Что такое вербальная модель – Знаковые и вербальные модели. Компьютерное моделирование.

Знаковые и вербальные модели. Компьютерное моделирование.

Знаковые и вербальные информационные модели.

Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разный объем и форму представления, выражаться различными средствами. Это многообразие настолько безгранично, насколько велики возможности каждого человека и его фантазии.

К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. «verbalis» — устный) модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает свою модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти авария. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.

Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме

Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка

Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы… Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.

Согласно легенде, яблоко, упавшее на голову Ньютону, вызвало в его сознании мысль о земном притяжении. И только впоследствии эта мысль оформилась в закон, т. е. обрела знаковую форму.

Человек прочитал текст, объясняющий некоторое физическое явление, и у него сформировался мысленный образ. В дальнейшем такой образ поможет распознать реальное явление.

По форме представления можно выделить следующие виды информационных моделей:

  • геометрические модели – графические формы и объемные конструкции;

  • словесные модели – устные и письменные описания с использованием иллюстраций;

  • математические модели – математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса;

  • структурные модели – схемы, графики, таблицы и т.п.;

  • логические модели – модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий;

  • специальные модели – ноты, химические формулы и т.п.;

  • компьютерные и некомпьютерные модели.

Компьютерные и некомпьютерные модели.

Многообразие моделей предполагает огромный спектр инструментов для их реализации. Существует немало формальных языков, относящихся к разным областям деятельности, пригодных для описания моделей.

Если модель имеет материальную природу, то для ее создания годятся традиционные инструменты: резец скульптора, кисть художника, фотоаппарат, токарный или фрезерный станок, пресс, наконец пила и топор.

Если модель выражена в абстрактной, умозрительной форме, то нужны некоторые знаковые системы, позволяющие описать ее, — специальные языки, чертежи, схемы, графики, таблицы, алгоритмы, математические формулы и т. п. Здесь могут быть использованы два варианта инструментария: либо традиционный набор инженера или конструктора (карандаш, линейка), либо самый совершенный в наши дни прибор — компьютер.

Вот так мы подошли еще к одной ступени классификации информационных знаковых моделей: по способу реализации они подразделяются на компьютерные и некомпьютерные модели.

Компьютерная модель – модель, реализованная средствами программной среды.

Имея дело с компьютером как с инструментом, нужно помнить, что он работает с информацией. Поэтому следует исходить из того, какую информацию и в каком виде может воспринимать и обрабатывать компьютер. Современный компьютер способен работать со звуком, видеоизображением, анимацией, текстом, схемами, таблицами и т. д. Но для использования всего многообразия информации необходимо как техническое (Hardware), так и программное (Software) обеспечение. И то и другое — инструменты компьютерного моделирования.

Например, для работы со звуком нужна специальная плата в компьютере, звуковая карта (Sound Blaster) и специализированное программное обеспечение. Для композитора это, к примеру, профессиональный музыкальный редактор, который позволяет не только набрать нотный текст и распечатать его, но и сделать аранжировку произведения. Расписав ноты для разных инструментов, композитор может прослушивать их звуковые модели отдельно и в ансамбле. Цифровое звучание компьютерных моделей почти не отличается от тембра реальных инструментов. Компьютер позволяет соединять реальный голос певца со звуковой моделью мелодии, а также моделировать голос разной высоты и тембра (тенор, драматический бас и т. п.). Существуют программы, с помощью которых компьютер может создавать композиции самостоятельно в соответствии с заданным ритмом, темпом, музыкальным стилем и т. п.

Рассмотрим другой пример. Инструментом для создания геометрической модели, передающей внешний облик прототипа, могут быть программы, работающие с графикой, например графический редактор. С его помощью возможно моделировать как плоское, так и объемное изображение, управляя графическими объектами.

Сейчас имеется широкий круг программ, позволяющих создавать различные виды компьютерных знаковых моделей: текстовые процессоры, редакторы формул, электронные таблицы, системы управления в базах данных, профессиональные системы проектирования, а также различные среды программирования.

infourok.ru

Вербальная модель — Энциклопедия по экономике








Если при описании моделей используется язык математики, то говорят о математических моделях. Любая научная дисциплина всегда имеет дело только с приближенным, модельным описанием. Но эти модели могут использовать самые разные языки (символы). Для того, чтобы их отличить от математических моделей, часто используют термины содержательная модель , вербальная модель и др. Построение математических моделей является основой всего системного анализа. Это центральный этап исследования или проектирования любой системы. От качества модели зависит судьба всего последующего анализа.  [c.160]










Для каждой из перечисленных моделей характерен свой собственный, вполне определенный набор свойств. Вербальные модели обладают высокой информационной емкостью (вспомните хотя бы величайшее произведение Л. Н. Толстого «Война и мир»), но их трудно использовать для преобразования информации или решения расчетно-аналитических задач. Семиотические модели, в зависимости от конкретной формы использования тех или иных знаков и символов — схемы, графики, логические диаграммы, математические уравнения и неравенства, — хороши, например, для информационных и оптимизационных задач, для представления их средствами вычислительной техники. Игровые модели (политические, экономические, социальные и деловые игры) занимают особое место. С помощью игровых моделей удобно исследовать механизмы поведенческой неопределенности. При разработке управленческих решений в экономике наиболее часто используют вербальную и графическую формы моделей. Для повышения обоснованности и доказательности решений применяют математические и игровые модели.  [c.48]

Построение содержательной (вербальной) модели рассматриваемого объекта (процесса). На данном этапе происходит формализация цели управления объектом, выделение возможных управляющих воздействий, влияющих на достижение сформулированной цели, а также описание системы ограничений на управляющие воздействия.  [c.7]

Построение математической модели, т. е. перевод сконструированной вербальной модели в ту форму, в которой для ее изучения может быть использован математический аппарат.  [c.8]

Вербальная модель, 78 Вербальные протоколы, 329 Вероятностный метод выборки, 417 423 вероятностная выборка, пропорциональная  [c.947]

В своей основе теория анализа риска позволяет создать гибкую общую сеть вербальных, графических и математических моделей, формируемых на базе взаимодействия с компьютерной документацией применять совокупность взаимосвязанных методов, предназначенных для соответствующих моделей, объединяющих модели и обстоятельства, в которых они использованы, обширный ряд относящихся к делу экспертиз и экспериментов.  [c.332]

Q вербальные (словесные) модели.  [c.428]

Все рассмотренные выше особенности микроэкономики ярко проявляются в ходе экономического моделирования. Экономическая модель — это упрощенное представление об экономической действительности или о том или ином ее фрагменте, отвлекающееся от различных деталей и подробностей, несущественных в данном отношении для понимания главных свойств и взаимосвязей в исследуемом явлении. Вообще модели могут быть словесными (вербальными), графическими и символическими (аналитическими). Образцами таких моделей могут быть соответственно пословица или поговорка, географическая карта, пример из таблицы умножения. Практически любая наука в основном состоит из различных моделей, прежде всего из словесных. Однако графические модели (в силу их наглядности и выразительности) и аналитические (из-за их компактности, четкости и емкости) во многом повышают возможности теоретического моделирования.  [c.16]

Экономическая модель — рабочий инструмент исследователя, при помощи которого теоретические понятия и реальность соотносятся между собой. Модель упорядочивает понятия, устанавливая между ними связи и отношения, которые предположительно соответствуют связям и отношениям реального мира. Сопоставление результатов логического анализа свойств модели с характеристиками реальности для последующей корректировки модели — важнейшее средство разработки теории. В экономической науке применяется широкий спектр моделей от простейших метафор, аналогии и вербальных (словесных) схем, используемых в научных рассуждениях (мыслительных экспериментах), до сложных математических моделей и компьютерных имитационных систем. Первой чётко выраженной экономической моделью, отображающей кругооборот общественного продукта, была Экономическая таблица основоположника школы физиократов французского экономиста Ф. Кенэ (1758), построенная на метафоре кровообращения. В современной экономической теории неуклонно возрастает роль формализованных математических моделей, преимущество которых связано с возможностью надёжно прослеживать сложные цепочки взаимосвязей между параметрами. В зависимости от творческой задачи могут применяться как модели-аппроксимации, призванные отображать реальность как можно ближе к оригиналу, так и модели-карикатуры, намеренно искажающие общую картину, с тем чтобы оттенить отдельные её черты (напр., модель рынка с нулевыми трансакционными издержками, позволившая сформулировать теорему Коуза ).  [c.308]

Удачные варианты ПР-моделей состоят из перевода ключевых, сообщений, созданных для своей целевой аудитории, не на один, а на ряд языков, среди которых присутствуют вербальный, визуальный и событийный. Однако коммуникативный объект должен носить еще более сложный характер, предполагая и разнообразную активность со стороны аудитории. К примеру, та или иная спонсорская деятельность может предполагать осуществление разнообразных конкурсов со стороны аудитории. То есть представленный сложный коммуникативный объект должен быть дополнительно структурирован с точки зрения разных ответов со стороны аудитории. Вовлечение аудитории в деятельность создает более сильное ощущение причастности, увеличивая эффективность воздействия.  [c.427]

Что можно подсчитывать в вербальном потоке, какие типичные исследовательские модели существуют Можно подсчитывать  [c.578]

Если затраты на единицу выпуска убывают с увеличением выпуска, то говорят о возрастающей отдаче от масштаба. Мы покажем, что в сфере высшего образования этот эффект действительно имеет место. Для того чтобы придать всем экономическим терминам и самой рассматриваемой задаче корректный характер, мы должны сформулировать вербальную (т. е. словесную, описательную) модель вуза.  [c.92]

При анализе экономического риска, разделив рассматриваемую систему или экономический процесс на подсистемы, используя вербальные, математические методы, модели и приемы, экспертизы и опыт специалистов, вычислительную технику, ЛПР может анализировать неопределенность, связанную с каждым из элементов системы. Оно может рассматривать степень зависимости между риском и составляющими данного объекта, оценивать совокупное влияние рисков подсистем на процесс.  [c.19]

При анализе коммерческого риска, разделив рассматриваемую систему или экономический процесс на число отдельных элементов (подсистем), используя вербальные, математические методы, модели и приемы, экспертизы и опыт специалистов, вычислительную технику, предприниматель может анализировать неопределенность, связанную с каждым из элементов системы. Он может рассматривать степень зависимости между риском и составляющими данного объекта, оценивать совокупное влияние рисков подсистем на процесс, получив возможность на этой основе выбрать оптимальный вариант экономических решений (стратегий).  [c.9]

Важность применения экономико-математических методов заключается в том, что они позволяют количественно измерить экономические явления и, в частности, значения риска и рыночной неопределенности, что обеспечивает возможность наиболее точного сопоставления исследуемых явлений в отличие от вербальных оценок. Более того, математические методы и модели позволяют имитировать хозяйственные ситуации и оценивать последствия при выборе решений, обходясь без дорогостоящих экспериментов.  [c.54]

Новой темой в графическом дизайне является использование группы изобразительных элементов. До последнего времени отношение к ним менялось неоднократно от полного отказа в чисто вербальных обращениях до излишне иллюстрированных публикаций, перегруженных фотографиями моделей. В середине 90-х годов наметилась тенденция переноса акцента с фотографий на рисунок. Этот процесс был вызван появлением в агентствах более мощ-  [c.93]

Модель цель-средство предполагает, что существует ассоциативная сеть, включающая свойства, выводы и ценности, отражающие реальные потребности, которые необходимо четко понимать при разработке содержания рекламного сообщения. Поэтому эффективная реклама должна быть адресована ко всем уровням, а не только подчеркивать свойства продукта. Основные положительные суждения покупателя должны сообщаться посредством вербальных и визуальных методов, а движущей силой рекламы должен стать соответствующий уровень ценности предлагаемого товара.  [c.253]

Концентрация. Предписанное общей моделью творческого мышления сосредоточение умственных усилий на системе фактов в контексте креативной стратегии проектирования творческой идеи необходимо характеризовать более подробно. Концентрация на системе фактов, определяемая заявлением о позиции торговой марки, — непременная движущая сила творческого поиска. Перевод вербального описания рекламной стратегии на художественный язык образов, символов, метафор требует полного сосредоточения, что само по себе уже составляет некоторые временные издержки. Именно необходимостью сведения таких затрат к минимуму обусловлена необходимость конкретизации данной стадии поиска идеи.  [c.61]

Инкубация идей. Если общая модель разработки идей описывает представленную стадию как подсознательную работу, то креативная стратегия должна зафиксировать вербальные процедуры вычленения стилистических решений фирменной атрибутики.  [c.62]

Для реализации этого будут использоваться средства инструментальной дидактики, предназначение которых — объединить образный и вербальный языки мозга для целостного отражения действительности в образах -моделях представления знаний. Так как образная форма отражения генетически более ранняя и более приоритетная, то дидактические конструкции во внешнем плане должны иметь в первую очередь образные свойства. Тогда опираясь на них, мышление сможет осмысливать учебный материал с помощью операций анализа и синтеза, через внешнюю и внутреннюю речь, через свертывание и развертывание информации.  [c.81]

С учетом этих функций формируется модель процесса коммуникации. Отправитель в соответствии с его накопленным опытом, стратегией поведения в конкретной ситуации, имея определенные цели, составляет сообщение (послание). Сообщение может быть как вербальным, так и невербальным, символьным и должно быть составлено понятно, четко и убедительно. Подготовленное сообщение кодируется, т. е. превращается в символическую форму, затем выбирается наиболее эффективный канал для его передачи. Каналом могут быть речь, письменное сообщение, средства связи. По каналу сообщение передается получателю, который расшифровывает его и согласно переданной информации правильно или неправильно (частично искаженно) понимает это послание. Действия получателя зависят от содержания сообщения, после чего он обеспечивает обратную связь с отправителем. Достоверность и открытость обратной связи зависят от реакции получателя на сообщение отправителя.  [c.488]

Подобное психологическое затруднение, в котором оказывается ЛПР, стремясь разрешить проблему, состояние творческого поиска, обусловленное необходимостью отыскания ответов на столь разные и все же тесно переплетающиеся вопросы, будем называть проблемной ситуацией. Согласно системному подходу, чтобы подойти к разрешению проблемы с научных позиций, ЛПР следует построить модель проблемной ситуации. В качестве модели проблемной ситуации примем совокупность взаимосвязанных вербальных и формальных задач обоснования решений, последовательное решение которых приведет к желаемой цели — выбору наилучшей альтернативы, «наилучшего решения». Термин «наилучшее решение» будет обозначать для нас следующее понятие. Это такое решение, которое в наилучшей степени обеспечивает удовлетворение потребностей ЛПР при заданной (сложившейся) проблемной ситуации наилучшее решение всегда считается ЛПР не менее предпочтительным, чем любая из альтернатив. При рассмотрении модели проблемной ситуации под задачей будем понимать упорядоченное высказывание (вербальное или формальное), состоящее из двух частей. Первая часть — это то, что известно, или «Дано». Вторая — то, что не известно, но «Требуется» («Найти»). Соответственно в зависимости от формы описания будем различать вербальную и формальную (или математическую) постановки задачи. Ясно, что формальную постановку задачи можно получить только на основе вербальной. Для рацио-  [c.68]

Передать кому-то знания, опыт, научить чему-либо Дидактические (обучающие) и развивающие модели Вербальные и графические модели, аудиовизуальные формы (фильмы), игровые модели  [c.132]

Разъяснить кому-либо достоинства и недостатки чего-то, прояснить какой-то вопрос, раскрыть содержание замысла Демонстрационные модели Вербальные и графические модели, аудиовизуальные формы (фильмы), игровые модели  [c.132]

Отыскать информацию, «подсказать» как, где, что, когда и т. п. Информационно-справочные системы Традиционные вербальные и графические (текстовые) формы, базы данных, базы знаний, модели искусственного интеллекта  [c.133]

МОДЕЛЬ (от лат. modulus — мера, образец) — образец, аналог предмета, вещи, в соответствии с которыми они изготовляются, производятся, например модель одежды, модель автомобиля. Моделью называют также изображение, описание предмета, объекта, процесса, на основании которого можно получить представление о них. Такое описание может быть математическим, в этом случае модель называют математической. В экономике широко используются экономико-математические модели. В жизни часто используются словесные описания вещей, событий, явлений, которые могут быть названы словесными (вербальными) моделями. См. также ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ.  [c.286]

Независимо от того, какие идеи декларируются в этих работах и насколько оптимистично или мрачно рисуемое ими будущее человечества, от того, используется в них компьютерная или вербальная модель мира, все авторы, за исключением Я. Тинбергена и его коллег, исходят из метафизич. представления о развитии и, в первую очередь, о роли научно-технич. прогресса. Тезис о том, что развивающиеся регионы мира должны повторить  [c.614]

Большинство проблем, особенно макроэкономического уровня, не формализуемы и могут быть решены только с помощью качественных методов, использующих логику рассуждений (и ее законы), сопоставлений, аналогий, построения теоретических моделей, основанных на вербально-эвристических методах (предполагающих продуктивное творческое мышление, интуицию и хозяйственный опыт). Кроме того, математическое моделирование не может быть универсально примененено в анализе тенденций развития экономической системы, где действуют свои законы, выражающие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами. Эти законы так же объективны, как и законы природы, хотя и являются законами человеческих (экономических) отношений между людьми. Не все эти законы можно выразить с помощью количественных зависимостей.  [c.247]

Человечество очень сильно прислушивается к вербальному построению модели мира, очень чутко реагируя именно на вербальные стороны тех или иных явлений. Так, в период избирательной кампании А. Лебедя откопали, что у Ермака была фамилия Лебедь, а также прокрутили известный фильм «Не стреляйте в белых лебедей». Г. Селезнев, реагируя на молодость министров правительства С. Кириенко, предложил называть российский дом правительства «домом или дворцом пионеров» (новости НТВ, 1998, 6 мая). Подоб-  [c.244]

Тут также следует подчеркнуть, что если бывший Советский Союз боролся на вербальном уровне, его противник действовал на иных уровнях. Основные сообщения, получаемые обществом с Запада, были невербальными визуальными (кинофильмы давали картинки типичной киножизни, которые читались как вариант реально типичной жизни), событийными (непроизводственный срез жизни был слабо отражен советской идеологией), материальными (джинсы воздействовали на равных с томом «Капитала» Маркса, но они не требовали рационального, связанного с умственными усилиями понимания). Естественно, что подобные сообщения даже в принципе не могли быть опровергнуты на вербальном уровне, поскольку воздействие шло на иных основаниях. Многообразию воздействия противостояло однообразие противодействия, что не могло не отразиться на результатах. Поэтому личностные попытки спасти ситуацию, приняв на себя модели поведения западного лидера, что было у М. Горбачева, все равно не могли изменить ситуацию. Общество уже было переориентировано на западную парадигму. Зато в постсоветский период вновь активно возникли модели советского времени, в первую очередь это относится к среднеазиатским республикам.  [c.450]

При выборе текстового шрифта для набора редакционных материалов на первом месте стоят такие его качества, как удобочитаемость и соответствие производственно-техническим требованиям. Именно эти два признака выделяет А. Г. Шицгал в качестве ведущих при создании рисунков типографских шрифтов. Как правило, текстовой шрифт является составляющим модели издания, где обозначены одна-две основные и дополнительные гарнитуры. Эстетические требования к текстовому шрифту в рекламе несколько иные. Рисунок шрифта должен учитывать характер использования других элементов оформления. Это сближает эстетику шрифта рекламы и книги. Однако если в книге одно из основных требований к текстовому шрифту — его соответствие содержанию произведения, то в рекламе на первый план выдвигается другой признак — соответствие образу, создаваемому дизайнером. В последнее время рисунок текстового шрифта все чаще входит в программы фирменного стиля крупнейших коммерческих предприятий. Признак соответствия объекту рекламы может быть определяющим для выбора гарнитуры при создании исключительно вербальных обращений.  [c.84]

Теория неокейнсианская (neo-Keynesian theory) — экономическая теория, созданная последователями Кейнса, которые попытались объединить кейнсианский подход к инфляции со взглядами неоклассической экономической школы. Концепция инфляционного гэпа, созданная Кейнсом, представляла собой модель инфляции спроса с жесткой заработной платой в краткосрочном периоде. Она игнорировала денежный рынок, игравший ключевую роль в количественной теории денег. Подход великого макроэкономиста к инфляции как к неденежному феномену, возникающему под воздействием шоков совокупного спроса, был принят большинством кейнсианцев. А. Смити и другие экономисты математически описали вербальный анализ Кейнсом инфляционного гэпа их подход к исследо-  [c.335]

Однако и в первом и во втором случаях вам не избежать хотя бы мысленного общения с другой личностью. Надо, следовательно, научиться понимать слова других и видеть за ними их истинный смысл. Надо уметь расшифровывать то, что говорящий хотел бы скрыть, но за него непроизвольно говорят его жесты (так называемый body language ). Во многом решению указанных важных вопросов предпринимателю помогает знание классификации основных психологических типов индивидов, с которыми ему как заинтересованному субъекту, возможно, придется столкнуться при стремлении к несиловому разрешению конфликта, а в ходе делового общения. Заметим, что в психологической теории решений, практике психоанализа и в методологии делового общения принято лиц, взаимодействующих на вербальном уровне, т.е. словесно, и имеющих целью выяснение позиций сторон, именовать собеседниками. Весьма выразительно основные психологические типы индивидов представлены в виде абстрактных типов собеседников в работе [36]. Подчеркнем еще раз — именно абстрактных, условных. Это своеобразные психологические модели, в которых в гипертрофированной форме отображены наиболее часто встречающиеся в деловом мире типы собеседников. Для выразительности каждая такая модель снабжена узнаваемыми чертами, имеющими значение для подготовки и проведения деловой беседы. Конечно, в жизни в чистом виде эти типы не встречаются.  [c.261]

Фундаментальные технические знания необходимо дидактически препарировать , чтобы органически ввести их в содержание обучения средствами инструментальной дидактики. Дидактическая многомерная технология [1] развивает концепцию лично-ориентированного обучения на основе деятельностного подхода в психологии самоорганизации учебной познавательной деятельности студента технического вуза заочной формы обучения. Концепция многомерно-смысловых пространств продолжает линию субмногомерных символов и схем, она наследует графические элементы радиально-кругового типа и словесные элементы, что обеспечивает природосообразный характер моделей по отношению к морфологическим особенностям головного мозга. Проблема может быть преодолена, если познавательная учебная деятельность студентов-заочников будет организована по двум уровням сложности освоения учебного материала первое контактное взаимодействие с изучаемым объектом происходит во внешнем плане, отражение в образно-наглядной и вербальной форме, а затем переносится во внутренний план, его отображение в образно-понятийной форме по результатам логико-смыслового анализа, использования внешнего плана как опоры и регулятора внутренних действий и завершаться моделированием.  [c.81]

Задача анализа проблемы. Это наиболее ответственная часть модели проблемной ситуации. Решение задачи предполагает на начальном этапе содержательный анализ проблемы с целью проверки ее «на истинность», чтобы не взяться за решение мнимой, неактуальной проблемы. После этого проводят вербальное описание выбранной проблемы и вербаль-но формулируют цель предстоящих действий. Окончатель-  [c.71]

economy-ru.info

Знаковые и вербальные информационные модели — Студопедия.Нет

К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. «verbalize» — устный) модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает свою модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти авария. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.

Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме.

Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.

Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы… Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.

По форме представления можно выделить следующие виды информационных моделей:

· геометрические модели — графические формы и объемные конструкции;

· словесные модели — устные и письменные описания с использованием иллюстраций;


· математические модели — математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса;

· структурные модели — схемы, графики, таблицы и т. п.;

· логические модели — модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий;

· специальные модели — ноты, химические формулы и т. п.;

· компьютерные и некомпьютерные модели.

Компьютерные и некомпьютерные модели

Если модель выражена в абстрактной, умозрительной форме, то нужны некоторые знаковые системы, позволяющие описать ее — специальные языки, чертежи, схемы, графики, таблицы, алгоритмы, математические формулы и т. п. Здесь могут быть использованы два варианта инструментария: либо традиционный набор инженера или конструктора (карандаш, линейка), либо самый совершенный в наши дни прибор — компьютер.

4. Классификации информационных знаковых моделей: по способу реализации:

Компьютерная модель – модель, реализованная средствами программной среды.

компьютерные и некомпьютерные модели.

Первым этапом любого исследования является постановка задачи, которая определяется заданной целью.
Задача формулируется на обычном языке. По характеру постановки все задачи можно разделить на две основные группы. К первой группе можно отнести задачи, в которых требуется исследовать, как изменятся характеристики объекта при некотором воздействии на него, «что будет, если?…». Вторая группа задач: какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию, «как сделать, чтобы?..».



Второйэтап — анализ объекта. Результат анализа объекта – выявление его составляющих (элементарных объектов) и определения связей между ними.

Третийэтап – разработка информационной модели объекта. Построение модели должно быть связано с целью моделирования. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные, свойства, которые соответствуют цели

Формализация — это процесс выделения и перевода внутренней структуры объекта в определенную информационную структуру — форму.

Все то, о чем говорилось выше – это формализация, т. е замена реального объекта или процесса его формальным описанием, т.е. егоинформационной моделью.

Построив информационную модель, человек использует ее вместо объекта-оригинала для изучения свойств этого объекта, прогнозирования его поведения и пр. Прежде чем строить какое-то сложное сооружение, например мост, конструкторы делают его чертежи, проводят расчеты прочности, допустимых нагрузок. Таким образом, вместо реального моста они имеют дело с его модельным описанием в виде чертежей, математических формул.

Моделирование любой системы невозможно без предварительной формализации. По сути, формализация — это первый и очень важный этап процесса моделирования.

studopedia.net

Информационная модель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пример информационной модели.

Информационная модель — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта[1].

Информационная модель (в широком, общенаучном смысле) — совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

С. А. Терехов[кто?] выделяет несколько типов информационных моделей, отличающихся по характеру запросов к ним[2]:

  1. Моделирование отклика системы на внешнее воздействие
  2. Классификация внутренних состояний системы
  3. Прогноз динамики изменения системы
  4. Оценка полноты описания системы и сравнительная информационная значимость параметров системы
  5. Оптимизация параметров системы по отношению к заданной функции ценности
  6. Адаптивное управление системой

Информационные модели в информатике[править | править код]

Информационная модель в информатике — это представление понятий, связей, ограничений, правил и операций, предназначенное для определения семантики данных для конкретной проблемной области[3].

Информационное моделирование здания — это подход к возведению, оснащению, обеспечению эксплуатации и ремонту здания (к управлению жизненным циклом объекта), который предполагает сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании со всеми её взаимосвязями и зависимостями, когда здание и все, что имеет к нему отношение, рассматриваются как единый объект[источник не указан 1030 дней].

Процесс коллективного создания и использования информации о сооружении формирует основу для всех решений на протяжении жизненного цикла объекта (от самых ранних концепций до рабочего проектирования, строительства, эксплуатации и сноса).

  • Терехов С. А. Нейросетевые информационные модели сложных инженерных систем // Нейроинформатика / А. Н. Горбань, В. Л. Дунин-Барковский, А. Н. Кирдин и др.. — Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1998. — 296 с.

Serov N.V.:

  • The Ontology of Dimensionality for Anthropological Database Modeling. // Automatic Documentation and Mathematical Linguistics, 2010, Vol. 44, No. 1, pp. 1-15 [1];
  • Ibid.Idem.2016, Volume 50, Issue 3, pp 91-103, An information model of light quantization [2].

ru.wikipedia.org

Знаковые и вербальные информационные модели

Информация,
характеризующая объект или процесс,
может иметь разный объем и форму
представления, выражаться различными
средствами. Это многообразие настолько
безгранично, насколько велики возможности
каждого человека и его фантазии.

К
информационным моделям можно отнести
вербальные (от лат. «verbalis» — устный)
модели, полученные в результате раздумий,
умозаключений. Они могут так и остаться
мысленными, или быть выражены словесно.

Вербальная
модель

информационная
модель в мысленной или разговорной
форме.

Знаковая
модель

информационная
модель, выраженная специальными знаками,
т. е. средствами любого формального
языка.

Знаковые
модели окружают нас повсюду. Это рисунки,
тексты, графики и схемы… Вербальные и
знаковые модели,
как правило,
взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся
в мозгу человека, может быть облечен в
знаковую форму. И наоборот, знаковая
модель
помогает
сформировать в сознании верный мысленный
образ.

По
форме представления можно выделить
следующие виды информационных моделей:

• геометрические
модели —
графические
формы и
объемные конструкции;

• словесные
модели — устные и письменные описания
с использованием иллюстраций;

• математические
модели — математические формулы,
отображающие связь различных параметров
объекта или
процесса;

• структурные
модели — схемы, графики, таблицы и т. п.;

• логические
модели — модели, в которых представлены
различные варианты выбора действий на
основе умозаключений и анализа условий;

• специальные
модели — ноты,
химические
формулы и т. д.,

• компьютерные и
некомпьютерные модели.

Компьютерные и некомпьютерные модели

Многообразие
моделей предполагает огромный спектр
инструментов для
их реализации.
Существует немало формальных языков,
относящихся к разным областям деятельности,
пригодных для описания моделей.

Если
модель имеет материальную природу, то
для ее создания годятся традиционные
инструменты: резец скульптора, кисть
художника, фотоаппарат, токарный или
фрезерный станок, пресс, наконец, пила
и топор.

Если
модель выражена в абстрактной,
умозрительной форме, то нужны некоторые
знаковые системы, позволяющие описать
ее — специальные языки, чертежи, схемы,
графики, таблицы, алгоритмы, математические
формулы и т. п. Здесь могут быть использованы
два варианта инструментария: либо
традиционный набор инженера или
конструктора (карандаш, линейка), либо
самый совершенный в наши дни прибор —
компьютер.

Вот
так мы подошли еще к одной ступени
классификации информационных знаковых
моделей: по
способу реализации

они
подразделяются на компьютерные и
некомпьютерные модели.

Компьютерная
модель


модель, реализованная средствами
программной среды.

Имея
дело с компьютером как с инструментом,
нужно помнить, что он работает с
информацией. Поэтому следует исходить
из того, какую информацию и в каком виде
может воспринимать и обрабатывать
компьютер. Современный компьютер
способен работать со звуком,
видеоизображением, анимацией, текстом,
схемами, таблицами и т.д. Но
для
использования всего многообразия
информации необходимо как техническое
(Hardware), так и программное (Software) обеспечение.
И то и другое — инструменты компьютерного
моделирования.

Например,
для работы со звуком нужна специальная
плата в компьютере, звуковая карта
(Sound Blaster) и специализированное программное
обеспечение.

Инструментом
для создания
геометрической модели, передающей
внешний облик прототипа, могут быть
программы, работающие с графикой,
например графический редактор. С его
помощью, возможно моделировать как
плоское, так и объемное изображение,
управляя графическими объектами.

Сейчас
имеется широкий круг программ, позволяющих
создавать различные виды компьютерных
знаковых моделей; текстовые процессоры,
редакторы формул, электронные таблицы,
системы управления в базах данных,
профессиональные системы проектирования,
а также различные среды программирования.

studfile.net

Знаковые и вербальные информационные модели




К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. «verbalize» — устный) модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает свою модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти авария. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.

Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме.

Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.

Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы… Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.

Согласно легенде, яблоко, упавшее на голову Ньютону, вызвало в его сознании мысль о земном притяжении. И только впоследствии эта мысль оформилась в закон, т. е. обрела знаковую форму.

Человек прочитал текст, объясняющий некоторое физическое явление, и у него сформировался мысленный образ. В дальнейшем такой образ поможет распознать реальное явление.

 

Признаки классификаций моделей: 1) по области использования;

2) по фактору времени;

3) по отрасли знаний;

4) по форме представления

1) Классификация моделей по области использования:

Учебные модели – используются при обучении;

Опытные – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик

Научно — технические — создаются для исследования процессов и явлений



Игровые – репетиция поведения объекта в различных условиях

Имитационные – отражение реальности в той или иной степени (это метод проб и ошибок)

 

2) Классификация моделей по фактору времени:

Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту). Примеры моделей: классификация животных…., строение молекул, список посаженных деревьев, отчет об обследовании состояния зубов в школе и тд.

Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание движения тел, развития организмов, процесс химических реакций.

 

3) Классификация моделей по отрасли знаний— это классификация по отрасли деятельности человека: Математические, биологические, химические, социальные, экономические, исторические и тд

 

4) Классификация моделей по форме представления:

Материальные– это предметные (физические) модели. Они всегда имеют реальное воплощение. Отражают внешнее свойство и внутреннее устройство исходных объектов, суть процессов и явлений объекта-оригинала. Это экспериментальный метод познания окружающей среды. Примеры: детские игрушки, скелет человека, чучело, макет солнечной системы, школьные пособия, физические и химические опыты

Абстрактные (нематериальные) – не имеют реального воплощения. Их основу составляет информация. это теоретический метод познания окружающей среды. По признаку реализации они бывают: мысленные и вербальные; информационные

Мысленныемодели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Это модель сопутствует сознательной деятельности человека.

Вербальные– мысленные модели выраженные в разговорной форме. Используется для передачи мыслей

Информационные модели – целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойств этого объекта.

Типы информационных моделей :

Табличные – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)




Иерархические – объекты распределены по уровням. Каждый элемент высокого уровня состоит из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня

Сетевые – применяют для отражения систем, в которых связи между элементами имеют сложную структуру

По степени формализацииинформационные модели бывают образно-знаковые и знаковые. Напримеры:

Образно-знаковые модели :

Геометрические (рисунок, пиктограмма, чертеж, карта, план, объемное изображение)

Структурные (таблица, граф, схема, диаграмма)

Словесные (описание естественными языками)

Алгоритмические (нумерованный список, пошаговое перечисление, блок-схема)

Знаковые модели:

Математические – представлены матем.формулами, отображающими связь параметров

Специальные – представлены на спец. языках (ноты, хим.формулы)

Алгоритмические – программы

Признаки классификаций моделей:Классификация моделей по области использования

 

Этапы моделирования.

Основные этапы компьютерного моделирования

Все этапы определяются поставленной задачей и целями моделирования. В общем случае процесс построения и исследования модели можно представить следующей схемой:

Первый этап — постановка задачи включает в себя стадии: описание задачи, определение цели моделирования, анализ объекта.

  • Описание задачи

Задача формулируется на обычном языке.

  • Определение цели моделирования

 

На этой стадии необходимо среди многих характеристик (параметров) объекта выделитьсущественные.
 
  • Анализ объекта подразумевает четкое выделение моделируемого объекта и его основных свойств.

Второй этап — формализация задачи связан с созданием формализованной модели, то есть модели, записанной на каком-либо формальном языке. Например, данные переписи населения, представленные в виде таблицы или диаграммы — это формализованная модель.

 

 

Третий этап — разработка компьютерной модели начинается с выбора инструмента моделирования, другими словами, программной среды, в которой будет создаваться и исследоваться модель. От этого выбора зависит алгоритм построения компьютерной модели, а также форма его представления. В среде программирования это программа, написанная на соответствующем языке. В прикладных средах (электронные таблицы, СУБД, графических редакторах и т. д.) это последовательность технологических приемов, приводящих к решению задачи.
Четвертый этап — компьютерный эксперимент включает две стадии: тестирование модели и проведение исследования.

Тестирование модели — процесс проверки правильности построения модели.
  • Исследование модели
    К этой стадии компьютерного эксперимента можно переходить только после того, как тестирование модели прошло успешно, и вы уверены, что создана именно та модель, которую необходимо исследовать.

Пятый этап — анализ результатов является ключевым для процесса моделирования. Именно по итогам этого этапа принимается решение: продолжать исследование или закончить.

Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит, на предыдущих этапах были допущены ошибки. В этом случае необходимо корректировать модель, то есть возвращаться к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты компьютерного эксперимента не будут отвечать целям моделирования.

??????36. Информационные модели, виды и характеристика. Примеры.

Информационная модель

1)Информационная модель — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта.

Информационная модель — совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

2)Информационные модели делятся на описательные и формальные.

Описательные информационные модели — это модели, созданные на естественном языке (т.е. на любом языке общения между людьми: английском, русском, китайском, мальтийском и т.п.) в устной или письменной форме.

Формальные информационные модели — это модели, созданные на формальном языке (т.е. научном, профессиональном или специализированном). Примеры формальных моделей: все виды формул, таблицы, графы, карты, схемы и т.д.

Хроматические (информационные) модели — это модели, созданные на естественном языке семантики цветовых концептов и их онтологических предикатов (т.е. на языке смыслов и значений цветовых канонов, репрезентативно воспроизводившихся в мировой культуре). Примеры хроматических моделей: «атомарная» модель интеллекта (АМИ), межконфессиональная имманентность религий (МИР), модель аксиолого-социальной семантики (МАСС) и др., созданные на базе теории и методологии хроматизма.

 










infopedia.su

Знаковые и вербальные информационные модели — Студопедия.Нет

Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разный объем и форму представления, выражаться различными средствами. Это многообразие настолько безгранично, насколько велики возможности каждого человека и его фантазии.

К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. «verbalis» — устный) модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает свою модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти авария. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.

Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме.

Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.

Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы… Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.


Согласно легенде, яблоко, упавшее на голову Ньютону, вызвало в его сознании мысль о земном притяжении. И только впоследствии эта мысль оформилась в закон, т. е. обрела знаковую форму.

Человек прочитал текст, объясняющий некоторое физическое явление, и у него сформировался мысленный образ. В дальнейшем такой образ поможет распознать реальное явление.

По форме представления можно выделить следующие виды информационных моделей:

· геометрические модели — графические формы и объемные конструкции;

· словесные модели — устные и письменные описания с использованием иллюстраций;

· математические модели — математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса;

· структурные модели — схемы, графики, таблицы и т. п.;

· логические модели — модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий;

· специальные модели — ноты, химические формулы и т. п.;

· компьютерные и некомпьютерные модели.

Компьютерные и некомпьютерные модели

Многообразие моделей предполагает огромный спектр инструментов для их реализации. Существует немало формальных языков, относящихся к разным областям деятельности, пригодных для описания моделей.

Если модель имеет материальную природу, то для ее создания годятся традиционные инструменты: резец скульптора, кисть художника, фотоаппарат, токарный или фрезерный станок, пресс, наконец пила и топор.

Если модель выражена в абстрактной, умозрительной форме, то нужны некоторые знаковые системы, позволяющие описать ее, — специальные языки, чертежи, схемы, графики, таблицы, алгоритмы, математические формулы и т. п. Здесь могут быть использованы два варианта инструментария: либо традиционный набор инженера или конструктора (карандаш, линейка), либо самый совершенный в наши дни прибор — компьютер.



Вот так мы подошли еще к одной ступени классификации информационных знаковых моделей: по способу реализации они подразделяются на компьютерные и некомпьютерные модели.

Компьютерная модель — модель, реализованная средствами программной среды.

Имея дело с компьютером как с инструментом, нужно помнить, что он работает с информацией. Поэтому следует исходить из того, какую информацию и в каком виде может воспринимать и обрабатывать компьютер. Современный компьютер способен работать со звуком, видеоизображением, анимацией, текстом, схемами, таблицами и т. д. Но для использования всего многообразия информации необходимо как техническое (Hardware), так и программное (Software) обеспечение. И то и другое — инструменты компьютерного моделирования. Например, для работы со звуком нужна специальная плата в компьютере, звуковая карта (Sound Blaster) и специализированное программное обеспечение. Для композитора это, к примеру, профессиональный музыкальный редактор, который позволяет не только набрать нотный текст и распечатать его, но и сделать аранжировку произведения. Расписав ноты для разных инструментов, композитор может прослушивать их звуковые модели отдельно и в ансамбле. Цифровое звучание компьютерных моделей почти не отличается от тембра реальных инструментов. Компьютер позволяет соединять реальный голос певца со звуковой моделью мелодии, а также моделировать голос разной

высоты и тембра (тенор, драматический бас и т. п.). Существуют программы, с помощью которых компьютер может создавать композиции самостоятельно в соответствии с заданным ритмом, темпом, музыкальным стилем и т. п. Рассмотрим другой пример. Инструментом для создания геометрической модели, передающей внешний облик прототипа, могут быть программы, работающие с графикой, например графический редактор. С его помощью возможно моделировать как плоское, так и объемное изображение, управляя графическими объектами. Сейчас имеется широкий круг программ, позволяющих создавать различные виды компьютерных знаковых моделей: текстовые процессоры, редакторы формул, электронные таблицы, системы управления в базах данных, профессиональные системы проектирования, а также различные среды программирования.

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры классификаций в жизни.

2. По каким признакам можно классифицировать модели?

3. Приведите примеры учебных моделей.

4. Чем отличаются статические модели от динамических?

5. Приведите примеры статических и динамических моделей.

6. Что такое материальные модели?

7. Что такое информационная модель?

 

studopedia.net

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о