Феномены в психологии: 🕮 Глава 6 Социально-психологические феномены. Основы психологии. Столяренко Л. Д. Страница 6. Читать онлайн, Скачать

Эти 10 психологических феноменов управляют нашей жизнью

Утверждение, что наши действия – это результат собственных решений, в какой-то степени является ложным. Оказывается, мозг постоянно обманывает нас, нарушая наше восприятие реальности. Мы собрали 10 психологических феноменов, которые влияют на наше поведение на протяжении всей жизни.

Содержание

Синдром лягушки в кипятке

Этот синдром назван в честь реального эксперимента. Если вы положите лягушку в кастрюлю с водой комфортной для нее температуры и начнете медленно ее нагревать, она будет пытаться стабилизировать температуру своего тела, и даже не попытается выпрыгнуть из кипятка. Но если изначально посадить лягушку в кипящую воду, она сразу выпрыгнет.

То же самое происходит с людьми: когда человек сталкивается с неприятностями, он предпочитает испытывать небольшие неудобства, пока они не истощат его до предела. Трудные отношения и безрадостная работа – это ловушки, в которые попадает человек, не желающий принимать решения.

Консервативное мышление

Наш мозг склонен придерживаться старых убеждений и пренебрегать новыми и проверенными данными. Классический пример: на протяжении веков люди считали, что Земля плоская (хотя некоторые в это верят даже сегодня). Дело в том, что им было комфортно так думать.

Многие люди очень консервативны в повседневной жизни. Им трудно распрощаться с устаревшей информацией или чувствами, которые исчерпали себя.

Эффект страуса

Когда ситуация выходит из-под контроля, люди часто не хотят знать всех деталей своих проблем. Своим поведением они напоминают пресловутого страуса, который прячет голову в песок. Человек игнорирует информацию, которая его расстраивает, предпочитая не думать о проблеме. К примеру, вы когда-либо радовались, что учитель еще не проверил экзаменационные работы, потому что не хотели знать результат? Что, если он плохой?

Эффект слепого пятна

Это может показаться парадоксальным, но многие люди действительно не склонны видеть ошибки в своем поведении, как говорится, не замечают бревна в глазу. Эффект слепого пятна проявляется в том случае, когда люди склонны видеть проблемы в поступках других, но остаются слепыми к собственным недостаткам, даже самым очевидным. Исследования показывают, что каждый человек сталкивался с этим эффектом хотя бы раз в жизни.

Склонность преувеличивать

Люди часто переоценивают ценность имеющейся информации, особенно при принятии решений. Например, человек, которые защищает свое вредное пристрастие к курению, может сказать, что знает кого-то (скорее всего, даже не лично), кто курил 3 пачки сигарет в день и дожил до 100 лет. Мозг исключает возможность того, что такой пример является уникальным, если не лживым. Человек автоматически применяет подобный позитивный пример к своим обстоятельствам, чтобы лишний раз не беспокоиться.

Эффект Даннинга-Крюгера

Когда человек сталкивается с чем-то новым, его представление о собственных талантах оказывается предвзятым, что приводит к завышенной самооценке. Вот почему новички часто дают «ценные» советы более опытным коллегам, не видя собственных ошибок. Когда человек получает опыт, осознание того, сколько ему еще предстоит изучить, меняет мнение человека о его талантах, как и самооценку.

Выбор в пользу отсутствия риска

Исследование показало, что если поставить людей перед выбором – уменьшить небольшой риск до нуля, либо резко сократить большой – большинство выбирает первый вариант, даже если он контрпродуктивный. Что лучше: устранить низкий риск авиакатастроф или радикально уменьшить огромное количество автомобильных аварий? Большинство людей выберут нулевой риск, поскольку он более привлекателен для нашего мозга.

Эффект ведра с крабами

Наблюдения показывают, что пойманный краб может вылезть из ведра, если он там один. Когда же внутри есть другие крабы, они начинают тянуть беглеца вниз.

Наше общество поступает так же. Подсознательно люди не хотят, чтобы кто-то из их окружения менял свою жизнь к лучшему, потому что на их фоне они сами будут выглядеть хуже. Например, когда один из друзей говорит, что хочет пойти в спортзал, остальные попытаются его отговорить («Ты и так хорошо выглядишь!», «Зачем тебе это нужно?» и т. д.). Дело в том, что они не хотят, чтобы кто-то один преуспел.

Эффект доктора Фокса

Этот эффект не только очень сильный, но и потенциально опасный, поскольку делает сомнительную информацию привлекательной для общественности. Причина в харизме. Большинство людей готовы довериться словам красноречивого оратора, часто не замечая ложной информации или нарушений в логике. В то же время слова более компетентных, но менее убедительных людей кажутся не такими важными. Вот почему секты и лженаука популярны даже сегодня.

Завышенные ожидания

Представьте, что вы начали строить новые отношения: у вас появляется чувство влюбленности к своему партнеру, которое легко спутать с любовью. Ваш мозг начинает рисовать будущую свадьбу, и спустя мгновение вы уже фантазируете о том, какой красивой будет ваша совместная жизнь. Но когда первоначальная страсть уходит, человек может почувствовать разочарование, поскольку его партнер не соответствует предыдущим представлениям о «прекрасной жизни». То же самое касается любых ваших слишком больших ожиданий: чем больше вы чего-то ждете, тем больше будете от этого в восторге заранее, и тем меньше будете счастливы, когда ожидание закончится.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

7 странных психологических феноменов, знакомых каждому человеку: tiina — LiveJournal Существует множество психологических феноменов и явлений, которые сложно поддаются объяснению, но которые хотя бы раз в жизни испытывал каждый человек.

Эффект дежавю
Дежавю (Déjà Vu) — уже виденное

1

Дежавю («уже виденное») – это состояние уверенности, что вы испытывали или видели новую ситуацию раньше. Вы чувствуете, будто событие уже произошло или повторяется.

Как правило, это состояние сопровождается сильным чувством, что это «хорошо знакомо», но к тому же странно и немного сверхъестественно.

Прошлый опыт обычно приписывают снам, но иногда возникает сильное ощущение, что это действительно происходило в прошлом.

Существует также разные формы дежавю, такие как:

Дежа веку (Déjà Vécu) — уже пережитое

2

Дежа веку – это то, что большинство людей испытывают, когда они переживают дежавю. В то время, как дежавю – это ощущение, что вы видели что-то раньше, дежа веку – это состояние, что вы видели это событие раньше, но более детально, что вы узнаете запахи и звуки.

Это часто сопровождается сильным чувством, будто вы знаете, что произойдет дальше.

Дежа визите (Déjà Visité)- уже посещенное

3

Дежа визите — это менее распространенное явление, и при котором возникает необъяснимое знание нового места.

Например, вы можете знать маршрут в новом городе, несмотря на то, что никогда там не были и знаете, что не могли никак получить эти знания.
Дежа визите касается пространства и географии, в то время как дежа веку связано с временными событиями.

Дежа сенти (Déjà Senti) – уже прочувствованное

4

Дежа сенти – это явление чего-то, что вы уже чувствовали. Это психическое явление, которое редко остается в памяти. Воспоминание обычно возникает при звуке голоса другого человека, озвученных мыслях или чтении.

В отличие от других видов дежавю, при дежа сенти не возникает тень чего-то паранормального или неестественного.

Почему возникает дежавю?

5

Существует несколько теорий, касающихся того, почему возникает эффект дежавю:

♦ Память
Некоторые психологи считают, что дежавю — это реакция системы памяти, когда она встречается с вещами со множеством знакомых объектов, но устроенных немного по-другому. Например, вы находитесь в ресторане, который очень похож на тот, где вы были раньше.

♦ Неврологическая
Ученые предполагают, что дежавю – это временная дезориентация гиппокампа – части мозга, ответственной за ощущение направления и формирование новых воспоминаний.

♦ Внимание
То, что мы воспринимаем подсознательно, может влиять на принятие решений. Изображение, которое промелькнуло у нас перед глазами, но которое мы не разглядели, может позже оказаться знакомым.

Например, вы взглянули на витрину, когда думали, как перейти улицу, но не рассмотрели содержимое витрины. Позже, когда вы взглянете на нее внимательно, у вас может возникнуть дежавю.

♦ Эпилепсия
Дежавю также ассоциируется с эпилепсией. Так одна женщина, которая в течение 20 лет постоянно испытывала дежавю, выяснила, что у нее эпилепсия.

♦ Стресс
Человек, испытывающий стресс или тревогу, чаще испытывает дежавю.

Жамевю (Jamais Vu) –никогда не виденное

6

Жамевю (Jamais Vu) – это состояние, противоположное дежавю, и описывает знакомую ситуацию, которую вы не узнаете.
Человек не узнает ситуацию, хотя знает, что был здесь раньше. Вы можете внезапно не узнать другого человека, слово или место, которое знаете.

Во время одного исследования ученые попросили 92-х добровольцев написать слово «дверь» 30 раз за 1 минуту. В результате 68 процентов участников испытали симптомы жамевю, то есть они начали сомневаться, что слово «дверь» было реальным. Это возможно указывает на то, что явление жамевю является симптомом усталости мозга.

Пресквю (Presque Vu) — вертится на языке

7

Пресквю — это ощущение «на кончике языка», то есть сильное чувство, что вы вот-вот испытаете прозрение, хотя это редко происходит.

Ощущение пресквю бывает очень отвлекающим и навязчивым. Человек часто помнит одну или несколько характеристик забытого слова, например, первую букву, но чувствуют легкое мучение при поиске слова и ощущение облегчения, когда слово возникает в уме.

Лестничный ум (L’esprit de l’Escalier)

8

Лестничный ум или остроумие на лестнице – это состояние, когда вы находите умное решение или ответ, когда уже слишком поздно.

Это может быть ответный выпад на оскорбление, остроумная реплика, которая приходит на ум, когда уже становится бесполезной. Вы будто «находитесь на лестнице, уходя со сцены».

В немецком языке используется слово «treppenwitz», которое выражает ту же идею, но в современном языке оно относится к событиям или фактам, которые противоречат своей основе или контексту. В русском языке используется фраза «задним умом крепок».
7 странных психологических феноменов знакомых каждому человеку
via


Е.Е. Соколова. Психологическая феноменология (круг феноменов, изучаемых психологами разных школ) : Psychology OnLine.Net Е.Е. Соколова. Психологическая феноменология (круг феноменов, изучаемых психологами разных школ)
Добавлено
Psychology OnLine.Net
10.01.2009

Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов»1. Феномен — философская категория, служащая для обозначения явления, ко­торое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредствен­ном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену» — катего­рии, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, не сводима к ним, познается иным — опосредство­ванным — образом и требует рациональных способов ее осмысле­ния.

Ниже мы рассмотрим шесть групп различных феноменов, ко­торые в разное время попадали в поле зрения психологов.

1. Если спросить новичка в психологии, какими явлениями за­нимается психология как наука, то он, скорее всего, скажет — психическими и при этом укажет на явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания, о которых мы все знаем по собственно­му опыту и можем отдавать себе отчет. Эти явления представляют­ся многим особенными, качественно отличными, например, от физических или химических явлений (изучаемых соответственно физикой и химией). Ведь физики и химики могут наблюдать одни и те же явления (например, испарение воды при нагревании или покраснение лакмусовой бумажки при помещении ее в кислоту) все вместе, эти явления

объективны, т.е. их существование и на­учное познание не зависят от субъективных переживаний того или иного исследователя2. Психические же феномены представляют­ся, напротив, субъективными, поскольку кажутся открытыми для «непосредственного» познания только тому лицу, который их пе­реживает, тогда как другой человек может составить представле­ние об этих явлениях только в том случае, если сам переживет нечто подобное. Впервые влюбившись в кого-нибудь, подросток думает, что никто никогда не переживал подобного чувства, и может сказать своему товарищу: «Ты никогда не поймешь меня, потому что никогда не любил». Можно, конечно, попытаться опи­сать эти субъективные переживания в дневнике или рассказе; при этом, несомненно, что-то теряется (вспомним тютчевское: «Как сердцу высказать себя?..»), но носитель данных переживаний убеж­ден, что уж он-то лучше всех знает, что творится у него в его внутреннем мире, «в его душе». Поэтому надо (подсказывает нам здравый смысл) научиться описывать свои переживания так, как это делали великие писатели-психологи, знатоки человеческих душ, умевшие заглянуть «вовнутрь» и воссоздать внутренний мир субъекта.

Вспомним, например, описания Л.Н.Толстым переживаний Николеньки Иртеньева, героя повести «Детство», по поводу смерти горячо любимой им матери. Обратим внимание на то, как ребе­нок во время ее похорон прекрасно различает, что он на самом деле чувствует, а что хочет показать «для других»: «Прежде и пос­ле погребения я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда приме­шивалось какое-нибудь самолюбивое чувство: то желание пока­зать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство, которое за­ставляло делать наблюдения над Мими и лицами присутствую­щих. Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испы­тывал какое-то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство боль­ше других заглушало во мне истинную печаль…» [123, 87].

Многие занимавшиеся научной психологией различали, ко­нечно, собственно научное познание внутреннего мира и художе­ственное его осмысление, но тем не менее были убеждены, что психология как наука имеет огромное преимущество перед други­ми науками: если в других науках сущность (ноумен) изучаемой реальности нужно долго и опосредствованно выявлять через ана­лиз и сопоставление явлений (феноменов), то в психологии изучае­мая реальность открыта для непосредственного познания так, как никакая иная (т.е. сущность и явление в психологии совпадают). Так, известный русский психолог Лев Михайлович Лопатин (1855 — 1920) писал: «Мы все познаем через призму нашего духа, но то, что совершается в самом духе, мы познаем без всякой посредствующей призмы. В противоположность явлениям физической природы, яв­ления сознательной душевной жизни (а… только они являются прямым предметом психологического изучения) сознаются нами как они есть» [75, 9— 10].

Многие психологи считали, что для познания явлений созна­тельной жизни не существует иного метода, кроме метода интро­спекции (от лат. introspecto — смотрю внутрь). Интроспекция — это особый тип самонаблюден

Психологическая феноменология (круг феноменов, изучаемых психологами разных школ) — Студопедия

Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов»1. Феномен философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену» — категории, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, не сводима к ним-, познается иным — опосредствованным — образом и требует рациональных способов ее осмысления.

Ниже мы рассмотрим шесть групп различных феноменов, которые в разное время попадали в поле зрения психологов.

1. Если спросить новичка в психологии, какими явлениями занимается психология как наука, то он, скорее всего, скажет — психическими и при этом укажет на явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания, о которых мы все знаем по собственному опыту и можем отдавать себе в этом отчет. Эти явления представляются многим особенными, качественно отличными, например, от физических или химических явлений (изучаемых соответственно физикой и химией). Ведь физики и химики могут наблюдать одни и те же явления (например, испарение воды при нагревании или покраснение лакмусовой бумажки при помещении ее в кислоту) все вместе, эти явления объективны, т. е. их существование и научное познание не зависят от субъективных переживаний того или иного исследователя2. Психические же феномены представляются, напротив, субъективными, поскольку кажутся открытыми для «непосредственного» познания только тому лицу, который их переживает, тогда как другой человек может составить представление об этих явлениях только в том случае, если сам переживет нечто подобное. Впервые влюбившись в кого-нибудь, подросток думает, что никто никогда не переживал подобного чувства, и может сказать своему товарищу: «Ты никогда не поймешь меня, потому что никогда не любил». Можно, конечно, попытаться описать эти субъективные переживания в дневнике или рассказе; при этом, несомненно, что-то теряется (вспомним тютчевское: «Как сердцу высказать себя?..»), но носитель данных переживаний убежден, что уж он-то лучше всех знает, что творится у него в его внутреннем мире, «в его душе». Поэтому надо (под-


1 Это же слово имеет и другие значения; чаще всего им называется философское направление XX в., создателем которого был немецкий философ Э.Гуссерль.


2 Здесь мы даем самое распространенное (главным образом, в естественных науках и в обыденной жизни) определение понятий «объективное» и «субъективное»; существуют и иные определения этих понятий (см. ниже).

сказывает нам здравый смысл) научиться описывать свои переживания так, как это делали великие писатели-психологи, знатоки человеческих душ, умевшие заглянуть «вовнутрь» и воссоздать внутренний мир субъекта.

Вспомним, например, описания Л.Н.Толстым переживаний Николеньки Иртеньева, героя повести «Детство», по поводу смерти горячо любимой им матери. Обратим внимание на то, как ребенок во время ее похорон прекрасно различает, что он на самом деле чувствует, а что хочет показать «для других»: «Прежде и после погребения я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство: то желание показать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство, которое заставляло делать наблюдения над Мими и лицами присутствующих. Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испытывал какое-то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную печаль…» [123, 87].

Многие занимавшиеся научной психологией различали, конечно, собственно научное познание внутреннего мира и художественное его осмысление, но тем не менее были убеждены, что психология как наука имеет огромное преимущество перед другими науками: если в других науках сущность (ноумен) изучаемой реальности нужно долго и опосредствованно выявлять через анализ и сопоставление явлений (феноменов), то в психологии изучаемая реальность открыта для непосредственного познания так, как никакая иная (т.е. сущность и явление в психологии совпадают). Так, известный русский психолог Лев Михайлович Лопатин(1855 — 1920) писал: «Мы все познаем через призму нашего духа, но то, что совершается в самом духе, мы познаем без всякой посредствующей призмы. В противоположность явлениям физической природы, явления сознательной душевной жизни (а… только они являются прямым предметом психологического изучения) сознаются нами как они есть» [75, 9— 10].

Многие психологи считали, что для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме метода интроспекции (от лат. introspecto — смотрю внутрь). Интроспекция — это особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями, происходящее в процессе их осуществления. «Психология не была бы возможна, — писал другой известный русский психолог — Георгий Иванович Челпанов(1862— 1936) в начале XX в., — если бы не было самонаблюдения» [136, 97], и приводил следующий пример, доказы-

вающий это его утверждение. Никто из присутствующих не видит непосредственно чувства печали, которое испытывает некий чет ловек, и лишь по «каплям прозрачной жидкости», текущим из его глаз, по опустившимся углам рта и т.п. присутствующие умозаключают об этом чувстве — и то только потому, что сами когда-нибудь испытывали нечто подобное. Психологов, разделявших подобные взгляды, называли психологами-интроспекционистами.

Данная точка зрения кажется настолько правдоподобной и соответствующей здравому смыслу, что она продержалась в научной психологии довольно долго, несмотря на ее критику (см. историю интроспективной психологии в главе 3). Однако за прошедшее с той эпохи время существенно изменилось само понимание сознания и методов его изучения, хотя мы по-прежнему говорим, что «явления сознания» выступают теми феноменами, которые психолог, безусловно, должен включить в круг изучаемых им явлений, и они изучаются в современной психологии, хотя уже и не с позиций интроспекционизма.

2. Постепенно в психологической науке накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные (неосознаваемые)психические процессы. Оних субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни. Проявления бессознательного психического очень многообразны (в главе 7 мы рассмотрим возможные классификации бессознательных процессов в психологии). Приведем примеры проявлений бессознательного, которые выступают второй (после явлений сознания) областью эмпирического изучения в психологии. Мы заимствуем эти примеры из знаменитой книги «Психопатология обыденной жизни» великого австрийского психолога Зигмунда Фрейда(Freud, 1856— 1939), который сыграл огромную роль в разработке путей проникновения в бессознательную сферу нашей психики, создав свое собственное направление в психологии психоанализ.

З.Фрейд был убежден в том, что в психической жизни не может быть ничего случайного, т. е. ничем не обусловленного: любые ошибочные действия (обмолвки, описки, забывание впечатлений и намерений, закладывание куда-либо предметов и т.п.) являются результатом значимых для субъекта желаний, которые остаются для его сознания скрытыми, и только специальное толкование указанных ошибочных действий (в отдельных случаях весьма трудное и долгое) может открыть их истинный смысл. Здесь уже явле-

1 В настоящем учебнике термины «бессознательное» и «неосознаваемое» используются чаще всего как синонимы (за исключением специально оговоренных случаев).

ние и сущность не совпадают: субъекту кажется, что он хочет одного, тогда как на самом деле оказывается, что он желал совсем другого, чаще всего противоположного.

Один из примеров З.Фрейд заимствовал у своего коллеги доктора В.Штекеля. Тот говорит о себе, что как врач никогда не руководствуется соображениями заработка и всегда имеет в виду лишь интересы больного. Тем не менее оговорка, которую он сделал однажды, открыла его истинные желания. Одна его пациентка, пережившая тяжелую болезнь, наконец выздоравливает. Радостный от того, что ей лучше, В. Штекель расписывает прелести ее будущей жизни и прибавляет: «Если вы, на что я надеюсь, не скоро встанете с постели». Причины этой обмолвки, признается доктор, «очевидно, эгоистический бессознательный мотив — желание дольше лечить эту богатую больную, желание, которое совершенно чуждо моему сознанию и которое я отверг бы с негодованием» [132, 236].

А вот случай из практики самого З.Фрейда. Первого января он просматривает свою записную книжку, чтобы выписать гонорарные счета больным, встречает в ней июньскую запись о больном под таким-то именем — и не может вспомнить, кто это такой. С большим удивлением он обнаруживает далее, что он лечил этого больного довольно долго и посещал ежедневно. З.Фрейд задается недоуменным вопросом: как и почему он мог забыть, что это был за случай? С большим трудом он наконец вспомнил, что этим больным была 14-летняя девочка, которой он поставил диагноз «истерия» и лечение которой шло первоначально очень даже неплохо. Под влиянием видимого улучшения родители девочки решили, что можно прекратить лечение, хотя у нее еще наблюдались боли в животе (З.Фрейд расценил их как проявления истерии). Но вскоре девочка умерла от саркомы брюшных желез. З.Фрейд, по его собственным словам, «будучи ослеплен шумными, но безобидными явлениями истерии, быть может, не заметил первых признаков подкрадывавшейся неизлечимой болезни» [132, 254]. За последние годы это был самый тяжелый случай из его практики, и немудрено, что он был забыт.

В настоящее время психоанализ не является единственным направлением в психологии, которое занимается изучением бессознательных процессов. Многие школы так или иначе имеют дело с бессознательным, хотя и истолковывают его иным образом, чем это делалось и делается в психоаналитических работах.

Надо, однако, отметить, что явления бессознательной психической жизни не даны нам столь же «непосредственно» в самонаблюдении, как кажутся нам данными явления сознательной психической жизни. До них нужно «докапываться» с помощью особых методов, анализируя, в частности, изменения поведения (см. приведенные выше примеры), сновидения субъекта, которые

многие называют измененными состояниями сознания, и т.п. Многие даже считают, что бессознательные психические процессы нельзя, строго говоря, называть явлениями — коль скоро они не даны нам в форме «непосредственно переживаемой нами реальности». Это, скорее, скрытая сущность определенных «лежащих на поверхности» вполне сознательных явлений.

Чтобы снять возможные споры по этому вопросу на данном этапе обучения, отметим, что противопоставление соотносительных философских категорий (в том числе категорий «сущность» и «явление») имеет определенные границы, и одна и та же реальность при решении разных научных задач может квалифицироваться и как «сущность», и как «явление». В настоящем учебнике мы назвали бессознательные психические процессы «психологическими феноменами» с целью подчеркнуть, что с определенного момента они обратили на себя внимание психологов как особая реальность, требующая эмпирического (как бы это эмпирическое ни понималось) изучения.

3. В начале XX в. некоторые американские психологи, не удовлетворенные субъективностью современной им интроспективной психологии, предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на стимулы (раздражители) из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом (от англ. behavio[u]r — поведение). Основатель этого направления Джон Уотсон(Watson, 1878— 1958) писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти… И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии» [126, 129-ПО].

Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно. Тем самым психология вставала в ряд таких наук, как физика, химия и др., переставая быть «на особом положении». Бихевиористы предполагали также, что,

Дж. Уотсон

изучив закономерности поведения индивида, можно им управлять и формировать в нужном обществу направлении.

Надо отметить, что внешне наблюдаемое поведение, действительно, может многое сказать о человеке. Вспомним, например, одного из персонажей романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» — Максима Максимыча. Вот он узнает, что подъехавшая коляска его старого знакомого Печорина: «Ну так!.. Так!.. Григорий Александрович? Так ведь его зовут?.. Мы с твоим барином были приятели, — прибавил он, ударив дружески по плечу лакея, так что заставил его пошатнуться». Вот он ожидает Печорина, а тот все не идет: «Он наскоро выхлебнул чашку, отказался от второй и ушел опять за ворота в каком-то беспокойстве… Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы; я повторил приглашение, — он ничего не отвечал». Вот Максим Максимыч приходит спать: «Он бросил трубку на стол, стал ходить по комнате, швырять в печи, наконец лег, но долго кашлял, плевал, ворочался…

— Не клопы ли вас кусают? — спросил я.

— Да, клопы… — отвечал он, тяжело вздохнув».

Вот, наконец, он увидел Печорина: «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи… Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали… он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить» [71].

Поведение как внешне наблюдаемая реальность, действительно, заслуживает изучения в психологии. Однако далеко не всегда прямое изучение внешне наблюдаемого может помочь психологу в истолковании реальных причин того или иного человеческого поступка. Внешне одно и то же поведение может быть вызвано самыми разными, скрытыми от прямого наблюдения мотивами, поэтому изучение феноменов поведения в современной психологии происходит гораздо более сложными методами, чем в классическом бихевиоризме.

4. В свое время многие ученые обратили внимание и на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды, в которой человек воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Еще в середине XIX в. об этом говорил К. Маркс, определявший сущность человека как «совокупность (ансамбль) всех общественных отношений». В конце XIX — начале XX в. данные идеи распространились в социологии и этнографии (Э.Дюркгейм, Л.Ле-

ви-Брюль и др.)- В 20-х гг. XX в. появились психологические направления, для которых эти идеи стали центральными (Л. С. Выготский, А. Н.Леонтьев и др.). Таким образом, в поле зрения психологов попадают различные феномены общественных отношений (экономических, политических, нравственных, религиозных и т.п.), изучаемых кроме психологии множеством других наук. Психологи должны использовать поэтому достижения этих наук в своих целях — для того, в частности, чтобы понять конкретную социальную обусловленность тех или иных особенностей психологии человека. Приведем примеры, иллюстрирующие сказанное.

Известный российский ученый-энциклопедист Ю.М.Лотман, рассматривая правила дуэльного поведения русского дворянина рубежа XVIII и XIX вв., пишет, что участник дуэли не властен был остановить ее или изменить что-либо в ней, поскольку дуэль имела своей целью восстановление чести, а для дворянина честь была «основным законодателем» поведения [76]. Характерно, что если вначале, до поединка, дворянин мог не испытывать неприязни к своему противнику (вспомним, например, дуэль Евгения Онегина с Владимиром Ленским из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»), то в процессе дуэли ее участник чувствует, как вдруг возникает желание убить противника. В свое время состоялась дуэль А.С.Грибоедова с будущим декабристом Якубовичем. Они стрелялись по правилам так называемой четверной дуэли, согласно которым после противников должны были стреляться их секунданты. Оба — и Якубович, и Грибоедов (они и были секундантами) — не испытывали друг к другу неприязни, о чем они заявили до начала дуэли. Тем не менее она состоялась, и после нее Грибоедов признался (об этом сообщает его современник Н.Муравьев-Карский), что «целился Якубовичу в голову и хотел убить его, но что это не было первое его намерение, когда он на место стал» [76, 175]. Так действующие в ту эпоху социокультурные нормы — в данном случае дуэльного поведения — могли повлиять на чувства дуэлянтов и на их динамику.

Без включения субъекта в общественные отношения человеческая психика вообще не сформировалась бы. Об этом говорят многочисленные случаи, когда находили детей, воспитывавшихся по разным причинам животными и попавших в человеческую среду слишком поздно (феномен «Маугли»). Они так и не стали людьми — многие из них по-прежнему передвигались на четвереньках, ели сырое мясо, выли на луну и т.п. Однако простое наличие общественной среды прямо не приводит к формированию человеческой психики — ребенка нужно приобщать к общественным ценностям в совместной со взрослым деятельности. «Маугли» могут появляться и сегодня, если родители не занимаются воспитанием ребенка.

Известный российский психиатр М. И. Буянов приводил такой случай: к нему попал мальчик 6 лет из неполной семьи (отец-пьяница отказался от ребенка еще до его рождения). Мать была тяжело больным человеком и занималась тем, что разводила дома и продавала породистых собак. С четырех месяцев мальчика кормила собака (мать отказывалась его кормить). Он сосал молоко собаки или пил из бутылки, которую опять-таки приносила ему собака. Он ходил за ней на четвереньках, оправлялся, как собака, играл со своей «приемной матерью», брал в рот все подряд. После помещения в детский дом он не выполнял никаких требований персонала, ел землю, сосал палки и т.п. Если мать забирала его домой, опять начиналась его «собачья жизнь». При этом явных признаков какого-либо психического заболевания у мальчика не находили, но полноценным человеком он так и не стал, практически не овладев человеческой речью и не приобретя человеческого опыта [12].

5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредствованы различными предметами материальной и духовной культуры (вообще говоря, понятия «общество» и «культура»1 неразделимы). Они также заслуживают внимания психологов. К материальной культуре относят обычно орудия труда, жилища, одежду и т.п., помогающие человеку не только приспособиться к природным условиям, но и овладеть ими, к духовной — прежде всего язык как средство общения и передачи опыта и то «психологическое орудие» (Л.С.Выготский), с помощью которого человек овладевает своими психическими процессами. К духовной культуре относят также регулирующие человеческие взаимоотношения нормы и ценности, произведения искусства, религиозные представления и обряды и др. Надо отметить, однако, что разделение культуры на материальную и духовную носит условный характер. Как справедливо заметил один из современных авторов А. С. Кармин, «вся культура в целом духовна, потому что она есть мир смыслов, т.е. духовных сущностей» [43, 317], и в то же время она вся в целом материальна, «потому что представлена, «материализована» в чувственно воспринимаемых кодах, в знаках и текстах» [там же]. Поэтому под материальной культурой он предлагает понимать «знаковую оболочку» всякой культуры, т.е. объективные, материальные формы выражения культурных смыслов.

1 Определений культуры в настоящее время бесчисленное множество; один из авторов насчитал таковых около 500 [43]. В целом под культурой понимается «вторая природа», т.е. все созданное человечеством — материальные и духовные «вещи», совокупность всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований и т.п. Культура фиксирует, таким образом, приобретения человечества в процессе его общественного развития и передает их от поколения к поколению.

Зачем психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной культуры? Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность, человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его желания и стремления. Совокупность всех созданных человечеством предметов выступает, по образному выражению К. Маркса, чувственно представшей перед нами человеческой психологией [82]. Возьмем, к примеру, средневековую архитектуру, в которой в специфической форме воплощались представления человека Средних веков о мировом порядке и которая, как отмечал П. Бицилли, выполняла одну из важнейших функций Церкви — просветительство: «Готический собор, со своими сотнями и тысячами статуй, барельефов и рисунков, изображающих… всю земную жизнь с ее будничными заботами и повседневными трудами… всю историю человечества от грехопадения до Страшного Суда, является великой энциклопедией, «библией для неграмотных»» [цит. по.: 115, 63]. Даже подверженность тем или иным оптико-геометрическим иллюзиям зависит от культуры, в которой человек живет. Оптико-геометрическими иллюзиями называются зрительные иллюзии, которые возникают у многих людей при восприятии специально подобранных фигур, углов и линий. Примерами являются иллюзия Ф. Мюл-лера-Лайера (две одинаковые по длине стрелки с разным оперением — внутрь и наружу — кажутся, как правило, разными по длине — вторая больше, см. рис. 1), горизонтально-вертикальная иллюзия (одинаковые по длине линии, составляющие срединный перпендикуляр, кажутся, как правило, неравными: вертикальная линия воспринимается длиннее горизонтальной, см. рис. 2). Люди, выросшие в западном «прямоугольном» мире (т.е. с упорядоченными прямоугольными объектами, прямыми линиями и т.п.), больше подвержены, например, иллюзии Мюллера-Лайера, чем живущие в ином — «непрямоугольном» мире [49]. Примеры воплощения человеческих смыслов в формах духовной культуры (языке, искусстве и т.п.) будут приведены нами ниже, при рассмотрении задач различных отраслей психологии.

6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления(внешне-телесные и физиологические

Рис. 1. Иллюзия Мюллера-Лайера

Рис. 2. Горизонтально-вертикальная иллюзия

процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния). Говорят, М.И.Кутузов следовал при подборе офицеров на должности младшего командного состава следующему правилу: ввести офицера в реальный бой и посмотреть, каким будет его лицо во время этого боя. Если лицо бледнеет — значит, человек испытывает страх и его брать на должность командира нельзя; если краснеет — значит, человек, по выражению А.С.Пушкина, испытывает «упоение в бою и бездны мрачной на краю» и поэтому вполне пригоден для командной должности. Научную основу под это житейское наблюдение подвел крупнейший отечественный психофизиолог Е. Н. Соколов: он установил, что покраснение лица (т.е. расширение кровеносных сосудов головы) является признаком ориентировочного рефлекса, тогда как бледность лица (сужение сосудов) говорит о наличии оборонительного рефлекса [108]. В настоящее время психология располагает широким арсеналом различных методик оценки психологического состояния человека по показателям его физиологических реакций, о чем можно узнать из соответствующего курса психофизиологии.

Таким образом, мы перечислили те феномены, которые так или иначе попадали в разное время и в разных школах в поле зрения психологов и выступали предметом эмпирического (опытного) изучения. Правда, одни психологи не признавали, скажем, феноменов бессознательной психической жизни (интроспекцио-нисты), а другие не считали возможным эмпирически изучать сознание (бихевиористы), при исследовании одной и той же реальности могли использоваться принципиально разные методы, принимаемые одной школой и отвергаемые другой, поэтому до сих пор многие психологические школы не могут согласовать свои концепции друг с другом.

С нашей точки зрения, во всех этих столь разнородных на первый взгляд феноменах есть нечто общее — все они представляют собой проявления, формы существования и/или результаты человеческой1 деятельности. В следующем параграфе мы подробнее раскроем это положение, а также приведем краткие определения понятия «деятельность» и других связанных с ним понятий.

Что такое психические феномены?. Все обо всем. Том 4

Что такое психические феномены?

Иногда с людьми происходит нечто такое, что выходит за пределы обычного. Это не значит, что эти явления сверхъестественные. Просто наука пока не может их объяснить. Их называют психическими феноменами. Существует много разновидностей таких явлений, и люди с большим интересом изучают их. Многие в них верят, другие а нет. Давайте рассмотрим некоторые из явлений такого рода. Один из них называется «полтергейст». Он связан со странными звуками, движением мебели, битьем посуды и другими странными происшествиями, которые люди, находящиеся в этот момент в квартире, никак не могут объяснить. Но чтобы такое произошло, почти всегда необходимо присутствие какого-то определенного человека.

Еще более интересны феномены, связанные с необычайными способностями психики некоторых людей. В таких случаях человек обладает знаниями о том, о чем не мог бы узнать каким-либо естественным путем. Например, может читать мысли другого человека или узнать о событии, случившемся где-то далеко или очень давно.

Чтение мыслей другого человека (не догадка, а именно чтение) называется телепатией.

Знание о каких-то далеких и давних происшествиях называется ясновидением. Было проведено очень много исследований, чтобы доказать существование или продемонстрировать случаи телепатии, но многие ученые утверждают, что эти эксперименты были проведены неправильно. Другой интересный психический феномен называется предсказанием. Это когда люди будто бы знают о событиях, которые должны произойти в будущем. Люди, не верящие в предсказания, могут спросить, почему эти людине богатеют на бирже или не предотвращают преступления.

В общем и целом, к психическим феноменам существует двоякое отношение: некоторые безоговорочно верят в них, а другие — среди них много ученых — не верят в них и считают, что такое не может иметь место и, следовательно, не бывает.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ФЕНОМЕН в психологии это

Читать PDF

Насилие как психологический феномен

Ильин Евгений Павлович

Читать PDF

Совесть как психологический феномен

Веселова Елена Константиновна

В статье рассматривается проблема психологии совести. Автор обращается к взглядам на феномен совести А. А. Милтса, Р. Шпемана, И. Попова, В. Гюнтера, В. А. Снегирева, П. П. Степанова. Подробно анализируются концепции совести М.

Читать PDF

Феномен научных психологических школ

Шикун Алексей Алексеевич

Рассмотрено развитие психологических школ, направлений, науки в ряде регионов России. Проведен анализ исследований отечественных авторов, посвятивших свои труды изучению феномена школы.

Читать PDF

Феномен научных психологических школ

Шикун Алексей Алексеевич

Анализируется современное представление научного понятия школы с точки зрения общенаучной и конкретно-научной методологии. Определяются детерминанты и конструкты психологической научной школы.

Читать PDF

Психология и социология феномена славы

Гринин Леонид Ефимович

Статья посвящена роли феномена славы, рассмотрены ее психологические и социологические основы.

Читать PDF

Материнство как психологический феномен

Махмутова Роза Кашифовна

Рассматриваются различные подходы к изучению феномена материнства в отечественной и зарубежной психологии.

Читать PDF

Тревожность как психологический феномен

Сидоров Константин Рудольфович

Рассматривается история развития представлений о тревожности в психологии, а также современное состояние проблемы, включающее уточнение причин и следствий этого психологического образования.

Читать PDF

Феномен лицевой экспрессии в психологии

Волов Всеволод Вячеславович

Представлен аналитический обзор социально-психологических и клинических исследований лицевой экспрессии эмоций.

Читать PDF

К пониманию феномена совести в психологии

Барсукова С. А.

Обсуждаются представления о совести в зарубежной и отечественной психологии. Разводятся подходы к пониманию совести с точки зрения социоцентрической и антропоцентрической позиции.

Читать PDF

Феномен граффити: психологические аспекты

Белкин Антон Игоревич

Статья посвящена теоретическому и эмпирическому анализу граффити как психологического феномена. Под граффити понимаются надписи и рисунки, выполненные от руки и неинституциолизированные по своему характеру.

Читать PDF

Сексуальность как психологический феномен

Огаркова Екатерина Сергеевна

В статье анализируется психологический феномен сексуальности, многоаспектность понятия сексуальности и многокомпонентность образования сексуальности в жизни человека, приводится краткий анализ исследований данной темы.

Читать PDF

Феномен субъектности студента в психологии

Мухаметзянова Ф. Г., Мифтахов И. И.

В статье рассматривается развитие студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Авторы анализируют основные критерии, характеризующие развитие студента как субъекта деятельности.

Читать PDF

Личностный рост как психологический феномен

Кругликова А. Ю.

Читать PDF

Выбор профессии как психологический феномен

Ретунская Татьяна Николаевна

В статье представлены результаты исследования, посвященного актуальной проблеме выбора профессии и механизмам, лежащим в основе формирования мотивации выбора профессии.

Читать PDF

Размышления о феноменологической психологии

Терентьева Татьяна Александровна

Статья раскрывает содержание понятия «феноменологическая психология», которое, являясь идеей Гуссерля, получило широкое распространение как среди философов экзистенциального и герменевтического направления, так и среди психологов.

Феномен в психологии это. ФЕНОМЕН

Феномен в психологии это. ФЕНОМЕН

ФЕНОМЕН

1. Явление, постигаемое в чувственном опыте.

2. Объект чувственного созерцания — в отличие от его сущностной основы (ноумена — как предмета интеллектуального созерцания).

3. Редкое, необычное явление; выдающийся в некоем отношении индивид.

Феномен

от греч. phainomenon — являющееся) явление, данное нам в опыте; в детской психологии — достоверный факт в области детского развития, носящий имя ученого, который его открыл. Например, «Феномены Пиаже».

ФЕНОМЕН

1. В переводе с греческого означает явление, то, что появляется следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Это значение является очень общим и содержит два аспекта, каждый из которых представлен в следующих более ограниченных значениях: 2. Физическое явление, факт, подтвержденное событие. Заметьте также, что этот термин часто используется в этом смысле без рассмотрения причин этого события. 3. Внутренний опыт, который сознается, данные личного опыта. Это значение отражено в позиции феноменологии. 4. В терминах Канта – проявления знаний, событий или объектов, интерпретируемые через категории; феномены здесь служат основанием для логических выводов относительно действительности.

Феномен

от греч. phainomenon — являющийся) — исключительное, редкое, необычное явление. В контексте данного учебного пособия понятие «феномен» употребляется в широком смысле — как явление, изучаемое научной дисциплиной, достаточно полно описанное в рамках определенной научной парадигмы, в содержании которого и формах его проявления (проявлення) могут быть новые, еще не выявленные особенности. В понятии «феномен» допускается возможность его многообразных проявлений в зависимости от взаимодействия с другими феноменами (в понятиях теории систем — обретения феноменом тех или иных свойств в зависимости от его места и функций в более общей — метасистеме).

Феномены

от греч. phainomenon — являющееся),

1) необычный, исключительный факт, явление;

2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).

Феномен

любое индивидуальное целостное психическое переживание.

Феномен

греч. phainomenon – являющееся) — 1. любое явление действительности, доступное наблюдению. Это может быть физическое явление, а также внутренний опыт, осознаваемый индивидом; 2. в идеалистической философии – субъективное содержание нашего знания, не отражающее объективной действительности; 3. согласно Э. Канту – любое проявление знания, события или объекта, интерпретируемое посредством врожденных ментальных стуктур, категорий пространства и времени. Феномены служат здесь основанием для логических выводов относительно происходящего в действительности. Противопоставляется ноумену –непознаваемой «вещи в себе»; 4. редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек .

Феномен

прижизненно приобретенные человеком свойства, признаки, возникшие под влиянием научения.

Феномен википедии. Феномен (фильм, 1996)

Феномен
Phenomenon
Феномен в психологии это. ФЕНОМЕН
Жанр мелодрама
фэнтези
драма
Режиссёр Джон Тёртелтауб
Продюсер Барбара Бойл
Майкл Тейлор
Чарльз Невирт
Автор
сценария
Джералд Ди Пего
В главных
ролях
Джон Траволта
Кира Седжвик
Форест Уитакер
Роберт Дюваль
Оператор Фидон Папамайкл
Композитор Томас Ньюман
Кинокомпания Touchstone Pictures
Длительность 123 мин.
Бюджет 32 млн. $
Сборы 152,036,382 $
Страна   США
Язык английский
Год 1996
IMDb ID 0117333

Джордж Мэлли ( Джон Траволта ) — дружелюбный автомеханик, чья жизнь обычного человека меняется после странной вспышки света, которую он наблюдает в свой 37-й день рождения.

В течение следующих дней он начинает предсказывать землетрясения, проявляет экстраординарную форму интеллекта уровня гения , легко поглощает огромное количество информации, разрабатывает новые революционные идеи и даже демонстрирует способность к телекинезу .

Джордж пытается использовать свой новый интеллект на благо общества .

25 интересных явлений человеческого разума

Вот список из 25 интересных явлений человеческого разума.

1-5 Интересные явления человеческого разума

Clustering illusion Clustering illusion

1. Иллюзия кластеризации: Иллюзия кластеризации — это иллюзия того, что случайные события, которые происходят в кластерах, на самом деле не являются случайными событиями. Иллюзия вызвана противоречивым предположением о статистических шансах. Например, большинству людей кажется неожиданным, если головы выпадают четыре раза подряд во время серии бросков монет.Теперь, если у вас есть 3 последовательных головы, вы можете подумать, что следующий бросок не может быть головами, хотя вероятность все еще составляет 50%. Думать, что вероятности изменились, является общим предубеждением. Это привело к тому, что геймеры потеряли представление о том, что вероятность изменилась.

2. Обратная психология: Также известное как реактивное сопротивление, это побуждение делать противоположное тому, что кто-то хочет, чтобы вы делали, из-за необходимости сопротивляться предполагаемой попытке ограничить вашу свободу выбора. Фактически, теория реактивного сопротивления иногда называется теорией «запретного плода».

3. Эффект ореола: Иначе известный как Эффект Рога, дьявольский и обратный эффект ореола — это место, где люди, бренды или другие вещи, которые, как считается, имеют единственную нежелательную черту, впоследствии имеют много плохих черт. Позволяя одному слабому или отрицательному признаку влиять на восприятие человека, бренда или других вещей в целом. Упрощение этого: когда мы считаем человека плохим в одной области, мы, вероятно, проведем аналогичную оценку в других областях.

4. Эффект «Пигмалион»: Эффект «Пигмалион» относится к явлению, при котором чем выше ожидания людей, часто детей или студентов и сотрудников, тем лучше они работают.Эффект Пигмалиона — это форма самоисполняющегося пророчества, это предсказание, которое заставляет себя стать правдой. В этом отношении люди с плохими ожиданиями усваивают свой отрицательный ярлык, а те, у кого положительные ярлыки, добиваются успеха соответственно. Например, вы предполагаете, что сегодня у вас плохие результаты на тесте, поэтому вы уменьшаете усилия и в конечном итоге делаете плохо. Если я думаю, что мои отношения с моим значимым другом рушатся, я начинаю действовать по-другому, эмоционально отстраняясь, что может привести к его провалу.

5. Дежа Вю: Буквально означающее «уже видел», это явление, которое вызывает сильное ощущение того, что событие или переживание, испытываемое в настоящее время, уже испытывалось в прошлом. Опыт обычно сопровождается сильным чувством знакомства и ощущением жуткости, странности или странности. «Предыдущий» опыт обычно связывают со сном, но иногда есть твердое ощущение, что это действительно произошло в прошлом.

6-10 Интересные явления человеческого разума

Overview effect Overview effect

6. Эффект обзора: Из всех психологических эффектов, которые когда-либо были названы, наблюдались и изучались, эффект обзора должен быть наименьшим. Только астронавты когда-либо испытывали условия, которые приводят к этому. Когда космонавты на орбите или на поверхности Луны впервые видят Землю целиком, многие сообщают о глубоком чувстве масштаба и перспективы, которое стало называться эффектом обзора. Эффект может быть глубоко волнующим, сбивающим с толку, вдохновляющим и эмоционально сложным, поскольку взгляд на всю Землю глубоко меняет взгляд человека.Астронавты вернулись домой с обновленным ощущением того, как мы все связаны, относительной бессмысленности культурных границ и желанием заботиться об окружающей среде Земли.

7. Эффект pratfall: В социальной психологии эффект pratfall — это тенденция к увеличению или уменьшению привлекательности после того, как человек совершает ошибку, в зависимости от воспринимаемой способности человека хорошо себя вести в общем смысле. Воспринимаемый способный человек, в среднем, будет более приятным после совершения ошибки, в то время как обратное произойдет, если воспринимаемый средний человек совершит ошибку.

8. Эффект наблюдателя: A.k.a. Апатия свидетеля — это социально-психологический феномен, который относится к случаям, когда люди не предлагают никакой помощи жертве, когда присутствуют другие люди. Вероятность помощи обратно пропорциональна количеству случайных прохожих. Другими словами, чем больше наблюдателей, тем меньше вероятность того, что кто-либо из них поможет.

9. Эффект прожектора: Это тенденция переоценивать количество, которое другие люди замечают вашу внешность или поведение.Причиной, лежащей в основе эффекта прожектора, является врожденная тенденция забывать, что, хотя человек является центром своего собственного мира, он не является центром других. Многие специалисты в области социальной психологии поощряют людей осознавать эффект прожектора и позволяют этому феномену смягчать степень, в которой человек верит, что находится в центре внимания общества.

10. Эффект фокусировки: Привязка или фокусирование — это когнитивный уклон, который описывает общую тенденцию человека слишком сильно полагаться на первую предлагаемую информацию («якорь») при принятии решений., Во время принятия решения привязка происходит, когда люди используют первоначальный фрагмент информации для принятия последующих решений. Например, начальная цена, предложенная для подержанного автомобиля, устанавливает стандарт для остальных переговоров, так что цены ниже начальной цены кажутся более разумными, даже если они все еще выше, чем автомобиль действительно стоит.


11-15 Интересные феномены человеческого разума

Cocktail party effect Cocktail party effect

11. Эффект коктейльной вечеринки: Эффект коктейльной вечеринки — это способность сосредоточить слуховое внимание на определенном раздражителе при фильтрации диапазона. других стимулов.Эффект позволяет людям разговаривать в шумных местах. Например, разговаривая на музыкальном концерте, люди могут одновременно слушать группу и понимать друга. Они также могут одновременно игнорировать громкие звуки. Тем не менее, если кто-то произнесет ваше имя по всей комнате, люди заметят.

12. Эффект запрещения в сети: Это относится к тому, как люди ведут себя в Интернете с меньшей сдержанностью, чем в реальных ситуациях. Многие люди меняют свое естественное поведение в Интернете.Это чрезвычайно мощный когнитивный феномен, который представлен ослаблением социальных ограничений и запретов, которые в противном случае присутствовали бы в нормальном общении лицом к лицу. Из-за потери торможения некоторые интернет-пользователи проявляют экстремальные и эмоциональные тенденции. Некоторые люди станут более ласковыми и менее осторожными, рассказывая другим о своих чувствах в попытке достичь эмоционального катарсиса.

13. Иллюзорное превосходство: Иллюзорное превосходство — это когнитивный уклон, который заставляет людей переоценивать свои положительные способности и недооценивать свои отрицательные качества по отношению к другим.Это позитивная иллюзия, которая широко изучалась в социальной психологии. Позитивные иллюзии были описаны как нереально благоприятное отношение человека к себе. Существуют три широкие категории позитивных иллюзий, завышенная оценка собственных способностей, нереалистичный оптимизм в отношении будущего и иллюзия контроля. Призрачное превосходство часто называют вышеупомянутым средним эффектом. Эффект выше среднего говорит о том, что люди считают себя более позитивно и менее негативно, чем другие на самом деле их воспринимают.

14. Когнитивный диссонанс: Это, пожалуй, одно из самых странных и тревожных открытий в психологии. Когнитивный диссонанс — это идея, что нам трудно придерживаться двух противоречивых убеждений, поэтому мы неосознанно приспосабливаем одно к другому. В классическом занятии студенты находят скучную задачу более интересной, если им платят меньше за участие. Наши неосознанные причины таковы: если бы я не делал это ради денег, то я должен был сделать это, потому что это было интересно.Как по волшебству скучная задача становится более интересной, потому что иначе я не могу объяснить свое поведение.

15. Эффект тетриса: Когда человек, уделяющий большое количество времени определенной деятельности, основанной на шаблонах (в данном случае это тетрис), начинает бессознательно думать и мечтать об этом. Люди, которые играли в тетрис в течение длительного времени, могли подумать о том, как разные фигуры в реальном мире могут сочетаться друг с другом, такие как коробки на полке супермаркета, здания на улице или галлюцинирующие предметы, которые создаются и падают на свои места. на невидимом макете.

16-20 Интересные явления человеческого разума

Cheerleader effect Cheerleader effect

16. Эффект чирлидера: Эффект чирлидера, также известный как эффект групповой привлекательности, — это когнитивный уклон, который заставляет людей думать, что люди более привлекательны, когда они в группе. Этот термин был придуман в 2008 году во время эпизода «Как я встретил вашу мать» «Не день отца» и был подкреплен клиническими исследованиями Дрю Уокера и Эдварда Вула. Эффект возникает из-за тенденции мозга вычислять средние свойства объекта при просмотре группы.

17. Эффект обратного огня: Эффект обратного огня возникает, когда, несмотря на противоречивые данные, устоявшиеся убеждения не изменяются, а фактически усиливаются. Эффект был продемонстрирован экспериментально в психологических тестах, где субъектам дают данные, которые либо усиливают, либо идут вразрез с их существующими предубеждениями, и в большинстве случаев можно показать, что люди повышают свою уверенность в своем прежнем положении независимо от доказательств, с которыми они столкнулись.

18. Эффект Даннинга-Крюгера: Это тенденция для неквалифицированных людей переоценивать свои способности и склонность экспертов недооценивать свои собственные способности. Бертран Рассел сказал, что «в современном мире глупые — обманчивы, а умные полны сомнений».

19. Социальная бездействие: В социальной психологии социальная бездействие — это феномен, когда люди прилагают меньше усилий для достижения цели, когда работают в группе, чем когда они работают в одиночку. Исследователь в 1970-х завязал глаза участникам и сказал им, что они собираются сыграть в перетягивание каната с другой командой.Когда им сказали, что с ними тянутся еще 3 человека, они потянули на 18% меньше, чем когда им сказали, что они одни.

20. Семантическое насыщение: Это психологическое явление, при котором повторение приводит к тому, что слово или фраза временно теряют смысл для слушателя, который затем обрабатывает речь как повторяющиеся бессмысленные звуки. Это особенно заметно, если вы повторяете странное слово несколько раз для себя, чтобы получить правильное произношение и ударение на правильном слоге, и это звучит странно и странно, чем больше вы пытаетесь, прежде чем стать полной чушью для ваших ушей.

21-25 Интересные феномены человеческого разума

ikea ikea

21. Эффект ИКЕА: Тенденция людей придавать непропорционально высокую ценность предметам, которые они частично собирали сами, таким как мебель из ИКЕА, независимо от качества конечного результата.

22. Явление разбитого эскалатора: Явление разбитого эскалатора, также известное как эффект Уокера, — это ощущение потери равновесия или головокружения, о котором некоторые люди сообщают, когда наступают на неработающий эскалатор.Говорят, что возникает короткое, странное ощущение дисбаланса, несмотря на полное понимание того, что эскалатор не собирается двигаться.

23. Эффект Google: Это когнитивный уклон, когда человек стремится забыть информацию, которую легко найти с помощью поисковых систем в Интернете.

24. Cryptomnesia: Это уклон памяти, когда человек может ошибочно вспомнить, генерируя мысль, идею, песню или шутку, не преднамеренно участвуя в плагиате, а испытывая память, как будто это новое вдохновение ,

25. Функциональная фиксированность: Это когнитивное смещение ограничивает человека использованием объекта только так, как он традиционно используется. Например, если кому-то нужен пресс-папье, но у него есть только молоток, он может не увидеть, как молоток можно использовать в качестве пресс-папье. Функциональная фиксированность — это неспособность увидеть использование молотка как-либо иначе, чем для стучать по гвоздям; человек не мог думать об использовании молотка иначе, чем в его обычной функции.

7 Основные психологические явления в UX Design | Карлос Хан

Тогда это Dark Pattern . Этот отвратительный дизайн манипулирует ожиданиями пользователей и обманывает их в действиях, которые они не собирались делать. Забавно, что наш мозг мог безнадежно влюбиться в нечто подобное, но это случается с лучшими из нас. Будьте осторожны с этой силой, дизайнеры, или ваш продукт в конечном итоге будет стоить то, что стоило LinkedIn в 2015 году.

Этот психологический термин говорит, что, давая пациенту вещество, не имеющее предполагаемой терапевтической ценности, пациент может чувствовать, что он получает клиническую пользу и даже верю, что они становятся лучше.Некоторые исследования не обнаружили никаких доказательств этого эффекта плацебо, и такой способ лечения пациентов часто считается нечестным и вводящим в заблуждение. Несмотря на все противоречия, это психологическое явление все еще очень реально во многих ежедневных сценариях.

Есть простое предположение за этим — может быть, нам просто иногда требуется уверенность, и нам нравится, когда нам говорят, во что мы уже верим. это все о том, как дать людям почувствовать, что они контролируют, даже если это не так.

Одним из наиболее знаковых примеров является анимация «Pull-to-Refresh».Любой, кто владеет смартфоном более 3 дней, знает, как это работает, но знают ли они, что существует эффект Плацебо? Потому что пользователи ожидают, что обновление будет работать, но они не могут контролировать, как долго страница будет перезагружаться. Поэтому вместо того, чтобы ничего не делать, мы, дизайнеры, создаем эту анимацию Pull-to-Refresh, чтобы заверить пользователей в том, что загрузка действительно выполняется, и страница будет отображаться в кратчайшие сроки. С точки зрения пользователя: « Я сделал это, я сделал перезагрузку, я потянул страницу, как босс, я контролирую ситуацию. », но реальность такова, что эта страница будет обновляться, когда это будет сделано, независимо от того, как сильно пользователь ее тянет, но анимация отвлекает пользователей от технических ограничений обработки большого потока данных в бэкэнде. Я знаю, это может звучать как обман, но никакого вреда не будет. 😉

https://dribbble.com//shots/1974767-gear-powered-pull-to-refresh-animation

Этот психологический термин относится к тому, что люди подсознательно склонны отражать поведение или эмоции других людей, когда они находятся в непосредственной близости.Подняли ли вы когда-нибудь слово, сказанное вашим другом, и потом сказали это ему?

Эта мимикрия на самом деле способ показать связь с другими, особенно с закрытыми, такими как ваша семья или друзья. Мы неизбежно делаем это, чтобы показать им, что мы обращаем на них внимание, что мы эмпатичны.

В нашем личном опыте с продуктами каждое взаимодействие является интимным и мгновенным. Мы не сделаны из машин, мы чувствуем, когда мы их используем. С помощью визуального руководства наши эмоции могут измениться в результате того, как продукты хотят, чтобы мы чувствовали.Вот почему с прошлого года Emotional Design стало таким модным словом в сообществе дизайнеров, потому что дизайнеры стремятся найти связь между пользователями и продуктами с помощью психологических знакомств.

Duolingo знает, как заставить своих пользователей чувствовать себя плохо.

Этот психологический термин гласит, что люди с меньшим техническим опытом более склонны полагать, что эстетически привлекательные дизайны обычно более интуитивны, чем менее привлекательные.Однако, когда эти эстетические дизайны терпят неудачу, пользователи склонны винить себя вместо нарушенных функциональных возможностей. Возможно, впечатляющая фотография привлекла ваше внимание, или, возможно, продукт использует много вашего любимого цвета, или, может быть, эти фантастические анимации действительно поразили вас. Тем не менее, этих положительных эмоциональных откликов еще больше усиливают ваше взаимодействие с продуктами, они компенсируют недостатки юзабилити и делают вас более терпимым .

Это эквивалентно «Ух ты, какой красивый парень, у него должны быть такие удивительные личности.Если мы не ладим, это моя вина, я ужасен ».

https://dribbble.com/shots/6123802—Meditation-App-Automated-Hack-23

Давайте использовать этот снимок в качестве примера. На левом экране три иконки слишком полупрозрачны, чтобы их было ясно видно, доступность для людей с дальтонизмом и низким уровнем контраста плохая; нет никаких указаний относительно того, какой значок означает, что; пожертвовав юзабилити в пользу ненужного негативного пространства — это большое от меня. На правом экране прокручиваемый дизайн вертикальных вкладок в мобильном телефоне, вероятно, является одной из худших идей, и не только практически невозможен для реализации, но также уменьшает общее прокручивание на мобильном устройстве (есть причина, почему никто не сделал это в дизайне приложения, потому что это не работает).

Но вы не офигите от того, что я только что написал, не так ли? Вы думали, ну, это выглядит чистым и приятным. Поэтому в следующий раз, когда вы увидите снимок на Dribbble, который произвел на вас такое сильное впечатление, что вы забыли все о UX, не волнуйтесь, это не ваша вина, вы не можете помочь.

Этот психологический термин также известен как эффект изоляции, он предсказывает, что люди с большей вероятностью будут помнить объект, который выделяется на фоне остальных. Многие теории утверждают, что перцептивное воспоминание людей часто связано с контекстуальными свойствами веществ.

Воспоминания работают в группах и категориях, люди организуют свои воспоминания в зависимости от формы, размера, веса, цвета, запаха или звука вещества. Если это свойство уникально, оно позволяет людям выполнять задачу свободного отзыва, потому что это его собственная категория.

Дизайн уведомлений является очень хорошим примером этого эффекта. Мы смотрим на домашний экран нашего смартфона каждый день, и вряд ли что-то изменится, если не появится уведомление. Будь то значок или звуковой сигнал, это привлекает наше внимание к нему.

Иллюстрация уведомления Питера Чентофанте

Этот психологический термин показывает, что люди склонны запоминать первый и последний элементы в серии, в то время как элементы в середине часто игнорируются.

Намного лучше поместить менее важные элементы в середину, если вы хотите создать список. Но иногда довольно трудно решить, какой элемент превосходит другой, в моем случае я обычно провожу некоторое исследование трафика, я всегда получаю представление о том, что было наиболее / менее посещаемым содержимым, и я точно знаю, к чему это приведет середина.

График Джозан Гриффин-Мейсон

Этот психологический термин показывает, что люди склонны развивать предпочтение чему-то, потому что они знакомы с ними. Эта социальная психология случается со всеми нами, и чем чаще мы видим кого-то в течение непоследовательного периода времени, тем более вероятно, что мы найдем этого человека привлекательным или очаровательным. К сожалению для пользователей, это все, что должны услышать элиты SEO. И именно поэтому существуют такие вещи, как реклама на веб-баннерах, потому что рекламные агентства считают, что простое отображение рекламы на лицах пользователей оставит след в памяти.

В дизайне UX жизненно важно смоделировать это ощущение знакомства для пользователей.

Умные дизайнеры придумали эту стратегию, в которой они поместили бы кнопку «Далее» в верхнем правом углу экранов включения, и когда пользователь достигнет реального домашнего экрана приложения, на кнопке также есть кнопка «Далее». в правом верхнем углу это может быть значок профиля пользователя, настройка, уведомление или просто любые кнопки CTA, которые вы хотите, чтобы пользователи нажимали. Это такая приятная мелочь (да, игра слов предназначена), но она сильно влияет на коэффициент конверсии вашего приложения.Пользователи уже сталкивались с этим раньше, для них более естественным является повторение из-за их когнитивной беглости.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *