Мотивация дошкольников по фгос: Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)
Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)
Библиографическое описание:Кашкарева, Л. М. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы) / Л. М. Кашкарева, Л. А. Пищаева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11478/ (дата обращения: 29.10.2022).
В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.
Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п.
При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (п. 4.7 ФГОС ДО)
Основной целью ООП ДО является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями.
Мы являемся непосредственными участниками реализации данной программы. Цель нашей работы — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.
Основные задачи:
− Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитию личности.
− Создать предметно-пространственную среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.
− Создать все условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.
Система нашей деятельности представляет собой целенаправленный планируемый процесс. В данной системе присутствуют оптимальные соотношения взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО. Одной из форм нашей работы является мотивация.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников: мы выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в условиях группы и социума.
Вот эти шесть механизмов:
− Поощрять исследование окружающей среды
− Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
− Хвалить ребёнка за совершённые достижения
− Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
− По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.
Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.
Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип — игровая мотивация— «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:
- Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
- Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
- Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
- Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
- Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
- По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации — помощь взрослому— «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что-либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня».
Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
- Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
- Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
- Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу.
- По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Например:
− Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя»
Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
- Вы показываете детям, какую-либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
- Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
- Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким-либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Например:
Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на «День матери». Вы хотите подарить маме такую же? И мы показываем, как можно её изготовить.
Использование всех типов мотивации с использованием игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию
− нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).
− обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
− обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
− действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Вот так, можно использовать
Игрушки или игровые персонажи:
− должны соответствовать возрасту детей;
− должны быть эстетичными;
− должны быть безопасными для здоровья ребёнка;
− должны иметь обучающую ценность;
− должны быть реалистичными;
− не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости;
− игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Котёнок «Гав», Утёнок «Кряк» и Мишутка «Пух». Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает ребятам. Котенок «Гав» многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» ребят. Мишутка — спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
В начале образовательной деятельности мы используем психологические тренинги, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Идею психологического тренинга можно менять, но не слишком часто. Предлагаем вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.
Начало образовательной деятельности может быть лёгким пожатием рук по кругу, передай сигнал, маленькое четверостишие о дружбе. Ребята могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное. Предлагаем вашему вниманию варианты психологического тренинга:
Волшебный клубочек.
Ребята сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово»
Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.
Дружба начинается с улыбки.
Сидящие в кругу ребята берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
В конце образовательной деятельности можно также использовать психологические тренинги. Ребятки наша встреча подходит к завершению я бы хотела услышать от вас, как изменилось ваше настроение, что вы чувствуете сейчас, какие упражнения вам понравились, какие нет. А вы хотели бы встретится еще? А продолжить наше занятие? Я благодарю вас за вашу работу. Давайте попрощаемся. Я предлагаю похлопать друг друга по плечу и сказать «Пока, до новых встреч».
В нашу работу мы внедряем информационно-компьютерные технологии это позволяет нам повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.
Использование ИКТ как средства повышения мотивации к образовательной деятельности.
Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в детском саду, но и в нашей группе. Наши ребята имеют разный интеллектуальный уровень развития. При организация обучения детей мы используем разные подходы, которые предусматривают эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Это проблема мотивации. Использование компьютера нам позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширять возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Во время приема детей в группу в утреннее время мы мотивируем детей, используя минутки вхождения.
Минутки вхождения проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
Приведенные нами минутки вхождения направлены:
− на формирование эмоциональной способности к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;
− снятие тревоги в период адаптации ребенка к детскому саду;
− развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам;
− развитие самостоятельности и сотрудничества;
− повышение саморегуляции и самоконтроля;
− повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе. Предлагаем вам несколько минуток вхождения для использования в режимных моментах. Приветствие сопровождается движениями, ребята сидят на ковре в кругу.
«Здравствуй».
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)
Здравствуй наша большая семья (Все ребята берутся за руки и поднимаютих вверх).
«Друг».
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Большую роль мы отвели предметно-пространственной среде: каждую неделю, предметно-пространственная среда группы преобразовывалась, чтобы поддерживать мотивацию ребенка в зависимости от темы. Были созданы условия для проведения развлечений, игр, по оздоровлению и профилактики заболеваний, бесед, наблюдений, опытов, в рассматривания и чтения художественной литературы, слушания песенок, проведения игр-занятий по безопасной жизнедеятельности. Все это давало возможность детям самостоятельно, задуматься и выбрать вид деятельности. И нами были созданы центры для самостоятельной деятельности детей.
− Центр познания, где находятся развивающие игры, картинки, наглядный материал.
− Центр фантазии (творчество по рисованию, лепке). Занятия в этом центре стимулирует творческое развитие ребенка, развивая воображение и фантазию.
− Игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре, обеспечивает не только своевременное развитие детей, но и дает положительные эмоции.
− Центр экспериментирования пробуждает любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт.
− Уголок природы, в котором дети учатся ухаживать за растениями.
− Уголок релаксации, уединения, где дети могут просто спокойно посидеть, посмотреть книжку, это позволяет снизить агрессивность и конфликтность детей и др.
Подготовленная среда является важнейшим условием непрямого, а косвенного воспитания и развития ребенка, обеспечивает возможность заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время, со свободно выбранными сверстниками. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.
Вся наша педагогическая деятельность строится на взаимодействии с родителями, специалистами и социальными партнёрами. Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило нам сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность мотивации воспитательно-образовательного процесса.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976. — 375 с.
- Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1972.
- Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. — М: Просвещение, 1983. — 124 с.
- Виноградова Е. Л. Диагностика и развитие познавательной мотивации дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 6. — С. 11–14.
- Кравцова Е. Е. психологические новообразования дошкольного возраста // Вопр. психол. – 1996, – № 6.
- Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология. — М., 1962.
- Матюшина Н. М. Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте: Канд. дис. – М., 1987. – 350 с.
- Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. — 2007. — № 5. — С. 122–128.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Просвещение, 1987. — 410 с.
- Якобсон С. Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3. — С. 23–34.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная деятельность, тип мотивации, минутка вхождения, детский сад, друг, мотивация, персонаж, ребята, создание этой.
мотивация, дошкольный возраст, мотивирование, механизмы, типы мотивации
Мотивация.
Методы и приемы мотивации в ДОУ.
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
детский сад «Теремок» г. Цимлянска
Консультация
на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»
Консультацию подготовила:
Воспитатель:
Романовская Е. Р.
Цимлянск, 2017
« Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франц.
В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.
Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.
И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.
Мотивация — представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Для чего вообще нужна эта мотивация?
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:
· Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
· Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
· Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
· Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Метод — способ воздействия или способ передачи знаний.
Прием — варианты применения данного метода.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
1. Игровые методы и приемы в обучении детей:
- дидактические игры
- подвижные игры
- игры-забавы, инсценировки.
На первом плане стоят эмоции. Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)
Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). Например: дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.
Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)
Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)
Игровые приемы:
а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит»)
г) сюрпризность, эмоциональность (показ «Птичка и собачка» — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
з) интригующие обстановки.
2. Словесные методы и приемы:
1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
2) Разговор, беседа.
3)Рассматривание картинки, инсценировки.
Приемы:
- Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
- Просьба произнести, сказать слово (это платье).
- Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»).
- Подсказывание нужного слова.
- Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).
- Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
- Вопросы.
- Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)«, «Катя, ешь суп (с хлебом)«).
- Повторение слова за воспитателем.
- Пояснение.
- Напоминание.
- Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
3. Практические методы:
1)Упражнения (оказание помощи).
2)Совместные действия воспитателя и ребенка.
3)Выполнение поручений.
4. Наглядные методы и приемы:
1)Показ предметов, игрушек.
2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
3)Рассматривание живых объектов.
4)Показ образца.
5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.
6)Диафильмы.
Приемы:
- Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
- Показ с называнием (это кролик).
- Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
- Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
- Многократное повторение слова.
- Активное действие детей.
- Приближение объекта к детям.
- Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
- Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
- Художественное слово.
- Включение предметов в деятельность детей («Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка»).
- Выполнение игровых действий.
Выделим восемь типов мотивации:
Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.
Например: (для младшей и средней группы).
Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.
Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.
Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков.
Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.
Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Эту мотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.
Например:
Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне? Можно сделать разноцветное печенье.
Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.
Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Можно использовать в итоговых мероприятиях по теме недели.
Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.
Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.
Например:
Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.
Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.
Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.
Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.
Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.
Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.
Например:
- Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
- Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.
Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).
Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.
Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.
Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.
Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение «Познание начинается с удивления». При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.
Литература:
1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.
2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.
3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.,1972.
4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание,1994.
5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977.
родителей и детей, мотивированные Евангелием
$ 0,00 CART
Поиск
Lianna Davis
Честь вашего отца и вашего мать, что ваши дни могут быть продлены в продлении в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Исход 20:12)
Бог чудесным образом вывел израильтян из египетского рабства в то время, когда Израиль получил Десять Заповедей . Бог отделял их как нацию для себя, нацию, из которой однажды придет Христос.
Эти заповеди были позже записаны Богом на физических скрижалях. Тем не менее, получив эти скрижали от Бога, Моисей стал свидетелем того, как те же самые израильтяне, которые незадолго до этого были чудесным образом спасены Богом, поклонялись золотому тельцу, сделанному их собственными руками. Согласно Исходу 32:19, в этот момент Моисей «выбросил скрижали из рук своих и разбил их у подножия горы».
Позже, после скитаний — как физических, так и духовных — Бог привел израильтян на землю, которую Он обещал им — обещание, восходящее к поколениям, впервые данное Аврааму (Бытие 12:1). Бог был верен Своим обещаниям; у его народа было бы много мест, которые можно было бы назвать домом.
На пороге прихода на эту землю Бог повторяет Десять Заповедей в виде серии инструкций для нации. Обещания, связанные с соблюдением этих заповедей, многочисленны: владение землей из рук Бога, которая является «землей, в которой течет молоко и мед» (Второзаконие 11:9). ) и «земля, о которой заботится Бог» (Второзаконие 11:12).
Родители, вдохновляйтесь Божьим величием
Говоря израильтянам о наградах за послушание, а также о последствиях непослушания, Бог говорит: «Я не говорю с вашими сыновьями, которые не знали и не знали видел наказание Господа, Бога твоего, Его величие, Его крепкую руку и Его простертую мышцу» (Второзаконие 11:2).
Примечательно, что, говоря о преимуществах послушания и последствиях непослушания, Бог обращается к отцам, а не к сыновьям.
Давать детям то, что они хотят и что делает их счастливыми, может очень легко прийти к сердцу родителя; тем не менее, лучшая цель — то, как Бог направляет наши сердца как родителей — через напоминание о том, что есть вечные благословения с любовью к Господу и реальными предупреждениями, которые сопровождают неверие. Каждый день мы, родители, свидетельствуем нашим детям словами и делами об изобилии, которое мы имеем во Христе, и о Его истине.
Немногие стихи перед напоминанием израильтянам о наградах и последствиях — это Shema , которые являются центральными стихами Ветхого Завета. Шма буквально означает «слышать». Израиль, будь к этому внимателен!
Слушай, Израиль! Господь Бог наш, Господь един! Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. Эти слова, которые я заповедую вам сегодня, будут в вашем сердце. И учите им своих сыновей, и говорите о них, сидя в доме вашем, и идя дорогою, и ложась, и вставая. Навяжи их как знак на руку твою, и да будут они повязкой на челе твоем. Напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих. (Второзаконие 6:4-9).
Кристиан, послушай. Люби Господа! Будьте усердны в обучении тех, кто придет после вас о нем! Мы являемся свидетелями нашим детям изобилия Христова, потому что мы видели великие дела — больше вещей , чем Израиль.
Мы не видели, чтобы Бог разделил Красное море. Мы не видели, чтобы Бог посылал манну с небес. Мы не видели, чтобы Бог разделил реку Иордан, чтобы мы могли овладеть землей обетованной. Но то, в чем мы участвовали, еще больше.
В конце концов, что легче — Богу разделить Красное море или Ему сказать, что наши грехи прощены (Мф. 9:5)? Мы должны рассказать нашим детям то, что израильтяне жаждали узнать (1 Петра 1:10-11). Воскресший Христос омывает наши грехи и является нашим хлебом жизни с небес, благодаря Которому мы никогда не голодаем.
Наше воспитание мотивировано величием нашего Бога во Христе.
Дети, почитайте Бога, почитая своих родителей
Бог задумал, чтобы родители рассказывали своим детям о нем и о том, как доставить ему удовольствие: « Почитай отца твоего и мать твою , чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12). Израильтяне должны были чтить своих родителей, потому что их владение землей было условным:
Берегитесь, чтобы ваши сердца не были обмануты, и чтобы вы не отворачивались и не служили другим богам и не поклонялись им. Или воспылает гнев Господа на вас, и Он заключит небеса, и не будет дождя, и земля не будет приносить плодов своих; и вы скоро исчезнете с доброй земли, которую Господь дает вам. (Второзаконие 11:16-17).
По замыслу Бога, почитание наших родителей равносильно почитанию его и его путей; почитать своих родителей как израильтян было бы равносильно наслаждению благословениями земли обетованной. В идеале, когда мы почитаем своих родителей, это равносильно почитанию того, чему научил нас Бог.
Когда отцы и дети поклоняются тельцам
Но иногда мы, люди, поклоняемся тельцам. Иногда наши родители не ставили нас в приоритет в прошлом. Или иногда мы без отца или без матери. Или иногда дети не чтят своих благочестивых родителей. Или иногда дети негодуют на Евангелие. Или иногда мы не даем лучших примеров для подражания. Или иногда мы не видим наших детей в приоритетах, которыми они являются. А иногда, хотя мы пытаемся и молимся, мы не понимаем правильного воспитания.
Как нам двигаться вперед, когда Божьи заповеди фактически разрушены — как это символизировал Моисей, когда он разбил эти скрижали?
Мы помним это: Кто дает нам изобилие, как не Христос? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле , которую Господь, Бог твой, дает тебе » (Исход 20:12, , курсив мой ).
Он всегда дает. Он дает нам избавление. Он дает нам прощение. Он дает нам учения, которые помогают нам узнать, как почитать Его. Он заботится о нас. Он выполняет свои обещания. Он спасает нас от нашего греха. Он дает нам сердца, которые любят его. Он дает нам Христа. Даже когда изобилие Христово приходит через наших естественных родителей несовершенно или не приходит вовсе, Господь, Бог наш, дает нам совершенное изобилие. И из-за Его величия в нашей жизни мы видим, что наша роль в жизни наших детей велика из-за Бога, о котором мы им рассказываем.
Когда жизнь разворачивается не по замыслу Бога, мы просим Его переписать свои пути в нашу жизнь, чтобы мы могли делать то, что противоестественно для нас. Мы можем чтить наших отцов и матерей, отмечая важность того, кем они являются для нас в детстве, проявляя сострадание независимо от их действий. Мы можем продолжать свидетельствовать нашим детям об изобилии Христа через наши слова и действия, независимо от их реакции. Мы можем принять Божью благодать и милость, чтобы снова стремиться сделать Бога великим в глазах наших детей, несмотря на вчерашние родительские неудачи.
Мы продолжаем заботиться, потому что, как учил пастор Колин, «таков Бог». Мы думаем о том, как Бог дает, и мы можем дать, постоянно ища и прося, чтобы Он переписал то, что было разрушено.
Лианна Дэвис
Лианна (@liannadavis) замужем за Тайлером и у нее две дорогие дочери, одна из которых живет на небесах, а другая – на земле. Она является автором книг «Сделано для другой земли: вечная надежда на потерю ребенка» и «Сохранение веры: исследование в Иуды 9».0040 . Другие ее работы можно найти на ее веб-сайте.
Статьи по теме
Будьте на связи
Кампусы в Арлингтон-Хайтс, Баррингтоне, Итаске, Маренго, Нортфилде и Вернон-Хиллз.
Колин Смит
Старший пастор
Посетите сад
Получите
Откройте Библию Еженедельная электронная почтаНаш еженедельный электронный контент и ресурсы связывают вас с последними новостями и ресурсами.
Поиск
Пожертвовать
Поиск
Поиск
Инструменты и тренировки
Поиск
SERMONS
. стереотипное представление о современных подростках — это ленивые дети, которые просто хотят спать, играть в компьютерные игры, бродить по сети и тусоваться с друзьями. Причина, по которой существует эта точка зрения, заключается в том, что во всем мире родители видят, как их подростки делают только это.
Образ ленивого подростка стал настолько обыденным, что многие люди просто считают лень и отсутствие мотивации естественным следствием подросткового возраста. Такое мышление, хотя и понятное, по существу ошибочно.
Когда-то подростки были одними из самых трудолюбивых членов общества. Задолго до появления торговых центров, компьютерных игр и средних школ подростки должны были работать вместе со взрослыми и усердно работать.
Многие подростки хорошо откликнулись на это приглашение, усердно работали и были мотивированы на это. Они делали это, потому что то, что они делали, имело смысл, и это соответствовало их естественному желанию, чтобы к ним относились и считали их взрослыми.
Подростки усердно работали, изучая ремесло, беря на себя ответственность за ферму, учась готовить и вести хозяйство, стремясь проявить себя во взрослой компании, потому что понимали, что эти задачи имеют значение. Они понимали, что то, о чем их просили, готовило их к будущему. Сами рабочие места были настоящими работами, которые нужно было выполнять, и, следовательно, они давали ощущение значимости и ценности.
Можно сказать, многое изменилось. И вы правы, многое изменилось. Но, несмотря на все изменения, подростки по сути остались теми же. Что изменилось больше всего, так это контекст, в котором растут подростки, и значение того, что от них ожидается.
Очень немногие подростки полностью лишены мотивации. Чего не хватает многим подросткам, так это мотивации делать вещи, которые не имеют значения, не кажутся важными или связаны с выполнением планов, которые их не касаются.
Имея в виду этот контекст, вот мои 7 секретов мотивации подростков.
1. Что это значит для меня?Это самый важный мотивационный ингредиент из всех!
Если ваш подросток не понимает, какое отношение к нему имеет задание или к его благополучию, ему будет трудно найти в себе желание выполнить его.
Подростки хотят чувствовать себя значительными. Они хотят продемонстрировать себе и миру, что они важны и способны изменить ситуацию. Многие из проблем, с которыми сегодня сталкиваются подростки, связаны с тем, что их желание быть значимым игнорируется или принижается.
Если ваш подросток понимает ценность для него задания, у вас возникнет небольшая проблема с мотивацией его выполнения. На данный момент мне нужно сказать многим родителям, что подростки не считают «облегчение жизни своих родителей» чем-то очень важным для них.
Если ваш подросток хочет носить чистую одежду, он будет мотивирован выполнять требования, касающиеся стирки. Если ваш подросток хочет есть, он найдет мотивацию сотрудничать с домашними делами во время еды. Некоторые задачи не имеют столь очевидных последствий. Лично я, будучи подростком, не понимала, как пылесосить ковер может что-то изменить в жизни, так что, возможно, это была не самая лучшая работа для меня. Однако я заметил, когда мусорное ведро было переполнено. Дайте своим подростковым обязанностям, которые они видят ценность в этом.
Другим распространенным заданием, которое не имеет смысла для подростков, является домашнее задание. Многие подростки не видят смысла в изучении алгебры или древней истории. Попытка объяснить возможные практические применения абстрактного обучения может оказаться бесполезной.
Эксперт по делам молодежи Джош Шипп предлагает полезный способ решения подобных вопросов. Он говорит о том, как помочь подросткам понять, используя утверждение:
« Вы должны делать то, что должны, чтобы вы могли делать то, что хотите».
Это полезное утверждение, потому что оно верно во многих сферах жизни. Иногда мы все делаем работу только по той причине, что это нужно сделать. Помочь подросткам увидеть бессмысленные задачи как часть больших жизненных целей — это ценное послание, которое нужно передать.
Выполнение школьных заданий необходимо подростку, который хочет поступить в университет по своему выбору или когда-нибудь получить работу своей мечты. Уйти и найти работу на неполный рабочий день необходимо, если они хотят иметь деньги, чтобы тратить их на прогулки, покупку автомобиля или получение новейшей технологии.
Эта аксиома также применима к работе по дому, которую ваш подросток не считает важной. Связав выполнение работы по дому с привилегиями, такими как использование компьютеров, автомобилей, телевизоров и т. д., ваш подросток узнает, что иногда мы делаем то, чего не хотим делать, чтобы получать удовольствие от того, чем хотим заниматься. Регулярная практика жизненно важна для того, чтобы хорошо играть, когда дело доходит до дня игры или выступления.
2. Дайте им высказатьсяЕсли ваш подросток чувствует, что все, что от него требуется, это вписаться в ваш план, ваш график и соответствовать вашему способу выполнения дел, он не будет ужасно мотивированный.
Когда родители приводят причину «Потому что я тебе так сказал», они создают демотивирующую среду. В процессе развития подростки стремятся утвердиться в качестве самостоятельной личности, независимой от родителей. Стоит ли удивляться, что просьбы соответствовать плану родителей демотивируют?
Дайте подростку право голоса в том, что и как делается. Если ваш подросток принимал участие в определении повестки дня и расписания, у него будет гораздо больше мотивации для участия.
- Обсудите с ними, чем бы они хотели заниматься по дому.
- Установите крайние сроки, но дайте им свободу выбора, когда и как задача будет завершена
- Обсудите с ними, что, по их мнению, является разумным ожиданием, а затем поделитесь своими ожиданиями. Постарайтесь найти компромиссную позицию, с которой вы оба сможете жить.
- Возложите на подростка ответственность за все задачи. Например, если им приходится готовить один вечер в неделю, пусть они сами составят меню и организуют покупки. Или, если их работа состоит в том, чтобы убирать ванную комнату, пусть они также несут ответственность за ее украшение.
Когда родители постоянно вмешиваются и спасают своих детей от неудач, они подрывают способность подростка расти. Ни один родитель не хочет, чтобы их дети терпели неудачу, но именно благодаря неудачам мы растем и учимся совершенствоваться.
Что придает задаче значимость, так это последствия или то, что поставлено на карту, если она не будет выполнена. Когда родители не дают подросткам испытать на себе последствия неудачи, они лишают задачу ее значимости и, следовательно, мотивации подростка сделать лучше в следующий раз.
Если ваш подросток несет ответственность за вынос мусора каждую неделю и не делает этого, то на следующей неделе на него ложится ответственность за беспорядок и переполненные мусорные баки. Они узнают из этого больше, чем от того, что родитель неоднократно придирался к ним в 11 часов вечера накануне или делал это за них.
Точно так же, если ваш подросток решит не готовиться к экзамену и не сдаст экзамен, он, скорее всего, будет мотивирован в следующий раз. Родители могут максимизировать эти возможности, задавая вопросы, а не читая лекции. Обсудите с подростком, что он думает о результате, что он мог бы сделать по-другому в следующий раз, и спросите, нужна ли ему какая-либо помощь от вас.
(Если ваш подросток не учится и все равно сдает экзамены, проблем нет, за исключением чувства воспринимаемой несправедливости, которое склонны испытывать родители.)
4. Помогите им вспомнитьЭто не всегда так. что подростки ничего не делают, потому что у них нет мотивации, часто они не доводят дело до конца просто потому, что забывают. Реальность такова, что подростки, особенно младшие, запрограммированы на забывчивость. Их мозг реформируется и еще не все кусочки соединены.
Когда в их жизни происходит столько всего, подросткам очень легко отвлечься и забыться. Им нужна помощь, чтобы вспомнить, что они обязались делать, и организоваться.
Важно отметить, что постоянные словесные напоминания от родителей, также называемые придирками, не являются решением проблемы. Если вы ворчите на своего подростка, вы говорите о своих планах и о том, как сделать вас счастливыми. Это не поможет мотивации вашего подростка; на самом деле ворчание — отличный демотиватор.
Научить подростков быть организованными и помнить — это часть того, что должны делать родители. Вместе с подростком разработайте методы запоминания, не требующие вашего участия.
- Используйте наглядные пособия, такие как диаграммы, цветные списки или расписания, и размещайте их на видном месте.
- Помогите подростку создать распорядок дня, который поможет ему установить шаблоны.
- Оставлять маленькие подсказки по дому о задании, которое нужно выполнить
- Попросите их использовать приложение или программу на своем компьютере, телефоне или iPod в рамках процесса напоминания.
Иногда подросткам трудно решить размер задачи. Дело не в том, что они не хотят этого делать, а в том, что они не знают, с чего начать, и все выглядит слишком сложно.
Если ваш подросток откладывает начало занятий, иногда может быть полезно сесть с ним и узнать, что он думает о том, чтобы сделать это. Знают ли они, с чего начать? Чувствуют ли они, что никогда не смогут этого сделать, поэтому им не стоит начинать? Может, они боятся потерпеть неудачу?
Какой бы ни была причина, предложение помочь подростку продумать процесс выполнения работы может оказаться именно тем, что ему нужно.
Разбейте задачу на ряд более мелких достижимых задач с более короткими сроками. Подростки часто борются с долгосрочным планированием, но хорошо реагируют на более близкие временные горизонты. Помогая подростку придумать серию небольших шагов, вы помогаете ему справиться с задачей.
Иногда стоит попросить вашего подростка подумать о небольших наградах, которые он может дать себе после достижения каждой мини-вехи.
Этот метод можно применять к школьным проектам, спортивным или творческим целям, работе по дому, налаживанию отношений, будущей карьере или даже переезду из дома.
6. ПоощрениеЭто более конкретный пример пункта 1 «Что это даст мне?» Но стоит оговориться отдельно.
Как упоминалось ранее, не все задачи имеют очевидные внутренние последствия, которые можно использовать в качестве мотивации. Некоторые школьные задания просто нужно выполнять, а некоторые домашние дела, кажется, не имеют большого значения для непосредственного качества жизни.
Что еще более важно, некоторые задачи нельзя связать с более крупными результатами таким образом, чтобы это мотивировало подростка. Для подростков, которым не хватает уверенности в себе и/или природных способностей, может быть очень трудно найти мотивацию для улучшения успеваемости по определенным предметам в школе. Точно так же для подростка, который от природы не скоординирован или не спортивен, может быть трудно найти мотивацию для участия в физической активности.
В таких случаях предоставление дополнительного стимула может помочь создать мотивацию там, где в противном случае ее не было бы. Предлагая вознаграждение за усилия, улучшения или участие, вы укрепляете в своем подростке ценности попыток и настойчивости, а не вознаграждаете акт отказа или покорности.
Изучение того, что такое «язык любви» вашего подростка, может быть большим подспорьем в этом отношении. Хорошо ли ваш подросток реагирует на ободряющие слова, подарки, качественно проведенное время, физическую привязанность или какую-либо другую форму одобрения? Знание того, на какой стимул лучше всего отреагирует ваш подросток, повысит его мотивацию и отзывчивость.
7. Делайте это веселоЭтот мотивационный принцип применим к людям всех возрастов, а не только к подросткам. Большинство людей больше мотивированы делать что-то веселое, а не скучное.
Веселье — это ключевой компонент, позволяющий подросткам стать активными и мотивированными к участию в общественной деятельности. Если вы хотите, чтобы ваш подросток вышел из дома, стал активным и завел новых друзей, узнайте вместе с ним, чем ему нравится заниматься, и поощряйте его к этому. Помните, что то, что нравится вам, может не понравиться вашему подростку. Обязательно проявляйте интерес и цените все, что ваш подросток считает интересным и забавным.
Подростки, особенно мальчики, реагируют на конкуренцию. Независимо от того, насколько грязной является задача, любую работу можно превратить в занятие, наполненное страстью, если в ней присутствует соревновательный аспект. Соревнование не всегда требует, чтобы соперничали с другими, иногда молодые люди реагируют на вызов, чтобы улучшить свои предыдущие усилия.
Если ваш подросток может чему-то научиться, играя в игры, просматривая фильм или выполняя поиск в Интернете, поощряйте его делать это. Использование технологий в рамках любой задачи делает их более привлекательными для современной молодежи.
Итак, у вас есть 7 простых идей, которые помогут увлечь вашего подростка.