Личность формируется в процессе: Процесс формирования личности — урок. Обществознание, 6 класс.

2. Формирование личности в процессе социализации

Социализация – процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида.

Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

Вторичная социализация: профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей, включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

Агенты социализации

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Общественные условия социализации

Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Идентификация, как один из механизмов социализации

Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «я-концепцию». Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.

п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами – действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

Основные теории социализации

Теория «зеркального Я» Чарльза Кули. Основная идея: наше «Я» есть совокупность тех впечатлений, которые, как кажется личности, она производит на окружающих, «значимых других». Другими словами, личность формируется «во вне», в процессе взаимодействия с другими людьми.

Теория «обобщенного другого» Джорджа Герберта Мида. Он продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Внутренне мы принимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъектом – наблюдателем и объектом – наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.

В процессе выработки полного самосознания дети проходят три стадии: стадию «ролевой игры», «коллективной игры» и «обобщенного другого». На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и «примеряет» на себя модель его поведения. Модель, которая обычно представляет собой важную личность в жизни ребенка, например одного из родителей, называется «значимый другой».

На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одновременно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей.

Например: игра в футбол. Каждый игрок должен представлять свою роль во взаимодействии со всеми остальными игроками. То же происходит и в жизни. Детям предстоит познакомиться с ожиданиями, связанными с множеством ролей, если они хотят научиться успешно играть собственные роли.

На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является соответствующим поведением, а что – несоответствующим. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». Отношение такого «обобщенного другого» отражает отношение более крупного сообщества. Хотя мы приобретаем представления об установленных правилах от конкретных людей (от матери, учителя или сверстника), эти понятия генерализируются или распространяются на всех людей в рамках схожих ситуаций. Следовательно, размышлять над своим поведением означает мысленно взаимодействовать с самим собой с позиции абстрактного человеческого сообщества. По мнению Мида, «обобщенный другой» – это средство связи каждого из нас с нашим обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, или интернализуем, организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

Теория «управления впечатлениями» Эрвина Гофмана. Он дополнил наши представления о самих себе. Кули и Мид исследовали вопрос о формировании представлений человека о самом себе в процессе социального взаимодействия и то, как человек учится планировать свои действия на основании тех данных о себе и своем поведении, которые он черпает у других людей. Гоффман делает акцент на другой проблеме. Он указывает, что только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может надеяться прогнозировать или контролировать ситуации, в которых он может оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы представить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у них сложилось о нас по возможности самое выгодное впечатление. Этот процесс – управлением впечатлениями. Гоффман рассматривает театральные постановки как аналитическую аналогию и средство отображения и понимания общественной жизни. Этот аспект он называет драматургическим подходом. Он описывает жизнь в обществе как сцену, на которой происходят общение и взаимодействие людей; все люди являются одновременно и актерами, и зрителями пьесы жизни; в этой пьесе они играют те самые роли, которые исполняют в своей повседневной жизни и деятельности.

Формирование личности — Психологос

Откуда берется наш опыт, наши способности и возможности, наше «знаю», «умею», «хочу»? У нашего опыта есть всего четыре источника:

  • Биологический организм и его врожденный опыт;
  • Научение через сочетательные рефлексы;
  • Человек научился сам;
  • Человека научили другие люди.

В соответствии с разным пониманием личности разные исследователи по-разному видели, как из этих источников формируется личность.

Издавна идут споры, что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура. Психология советского периода в лице первую очередь школы Выгодского исходила из приоритета социально-культурного окружения. Л.С. Выгодский считал, что социальная среда – не просто один из факторов, а главный источник развития личности. Ребенок развивается в паре со взрослыми, усваивая через них культуру: орудия и знаки, навыки и знания. Соответственно, по Выгодскому, чтобы изучить сознание человека, не нужно всматриваться в это сознание, нужно просто понять и исследовать, что в человека вложили. Все внутреннее – это свернутое внутрь внешнее. Мышление не саморазвивается, а формируется извне. Зона ближайшего развития определяется искусством взрослого и рамками естественного созревания организма ребенка.


Ярким выразителем противоположной точки зрения являлась гуманистическая психология в лице первую очередь Карла Роджерса. По Роджерсу, биологической природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. В биологии человека есть направленность к позивности, конструктивности, зрелости и социализации. Для Карла Роджерса все, что нужно человеку для развития, есть в его организме, от социума нужно немного, по сути только не мешать и поддерживать. Что касается метафоры семечка, из которого разворачивается развития, то, по взглядам Роджерса, оно у человека только одно.

Термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.). См.→

В данной статье формирование личности рассматривается как обретение ребенком черт (формы) личности, и обретение личностью настоящей формы. Разные специалисты этот процесс видят по своему.

В рамках поведенческого и ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости можно представить как освоение ею определенных личностных и социальных ролей. См.→

В деятельностном подходе считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение. В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором — человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.→

Развитие ребенка определяется не только его душой и его телом. Развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.

Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажать семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают.

Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.

Первые ростки личности — это упрямство малыша «Я сам», следующие шаги — отстаивание независимости подростком и освоение самостоятельности в юности, позже — взросление, и на всем пути — развитие разума и воли.

Воля

Формирование личности происходит через развитие воли и выражается через развитие воли. Одно помогает другому. См.→

Материнская любовь и формирование личности

И в околопсихологической среде, и в самом психологическом сообществе нередко звучит убеждение, что без материнской любви не может сформироваться полноценная личность. В научно-ориентированной психологии таких данных нет. Напротив, легко привести обратные данные, когда ребенок рос без мамы либо без материнской любви, а вырастал в развитого, полноценного человека. См.→


Процесс социализации: развитие личности

Личность Развитие

   буйный
эмоциональный тон


Личность человека представляет собой комплекс психические особенности, которые отличают их от других людей. Это включает в себя все модели мышления и эмоций, которые заставляют нас делать и говорить вещи особым образом. На базовом уровне личность выражается через наш темперамент или эмоциональный тон. Однако, личность также окрашивает наши ценности, убеждения и ожидания. Есть многие потенциальные факторы, которые участвуют в формировании личности. Эти факторы обычно рассматриваются как происходящие от наследственности и окружающей среды. Исследования психологов за последние несколько десятилетий все чаще указывали на более важное значение наследственных факторов, особенно для основных черт личности, таких как эмоциональный тон. Тем не менее, приобретение ценностей, убеждений и ожиданий, по-видимому, в большей степени обусловлены социализацией и уникальный опыт, особенно в детстве.

Некоторые наследственные факторы, формирующие личность развития делают это в результате взаимодействия с конкретными социальными среды, в которой живут люди. Например, ваш генетический унаследованные физические и умственные способности влияют на то, как другие видят вас, а впоследствии и то, как вы себя видите. Если у вас плохая моторика которые мешают вам бросить мяч прямо и если вы регулярно получаете плохие оценки в школе, вы, скорее всего, быть отмечены вашими учителями, друзьями и родственниками как кто-то, кто неадекватность или провал в той или иной степени. Это может стать самоисполняющееся пророчество, поскольку вы все больше воспринимаете себя таким образом и становитесь все более пессимистичными в отношении своих возможности и ваше будущее. Точно так же ваше здоровье и внешний вид, вероятно, будут очень важно для развития вашей личности. Вы можете быть слабым или крепкий. У вас может быть нарушение обучаемости. Вы можете быть стройной в культура, которая считает ожирение привлекательным или наоборот. Эти в значительной степени наследственные факторы, вероятно, заставят вас чувствовать, что вы красивый, уродливый или просто адекватный. Точно так же цвет кожи, пол и сексуальная ориентация может иметь большое влияние на то, как вы воспринимаете самим собой. Принимают ли вас другие как нормального или ненормального может заставить вас думать и действовать социально приемлемым или маргинальным и даже девиантный способ.

  культурно девиантные волосы
стиль выбранный по этим
Север американский женщины
помечать их социально
маргинальный образ жизни

Существует много потенциальных воздействий окружающей среды. которые помогают формировать личность. Практика воспитания детей особенно критический. В доминирующей культуре Северной Америки дети обычно воспитываются так, побудить их стать самостоятельными и независимыми. Дети это часто им позволяют вести себя как равные своим родителям. За Например, они участвуют в принятии решений о том, какой тип пищи и развлечение, которое будет у семьи на вечеринке. Детям выплачиваются пособия и небольшие работы по дому, чтобы научить их нести ответственность за сами себя. Напротив, детей в Китае обычно поощряют думать и действовать как член своей семьи и подавлять собственные желания когда они вступают в противоречие с потребностями семьи. Независимость и уверенность в своих силах рассматривается как признак несостоятельности семьи и обескураженный. Неудивительно, что китайские дети традиционно им не разрешалось действовать наравне со своими родителями.

Несмотря на значительные различия в воспитании детей практики во всем мире, есть некоторые сходства. Мальчики и девочки социализируются по-разному в той или иной степени во всех обществах. Они получают различные сообщения от родителей и других взрослых относительно того, что подходящее для них занятие в жизни. Им предлагается подготовиться к их будущее на должностях, соответствующих их полу. Мальчикам чаще разрешается свобода экспериментировать и участвовать в физически рискованной деятельности. Девочек поощряют учиться выполнять домашние обязанности и участвовать в воспитание ребенка по присмотру за детьми. Если дети не соблюдают эти традиционных путей, их часто называют маргинальными или даже девиантными. Девушки могут называться «сорванцами», а мальчиков могут высмеивать за то, что они недостаточно мужской.

 

рискованная деятельность, которая до
конце 20 века было разрешено
только для мужчин в большинстве обществ

Всегда есть уникальные ситуации и межличностные события, которые помогают формировать нашу личность. Такие вещи как наличие родителей-алкоголиков, серьезные травмы в автомобильной аварии или изнасилование может оставить душевные шрамы, которые делают нас боязливыми и менее доверчивыми. Если вы единственный ребенок, вам не нужно учиться идти на компромисс. так же, как дети, у которых есть несколько братьев и сестер. Случайные встречи и действия может иметь большое влияние на всю оставшуюся жизнь и повлиять на нашу личность. Например, быть принятым для поступления в престижный университет или оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы встретить человека, который станет ваш супруг или спутник жизни может значительно изменить ход всей вашей жизни. Точно так же, будучи призванным в армию во время войны, узнав, что вас удочерили, или лично свидетелем трагического события, такого как разрушение Мира Башни торгового центра в Нью-Йорке могут изменить вашу основную перспективу.


Существуют ли типы личности?

Мы часто разделяем черты характера с другими, особенно члены нашей собственной семьи и сообщества. Это, наверное, из-за в основном к тому, чтобы социализироваться примерно таким же образом. Для нас это нормально приобретают черты личности в результате инкультурации. Большинство людей перенимают традиции, правила, манеры и предубеждения их культура. Учитывая этот факт, неудивительно, что некоторые исследователи утверждают, что существуют общенациональные типы личности, особенно в культурно однородных обществах. В течение 1940-х годов ряд ведущих антропологов и психологов утверждали, что существуют разные японские и немецкие личности, которые привели эти две нации к просмотру другие страны пытаются их уничтожить.

Понятие национального типы личности в первую очередь берут свое начало в антропологии с исследованием Рут Бенедикт, начиная с 1920-х гг. Она считала, что личность почти полностью выучил. Она сказала, что нормальные люди приобретают отчетливые этос , или же культурно-специфический личностный паттерн в процессе инкультурации как дети. Далее Бенедикт сказал, что наша культурная личность паттерны считаются нами «естественными», а другие личностные паттерны рассматривается как «неестественный» и девиантный. Она сказала, что такие чувства характерны для всех людей во всех культурах, потому что мы этноцентрический. Бенедикт сравнил типичные личности 19Североамериканский век Равнинные индейцы с фермерами пуэбло индейцы Юго-запада. Она сказала, что бизоны, охотящиеся на равнины Характер индейцев можно было охарактеризовать как агрессивный, склонный к насилие и стремление к экстремальным эмоциональным состояниям. Напротив, она сказала что типичный индеец пуэбло был полной противоположностью — миролюбивым, неагрессивным и трезвым по характеру.

 
Индийские равнины  
 

 Полинезийская женщина

Взгляды Бенедикта были особенно популярны в 1930-х среди ранние феминистки, такие как ее ученица Маргарет Мид. Это было потому, что если личность полностью изучена, это означает, что женское и мужское черты личности не запрограммировано биологически. Другими словами, культура, а не гены делают женщин заботливая по отношению к детям и пассивная по отношению к мужчинам. Так же, культура делает мужчин агрессивными и властными. Если это правда, то эти стереотипное поведение можно изменить и даже обратить вспять. Мед проведен этнографическая полевая работа среди полинезийцев а также меланезийский народы южной части Тихого океана, чтобы найти примеры обществ, в которых женственность и мужественность имеют очень отличные и даже противоположные характеристики от тех, встречается в западном мире. Она начала свои исследования на Самоа в 1925 где она обнаружила расслабленный подростковый возраст, когда мальчики и девочки свободно говорят о сексе. а не скрыто или подавлено.


ПРИМЕЧАНИЕ. В 1983 году Дж. Дерик Фриман утверждал, что Маргарет Мид была неправа в своем утверждении. о расслабленном самоанском подростковом возрасте в отношении сексуальности. Он описал Самоанское общество как сравнительно пуританское в результате христианской миссионерские влияния. Другие исследователи возражали, говоря, что Фриман провел большую часть своих полевых исследований спустя поколение после Мида и этого самоанского общество могло измениться за это время.


Большинство современных антропологов считают, что Бенедикт а ее ученики зашли слишком далеко в своих утверждениях о влиянии культуры на личность формирования и в обесценивании наследственности. Они также были склонны к чрезмерному упрощению, определяя людей, которые не разделяет всех черт «национального типа личности», как девианты. Более правильно рассматривать членов общества как имеющих ряд типов личности. То, что описывал Бенедикт, на самом деле было модальная личность . Это самый распространенный тип личности в обществе. В действительности, обычно в каждом обществе существует ряд нормальных типов личности.

В начале 1950-х Дэвид Рисман предложил что есть три распространенных типа модальной личности, которые встречаются вокруг Мир. Он называл их ориентированными на традицию, направленными внутрь себя и другими направленными. личности. личность, ориентированная на традиции — это тот, который делает сильный акцент на делать вещи так же, как они всегда делались. Физические лица с таким типом личности менее склонны пробовать что-то новое и искать новый опыт. Те, у кого направленных внутрь личности, являются ориентированный на чувство вины. То есть их поведение строго контролируется их совесть. В результате, полиции не нужно уверены, что они соблюдают закон. Эти люди следят за собой. Если они нарушат закон, они, скорее всего, сдадутся для наказания. Напротив, люди с другие личности имеют более неоднозначное отношение к правильному и неправильному. Когда они отклоняются от общественной нормой, они обычно не чувствуют себя виноватыми. Однако, если они застигнутые врасплох или выставленные на всеобщее обозрение, они, скорее всего, почувствуют стыд.

Сторонники концепции Рисмана о трех модальных личности позволяют предположить, что наиболее распространена личность, ориентированная на традицию. в малых обществах и в некоторых субкультурах крупных. Говорят, что личности, ориентированные на внутренний мир, более распространены в некоторых крупных обществах, особенно в культурно однородных. Напротив, личность, ориентированная на других, скорее всего, будет находиться в культурно разнообразные крупномасштабные общества, в которых нет единообразия в процессы социализации и значительная анонимность горожан.

В то время как анализ личности Рисмана был проницательный, критики указали, что люди могут иметь характеристики всех трех выявленных им модальных типов. Например, большинство северных Американцы, вероятно, не чувствуют вины за превышение скорости, когда они едут по автострадам, однако они будут чувствовать себя очень виноватыми, сбив кого-то на своей машине и, скорее всего, вызовет полицию. Другими словами, для некоторых нарушения закона они ориентированы на других (или контролируются стыдом), а для других они направлены внутрь (или контролируются чувством вины). Точно так же многие люди любят делать что-то одно и то же каждый день, но ищите новый опыт в других областях их жизни. Вы можете носить тот же стиль одежду и проводите свободное время в одном и том же месте с друзьями большую часть дня. Тем не менее, вам может легко надоесть есть одни и те же продукты каждый день, и вы регулярно посещаете новые рестораны, когда идете поесть. В Другими словами, вы ориентируетесь на традиции в одних вещах, но не в других.

 

Предыдущий Тема 

Вернуться в меню  

  Практика Викторина

  Далее Тема  


Последний раз эта страница обновлялась Вторник, 4 июля 2006 г.
Copyright 2002-2006 Деннис О’Нил. Все права защищены.
Авторы иллюстраций

3 теории развития личности и способы их применения

Автор: Cher Zevala

Трудно не интересоваться концепцией личности. Как же так, когда их ДНК больше 99,999 процента одинаковы, что два человека могут вести себя так по-разному и формировать такие совершенно разные мнения?

Даже братья и сестры, развивающиеся в одинаковой или близкой к ней среде, могут стать людьми с полярно противоположными личностями. Даже внутри отдельных личностей трудно понять личность; большинство из нас навязчиво проходят личностные тесты, чтобы лучше понять, кто мы и почему.

Психологи так же увлечены личностью, как и все мы, и они стремятся ответить на наши вопросы, связанные с личностью, с помощью науки.

Психология личности — это уникальная отрасль в области, которая изучает психологические сходства и различия между людьми и, что более важно, стремится объяснить, какие психологические процессы управляют личностью человека.

Однако наука о личности намного сложнее, чем тест на определение личности, который можно найти в журнале.

Теории личности

Вот три основные теории личности, их значение и применение в повседневной жизни.

1. Теория Фрейда

Психоанализ Зигмунда Фрейда произвел революцию в том, как люди относятся к психическим заболеваниям, а это означает, что любой, кто интересуется формальным изучением психологии, должен понимать его теории. Неудивительно, что у него есть хорошо зарекомендовавшая себя и основательная теория личности.

Согласно Фрейду, развитие личности зависит от инстинктивных влечений, бессознательных процессов и влияний раннего детства; таким образом, личность человека более или менее закрепляется в течение первых пяти лет жизни.

По мере того, как ребенок проходит через пять психосексуальных стадий Фрейда — т. е. оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную, — у него развиваются черты личности. Например, если ребенка на оральной стадии перекормить, он станет агрессивным и доминирующим, а если его недокормить, он станет пассивным и созависимым.

Если ребенок на анальной стадии получает слабое приучение к туалету, он станет неопрятным и щедрым, но если его приучение будет слишком суровым, он станет навязчивым и упрямым.

В течение этого годичного периода развития дети формируют три части своей личности, как их представлял Фрейд: Ид, Эго и Психика.

Ид — инстинктивная, идеалистическая личность; психика использует усвоенные ценности и нравы общества; а эго опосредует эти стремления к созданию уравновешенной, счастливой личности.

Дисбалансы вызывают психозы и неврозы, черты личности, которые Фрейд надеялся устранить, вновь обратившись к психосексуальным стадиям анализа.

Найти правильный уход
может быть непросто.

Мы делаем проще.

Получить помощь сегодня

2. Теория личности Айзенка

Хотя Фрейд может быть более известен среди неспециалистов, у Ганса Айзенка есть более доступная и реалистичная теория личности. Используя стандартизированный тест, разработанный Айзенком, психологи могут определить знакомые черты личности пациентов для определения психического здоровья.

В конечном счете, Айзенк считал, что личность является выражением нервной системы и что, развивая баланс между возбуждением и торможением нервов, можно развить здоровую личность.

После Второй мировой войны Айзенк разработал серию вопросов для оценки психических заболеваний у возвращающихся солдат, проходящих лечение от невротических расстройств. Анализируя ответы солдат, Айзенк выявил множество сходств, из которых он развил свои личностные черты первого порядка.

К ним относятся такие качества, как капризность, уравновешенность, импульсивность, пессимизм, пассивность и живость.

При дальнейшем анализе Айзенк выделил два больших измерения, или черты личности второго порядка, которые управляют личностью человека. К ним относятся экстраверсия/интроверсия и невротизм/стабильность; первое объясняет социальное поведение субъекта, а второе объясняет эмоциональный контроль.

Позже Айзенк добавил третье измерение, психотизм, который относится к жестоким, агрессивным и лишенным сочувствия субъектам. Переобучив нервную систему по-разному реагировать на стресс, можно изменить параметры личности.

3. Теория черт личности 16PF Кеттелла

Теория личности Рэймонда Кеттелла работала прямо вопреки теории Айзенка. Не соглашаясь с концепцией, согласно которой личность отражает только три измерения, Кеттелл пытался доказать, что для понимания личности необходимо учитывать гораздо большее количество черт.

Для этого Кеттелл изучил большую и разрозненную группу людей и собрал огромное количество информации, классифицированной как L-данные (история жизни, например, школьные оценки и производительность труда), Q-данные (стандартный вопросник) и T -данные (объективные тесты).

В конечном итоге Кеттел определил 16 личностных черт. Некоторые из этих черт включают интеллект, чувствительность, независимость, живость и теплоту.

Затем он разделил их на исходные и поверхностные черты, которые соответственно сложнее и легче обнаружить, но соответственно более и менее важны для описания личности.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *