Что такое творческое мышление – что это такое и 5 базовых методов его развития
что это такое и 5 базовых методов его развития
Способность принимать нестандартные решения очень полезна как в профессиональной деятельности, так и на бытовом уровне. Творческое мышление помогает выходить из сложных ситуаций, выделяться среди окружающих и добиваться большего, чем люди, действующие по стандартному алгоритму. Творческое мышление – это важнейшее адаптационное свойство человека, повышающее его шансы на успех. Но у всех ли есть эта способность? Можно ли развить творческое мышление? Насколько сложно это сделать? Как научиться мыслить творчески? Расставим все по своим местам.
Что такое творческое мышление
Творческое мышление — это разновидность мышления, позволяющая создавать качественно новый продукт или принимать оригинальные решения. Творческое мышление связано со способностью человека видеть мир немного по другому, различать возможности и перспективы там, где другие бы ничего не заметили.
Важным компонентом творческого мышления является воображение — умение фантазировать, придумывать. Также значительную роль играет и образное мышление – умение визуализировать свои мысли, чувства, эмоции.
Психология творческого мышления несколько отличается от привычного восприятия реальности. Там, где обычные люди видят облака, кто-то обнаружит «белогривых лошадок». Но именно благодаря этим «чудакам» в нашем мире появляются очередные Мона Лиза и Евгений Онегин, на смену пирамидам приходит Эйфелева башня, а космические корабли начинают бороздить просторы Вселенной.
Природа творческого мышления досконально не изучена. Возможно, эти способности закладываются еще на генетическом уровне и передаются от предков. Нельзя отрицать и влияния информационного поля нашей планеты. Вполне вероятно мозг человека построен по принципу радиоприемника, улавливая определенную частоту сигналов из космоса. В данном случае психология творческого мышления плавно перетекает в эзотерику, открывая духовную сферу человека.
Как бы там ни было, творческое мышление можно развивать и усиливать. Об этом и поговорим далее.
Как развить творческое мышление?
Существует много способов, позволяющих развивать свое творческое мышление. Одни из них выражены в игровой форме, другие – имеют непосредственное практическое применение. Рассмотрим основные приемы.
Игра слов
Для этого упражнения следует выбрать любые два слова из какого угодно текста. Это может быть книга, смс-сообщение, реклама в подъезде и что-либо другое. Далее, по возможности, необходимо найти что-то общее между ними, связать в одном контексте. В идеале, даже придумать маленькую историю.
Например, берем слова «светофор» и «слон». Что между ними общего? На первый взгляд – ничего. Но, если призадуматься, то и слон и светофор могут быть в Африке. Тот же слон, может переходить через дорогу, когда ему разрешит светофор. Либо светофор располагается на хоботе стилизованной статуи слона и т.д. Вариантов много и углубившись в них можно придумать совершенно немыслимую, но интересную историю.
Латеральное мышление
Попытка обуздать творчество с помощью логики и эрудиции. Технология латерального (неочевидного) мышления заключается в том, чтобы взглянуть на задачу со всех возможных ракурсов. И в одном из них, она раскроется в совершенно другом свете. Пример из жизни. Все представляют, что такое саморезы. Ними можно что-нибудь куда-нибудь прикрепить. Но благодаря этому строительному приспособлению и плоскогубцам легко вытянуть корковую пробку из бутылки вина, если под рукой нету штопора. Главное просто взглянуть на ситуацию с другого ракурса.
Метод шести шляп
Хороший способ развить творческое мышление и раздвоение личности (в случае, если практиковать самому). Во время рассмотрения определенной задачи или идеи, участники делятся на шесть экспертов с четко оговоренными ролями согласно цвету их «шляпы»:
- Белая (логика) – от человека в данной шляпе требуется все «разложить по полочкам»;
- Желтая (оптимизм) – в этом случае следует надеть «розовые очки» и увидеть преимущества;
- Черная (критика) – подразумевает выявление «подводных камней» и недостатков в чужих идеях;
- Зеленая (творчество) – самая креативная шляпа, находясь в которой стоит пустить свое воображение в свободный полет;
- Красная (эмоции) – ее обладатель должен описать эмоции, которые у него возникают в ответ на поставленное задание;
- Синяя (философия) – достается самому опытному участнику, который может обобщить высказывания остальных.
Особенно повлияет на творческое мышление, если человек примерит неподходящую ему шляпу. Это моментально выбьет его из зоны комфорта, еще сильнее активизировав мыслительный процесс.
Обратный мозговой штурм
Еще один коллективный прием, как повысить творческое мышление. Технология мозгового штурма известна многим. Каждому участнику дают возможность высказать максимально возможное количество своих идей без предварительной критики. По окончании, все предположения собираются и начинается их рациональное обсуждение. Постепенно остаются самые лучшие варианты. Обратный мозговой штурм позволяет еще больше запустить свою фантазию, поскольку во время него надо высказывать откровенно неправильные идеи. Например, тема обсуждения – разработать новый вид бутылки. При стандартном подходе, все участники начали бы думать на тему ее улучшения. А при обратном мозговом штурме, наоборот, – как сделать хуже. В итоге могут прозвучать идеи, которые при привычном подходе даже не смогли бы зародиться, но при их обсуждении станут «изюминкой» нового концепта.
Чтение надписей наоборот
Детская игра, которая не теряет своей актуальности и для взрослых. Творческое мышление запускается при любой нестандартной ситуации, когда мы не можем действовать шаблонно. Начав читать вывески или рекламные объявления наоборот, мы моментально активируем свою креативность. Лучше всего играть в паре, гуляя по городу. Один участник называет таким оригинальным способом слова, а второй пытается их как можно быстрее перевести. Веселое времяпрепровождение и повышение творческого потенциала гарантированы.
Творческое мышление человека усиливается в ситуации отказа от привычных жизненных алгоритмов. Иногда к его усовершенствованию подталкивают обстоятельства, но зачастую развить творческое мышление можно и самостоятельно. Лучше всего это делать с кем-то, устраивая своеобразные соревнования друг с другом.
wikigrowth.ru
как развить, методы, что способствует
Творческое мышление дарит миру не только художников, но и лауреатов Нобелевской премии. Ценные черты этого направления – созидательность, поиск и открытие новых идей, предметов и т. д. Важно и то, что не обязательно «родиться» творческим деятелем, это свойство мышления можно развивать.
Креативность – это создание всего нового
Творческое мышление в психологии
В психологии творчество трактуется, как некая мыслительная деятельность, практическая или теоретическая, в результате которой возникают новые гипотезы, предложения, методы их решения. Оно большую роль занимает в науке, где творческие люди оказывают серьезную помощь в открытиях в силу того, что они мыслят шире и действуют смелее.
Обратите внимание! Творческое мышление – созидательное, задачей которого является открывать все новое, уникальное.
Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности. Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени.
Определение
Творческое мышление человека – это процесс ознакомления с информацией, ее обработка и создание новых идей. В педагогике отмечается важность данного типа мышления ввиду того, что индивид самостоятельно стремится к получению новых знаний и скорейшему применению их на практике. Это относится не только к урокам музыки, рисования, но и истории, обществознанию и др. Кроме того, говоря о детях с предрасположенностью к такому мыслительному типу, отмечается важность наличия данного критерия для учебы, а также социализации.
Особенности творческого мышления
Творческое мышление мало связано с актерами, художниками и музыкантами, не все люди такого склада ума являются артистами. Индивид может обладать несколькими чертами мышления, которые предопределяют его творческое направление.
Среди особенностей творческого мышления выделяют:
- Уникальность. Желание создать новинку, будь то идея или предмет. Человек творчества не основывается на чужих примерах, он вырабатывает нечто свое собственное;
- Понятийная гибкость. Умение применить к некоторому явлению другую точку зрения в попытке рассмотреть его шире, в непривычных вариациях с целью сделать его уникальным;
- Спонтанность. Свободное переключение от одной мысли к другой. Восприятие информации из разных источников. Спонтанность возникновения идеи в ситуации, которая не располагала к этому;
- Эвристика. Преобразование привычного, выход за рамки – необходимые навыки в творческом мышлении.
Важное свойство креативности – выход за рамки привычного
Можно ли управлять творческим мышлением
О возможности управления мышлением можно сказать однозначно – она есть. Однако многое зависит от индивида, который хочет начать его тренировать или уже имеет, но с проблемами контролирования.
В первую очередь, необходимо принять решение о желании управлять своими мыслительными процессами. Сила воли срабатывает как глобальная закупка мотивацией – без нее не обойтись. Затем стоит следовать некому плану, методам контроля творческого мышления, будь то его развитие или ограничение.
Что способствует развитию творческого мышления
Черта творчества может проявиться у ребенка, а может «запоздать», и креативный ум созреет позже. Важно уделять внимание данному вопросу в процессе воспитания, тогда творческая жизнедеятельность будет иметь плоды совсем скоро.
Обратите внимание! Все то, что отличается от привычного восприятия индивида, что способно спровоцировать на самостоятельный выход из зоны комфорта, способствует формированию творческой направленности мышления. Например, новые знакомства с людьми другого круга общения, а также посещение незнакомых мест. Важно пробудить исследовательский интерес, чтобы у индивида возникали мысли по поводу того или иного явления.
Методы развития творческого мышления
Эксперты предлагают разные способы, которые помогут развить творческие способности.
Латеральное мышление
Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е. «перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:
- Необходимо выбрать «точку отсчета» – объект, на котором индивид сфокусируется;
- Выбрав объект для фокусировки, нужно «нарушить логику» этого предмета. Отталкиваясь от привычного шаблона, его нарушают, изменяют;
- Не исключено получение абсурдной идеи о предмете, далее нужно отыскать нечто логичное в получившемся результате.
Метод шести шляп
Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.
Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы
Обратный мозговой штурм
Данный прием довольно противоречив, поскольку нужно искать не решение некоторой проблемы, а ее ухудшение. Вместо того, чтобы задать вопрос о том, «как это исправить», формулировку меняют на «как это ухудшить». Нужно составить все возможные варианты, которые могут привести к полному провалу, и рассмотреть их. Корень проблемы может крыться в предложенных вариантах. Поэтому решение адекватное, способное помочь может найтись быстрее, чем при обычном мозговом штурме.
Чтение надписей наоборот
Обратным чтением лучше заниматься минимум в паре. Когда человек читает слова с конца, мозг буквально активирует творческие способности, чтобы понять, о чем речь. Так, один человек читает наоборот, другой – угадывает оригинальную фразу.
Игра слов
Игра слов имеет множество вариантов, например:
- Самый распространенный – назвать два мало похожих слова и искать их схожесть в свойствах, цветах и т.д.
- Детская игра, требующая подобрать рифму к слову, чаще к имени, не проигрывает и для тренировки взрослого.
- Есть и такой вариант, в котором человеку предлагают некоторое число слов, например, 15. Используя каждое из них, меняя их местами, добавляя новые, нужно придумать рассказ.
- На первый взгляд простая, но на деле сложная игра, когда дается одна буква алфавита, и в течение 15 минут нужно написать максимально большое количество слов на нее.
Творческий характер мышления ценится за его способность создавать нечто уникальное. Несмотря на ассоциацию творчества с музыкантами, артистами, представители данного типа мышления далеко не ограничены этими профессиями. Оно имеет большое значение в науке, педагогике, экономике, практически везде. Важно то, что такую мыслительную направленность можно натренировать.
Видео
srazu.pro
Творческое мышление. Интеллектика. Как работает ваш мозг
Творческое мышление
Но вот любопытный момент. Каждый человек строит картинку из образов стола и книги, которые у него хранятся в памяти. Поэтому у каждого человека картинка будет своя. Но если задать вопрос: «Какого цвета скатерть?» – то, скорее всего, ответ будет: «Белая», – хотя в исходном сообщении об этом не сказано. Просто чаще всего скатерти бывают белые.
Сама возможность ответа на вопрос, о котором ничего не было сказано, очень интересна. Получается, что образ достраивается мышлением. В образе появляются те подробности, которых нет в исходном сообщении – потому что мышление берет недостающие детали образа из памяти и комбинирует их в креативном поле. Этот процесс протекает по определенным правилам и называется семантическим согласованием. В образ попадают только те детали, которые не противоречат семантике воспринимаемой фразы. Так, на нашей картинке стол, скорее всего, будет письменный, а не кухонный. Потому что книги чаще лежат на письменном столе.
Здесь и кроется секрет творческого мышления. Часто говорят, что способность человека к творчеству удивительна и загадочна. И пытаются дать этой способности сверхъестественное объяснение. Но мы видим, что все значительно проще. Образ в креативном поле автоматически начинает достраиваться путем семантического согласования воспоминаний, связанных с этим образом. Говоря проще, наше сознание всегда достраивает образ, придавая ему завершенность.
Профессор Видроу провел такой эксперимент. Однажды он пришел в аудиторию и сказал: «Я вчера видел кита с сигарой и цилиндром. Нарисуйте, пожалуйста, что я видел». Студенты нарисовали кита с цилиндром на голове, курящего сигару. Но исходная фраза таких подробностей не содержала. Студенты сами достроили их.
Тут нужно отметить важный момент. Пытаясь объяснить явление творчества, исследователи придумали невообразимое количество возможных причин творчества. Здесь и генетическая одаренность, и озарение, и инсайт, и муза, и память поколений, и архетипы, и мемы. Все эти причины ищут некоторый внешний толчок, приводящий к новой комбинации образов. Но искать нужно не извне. Процесс семантического согласования встроен в мозг и работает постоянно.
Различие между творческим мышлением и стереотипным выявляется в ситуации блокировки сознания. Нетворческий человек выполняет привычную рутинную работу автоматически. Процесс семантического согласования всегда соединяет одни и те же понятия одним и тем же способом.
Но человек, имеющий творческую работу, постоянно сталкивается с блокирующими противоречиями: «Сделай то, не знаю что». И здесь два пути. Или человек избегает блокирующей ситуации, разрушая мозг (курение, алкоголь, наркотики), или начинает мыслить, пытаясь скомбинировать новый образ, устраняющий противоречие. И тогда он будет получать совершенно новые образы – это и называется понятием «творить». А эффективность творчества определяется силой тех интеллектуальных понятий, которыми он овладел. Эти понятия – опора творчества. Мы так и будем называть наиболее важные понятия в какой-либо области – опорные понятия.
Художники Средних веков не знали таких понятий как «светотень», «объем», «спектр», «рефлекс», «воздушная» и «световая перспектива». Пытаясь нарисовать картину, они комбинировали те понятия о живописи, которые были известны в то время. В результате их картины выглядят плоско, бесцветно, а все детали лезут на первый план. Великие мастера Возрождения, изучая законы оптики, исследуя человеческое тело, экспериментируя с красками, разработали множество новых понятий и приемов. Эти опорные понятия обеспечили невиданный расцвет изобразительных искусств.
Для объяснения феномена Ренессанса часто приводят самые фантастические причины, но нет смысла придумывать сложные объяснения, когда есть совершенно очевидные. Ренессанс объясняется развитием научных понятий.
Эпоху Возрождения открыл Филиппо Брунелески, математик, скульптор, архитектор и инженер. Он стал одним из создателей теории перспективы.
Крупнейший монументалист Раннего Возрождения, «король живописи» Пьеро делла Франческа также является автором трактатов по перспективе, геометрии и математике.
И, наконец, вершина Возрождения, великий творец Леонардо да Винчи проявил блеск своего таланта в самых разных областях человеческого знания. Его исследования в области оптики, воздушной перспективы, светотени, пропорций создали основу живописи Возрождения. Изобретенная им техника сфумато (дымчатая светотень) позволила Леонардо создать великое произведение живописи – таинственную «Джоконду».
Благодаря опорным понятиям, разработанным Леонардо, расцвели таланты мастеров Ренессанса: Джорджоне, Веронезе, Тициана, Рафаэля, Микеланджело. Сейчас даже студент художественного училища, пользуясь этими опорными понятиями, рисует намного лучше средневекового художника.
Образы картин великих художников Возрождения появились благодаря развитию теории живописи – так же и развитие любых творческих направлений определяется развитием научных понятий.
Сочетание личного опыта и общественного интеллекта являются сутью творческого мышления. Дикарь может пытаться творчески решить задачу, но у него нет возможности опереться на тысячелетний опыт предков. Его попытки будут смешны и неуклюжи.
Творческий человек имеет множество ярких впечатлений, которые легко вспоминаются и хорошо согласуются на семантическом уровне с опорными понятиями. Их сочетание и производит бесконечное число новых образов. Про таких людей говорят: «У него богатое воображение». Это значит, что к любому образу он может добавить множество семантически согласованных образов.
Отсюда следует вывод. Если мы хотим развить творческие способности в какой-либо области, то должны овладеть опорными понятиями и чувственно воспринять множество впечатлений из этой области. Это можно сказать и по-другому:
Занимайся тем, что тебя привлекает, учись этому и станешь творческим человеком.
Если мы обратимся к жизни известных художников, композиторов, ученых, то найдем множество подтверждений этому правилу. Все они любили свое дело и постоянно работали, познавая то, что было сделано до них.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Творческое мышление: понятие и сущность
Сущность понятия «творческое мышление»
В психологической и педагогической литературе понятие «мышление» трактуется двояко: во-первых, как процесс, во-вторых, как способность. С учетом этой двойственности рассматриваются и характеризуются типы мышления, связь понятий «творчество» и «мышление», различные подходы к определению понятия «творческое мышление» [8].
Исследования зарубежных педагогов и психологов (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Р. Стербенг, Е.П. Торранс и др.) а так же отечественных (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Я.А. Понамарев, В.Н. Пушкина и др.) ориентированы на изучение творческого мышления, в частности на «выявление механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Изучение исследуемой проблемы позволило не только сопоставить различные подходы, но и определиться в отношении понятий «мышление», «творчество», «творческое мышление» и их характеристик.
Большинство исследователей (М. Вертгемер, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова и др.) выделяют две основные разновидности мышления: репродуктивное и продуктивное (творческое) [4]. Но отдельные ученые, придерживаются иной точки зрения. Например, А. В. Брушлинский считает, что термины «продуктивное», «творческое» мышление излишни, поскольку мышление, по сути и определению, всегда является таковым, хотя и в различной степени, и определяет сущность внутренних психологических механизмов, характеризующих творчество, в самом общем виде: «творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [4]. При этом подчеркивается, что репродуктивное мышление – это просто память, а не собственно мышление.
В.Т. Кудрявцев [20] отмечает, что творческое мышление направлено не на поиск новизны в мелочах, нюансах, несущественных вариациях или не простое перекомбинирование элементов старого, а на постижение сущности в явлениях, на отражение этой сущности в новых понятиях, образах и способов действия. Л.С. Выготский, Р. Вурдорс, Н. И. Кондаков, Л.С. Рубинштейн и др. определяют «творческое мышление как искание и открытие принципиально, существенно нового.
Идеи о творческом характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношениях с другими процессами, и, прежде всего, с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (В.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.).
В психолого-педагогической литературе понятие «творческое мышление» детально практически не раскрывается, и, зачастую, определяется через понятие «творчество», которое является более общим. Встречаются и такие публикации, в которых творчество либо частично, либо полностью отождествляется с творческим мышлением. Например, Я.А. Пономарев определяет творческое мышление как нейтральное психологическое звено творческой деятельности (процесса творчества). А. Рошка под творческим мышлением подразумевает такую форму мышления, которая составляет часть процесса творчества, результаты которого отличаются оригинальностью и социальной значимостью [27].
Различные подходы и к определению качеств (черт) творческого (продуктивного) мышления. Например, Е.П. Ильин [16] к ним относит: глубину, гибкость, устойчивость, осознанность, самостоятельность, экономичность. Дж. Гильфорд выделил 16 гипотетических способностей, характеризующих креативность (творческое мышление): беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, фантастичность, способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу, способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д. Аналогично креативность характеризуется и Е.П. Торренсом [4].
Как правомерно отмечает Р.А. Еремина [12], в психологической литературе речь идет о характерологических чертах творческого мышления. В качестве основы он выделяет процессуальные черты, характеризующие творческое мышление по его продукту:
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего обучению;
умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску, умение создавать оригинальный способ решения при известности других;
умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ.
Проблема творчества в современной психологии обычно обсуждается в связи с изучением проблем интеллекта и креативности. Для решения педагогических задач, таких как диагностика и развитие творческих способностей одних общих понятий (например, «интеллект», «креативность») недостаточно.
По утверждению Н.С. Лейтеса [22], путаница в освещении вопроса о творчестве, в практических попытках его решения в школе и вузе проистекает из того, что творчество часто рассматривают, смешивая разные признаки, не выдерживая единого их основания. Одни характеризуют его по новизне продукта, другие по чертам характера творческих людей, третьи – по способам обучения или по эмоциональной окраске деятельности, а некоторые по процессуальным характеристикам. Если принять распространенное определение творчества по продукту, то у учащихся нельзя будет признать за редким исключением, ни одного акта подлинного творчества, не говоря уже о дошкольниках. Даже в вузах, как отмечает И. Я. Лернер, стали включать студентов в подлинную творческую деятельность только в последние годы и то лишь в наиболее престижных из них.
Различные аспекты проблемы развития творческого мышления разрабатывали в своих трудах многие педагоги и психологи (Ю.К. Бабанский, А.А. Балаев, В.П. Беспалько, А.В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, В.П. Давыдов, И.Г. Дайри, И.А. Ильницкая, В.Г. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, Л. Секей, А.Э. Симановский, И.С. Якиманская, В.А. Яковлев и др.) На протяжении веков ученые пытались не только теоретически осмыслить суть, механизмы и критерии творчества, но и обозначить его прикладные аспекты, одним из которых был поиск педагогических условий, в которых возможно успешное формирование творческой личности.
Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития.
Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки). Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается «пластичность». Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, затруднений переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т.д. однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.
А.M. Матюшкина [26] отметил взаимосвязь темперамента и творческих способностей: беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость – от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности.
Отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, исследуется функциональная асимметрия мозга (С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский, В.С. Ротенберг и др.). Согласно этому подходу индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть, вероятно, менее креативен. А с преобладающей правополушарной стратегией – более продуктивен творчески.
Е.И. Николаева [28] выделяет фактор врожденности творческих способностей на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик.
Таким образом, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.
С другой стороны, влияние среды изучается многими учеными. Так, показательны результаты кросскультурных исследований. Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития. Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок. Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок. Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.
Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. В исследованиях Д.Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е. В. Алфеевой состоит в том, что негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ фактов семейных отношений позволил сделать вывод о том, что семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.
На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю.Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеренным с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего.
Разработано множество концепций, описывающих развитие мышления в онтогенезе. Одной из самых популярных выступает идея, утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.
Первоначально ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями. Генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию. В дальнейшем формируется следующий способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем достигается более высокий уровень анализа и обобщения – включаются механизмы теоретического мышления.
Эта последовательность освоения ребенком мыслительных действий, как и всякая схема, существенно примитивизирует описание реальных механизмов функционирования процессов мышления и познания, но в целом можно принять, что она отражает основные этапы их эволюции. Все три вышеназванные вида мышления сосуществуют у взрослого человека используются им в решении разных задач.
Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся изменениям. Однако, видно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще не недостаточно изучены.
multiurok.ru
Знаете ли вы, что такое творческое мышление в психологии
Творческая энергия пронизывает всё в нашем мире. Благодаря ей человек наполняется, получает вдохновение, импульсы к новым свершениям. Творческая деятельность в какой-либо форме может стать действенной медитацией, помогающей освободить ум от лишних мыслей, расслабиться, зарядиться энергетически.
Примером тому является история предпринимателя Михаила, плотный график которого не позволял выкроить время на столь необходимый отдых, просто пребывание. Усталость всё накапливалась. Решив подучить английский язык с целью ведения переговоров с зарубежными партнёрами, бизнесмен обнаружил, что это не так просто.
Ему сложно было сконцентрироваться, запоминать базовые вещи, не говоря уже о хитросплетениях английских времён, запоминании неправильных глаголов. Преподаватель языка, имеющая также глубокие знания психологии, предположила, что виной всему может быть чрезмерное ментальное, нервное напряжение, пренебрежение полноценным отдыхом.
Тогда она предложила попробовать творчество в уединении как способ отдохнуть, снять напряжение, отвлечься от многочисленных ежедневных дел. Сначала идея показалась бизнесмену невообразимой, но в то же время оригинальной.
Поразмыслив и вспомнив, что в школьные годы оканчивал художественную школу, и ему нравились уроки живописи, Михаил решил последовать совету преподавателя.
Закрывшись в своём офисе, вооруженный красками, карандашами мужчина в следующие полтора часа пытался восстановить когда-то полученные навыки штрихования, построения простых геометрических фигур. К его удивлению, пять лет обучения не прошли даром, и руки до сих пор что-то помнили.
Через неделю таких занятий воодушевлённый Михаил начал собирать композиции для живописи из предметов, находившихся в офисе: ламп, вазы, стаканов для карандашей. Постепенно он начал замечать, что во время рисования всё внимание сосредотачивается на движении руки, на образах, воплощающихся на бумаге.
Мысли о бесчисленных договорах, поставках, важных встречах отходили в сторону. Впоследствии он записался на курсы живописи масляными красками. Таким образом творчество в форме рисования стало необходимой частью жизни занятого бизнесмена, и он научился совмещать эту деятельность с работой, что позволило приобрести источник вдохновения, расслабления, новизны.
На самом деле, решение изменить привычный уклад, привнести нечто новое можно назвать творческим подходом к жизни. Желание выразить себя как человек-творец является естественным для всех людей. Однако многие ли позволяют себе так проявляться?
Творческое мышление – важная составляющая в психологии личности. Оно позволяет находить нестандартные решения для сложных задач, проявлять гибкость в различных обстоятельствах, жить более осмысленно, избегая механических действий, обогащаться духовно.
Способность мыслить творчески противопоставляется мыслительному процессу по заранее установленному алгоритму. Одной из особенностей творческого мышления в психологии считается умение видеть различные варианты решения задач, осознанно выбирать какой-либо вариант.
Человек, мыслящий гибко, способен видеть альтернативы там, где другие их не видят. Именно этот фактор способствует появлению новых открытий, изобретений, путей решения жизненных проблем.
Исследования мышления
Джо Пол Гилфорд, знаменитый исследователь психологии творческого мышления, выделил четыре особенности, определяющие уровень развития аспекта творчества:
- Семантическая гибкость – умение определить функции объекта, найти ему новое применение, встроить в другую систему связей.
- Спонтанная семантическая гибкость – формирование идей в неопределённых обстоятельствах, не имеющих предпосылок к возникновению новых представлений.
- Неординарные идеи, выраженная склонность к интеллектуальной новизне.
- Образная адаптивная гибкость – умение изменять видение объектов таким образом, чтобы воспринимать их скрытые стороны.
Другие исследователи мышления и творчества в психологии выявили, что проявлению творческого начала препятствуют черты:
- пассивность, принятие установленного кем-то порядка, следование ожиданиям окружающих, шаблонам, стереотипам;
- боязнь показаться глупым;
- избегание критики людей из-за страха показаться невежливым; наоборот, чрезмерная критика.
Таким образом, творческое мышление в психологии – это интеллектуальная деятельность, выход за пределы обычных суждений, наличие, отсутствие личностных свойств. Также можно сказать, что мыслить творчески означает пребывать в определённом психическом состоянии, которое некоторые люди переживают довольно болезненно.
Виды творчества
В психологии выделяют типы творчества. К ним относятся:
- Художественное – предполагает создание ценностей, вызывающих в людях духовные, эстетические переживания. Различают объективное творчество, в результате которого создаётся что-то для общества, субъективное — открытие происходит для себя.
- Педагогическое – создание нового в области педагогики. К примеру, применение нестандартных способов в обучении, решении задач, использование известных методов в новых условиях.
- Научное – предполагает исследование явлений, выявление закономерностей в мире.
- Техническое – заключается в изобретении новых технических ценностей для общества.
- Сотворчество – подразумевает уровень восприятия, позволяющий читателю, зрителю, слушателю понять глубокий смысл, вложенный автором в произведение.
Мышление и творчество на практике
Возможно ли научиться мыслить творчески? Существует мнение, что одни люди обладают творческими способностями, а другим это не дано. Однако, как уже говорилось ранее, человек-творец живёт в каждом. Только проявляться креативность может по-разному.
Жизнь, обогащённая интересными событиями, приключениями, новые подходы к ведению дел, воспитанию детей требуют полёта фантазии так же, как и написание книги, создание музыкального произведения.
Самое великое искусство – наша жизнь.
Рекомендации по пробуждению созидательного начала:
- Задавать вопросы, исследовать. Например, спрашивать себя, желаете ли вы что-то изменить в жизни, почему не позволяете себе чего-то, как жить более увлекательно. Задавайте вопросы относительно разных областей жизни. При ответе на них важно быть честным. Это позволить выявить потребности в переменах, желания, области, на которые стоит обратить внимание.
- Ищите несколько решений для одной задачи. Найдя один вариант, напоминайте себе, что этого мало. Продолжайте поиски второго, третьего, четвертого вариантов. Созидательное пространство наполнено бесчисленным количеством альтернатив.
- Старайтесь объективно оценивать собственные идеи. Вообразите, что они не ваши, а принадлежат другим людям.
- Ломайте привычки. Иногда избавление от стереотипов, шаблонов, старых привычек может перевернуть ваш мир, открыть путь новому восприятию. Главное – не бояться внести революционные изменения в свою жизнь.
- Находите баланс между работой и отдыхом. Важно рассчитывать силы, уметь расслабляться. Излишнее напряжение ума, тела не способствует полёту творческой мысли, свободному протеканию энергии. Делайте что-то, вдохновляющее вас, наполняющее энергетически. Это может быть плаванье, игра на музыкальном инструменте, пение, рисование, вышивка, создание кукол, общение с природой, медитативные техники, катание на коньках.
- Старайтесь не переживать по поводу чужого мнения о вас.
- Дайте волю воображению. Вообразите, что в вашей ситуации оказался человек, которым вы восхищаетесь. Им может быть ваш друг, родственник, знаменитость. Как бы этот человек стал действовать на вашем месте, какой выбор сделал? Представьте, что он говорит с вами, даёт нужные советы. Приём помогает избавиться от ограничений, увидеть возможности.
Вывод
Чтение этих строк может означать, что созидательное начало в вас не спит или стремится к пробуждению, чтобы преобразить вашу жизнь. Работайте с ограничениями, навязанными шаблонами, что творчество – не для всех. Позвольте себе мыслить творчески, пребывать в потоке вдохновения.
trenermozga.ru
Креативное мышление и как его развивать: 3 идеи
Решение целого ряда повседневных или производственных вопросов требует от человека креативного мышления. Но что это такое? Чем оно отличается от других видов мышления? В чем его особенность? Можно ли утверждать, что креативное мышление – это важное конкурентное преимущество? Если да, то можно ли развить креативное мышление? Насколько сложен и длителен этот процесс? Есть ли приемы, позволяющие это сделать своими силами? Как происходит развитие креативного мышления? Рассмотрим самые эффективные способы, помогающие улучшить креативное мышление.
Что такое креативное мышление?
Креативное мышление — это способность нестандартно воспринимать окружающий мир и генерировать принципиально новые идеи. Исходя из этого определения, можно выделить два ключевых понятия: «нестандартное восприятие» и «новые идеи».
Первое означает, что можно увидеть что-нибудь уникальное или необычное даже в привычных вещах. Например, большинство людей просто смотрят на облака, и лишь самые творческие из них видят «белогривых лошадок». Одни слышат шум мотора, а другие угадывают в этих звуках начало будущей музыкальной композиции. Кто-то огорчится, что выкинул деньги на билет, чтобы «полюбоваться» черным квадратом на белом фоне, зато другой человек увидел в этой картине весь вселенский смысл бытия.
Благодаря второму качеству, мы не только черпаем вдохновение из казалось бы банальных вещей, но превращаем их в произведения искусства. Это, как на примере с шумом мотора. Какой-нибудь композитор может угадать в этом наборе звуков именно тот мотив, который он давно искал, чтобы «доукомплектовать» свой будущий шлягер.
Зачем нужно креативное мышление?
Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими животными. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.
Везде, где играет роль логика или математический анализ, компьютер уже давно победил своего творца. Шахматисты регулярно проигрывают роботу, начиная с 90-х годов прошлого столетия. Даже сложнейшая тактическая игра «Шашки Го», и та сдалась перед ИИ в 2015 году. Но в ситуациях, где «вот той штуковиной» необходимо выкрутить «вот эту ерундовину» ни один искусственный разум пока что не превзойдет даже среднестатистического ПТУшника.
Таким образом креативное мышление – это именно то умение, которое позволило человеку стать венцом природы и, при этом, дает возможность оставаться востребованным в период тотальной роботизации. Но чтобы так было дальше, необходимо уделять внимание развитию креативного мышления, поскольку конкуренты также не стоят на месте, как среди других людей, так и в цифровом мире.
Как развивать креативное мышление?
Креативное мышление поддается развитию и улучшению. Считается, что творческий потенциал человека зависит от функционирования правого полушария головного мозга. Тогда, как левое отвечает за логику и аналитическое мышление. Также, правое полушарие задействовано в работе левой части тела. То есть, у левши должно быть лучше развито умение креативно мыслить.
В живой природе действует принцип обратной взаимосвязи. То есть, если от правого полушария зависит левая рука, соответственно, выполняя работу этой рукой, мы стимулируем развитие правого полушария. Никто не говорит, что нужно становиться левшой, но если дополнить ежедневную деятельность акцентом на левые части тела, то это позитивно скажется на творческом полушарии мозга.
Помимо данной хитрости, есть конкретные упражнения, направленные на развитие креативного мышления. О них мы поговорим дальше.
Нестандартный подход
Креативное мышление – это оригинальность во всем. Например, если мы начнем читать текст задом наперед, это заставит наш мозг действовать в непривычном ему направлении. Соответственно, разум выйдет из «зоны комфорта», начнет приспосабливаться к новым условиям. Дальше, еще сложнее – начинаем «переворачивать» понятия. Это как в новогодней игре для детей, когда необходимо их запутать. Говорим «елочка широкая» и расставляем руки, «узкая» – сближаем, «высокая» – встаем на носки, «низкая» – присаживаемся. Дети повторяют за ведущим. Дальше, он произносит слово, но делает наоборот. Например, «елочка» высокая, а сам присаживается. У детей начинается легкий ступор, но потом они приспосабливаются к неожиданным условиям и вновь начинают делать все правильно.
Игра «Белогривые лошадки»
Как и в мультике, необходимо пытаться увидеть какие-то образы вокруг. На что похожи облака? Какие фигуры формируют звезды? Еще интересно в вечернее время рассматривать на расстоянии многоэтажные дома. Ведь свет в их окнах горит не равномерно, также формируя определенные узоры. В общем, где бы человек ни был, он может рассмотреть какие-то очертания или контуры, которые покажутся похожими на что-то. Этот поиск помогает развить креативное мышление и содержательно провести время.
Онлайн тренажеры мозга
Не стоит думать, что Интернет или мобильные приложения только отвлекают человека от важных дел. Разработано много приложений, помогающих в улучшении умственной активности, в том числе развитии креативного мышления. Что особенно хорошо, так это возможность выполнения ежедневных заданий, позволяющих отслеживать динамику прогресса. Каждое упражнение делиться на определенное количество уровней, от самого легкого до наиболее сложного. Игрок способен сам ощутить позитивный эффект от выбранного приложения, поскольку ему постепенно начнут покоряться те уровни, которые до этого казались очень сложными.
Креативное мышление – неотъемлемый компонент интеллектуальной деятельности. У одних оно развито лучше, у других – хуже, но все-равно присутствует, поскольку является частью человеческой природы. Благодаря креативному мышлению мы смогли выделиться среди других живых существ. Зачастую это умение помогает нам обходить конкурентов по работе. Соответственно, развитие креативного мышления – первоочередная задача формирования личности, которая в совокупности с высокими моральными качествами позволяет стать человеком с большой буквы.
wikigrowth.ru
О творческом и креативном мышлении. В чем их отличия?
Чем отличается креативность от творчества? Дискуссии на эту тему ведуться уже не первое десятилетие. Однако в русскоязычных странах принято понимать это следующим образом: креативность порождает творчество.
Как исследуется креативность?
На данный момент, изучается то, как креативность и творческий процесс могут рассматриваться с биологической точки зрения. Ведь мысли, как и эмоции, тем или иным образом затрагивают внутренние органы и, в основном, определенные части головного мозга и нервной системы. Так изучаются рождение идей, память, внимание. На данный момент, изучаются биологические процессы, которые запускаются в теле человека во время занятий творчеством.
Каким бывает творческий процесс?
Отто Зельц, немецкий психолог, разработал две составляющие творческого процесса: производящая и поддерживающая его. Он утверждал, что в творческом мышлении важно не только знать, с чего начать, но и иметь представление о том, что с этим делать. Мы имеем некую отправную точку: условие задачи и минимальное представление о том, как ее решать. Но креативность заключается не в том, чтобы решить ее и в конце поставить не точку, а нарисовать цветочек. Она состоит в том, чтобы видоизменять исходные данные, выделять проблематику, и все это качественно и эффективно использовать.
Модель творческого процесса Уоллеса — один из вариантов структурирования творческого процесса. Говорят, что он часто перефразировал других психологов и нейробиологов, но все же принято считать, что именно его идеи стали основой для выделения четких стадий творческого процесса. Итак, при его прохождении, человек:
собирает информацию о задаче и приходит к пониманию того, что решить ее он не может;
проходит через инкубационный период: не думает о задаче и проблеме ее решения;
понимает, в чем дело, получает с небес инсайт;
проверяет, насколько решение задачи верное и подходящее.
Как можно развить креативность?
Мозговой штурм — самый известный и простой способ. Он помогает сдвинуться с места тогда, когда казалось бы нет выхода: вы начинаете генерировать идеи и смотреть на задачу под другим углом. В групповом процессе возникает стрессовая ситуация, когда нужно быстро придумывать “новый велосипед”. В таких условиях, креативность развивается довольно быстро.
Дизайнерам и другим “рисующим” профессиям хорошо помогает морфологический анализ:
посмотрите на предмет. Придумайте максимальное количество вариаций, например, его формы: прямоугольный, круглый, зигзагообразный, трапеция и т.д.;
выберите другую его характеристику и проделайте с ней то же, что и с предыдущей. Помните — не важно, подходит ли ваше описание предмету. Главное, чтобы идей было много;
теперь совмещайте варианты. Даже если, с первого взгляда, характеристики не совместимы; этот симбиоз может стать отличной и прорывной идеей.
Принципы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) также помогают в развитии креативности. Они гарантируют малые временные затраты, ведь не нужно бесконечно перебирать варианты, как, например, при мозговом штурме. Мы выделили два вас три основных принципа:
объективность — основная черта сильных решений;
противоречия не помеха для сильных решений;
конкретность условий помогают при решении задачи.
Что эффективнее: индивидуальная или групповая креативность?
Мозговой штурм ознаменовал начало такого тренда как групповой творческий процесс. Этот способ мышления стал передовым и считался наиболее эффективным. Работа в группе единомышленников способствует более продуктивному генерированию идей. Но в группе много людей, и не у каждого появляется шанс показать себя, сделать вклад в общее дело. Найти общий язык с другими членами группы порой очень сложно. Но бывает такое, когда индивидуальный вклад становится очень высоким из-за того, что участники идеально сработались друг с другом. Как выбрать, по какому принципу работать? Проанализируйте, получается ли вам работать вместе, принимать коллективные решения. Определитесь с форматом работы: что-то лучше делать индивидуально, а в каких-то случаях продуктивнее будет коллективная активность.
Не важно, работаете вы в коллективе или нет, какую роль имеете. Креативность и творческий подход всегда помогут найти решение, которое порой не будет требовать много времени. А нестандартный подход к задаче и процессу — ключ к уникальным и эффективным вариантам!
Текст: Flytothesky.ru
Читайте также:
8 советов, которые помогут развить креативное мышление
Поделитесь постом с друзьями!
flytothesky.ru