Критерии самооценки – понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки
Основные критерии правильной самооценки
«Самооценка,
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.»
БСЭ
— Я умен, красив, силен, гениален! И все это я сам в себе открыл!
Анекдот
Как следует из термина, самооценка — это вроде бы «оценка самого себя». То бишь для формирования САМОоценки то, как вас оценивают окружающие, вроде бы не должно иметь значения.
Пример:
«Испытуемый находится в помещении типа школьного класса. Вместе с ним там же находятся десятка полтора статистов, причем испытуемый уверен, что все они такие же «подопытные кролики», как и он сам. Экспериментатор рисует на доске картинку (или показывает заранее заготовленный плакат): две параллельные линии А и Б. Причем невооруженным глазом видно, что линия А чуть-чуть длиннее линии Б. А дальше начинается опрос участников эксперимента. Статистов одного за другим спрашивают, какая линия длиннее. И они в один голос категорично заявляют: «Конечно, Б! Это же сразу видно! И никаких сомнений быть не может!» После того как все статисты дали столь однозначные ответы, экспериментатор обращается к настоящему испытуемому: «Ну, а вы что скажете?» И бедный испытуемый дрожащим голосом ответствует, что да, конечно, длиннее линия Б. Ведь к данному моменту он действительно в этом убежден. Хотя в начале эксперимента собственными глазами наблюдал обратное…»
Но САМОоценка, особенно «объективная и адекватная» — это вопрос действительно сложный. И во многом вот почему: самооценки В ОБЩЕМ — не бывает. Как не бывает по идее и «общей оценки окружающих». Говорить о ком-то «он хороший человек» или «он плохой человек» — по сути это бессмысленные слова. Потому что тут же возникает много вопросов: в чем хороший? В чем плохой? Для кого? По каким критериям?
Одна из проблем клиентов — они просят «помочь им повысить самооценку ВООБЩЕ». Вместо того чтобы подумать, по каким конкретным «кусочкам» можно эту самооценку разделить и определить, в какой именно области она вас не устраивает и чем.
В частности, если стоит более конкретный вопрос — скажем, определить, сколько вы стОите (в смысле притязаний на тот или иной уровень зарплаты), — так и ответ логичнее искать в соответствии с определенными параметрами в определенных областях.
Посему для этого определения следует вначале сформулировать конкретные требования к работнику в данной сфере, а затем определить, насколько вы соответствуете этим требованиям.
Например, если ваша работа связана с прокладкой сетей — то вряд ли на вашу самооценку и на ваши притязания в этой области сильно повлияет то, что вы, к примеру, не умеете вязать или варить варенье. Если на вашей работе требуется хорошо вязать и не требуется, скажем, водить машину — то вряд ли на вашу самооценку в этой области сильно повлияет тот факт, что вы не умеете ее водить. И так далее, и тому подобное.
И если, говоря уже более общо, на вашей работе требуется повышенная способность к нестандартным решениям, и вы таковой обладаете — вполне можете претендовать на что-то не самое последнее в смысле уровня зарплаты. Если же ваша новая работа предполагает стандартное слепое подчинение начальству, а у вас с этим трудности — то следует вообще подумать, сможете ли вы на ТАКОЙ работе достигнуть больших высот, даже если делать требуется то, что вы как раз умеете.
Кстати, можно обмолвиться и о том, отчего в таком случае может сформировываться так называемый перфекционизм: стремление «всегда быть совершенством во всех отношениях». Перфекционисты чаще всего подходят к самооценке «в общем», и более того: если они в какой-то области «менее успешны» (что бывает сплошь и рядом, ибо физически невозможно уметь ВСЕ), они не говорят о себе «мол, в этой области я мало могу, но зато…» — они выставляют себе по жизни ОБЩУЮ «ДВОЙКУ». Именно за то, что они хотя бы чего-то не умеют.
Те же, кто перфекционизмом не страдает, подходят к самооценке по методу кота Матроскина: да, мол, я вот тут не силен, «но зато я вышивать умею и на швейной машинке тоже могу…» 🙂
Быть в жизни «отличником по всем предметам» нельзя еще и потому, что во-первых, любые области приложения ваших сил имеют самые разные «критерии оценок», а во-вторых, этих областей слишком много. Куда больше, чем предметов в школе…
И адекватность «оценки себя самого самим собой» — не в том, чтобы стремиться уметь все, а в том, чтобы объективно оценивать себя в каждой области. Разумеется, где это можно измерить цифрами (тем же размером зарплаты, после вышеназванного собственного соотношения требуемых на работе качеств и ваших личных особенностей и умений) — там это б1удет объективнее. Но есть такие области, где подобную «оценку самому себе» поставить очень сложно. И те, кто ее все же в такой области себе ставит — как правило, ошибаются, как в нижнюю, так и в высшую сторону.
Например, одна из самых сложно оцениваемых областей — какой вы сексуальный партнер. Тут все же наименее конкретны критерии оценки, а САМОоценки тем паче. Посему и те, кто говорит о себе «я в постели полное ничтожество», и те, кто похваляется «я великолепный любовник», как правило, ошибаются. Хотя бы в чем-то. Ведь на самом деле о том, какой вы сексуальный партнер, следовало бы спросить у ваших партнеров по сексу. Но учитывая при этом, что все их оценки будут субъективными, а критерии — самыми разными. Так что в этой области объективной самооценки вообще практически не добиться никогда, — и надо ли?
* * *
Итак, не стоит выводить себе в жизни «итоговый средний балл». Всегда, в любой момент жизни, когда вам понадобится обратиться к вашей самооценке, исходите из критериев конкретной ситуации. А из этого фактически следует, что самооценку сложно (и практически нельзя) формировать «раз и навсегда» или по крайней мере «раз и надолго». Самая адекватная самооценка формируется постоянно; это вещь гибкая и подвижная, зависящая, напомню, от самых разных критериев в самых разных жизненных областях. Посему всегда следует обращаться к тому, насколько те или иные ваши возможности востребованы и реализуемы в конкретной области.
И очень часто социум внушает человеку оценку внешнюю, причем такую, которая ему ну никак не соответствует. Но человек этот настолько внушаем, настолько не умеет, не может или не желает пользоваться собственной логикой и прагматизмом, что бесспорно принимает эту внешнюю оценку за свою собственную и с ней живет далее, несмотря ни на какие внешние изменения. Да и к слову сказать — если нет стимула к этим изменениям, если человек с этой самой внешней оценкой смирился — откуда изменения взяться? Ведь внешние социальные оценки подчас довольно ригидны (то бишь плохо поддаются изменениям, спровоцированным новыми ситуационными условиями), и если сам себя не станешь переоценивать адекватно — никто этим извне заниматься как правило не будет.
Причем такое бывает как с заниженной «оценкой извне» (когда из человека намеренно делают «омегу»), так и с завышенной. В первом случае человек свыкается с мыслью, что он — ничтожество, и все чаще говорит о «заниженной САМОоценке», нередко даже превращая это в своего рода психологический купон. И забывая о том, что САМОоценки тут опять же нету. Потому что вряд ли человек задумывается: а за что конкретно он себя так низко ценит, если это он ценит САМ, а не внешний социум? Бывает, конечно, что людям опять же лень задуматься, у них уже все зацементировано на уровне предсознания, и «лезть в это неохота, да подчас и неприятно» — вот при такой постановке вопроса и начинают клеветать на себя: «Я неспособный, я некрасивая» и т.п. Забывая, что опять же, оценка способностей, красоты и т.п. ими используется ВНЕШНЯЯ, а не своя собственная.
То же самое и с завышенной самооценкой. Внешний социум (как правило, самый первый — семья, родители, мама) выставляет такой личности оценку более чем завышенную, иногда тоже ради удовлетворения собственных потребностей и повышения собственной «самооценки» (беру это слово вновь в кавычки, потому как тут тоже часто первичнее оценка социума — мол, «поставьте мне пятерку извне, потому что у меня такой способный ребенок»). А самому ребенку подобное переоценивание чаще всего приятно, и он ничего не стремится делать, чтобы как-то этой оценке соответствовать. Более того, он может факта явного переоценивания вообще пока не видеть — именно потому, что самостоятельных критериев оценивания и восприятия себя у него пока нет, да иногда и нет потребности их развивать и ими пользоваться. Раз мама сказала, что он самый умный, сильный и красивый — так оно и есть, и о чем беспокоиться? И сколько трагедий бывает тогда, когда такой любимец семьи идет в другой социум (в детсад или школу), где ему уже никто за красивые глаза завышенных оценок не поставит. А сам себя оценивать он не умеет. И при столкновении «с жестокой реальностью» сплошь и рядом бывает так, что «завышенная самооценка» резко сменяется на «заниженную». И это серьезная психотравма, и чем в более позднем возрасте она произошла — тем ее последствия сильнее выражены.
Посему, отделяя самооценку от оценок внешнего социума, следует помнить, что внешняя оценка всегда необъективна. Хотя бы потому, что есть оценка одного социума, другого, третьего… И на всех, как известно, просто невозможно угодить.
И еще даже в формировании самооценки есть опасность часть личных критериев (а то и все) подменить критериями общественными. И тогда получается то, что мы не раз называли «списочным счастьем» — пусть и в какой-то «части списка»: «Вот, скажем, стану я директором банка, вот тогда я буду себя ценить». Или «Вот выйду я замуж, вот тогда я буду себя ценить». И то, что эти жизненные вехи подчас навязываются извне, а не ваши собственные — незаметно. Особенно для личностей из второй группы мотиваций.
И еще опасность подменить собственные оценки навязанными извне существует больше у тех людей, которые не слишком прагматичны, опять-таки достаточно внушаемы и к тому же сильно зависимы от «общественного мнения».
Кстати, занижение собственной оценки тем вероятнее, чем меньше у личности в жизни так называемых актуальных социальных ролей. Иными словами — чем меньше тех самых различных маленьких областей, в каждой из которых есть смысл формировать отдельные самооценки.
Например, если мужчина воспринимает себя только как «добытчика денег», то неспособность его к тем или иным финансовым операциям будет восприниматься им самим как крах всей жизни вообще. И уж если тут говорить о его самооценке — то лишь как о «ниже некуда». Несмотря на то, что есть еще много других областей, в которых этот человек мог бы достичь существенных высот — но для него эти области неактуальны, он их не видит и не воспринимает свое в них участие как нечто серьезное. Или например, если женщина зациклится на том, что непременно «должна стать хорошей матерью» и только — любые проблемы с функцией воспроизводства для нее будут равны той же самой сверхнизкой самооценке. Несмотря на то, что есть еще масса жизненных областей, в которых она могла бы стать сверхуспешной: но для нее этих областей не существует.
Так что сложно ждать адекватной самооценки от личности, которая стремится оценивать себя только в одной конкретной области. Особенно (что бывает довольно часто) если именно в этой области человек не слишком успешен, потому что эта область не слишком адекватна его собственным личностным способностям и интересам (и как бывает еще чаще — выбор именно этой одной области для реализации продиктован как раз извне).
И, наверное, можно сказать, что наиболее адекватная самооценка формируется там, где у личности имеется адекватная доза пресловутого разумного эгоизма. Если уж пользоваться хотя бы для примера «простыми формулами», можно было бы сказать и так: мол, в случае завышенной самооценки личности не хватает разума, а в случае заниженной самооценки — эгоизма. Конечно, это красивое выражение, но может статься, все же несколько журналистское. Потому что в случае как заниженной, так и завышенной самооценки, как вроде бы ни странно, у личности проблемы с разумом, с логикой, с практицизмом. В частности, с тем, чтобы для самого себя сформировать адекватные критерии, по которым самому оценивать себя.
И еще — говоря о самооценке, нельзя не сказать несколько слов о довольно распространенной «формуле ее расчета»: мол, самооценка — это успех, разделенный на притязания, и чтобы повысить самооценку, надо либо увеличивать успех, либо уменьшать притязания…
Если бы все было так просто!..
Грешным делом, мне эта формула напомнила старый анекдот: «Коммунизм, как известно, есть советская власть плюс электрификация всей страны; следовательно, советская власть — коммунизм минус электрификация. Или: электрификация — это коммунизм минус советская власть».
Что же до самооценки по данной формуле, то — много вы видели личностей с явно заниженной САМОоценкой (каковая — еще вопрос, насколько САМО..), которые способны каким-то образом «увеличивать свой успех», сиречь достижения? Чаще они изначально уверены, что «у них все равно ничего не получится». Потому что они так себя ценят. И также люди с заниженной самооценкой как раз чаще уменьшают свои притязания буквально до минимума: но скажу вам по секрету, повышения самооценки это у них не вызывает, скорее наоборот. А люди с завышенной самооценкой нередко не замечают своих «неуспехов» — а также и постоянно увеличивают свои притязания, но на величину их собственной оценки это мало влияет 🙂
Так что очень сильно сомневаюсь, что самооценка, успех и притязания находятся именно в такой прямой зависимости…
По крайней мере, адекватная самооценка — это такая самооценка, при которой временные кризисы не приводят к обрушению всей самооценки (а точнее, может, наконец-то сказать — САМОВОСПРИЯТИЯ).
* * *
И последнее, о чем хотелось бы сказать: та самооценка, которая «в общем», которая выводится себе именно как ОЦЕНКА — это по сути функция (по Э.Берну) «внутреннего Родителя». А вот подход к самооценке, который предложен в данном материале — это работа вашего «внутреннего Взрослого». Не зря столько раз тут апеллируется к логике, к прагматичности и к РАЗУМНОМУ эгоизму.
Поэтому может быть, стоит вообще в жизни отказаться от «итоговой самооценки с позиции Родителя» и пользоваться в этом плане «Взрослым подходом» — не ставить себе никаких оценок вообще, воспринимать себя в среде по несколько иным, не оценочным критериям. Разумеется, это могут и умеют далеко не все. Некоторым приходится помогать осваивать это во время консультаций. А для многих такой подход вообще неприемлем, потому как им (особенно тем, у кого не развит или атрофирован за неиспользованием внутренний Взрослый) важна именно «Родительская оценка» — в том числе и оценка себя самого.
Последние публикации
centrparus.ru
Критерии самооценки знаний учащихся на уроках
Листы самооценки учащихся на уроке:
Вариант 1.
Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
Вариант 2.
Лист самооценки работы в паре
Оцени свою работу в паре:
УтверждениеПолностью
согласен
Частично
согласен
Не согласен
Затрудняюсь
ответить
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий
При разногласиях я принимаю другое решение
Большинство решений предложено мной
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение
Работать в паре труднее, чем одному
Мне интереснее и полезнее работать в паре
Вариант 3.
Лист самооценки ____________________________________
п\п
Критерии оценивания
Оценка
Всё получилось
Не совсем всё получилось
Не получилось
(почему)
1
Найти информацию самостоятельно
2
Выбрать самое основное для сообщения
3
Оформить работу
4
Оцени свой вклад в работу группы.
Отметь свой вклад в работу группы.
Вариант 4.
Маршрутный лист самооценки
Оцените работу своей группы.
заданий
Показатель
Самооценка
1.Найдите родственные слова в стихотворении.
Работали дружно, слушали друг друга
Высказывали свою точку зрения, не ссорились
Трудно было договориться.
2.С каким определением согласны?
Работали дружно, слушали друг друга
Высказывали свою точку зрения, не ссорились
Трудно было договориться.
3.Составляем модель
Все работали одинаково
Работал только один
Кто-то работал больше, кто-то меньше других
4. Приглашаем «родственников» в гости
Работали дружно, слушали друг друга
Высказывали свою точку зрения, не ссорились
Трудно было договориться.
Результат работы группы.
За весь урок
«Отличная работа! Молодцы!»
«Хорошая работа!»
«Не очень получилось»
Вариант 5.
Оценочный лист
Критерии оценкиОцениваю себя сам
Оценка товарища
1. Активно работал в группе
2. Выполнял свои обязанности
3. Соблюдал культуру общения
++ у меня всё получилось
-+ были затруднения, но я справился
— у меня не получилось работать в группе
++ у тебя всё получилось
-+ у тебя возникли затруднения,
но ты справился
— у тебя не получилось работать в группе
4.Оценка работы группы (поставить знак +)
Мы работали слаженно
и у нас всё получилось.
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя
Вариант 6.
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Критерий(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)
Моя
оценка
Оценка группы
Комментарий учителя
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения
Вариант 7.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________-
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_____________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________________________-
Вариант 8.
Закончите предложения:
1. На уроке для меня было важно____________________________________________________________________________________________________
2. На уроке мне было сложно_________________________________________
_______________________________________________________________
3. Теперь я умею__________________________________________________
__________________________________________________________________
4. На уроке у меня получилось_____________________________________
______________________________________________________________
Вариант 9.
Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Вариант 10.
Лист успеха _________________________________________
Пример по теме «Безличные глаголы»Мои достижения
Сомневаюсь
Планирую
Знаю
Умею
Значения
Формы
Личные глаголы в значении безличных
Употребление в речи
Нахождение в тексте
Вывод
Вариант 11.
Лист самооценки
КритерииПоказатели
Оценка успешности
«Я»
себя чувствовал в процессе учения
было ли мне комфортно
с каким настроением я работал
доволен ли собой
5
4
3
2
1
«Мы»
насколько мне было комфортно работать в составе малой группы
какие у меня были затруднения в общении с группой.
смог ли я помочь товарищам
смогли ли они мне помочь
5
4
3
2
1
«Дело»
я достиг цели учения
учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен
в чем я затруднялся, почему
как мне преодолеть свои проблемы
5
4
3
2
1
Вариант 12.
Маршрутный лист
Ф. И. ___________________________________________________________________
ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _______________________________________________________________________
ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________
ЭтапУчебная деятельность
Моё участие на данном этапе
(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)
Начало урока
Настрой на урок
включился с желанием узнать новое
включился с интересом
включился, так как надо
1 шаг
Повторение пройденного материала
получил правильный результат, работая индивидуально и в паре
получил правильный результат, работая индивидуально
передал инициативу партнеру, работая в паре
2 шаг
Выполнение пробного задания — действия
попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как
попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением
не попробовал выполнить задание
3 шаг
Построение проекта выхода из затруднения
активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта
с интересом участвовал в обсуждении построения проекта
согласился с большинством при обсуждении построения проекта
4 шаг
Реализация проекта выхода из затруднения
успешно работал в группе
работа в группе принесла удовлетворение
передал инициативу партнерам в группе
5 шаг
Первичное закрепление
отвечал у доски, применяя новое знание
получил результат схожий с образцом, работая на месте
списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание
6 шаг
Самостоятельная работа с самопроверкой
выполнил самостоятельно задание без ошибок
выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил
не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом
7 шаг
Применение нового материала в системе знаний
принял активное участие в работе
участвовал в работе по мере своих возможностей
созерцал происходящее на данном этапе
8 — 9 шаги
Инструктаж по домашнему заданию и итог урока
мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание
мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание
мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.
Вариант 13.
Лист самоконтроля
На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».
ЭтапУчебная деятельность
Выполнил безошибочно
Выполнил с ошибками
Испытывал большие затруднения
Начало урока
Настрой на урок
1 шаг
Повторение пройденного материала
2 шаг
Выполнение пробного задания — действия
3 шаг
Построение проекта выхода из затруднения
4 шаг
Реализация проекта выхода из затруднения
5 шаг
Первичное закрепление
6 шаг
Самостоятельная работа с самопроверкой
7 шаг
Применение нового материала в системе знаний
8 — 9 шаги
Инструктаж по домашнему заданию и итог урока
Вариант 14.
Карта самонаблюдения.
Деятельность
Я доволен своей работой.
Я старался, но не всё получилось.
Я недоволен своей работой.
—
Вариант 15.
Оценочный лист ученика класса __________________
+ могу\ знаю +\- сомневаюсь — не могу\ не знаю
п\пКритерии
Сам
Учитель
1
Знаю тему урока
2
Знаю цель урока
3
Знаю план достижения цели
4
Могу работать по плану
5
Могу хорошо читать текст
6
Умею отвечать на вопросы по тексту
7
Сам могу составить вопрос к тексту
8
Умею работать в группе
9
Могу доказать свои высказывания
10
Могу оценить свою работу на уроке
11
Могу оценить работу своих товарищей
12
Могу сказать что урок прошел с пользой
Вариант 16.
Лист самооценки.
Критерии:Да + нет —
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.
Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу.
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.
Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.
Вариант 17.
Лист самооценки
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.
Работал активно, результатом доволен.
Вариант 18.
Деятельность за урокСумма баллов
Оценка
Пример
д/зРабота в группах
Устные ответы
Фиксирование
результатов в тетради
Сумма
баллов
Оценка
1-4 балла
1-3 балла
По 1 баллу
1-4 баллов
Норма оценки:
6-7 баллов – оценка «3»
8-9 баллов – оценка «4»
Более 10 баллов – оценка «5»
Вариант 19.
Лист самооценки
Ф.И. ученика__________________________________________
Дорожка успеха
Знаю и понимаю
Могу научить другого
Понимаю и могу применить
Не знаю
Вариант 20.
Лист самооценки
Ф.И. ученика ____________________________________
У каждого ученика лист с двумя домиками (для уроков письма).
ПРАВИЛЬНОСТЬ КРАСОТА
8
7
6
5
4
3
2
1
Я
У
8
7
6
5
4
3
2
1
Я
У
— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя домиками.
— Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько правильно вы научились писать элементы букв.
— А теперь оцените свою работу на уроке, насколько красиво каждый из вас сегодня написал, выполняя классную работу в прописях.
Вариант 21.
Лист самооценки
Ф.И. ученика _____________________________________
«Незаконченное предложение»
| СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: |
я научился … | |
было интересно | |
было трудно … | |
могу похвалить себя за то, что … | |
могу похвалить одноклассников за то, что … | |
больше всего мне понравилось … | |
мне показалось важным … | |
для меня было открытием то, что … |
Вариант 22.
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Ф.И. ученика _____________________________________
КритерииМоя оценка
Оценка группы
Оценка учителя
1. Я составил вопросы к проекту
2. Я проводил исследования
3. Я подбирал нужные задачи и картинки
4. Я работал на ПК
5. Я активно работал с участниками проекта
6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно
7. Я решал проблемные ситуации
8. Я помогал своим одноклассником при решении задач
9. Я понял, какие мне нужны стратегии, чтобы хорошо учиться
Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов
infourok.ru
Самооценка и её развитие
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………3
1. Самооценка. Понятие, виды, структура………………………….4
2. Развитие самооценки………………………………………………..8
2.1. Этапы развития самооценки………………………………..10
2.2. Факторы, влияющие на развитие самооценки……….…..14
2.2.1. Семейные факторы……………………………………14
2.2.2. Социальные факторы…………………………………16
2.2.3. Принципы «самости»………………………………….18
Заключение………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………….23
Введение
Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.
Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений.
Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.
Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций.
В данной работе будет описано понятие самооценки, раскрыты ее виды, а также направления развития самооценки личности.
1. Самооценка. Понятие, виды.
Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).
Адекватная самооценка
Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.
Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]
Низкая (заниженная) самооценка и ее причины
Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.
У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]
Завышенная самооценка и ее причины
Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.
Перфекционизм и уровень самооценки
Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них. [9, С. 203]
Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]
Более изученными являются природа, характеристики и возрастная динамика частных самооценок, отражающих оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств; м
mirznanii.com
Показатели и уровни самооценки — МегаЛекции
Феномен самооценки и его психологические составляющие тщательно изучаются психологами. Показатели самооценки и ее уровни представлены на схеме 3.
Адекватной признается самооценка, при которой представления личности о своих качествах и свойствах максимально приближены к реальному уровню их развития. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя. При значительном отклонении самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие, и меняется весь стиль поведения. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает надежды на позитивное отношение к нему и успех, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Человек с заниженной самооценкой переносит решение проблем в план восприятия, где он может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире фантазий.
При завышенной самооценке человек гипертрофированно оценивает свои качества и свойства, не замечает собственные негативные качества, считает их случайными.
Осознаваемая и неосознаваемая показывает степень развития самосознания у данной личности, их свертывания и автоматизации.
Устойчивость самооценки рассматривается как способность личности сохранять неизмененное представление о себе в течение определенного промежутка времени. Стабильность отражает уровень развития представлений о себе, законченность процесса формирования самооценки. Реальная и демонстрируемая самооценка является выражении степени отражения объективной реальности самооценки, проявляющейся в поведении.
Е.И. Савонько, Л.С. Славина выделяют четыре уровня самооценки, раскрывающие специфику ее появления:
1. Процессуально-ситуативный уровень характерен для человека, неспособного установить связи между своими поступками и качествами личности, оценивающего своё «Я» лишь по отдельным непосредственным внешним результатам деятельности, которые необязательно соответствуют возможностям человека и могут быть ситуативно обусловлены. Стихийность, случайность и противоречивость внешних ситуаций способствуют повышению тенденции к неадекватности и неустойчивости показателей самооценки. Регуляция собственного поведения подчинена психологическому защитному механизму избегания.
2. Качественно-ситуативный уровень демонстрирует человек, устанавливающий прямолинейные связи между своими поступками и качествами, отождествляющий «поступок» и «качество».
3. Качественно-консервативный уровень отражает способность к разрушению прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется от конкретного поступка и выступает в сознании человека как самостоятельная объективная реальность. При этом недостаточная осознанность новых сложных связей приводит к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного поведения. В результате самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности.
4. Качественно-динамический уровень характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками, преодолением отрыва внутреннего мира от непосредственного поведения. Самооценка имеет тенденцию к адекватности, динамичности.
В жизни человека самооценка функционирует как на вербально-осоз-нанном, так и на интуитивном уровнях. Интуитивный уровень функционирования самооценки характерен либо для стандартных, либо экстремальных условий. На ранних этапах развития ребенка самооценка функционирует на неосознанном уровне, проявляясь как непосредственное отражение оценок референтных для него лиц. Вербально-осознанный уровень самооценки появляется у человека, способного ее обосновать (А.В. Захарова).
Структура самооценки не является статичной, она изменяется с развитием личности человека. В процессе формирования самооценки изменяются ее представления и понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. А это, в свою очередь, приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения. Таким образом:
— Самооценка — сложное образование, системное по происхождению, характеризующееся целостностью, многоаспектностью, наличием многоуровневого строения и иерархической структуры. Самооценка включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности ребенка.
Связи и взаимодействие структурных компонентов, форм и видов самооценки определяет ее ценность и значимость как фактора саморегуляции поведения и деятельности личности. Основой формирования адекватной и устойчивой личностной самооценки является единая, непротиворечивая система оценочных отношений, активное участие в коллективной деятельности, практическая деятельность по сопоставлению, сравнению оценок и уточнению или подкреплению самооценок, анализ собственных поступков и действий, их оценка с точки зрения норм общества.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
ПЕРВИЧНЫЕ КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ — КиберПедия
Радость.Ответьте себе на вопрос: много ли радости в вашей жизни? Если вы ее почти не ощущаете или чувствуете, что радости в вашей жизни мало, то что-то идет не так. Радость как особое внутреннее состояние всегда сопровождает духовный рост, сопутствует духовным усилиям, и если вы сознательно идете по правильному для себя пути, то вы можете видеть и наблюдать, как это чувство в вас растет и развивается.
Непрерывные неудачи.Если вы чувствуете, что неудачи по каким-то причинам постоянно преследует вас, что вы не можете выйти из их замкнутого круга, несмотря на все ваши усилия, несмотря на множество разнообразных попыток преодолеть их – это явный показатель вашего отрицательного состояния. Очевидно, вы беретесь за дело не с той стороны, и копать следует в другом месте. В вашем случае обязательно нужен совет специалиста.
Сравнение себя с другими людьми.Конечно, сравнение – критерий достаточно подвижный и шаткий. Есть пословица «Любое сравнение хромает». Действительно, сравнение делает человек: а он редко, почти никогда бывает объективен. С другой стороны, каждый человек – это уникальная индивидуальность, и непонятно, с кем его можно сравнивать, а с кем не нужно. Тем не менее, мы вполне можем представить себя и своих сотоварищей бегунами на определенную дистанцию. Если вы видите, что во всех отношениях плететесь в хвосте, если люди, в свое время начинавшие одновременно с вами, во многом вас обогнали, то очевидно, что, как говорит другая пословица, «у вас не все как у людей». Это не есть хорошо.
Эти три критерия – наиболее явные, наиболее поверхностная часть диагностики, есть и более глубинные, скрытые тенденции, которые могут стать понятными только после более пристального анализа самого себя, после попыток себя изменить и освободиться от своей кармы. Когда мы начинаем работать с этим, постепенно начинают всплывать глубоко заложенные в нас программы, подводные мотивы, ранее не осознаваемые причины, и человек видит, что его психика гораздо сложнее устроена, чем он предполагал.
АНАЛИЗ НАСТОЯЩЕГО
С чего начать человеку, который хочет глубже понять себя и диагностировать собственную карму успешности? Проще всего начать с анализа настоящего момента. Каких-то специальных методов здесь не требуется. Простой трезвый анализ, сопровождающийся попыткой максимально глубокого проникновения в самое себя, может дать очень многое. Для этого требуется, прежде всего, внутренняя психологическая культура, готовность заглянуть в себя и просто умение мыслить. Проанализируйте свои накопления, внутренние и внешние. Те ли это результаты, какие бы вы хотели иметь? По крайней мере, в том ли направлении вы идете? Карма – это такой путь, проходя который, вы должны принести что-то на алтарь Бога. Радостное усилие, терпение, желание учиться – триада важнейших моментов, черты кармически перспективных людей. Их обязательно нужно культивировать.
Речь идет не о тесте, не о бальной системе, но о честном, непредвзятом рассмотрении себя таким, какой вы есть. Обычно мы склонны либо к самовосхвалению, либо к самоуничижению, что мешает оценить себя правильно. Подобный интеллектуальный анализ хорошо проводить письменно – это выстраивает мысль, не дает ей путаться и кружиться. Не надо делать его каждый день, но если вы только начинаете работать над собой, то проводите его раз в несколько месяцев.
Полезно также посоветоваться с близкими людьми, которым вы доверяете. Как они вас оценивают? Что считают вашими достижениями и промахами? Какие внутренние достоинства и недостатки замечают в вас? Сравните их оценки с вашими наблюдениями, только не относитесь к ним, как к чему-то более объективному, чем ваше собственное мнение, не забывайте, что это такие же личные срезы реальности.
Если есть такая возможность, проконсультируйтесь со специалистом по «человековедению». Это может быть психолог, если он профессионал, стремящийся к пониманию глубинной сути человека, или духовный мастер, или просто человек, умудренный жизненным опытом, чье мнение вы уважаете и чьи заслуги для вас очевидны.
Иногда глаза человека как будто бы закрыты на его собственное положение, и внутреннее зрение отключено. Он совершенно не способен понять, в хорошем ли он состоянии или в плохом. Таким людям необходимо осознать свое существование на этой земле, почувствовать свой центр, свою сердцевину.
1. Задайте себе вопросы, касающиеся внешней и внутренней ситуации вашего настоящего. Довольны ли вы в целом прожитыми годами или считаете их прожитыми впустую? Благодарны ли вы прошлому и настоящему в целом? Что вы имеете на внешнем плане из того, что принято иметь в ваши годы: квартира, деньги, положение, профессия, успех в профессии, семья? Какие вас ожидают перспективы при данной тенденции развития событий? Позавидовал ли бы вам другой человек, захотел бы он оказаться на вашем месте? Оцените свое внутреннее состояние: много ли у вас в жизни радости? сильно ли вы изменились внутренне с юных лет, и в какую сторону? Был ли ваш рост сознательным? Много ли зла вам пришлось совершить в течение жизни? Велика ли ваша воля к преодолению трудностей и к проявлению терпения? Готовы ли вы учиться у жизни, или чувствуете, что она завершилась? Анализ ответов на эти вопросы уже много вам даст.
2. Посоветуйтесь с близкими. Сопоставьте свои самоощущения и их мнения и остановите свое внимание на тех вопросах, в которых они не совпадают.
КАРМА ПОБУЖДЕНИЙ
Среди индивидуальной кармы особенно важен такой ее пласт, как карма наших мотивов, наших побуждений. Эзотерические учения считают ее наиболее важной, называют ее основой кармы, следствия которой – поступки человека. Побуждения – это желания и мысли, которые обслуживают эти желания. Предумышленное преступление всегда расценивается как более тяжелое, чем случайное. Понять себя – заглянуть в корень своих стремлений, в свои детские и юношеские мечты. Не всегда, впрочем, юношеские мечтания есть собственная программа личности; очень часто это бывает нечто поверхностное, навеянное массовыми увлечениями или чтением литературы. Однако если влечение возвращается и в более позднем возрасте, то это говорит о том, что это устремление действительно именно этого человека, соответствует его природе. «Человек есть то, что он делает», – это говорил Гегель. «Человек есть то, что он хочет», – говорит восточная мудрость. Истинны оба утверждения, это две стороны одной медали. Если между желанием и действием есть несоответствие, то это очень болезненно влияет на человека, он как бы все время занимается не своим делом, не тем. Очень важно понять себя как в аспекте действия, так и в аспекте хотения, желания и достичь сознательной гармонии между ними.
1. Чтобы проанализировать карму своих побуждений, попробуйте вспомнить ваше детство: не только самоощущение и его первичный кристалл, но и ваши стремления, то, чего вам больше всего хотелось, к чему вас влекло, что вы больше всего любили. Какими идеями и мотивами вы руководствовались в отрочестве, на что думали направить свои силы?
2. Попытайтесь восстановить в памяти, приходилось ли вам прилагать волевые усилия для достижения своих целей, и какими эмоциями они сопровождались. Воля и желания – важнейшие аспекты кармы, они проявляются в самом раннем детстве. Какими идеями и мотивами вы руководствовались в отрочестве, на что думали направить свои силы?
3. Совершая действие, стремитесь к тому, чтобы как можно более четко осознавать его спонтанные мотивы и сополагать их с вашим сознательным вектором.
4. Пытайтесь сознательно формировать свои побуждения, постоянным усилием держаться избранного течения.
ПРОШЛЫЙ ОПЫТ
cyberpedia.su
ПЕРВИЧНЫЕ КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ — Мегаобучалка
Радость.Ответьте себе на вопрос: много ли радости в вашей жизни? Если вы ее почти не ощущаете или чувствуете, что радости в вашей жизни мало, то что-то идет не так. Радость как особое внутреннее состояние всегда сопровождает духовный рост, сопутствует духовным усилиям, и если вы сознательно идете по правильному для себя пути, то вы можете видеть и наблюдать, как это чувство в вас растет и развивается.
Непрерывные неудачи.Если вы чувствуете, что неудачи по каким-то причинам постоянно преследует вас, что вы не можете выйти из их замкнутого круга, несмотря на все ваши усилия, несмотря на множество разнообразных попыток преодолеть их – это явный показатель вашего отрицательного состояния. Очевидно, вы беретесь за дело не с той стороны, и копать следует в другом месте. В вашем случае обязательно нужен совет специалиста.
Сравнение себя с другими людьми.Конечно, сравнение – критерий достаточно подвижный и шаткий. Есть пословица «Любое сравнение хромает». Действительно, сравнение делает человек: а он редко, почти никогда бывает объективен. С другой стороны, каждый человек – это уникальная индивидуальность, и непонятно, с кем его можно сравнивать, а с кем не нужно. Тем не менее, мы вполне можем представить себя и своих сотоварищей бегунами на определенную дистанцию. Если вы видите, что во всех отношениях плететесь в хвосте, если люди, в свое время начинавшие одновременно с вами, во многом вас обогнали, то очевидно, что, как говорит другая пословица, «у вас не все как у людей». Это не есть хорошо.
Эти три критерия – наиболее явные, наиболее поверхностная часть диагностики, есть и более глубинные, скрытые тенденции, которые могут стать понятными только после более пристального анализа самого себя, после попыток себя изменить и освободиться от своей кармы. Когда мы начинаем работать с этим, постепенно начинают всплывать глубоко заложенные в нас программы, подводные мотивы, ранее не осознаваемые причины, и человек видит, что его психика гораздо сложнее устроена, чем он предполагал.
АНАЛИЗ НАСТОЯЩЕГО
С чего начать человеку, который хочет глубже понять себя и диагностировать собственную карму успешности? Проще всего начать с анализа настоящего момента. Каких-то специальных методов здесь не требуется. Простой трезвый анализ, сопровождающийся попыткой максимально глубокого проникновения в самое себя, может дать очень многое. Для этого требуется, прежде всего, внутренняя психологическая культура, готовность заглянуть в себя и просто умение мыслить. Проанализируйте свои накопления, внутренние и внешние. Те ли это результаты, какие бы вы хотели иметь? По крайней мере, в том ли направлении вы идете? Карма – это такой путь, проходя который, вы должны принести что-то на алтарь Бога. Радостное усилие, терпение, желание учиться – триада важнейших моментов, черты кармически перспективных людей. Их обязательно нужно культивировать.
Речь идет не о тесте, не о бальной системе, но о честном, непредвзятом рассмотрении себя таким, какой вы есть. Обычно мы склонны либо к самовосхвалению, либо к самоуничижению, что мешает оценить себя правильно. Подобный интеллектуальный анализ хорошо проводить письменно – это выстраивает мысль, не дает ей путаться и кружиться. Не надо делать его каждый день, но если вы только начинаете работать над собой, то проводите его раз в несколько месяцев.
Полезно также посоветоваться с близкими людьми, которым вы доверяете. Как они вас оценивают? Что считают вашими достижениями и промахами? Какие внутренние достоинства и недостатки замечают в вас? Сравните их оценки с вашими наблюдениями, только не относитесь к ним, как к чему-то более объективному, чем ваше собственное мнение, не забывайте, что это такие же личные срезы реальности.
Если есть такая возможность, проконсультируйтесь со специалистом по «человековедению». Это может быть психолог, если он профессионал, стремящийся к пониманию глубинной сути человека, или духовный мастер, или просто человек, умудренный жизненным опытом, чье мнение вы уважаете и чьи заслуги для вас очевидны.
Иногда глаза человека как будто бы закрыты на его собственное положение, и внутреннее зрение отключено. Он совершенно не способен понять, в хорошем ли он состоянии или в плохом. Таким людям необходимо осознать свое существование на этой земле, почувствовать свой центр, свою сердцевину.
1. Задайте себе вопросы, касающиеся внешней и внутренней ситуации вашего настоящего. Довольны ли вы в целом прожитыми годами или считаете их прожитыми впустую? Благодарны ли вы прошлому и настоящему в целом? Что вы имеете на внешнем плане из того, что принято иметь в ваши годы: квартира, деньги, положение, профессия, успех в профессии, семья? Какие вас ожидают перспективы при данной тенденции развития событий? Позавидовал ли бы вам другой человек, захотел бы он оказаться на вашем месте? Оцените свое внутреннее состояние: много ли у вас в жизни радости? сильно ли вы изменились внутренне с юных лет, и в какую сторону? Был ли ваш рост сознательным? Много ли зла вам пришлось совершить в течение жизни? Велика ли ваша воля к преодолению трудностей и к проявлению терпения? Готовы ли вы учиться у жизни, или чувствуете, что она завершилась? Анализ ответов на эти вопросы уже много вам даст.
2. Посоветуйтесь с близкими. Сопоставьте свои самоощущения и их мнения и остановите свое внимание на тех вопросах, в которых они не совпадают.
КАРМА ПОБУЖДЕНИЙ
Среди индивидуальной кармы особенно важен такой ее пласт, как карма наших мотивов, наших побуждений. Эзотерические учения считают ее наиболее важной, называют ее основой кармы, следствия которой – поступки человека. Побуждения – это желания и мысли, которые обслуживают эти желания. Предумышленное преступление всегда расценивается как более тяжелое, чем случайное. Понять себя – заглянуть в корень своих стремлений, в свои детские и юношеские мечты. Не всегда, впрочем, юношеские мечтания есть собственная программа личности; очень часто это бывает нечто поверхностное, навеянное массовыми увлечениями или чтением литературы. Однако если влечение возвращается и в более позднем возрасте, то это говорит о том, что это устремление действительно именно этого человека, соответствует его природе. «Человек есть то, что он делает», – это говорил Гегель. «Человек есть то, что он хочет», – говорит восточная мудрость. Истинны оба утверждения, это две стороны одной медали. Если между желанием и действием есть несоответствие, то это очень болезненно влияет на человека, он как бы все время занимается не своим делом, не тем. Очень важно понять себя как в аспекте действия, так и в аспекте хотения, желания и достичь сознательной гармонии между ними.
1. Чтобы проанализировать карму своих побуждений, попробуйте вспомнить ваше детство: не только самоощущение и его первичный кристалл, но и ваши стремления, то, чего вам больше всего хотелось, к чему вас влекло, что вы больше всего любили. Какими идеями и мотивами вы руководствовались в отрочестве, на что думали направить свои силы?
2. Попытайтесь восстановить в памяти, приходилось ли вам прилагать волевые усилия для достижения своих целей, и какими эмоциями они сопровождались. Воля и желания – важнейшие аспекты кармы, они проявляются в самом раннем детстве. Какими идеями и мотивами вы руководствовались в отрочестве, на что думали направить свои силы?
3. Совершая действие, стремитесь к тому, чтобы как можно более четко осознавать его спонтанные мотивы и сополагать их с вашим сознательным вектором.
4. Пытайтесь сознательно формировать свои побуждения, постоянным усилием держаться избранного течения.
ПРОШЛЫЙ ОПЫТ
megaobuchalka.ru
Критерии самооценки проектов — КиберПедия
1. Актуальность выбранной темы
2. Глубина раскрытия темы
3. Практическая ценность проекта,
4. Композиционная стройность
5. Соответствие плану
6.Обоснованность выводов
7.Правильность и грамотность оформления
8.Аккуратность и дизайн оформления
9. Содержательность приложений
10. Выступление на защите(умение изложить самое ценное, отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения)
11. Итоговая оценка.
Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 3 балла): | |
цель не сформулирована | |
цель сформулирована,но не обоснована | |
цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах | |
цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована | |
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта | |
план достижения цели отсутствует | |
имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели | |
Краткий план состоит из основных этапов проекта | |
Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели | |
Критерий 3.Глубина раскрытия темы проекта | |
тема проекта не раскрыта | |
тема проекта раскрыта фрагментарно | |
тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках программы | |
тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы | |
Критерий 4.Разнообразие источников информации, целесообразность их использования | |
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | |
Критерий 5.Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта | |
Заявленные в проекте цели не достигнуты | |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | |
Критерий 6.Анализ хода работы, выводы и перспективы | |
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | |
Критерий 7.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованностьавтора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | |
Критерий 8.Соответствие требованиям оформления письменной части | |
Письменная часть проекта отсутствует | |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | |
Критерий 9.Качество проведения презентации | |
Презентация не проведена | |
Внешний вид или речь автора не соответствует требованиям проведения презентации | |
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента | |
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории | |
Критерий 10.Качество проектного продукта | |
Проектный продукт отсутствует | |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) |
100% — это 30 баллов
Таблица перевода
Баллы | Оценки |
От 1% до 40 % | |
От 41% до 74% | |
От 75% до 95% | |
От 96% до 100% |
Литература
1. М.А. Ступницкая Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
2. Мукаева Л.Ш. Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе. – Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Раздел История и обществознание.
3. С.Л.Каганович д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО. Метод проектов. Лекция.
4. Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ. НВК « Общеобразовательная школа ІІІІ ступеней №22 – многопрофильный лицей». г. Горловка.
5. Е. И. Антонова, к.п.н., зав кафедрой естественно-математического Образования Владимирского ИПКРО Лекция «Организация проектной деятельности учащихся по математике». II Всероссийский интернет-марафон учебных предметов. Издательский дом «Первое сентября», 2009.
6. Как работать над проектом. Методические рекомендации для учащихся. МОУ средняя школа№4 г. Нелидово, Тверская область, 2007
7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
8. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
10. Петрова В. Метод проектов. – М., 1995
Приложение 1
Материалы для диагностики студентов (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)
Анкета
1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
Приложение 2
cyberpedia.su