.
С другой стороны, практическая творческая деятельность тоже управляется сознанием и подсознанием. И самый кульминационный период творческого акта – вдохновение. Это состояние возникает тогда, когда оба вида творческой активности взаимодействуют.
Вдохновение, пожалуй, самое удивительное, что есть в творческой деятельности. Еще древнегреческий философ Платон писал об особом состоянии творца, которое он назвал ex stasis – вне себя, выход за пределы сознания. Но и неслучайно от этого же термина происходит слово «экстаз» — наивысшее наслаждение. Человек в состоянии вдохновения действительно ощущает всплеск психической и физической энергии и наслаждение процессом.
С точки зрения психологии, вдохновение сопровождается измененным состоянием сознания, когда человек творит, не замечая времени, голода, усталости, иногда доводя себя до физического истощения. Творческим личностям свойственно относиться к вдохновению с большим пиететом, что и не удивительно. Под его влиянием продуктивность деятельности возрастает в разы. К тому же эйфория, которая часто сопровождает вдохновение, вызывает стремление вновь и вновь переживать это состояние.
Тем не менее ничего сверхъестественного, потустороннего и мистического во вдохновении нет. Его физиологической основой является сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, который возникает под влиянием активной работы над идеей, замыслом, можно сказать, одержимости ими. Этот очаг возбуждение обеспечивает и высокую работоспособность, и активизацию уровня подсознания, и частичное подавление рационального контроля. То есть вдохновение – результат упорной мыслительной работы, поэтому бесполезно, лежа на диване, ждать, когда оно снизойдет, чтобы начать творить.
Творческая деятельность, хоть и предполагает наличие специальных способностей, доступна всем, ведь неспособных людей нет. Необязательно быть художником, поэтом или ученым, чтобы заниматься творчеством. В любой сфере можно создавать что-то новое, открывать новые закономерности или приемы деятельности. Найдите то, что вам по душе, к чему у вас есть склонности, и занимайтесь творчеством, получая удовольствие и от результата, и от самого процесса.
psychologist.tips
Виды деятельности человека — Обществознание
Виды деятельности человека
Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.
Основные виды деятельности
Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
1. Общение
Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.
По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.
При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).
2. Игра (игровая деятельность)
Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
3. Учение (учебная деятельность)
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
4. Труд (трудовая деятельность)
Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.
Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.
Творческая или продуктивная деятельность
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Другие виды деятельности
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Общение
- Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
- Проверить знания по Обществознанию.
uchitel.pro
Урок по технологии на тему «Введение в психологию творческой деятельности» (11 класс)
Конспект урока по технологии на тему «Введение в психологию творческой деятельности» (11 класс)
Урок 1. Человек в творческой деятельности (2 часа)
Третья способность души после ума и воли — творчество.
Василий Андреевич Жуковский
Всякий вправе творить по-своему…
Флакк Квинт Гораций
Цель урока:
Сформировать представление учащихся о творческой деятельности человека, ее структурных компонентах, роли и влиянии на общество в целом и на отдельного человека.
Задачи:
Дать понятия: творческая деятельность, ее структура, этапы, виды, барьеры.
Сформировать представление о значении творческой деятельности для развития общества и самого человека.
Развить умение выделять личностные барьеры творческой деятельности и находить пути их преодоления.
Развить умение самоанализа на примере определения уровня воображения.
План урока:
I. Организационный этап.
II. Основной этап.
Разминка
Общее представление о творчестве и творческой деятельности
Виды творческой деятельности
Структура творческой деятельности
Среда творческой деятельности
Личность творца
Практическая часть: Методика «Определение уровня воображения»
Барьеры творческой деятельности.
Практическая часть: Выявление личностных барьеров
III. Заключительный этап.
Методические рекомендации для учителя. Представлен примерный текст материала по теме урока, о чем можно поговорить с обучающимися. Под запись в тетрадь дать определение творчества, структуру творческой деятельности, личностные барьеры. Записать результаты методики «Определение уровня воображения». При изучении видов, условий, барьеров творческой деятельности поощряется выдвижение учащимися параметров, отличных от приведенных в данном материале. Данные категории далеко не исчерпываются предложенными в конспекте. Подробнее желательно остановиться на барьерах творческой деятельности и путях преодоления их.
Разминка.
1. Чему равна единица в квадрате? Чему равно два в квадрате? Чему равно четыре в квадрате? Чему равен угол в квадрате? (90º)
2. Дом пылал факелом. Пожар не ликвидировать. Но человек вошел в горящий дом, и его никто не остановил. Почему? (Испытание огнестойкого костюма. Могут быть и другие варианты ответов)
Общее представление о творчестве и творческой деятельности
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой — старая это задача или новая.
Вот машинистка печатает на компьютере или шофер ведет автобус по улице. При этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из них хорошо знает. Сначала они учились, а потом напрактиковались за годы работы. Профессиональные «задачи» являются для них старыми, известными, а привычная работа называется исполнительской деятельностью. Выполнение этой работы они довели до автоматизма. Недаром машинистки, например, печатая и даже не сбавляя при этом темпа работы, могут переговариваться между собой; шофер, продолжая вести машину, объявляет остановки, делает по микрофону замечания пассажирам и даже может пошутить.
Но вот перед машинисткой положили рукопись — длинный текст, который надо расположить на одном листе наиболее экономно или каким-то необычным способом. Это непривычно, раньше ей не приходилось с этим сталкиваться: это новая для нее задача. Или у шофера, пришедшего утром в гараж, не запускается мотор. Неисправность может быть и в системе питания, и зажигания, и электропроводки, и в самых различных частях. Ни один учебник и инструктор не могут предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить этому шофера, как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И, хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к творческим задачам.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности — от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности и творческую деятельность.
Что такое, по вашему мнению, творчество и творческая деятельность? Каждый ли человек способен к творческой деятельности? Как часто в жизни мы прибегаем к творчеству?
Творчество, творческая деятельность является одним из главных определителей человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Только человек смог внести изменения в жизнь Земли, создать города, плотины, каналы, самолеты, заводы, космические корабли и т. д. Только человек смог создать музыку, книги, скульптуру, картины, кинофильмы, театральные постановки. И все это благодаря творческой деятельности.
Можно без особого преувеличения сказать, что сегодня творчество становится необходимым инструментом профессионального и обыденного существования. Творчество нужно и для создания новых аппаратов, и для предвидения, и для планирования, и для наиболее успешного решения задач человеческого быта.
Что же, собственно, представляет собой творчество? В чем его сущность?
Хотя единого определения творчества пока еще нет, но понятие о нем сложилось достаточно определенное. Творчество — это такая деятельность человека, в результате которой создается что-то новое, до того еще не существовавшее. Это создание нового в различных планах и масштабах, как материально закрепляемого, так и материально не закрепляемого. Например, новая картина, новая поэма, новый кинофильм, новый станок, новый рецепт блюда, новый способ увеличения производительности труда, научное открытие.
Виды творческой деятельности
Какие виды творческой деятельности вы можете назвать?
Существуют разные виды творчества:
производственно-техническое
изобретательское
научное
организаторское
философское
художественное
литературное
повседневно-бытовое и т.п.
Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видах деятельности.
Приведите примеры продуктов выделенных творческих деятельностей.
Структура творческой деятельности
В общей структуре творческой деятельности выделяют подсистемы:
1) продукт творческой деятельности – это то, что создано. Это не только материальные продукты — здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения.
2) процесс творческой деятельности – как создано,
3) личность творца – кто создает (характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.),
4) среда и условия, в которых протекает творчество (физические условия, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т. д.).
Среда творческой деятельности
Нужны ли специальные условия для творческой деятельности? Если нужны, то какие? В каких условиях вы бы захотели творить?
Отдельные ученые указывают на важность создания творческой среды, как необходимого условия проявления творческих способностей, характеризующейся следующими признаками:
— оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения, а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;
— непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.
Для развития и стимуляции творческих проявлений можно рекомендовать соблюдение некоторых условий:
•будьте терпеливы. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события;
•не забывайте о доброжелательности. Оценивание творческих работ — «инструмент» очень тонкий, деликатный; можно бережно касаться его, но не стоит размахивать им, как карающим мечом;
•не бойтесь движения и шума, так как творчество иногда требует проявления активности, предварительного «разогрева»;
•помните о равноправии. Каждый имеет право на творческое самовыражение, поэтому не нужно делить людей на талантливых и остальных;
•творите. Попробуйте проиграть все приемы, которые нашли для развития творческой деятельности, и убедитесь, что вы сами — человек творческий.
Личность творца
Любой ли человек может заняться творчеством? Как бы вы охарактеризовали творческого человека? Какое влияние творческая деятельность оказывает на человека?
Что движет людьми, стремящимися что-то создавать? Анализ биографий известных творцов свидетельствует, что это в подавляющем большинстве случаев не стремление разбогатеть. Русские изобретатели Черепановы, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин и многие другие, ставшие прообразами лесковского Левши, были бедными людьми. Часто в основе творчества лежит желание придумать средство для облегчения труда, экономии ресурсов, немаловажно и создание художественных ценностей. Творчество, креативность – свойства личности, стремящейся к самосовершенствованию. Для большинства творческих личностей творчество – не прихоть и не хобби, а потребность.
Творческий человек, как считают ученые, способен решать нетривиальные, сложные задачи, оперировать противоречивой информацией, усматривать глубокие смыслы воспринятого. Он постоянно ощущает потребность в познании, в получении новой информации. Творческие личности, как правило, получают удовольствие от самого процесса решения проблемы. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении.
В целом не следует характеризовать человека «одномерно»: креативен-некреативен, скорее нужно говорить о степени его креативности по привычной шкале уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.
Можно выделить несколько показателей сформированности у человека умений к творческой деятельности:
— Умение увидеть проблему.
— Самостоятельность и инициативность.
— Беглость мысли, т.е. количество идей, возникающих в единицу времени, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей .
— Гибкость мысли — это способность быстро переключаться с одной идеи на другую, видеть, что одну и ту же информацию можно использовать в разных случаях, быть готовым к интеллектуальному риску и парадоксам. Умение понять новую точку зрения и отказаться от усвоенной ранее.
— Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимости, незаметных при последовательном логическом анализе. Уход от шаблонов
— Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
— Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
— Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Творчество — это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Американский психолог А. Маслоу утверждал, что потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека.
Мы живем в век постоянного научно-технического развития, жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. В настоящее время к деятельности человека предъявляются множество требований, одним из которых является ее творческий характер.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
В деятельности, особенно в творческой, раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Поэтому важно развивать в человеке самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества.
Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество в различных видах деятельности, и специальные творческие занятия.
Задание 1. Определение уровня воображения.
В творческой деятельности всегда проявляется работа воображения. Они тесно связаны между собой. Проверьте уровень развития воображения учащихся.
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо «да», либо «нет». Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая — отрицательный.
1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).
5. «Широко» ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды собственным вкусом, а не законами моды? (2, 1).
7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (0, 1).
8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Результаты.
Подсчитайте очки.
14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Барьеры творческой деятельности
Что может мешать человеку заниматься творческой деятельностью, проявлять творчество в обычной работе?
При выполнении творческой деятельности часто возникает множество препятствий, которые необходимо преодолевать.
Барьеры творчества (препятствия в творческой деятельности) – тормозящие влияния и действия внешней среды и самой личности, которые снижают эффективность творческой деятельности или делают ее безуспешной. Барьеры разделяют на два основных класса:
1) Внутренние, обусловленные внутренними причинами самой творческой личности (недостаток знаний, консервативное воспитание, психологические особенности личности, отсутствие мотивации и пр.). Главные способ снижения и преодоления внутренних барьеров связан с развитием творческой личности в процессе воспитания и обучения.
2) Внешние, связанные с влиянием на человека внешней среды (недостаток финансирования, низкий технический уровень, устаревшее оборудование и пр.).
Знание барьеров необходимо для сознательного снижения или преодоления их влияния и повышения эффективности творческой деятельности.
Какие личностные качества человека мешают творческой деятельности, не дают возможности проявить свою креативность? Как можно преодолеть эти барьеры?
Задание 2. Выявление личностных барьеров
Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждая группа за 5 минут должна составить список личностных качеств человека, которые мешают ему проявлять творчество в своей работе, и предлагает несколько способов, как преодолеть эти проблемы.
Примечание: Общий список личностных барьеров можно взять из данного конспекта или составить свой на основе выделенных учащимися.
Более подробно поговорим о личностных препятствиях творческой деятельности:
Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы творческой деятельности и повышает риск нанесения вреда при реализации мечты. Для решения этой проблемы старайтесь развивать уверенность в себе.
Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их минимизации необходимо тренировать самодисциплину и больше внимания уделять деятельности.
Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.
Наличие слишком большого количества дел и мыслей препятствует пониманию, какие из них являются важными и чем заняться в первую очередь. Это один из основных препятствий в развитии истинно творческой деятельности. Для удаления этого препятствия постарайтесь организовать личные цели и дела в единую надежную систему (здесь и пригодится творческий подход). Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых творческих идей.
В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые необходимо реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их надо выполнять в первую очередь. Другие менее важны и их можно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи.
После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить процесс творческой деятельности.
Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».
Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство. Тренируйтесь на детских советах.
Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем с творческой деятельностью.
Устранение всех этих препятствий гарантированно увеличит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс самореализации человека.
Творческая деятельность – это деятельность, которая оказывает мощное влияние на личность человека, который ею занимается, способствуя его саморазвитию, самооткрытию и самосовершенствовании. Такую же большую роль творческая деятельность играет и в жизни общества, обеспечивая его непрерывное развитие и совершенствование.
Контрольные вопросы:
1. Что такое творческая деятельность?
2. Какие выделяют структурные элементы творческой деятельности?
3. Какие условия необходимо создать для творческой деятельности?
4. Опишите творческого человека. Какими качествами он обладает?
6. Какое влияние оказывает творческая деятельность на личность человека?
6. Что такое барьеры творческой деятельности? Как можно преодолеть личностные барьеры?
7. Какова роль творческой деятельности для общества?
Домашнее задание: Найти задание, упражнение, которое способствовало бы развитию творческих возможностей человека.
Задания дополнительные по материалу урока:
1. Опишите историю создания какого-либо известного изобретения, художественного произведения, научного открытия. И ответьте на вопрос, что позволило творцу сделать данное открытие?
2. Преодоление психологической инерции мышления
Если при решении проблемы, вам в голову приходят только давно всем известные решения, которые вас не устраивают, и ни одной свежей мысли – это значит, что вам мешает психологическая инерция. Существую разные методы психологической активизации творческого мышления, направленные на устранение психологической инерции. Попробуйте решить несколько задач, преодолевая психологическую инерцию мышления.
2.1. Выберите один из трех предложенных вопросов и предложите несколько оригинальных вариантов решения:
А. Как за короткий срок собрать вместе большое количество людей?
Б. Как помнить о всех своих планах на неделю?
В. Как найти человека в большом городе?
2.2. Выберите одну из двух задач и предложите несколько оригинальных вариантов решения:
А) В одном театре появилась проблема. Зрители-женщины не снимали свои шляпа, которые по моде того времени было достаточно высокие. Из-за этого было трудно смотреть постановки, и снижалась посещаемость театра. Как директору театра решить эту проблему, не ущемляя ни чьи интересы и проявляя вежливое отношение к женщинам?
Б) Клеопатре нравилась рыбалка. Один военачальник, который был влюблен в нее, захотел произвести впечатление. Во время рыбалки специальный человек надевал на его крючок рыбу. Царица быстро догадалась об этом и решила раскрыть обман, но сделать это надо было очень хитро. Как поступить Клеопатре?
Попробуйте придумать решения задач по двум вариантам: 1) оригинальные, но реальные, которыми можно воспользоваться уже сейчас; 2) оригинальные, но нереальные. Этими способами нельзя воспользоваться в современных условиях, но кто знает, может в ближайшем будущем это окажется вполне реальным.
Список литературы:
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.
3. Кузнецова С., Рудакова Е., Терских Е. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
4. Лук А. Творчество // Наука и жизнь. – 1973. — № 1, 2.
5. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. — К.: Знание, 1978.
6. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
7. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.
8. Рындак. В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. – М.: Педагогический вестник, 2001.
9. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Мятиш Н.В. Технология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Си-моненко. — М.: Вентана-Граф, 2008.
10. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», фирма «Nauka td.» (Япония), 1995.
11. Технология: базовый уровень: 10-11 кл. / [В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Мятиш]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011
infourok.ru