Психологический дискомфорт это: Психологический дискомфорт – это что, причины появления, как избавиться
Психологический дискомфорт – это что, причины появления, как избавиться
А у вас были ситуации, когда неожиданно портилось настроение, вдруг появлялась необъяснимая тревога и другие неприятные ощущения? Все это носит название психологического дискомфорта. Возникает чувство, что он появляется из ниоткуда. Однако на самом деле это следствие неудовлетворенности собой и своей жизнью. Что еще провоцирует развитие этого состояния? Как от него избавиться?
Содержание
- Что такое психологический дискомфорт
- Причины появления
- Как избавиться от психологического дискомфорта
- Заключение
Что такое психологический дискомфорт
Психологический дискомфорт — это внутренние неудобства, состояние, когда почему-то становится неуютно, не по себе. Это негативные эмоции, которые появляются без видимых причин. И обычно их очень сложно убрать.
Возникает психологический дискомфорт неожиданно. Кажется, что нет никаких реальных поводов для этого. Человек не страдает от психических расстройств, у него нет серьезных проблем в жизни, все идет своим чередом. По мнению психологов, так случается, если он испытывает неудовлетворенность от того, что с ним происходит, если он не может получить желаемое, достичь поставленных целей.
Причины появления
Главными причинами развития психологического дискомфорта являются:
- возрастные кризисы;
- низкая самооценка, неуверенность в себе и своих силах;
- недовольство личной жизнью;
- проблемы с коммуникабельностью;
- одиночество;
- работа, не приносящая удовлетворения;
- неудачи, идущие одна за одной.
Это лишь часть причин, есть и другие. Все зависит от того, какая именно потребность остается неудовлетворенной.
Приведем пример. Допустим, вы работаете в небольшой компании. Вам очень не нравится то, чем вы занимаетесь. Зарплата маленькая, интересных задач нет, в офисе душно. В таких условиях психологический дискомфорт — нормальное явление. В этой ситуации он подсказывает, что пришло время менять вашу жизнь. Если проигнорировать подсказку, негативных эмоций станет еще больше. А со временем они могут вылиться в довольно неприятные симптомы со стороны физического здоровья и даже серьезные заболевания. Не зря же говорят, что все болезни от нервов.
Если все так просто и дело лишь в удовлетворении потребностей, почему же люди этого не делают? Вполне логичный вопрос. Ответов несколько:
- Иногда человек не осознает потребности.
- Есть страх перемен или неудач, которые могут случиться при попытке удовлетворить свои желания.
- Индивиду сложно наладить взаимоотношения с окружающими.
- Есть проблемы со здоровьем.
Еще один пункт касается негативного опыта из прошлого. Он отпечатался в подсознании и сдерживает человека от решительных действий.
Как избавиться от психологического дискомфорта
Ни в коем случае не пытайтесь уйти от неприятных эмоций с помощью алкогольных напитков.
- Общайтесь с родными и близкими людьми, которым вы доверяете. Помните, лучше, чем они, вас не знает никто другой. Честно расскажите все, что вы чувствуете. От психологического дискомфорта вы, может, и не избавитесь. Но легче вам точно станет.
- Если разговор по душам не помогает, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Он точно знает, каким способом вам можно помочь. Во время сеанса вы узнаете, почему испытываете внутренние неудобства и как с ними справиться.
Самое главное в борьбе с психологическим дискомфортом — не оставаться наедине с собой и своими переживаниями. Затянувшаяся проблема провоцирует развитие нервных расстройств, апатии и депрессии.
Заключение
Психологический дискомфорт развивается по разным причинам. Но главная из них — неудовлетворенность, несовпадение того, чего вы хотите, и того, что у вас есть. Что бы не спровоцировало его появление, игнорировать это нельзя. Не оставайтесь в одиночестве. Общайтесь с друзьями и родственниками, найдите хобби, чаще бывайте на улице. А если ничего не помогает, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.
Классовая борьба – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Учителя нередко подвергаются агрессии со стороны школьников. Для педагогов с низким уровнем дохода риски нападок, насмешек, угроз и других форм буллинга намного выше, выяснили исследователи НИУ ВШЭ Юлия Черненко, Дарья Сапрыкина и Андрей Парницкий.
Битва за власть
Проявления буллинга — издевательств, угроз, клеветы, шантажа и других форм жесткого психологического давления – в среде подростков исследуются часто. Обычно — в контексте равных взаимоотношений (peer-abuse): изучается агрессия против одноклассников, сверстников. Инициатор буллинга пытается возвыситься над жертвой, продемонстрировать силу, самоутвердиться в классе. Юлия Черненко, Дарья Сапрыкина и Андрей Парницкий рассмотрели это явление в другом ракурсе — с точки зрения агрессии учеников против педагогов. В ходе исследования многие преподаватели признались, что сталкивались с серьезным психологическим давлением со стороны школьников. Причем речь шла именно о буллинге — индивидуальном поведении учеников, а не о моббинге (от англ. “mob” — толпа) — групповой агрессии (например, со стороны целых классов).
Перед опросом учителей исследователи провели разведывательные интервью, чтобы «уловить нюансы того, как педагоги определяют понятие буллинга/травли». Этот этап показал, что под буллингом понимается «систематическое негативное поведение» в разных формах: от мало травмирующих до довольно тяжелых. Но, каковы бы они ни были, они всегда направлены на установление определенной власти.
«Буллинг — это желание оказаться «сильным» именно во властных отношениях конкретного сообщества и в его иерархии», — поясняет Юлия Черненко. Эта коммуникативная стратегия предполагает постоянное «причинение психологического и физического дискомфорта более слабому в этих отношениях».
Так, например, нежелание выполнять требования учителя, сопротивление кажутся довольно безобидными на фоне жесткого прессинга (прямой агрессии). Тем не менее, за этими формами поведения скрывается желание установить психологический контроль над «жертвой», заставить ее почувствовать себя неуверенно. «Оно может быть осознанным или неосознанным, но это желание является драйвером того, кто начинает травлю», — уточняет Черненко.
Вариации воздействия
В ходе работы исследователи выделяли прямой буллинг (оскорбления и насмешки в адрес учителя, публичное обсуждение его внешнего вида, грубость и пр.), и непрямой — саботаж, клевету на педагога и т.д. По итогам опроса самыми распространенными формами буллинга оказались такие ситуации:
ученики дразнят преподавателя, придумывают прозвища,
игнорируют его,
обсуждают его личную жизнь,
жестами или взглядом демонстрируют презрение,
намеренно систематически нарушают дисциплину,
отказываются выполнять требования преподавателей.
«Каждую из перечисленных форм поведения отметили минимум 70% учителей», — подчеркивают исследователи.
Работа опирается на результаты онлайн-опроса школьных преподавателей на сайте pedsovet.org (2800 анкет из 75 регионов России). Львиную долю выборки составили учителя с большим опытом работы (почти половина — 47% — трудятся в школе от 16 до 30 лет, по 20% — работают от шести до 15 лет и более 30 лет). Педагогов спрашивали, подвергались ли они буллингу, насколько часто, в какой форме и почему (информантов просили предложить свои версии). Так, например, в некоторых работах нападки на учителей связываются с невысоким престижем их профессии.
Опрокинутая иерархия
Проблема буллинга в отношении преподавателей нередко недооценивалась — на фоне весьма живучих традиционных представлений о властных отношениях в школе. С этой точки зрения учителя — своеобразные носители власти, а дети — «подчиненные».
Казалось бы, эта иерархия должна устареть, особенно с введением «student-centered approach», когда все внимание сосредоточено на учениках, их потребностях и развитии. «Однако сами учителя, многие из которых немолоды, еще психологически находятся в другой парадигме школьной иерархии, – комментирует Юлия Черненко. — Многие привыкли ко временам еще советской школы, в которой они либо преподавали, либо учились, либо были учениками бывших советских педагогов с их методами. И этот процесс перехода на новые «психологические установки» еще далек от завершения».
Для учителей нюансы иерархии в отношениях с учениками — чувствительный вопрос, который может влиять на восприятие ситуации. Многие педагоги считают, что их сегодня воспринимают как «обслуживающий персонал». В таком контексте они могут и демонизировать поведение учеников, преувеличивать их агрессию. Например, воспринимать сопротивление и желание школьника отстоять собственную точку зрения как оскорбление, плохое поведение. «Есть вероятность некоторой демонизации, — признают исследователи. — Однако она не влияет на факт того, что многие учителя чувствуют себя жертвами, испытывают психологический дискомфорт и находятся в зоне риска профессионального выгорания. А это очень тревожная ситуация для современного российского образования». Прессинг в отношении учителей влияет на качество преподавания, результаты обучения и на психологическую атмосферу в школе.
Жесткий прессинг
Проведенные в самых разных странах исследования доказывают, что агрессия подростков в отношении преподавателей — глобальная проблема.
Учителя становятся жертвами запугиваний, физического насилия, сексуальных домогательств, вандализма (порчи и похищения вещей педагога). Не редкость и медиатизированные формы буллинга: угрозы по электронной почте, посты в социальных медиа, видео с издевательствами, карикатуры и пр.
По данным Юлии Черненко и Дарьи Сапрыкиной, каждый второй учитель (50%) когда-либо слышал в свой адрес угрозы со стороны школьников. Почти треть респондентов хотя бы раз имела дело с комментариями интимного характера. С медиатизированным буллингом — оскорбительными постами в социальных медиа — сталкивались 42% опрошенных.
Группа риска
Исследователи предположили, что на частоту буллинга может влиять социальный статус учителя.
Респондентов просили указать пол, возраст, образование, стаж работы, материальное положение, количество человек в домохозяйстве. Оказалось, что наибольшее влияние оказывает материальное положение семьи преподавателя. «У педагога с низким уровнем достатка вероятность стать жертвой буллинга в два раза выше, чем у его более обеспеченных коллег», — отмечают авторы. То есть малообеспеченные учителя находятся в зоне наибольшего риска.
Место проживания, семейное положение и уровень образования не влияют на частоту и формы проявления агрессии.
Обоюдоострая агрессия
Исследователи подчеркивают, что с увеличением частоты буллинга уменьшается удовлетворенность педагога работой в школе. Это может привести к опасным психологическим и социальным последствиям. «Например, депрессивное состояние учителя отражается на качестве преподавания, на отношениях с учениками и коллегами, — пишут авторы. — Более того, эта ситуация может вызвать агрессию, жертвами которой станут ученики».
Другим вариантом развития ситуации может быть замкнутость учителя и социальная депривация, что тоже плохо сказывается и на педагоге, и на школьном климате в целом.
Снизить напряжение
Респондентов спрашивали, с кем они делятся переживаниями. Обсуждение проблемы обычно помогает уменьшить стресс.
Выяснилось, что учителя, скорее, не готовы делиться подобными проблемами с окружающими. Почти четверть (23%) опрошенных из тех, кто становился жертвами буллинга, никому не рассказывали об этом. Такая стратегия, комментируют исследователи, может привести к ухудшению психологического состояния учителя.
Однако три четверти опрошенных все же обсуждали эту чувствительную тему: 35,6% из них — с коллегами, а 31,3% — с семьей. В общении с друзьями проблема буллинга замалчивается. «Эти результаты можно связать с тем, что такое поведение по отношению к себе воспринимается как нечто постыдное, о чем не стоит рассказывать, — комментируют исследователи. — Предположительно, у взрослого человека появляются комплексы, что он не может справиться с детьми, что он не является авторитетом там, где его социальная позиция должна быть таковой».
Интересно, что 13% учителей делятся проблемой с психологом. Но неизвестно, с какой целью они обращаются к нему: обсудить свое состояние или обратить внимание школьного психолога на поведение агрессивно настроенных учеников.
Почему ученики так себя ведут
Педагогов просили объяснить агрессивный настрой учеников. Свыше половины респондентов (почти 55%) связывают такое поведение с пубертатным периодом у школьников: половое созревание часто сопровождается всплесками эмоций.
Около половины опрошенных (почти 49%) считают, что одной из причин буллинга со стороны учеников является желание самоутвердиться среди одноклассников. Дети думают, что тем самым поднимутся в их глазах. 40% информантов объясняют агрессию школьников потребностью во внимании. Свыше трети — около 38% — говорят о мести учителю за его требовательность к учебе.
Что делать
Один из главных вопросов заключается в том, как улучшить школьный климат, создать безопасное коммуникативное пространство и для школьников, и для педагогов. Вариантом решения этой проблемы может стать не только улучшение материального положения учителей, но и разработка действенных коммуникативных стратегий противодействия буллингу, пишут исследователи. Нужно обучать этим стратегиям будущих учителей, устраивать специальные тренинги.
Авторы исследования:
Юлия Черненко, приглашенный преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
Дарья Сапрыкина, эксперт Проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
Андрей Парницкий, студент программы «Психология» факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 30 октября, 2018 г.
Все материалы автора
Образование Психология дети отношения Школа
Психологический стресс | Кардиологический колледж
Психологический дистресс возникает, когда вы сталкиваетесь со стрессорами, с которыми не можете справиться. Примите меры, чтобы улучшить свое состояние.
- Измените образ жизни.
- Изучите методы управления стрессом.
- Работа с психологом, социальным работником или психотерапевтом.
- Поговорите со своим врачом о лекарствах, которые могут вам помочь.
Что такое психологический стресс?
Когда вы какое-то время сталкиваетесь со стрессом в своей жизни, вы можете чувствовать себя подавленным.
Психологический дистресс описывает неприятные чувства или эмоции, которые могут возникнуть, когда вы чувствуете себя подавленным. Эти эмоции и чувства могут мешать вашей повседневной жизни и влиять на то, как вы реагируете на окружающих вас людей.
Что вызывает психологический стресс?
Психологический дистресс возникает, когда вы сталкиваетесь со стрессорами, с которыми не можете справиться.
Этими стрессорами могут быть:
- травматические переживания
- важные жизненные события
- повседневные стрессоры, такие как стресс на рабочем месте, стресс в семье и отношения
- проблемы со здоровьем
Что такое психологический стресс?
Все мы по-разному реагируем на стресс и изменения в жизни.
Психологический дистресс может проявляться как:
- усталость
- печаль
- тревога
- избегание социальных ситуаций
- страх
- гнев
- капризность
Как психологический стресс влияет на мое сердце?
Психологический стресс влияет на ваше тело:
- Высвобождение в кровь гормонов стресса, которые вызывают учащение пульса и повышение артериального давления.
- вызывает воспалительные реакции в организме, которые могут увеличить образование бляшек в артериях.
- делает вашу кровь более липкой. Это подвергает вас риску образования тромбов.
Люди с умеренным уровнем психологического стресса в два раза чаще умирают от болезни сердца или других хронических заболеваний, чем люди с низким уровнем психологического стресса. Люди с более высоким уровнем дистресса имеют еще более высокий риск.
Умеренный уровень дистресса
Если у вас умеренный уровень психологического дистресса, у вас будет негативная реакция на проблемы в вашей повседневной жизни.
Важно:
- знать, что вызывает у вас дистресс (например, есть ли определенные действия или люди, которые вызывают у вас дистресс?)
- узнайте, что помогает при стрессе
Примите меры, если у вас умеренное психологическое расстройство
- Измените образ жизни.
- Следите за повседневными делами, которые вызывают у вас дискомфорт.
- Минимизируйте эти действия.
- Поговорите с кем-нибудь, кому вы доверяете, о том, как лучше справляться с этими стрессорами.
- Изучите навыки снижения стресса, такие как:
- техники диафрагмального дыхания (обучение дышать диафрагмой или животом)
- прогрессивные навыки мышечной релаксации или йога
- визуализация
- аффирмации
- медитация
- когнитивный рефрейминг (изменение негативных мыслей или обучение по-другому смотреть на вещи)
- пройти программу снижения стресса
Если у вас высокий уровень дистресса, у вас, вероятно, разовьются хронические проблемы, которые влияют на вас эмоционально и физически. Это происходит потому, что вы долгое время испытываете ментальные эмоции дистресса и физическую реакцию вашего тела на стресс.
Когда эмоции дистресса приводят к психическим проблемам (психическим заболеваниям), измениться труднее.
Люди с проблемами сердца, которые также имеют высокий уровень дистресса, могут иметь:
- синдром дефицита внимания
- тревожные расстройства, такие как приступы паники, беспокойство и посттравматические синдромы. Узнайте о признаках тревожных расстройств и о том, что делать, если они у вас есть »
- депрессия. Узнайте о признаках депрессии и о том, что делать, если они у вас есть »
Высокий уровень психологического стресса удваивает риск возникновения новых проблем с сердцем. Если у вас высокий уровень психологического стресса, вам необходимо принять меры для снижения стресса.
Примите меры, если у вас сильное психологическое расстройство
- Поработайте с психологом, социальным работником или психотерапевтом.
- когнитивно-поведенческая терапия. Узнайте о когнитивно-поведенческой терапии (откроется в новом окне) »
- межличностная терапия. Узнайте о межличностной терапии (откроется в новом окне) »
- краткая психодинамическая терапия. Узнайте о краткой психодинамической терапии (откроется в новом окне) »
- поведенческих терапий. Узнайте о поведенческой терапии (откроется в новом окне) »
- Поговорите со своим врачом о лекарствах, которые могут вам помочь.
- Пройдите программу снижения стресса.
Ресурсы
Следующие книги рекомендуются для помощи при психологическом стрессе.
- Заботясь о теле, исправляя разум. 2-е издание (2007 г.). Джоан Борисенко, Bantam Books: Нью-Йорк
- Следите за своим сердцем (2004). Эгги Кейси и Герберт Бенсон, Free Press; Нью-Йорк
- Устранение постоянного стресса: недостающая связь между депрессией, тревогой и болезнями 21 века (2005). Ричард О’Коннор, Berkley Books: Нью-Йорк.
- 7 простых шагов к снижению стресса и лучшему сну (2011 г.). Ян Рейтав.
- Меньше стресса: новая наука, которая показывает женщинам, как омолодить тело и разум (2010).
Психология дискомфорта Джефф Шор
«Мы все должны страдать от одной из двух болей: боль дисциплины или боль сожаления. Разница в том, что дисциплина весит унции , а сожаление весит тонны». ~Джим РонНа прошлой неделе я выступал на конференции лидеров, когда совершил глупость. (Это заявление не станет большим сюрпризом для тех, кто меня знает.) Я прищемил палец дверью, стоя рядом с клиентом. Боль была мучительной, и я быстро отпрянул.
Затем я сделал нечто странное: я заверил клиента, что со мной все в порядке и что это не так уж важно. Мой палец кричал, и я чувствовал новый толчок боли с каждым ударом, но ситуация просто не позволяла внешне выразить то, что я переживал. Я продолжал наш разговор, как будто мне было все равно.
Странно вот что: я вообще слабак. Когда я заболеваю, я сворачиваюсь, плотно прикрывая шею одеялами, и сильно ною. Если бы я разбил себе палец дома, я бы быстро упал на пол и корчился в агонии, предлагая жене набрать 911… и ждать. Конечно, такое поведение было бы социально неприемлемым на конференции, поэтому я решил смириться с этим.
Обстоятельства не определяют выбор… мы его определяем!
Вы получили это последнее заявление? Я ВЫБИРАЛА, чтобы высосать его. На самом деле сделать это было выбором. Разве это не означало бы, что я сделал бы такой же выбор, если бы сломал себе палец дома?
Дискомфорт таков, если подумать. Бывают ситуации, когда смелость проявляется из-за крайней необходимости (когда ваш ребенок заблудился или вы застряли на автостраде, пытаясь остановить кого-то). Но находясь в гораздо менее опасной ситуации, вы можете замолчать и искать другой вариант. Как мы справляемся с дискомфортом — это всегда выбор, независимо от обстоятельств.
Ты ранен или ранен?
Когда-то у меня был футбольный тренер Оги Марра, который регулярно задавал этот вопрос всякий раз, когда его игроки уходили с поля с болью: «Тебе больно или ты травмирован?» Тренер Марра не очень сочувствовал раненым, только пострадавшим. Он понял, что мозг имеет тенденцию преувеличивать боль, делая ситуации хуже, чем они есть на самом деле.
Опять же, подумайте о своем дискомфорте и о том, как вы с ним справляетесь. Вы «играете через боль» или позволяете ей закрыть вас?
Лучшие исполнители испытывают дискомфорт, как и все остальные, но реагируют по-разному. Они думают сильно. Они осознают способность мозга преодолевать дискомфорт и совершают смелые поступки, несмотря на то, что чувствуют.
Умение выбирать, как реагировать на боль и дискомфорт, поможет вам изменить мир.
Об авторе:
Джефф Шор — пользующийся большим спросом эксперт по продажам, спикер, писатель и коуч, чья инновационная методология BE BOLD научит вас, как изменить свое мышление и изменить свой мир. Его последняя книга «Будь смелым и выиграй продажу: выберись из зоны комфорта и повысь свою производительность» будет опубликована издательством McGraw-Hill в январе 2014 года. Узнайте больше и следите за новостями Джеффа в Твиттере.
Подробнее об авторе:
На протяжении более трех десятилетий Джефф помогал руководителям и отделам продаж в крупных и малых компаниях по всему миру преодолевать трудности и добиваться ВЫСОКИХ результатов продаж. Среди множества специалистов по продажам и обучающих программ Джефф Шор выделяется своей методологией BE BOLD, основанной на исследованиях. Сочетая свой обширный опыт продаж с последними исследованиями в области когнитивно-поведенческой терапии, Джефф создал высокоэффективный персонализированный способ изменить парадигмы продаж и добиться лучших в отрасли результатов.