Все о памяти человека – Память в психологии, виды памяти, развитие у взрослых и детей
15 интересных фактов про память человека
Мозг человека таит в себе много загадок, одной из них является память. Сегодня лучшие ученые мира продолжают изучать этот феномен. Основная функция памяти заключается в накоплении, сохранении и дальнейшем воспроизведении информации. С помощью нее человек взаимодействует с окружающей средой, хранит накопленный жизненный опыт, благодаря которому человек ориентируется в настоящем времени, и может предвидеть развитие событий в будущем.
Память разделяют на несколько видов: долговременную и кратковременную. Различают также зрительную и слуховую. Чтобы процесс запоминания происходил быстрее, необходимо заинтересоваться объектом. Мотивация является одним из факторов быстрого сохранения информации.
Известно очень много о человеческой памяти, но еще больше тайн ученым еще предстоит открыть. Рассмотрим некоторые интересные факты о памяти человека.
Интересные факты о памяти человека
Согласно исследованиям многих ученых левши обладают лучшим запоминанием, чем правши.
Также интересные факты связаны с возрастом. Взрослый человек будет больше всего помнить о периоде с 15 до 25 лет. Также ученые открыли, что люди в возрасте 19 лет обладают самой лучшей памятью. Мозг развивается до 25 лет.
Доказано, что человек может сконцентрировать свое внимание на интересующем его объекте только на протяжении 20 минут.
Память не имеет границ. В истории есть много известных людей, обладающих феноменальной памятью. Есть сведения, что человек может запомнить больше 20 тысяч слов.
Процесс запоминания начинает происходить еще у неродившегося человека по истечении 20 недель от момента зачатия.
Память может нарушаться из-за запахов. В мозге зоны, отвечающие за обоняние и запоминание, находятся рядом. Невнимательность или рассеянность нельзя отнести к плохой памяти.
Считается, что чем старше человек становится, тем быстрее ухудшается его память. На самом деле, это ошибочное утверждение. Память может ухудшаться, если ее не тренировать. Так как у людей старшего возраста нет необходимости посещать учебные заведения и что-то учить, они теряют навык к запоминанию. Поэтому очень много жалоб поступает на потерю памяти от людей пожилого возраста.
Человек на самом деле ничего не забывает, просто не может вспомнить информацию, которая не важна, или долго не использовалась. Т.е. получаетс, что человек помнит все что с ним происходило, но не все может вспомнить.
Нельзя говорить о том, что забывчивость – это плохо. Благодаря данному свойству, мозг может освобождаться от ненужной информации для восприятия новой.
Витамины группы B, C, E и жирные кислоты, содержащиеся в различных продуктах, способствуют улучшению памяти. В мозге имеются клетки нейроны, которые отвечают за процесс запоминания. Они имеют способность делиться и отмирать. Пища, лишенная полезных минералов, не способствует хорошей работе мозга и запоминанию.
Многие думают, что кофеин способствует улучшению памяти. Прежде всего, благодаря данному веществу происходит концентрация внимания на некоторое время. Память напрямую зависит от полноценного отдыха и сна человека.
Память зависит от хронотипа человека. Жаворонки лучше воспринимают информацию в утреннее время суток, а совы в вечернее.
Многие испытывали такое чувство, как дежавю. Дежавю – это состояние человека на данный момент, когда он чувствует, что подобная ситуация происходила с ним в прошлом. Если дежавю происходит постоянно, то можно говорить о расстройстве нервной системы у человека.
Ученые выявили, что мозг человека способен запоминать информацию в размере 1 миллиона гигабайт.
Во время сна долговременная память отключается, а кратковременная память включается. Поэтому сны снятся связанные с недавними событиями и быстро забываются.
Человек уникальное творение на планете Земля. Память играет важную роль в его жизни. Без феномена памяти тяжело представить развитие цивилизации.
Читайте так же:
chtoikak.ru
7 удивительных фактов о человеческой памяти :: Впечатления :: РБК.Стиль
Память похожа на большую библиотеку, в которой хранятся детские воспоминания, математические формулы, профессиональные знания и когда-то испытанные ощущения. Она продолжает формироваться на протяжении всей жизни, накапливая индивидуальный опыт человека и позволяя ему в любой момент оперативно извлекать нужные данные.
Исследования американских нейрофизиологов показали, что наша память способна вместить петабайт (или тысячу терабайт) данных. Это в десять раз больше, чем предполагалось ранее. И все же многие психические процессы и механизмы, связанные с запоминанием, до конца не изучены.
Резерв памяти можно увеличить
Считается, что человеческая память продолжает развиваться до 25 лет. В среднем пик ее возможностей проявляется в возрасте 19–20 лет, а первые признаки затухания — после пятидесяти. Однако с помощью регулярных тренировок этот процесс можно замедлить. Как и многие функции мозга, память поддается развитию. Для улучшения ее характеристик существуют самые разные приемы, методы и технологии, совокупность которых называют мнемоникой.
Особых успехов в развитии памяти добился Самвел Гарибян, российский предприниматель и двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. С помощью тренировок он вывел объем усваиваемой информации на такой уровень, что мог мгновенно запоминать любые устные и печатные материалы. Один из рекордов Гарибян поставил в 1990 году. Мнемонист почти безошибочно повторил тысячу неизвестных ему иностранных слов из десяти разных языков. Спустя десять лет он запомнил и воспроизвел две тысячи не связанных смыслом русских слов.
Механизм дежавю — ошибка
Этим понятием принято обозначать состояние, при котором человеку кажется, будто он уже был в подобной ситуации. Мы начинаем узнавать незнакомые интерьеры, голоса и лица новых людей, смутно предвидим дальнейшее развитие событий. Эффект дежавю напоминает повторный просмотр фильма, когда-то увиденного и давно забытого. При этом длится он всего несколько секунд и не может быть вызван искусственно.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу его природы. Одни говорят, что это явление может быть связано с генетической памятью. Другие уверены, что все дело в нарушении работы гиппокампа. Из-за сбоев в глубинных слоях височной доли головного мозга мы воспринимаем новую ситуацию как хорошо знакомую. Третьи считают дежавю следствием реинкарнации. А Зигмунд Фрейд связывал его с сюжетами забытых снов.
Первые воспоминания появляются еще до рождения
Еще в прошлом веке ученые верили, что младенцы появляются на свет с совершенно чистой памятью. Однако современные исследования позволили выяснить, что эмбрион начинает запоминать некоторые события уже в утробе матери. В ряде экспериментов ученые с помощью специальной аппаратуры посылали младенцам определенный звуковой сигнал. После пятого прослушивания ребенок переставал реагировать на один и тот же звук и в дальнейшем быстро его узнавал.
Подобное явление наблюдается уже на девятнадцатой неделе беременности. Интересно, что так называемую пренатальную музыку младенцы помнят даже после появления на свет. Это дает возможность говорить о существовании у плода не только краткосрочной, но и долгосрочной памяти.
© Xavier Mouton Photographie/Unsplash
Память индивидуальна
На способности человека к запоминанию влияют индивидуальные факторы. По этой причине у одних преобладает зрительный вид памяти, у других — слуховой. Третьи лучше всего запоминают мышечные комбинации, движения и их схемы. Кроме того, объем кратковременной памяти у всех разный, также как прочность и скорость запоминания новой информации.
К числу определяющих факторов относятся возраст, состояние здоровья, гормональный фон, особенности нервной системы, уровень воспитания, характер работы и даже рацион. Например, скудное питание при диете и злоупотребление алкоголем оказывают на память негативное воздействие. Образная память сильнее всего развита у артистов, а вкусовая и обонятельная — у дегустаторов.
Бывают и ложные воспоминания
Человеческая память — не самое надежное устройство для записи данных. Воспоминания, которые мы храним у себя в голове, со временем меняются и поддаются искажениям. Они не только тускнеют, но и дополняются новыми подробностями, которых не существовало в реальности. Кроме того, ложные сведения можно намеренно внедрить в чье-то сознание. Речь идет не только об отдельных вымышленных деталях, но и о событиях, которых никогда не было.
К таким выводам пришли ученые. Например, американский психолог Элизабет Лофтус убеждал своих испытуемых в том, что в детстве они подвергались нападению животных, надолго терялись в зоомагазине и даже целовали лягушек. Для этого она использовала поддельные видеоролики, в которых соединялись выдуманные и реальные детали. Родители участников подтвердили Лофтус, что ничего подобного с их детьми не происходило. Однако около 30% опрошенных присваивали себе ложные воспоминания и даже начинали давать подробные описания этих событий.
Память необходимо включать
Память и внимание тесно взаимосвязаны. Чтобы начать усваивать новую информацию, необходимо сконцентрироваться и настроить себя на процесс запоминания. В противном случае нужные сведения не будут усвоены и не дойдут до хранилища памяти. Пассивно воспринятая информация не откладывается в голове и быстро забывается. Именно поэтому в процессе обучения так важно исключить отвлекающие факторы. Например, смартфоны и интернет.
Если озвучить какие-либо сведения без предупреждения о том, что их потребуется повторить, — вероятнее всего, человек их не запомнит. Чтобы активизировать память, нужно заинтересоваться материалом, сосредоточиться на нем.
Плохие воспоминания стираются быстрее
Забывание — одна из основных функций памяти. Оно помогает стереть неактуальную информацию и уберечь нервную систему от перенапряжения. При этом мозг быстрее вытесняет негативные впечатления, оставляя в памяти наиболее приятные и желанные моменты. Если бы плохие воспоминания со временем не стирались, то накопленные отрицательные эмоции продолжали бы оказывать деструктивное воздействие на психику. Сегодня существуют специальные тренинги, направленные на блокировку ненужной информации.
© Thomas Ehling/Unsplash
В психотерапевтической практике встречается такое явление, как гипертимезия. Люди с этим редким синдромом, например американская писательница Джилл Прайс, помнят всю свою жизнь в мельчайших подробностях. Защитный механизм, который вытесняет из памяти негативные эмоции и воспоминания, в их случае просто не работает.
style.rbc.ru
Как работает память с точки зрения науки?
Есть такой замечательный сайт — Brainfacts.org. Это совместная инициатива Общества нейронаук, фонда Кавли и фонда Гэтсби. На этом сайте есть огромное количество статей и интерактивных схем, выпускаемых под пристальным вниманием редакторов-ведущих мировых учёных в области нейронаук. А ещё там есть раздел «Спроси эксперта», где специалисты отвечают на вопросы простых смертных. Мы выбрали три вопроса о работе памяти и перевели их для вас.
Ларри Сквайр,
профессор психиатрии, нейробиологии и психологии в Калифорнийском университете Сан-Диего. Исследует организацию и неврологические основы памяти.
Говоря о фотографической памяти, обычно имеют в виду способность человека очень подробно запоминать визуальную информацию. Предполагается, что такие люди словно делают мысленные снимки так же, как фотоаппарат создаёт статичные изображения, а потом могут вспоминать их без ошибок. Однако фотографической памяти в этом смысле не существует.
Это легко продемонстрировать, попросив людей, которые считают, что обладают фотографической памятью, прочитать две-три строки текста, а затем воспроизвести текст по памяти в обратном порядке. Если бы память работала как фотография, у них бы это получилось, но в жизни такого не происходит.
Память больше похожа на кусочки головоломки, чем на фотографию. Чтобы вспомнить событие прошлого, мы собираем вместе самые запоминающиеся элементы и обычно забываем то, что творилось на фоне, цвет стен, картину на заднем плане, точные формулировки. Пропуская детали, мы формулируем основное содержание. Мы хорошо помним суть случившегося и плохо — частные элементы. Это выгодно, потому что содержание события важнее, чем детали.
Конечно, у разных людей способность к запоминанию отличается. То, насколько хорошо мы запоминаем вещи, зависит от того, насколько сильно мы обращали на них внимание. Кроме того, на способность запоминать влияет то, как мы воспроизводим материал в сознании и соотносим его с уже известным.
Некоторые люди с хорошей памятью используют специальные техники для её развития. Другие могут без усилий вспомнить большое количество автобиографической информации из разных сфер жизни. Исследователи узнают больше о памяти и её механизмах, изучая таких людей, а также тех, кто страдает нарушениями памяти из-за болезни или травм.
Томас Кэрью,
профессор нейронаук в Нью-Йоркском университете. Изучает, как мозг получает информацию, где её хранит и как использует.
Всякий, кто когда-либо готовился к экзаменам, однажды задавал себе вопрос — как поместить в мозг побольше информации и подольше её сохранить? Вот два практических способа, основанных на экспериментальных данных.
Совет 1: больше отдыхать
Около 130 лет назад немецкий психолог Германн Эббингаус провёл значимую серию исследований по изучению памяти человека. Результаты показали, что отдых перед новым обращением к материалу даёт преимущества. Это наблюдение теперь известно как эффект интервального повторения.
С момента открытия Эббингауса сотни исследований подтвердили: занятия, которые разнесены во времени, приносят больше пользы в плане запоминаемости материала, чем то же количество занятий, следующих друг за другом впритык.
Мы всё ещё изучаем, как именно работает интервальный механизм. Чтобы сформировать долговременную память, синапсические связи укрепляются, а это требует производства клеточных белков. Есть основания предполагать, что разнесённое обучение улучшает производство этих белков.
Таким образом, для более успешных результатов требуется делать перерывы во время занятий и, когда это возможно, дробить уроки на части.
Совет 2: многократная проверка
Кажется логичным, что всё главное, что связано с запоминанием материала, случается, когда мы учимся чему-то впервые, а последующие контрольные и тесты нужны только для измерения и оценки. Однако проверка знаний имеет большее значение, чем кажется на первый взгляд.
Работы исследователей памяти выявили важность обучения с расширенным тестированием. Главный вывод заключается в том, что регулярная проверка может значительно улучшить способность вызывать материал в памяти. Интересно, что повторное изучение материала не принесло таких результатов. Это указывает на то, что при формировании долговременных воспоминаний восстановление информации в памяти может играть более значимую роль, чем запоминание.
Неврологическая основа этого явления неясна. Однако популярная гипотеза предполагает, что припоминание уже известного активизирует процесс укрепления нейронных связей.
Используйте больше викторин и тестов, как на уроках, так и в домашней работе, чтобы помочь ученикам вспоминать материал почаще.
Говард Айхенбаум,
директор Центра памяти и мозга, Лаборатории когнитивной нейробиологии и Центра нейронауки в Бостонском университете.
Дежавю — это странное чувство, когда нам кажется, что с нами уже происходило то, что мы вообще-то совершенно точно переживаем в первый раз. Изучать дежавю в лабораторных условиях трудно, ведь явление это редкое и трудно воспроизводимое.
Тем не менее, есть нечто общее между дежавю и более распространенной ситуацией, при которой кто-то кажется знакомым, хотя вы не помните имени этого человека и обстоятельств знакомства. В отличие от дежавю, учёные могут воспроизвести такое ощущение узнавания в лаборатории. Один из способов сделать это — попросить участников исследования оценить лица и места, как виденные ранее, так и нет.
Такие исследования помогли учёным понять, что узнавание и воспоминание — это две разные формы памяти, которые работают вместе. Чувство смутного узнавания люди испытывают легко, а вот конкретное воспоминание, требующее установления ассоциаций и критического подхода, занимает больше времени. Например, если какой-то человек кажется вам знакомым, вы сможете разобраться, кто он такой, поговорив с ним и достроив картину.
Функциональные исследования с помощью МРТ показали, что в распознавании знакомых изображений участвуют перирхинальная кора и прилегающая область, называемая корой парафтопампала. Оба этих отдела отправляют информацию в гиппокамп, который также участвует в работе памяти. Полный опыт воспоминания может представлять собой объединение сходящихся сигналов от перирхинальной и парафтопампальной области.
Скопировать ссылку
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com
10 особенностей человеческой памяти
Большинство людей знакомы с тем, что им трудно забыть о каком-то досадном происшествии – даже спустя месяцы или годы. Но иногда бывает и намного хуже.
Наша память не идеальна. Со временем многие наши воспоминания затуманиваются, и в результате приходится приложить немало усилий, чтобы вспомнить то, что мы когда-то отлично знали.
Но некоторые воспоминания остаются с нами навсегда, и они такие же яркие, как будто всё произошло совсем недавно.
Почему так происходит?
У психологов есть много теорий о свойствах человеческой памяти, и некоторые из их соображений могут вас удивить.
Удивительные свойства нашей памяти
1. Рассеянность
Многие люди бывают рассеяны. Когда вы очень заинтересованы каким-то одним делом, вполне вероятно, что вы перестаёте обращать внимание на происходящее вокруг вас. Так происходит потому, что ваша внимательность ослаблена.
Когда вы полностью сосредоточены на чём-то одном, ваш мозг не может выделить ресурсы для запоминания второстепенных деталей.
Примером этого является «ложная слепота» (она же – «слепота невнимания») – это когда вы не замечаете, что что-то меняется, потому что слишком сосредоточены на чём-то одном. Видео выше – интересный способ проверить вашу способность справляться со слепотой невнимания.
Почему мы испытываем этот эффект? Учёные полагают, что это связано с тем, что нам нет необходимости запоминать рутинные моменты нашей жизни, например, мытьё посуды или стирку одежды. Если бы мы всё это помнили, то наш мозг был бы переполнен бессмысленными воспоминаниями, и в нём не осталось бы места для того, что действительно стоит запомнить.
2. На кончике языка
Это чувство знакомо большинству людей – вам кажется, что вы вот-вот вспомните нужное слово, но оно всё никак не вспоминается.
Иногда бывает наоборот: вы вспоминаете какое-то слово, но никак не можете вспомнить, что оно означает. (Смущает, правда?) Иногда вы даже можете вспомнить ненужные подобные предметы, но только не то, что вы хотите вспомнить. Было также установлено, что явление «вертится на кончике языка» чаще встречается у пожилых людей.
Почему это происходит? Учёные считают, что когда мы что-то видим, мы не сразу вспоминаем всё, что связано с этим предметом, иначе мозг нам напоминал бы о еде каждый раз, когда мы видим тарелку!
Полезный совет, как справиться с этим: попытайтесь вспомнить, из скольких слогов состоит нужное слово и как оно пишется. Иногда это отпечатывается в памяти лучше, и тогда вам будет легче вспомнить, что вы хотели сказать.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
3. Эффект спящего
Возможно, что вам не захочется в этом признаться, но с этим сталкиваются очень многие люди: вы сообщаете какую-либо информацию, будучи уверенными, что получили её из надёжного источника – и только потом понимаете, что на самом деле это не так. Это называют «эффектом спящего». То есть мы запоминаем информацию, но при этом ошибаемся по поводу того, откуда она появилась.
Примером этого является «эффект ложной известности». Если вам покажут список имён, а на следующий день назовут какое-нибудь имя из этого списка, то вы подумаете, что речь идёт о знаменитости. Это связано с тем, что вы не можете вспомнить, где встречали это имя раньше, и полагаете, что раз оно вам знакомо, то это должен быть кто-то известный.
4. Ложные воспоминания
В фантастических фильмах, таких как «Начало» или «Вспомнить всё», в мозг человека внедряют воспоминания о событиях, которых на самом деле никогда не было. Однако этот фантастический сюжет имеет под собой вполне реальную основу. Ещё более шокирует тот факт, что для достижения этого вовсе не требуется высокотехнологичное оборудование.
Фактически, всё, что требуется – это несколько бесед с человеком, который хочет внедрить вам воспоминания.
Психологи обнаружили, что после нескольких собеседований 20-40 процентов людей вспомнили и описали, как на родителей невесты во время свадьбы опрокинули чашу с пуншем, хотя на самом деле этого не было.
При соответствующих условиях люди даже могут давать ложные признания. Согласно выводам психологов Сола Кассина и Кэтрин Кечель, если «свидетель» заявлял, что видел, как человек что-то делал (в данном случае речь шла о сбое программы из-за нажатия на клавишу клавиатуры), то практически каждый из обвиняемых признавался в том, что это сделал он.
Тридцать пять процентов из них даже подробно описали, как это происходило! Это довольно сильно пугает, но особо беспокоиться не о чём. Внедрить в сознание можно только простые «воспоминания», более сложные или невероятные, как правило, отвергаются.
5. Стереотипы
Просто удивительно, насколько стереотипы могут повлиять на ваши текущие мысли или воспоминания. В реальности ваши воспоминания постоянно искажаются в зависимости от ваших убеждений и ценностей.
В ходе одного из исследований участникам показали списки с мужскими и женскими именами. Когда затем их попросили вспомнить какие-нибудь имена из списка, большинство названных имён были мужскими – хотя в списке мужские и женские имена присутствовали поровну.
Вред от таких стереотипов заключается в том, что они могут вызвать проблемы при проведении расследований.
Стереотипы могут не просто затрагивать наши воспоминания в целом, но и повлиять на то, как свидетели запомнили преступление. Основываясь на своих убеждениях и стереотипах, люди поневоле дают ложные описания преступника.
6. Память и время
Всем известно, что со временем наши воспоминания исчезают. То, что вы считали когда-то важным, с течением времени теряет свои детали. Вы можете вспомнить основную тему, но не подробности.
Может показаться, что это плохо, но это не всегда так. Независимо от того, насколько эти детали казались вам когда-то важными, вам не пригодятся в будущем воспоминания о том, кто именно присутствовал на праздновании вашего тринадцатилетия и шёл ли дождь в последний день вашей учёбы.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Знаменитый психолог Герман Эббингхаус создал и опробовал «кривую забывчивости». Он решил, что сначала вы забываете быстро и много.
Но со временем, по мере того как становится всё меньше ненужной информации, процесс замедляется. Таким образом, воспоминание остаётся, но из него постепенно удаляются все те детали, которые в действительности вам не нужны.
7. Реконсолидация памяти
Консолидация памяти – это процесс перехода воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную.
Считалось, что это делается для того, чтобы те воспоминания, которые не используются, со временем становились слабее.
Однако недавно неврологи обнаружили, что свежие воспоминания нестабильны, и если их не закрепить, то существует риск их исчезновения.
Процесс стабилизации называется «реконсолидацией памяти». И если вы перенесли стресс, то после «реконсолидированная» вы будете помнить о нём ещё ярче.
На первый взгляд кажется, что это плохо, однако именно этот механизм привёл к появлению нового способа лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Пациенту назначается приём препаратов, блокирующих процесс реконсолидации, и это помогает пациенту забыть произошедшее.
8. Инфантильная амнезия
Какие ваши самые ранние воспоминания, и сколько вам было лет, когда это случилось?
Большинство взрослых не помнит ничего, что случилось с ними до трёх-четырёх лет. Это явление называется инфантильной амнезией, и оно до сих пор остаётся загадкой для психологов.
Теории варьируются от слабого развития мозга до идеи Зигмунда Фрейда о том, что это связано с сексуальностью раннего периода развития личности.
На данный момент наиболее вероятной считается теория о том, что у маленьких детей активно происходит процесс реструктуризации мозга.
Когда ребёнок рождается, в его мозг постоянно добавляется всё больше новых клеток, которым необходимо сформировать связи сдругими клетками мозга. Было обнаружено, что замедление этого процесса совпадает с тем возрастом, когда сохраняются первые воспоминания.
Интересно отметить, что у морских свинок, вероятно, инфантильной амнезии не бывает. Психологи обнаружили, что морская свинка во взрослом возрасте способна вспомнить то, чему её учили сразу после рождения.
Учёные считают, что это связано с тем, что мозг морских свинок мало меняется на протяжении их жизни. Так что у этих маленьких существ есть перед нами кое-какое преимущество!
9. Вспышки памяти
Это не столько сбой памяти, сколько ещё один трюк вашего мозга, позволяющий убедить вас, что запомнившаяся информация абсолютно верна.
Вероятно, вам приходилось испытывать в жизни что-то такое, что отпечаталось в вашей долговременной памяти в мельчайших подробностях. Ваши воспоминания настолько яркие, что вы как будто телепортируетесь туда каждый раз, когда вы вспоминает об этом.
Эти воспоминания с равной вероятностью могут касаться как счастливых, так и печальных событий. Это называют «вспышками памяти», и они могут удивить вас тем, что на самом деле они вовсе не так точны, как кажутся.
Когда людей просили вспомнить подробности произошедшего 10 лет назад эмоционального или травматического события, оказалось, что их воспоминания лишь на 60 процентов были точными.
Однако удивляет то, что все эти люди, как правило, были уверены, что они помнят всё абсолютно точно.
Почему так происходит? Зачем мы обманываем себя, полагая, что наша память лучше, чем это есть на самом деле?
Некоторые психологи считают, что воспоминания частично меняются всякий раз, когда они приходят вам в голову. В них выделяется то, что наиболее важно для вас, и это фиксируется в процессе реконсолидации памяти (о котором мы говорили ранее).
10. Навязчивость
Большинство людей знакомы с тем, что им трудно забыть о каком-то досадном происшествии – даже спустя месяцы или годы. Но иногда бывает и намного хуже. Некоторые люди попадают в ловушку «депрессивного цикла», когда воспоминания о неприятных событиях беспрестанно прокручиваются в их головах.
Этот симптом депрессии является признаком явной неспособности вашего мозга стереть те события, которые вы предпочли бы забыть.
Итак, с чем это связано?
Считается, что этот цикл является побочным следствием попытки вашего мозга зафиксировать то, что может угрожать вашей жизни.
К сожалению, обратной стороной этого свойства мозга могут оказаться навязчивые воспоминания, которые способны привести к прямо противоположному результату.
опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
© Jack Francis, перевод Дмитрия Оськина
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Память человека
Память есть у всех живых существ, но высшего уровня развития она достигла у человека. Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память. Память человека — это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Наша память представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести — то, что сохранил.
Запоминание. Память человека начинается с запоминания информации: слов, образов, впечатлений. Основная задача процесса запоминания — точно, быстро и много запомнить. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Произвольное запоминание включается, когда перед человеком стоит цель запомнить не только то, что само запечатлелось в его памяти, но и то, что необходимо. Произвольное запоминание активно, целенаправленно, имеет волевое начало.
То, что личностно значимо, связано с деятельностью человека и его интересами, носит характер непроизвольного запоминания. При непроизвольном запоминании человек пассивен. Непроизвольное запоминание наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Если поинтересоваться у различных людей, что им больше всего запомнилось на одной и той же свадьбе, то одни легко расскажут о том, кто и какие подарки преподнес молодоженам, другие -что ели и пили, третьи — под какую музыку танцевали и т.д. Однако при этом ни первые, ни вторые, ни третьи не ставили перед собой четкой цели запомнить что-то конкретно. Сработала избирательность памяти.
Стоит упомянуть об «эффекте Зейгарник» (был впервые описан в 1927 г. советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988): человек непроизвольно гораздо лучше запоминает действия незавершенные, ситуации, не получившие естественного разрешения.
Если мы не смогли что-то допить, доесть, получить желаемое, при этом были близки к цели, то это запоминается основательно и надолго, а успешно завершенное забывается быстро и легко. Причина в том, что незавершенное действие — источник сильных отрицательных эмоций, которые по силе воздействия гораздо мощнее положительных.
Многие ученые занимались изучением приемов запоминания. В частности, немецкий психолог Г. Эббингауз сформулировал ряд закономерностей запоминания. Он считал, что повторение (опосредованное или прямое) — единственная относительная гарантия надежности запоминания. Причем результат запоминания находится в определенной зависимости от количества повторений. Закон Эббингауза гласит: число повторных предъявлений, необходимых для заучивания всего ряда, растет гораздо быстрее, чем объект предъявляемого ряда. Если испытуемый запоминает с одного предъявления (показа) 8 цифр, то для заучивания 9 цифр ему понадобятся 3-4 предъявления. Ученый также подчеркивает значение волевого фактора внимания. Чем выше концентрация внимания на какой-либо информации, тем быстрее произойдет запоминание.
Однако установлено, что механическое повторение менее эффективно, чем осмысленное запоминание. Направление современной психологии — мнемотехника — занимается разработкой многочисленных приемов запоминания, базирующихся на принципе ассоциативной связи: перевод информации в образы, графики, картинки, схемы.
Выделяют четыре вида памяти в соответствии с типом запоминаемого материала.
- Двигательная память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т.п.).
- Образная память — возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.
- Эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, еще долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха).
- Вербальная память (словесно-логическая, семантическая) — высший вид памяти, присущий только человеку. С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т.д.), образуется информационная база человеческого интеллекта.
У разных людей в большей степени развит тот или иной вид памяти: у спортсменов — двигательная, у художников -образная и т.д.
Сохранение информации. Основное требование, предъявляемое к памяти человека: хранить информацию надежно, долго и без потерь. Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.
- Сенсорный (непосредственный) тип памяти. Системы этой памяти удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Данные сохраняются в течение 0,1-0,5 секунды. Механизм действия сенсорной памяти легко обнаружить: закройте глаза, затем на секунду откройте их и закройте снова. Увиденная вами четкая картинка сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает.
- Кратковременная память позволяет перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому что она отсеивает все ненужное и оставляет полезное, необходимое для решения актуальных (сиюминутных) проблем.
- Долговременная память обеспечивает длительное сохранение и применение информации. Емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными. Выделяют два типа долговременной памяти. Первый — на уровне сознания. Человек по своей воле может вспомнить, извлечь необходимую информацию. Второй тип — закрытая долговременная память, информация в которой хранится на уровне подсознания. В обычных условиях человек не имеет доступа к этой информации, лишь с помощью психоаналитических процедур, в частности гипноза, а также раздражений различных участков мозга можно получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, мысли, переживания.
- Промежуточная память находится между кратковременной и долговременной памятью. Она обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. В бодрствующем состоянии в течение дня человек накапливает информацию. Чтобы мозг не перегружался, необходимо освободить его от излишней информации. Информация, накопленная за прошедший день, очищается, категоризируется и закладывается в долговременную память во время ночного сна. Ученые установили, что для этого требуется как минимум три часа ночного сна.
- Оперативная память — это вид памяти человека, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающей эту деятельность.
Воспроизведение. Требования, предъявляемые к процессу воспроизведения памяти, — точность и своевременность. В психологии выделяют четыре формы воспроизведения:
- узнавание — возникает при повторении восприятия объектов и явлений;
- воспоминание — осуществляется при реальном отсутствии воспринимаемых объектов. Обычно воспоминания осуществляются посредством ассоциаций, которые обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение;
- припоминание — осуществляется при отсутствии воспринимаемого объекта и связано с активной волевой деятельностью по актуализации информации;
- реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. При данной форме воспроизведения памяти более давние события вспоминаются легче и точнее, чем произошедшие в недалеком прошлом.
Забывание является оборотной стороной сохранения памяти. Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема данных, которые могут быть актуализированы в психике. Преимущественно забывание не является аномалией памяти, это закономерный процесс, который обусловлен рядом факторов.
- Время — менее чем за час человек забывает половину только что полученной информации механически.
- Активное использование имеющейся информации — забывается прежде всего то, в чем нет постоянной необходимости. Однако впечатления детства и двигательные навыки, такие как катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать, остаются достаточно устойчивыми в течение многих лет без каких-либо упражнений. Остается на подсознательном уровне, как бы забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает негативное напряжение (травмирующие впечатления).
Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается изменению и качественной реконструкции.
Расстройства памяти
Многообразные нарушения памяти весьма распространены, хотя большинство людей их у себя не замечают или замечают слишком поздно. Само понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Гиперфункция памяти связана, как правило, с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых медикаментов или гипнотическим воздействием. Формой навязчивых воспоминаний называют нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности, создающие тематическую направленность гиперфункции памяти. Так, например, мы постоянно вспоминаем свои крайне неприятные, неблаговидные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они преследуют нас, вызывают чувство стыда и муки совести.
На практике чаще встречаются ослабление функции памяти, частичная утрата способности человека сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. Ослабление избирательной редукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (названий, дат, имен, терминов и т. п.) относят к самым ранним проявлениям ухудшения памяти. Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии, причинами которой становятся алкоголизм, травмы, возрастные и негативные личностные изменения, склероз, заболевания.
В современной психологии известны факты обманов памяти, имеющих форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обычно они обусловлены сильными желаниями, страстями, неудовлетворенными потребностями. Например, когда ребенку дают сладость, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и искренне доказывает, что ничего не получал.
Искажение памяти нередко связано с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в реальной действительности, и то, о чем он слышал, видел в кино или читал. В случае многократных повторений таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек начинает считать чужие мысли своими. Наличие фактов обмана памяти свидетельствует о том, насколько тесно она связана с воображением и фантазией человека.
psyera.ru
Интересные факты о памяти человека
Феномен «дежавю» — когда мы помним нечто из «не нашей» прошлой жизни или попадаем в ситуацию, когда возникает мысль: «это уже было», — связан с так называемой генетической памятью. Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету.Считается, что, соблюдая диету, мы «очищаем организм», улучшаем его возможности. Ученые выяснили, что однообразная, скудная пища не способствует быстрой работе памяти.
У людей-жаворонков продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 утра, а у сов — с 8 до 12 вечера.
Джон фон Нейман обладал почти абсолютной памятью. Он мог через много лет пересказывать страницы прочитанных книг, тут же переводя текст на английский или немецкий языки, а с небольшими задержками и на французский или итальянский.
В. Моцарт, один раз прослушав в Ватикане многоголосое духовное сочинение Аллегри, за ночь записал точную, нота в ноту, копию произведения.
Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.
Евреи из польской религиозной общины «Шасс Поллак» могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов «Талмуда».
Аромат розмарина улучшает долговременную память.
Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов.
Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. «Концерт» ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года!
Доминик О’Брайен, шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут!
Человеческий мозг способен хранить от 1 до 7 млн. мегабайт информации.
При полной потере памяти последнее, что человек может вспомнить — это ругательства на родном языке. По ним врачи определяют хотя бы национальность пациента.
Самвел Гарибян безошибочно воспроизводит 1000 продиктованных ему слов, произвольно выбранных из десяти языков, в том числе таких, как фарси, пушту, кхмерский и бенгали.
Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Совершенство памяти Мехмеда было удостоверено дюжиной присутствовавших при чтении академиков.
fishki.net
7 интересных фактов о памяти человека
Алена Лепилина
Кто-то считает возможности человека безграничными, а кто-то уверен в том, что у всего есть предел. Это касается и памяти тоже. До конца мы еще не знаем, как все происходит на самом деле, но кое в чем наука уже уверена. Выбрали любопытные факты о памяти человека из бестселлера «Память не изменяет».
1. Беспорядок плохо отражается на памяти
Дисциплина ― залог успеха во всем, и запоминание не исключение. Будьте организованны: всегда кладите вещи, которые часто используете, на одно и то же место. Внешний порядок — это и внутренний порядок. Чтобы извлекать воспоминания в нужный момент, память нуждается в их организованном хранении. Если вы организуете вашу жизнь, то организуете и вашу память.
Организованность создает систему и снижает стресс, который, как известно, является главным врагом памяти.
2. Воспоминания «живут» везде
В процессе памяти задействованы разные участки мозга, однако недавние исследования отмечают, что, например, воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких из них, а рассеяны по системе нейронных связей.
Например, знания о том, что мы едим, как пахнет и выглядит еда и что мы с ней делаем, как покупаем ее, хранятся в отдельной зоне мозга каждое: форма — в зрительной коре головного мозга, тактильные ощущения — в премоторной и сенсорной областях, запах — в лобных долях и так далее. Эти зоны называются участками узнавания.
3. Память не книжный шкаф
Все, что хранится в нашем мозгу, не похоже на обычный шкаф, где книги просто лежат. Это скорее библиотека: к книгам (в нашем случае — к воспоминаниям) постоянно подходят «библиотекари», берут книги с полок, читают, передают кому-то. В роли таких «библиотекарей» выступает рабочая память: помимо хранения информации, она оперирует сохраненными в ней данными.
Например, рабочая память не только позволяет запомнить телефонный номер, но и повторить его в обратном порядке.
4. Забывать не плохо
Оказывается, забывание столь же важно, как и запоминание. Человеку бывает очень сложно запоминать всю получаемую ежедневно информацию, а затем разыскивать ее в хранилище нашего мозга. Вот почему есть специальные механизмы в мозге (например, протеинфосфатаза), которые предназначены именно для забывания.
5. Нейронам нужен кислород
Нейроны очень чувствительны к снижению уровня кислорода в организме, которое происходит с годами, при этом понижается уровень их энергии. А чем меньше энергии, тем ниже уровень возбуждения, необходимый для, например, воспроизведения воспоминаний. В итоге страдает память.
6. Никогда не поздно
Не стоит думать, что вы опоздали и заботиться о себе уже поздно. Это не так. К примеру, сорок лет — отличный момент, чтобы начать вести здоровый образ жизни. Занимаясь полезной умственной и общественной деятельностью, можно избежать многих расстройств памяти в более позднем возрасте.
7. Мозг самовосстанавливается
Несмотря на то что старость запрограммирована в генетическом коде каждого человека и что некоторые нейроны снижают свою клеточную активность или погибают, мозг все же единственный орган нашего тела, который способен развиваться и восстанавливаться. Явление самовосстановления мозга ученые-неврологи называют нейропластичностью.
Изменения, которые произойдут в нашем мозге и теле, во многом зависят от того, как мы заботились о своем организме до наступления старения.
Чтобы прийти к закату жизни, имея эффективно функционирующий мозг, нужно бороться со стрессом, заниматься физическими упражнениями, высыпаться, правильно питаться и тренировать ум.
P.S.: Подписывайтесь на нашу полезную рассылку. Раз в две недели присылаем 10 самых лучших материалов из блога МИФ. Не без подарков
По материалам книги «Память не изменяет»
blog.mann-ivanov-ferber.ru