Самореализация в психологии это: Понятие самореализации личности | Диплом по психологии
Самореализация в психологии: 5 секретов успеха
Время чтения 5 минут
Самореализация, как главная составляющая жизни человека не раз изучалась в разделах психологии. На её основе строятся множественные теории о становлении и развитии личности. Благодаря нашей потребности в постоянном улучшении своих возможностей и навыков, мы движемся вперёд каждый день. Самореализация в психологии тонкое гуманистическое направление науки, и к нему стоит обратиться всем, кто так мечтает познать себя и свои уникальные особенности изнутри.
Когда речь заходит о вопросе самореализации, в голове всплывают мысли о том, чего мы уже достигли, и к чему стремимся. Всё верно, самореализация – это индивидуальное развитие, как личности, достижение поставленных жизненных целей.
Самореализация в психологии это описание процесса раскрытия собственного личностного потенциала. Ещё сам Аристотель писал, что истинное счастье приходит только путём воплощения в жизнь своих возможностей и желаний.
<<Оглавление>>
Самореализация в психологии
Все важные составляющие личности изучает гуманистическая психология, в этом же разделе находится самореализация. Психология самореализации личности выступает одним из предметов анализа гуманистической науки.
Самореализация или самоактуализация несут в себе важную цель, заключающуюся в максимальном развитии своих задатков и их дальнейшей реализации на благо обществу. Подходящие условия для осуществления данных целей – жизненно необходимы любому нормальному человеку. Без них совершенствование собственного “Я” и полноценное существование попросту невозможны.
Разница определений
Психология самореализации имеет разные определения. Например, американский психолог Карл Рэнсом Роджерс описал её, как глубинную тенденцию к актуализации. В качестве подтверждения своей теории, он упомянул универсальность её проявления во всём мире.
Другой соотечественник и коллега Роджерса – Абрахам Харольд Маслоу выдвинул своё понятие самоактуализации. По его мнению, она является прогрессом личности, освобождающим индивида от проблем воображаемых невротического характера.
То есть, актуализация своего “Я” ограждает людей от не существующих проблем, позволяя самосовершенствоваться в желаемых направлениях.
Процесс самоактуализации человека
По теории известного в психологии деятеля А. Маслоу процесс самореализации должен отдельно изучаться именно как внутренняя жизнь человека. Если рассматривать данное понятие с этой точки зрения, то оно будет представлять серию жизненных эпизодов и ситуаций, произошедших с индивидом, в которых он проявил истинную самостоятельность в выборе действий и решений. В таком процессе формируется настоящая личность, способная совершенствоваться, благодаря преодолению проблем на дороге жизни.
Что самое интересное, человек, вошедший во вкус совершенствования своих навыков, не может так просто остановиться. Ему хочется снова и снова покорять вершины, решать более трудные задачи, двигаться вперёд! Это является хорошим показателем в становлении сильной самодостаточной личности, к которой стремятся многие люди.
В случае, если проблемы и ситуации оказываются намного труднее, чем возможности индивида, стоит обратиться за профессиональной помощью или за поддержкой друзей и близких.
К чему приводит отказ от самореализации?
Те, кто решил пойти иным путём и отказываются от собственной самореализации, останавливаются в развитии и того хуже – начинают деградировать.
Порой застой в саморазвитии начинается из-за неспособности человека противостоять трудной проблеме. В таком случае, лучше всего обратиться за помощью к специалисту. Опытный психоаналитик направит ваши действия в нужную сторону и поможет выбраться из сложной жизненной ситуации.
Отказ от раскрытия внутреннего потенциала приводит к печальным последствиям – постепенной деградации и невротическим патологиям.
Иногда бывает так, что отказ от реализации собственного “Я” становится вынужденным из-за совсем неподходящих для этого условий. В такой ситуации возникает общественный застой и кризис, наступают беспорядки и всплески агрессии. Поэтому, опытный правитель всегда найдёт способы, как обеспечить необходимыми условиями для самоактуализации свой народ.
Становление личности и возраст
Каждый возрастной этап несёт в себе явные предпосылки для личностного развития. Например, когда малыш учится ходить или говорить, овладевает новыми навыками, это также проявляется самоактуализация.
В любом случае, на каждом этапе развития всплывают осознания собственных возможностей и способов их достижения. К примеру, если долго накапливать какие-то знания, то можно добиться большого успеха в этом деле! Успех, осознание своих реальных возможностей, одобрение со стороны окружающих – всё это неизбежно приводит к глубокому ощущению счастья.
Психология самореализации личности у детей
Что касается маленьких детей, то их саморазвитие происходит на бессознательном уровне. То есть они познают себя и свои задатки, в процессе развивая их до необходимого уровня.
Родители могут помочь своему ребёнку в процессе самопознания. Для этого специалистами придумано множество различных развивающих игр на любой вкус. Они не только обучают малыша, но и раскрывают его потенциал.
В подростковом возрасте к самопознанию добавляется неотъемлемая его часть – фантазирование. Через него подросток также познаёт мир, додумывая то, о чём не знает.
Уникальность личности
Каждая психологически зрелая самодостаточная личность уже по-своему уникальна. С возрастом мы обретаем индивидуальные черты и качества, которые отличают нас от других людей. Именно это и делает нас особенными, позволяя принимать свои собственные решения.
При рождении природа богато одаряет нас персональными качествами и особыми талантами, а впоследствии уже мы сами решаем развивать их дальше или нет. Принимая такие решения каждый раз, мы уже развиваемся в выбранном направлении, воспитывая в себе неповторимую личность.
Саморазвитие в психологии:
1. Процесс.
Самосовершенствование и улучшение индивидуальных качеств и талантов, заложенных в нас самой природой.
2. Результат.
То, что уже достигнуто благодаря воплощению в жизнь возможностей, данных нам при рождении и в процессе всего существования.
Как мы видим, прогресс совершенствования можно разделить на две части. На процесс его достижения и непосредственно сам результат. Но обе части будут являться признаком личностного становления.
Главные задачи самореализации:
- Познание себя изнутри;
- Принятие своей индивидуальности;
- Осознание временной устойчивости;
- Формирование верной оценки;
- Развитие талантов.
Исходя из выше перечисленных задач, легко сделать вывод, что самореализация достигается долгим путём через самопознание, развитие и совершенствование.
Устраняем проблемы
На пути становления личности возникают преграды, с которыми придётся побороться, чтобы достичь определенного успеха. Часто такой преградой выступают психологические барьеры. Появляются они из-за неравного соотношения силы, таланта, возможностей и интеллектуальных способностей. Это может быть плохое зрение при большом таланте к изобразительному искусству.
Или, к примеру, длительное нахождение ребёнка в зоне военных действий. Такие моменты приводят к неудовлетворённости жизнью, депрессии и разочарованию. Если вовремя не начать решать данные конфликты, то наступят более губительные для вас последствия.
Бывает и так, что успешные перспективы резко и неожиданно обрываются, это приводит к сильнейшему психологическому стрессу. Например, это может быть способный спортсмен с серьёзной травмой. Внешнее вмешательство моет выражаться и в увольнении с любимой работы на пике карьеры, внезапное сильное заболевание, смерть близких людей и так далее. Всё это мгновенно отражается на нашем самочувствии и психологическом внутреннем состоянии.
Проблемы бывают разными, и при этом их решение тоже. В любой затруднительной ситуации существует возможность обратиться за помощью к профессионалу.
5 секретов успеха личностного становления:
- Ценить свою свободу, ни от кого не зависеть;
- Действовать самостоятельно;
- Двигаться только вперёд и никогда не сдаваться;
- Поддаваться собственной интуиции;
- Раскрыть творческий потенциал.
Тематика: Психология женщин, Психология мужчин, Самореализация
Самореализация психологический феномен » Психология
В самом общем виде самореализация как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. Самореализация, по-видимому, возможна только тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив для личностного роста.Несмотря на кажущуюся простоту, среди исследователей существуют отдельные, иногда довольно серьезные, различия в понимании и интерпретации данного явления, касающиеся не столько нюансов, сколько самой сути.
Остановимся на некоторых существенных аспектах феномена самореализации, необходимых для понимания его как реального психологического явления. А именно: самоактуализации, выражении истинной природы человека, самовыражении, самосовершенствовании, адаптации, нравственности, индивидуализации, мотивирующей силе, свободе, счастье и свойствах личности.
Самореализация и самоактуализация
Истоки идеи самореализации, развиваемой в ее современном варианте в зарубежной психологии, восходят к идеям А. Адлера, который в последних своих работах термины «стремление к превосходству» и «стремление к самосовершенству» использовал как взаимозаменяемые. По его мнению, человек, сравнивая себя с недостижимым идеалом совершенства, постоянно преисполняется чувством, что он ниже его, и мотивируется этим чувством.
Некоторые исследователи считают, что стремление к превосходству — это борьба за самоосуществление, самостановление и самосовершенствование. Впоследствии это универсальное стремление, открытое А. Адлером, нашло свое отражение в концепциях самореализации К. Хорни, самоактуализации К. Гольдштейна и А. Маслоу, актуализирующейся тенденции К. Роджерса, мотивации эффективности Р. Байта. Последний назвал Адлера своим «дедушкой», подчеркивая сходство между стремлением к превосходству и мотивацией эффективности — внутренне подкрепляемым стремлением продвигаться все дальше в овладении новыми знаниями и навыками.
Все эти концепции касаются феномена самореализации человека, в основе которой лежат потребности роста, развития и самосовершенствования. Поэтому термин «самореализация» (self-realization) часто является синонимом терминов «реализация своих возможностей» (self-fulfilment) и «самоактуализация» (self-actualization). Все они описывают очень близкие явления: полную реализацию наших подлинных возможностей (К. Хорни), стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К. Роджерс), внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения (Ф. Перлз), стремление человека стать тем, чем он может стать (А. Маслоу).
По мнению некоторых отечественных психологов, термин «самореализация» обычно употребляется в качестве более общего по отношению к «самоактуализации», «самоутверждению», «саморазвитию» и т. п. [100]. На наш взгляд, некоторое различие интерпретации терминов «самореализация» и «самоактуализация» связано с разными акцентами: на субъективном, внутреннем, или объективном, внешнем, плане существования личности. В этом смысле термин «самоактуализация» отражает данный процесс в большей степени как бы во внутреннем плане личности, а «самореализация» _ в большей степени во внешнем. Однако как самоактуализация — это всегда актуализация, т. е. выражение себя, своей истинной природы вовне, так и самореализация — это всегда реализация своего подлинного Я.
Самореализация личности
Каждая личность уникальна по-своему. Жизненный путь отдельно взятого человека никогда не получится повторить. Но если длина нашей жизни предначертана свыше, то ее ширина, зависит лишь от нас. И здесь у многих возникает проблема и заключается она в самореализации человека как личности. Одним удается найти свою нишу, другие всю жизнь проводят в поисках, а третьи и вовсе проживают лучшие годы впустую. Как найти себя и полностью раскрыть свой потенциал? Об этом мы сейчас и поговорим.
Психология самореализации личности
Самореализация – это не только процесс совершенствования личности и познания себя. Также это и результат постоянного роста и работы с внутренним потенциалом. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, обычно говорят, что они состоялись в жизни. Однако чтобы это произошло, человек обязан постоянно развиваться. Психологические проблемы самореализации личности заключаются в несоответствии между энергетическим и интеллектуальным потенциалом человека и степенью его актуализации. Иными словами, в силу различных жизненных обстоятельств истинный потенциал личности может не совпадать с конечным результатом ее деятельности. Это часто приводит к ощущению неудовлетворенности собственной жизнью. Несмотря на это потребность в самореализации сохраняется у каждой личности и этот феномен уже долгое время изучается ведущими психологами мира.
В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн пришел к выводу, что основным механизмом формирования личности являются мотивы. Они проявляются в мыслях и поступках человека. Если, к примеру, человек берет на себя ответственность, смелость в принятии решений и работает со своими страхами, то впоследствии эти поступки укоренятся в его сознании в виде определенных черт характера. В результате все новые свойства будут связаны в единую систему, с помощью которой человек сможет, либо наоборот окажется не в состоянии раскрыть себя.
К. Роджерс выделял два типа личности:
- полноценно функционирующая;
- неприспособленная.
Однако другой его коллега С. Мадди сравнил несколько теорий личности и взял за основу в своих исследованиях следующие хараткеристики полноценного человека:
- творчество – без него невозможна жизненная реализация личности;
- принцип «здесь и теперь» — включает в себя подвижность личности, ее высокую адаптивность и спонтанность в принятии решений;
- свобода действий во всех жизненных ситуациях – ощущение контроля над своей жизнью.
Стратегии самореализации личности
Самореализация – это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Она становится возможной только тогда, когда сама личность осознает свои способности, интересы и потребности. Иными словами вся жизнь человека строится на цепочке действий, направленных на самореализацию и достижение жизненных целей. Чтобы состояться в жизни важно прилагать усилия, которые состоят из определенных стратегий. Выполнение этих стратегий и является главным условием самореализации личности.
С изменением возраста человека, меняются его потребности, а значит, цели и жизненные стратегии тоже видоизменяются. К примеру, в юности человек начинает определяться в выборе профессиональной деятельности, а многие на первых порах начинают решать и вопросы личной жизни. Когда первая ступень самореализации достигнута и человек обзавелся семьей и профессией, начинается коррекция и видоизменение стратегий. Когда уходит потребность в обретении должности, начинается адаптация к этой должности, окружению и т.п. Что касается семьи, то и там происходит нечто подобное. Стратегии выбираются личностью с учетом возраста, характера и потребностей. Хотя нередки случаи, когда срабатывает принцип «здесь и сейчас», когда у человека нет времени на раздумья или выгода подвернувшегося действия очевидна.
Способы самореализации личности
Возникает резонный вопрос — какие существуют способы самореализации личности? Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь общественного признания и занять свое место в жизни? На самом деле все довольно просто. Ежедневно мы раскрываем себя в труде, в хобби и увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством, через которое проходит весь потенциал человека, является творчество. Психологи считают, что только творческая активность может привести человека к сверхнормативной деятельности без преследования какой-то определенной цели. Иными словами, творчество – это добровольное занятие, на которое человек готов тратить все свои силы ради того чтобы проявить себя и свои возможности. Но что мотивирует человека на длительную и кропотливую работу над собой? Это, как правило, общеизвестные и общечеловеческие ценности, потребности и механизмы:
- потребность в уважении и признании в группе;
- потребность в развитии интеллекта;
- желание обзавестись семьей и потомством;
- желание достичь успехов в спорте или просто стать сильным и здоровым;
- потребность в престижной профессии и работе с хорошим заработком;
- желание постоянно усовершенствовать себя и свои способности;
- стремление занять достойное место в жизни и в обществе;
- желание избавиться от вредных привычек и поднять уровень требований к самому себе.
Как видно, движущие силы самореализации личности довольно просты. Но только когда больше половины этих мотивов человек уже смог достичь и удовлетворить, можно говорить о том, что он полноценная личность. А это значит, что процесс самореализации может перейти в бесконечность. Идеалы человека бесценны, но стремление к ним в тысячу раз ценнее.
Самореализация — Создание успешности — Статьи
Почему так многие люди не могут даже подступиться к решению реализовать себя? Мешает отношение к себе. Это отношение определяет, что вы разрешаете себе в жизни, а что находится под строгим запретом.
Работа над самооценкой — неотъемлемая часть стремления к самореализации.
Дальше следует работа над творческой составляющей самореализации, ведь творческий подход — основа любого успеха. И только потом можно приступать к поиску сферы приложения своих усилий, выбору такого вида деятельности, который можно будет назвать своим предназначением.
Как может выглядеть запрос от клиента, если хочется разрешит себе многое, но не получается?
Часто люди разговаривают с самими собой в негативном ключе. Возникают сомнения, возникают страхи. например, человек ставит себе новую цель, и начинает внутренний диалог:
— Ты не сможешь этого сделать.
— Почему ты ставишь себе эту цель? Зачем она нужна?
— Не слишком ли ты замахнулся?
Начинаются страхи и желание отказаться от вновь поставленной цели.
Это абсолютно нормально, и это бывает у всех. Можно научиться при каждом возникновении негативных мыслей становиться как будто сторонним наблюдателем для них, не давая разрушать движение к новой жизни.
Работа над самооценкой — только первый шаг на пути к себе. Дальше — поиск предназначения. Для кого-то поиск предназначения — смысл всей жизни, кто-то считает, что это необязательно. Мы же предлагаем поработать над этой темой потому, что это точно изменит вашу жизнь к лучшему, и это изменение будет качественным.
Не работать, а заниматься любимым делом, сделать из хобби дело жизни, найти то дело, которое вы даже не предполагаете — все это реально, и стало реальностью для многих.Посмотрите видео по теме:
самореализация личности
В. X. Манеров
Самореализация личности: взгляд с позиции христианской психологии
В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости (Слободчиков В. И., Исаев Е. И., 1995).
Самость — гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом, это есть “центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности” (Юнг К Г, 1991, с 157). Сознательное Ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного к нравственным идеалам.
Потребность в самореализации — высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении’.
Согласно К. Роджерсу, это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полусформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни (Роджерс К. , 1994). В этом метафорическом представлении возможности не иерархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.
Взглядам К. Роджерса близка позиция А Маслоу. Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности Он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, “наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими” (Маслоу А., 1997, с. 223)
Здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без Бога — снова проникновение в самость, прислушивание к “истинному голосу самости”. Предполагается, что в основе в “первичных процессах познания”, близких к “здоровому бессознательному” (А. Маслоу), — нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности — залог здорового развития. Снова, как у Роджерса, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.
Самость, самостояние человека — это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, — залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.
Более определенно направление творческого развития личности задается в современных интегративных моделях сознания, пытающихся синтезировать в них научные психологические представления, взгляды различных философских школ, христианскую антропологию, философию буддизма, западный и восточный мистицизм. Главная цель развития эксплицирована это накопление духовно-нравственного потенциала “Есть все основания полагать, что «я» есть лишь словесно-психический способ фиксации восхождения (или ниспадения) нашей подлинной духовно-космической самости (сам-ось) по горной вертикали сознания” (Иванов А. В., 1994, с. 91). Накопление ценностей души происходит в духе неуклонно-поступательного развития, перенесенного в сферу индивидуальной психики, хотя возможность отступления — отрицательного духовного движения — также предусмотрена.
Слабое место гуманистической концепции творческой самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении о скрытой мудрости организма и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при открытости сознания всем слоям опыта. К. Роджерс полагает, что человек, как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей — благо для личности и ее социального окружения. Источник добра, имманентный человеческой природе, подсказывает верный выбор. Если самость, высшая и последняя инстанция психики, разумна, то ее голос безошибочен. Важно уметь услышать его подсказку среди других голосов.
Но подскажет ли? Реальность не очень-то вписывается в эту оптимистическую модель. Мир направляет послания истинные и лживые. Внешние сигналы неблагополучного мира преисполнены агрессии, страха и неуверенности. Мир благополучный — сигналы скуки, цинизма и снова — страха. Имеет ли человек, в действительности, внутренний компас в поле таких влияний, надежен ли внутренний компьютер, эта метафора самости? В поле каких воздействий мы пребываем сегодня?
По мнению многих философов, на рубеже второго и третьего тысячелетий заканчивается одна из фаз антропогенеза. Вместе с тем человеческая цивилизация претерпевает крупнейший кризис, характеризуемый как антропологическая катастрофа. Теория прогресса — поступательного развития человечества — с Чернобыльской трагедией потеряла еще одну часть претензий на предсказательную силу. Впервые современное человечество ощутило реальность обратного движения — к распаду. Но ведь атомные электростанции — квинтэссенция научных и технологических достижений. Поэтому “ученые уже больше не только не могут гордиться успехами наук, но и должны видеть инфернально-зловещие стороны своей деятельности, благодаря которой сегодняшний мир не только разрушается, но и погрузился в густую сеть магических взаимозависимостей, страхов, заклинаний” (Горичева Т., 1991, с. 10).
Уходит в прошлое абсолютная вера во всесилие науки и разума. Современная физика выстроила новую картину мира, поразительно напоминающую знаменитую платоновскую метафору, где человек, пытающийся познать мир, представлен наблюдающим тени от костра в глубине пещеры. “Видимый мир является бледным и неполным отражением более содержательного невидимого мира” (Тростников В., 1980, с. 155). Последний в принципе ненаблюдаем, поскольку описывается волновой функцией, содержащей алгебраически мнимую величину, и к тому же восстанавливается даже по всей совокупности наблюдений неоднозначным образом. Наблюдаемое есть лишь неполное и бледное отражение богатейшей ненаблюдаемой онтологии.
Математика в двух теоремах Геделя показала открытость познавательных моделей — в плане противоречивости их аксиоматики, что означает невозможность алгоритмизации человеческого познания. В биологии теория эволюции видов Ч. Дарвина оказалась по крайней мере равносильной по наличию недоказанных исходных допущений креационистской теории происхождения человека.
Гуманистическая психология обречена искать поиск наиболее глубоких смыслов человеческого существования в обращении к Богу. Но еще раньше К. Юнг в поисках идеи Бога в глубинах бессознательного приходит к выводу об имманентной ее природе: “Идея всемогущего божества присутствует везде, если не признается сознательно, то присутствует бессознательно, ибо это архетип… Поэтому я считаю, что будет разумнее сознательно принять идею Бога, иначе Богом станет кто-нибудь еще, как правило, нечто несуразное и глупое” (цит. по: Мэй Р., 1994, с. 127). Здесь Бог сводится к архетипу коллективного бессознательного. Однако Ролло Мэй, один из основоположников гуманистической психологии, уже не удовлетворен таким зависимым от человека. Его существованием “Чтобы сбалансировать определение Юнга, следует подчеркнуть трансцендентность идеи Бога” (Там же, с. 128). Здесь же он добавляет, что чем глубже консультант проникает в тайны психотерапии, тем теснее смыкаются его интересы с вопросами теологии. Просветление личности при психотерапии Р. Мэй называет чудом милости, “милостью Божией”.
В таком подходе не артикулирован последний и ответственнейший мысленный шаг — от Бога-идеи к идее Бога живого. Он совершается уже за пределами гуманистической психологии. Ведь стремительным превращением психологии в гуманитарную науку не ограничиваются ее современные метаморфозы. Другое, радикальное преобразование связано с построением христианской психологии. В России этот процесс протекает на фундаменте христианской святоотеческой антропологии, разработанной в лоне православной церкви. В этом отличие основ православной психологии от западной христианской антропологии, использующей идеи научного синтеза, тем более от учений теософского толка, также выстраивающих синтетические концепции. “Богословие Православной Церкви, а оно всегда богословие сотериологическое (сотериология — это учение о спасении души. — В. М.), никогда не вступало в союз с философией с целью построения научного синтеза”, — пишет русский богослов и философ В Н. Лосский (1991, с. 80). Он же добавляет, что, не связываясь с определенными философскими системами, оно вполне свободно пользуется философскими знаниями. Христианское богословие вполне допускает и глобальные научные теории, в частности теории мироздания, не переходящие положенных им границ, обозначающих пределы возможностей науки. То же можно сказать об отношении христианской антропологии к психологическому знанию.
Христианская психология — это учение о человеке в его духовной динамике, в “духовной брани”, в его отношении к Господу. В контексте настоящей статьи важно отметить принципиальные положения относительно природы человеческого естества, которое, согласно христианской антропологии, возможно в трех состояниях (см, напр.: Позов А., 1965, с. 273):
— ниже естественного;
— естественное,
— сверхъестественное.
В естественном состоянии человек пребывал в раю до грехопадения прародителя, ветхого Адама. Нынешнее состояние человека — ниже естества. После воскресения из мертвых спасенный человек в Царствии Небесном пребудет в сверхъестественном состоянии.
Человек был сотворен в ином виде, нежели теперь, он не имел тяжелых “кожаных одежд”, его чувства были несравненно тоньше, он мог общаться с духовным миром и с Господом Он жил в мире, не знавшем смерти. Его психическая природа проявлялась в единстве общего естества людей, в отсутствии обособленно-личных вожделений.
По замыслу Творца человек создан личностью со свободной волей и по своей воле должен был достичь единения с Богом и привести к обожению весь тварный мир. Ветхий Адам выбрал иной путь — добровольного нарушения Божией воли “себялюбивым непослушанием”, удовлетворения своей самости и подчинения воле внешней. “Грех есть не немощь какая-нибудь человеческая, не следствие ограниченности человека, не простое влечение чувственности, а сознательно-добровольное отторжение от Бога в сторону самолюбивой, гордостной самозаключенности и самообожествления”, — пишет епископ Варнава (Беляев) (1995, с. 223).
После грехопадения Адама произошло и извращение человеческого естества, и грехопадение природы. Нынешняя психология человека, по выражению епископа Василия (Родзянко) (1996), — психология осколка взамен психологии части целого. Человек осознает себя не в сочетании “Я — Мы”, а в противопоставлении “Я — не Я”. Возникла самость, ставящая преграду между человеком и Богом, а также и между людьми. Самосознание человека стало эгоцентричным. Нынешний человек — психологический, то есть душевный и телесный, но душа его помрачена гордостью и самолюбием (Позов А. , 1965). Началом поведения и всей жизни стала собственная воля.
В христианской антропологии человек рассматривается как тримерия “дух — душа — тело”, иногда под духом понимается высшая часть души и триада превращается в диаду. В нынешнем состоянии человека его дух, отпавший от Бога, утратил главенство в тримерии, высшие способности попали в подчинение низшим. Вместо прежней гармонии сил и способностей в человеке возникает новое ядро — страсти, новый центр его желаний и чувств. Эта центрированность вне связи с Богом означает “ниспадение в самость”, в которой и сосредоточены » все страсти, под ними понимается “сильное и длительное желание, которое управляет разумным существом” (Зарин С. М., 1996, с 241). Страсти часто называются болезнями души и прежде всего воли.
Но человеку еще в земной жизни доступно достижение полноты жизни через обожение Павел Флоренский пишет “высшее, надмирное единство твари, объединенной посредством благодатной силы Духа, доступно лишь очищенному в подвиге и смиренному. Таким образом, устанавливается онтологическая существенность и объективная значимость смирения, целомудрия и простоты, как сверхфизических и сверхнравственных сил, делающих в Духе Святом всю тварь единосущною Церкви. Силы эти суть откровения мира иного в мире здешнем, духовного во временно-пространственном, горнего в дольнем” (цит. по: Еп. Василий (Родзянко), 1996, с. 160). “Святость — вот в чем состоит настоящий прогресс и цель жизни человеческой. И она заповедана всем” (Там же, с 31).
Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в “могущество человеческих возможностей”.
Отец Серафим Саровский говорил, что только “всякое Христа ради делаемое добро приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает” (цит по Еп Варнава (Беляев), 1997, с 22). Доброта без Бога в итоге не центрирована на истинный источник добра и любая душевность, нравственность и гуманность не выдерживают испытаний, червивы. Главный символ человека, вектор его духовного развития — Иисус Христос, Новый Адам, но человек может приблизиться к Богу не по сущности, а лишь по благодатной энергии. Цель обожения — аспекты (“эпинойи”) единого Бога. Среди таковых называют Судию, Управителя, Врача, Пастыря, Учителя, Первосвященника, Отца и др. (см комментарий А И Сидорова к Евагрию (Творения, 1994, с 351)). Таковы и есть цели духовной самореализации человека.
В западном богословии взгляд на падшесть человеческой природы иной. Там мысль о неповрежденности человеческой природы, внешне осужденная как пеласгианская ересь, с которой боролся блаж Августин, не преодолена. Это выразилось “во внутреннем неприятии и потому нечувствии рассечения естества человеческого и всемирного распада” (Еп. Василий (Родзянко), 1996, с 197). Отсюда свойственное западному менталитету преувеличение возможностей человека, его самости, свободной воли — в любых направлениях деятельности и самосовершенствования.
Внутренняя установка на неиспорченность творения усвоена христианской психологией западного образца, что сближает ее с секулярной, гуманистической психологией, устраняет непреодолимый барьер между религиозной и научной антропологией и дает возможность осуществить разнообразные синтетические теоретические конструкции (например, такова концепция “мирского града” X Кокса (1995)). Однако православная психология отрицает такую возможность синтеза несовместимых взглядов на предназначение и будущее человека.
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 1. Нижний Новгород,
Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т.2. Нижний Новгород,
Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996.
Горичева Т. Православие и постмодернизм. Л., 1991.
Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.
Иванов А. В. Сознание и мышление. М., 1994.
Кокс X. Мирской град. М., 1995.
Лосскии В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.,1991.
Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Сын человеческий. Мадрид, 1965.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
СлободчиковВ. И., ИсаевЕ. И. Психология человека. М., 1995.
Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты (перевод, вступительная статья и комментарий А.И Сидорова). М., 1994.
Тростников В. Мысли перед рассветом. М., 1980.
Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ | Опубликовать статью ВАК, elibrary (НЭБ)
Мишин А.А.
МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к дефиниции феномена самореализации. Представлены результаты исследования взаимосвязи мотивации и профессиональной самореализации педагогов.
Ключевые слова (keywords): самореализация, профессиональная самореализация, мотивация (self-realization,professional self-realization, motivation).
Проблема исследования феномена самореализации является актуальным вопросом современной психологии, о чём свидетельствует большое внимание со стороны исследователей, таких как: Б. Г. Ананьев, А.С. Балык, Е.Е. Вахромов, Э.В. Галажинский, М.С. Иванов, А.А. Идинов, А.М. Кириченко, В.Е. Клочко, Л.Н. Коган, Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов, Л.В. Рябова, Л.А. Цырева, В.И. Чернов, М.С. Яницкий.
Понятие самореализация (self-realisation) в науке появилось в 1902 году в словаре по философии и психологии. Согласно определению в данном словаре, самореализация – это осуществление возможностей развития Я [7].
Анализ современных подходов к проблеме самореализации позволяет сделать вывод о том, то на данный момент в психологической науке отсутствует единое понимание данного феномена. С.И. Кудинов в работе «Самореализация как системное психологическое образование» справедливо отмечает, что одна из главных проблем теоретического осмысления феномена «самореализация», заключается в значительном многообразии подходов к пониманию природы данного явления [6].
Одно и наиболее удачных определений феномена самореализации с точки зрения Э.В. Галажинского и В.Е. Клочко, определение данное Л.А. Коростылевой в работе «Проблема самореализации личности в системе наук о человеке»: самореализация – это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом [5]. В данном определении хорошо акцентируется аспект совместности, надындивидуальный характер процесса, который кажется столь индивидуальным («самореализация») [3]. Сами авторы определяют понятие самореализации как переход возможности в действительность, таким образом, самореализация есть форма, в которой человек обеспечивает собственное развитие, саморазвитие есть основание устойчивости человека как сложной, но целостной самоорганизующейся психологической системы [3]
Процесс самореализации имеет социальный характер. Данная позиция описывается в работах Л.Н. Коган. Автор подчёркивает социальный характер феномена, говоря о том, что самореализация проистекает из возможности личностью реализовывать свои социально-ролевые функции, в основе которых лежит ценностно-смысловая сфера личности. Согласно её представлениям, самореализация детерминирована обществом и свободным выбором человека. Самореализация связана с присвоением общественных связей и отношений, которые выступают критериями ценности для индивида в основных, общественно принятых, видах деятельности, которые может выбрать личность для самореализации [4].
Понимание процесса самореализации как воплощение личности и сознания в поведении, мы можем видеть в работах М.С. Иванова и М.С. Яницкого. С точки зрения авторов, самореализация, как психологический термин может употребляться в широком и узком значениях. Широкое значение трактуется как процесс реализации себя человеком во всех возможных направлениях, в этом значении когнитивное и морально-этическое развитие входят в понятие самореализации. В узком смысле самореализация – это поведенческий аспект развития, т.е. непосредственная реализация в поведении имеющихся целей в соответствии с уровнем развития. Самореализация в этом смысле – это процесс достижения человеком практических результатов за счет реализации целей, обеспечиваемых уровнем развития» [1].
Существующие на сегодняшний день в психологии подходы к определению самореализации многочисленны и разнообразны. В отечественной и зарубежной справочной литературе термин самореализация является недостаточно разработанным, в связи с этим необходимы исследования для уточнения содержания данного понятия.
В данном исследовании профессиональная самореализация педагога – это процесс достижения педагогом практических результатов педагогической деятельности за счёт реализации поставленных профессиональных целей. Показателями профессиональной самореализации являются: профессиональные достижения, стремление к самоактуализации, реализованность ценностей.
Для изучения взаимосвязи профессиональной самореализации и мотивацией было проведено исследование, в котором приняли участие 170 педагогов г. Новокузнецка. Методики исследования: тест по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ), методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, уровень притязаний личности Опросник В. Гербачевского, анкета «профессиональные достижения».
По результатам исследования были получены следующие результаты. Профессиональная самореализация педагогов имеет прямую корреляционную взаимосвязь с внутренней мотивацией, коэффициент Пирсона составил r=0.330, при уровне значимостиp ≤0.01. Следовательно, можно сделать вывод, что чем выше внутренняя мотивация педагогов, тем выше показатель их профессиональной самореализации.
Обнаружена обратная взаимосвязь профессиональной самореализации педагогов и мотива смены деятельности (r=-0.214, при p≤0.01). Таким образом, чем меньше у педагога мотивация на смену профессиональной деятельности, тем выше значение профессиональной самореализации.
Мотив самоуважения имеет прямую взаимосвязь с профессиональной самореализацией педагогов (r=0.247, при p≤0.01). Мотив самоуважения – стремление личности ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Значение критерия Пирсона позволяет сделать вывод, о том, что чем выше мотивация самоуважения, тем больше уровень профессиональной самореализации педагогов.
Профессиональная самореализация педагогов имеет прямую корреляционную взаимосвязь со шкалой «значимость результатов» (r=0.283, при p≤0.01). Можно сделать вывод о том, что чем выше уровень личностной значимости результатов для педагога, тем выше значение их профессиональной самореализации.
Показатель профессиональной самореализации имеет положительную взаимосвязь со шкалой «оценка своего потенциала» (r=0.316, при p≤0.01). Педагоги, высоко оценивающие свой личный потенциал, имеют более высокий уровень профессиональной самореализации.
Ожидаемый уровень результатов имеет прямую взаимосвязь с профессиональной самореализацией (r=0.200, при p≤0.01). Значение критерия Пирсона позволяет сделать вывод, о том, что чем выше ожидаемый уровень результатов, тем больше профессиональная самореализация педагога.
Уровень притязаний личности взаимосвязан с профессиональной самореализации педагогов (r=0.282, приp≤0.01). Можно сделать вывод, о том, что, чем выше уровень притязаний личности, тем выше профессиональная самореализация.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать выводы. Проведенный анализ теоретических подходов к феномену самореализации позволяет говорить об о том, что в современной психологической науке нет единой дефиниции феномена самореализации, следовательно, необходимы дополнительные исследования в данной научной области. Профессиональная самореализация имеет множество корреляционных взаимосвязей с мотивационной сферой. Следовательно, работая с мотивационной сферой можно повысить уровень профессиональной самореализации педагогов.
Литература
Иванов М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения [Текст] / М.С. Иванов, М.С. Яницкий // Философия образования, 2004. – № 3(11). – С. 233-241.
Иванов М.С. Модель напряжений самореализации и ее эмпирическая валидизация [Текст] / М.С. Иванов, М.С. Яницкий // Сибирский психологический журнал. – г. Томск, № 25, 2007. – С. 20-28.].
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд [Текст] / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский / Под редакцией Г.В. Залевского. – Томск: Издательство Томского университета, 1999. – 154 с.
Коган Л.Н. Человек и его судьба [Текст] / Л.Н. Коган . – М.: изд-во «Мысль», 1988. – 283 с. – С. 102
Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке [Текст] / Л.А. Коростылёва. – СПб.: Издательство С. – Петербургского университета, 1997. – С. 4.
Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование / С.И. Кудинов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://www.i-u.ru/
Dictionary Psychology and Philosophy / Ed. by J. M.Bacdnin. Vol. II. London, 1902. P. 512
Самореализация — это быть собой
Самореализация — важный этап развития личности. Это осуществление себя в каком-то деле, которое соответствует ментальности, внутренним чувствам, умениям, способностям, ценностям и внешним возможностям.
Прежде всего самореализация — это осуществление личностного потенциала. Здесь всё полностью индивидуально и никаких шаблонов не существует и быть не может. У каждого — свой собственный подход. Мы всегда подбираем норму под себя — то, что подходит именно нам. Здесь нельзя перенимать историю и опыт другого человека на себя. Мы не сможем на 100% это сделать. Взять ценное или какую-то идею — да, но не более.
Во-вторых, самореализация — это достаточно длительный процесс. Тут не существует простых обходных путей и быстрых решений. Не существует универсального способа, который подходит абсолютно всем, и для получения желаемого результата, необходимо много работать над собой, получая драгоценный опыт, оттачивая свои навыки и умения.
Главное — это действовать. Делать то, что доступно в данный момент и совпадает с нашими возможностями. Причём действовать нужно здесь и сейчас, не ожидая сиюминутного результата. Что-то может не получаться или не получаться совсем, и это нормально. Мгновенный результат — это способ защитить себя от болезненных ошибок и неудач, но на жизненном пути без них вряд ли обойтись. Совершение ошибок — это тоже нормально. Это ценный опыт. Иногда их необходимо совершить. А потому, чтобы реализовать себя, нужно постоянно пробовать. Действовать.
Нам ничего не известно заранее, и остаётся лишь одно — идти по своему пути, совершая ошибки и накапливая бесценный опыт. Наши ошибки лишь помогают нам. Можно столкнуться со многими трудностями, но в конце концов мы получим свой результат:
- станем лучшей версией себя;
- перейдём на новый уровень;
- поймём, что быть обычным — это не плохо.
Необходимость непрерывного развития, социальные установки и совершенные ошибки — всё это может загонять нас в какие-то рамки, которые потом давят на нас. А ещё мы пытаемся идеализировать, из-за чего появляется ощущение, что мы всегда не дотягиваем. Так бывает, но нужно понимать, до какой меры.
Должны быть границы и честность с собой, понимание, что знать всё и уметь делать всё на свете мы не можем.
Абрахам Маслоу и психология самоактуализации
Получите БЕСПЛАТНОЕ членское видео ! Подписывайтесь на нашу новостную рассылку.
Посмотреть искусство в видео
Ниже приводится стенограмма этого видео.
«Кем бы ни был человек, он должен быть». (Абрахам Маслоу, Мотивация и личность)
В начале 20 века психологи в первую очередь интересовались болезнями, поражающими человеческий разум.Авраам Маслоу, зная об этом одностороннем подходе, считал его крайне неадекватным. Если цель психологии — не просто избавить нас от болезней, но и помочь нам процветать, то понимание того, что составляет оптимальное психологическое здоровье, имеет решающее значение: «Это как если бы Фрейд предоставил нам больную половину психологии», — писал Маслоу. , «А теперь мы должны заполнить его здоровой половиной». (Абрахам Маслоу, «К психологии бытия») Исследование Маслоу привело его к выводу, что то, что отличает психологически процветающее от больных и посредственных, — это способность к самореализации.В этом видео мы исследуем, что значит самореализоваться, и выясним, почему большинство людей борются с этой важнейшей задачей.
Согласно Маслоу, люди стремятся удовлетворить то, что он назвал «иерархией потребностей». Самоактуализация занимает вершину этой иерархии, и поэтому мы не можем начать самоактуализацию, пока не удовлетворим наши основные потребности. Эти «основные потребности» включают в себя вещи, необходимые для нашего выживания, такие как еда, вода и кров, а также те вещи, которые необходимы для элементарного психологического здоровья, такие как безопасность, любовь, статус, принадлежность и чувство собственного достоинства. .Только после того, как эти основные потребности будут удовлетворены, мы можем начать путь к самоактуализации и стремиться, по словам Маслоу, стать «всем, чем можно стать» (Абрахам Маслоу)
«Музыканты должны сочинять музыку, художники должны рисовать, поэты должны писать, если они хотят в конечном итоге жить в мире с самими собой. Какими могут быть люди, так и должно быть. Они должны быть верны своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией … Это относится к желанию человека к самореализации, а именно к его тенденции стать на самом деле тем, кем он является потенциально.»(Абрахам Маслоу,« Мотивация и личность »)
Когда мы начинаем процесс самоактуализации, овладение собой становится нашим образом жизни. Мы рассматриваем нашу психику как необъятную неизведанную территорию, и мы стремимся лучше узнать ее внутренние глубины. Вместо того, чтобы руководствоваться исключительно богатством или статусом, мы выбираем амбициозную и значимую жизненную миссию. Стремясь достичь своих целей, мы направляем всю свою энергию на овладение необходимыми навыками и в процессе реализации наших скрытых потенциалов.
Кроме того, по мере того, как наша жизнь становится все более структурированной вокруг потребности в самоактуализации, Маслоу обнаружил, что мы становимся более восприимчивыми к «пиковым переживаниям»:
«Самореализующиеся люди обладают чудесной способностью снова и снова, по-новому и наивно, ценить основные блага жизни с трепетом, удовольствием, изумлением и даже экстазом, какими бы устаревшими они ни казались другим». (Абрахам Маслоу, Мотивация и личность)
Пиковые переживания обладают глубоким терапевтическим эффектом и могут навсегда изменить нашу самооценку и взгляд на мир.Хотя их нельзя стимулировать добровольно, Маслоу обнаружил, что они возникают спонтанно у самоактуализаторов гораздо чаще, чем у большинства населения, подразумевая, что они являются побочным продуктом личностного роста, который самоактуализаторы испытывают по мере развития своих навыков. и стремимся реализовать свой потенциал.
Еще одна черта, присущая самоактуализаторам, — это их стремление быть свободным от сужающей потребности в социальном принятии и навязчивой идеи, которую многие люди испытывают к социальному сравнению.Вместо того, чтобы искать одобрения у других или у социальных стандартов или «авторитетов», чтобы определить, как им жить, такие люди перекладывают суждения на свою совесть. Французский философ Монтень, проявивший эту особенность, описал ее в следующей строке из своих «Очерков»: «У меня есть свои законы и собственный суд, чтобы судить меня, и я ссылаюсь на них, а не на что-либо еще». (Монтень, Очерки) Или, как объясняет Маслоу:
«[Самоактуализаторы] стали достаточно сильными, чтобы не зависеть от хорошего мнения других людей или даже от их привязанности.Почести, статус, награды, популярность, престиж и любовь, которыми они могут поделиться, должны были стать менее важными, чем саморазвитие и внутренний рост ». (Абрахам Маслоу, Мотивация и личность)
С этим базовым пониманием самоактуализации мы остаемся с важным вопросом. Если все мы в принципе можем реализовать себя, почему так немногие из нас в конечном итоге это делают? Иными словами, почему с возрастом большинство из нас становится более самодовольным, конформистским, ожесточенным и невротичным, а не более индивидуализированным, радостным, творческим и продуктивным?
Маслоу потратил много времени на обдумывание этого вопроса и, чтобы ответить на него, он предположил, что в психике существуют регрессивные силы, тормозящие рост.
«Мы должны понять, что темные силы так же« нормальны », как и силы роста». (Абрахам Маслоу, К психологии бытия)
Хотя большинство из нас будет утверждать, что реализация нашего потенциала — это то, чем мы хотим заниматься, на самом деле нас часто гораздо больше привлекает легкий путь безопасности и комфорта. Мы избегаем проблем, которые могут привести к личному росту, отказываемся признавать свои страхи и остаемся пассивными, что ограничивает нашу способность к самореализации.
Напряжение этих регрессивных сил ставит нас в опасное положение, потому что, если мы позволим себе уступить им, со временем мы заплатим высокую цену. Беспокойство, вина, стыд и ненависть к себе будут проявляться и мучить нас внутренне. Но наличие этих симптомов не обязательно означает, что все потеряно. Скорее, как предлагает Маслоу, если мы сможем научиться рассматривать эти симптомы не как признак того, что мы больны и нуждаемся в лекарствах, а скорее как крик внутренних сил роста, предупреждающих нас о необходимости перемен в нашей жизни, мы сделаем первый шаг к тому, чтобы стать самоактуализаторами и, таким образом, одним из тех редких людей, которым удастся стать людьми.
«Тот, кто опровергает свой талант, прирожденный художник, который вместо этого продает чулки, умный человек, который ведет глупую жизнь, человек, который видит правду и держит язык за зубами, трус, который отказывается от своей мужественности, — все эти люди видят в глубокий путь, которым они причинили себе зло и презирают себя за это. Из этого самонаказания может проистекать только невроз, но в равной степени может возникнуть новое мужество, праведное негодование, возросшее самоуважение из-за последующего правильного поступка; Одним словом, рост и улучшение могут происходить через боль и конфликты.»(Абрахам Маслоу, К психологии бытия)
Дополнительная литература
Искусство, использованное в этом видео
СвязанныеЧто такое самореализация в психологии?
Посмотрите на похожую надпись задания
Получите письменное задание или получите бесплатную консультацию с квалифицированный академический писатель
Проверить ценаСодержание:
- Что такое самореализация в психологии?
- Какие у вас примеры самореализации?
- Какова моя самореализация?
- Что происходит после осознания Бога?
- В чем разница между самореализацией и самоактуализацией?
- Что нужно всем людям?
- Что лучше: быть желанным или нужным в отношениях?
- В чем разница между потребностью и желанием в отношениях?
- Какие потребности должны быть удовлетворены в отношениях?
- Что нужно в отношениях?
Что такое самореализация в психологии?
Я — Актуализация (также называемая самореализация — реализация или самосовершенствование -выращивание) может быть описана как полная реализация своего потенциала, что проявляется в пиковых переживаниях, которые включают полное развитие свои способности и признательность к жизни (Маслоу, 1962).
Какие у вас примеры самореализации?
Несколько примеров поведения, которые мог бы продемонстрировать я--актуализированный человек:
- Обретение юмора в данной ситуации.
- Получение удовольствия и удовлетворения от настоящего момента .
- Понимание того, что им нужно, чтобы обрести чувство удовлетворения.
- Склонность чувствовать себя в безопасности и не стыдиться того, кто они есть.
Какова моя самореализация?
Реализация себя — означает удаление сфабрикованных слоев собственной личности, чтобы понять истинное, я и, следовательно, истинную природу реальности…. Таким образом, самореализация — прокладывает путь , чтобы просто повернуть вспять этот процесс и помочь искателю самостоятельно расшифровать абсолютную истину.
Что происходит после осознания Бога?
В этом состоянии мы освобождены от тисков кармы, поскольку нет деятеля и не получателя результата. Мы сами становимся творцом, творением и сотворенным. Мы получаем мукти, мокшу (спасение) от боли и печали жизни, а также от цикла рождения, смерти и возрождения.
В чем разница между самореализацией и самоактуализацией?
Я — реализация : это просто РЕАЛИЗАЦИЯ себя (то есть потенциала) или истины своего существования. Self — Актуализация — это процесс становления вашего самого лучшего self .
Что нужно всем людям?
Человеческие существа имеют определенные базовые потребности . Мы, , должны иметь пищу, воду, воздух и кров, чтобы выжить.Если хотя бы одна из этих базовых потребностей не будет удовлетворена, то человек не смогут выжить.
Что лучше: быть желанным или нужным в отношениях?
Если вас тянет к кому-то, кому не нужны вы или ваши ресурсы для удовлетворения их потребностей; если у вас есть сильное желание, чтобы вас любили, заботились о нем, чтобы почувствовать привязанность и принятие с кем-то, у кого нет скрытых мотивов… тогда для вас лучше , если вам захотелось .
В чем разница между потребностью и желанием в отношениях?
Потребность — это что-то существенное. Людям нужно еды, воды и жилья, потому что они необходимы для выживания и процветания…. Хочет приятно иметь, и они вносят свой вклад в общее качество отношений ; однако они не так важны, как требуется .
Какие потребности должны быть удовлетворены в отношениях?
Учитывайте основные потребности выживания, такие как вода, воздух, еда и убежище. Удовлетворение этих физических потребностей означает, что вы можете остаться в живых, но для того, чтобы придать жизни смысл, требуется нечто большее. Вы не можете увидеть или потрогать такие вещи, как товарищество, привязанность, , безопасность , или признательность, но они не менее ценны.
Что нужно в отношениях?
Требование — это обычно то, что вы желаете, но не обязательно для работы отношения . Вот пять примеров общих желаний в отношениях . Это области, в которых важно сохранять непредвзятость — помните, ни один человек никогда не станет проверять каждую границу.
самоактуализация | Журнал Psyche
Сегодня часто используются такие термины, как самоактуализация и проверка; поскольку наша культура неуклонно движется все больше и больше в сторону прославления личности, эти фразы часто используются как цепляющие дескрипторы для реализации и утверждения себя … Но откуда они берутся и какие процессы на самом деле лежат в основе самоактуализации?
Термин самоактуализация берет свое начало в гуманистической психологической теории, в первую очередь теориях Абрахама Маслоу.Маслоу ввел термин «самоактуализация» для описания роста человека к удовлетворению своих высших потребностей, тех самых передовых концепций и «больших вопросов», с которыми сталкиваются люди, таких как поиск смысла жизни.
Маслоу верил и создавал психологическую иерархию потребностей (многие из нас уже знакомы с пирамидой потребностей Маслоу), выполнение которой завершается осознанием человеком «ценностей бытия», самой вершины пирамиды. что символизирует смысл.
Маслоу считал, что люди, которым удалось стать самореализованными людьми, смогли разрешить общие идеологические конфликты, такие как конфликт между детерминизмом и свободой воли, благодаря своей повышенной креативности и психологической устойчивости.
Иерархия потребностей Маслоу возрастает в следующем порядке:
- Физиологические потребности (физические, связанные с выживанием), такие как потребность в пище, воде, сне и воздухе. Они находятся в нижней части пирамиды и отражают наши самые основные потребности.
- Потребность в безопасности и защите; потребность в стабильной и безопасной среде, свободной от раздоров, стоит на следующем месте в пирамиде; человеческий рост не может продвинуться дальше этой стадии без безопасности, поскольку чувство безопасности позволяет людям перестать думать о своих потребностях, связанных с выживанием, и перейти к более неосязаемым желаниям.
- Далее следует потребность в любви и принадлежности, любовь со стороны семьи и партнеров, принятие сверстников и т. Д. Эта любовь закладывает основу для следующего уровня пирамиды:
- Потребность в самоуважении, самоуважении и уважении от других; основы себялюбия, по сути.
- «Бытие» требует творчества и поиска смысла.
В недавнем исследовании была собрана информация из опросов, проведенных среди членов Ассоциации психологической науки и Американской психологической ассоциации. В ходе исследования были определены 100 лучших выдающихся психологов 20 -го -го века. Неудивительно, что Скиннер, Пиаже и Фрейд входят в тройку лидеров. Что может быть интересно, так это то, что Карл Роджерс находится под номером 6.
Среди названных причин — новаторская работа Роджерса в развитии гуманистической или клиентоцентрированной терапии.Что сделало ее новаторской, так это то, что он настоял на том, чтобы модель была предметом научных исследований и клинических испытаний. Одним из результатов его работы стала психологическая теория. В этой работе Роджерс выдвинул сложный набор из 19 предложений, описывающих его теорию. В этой статье мы постараемся дать его краткий обзор.
Чтобы обеспечить теоретическую легитимность своей клинической работы, Роджерс написал 16 книг и даже больше статей, в которых объясняется, как эти 19 положений работают на понимание человеческой личности.Среди наиболее важных ключевых моментов подхода Роджерса — новое определение терапевтических отношений . Традиционно эти отношения определялись теориями Фрейда и других, в которых роль терапевта заключалась в роли лидера, а пациент — в качестве последователя.
Роджерс утверждал, что для того, чтобы отношения терапевта и пациента были эффективными, они должны включать намеренные отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. В более поздние годы своей работы Роджерс расширил свою модель и применил ее к другим приложениям, включая теорию личности, межличностные отношения, образование, медсестринское дело, межкультурные отношения и другие «вспомогательные» профессии и ситуации.
слова, которые следует рассмотреть, когда мы готовимся ближе познакомиться с уникальным взглядом Карла Юнга на условия человеческого существования, выраженным в Процессе индивидуации Юнга . Подобные начинания были в умах Фрейда, Роджерса, Адлера и других праотцев современной психологии. Каждая из этих теорий предлагает уникальный взгляд на человеческую личность.
Представлен обзор мышления того, что мы сегодня называем классическими школами психологии .Все эти школы мысли или психологические теории были разработаны в первой половине 20, -го, -го века. У большинства этих теорий была общая парадигма, которая представляет собой многоуровневый взгляд на человеческий разум.
Эта парадигма включает в себя давнее принятие сознательного / подсознательного мира, действующего внутри нас. В дополнение к общей парадигме методология, используемая этими психологами, включает в той или иной степени как научные исследования, так и практический опыт. Результаты объединения их теорий являются скорее аддитивными, чем изменением парадигмы.
На этом фоне мы вступаем в мир швейцарского психиатра / психотерапевта Карла Юнга. Он наиболее известен своей работой в области аналитической психологии. Мы увидим, что концепция Индивидуация занимает центральное место в аналитической психологии Юнга. Согласно Юнгу, именно индивидуация является центральным процессом человеческого развития.
Индивидуация — определение
С лингвистической точки зрения определение терминов и значения открывает потенциал для понимания.Хотя индивидуация стала достоянием мира психологии, стоит отметить, что Юнг хотел, чтобы она была чем-то большим. Для него это охватывает философские, мистические и духовные области человеческого существа.
Само слово имеет корни, восходящие к 1600-м годам, когда оно использовалось для идентификации человека как человека или индивидуации . И здесь Юнг применил еще один элемент классической парадигмы психологии; свобода переименовывать и переопределять в ограниченном объеме те термины, которые относятся к рассматриваемой работе.
В самом широком смысле индивидуация может быть определена как достижение самоактуализации посредством процесса интеграции сознательного и бессознательного . Еще раз, любое точное понимание Юнга должно исходить от него.
В чем важность самореализации?
Жизнь в современном гиперсвязанном мире далека от совершенства. Легко потеряться в море противоречивых сообщений о том, кем вы должны быть и как должна выглядеть ваша жизнь.
В то время как некоторые предложения по личному развитию могут быть хорошими, другие могут быть откровенно разрушительными.
Кроме того, вы, скорее всего, изо всех сил пытаетесь удовлетворить свои потребности и потребности окружающих. Вам нужно хорошо работать, иметь хорошие оценки или быть хорошим супругом, родителем или другом. Этот список можно продолжить.
Но выход есть. Это называется самореализация . И это один из самых мощных инструментов в вашем распоряжении, когда дело доходит до раскрытия всего вашего потенциала.
Истинная важность самореализации
Самореализация или самоактуализация — это понятие стары как человечество. Так или иначе, он был частью всех основных религий и философий на протяжении всей истории. Это основная концепция как в восточной, так и в западной культурах.
Не все определяют это одинаково, хотя у всех одна и та же цель. Эта цель — мирная, полноценная жизнь — жизнь добродетели и изобилия.
Самореализация может принести бесчисленные преимущества тому, кто ее достиг.Он затрагивает все двенадцать сфер жизни, как это определено в новаторской программе Mindvalley Lifebook, созданной Джоном Батчером. Вот некоторые из самых больших предложений по реализации преимуществ:
1. Повышение уверенности и самооценки
Люди на пути самореализации связаны со своим внутренним я и окружающим миром на глубоком уровне. Глубина и сила связи могут освободить их от забот, страхов и чувства собственной никчемности. Кроме того, это позволяет им полностью раскрыть свой потенциал.
2. Более резкий фокус
Те, кто принимают реализацию, находятся в контакте со своим истинным «я» и работают в соответствии со своими глубочайшими идеалами и ценностями. Они могут определять свои цели и добиваться их с большей энергией и внимательностью. Самореализованные люди быстро устраняют токсические влияния из своей жизни , освобождая место для хороших вещей.
3. Не поддаваться контролю эмоций
Самореализованные люди не контролируются своими эмоциями .Осознание учит людей, которые принимают его, как наблюдать, смотреть в лицо и преодолевать свои эмоции. Актуализация учит людей, как понять свои эмоции и научиться справляться со страхом, тревогой, одиночеством и другими сдерживающими их эмоциями.
Не соглашайтесь на посредственность
Жизнь может быть трудной, но ваш личный рост не обязателен. Откройте для себя путь к самообладанию.
Начать работу в Mindvalley4. Приемка
Самореализованные люди более открыты и принимают, чем те, кому еще только предстоит реализовать свой потенциал.Они могут свободно и искренне выражать свои эмоции. Это ведет к более глубоким и значимым отношениям с другими людьми.
Понимание определения самореализации
Как концепция, реализация присутствует как в восточных, так и в западных философиях и религиях.
Западное общество смотрит на это с более научной точки зрения. С другой стороны, он глубоко вплетен в восточные религии, такие как джайнизм, индуизм, буддизм и сикхизм.
Итак, каково определение самореализации ?
Среди множества психологических теорий и определений определение Авраама Маслоу, пожалуй, является наиболее широко принятым.
По сути, западное определение самореализации — это достижение полного потенциала человека, полное удовлетворение потребностей и содействие большему благу человечества или общества.
Восточные духовности, с другой стороны, определяют самореализацию с другой точки зрения.
В джайнизме самореализация — это удаление всех искусственных слоев личности и понимание истинного «я» и природы реальности.
Индуизм определяет реализацию как познание своего истинного «я», которое находится за пределами иллюзий и ограничений материальных явлений.
Буддизм рассматривает реализацию как пробуждение к истинной реальности.
В сикхизме реализация возможна через отделения себя от собственного ложного эго.
Каковы потребности в самоактуализации?
Определение самоактуализации, данное Абрахамом Маслоу, сформулировано в форме пятиуровневой пирамиды. Каждый уровень пирамиды представляет собой один уровень основных потребностей человека. Вот уровни от самого низкого до самого высокого:
- Физиологические потребности
- Требования безопасности
- Любовь и социальные потребности
- Потребности в самооценке
- Самоактуализация
Что значит быть самоактуализированным?
Самореализация означает многое.Это означает быть на связи со своим внутренним «я» и полностью понимать свои эмоции и потребности. Кроме того, это означает раскрытие всего вашего потенциала во всех сферах жизни и наличие глубоких, значимых отношений с близкими.
Что такое самоактуализация в иерархии потребностей Маслоу?
Согласно теории Маслоу, стадия самоактуализации может начаться только после того, как будут удовлетворены потребности предыдущих четырех стадий. Самореализоваться — значит стать лучшим из возможных.Это значит стремиться к максимальной пользе для себя и других.
Можете ли вы достичь самоактуализации?
Краткий ответ на этот вопрос: да, вы можете реализовать себя. Все основные религии и психологические теории согласны с тем, что актуализация возможна. Способы ее достижения могут быть разными, но возможна реализация.
Путь к осознанию и актуализации может быть долгим и трудным. В основном это зависит от вашего нынешнего положения в жизни.Однако с самоотверженностью и упорным трудом все возможно.
Как добиться актуализации?
Для тех, кто хочет полагаться на науку, вы можете попробовать следовать иерархии потребностей Маслоу. Проверьте, какие уровни вы очистили и каков ваш текущий уровень. Составьте план действий и начните оттуда.
Если вы хотите получить более духовный опыт, вы можете начать свое путешествие с медитации. Он существует уже более 3000 лет, и это один из лучших способов добиться актуализации.Медитация также имеет множество преимуществ для здоровья. Некоторые из наиболее известных включают:
- Пониженный уровень напряжений
- Пониженная депрессия
- Улучшение сна
- Снижение тревожности
Помимо медитации, вы также можете попробовать йогу. Эта тысячелетняя практика воздействует на ваше тело вместе с умом. Сегодня йога — одна из самых популярных форм упражнений на Западе. Есть много школ и студий, так что найти такую не должно быть проблемой.Помимо расслабления и упражнений, йога также имеет ряд других положительных эффектов.
Заключительные слова
Самореализация — одна из основ успешной и полноценной жизни. Это позволит вам полностью раскрыть свой потенциал и стать тем человеком, которым вы хотите быть. Это также сделает вас более уверенным в себе, внимательным и сосредоточенным. Более того, реализация позволяет вам на глубоком уровне соединиться со своим внутренним «я» и окружающими вас людьми.
Что для вас означает реализация? Как вы думаете, вы этого достигли? Поделитесь своими мыслями и опытом по реализации и актуализации в комментариях ниже.
Самостоятельное выполнение: определение и объяснение | Study.com
История самореализации
Идея самореализации восходит к Древней Греции. Греческий философ Сократ проповедовал это через Сократовскую традицию.Он считал, что каждый может открыть для себя свои убеждения и ценности посредством так называемого самоанализа. Например, подумайте о случае, когда у вас была сильная эмоциональная реакция на что-то, например, плач во время сцены в фильме или чувство гнева из-за политической точки зрения. Почему ты так себя чувствуешь? Это самоанализ , или процесс размышления о собственном поведении и чувствах, а также стоящих за ними мотивах.
Эта идеология оставалась в рамках греческой культуры и играла значительную роль в эллинский век, также известный как золотой век философии.За это время Александр Македонский распространил свою культуру, чтобы создать обширную и разнообразную империю. Народ не был объединен традиционными средствами, такими как политическая система или национальность. Вместо этого их объединила фундаментальная ценность, заложенная в их системе образования. Они изучали такие предметы, как история, математика, искусство и музыка, все из которых были сосредоточены на одной простой философии — достижении самореализации и понимания.
Мы также можем найти идею самореализации в более современных теориях психологии. Иерархия потребностей Маслоу была разработана психологом Абрахамом Маслоу во время его исследования мотивации человека в 1940-х годах. В отличие от других психологов, которые изучали людей с психическими расстройствами, Маслоу предпочел изучать людей, добившихся успеха в жизни. Из своей работы он пришел к выводу, что человеческая мотивация основана на раскрытии нашего истинного потенциала через личностный рост. Другими словами, мы стремимся к самореализации.
Критика
Несмотря на то, что самореализация оказала сильное влияние на область философии и привела греков через золотой век самопознания и просвещения, высказывались опасения относительно ее полезности и осуществимости в наше время. Физиолог Зигмунд Фрейд чувствовал, что стремление к самосознанию было выражением нарциссического эго, и поддерживал идею эгоизма или этическую теорию о том, что человеческое поведение мотивировано личными интересами.Он чувствовал, что, если человек так заинтересован в себе, он почти не оставляет места для других ценностей. Другими словами, если вы полностью сосредоточены на том, что лучше для вас, сможете ли вы распознать то, что отвечает интересам других?
Второй аргумент, выдвинутый Фрейдом, состоит в том, что человеческим чаяниям и желаниям нет конца. Достигнув одной цели, вы склонны ставить другую. Следовательно, самореализация никогда не может быть достигнута по-настоящему, и она не должна быть единственной целью в жизни.В сочетании с идеей эгоизма это может привести к преследованию цели, которая нереальна и недостижима. Кроме того, представление о нашем «лучшем» я субъективно и основано на восприятии. Это означает, что наше идеальное «я» всегда будет включать в себя наши собственные предрассудки, которые могут преобладать над общими ценностями общества. В результате наша концепция самореализации может быть вредной для нас самих и даже для других.
Давайте использовать пример, чтобы продемонстрировать эти идеи. Джозеф — мелкий вор и в основном карманники на улице.Когда он станет более опытным в воровстве, он надеется брать более рискованные вещи, такие как драгоценности и предметы искусства. У Джозефа есть другие друзья-преступники, которые совершают преступления намного хуже его, поэтому он не считает себя плохим человеком. В этой ситуации восприятие Джозефом того, что хорошо, а что плохо, привело его к мысли, что воровство — это нормально, и его стремление к самореализации заключается в том, чтобы стать лучшим вором. К сожалению, его представление о своем «лучшем я» нарушает этический кодекс общества по воровству и при этом причиняет вред другим.
Краткое содержание урока
В этом уроке мы обсудили самореализацию. Это идеальная версия самих себя, которой мы стремимся быть в жизни. Идея самореализации существует на протяжении веков и может быть найдена в учении Сократа, а также в более современных теориях, таких как Иерархия потребностей Маслоу. Оба эти учения поддерживают идею о том, что человеческая мотивация глубоко коренится в личностном росте. Несмотря на то, что самореализация — популярная концепция, не все ее приняли.Некоторые утверждали, что самореализация поддерживает эгоизм или мотивируется только личным интересом. Другие отмечали, что надеждам и желаниям человека нет конца, поэтому самореализация никогда не может быть достигнута.
Самореализация и психологические расстройства Роберто Ассаджиоли
Роберто Ассаджиоли был итальянским психиатром и пионером в области гуманистической и трансперсональной психологии. Ассаджиоли основал психологическое движение, известное как Психосинтез, которое до сих пор развивается терапевтами и психологами, практикующими разработанные им психологические методы и техники.Его работа, изложенная в двух книгах и многих монографиях, опубликованных в виде брошюр, подчеркивала возможность прогрессивной интеграции или синтеза личности.Ассаджиоли не любил обсуждать свою личную жизнь, так как предпочитал, чтобы его помнили за его научную деятельность. Имеется очень мало биографических отчетов о жизни Ассаджиоли, и большинство из них написано не на английском языке.
Ассаджиоли происходил из еврейского среднего класса. Он родился под именем Роберто Марко Грего, однако его биологический отец умер, когда Ассаджиоли было два года, и вскоре после этого его мать вышла замуж за Алессандро Эмануэле Ассаджиоли.В юном возрасте Ассаджиоли познакомился со многими творческими направлениями, такими как искусство и музыка, которые, как полагали, вдохновили его работу в области психосинтеза. К 18 годам он выучил восемь разных языков, а именно итальянский (его родной язык), английский, французский, русский, греческий, латинский, немецкий и санскрит. В этом же возрасте он начал путешествовать, в основном в Россию, где узнал о социальных системах и политике.
В 1922 году он женился на молодой женщине по имени Нелла Чапетти, и у них родился сын Иларио Ассаджиоли.
В 1940 году Ассаджиоли был арестован и заключен в тюрьму фашистским правительством Бенито Муссолини по обвинению в «молитве за мир и приглашении других присоединиться к нему, а также в других международных преступлениях». [2] Его поместили в одиночную камеру в тюрьме Реджина Коэли на 27 ночей, пока он не был освобожден и не вернулся к своей семье. Во время Второй мировой войны ферма его семьи во Флоренции, Италия, была разрушена, и он и его семья скрылись в Катенайских Альпах (в провинции Ареццо) и в долине Верхнего Тибра.Его сын умер в возрасте 28 лет от болезни легких, вызванной тяжелыми условиями жизни во время войны. Когда война закончилась, он вернулся к своей работе и начал свое наследие, известное как Психосинтез.
Годы после войны были относительно спокойными, и именно в это время он основал различные фонды, посвященные психосинтезу в Европе и Северной Америке. Ассаджиоли прожил долгую и благополучную жизнь и имел счастливый сорокалетний брак, пока не умер в возрасте 86 лет 23 августа 1974 года.Причина его смерти неизвестна.
5 примеров потребностей в самоактуализации (иерархия Маслоу) — StudiousGuy
Иерархия потребностей Маслоу является важной психологической теорией, которую постулировал известный американский психолог Абрахам Маслоу в своей статье 1943 года «Теория человеческой мотивации». Даже после критики за западный характер теория по-прежнему актуальна и составляет значительную часть исследований в области управления. На вершине пяти уровней этих потребностей находятся «Потребности в самоактуализации».”
Указатель статей (Нажмите, чтобы перейти)
Обзор«Самоактуализация» — высший или пятый уровень пятиступенчатой модели. Согласно этой модели, потребности в самоактуализации рассматриваются как мотивационные потребности высшего порядка, с помощью которых можно реализовать свой реальный потенциал и достичь «идеального я». Саморазвитие, то есть личностное и творческое, относится к Самоактуализации и может быть достигнуто путем реализации полного потенциала.Полный потенциал можно реализовать, обладая большим чувством завершенности или самореализации и добиваясь крепкого психического здоровья. Итак, потребности в самоактуализации включают в себя реализацию полного потенциала, поиск личного роста, творчества, пиковых переживаний и самореализации.
Характеристики самоактуализации- У них сильное чувство принятия других и самих себя.
- Это люди творческие, с большим творческим чутьем.
- Самореализованные люди способны устанавливать и поддерживать глубокие отношения.
- Они обладают отличным юмором и способны находить юмор в своих проблемных местах или ошибках.
- Они работают для достижения цели, и их деятельность направлена на достижение этой цели.
- Они от природы проявляют сочувствие к другим.
- Самоактуализация также является сложной задачей; потому что людям требуется сильное чувство цели или цели и осознание себя.
Самоактуализация определяется разными учеными. Несколько определений как под:
- Merriam-Webster определил Самоактуализацию как процесс, посредством которого человек может полностью развить и использовать свои способности.
- Согласно американскому словарю «Нью-Оксфорд», Самоактуализация рассматривается как потребность или стремление каждого к реализации своего потенциала и таланта.
- Согласно Dictionary.com , самоактуализация может быть определена как достижение полного потенциала посредством творчества, спонтанности, независимости и понимания реального мира.
Через Самоактуализацию можно реализовать свой потенциал — творческий или интеллектуальный. Значение Самоактуализации заключается в использовании всего нашего потенциала или возможностей для достижения желаемой цели.
Примеры потребностей самоактуализацииДавайте рассмотрим несколько реальных примеров потребностей в самореализации.
1. Известные личностиИзвестные личности, такие как Нельсон Мандела, Махатма Ганди и т. Д., — живые примеры, которые предвосхитили Самоактуализацию, целенаправленно живя для улучшения общества. Нельсон Мандела отбыл свою жизнь за расовое равенство в очень нестабильной среде насилия, расизма и политической нестабильности. У него было чувство полной реализации своего потенциала, и он был самореализованным человеком. Он использовал свой потенциал для создания общества без всякого расизма.Точно так же Махатма Ганди был индийским борцом за свободу, который боролся за нацию путем ненасилия и показал пример великого лидера в мире. Он вступился за свободу, рискуя собственной жизнью. Другие известные личности, такие как Авраам Линкольн, Рабиндранат Тагор, Субхаш Чандра Бос и др., Являются несколькими примерами, которые достигли Самоактуализации или своего полного потенциала, выполняя огромную работу для своего общества.
2. Рост и развитие сотрудниковСотрудники, у которых есть потребности в самореализации, больше озабочены своим ростом и развитием на рабочем месте.Они ищут более сложные задания в своей работе, более независимую работу с меньшим контролем, руководящие роли, участие в принятии решений по ключевым вопросам, возможность повысить свои навыки и образование и т. Д. Таким образом, чтобы удовлетворить потребности самоактуализации сотрудников, менеджеры способствуют созданию среды, в которой сотрудники могут получить желаемые возможности.
3. Художники и творческие людиИскусство считается прекрасной платформой для самореализации, поскольку повышает психологическое благополучие людей.И художники, и зрители интерпретируют искусство, которое в конечном итоге движется к самореализации, которая является формой Самоактуализации, например, художники должны рисовать, писатели писать, а музыканты играть или сочинять музыку.
4. Художественные выставкиРазличные выставки организуются для демонстрации творчества или творчества разных художников, таких как художники, писатели и т. Д. На этих выставках представлены картины известных художников и книги или романы известных писателей.Он удовлетворяет потребности художников в самореализации.
5. Социальные работникиРазные люди работают волонтерами на благо общества без какой-либо личной выгоды в обмен на удовлетворение своих потребностей в Самоактуализации, т. Е. Для реализации истинного смысла своей жизни. Эти люди или социальные работники либо служат человечеству самостоятельно, либо присоединяются к неправительственным организациям или трастам, предназначенным для предоставления базовых услуг бедным и нуждающимся людям в обществе, либо путем создания собственных НПО или трастов. Например, известная личность и социальный работник г-жа Судха Мурти, которая является женой г-на Нарайны Мурти и также является председателем Фонда Infosys. Она ожидала самореализации или самоактуализации, вовлекая себя в различные виды социальной работы, такие как образование, здравоохранение, расширение прав и возможностей женщин, искусство и культура, работа, связанная с общественной гигиеной, проблемы бедности и т. Д. 70 000 библиотек в разных школах были созданы как в результате ее видения открытия библиотеки в каждой школе.