Как лучше начать сочинение – Как начать сочинение? Как писать начало сочинения

Содержание

Как начать сочинение? Как писать начало сочинения

О том, как начать сочинение, сказать можно многое. Однако, как всем известно, для того, чтобы решить проблему, необходимо понять её суть. Так что если у ученика есть вопросы по поводу того, как начать сочинение, лучше всего поговорить о том, как в целом выглядит процесс работы над созданием текста.

Структура и её особенности

Сочинение пишут все школьники – вне зависимости от того, какие у них пристрастия или предпочтения по отношению к наукам и дисциплинам. Вообще, каждый человек обязан уметь грамотно излагать свои мысли. Отлично развивает речь (как устную, так и письменную) написание сочинений.

Любое эссе состоит из вступления, из части, в которой раскрывается тема, и заключения. Это общепринятая структура, которая знакома каждому. Иногда перед вступлением идёт эпиграф – подобранная по теме фраза, цитата или знаменитое высказывание. В общем-то, требования к оформлению отличаются – к ученикам средней школы высоких не предъявляют, а вот старшеклассники должны составлять более сложные тексты (причем как по структуре, так и по смыслу).

Каким должно быть начало?

В зависимости от того, какого объема должно быть сочинение, его вступление занимает около 10-15 процентов от всего текста. Перед тем как писать начало сочинения, школьник должен хорошо поразмыслить о том, какие лучше подобрать слова. Ведь назначение вступления – подвести читателя к главной мысли, посвятить его в тему и дать понять, что об этом необходимо поговорить.

Также важно вспомнить, какое должно быть сочинение. Имеется в виду его направление: может быть описание или рассуждение, иногда – и вовсе простое повествование. Но одно помнить просто необходимо. Времени на написание очень мало (особенно если это сочинение на ЕГЭ), и не стоит слишком долго раздумывать. Надо сконцентрироваться, сосредоточиться и выбрать один из наиболее распространенных способов написать начало сочинения по литературе.

Эссе по литературе

Очень часто ученикам задают написать эссе по какому-нибудь произведению. Как начать сочинение в таком случае? Первым делом – сказать пару слов об авторе данного произведения. Можно с уверенностью заявить, что это – самый популярный (если не универсальный) приём, используемый учениками. Но здесь важно не увлекаться и не перенасыщать вступление биографическими сведениями. Стоит оставить место ещё и для нескольких предложений, касающихся произведения. Например: «Что же можно сказать о произведении «Маленький Принц»? Пожалуй, то, что именно в нём Антуан де Сент-Экзюпери сумел воплотить такие понятия, как искренность, честность и, конечно же, богатый внутренний мир человека». Такое начало хорошо тем, что оно конкретно обозначает тему сочинения – сразу становится ясно, о чем впоследствии пойдёт речь.

Риторические вопросы – это тоже хороший способ начать повествование. Более того, он подходит практически во всех случаях. Можно написать что-то вроде: «Почему люди всё чаще лгут сами себе? Почему так мало людей, которые честны перед собой?» Такое вступление станет хорошим началом сочинения-рассуждения на какую-нибудь нравственную или моральную тему.

Авторское слово

Перед тем как начать сочинение-рассуждение вопросами или же цитатами, стоит вспомнить о том, что никто не запрещал сделать авторское вступление. Ведь эссе – свободный жанр. И это просто огромный плюс. Можно начать с фразы «Я часто думала о том, что…» или же «Наблюдая за людьми, я нередко задумывался о том, что…». Во-первых, это показывает, что автор – человек внимательный и интересующийся вопросом, о котором в дальнейшем пойдёт речь. Это важно – значит, сочинение будет увлекательным и полезным. Автор, не стесняющийся выражать собственное мнение, может чему-то научить, возможно, даже изменить мировоззрение читателя.

Вообще, надо помнить, что сочинение очень похоже на эссе. Вот только последнее – это публицистический жанр. И его назначение заключается в том, чтобы убедить своего читателя в личной правоте. Такой ход можно использовать и в школьном сочинении. Главное – не переусердствовать с этим во вступлении. Оно не должно быть слишком перегруженным. Для изложения главной мысли есть основная часть – лучше в этом плане вложиться в неё.

План вступления

Многие школьники, волнующиеся по поводу того, как начать сочинение-рассуждение, решают составить план. Что ж, это неплохая идея, особенно если работа будет итоговой или аттестационной. Однако план лучше составлять для всего сочинения. А для вступления хватит памятки.

Итак, первым делом необходимо запомнить, что к теме рецензируемого текста лучше всего подводить двумя-тремя предложениями. Потом следует осветить проблему, которая поднимается в сочинении. Затем не помешает комментарий по данному поводу – лучше всего, если это будет мнение какого-либо великого человека (некоторые даже цитируют их высказывания в указанной части). И напоследок – авторская позиция. Ученик может написать, почему выбранная тема кажется актуальной именно ему, какие предпосылки у него для этого есть и что вообще он думает по этому поводу. Сочинение на то и создано, чтобы высказывать свою позицию. Но многие об этом забывают.

Как грамотно рассуждать?

Как начать сочинение, в тексте которого автор планирует рассуждать? Что ж, во-первых, надо помнить о том, что рассудительное эссе имеет перед собой цель – убедить читателя в чем-то. Возможно, изменить или закрепить мнение касательно того или иного вопроса. Так что именно поэтому основа рассуждения – четко сформулированная мысль. К этому шагу необходимо отнестись ответственно. Для того чтобы проверить, хорошо ли изложена мысль, стоит высказать её нескольким людям. В том случае, если у них не осталось вопросов по поводу сути, которую она содержит – значит, всё получилось, и можно развивать её дальше.

Варианты тем

Чтобы хорошо написать сочинение на тему, заданную педагогом, необходимо в ней разбираться. Иначе как можно рассказывать о том, чего сам не знаешь? Зачастую это проблема, так как не все темы являются близкими для учеников. Намного лучше, если они сами выбирают, о чем будут писать.

Хотя на самом деле не всё так сложно – чаще всего тематика относится к категории морально-этических или нравственных. Любовь, отношения, дружба, предательство, мужество, доброта – вот о чем чаще всего необходимо рассуждать школьникам. И если попадется какая-нибудь из вышеперечисленных тем или же схожая – будет хорошо.

Чтобы понять, как лучше начать сочинение, можно рассмотреть это на примере вступления эссе на тему «Любовь». Оно может выглядеть следующим образом: «Любовь – как часто мы слышим это слово? Практически каждый день. А задумываемся ли мы, что оно означает? Знает ли хоть кто-нибудь из нас, какой смысл таится в этом слове? Какие чувства скрываются в нём? Наверняка каждый хоть раз об этом думал. И понимал, насколько трудно объяснить всё это. В особенности свои чувства». Можно видеть, что в таком небольшом вступлении очень много вопросов. И зачастую ответы на них дают в основной части. К тому же такого рода начало заставляет читателей думать.

Общие правила

Итак, о том, как лучше начать сочинение, можно говорить долго. Но самое интересное — всё здесь зависит от автора. Ведь это творческая работа. Здесь важно вдохновение и собственное желание выразить свои мысли по заданной теме. Самое главное — помнить о том, что в тексте должны быть конкретика и смысл. Поэтому, перед тем как писать начало сочинения, надо сосредоточиться на теме – так получится избежать «воды» в тексте. И ещё надо помнить то, что вступление не должно быть слишком большим. Достаточно часто неопытные авторы увлекаются, и начало превращается в основную часть.

fb.ru

Как начинать сочинения-рассуждения? Как можно начать сочинение?

Быть писателем может не каждый. Для кого-то написать сочинение ничего не стоит, а кому-то сразу становится плохо от одной только мысли, что нужно что-то придумать. Сразу возникает вопрос о том, как начинать сочинения-рассуждения, что написать и каким образом подогнать текст под нужный объем. Однако если разобраться, то здесь все предельно просто: немного времени, толика смекалки и можно действовать.

Начать с середины

Начало сочинения по русскому языку может быть разным. Кто-то пишет о том, что будет в тексте, кто-то начинает рассказывать об одном и плавно переходит к основной теме. Но все без исключения задумываются о том, как можно начать сочинение-рассуждение, какой тезис использовать, с чего приступить к рассказу.

Некоторые долго размышляют над этими вопросами, а кое-кто приспособился обходить их хитрыми уловками: они сначала описывают самое важное, потом делают вывод и только в конце пишут «второй вывод» написанного, который и является началом сочинения. Проще говоря, это метод, который основан на том, что написание сочинения-рассуждения начинается с основных моментов. Следует рассмотреть его поэтапно.

Этапы написания текста

  1. Главная мысль. Исполнителю не стоит задумываться о том, как начать свой текст, какой подобрать тезис или поставить вопрос. Начало лучше отложить на потом. Первым делом стоит показать основную мысль сочинения, полностью раскрыв тему.
  2. Подводим итоги. Последний абзац каждого сочинения отведен для того, чтобы подвести итоги написанного. То есть необходимо подтвердить или опровергнуть сказанное, в зависимости от цели произведения.
  3. Вступительная часть. Написать начало к тексту намного легче, когда готово само сочинение. Начало сочинения-рассуждения может быть представлено в виде вопроса или тезиса. Также работу можно начать несколькими утвердительными предложениями, которые подтверждаются в выводах. Проще говоря, вступительная часть следует из выводов.

Почему начинать с середины легче?

Каждое сочинение состоит из трех основных составляющих:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Выводы.

Всегда есть задание, на какую тему нужно написать сочинение, то есть о чем должна быть основная часть. Именно поэтому начинать текст с раскрытия темы намного легче. После этого уже становится понятным, как можно начать сочинение и чем его закончить. Эта методика позволяет более целесообразно распределить время для выполнения задания, что особенно уместно на ЕГЭ.

Сколько должна занимать вступительная часть?

Вступительная часть сочинения не должна быть большой – максимум 5 предложений. Этот абзац должен отвечать на такие вопросы:

  • Что будет написано?
  • Какое мнение я буду отстаивать?
  • С чем ассоциируется у меня тема сочинения?
  • Почему я хочу это написать?

Отвечая на вопрос о том, как начинать сочинения, можно сказать, что во вступительной части нужно написать концентрированную, сжатую информацию, а в основной – разбавлять ее объяснениями.

Каким может быть введение?

В любом деле самое сложное – это начало. У многих возникает вопрос о том, как начать сочинение на тему, заданную преподавателем. Введение сочинения может иметь несколько вариантов:

  • Аналитика. Исполнитель анализирует основную тему сочинения и отстаивает свою точку зрения. Он может, к примеру, согласиться с какими-то фактами или высказываниями или же опровергнуть то, что было доказано ранее. Оперируя здравым смыслом и логичными рассуждениями, автор обязан показать, почему он считает так, а не иначе. И во вступительной части необходимо написать о том, какая точка зрения поддерживается автором и с какой стороны это будет рассматриваться.
  • Общая характеристика. Особенно актуален этот вариант введения, когда нужно проанализировать литературного героя или сюжет конкретного произведения. Тогда можно начинать сочинение с описания общей его характеристики, значения и роли.
Немного истории. Подобное вступление опирается на описание эпохи и ее составляющих, которые состоят из политических, социальных и культурных взглядов, что характерны тому периоду времени. Такая вступительная часть встречается очень часто, поэтому лучше от нее воздержаться. Итак, вам не известно, как начать сочинение? ЕГЭ – это очень серьезное испытание для старшеклассников, поэтому в своей работе историю лучше не применять.
  • Лирика. Пожалуй, это универсальное вступительное средство, которое активно используется не только для школьных сочинений, но и в большой литературе. Как начинать сочинения подобным образом? Да очень просто! Необходимо соединить тему и жизненный опыт. К примеру: «В прошлом году в моей деревне…» или «Когда-то я поехал…».
  • Современность. Очень часто можно встретить сочинения, которые начинаются словами: «В современную эпоху, когда изменилось…». Перекличка с современностью может стать обоюдоострым мечом, который способен как защитить своего создателя, представив автора как эрудированную личность, так и погубить его творение, превратив текст в очередную критику современности. Здесь главное – следить за основной мыслью текста.

Свое мнение

Неважно, каким будет введение текста – лирическим или историческим. Главное, чтобы автор показал свою мысль, то, как думает именно он, а не книги с готовыми сочинениями. Для этого можно использовать такие речевые клише, как:

  • «Смысл последних предложений произведения говорит о том, что…».
  • «На мой взгляд, здесь идет речь о том, что…».
  • «Я думаю, что мысль автора этого произведения, состоит в том…».
  • «Автор этой книги заставляет читателя задуматься над такими вопросами, как…».
  • «Главная мысль текста заключается в следующем…».
  • «Поддерживая высказывание автора, я понимаю его как…».

Во вступительной части можно оперировать вводными словами, которые подтверждают личную мысль автора.

Сочинение на ЕГЭ: рекомендации по написанию вступительной части

Особенно остро вопрос о том, как начинать сочинения, стоит перед участниками ЕГЭ, когда нервы и так пребывают в напряженной нестабильности, а еще и тема сочинения находится далеко от имеющихся в голове знаний.

Первое, что нужно сделать, – это успокоиться. Если тема сочинения для вас нова, необходимо определить, что именно о ней известно, и начать об этом писать. Это будет основная часть сочинения. Раскрыть вопрос, в котором автор максимально осведомлен, нужно как можно шире. Только после этого можно приступить к написанию введения. Если заданная тема и написанное соответствуют, то можно просто вспомнить высказывания известных людей и добавить вводные клише или же ограничиться несколькими предложениями аналитического, лирического или характеризующего типа.

Когда заданная тема не особо соответствует написанному, так как оно отражает одну из возможных граней основной идеи, тогда во вступительной части необходимо оперировать собственным мнением. К примеру, можно начать следующим образом: «По этому вопросу существует много мнений, но мне кажется, что…».

Писать сочинения просто. И если нет идей, с чего начать текст, можно просто пробовать раскрывать основную тему, а начало написать в конце.

fb.ru

Как начать сочинение?

Сочинение приходится писать всем школьникам независимо от их пристрастий к наукам. Этот вид изложения своих мыслей — один из необходимых навыков грамотного современного человека. Поэтому каждый ученик умеет писать сочинение.

Сочинение, как правило, состоит из:

  • вступления,
  • основной части (раскрытии темы),
  • заключения.

Чтобы всему сочинению задать нужный тон, надо знать, как начать сочинение.

В зависимости от заданного объема всей работы, вступление должно занимать 10-15% сочинения. В нем нужно подвести читающего к основной мысли и к необходимости о ней поговорить, порассуждать. Именно сочинение-рассуждение выпускникам предлагают написать на ЕГЭ. Рассмотрим, как начать сочинение ЕГЭ.

Делать это надо быстро, потому что время написания в этом случае ограничено. Преодолеваем страх перед работой, сосредотачиваемся и выбираем один из способов начала сочинения.

Способы начать сочинение

  • Краткие сведения об авторе произведения  являются универсальным началом любого сочинения. Расскажите, где родился автор, дайте краткую характеристику его творчеству.
  • Можно начать вступление с перечисления слов-синонимов основного понятия, характеризующего тему работы. Например: «Внутренний мир человека, честность и искренность – вот основные понятия, вложенные Экзюпери во все его рассказы, но в «Маленьком принце» они нашли самое яркое свое воплощение». Таким образом, Вы уже подошли к теме сочинения.
  • Один из сильных способов, как можно начать сочинение, — задать в нем один или несколько риторических вопросов. Так можно начать рассуждения о чем угодно, на любую тему. «Что мешает человеку быть честным  с самим собой? Когда он начинает лгать, оторвавшись от мечтаний детства?» Такое вступление подойдет к очень многим произведениям.
  • Еще один вариант, как начать сочинение-рассуждение, — изложить именно свои мысли по заданной теме. Запомните фразу: «Я часто думал о том, что …» Вот так и начинайте писать. Вернемся к «Маленькому принцу». Начало будет таким: «Я часто думал о том, когда же ребенок уходит из детства и начинает жить понятиями взрослых? В каком возрасте? Почему он совсем забывает о том, как рассуждал о взрослых понятиях?  Экзюпери на эту тему написал повесть, где ответил на все эти вопросы, и мои мысли совпали с его мыслями». И далее уже очень легко переходим к произведению. Это очень красивый способ начала сочинения. Он соответствует сразу нескольким требованиям сочинения-размышления ЕГЭ. Это выражение собственного мнения ученика, аргументация ученика, комментарии ученика.

Шаблоны вступительных фраз

Если Вам совсем сложно подойти творчески к вопросу вступления в тему сочинения, то можно выучить несколько шаблонных фраз. Например: «В повести Лермонтов предлагает задуматься о том, что в обществе очень много лишних людей». Фамилию автора и тему меняете на любые другие, но начало уже положено! «В этом маленьком рассказе автор поднял очень большую проблему…» — так же подставляете фамилию автора и тему.  «Существует мнение, что любовь быстро проходит, но в произведениях Бунина мы видим, что это чувство вечно» — далее можно рассуждать и о рассказах, и об авторе.

Задав нужное настроение всей работе во вступлении, Вы уже можете приступать к написанию основной части. Подробно об этом можно прочитать здесь «Как правильно писать сочинение?»

С этими советами Вы уже не будете сильно волноваться и думать, как начать писать сочинение.

elhow.ru

С чего начать сочинение по литературе: примеры

Написание сочинения по литературе – это непростой процесс. Выполнение такого задания требует предварительной подготовки и немалого терпения. Впрочем, это известно каждому. Ведь сочинения пишут все школьники. И не только по литературе, но и по другим предметам. Но не каждый знает, что вступление здесь является самой важной частью. От него зависит порой впечатление от всей работы. Как написать вступление к сочинению по литературе?

Для чего их пишут?

Письменные задания в школе задают детям и подросткам, дабы приобщить их к творчеству, научить формулировать собственное мнение относительно того или другого вопроса. Написание сочинения на тему художественного произведения развивает литературный взгляд и формирует социально-нравственные ориентиры.

Начинать всегда сложно

Нередко случается, что ученик, имея собственный взгляд и точно зная, что он хочет сказать в предстоящей работе, не может сформулировать начальную фразу. Сложность в написании первого абзаца терзает многих. Не только пятнадцатилетних школьников, но даже многоопытных литераторов. Как написать вступление к сочинению по литературе, чтобы у читателя возникло с первых строк благоприятное впечатление? Каков должен быть объем первого абзаца, и ответы на какие вопросы в нем можно раскрывать, а на что следует лишь намекнуть? Ответы на эти вопросы – в статье.

Почему так важно грамотно написать вступление?

Психология читателя устроена таким образом, что он прежде всего обращает внимание на первые строки текста. Эффектное и четкое вступление не только делает все сочинение по литературе более привлекательным, но даже может скрыть кое-какие недостатки основной части. Письменное задание можно выполнить всего за час, но при этом потратить на создание первого предложения столько же времени.

Каким должен быть первый абзац?

Когда и как написать вступление к сочинению по литературе? Его можно составить уже тогда, когда основная часть задания готова. Вступление и заключение создают своего рода акцент в творческом задании, а потому они должны быть тщательно продуманы. Но иногда написание первых строк принуждает автора задуматься, и именно первый абзац становится решающим в раскрытии главной темы. Поэтому, пожалуй, сочинение по литературе следует все же начинать с написания вступления. Как в первом, так и во втором случае оно должно обладать следующими качествами:

  • лаконичностью;
  • четкостью;
  • отсутствием смысловых и семантических ошибок.

Готовые фразы для вступления

Сочинение по литературе должно быть грамотно написано. Несомненно, ошибок не должно быть не только в начале, но в основной части. Однако, как уже было сказано, читатели в первую очередь обращают внимание на вступления.

Для сочинений по литературе существует несколько клише. С помощью них можно создать первые эффектные фразы. Приведем примеры некоторых из них, а заодно и ответим отчасти на сложный вопрос о том, с чего начать сочинение по литературе.

  1. Ни для кого не секрет, что… Этой теме посвящали свои произведения великие авторы, потому как она была, есть и останется актуальной.
  2. О том, как важно… знает каждый. Об этом говорят школьные учителя. А писатели посвящают этой теме свои многотомные труда. Но, несмотря ни на что, проблема не разрешена, а ответы на насущные вопросы остаются на уровне теоретических знаний.
  3. (Идет риторический вопрос.) Этот вопрос волнует человечество на протяжении многих веков.

Эти готовые фразы частично отвечают на вопрос о том, как писать вступление к сочинению по литературе. Можно также заимствовать первые строки в сочинениях более опытных авторов. Однако следует всегда помнить, что плагиат – это дело неблагородное. А потому не только основную часть, но даже и вступление к сочинению по литературе писать лучше самостоятельно.

Цитаты

Сочинение можно начать с известной фразы писателя или исторической личности. Если творческое задание планируется писать на основе того или иного литературного произведения, то вступление можно дополнить цитатой автора. Но и в сочинениях на другие темы можно прибегать к помощи великих мастеров художественного слова, бесспорно, не забывая о кавычках. Иначе цитаты превратятся в плагиат. Но ссылки на высказывания великих авторов должны гармонично дополнять письменную работу. А уж если речь идет о вступлении или эпиграфе, то цитата в нем призвана передавать общий смысл основной части сочинения.

Замечательным источником для эпиграфов являются произведения Льва Толстого. У великого русского писателя относительно любого вопроса был готов ясный, хотя и несколько пространный ответ.

Какими должны быть предложения?

Стоит помнить, что писать сложно и непонятно имеет право лишь такой гений, как Достоевский. А удел простых смертных – простота и лаконичность. Форма должна соответствовать содержанию. Сложные предложения с множеством прилагательных вызывают лишь раздражение. Об этом следует помнить на всех этапах написания эссе, но, так как мы рассматриваем вопрос о том, как написать вступление к сочинению по литературе, стоит сказать, что длинное предложение с кучей придаточных в первом абзаце порой отбивает желание читать все творение. Несомненно, писать не следует только короткими фразами. Но длинные, если таковые рождаются, лучше чередовать с простыми предложениями.

О чем писать в первом абзаце?

Итак, как писать вступление к сочинению по литературе, более-менее понятно. Оно должно не быть отягощенным лишними словосочетаниями. Но что именно в нем стоит сказать? Вступление к сочинению по литературе – это своего рода анонс. Он выполняет важную функцию, поскольку оповещает о каком-либо событии, которое вскоре произойдет.

Вступления для сочинений по литературе можно сравнить с рекламным объявлением, которое мы слышим или видим по телевизору, потому как у них есть одна общая цель, а именно – привлечение внимания.

Аннотация

При написании первого абзаца любого творческого задания, независимо от того, какой теме оно посвящено, следует помнить, что он не только должен быть лаконичным, но и содержать информацию. При этом тема во вступлении не раскрывается, в нем есть лишь небольшой намек на содержание основной части.

Начало сочинения чем-то должно напоминать аннотацию к книге. На обложке издания читатель видит несколько фраз, которые заинтересовывают и побуждают к прочтению всего произведения. Конечно, со школьным сочинением дело состоит несколько иначе. Учитель, хочет он того или нет, прочтет творение молодого автора. Однако грамотно составленная вступительная часть может отразиться на его отношении к работе, а следовательно – на оценке.

Сочинение по художественному произведению

На уроках литературы нередко задают творческие работы по определенному произведению. В этом случае следует перечитать первоисточник особенно внимательно. Где-то автор непременно выскажет фразу, которая и может послужить вступительной частью. Например, в сочинении о герое Михаила Булгакова Понтии Пилате можно привести фразу, сказанную Иешуа. Тот перед смертью передал прокурору слова: «Трусость – это самый страшный порок». Во вступлении можно задать вопрос о том, почему среди всех человеческих грехов он считал самым страшным именно этот? А далее, в основной части, максимально раскрыть смысл последних слов Иешуа и их связь с дальнейшей судьбой Пилата.

Как написать вступление к сочинению по литературе про войну? Если оно основывается на каком-либо произведении, то делать это следует по тому же принципу, который описан выше. Но лучше в первом абзаце творческой работы, посвященной войне, указать статистические данные (число погибших и пострадавших, количество разрушенных городов). При этом информацию нужно преподносить не в сухой беспристрастной форме. Вступлению следует придать эмоциональную окраску. Особенно если речь идет о Великой Отечественной войне. Трагизм, присутствующий в словах, посвященных самым страшным годам в истории нашей страны, едва ли может быть лишним или неуместным.

autogear.ru

Как начать сочинение? Как писать начало сочинения

О том, как начать сочинение, сказать можно многое. Однако, как всем известно, для того, чтобы решить проблему, необходимо понять её суть. Так что если у ученика есть вопросы по поводу того, как начать сочинение, лучше всего поговорить о том, как в целом выглядит процесс работы над созданием текста.

Структура и её особенности

Сочинение пишут все школьники – вне зависимости от того, какие у них пристрастия или предпочтения по отношению к наукам и дисциплинам. Вообще, каждый человек обязан уметь грамотно излагать свои мысли. Отлично развивает речь (как устную, так и письменную) написание сочинений.

Любое эссе состоит из вступления, из части, в которой раскрывается тема, и заключения. Это общепринятая структура, которая знакома каждому. Иногда перед вступлением идёт эпиграф – подобранная по теме фраза, цитата или знаменитое высказывание. В общем-то, требования к оформлению отличаются – к ученикам средней школы высоких не предъявляют, а вот старшеклассники должны составлять более сложные тексты (причем как по структуре, так и по смыслу).

Каким должно быть начало?

В зависимости от того, какого объема должно быть сочинение, его вступление занимает около 10-15 процентов от всего текста. Перед тем как писать начало сочинения, школьник должен хорошо поразмыслить о том, какие лучше подобрать слова. Ведь назначение вступления – подвести читателя к главной мысли, посвятить его в тему и дать понять, что об этом необходимо поговорить.

Также важно вспомнить, какое должно быть сочинение. Имеется в виду его направление: может быть описание или рассуждение, иногда – и вовсе простое повествование. Но одно помнить просто необходимо. Времени на написание очень мало (особенно если это сочинение на ЕГЭ), и не стоит слишком долго раздумывать. Надо сконцентрироваться, сосредоточиться и выбрать один из наиболее распространенных способов написать начало сочинения по литературе.

Эссе по литературе

Очень часто ученикам задают написать эссе по какому-нибудь произведению. Как начать сочинение в таком случае? Первым делом – сказать пару слов об авторе данного произведения. Можно с уверенностью заявить, что это – самый популярный (если не универсальный) приём, используемый учениками. Но здесь важно не увлекаться и не перенасыщать вступление биографическими сведениями. Стоит оставить место ещё и для нескольких предложений, касающихся произведения. Например: «Что же можно сказать о произведении «Маленький Принц»? Пожалуй, то, что именно в нём Антуан де Сент-Экзюпери сумел воплотить такие понятия, как искренность, честность и, конечно же, богатый внутренний мир человека». Такое начало хорошо тем, что оно конкретно обозначает тему сочинения – сразу становится ясно, о чем впоследствии пойдёт речь.

Риторические вопросы – это тоже хороший способ начать повествование. Более того, он подходит практически во всех случаях. Можно написать что-то вроде: «Почему люди всё чаще лгут сами себе? Почему так мало людей, которые честны перед собой?» Такое вступление станет хорошим началом сочинения-рассуждения на какую-нибудь нравственную или моральную тему.

Авторское слово

Перед тем как начать сочинение-рассуждение вопросами или же цитатами, стоит вспомнить о том, что никто не запрещал сделать авторское вступление. Ведь эссе – свободный жанр. И это просто огромный плюс. Можно начать с фразы «Я часто думала о том, что…» или же «Наблюдая за людьми, я нередко задумывался о том, что…». Во-первых, это показывает, что автор – человек внимательный и интересующийся вопросом, о котором в дальнейшем пойдёт речь. Это важно – значит, сочинение будет увлекательным и полезным. Автор, не стесняющийся выражать собственное мнение, может чему-то научить, возможно, даже изменить мировоззрение читателя.

Вообще, надо помнить, что сочинение очень похоже на эссе. Вот только последнее – это публицистический жанр. И его назначение заключается в том, чтобы убедить своего читателя в личной правоте. Такой ход можно использовать и в школьном сочинении. Главное – не переусердствовать с этим во вступлении. Оно не должно быть слишком перегруженным. Для изложения главной мысли есть основная часть – лучше в этом плане вложиться в неё.

План вступления

Многие школьники, волнующиеся по поводу того, как начать сочинение-рассуждение, решают составить план. Что ж, это неплохая идея, особенно если работа будет итоговой или аттестационной. Однако план лучше составлять для всего сочинения. А для вступления хватит памятки.

Итак, первым делом необходимо запомнить, что к теме рецензируемого текста лучше всего подводить двумя-тремя предложениями. Потом следует осветить проблему, которая поднимается в сочинении. Затем не помешает комментарий по данному поводу – лучше всего, если это будет мнение какого-либо великого человека (некоторые даже цитируют их высказывания в указанной части). И напоследок – авторская позиция. Ученик может написать, почему выбранная тема кажется актуальной именно ему, какие предпосылки у него для этого есть и что вообще он думает по этому поводу. Сочинение на то и создано, чтобы высказывать свою позицию. Но многие об этом забывают.

Как грамотно рассуждать?

Как начать сочинение, в тексте которого автор планирует рассуждать? Что ж, во-первых, надо помнить о том, что рассудительное эссе имеет перед собой цель – убедить читателя в чем-то. Возможно, изменить или закрепить мнение касательно того или иного вопроса. Так что именно поэтому основа рассуждения – четко сформулированная мысль. К этому шагу необходимо отнестись ответственно. Для того чтобы проверить, хорошо ли изложена мысль, стоит высказать её нескольким людям. В том случае, если у них не осталось вопросов по поводу сути, которую она содержит – значит, всё получилось, и можно развивать её дальше.

Варианты тем

Чтобы хорошо написать сочинение на тему, заданную педагогом, необходимо в ней разбираться. Иначе как можно рассказывать о том, чего сам не знаешь? Зачастую это проблема, так как не все темы являются близкими для учеников. Намного лучше, если они сами выбирают, о чем будут писать.

Хотя на самом деле не всё так сложно – чаще всего тематика относится к категории морально-этических или нравственных. Любовь, отношения, дружба, предательство, мужество, доброта – вот о чем чаще всего необходимо рассуждать школьникам. И если попадется какая-нибудь из вышеперечисленных тем или же схожая – будет хорошо.

Чтобы понять, как лучше начать сочинение, можно рассмотреть это на примере вступления эссе на тему «Любовь». Оно может выглядеть следующим образом: «Любовь – как часто мы слышим это слово? Практически каждый день. А задумываемся ли мы, что оно означает? Знает ли хоть кто-нибудь из нас, какой смысл таится в этом слове? Какие чувства скрываются в нём? Наверняка каждый хоть раз об этом думал. И понимал, насколько трудно объяснить всё это. В особенности свои чувства». Можно видеть, что в таком небольшом вступлении очень много вопросов. И зачастую ответы на них дают в основной части. К тому же такого рода начало заставляет читателей думать.

Общие правила

Итак, о том, как лучше начать сочинение, можно говорить долго. Но самое интересное — всё здесь зависит от автора. Ведь это творческая работа. Здесь важно вдохновение и собственное желание выразить свои мысли по заданной теме. Самое главное — помнить о том, что в тексте должны быть конкретика и смысл. Поэтому, перед тем как писать начало сочинения, надо сосредоточиться на теме – так получится избежать «воды» в тексте. И ещё надо помнить то, что вступление не должно быть слишком большим. Достаточно часто неопытные авторы увлекаются, и начало превращается в основную часть.

autogear.ru

Как научиться писать сочинения: 11 простых советов

«Зачем мне писать сочинения, если я собираюсь стать строителем?» Услышать подобное можно в любой семье, где растут школьники. Но не каждый родитель в состоянии ответить на этот простой вопрос. А ведь сочинения много чему учат — думать, размышлять, логически мыслить, работать с большим объемом информации, анализировать ее, правильно выстраивать фразы, доносить свои мысли до других, придавать словам объем и окраску. Пригодятся ли эти навыки строителю? Безусловно. А также инженеру, нефтянику, врачу, спортсмену — человеку любой профессии. Поэтому лучше еще в школе задуматься над тем, как научиться писать сочинения, чем потом, когда им на смену придут другие жанры, испытывать муки над созданием элементарного делового письма.

Наши предки считали слово началом всех начал и приравнивали его к Богу. Сегодня мы относимся к средству устного и письменного общения с гораздо меньшим пиететом. И совершенно зря!

Умея писать, многие из нас не умеют ПИСАТЬ, что не одно и то же. В расширенном значении это слово означает грамотно формулировать мысли, последовательно выстраивать отдельные предложения и целые абзацы, соблюдать логику изложения, доступно раскрывать тему.

Если говорить просто, умение писать — это способность создавать тексты, которые легко читаются, доставляют удовольствие от стиля изложения, позволяют узнавать что-то новое или по-новому открывать для себя уже известные факты. Такими должны быть не только литературные бестселлеры, но и школьные сочинения, в том числе.

Современных школьников, в первую очередь, интересует, как научиться писать быстро, грамотно, красиво? Но для начала мы ответим на другой вопрос.

Для чего нужно уметь писать

  • Мы живем в мире непрерывных коммуникаций, освоение которых невозможно без письменных навыков. Поэтому, чтобы не потеряться в современном глобальном пространстве, следует осваивать его инструменты. Даже блог в интернете, написанный плохим языком, никому не интересен.
  • Хорошо написанный текст характеризует человека, как культурного, грамотного, цивилизованного, с которым приятно иметь дело. Если вы хотите, чтобы другие люди понимали вас и серьезно к вам относились — учитесь не только правильно говорить, но и писать.
  • В век электронной переписки никто не отменял грамотно написанных писем и сообщений, если они адресованы бизнес-партнерам, людям, которые не являются друзьями или родственниками, тем, кто старше по возрасту или должности. Впрочем, даже хорошему знакомому приятно будет прочитать нормальный текст, а не получить на телефон набор букв и смайликов.
  • На любой работе приходится вести деловую переписку или писать официальные тексты. Компетентность человека, который не умеет в письменном виде корректно сформулировать задачу, просьбу, обращение, написать заявление, составить отчет, может оказаться под сомнением. А это, в свою очередь, грозит плохой репутацией, испорченной карьерой, увольнением.
  • И, наконец, умение писать для многих является основным или дополнительным источником доходов. Существует целый список достаточно хорошо оплачиваемых профессий, в которых главное требование — уметь составлять тексты. Это копирайтер, спичрайтер, автор постов для соцсетей, текстов для сайтов, рекламных роликов, представительской продукции и конечно, журналист, писатель, литературный, театральный или музыкальный критик.
  • Но первый шаг на пути к этим интересным занятиям — школьное сочинение. Думая о том, как научиться писать сочинение по русскому языку или литературе для получения высокой оценки за ЕГЭ, следует учесть, что существуют определенные требования к экзаменационным заданиям. Не стоит самовыражаться в день экзамена, это можно оставить для более подходящих моментов.

Не пропустите: Как подготовиться к ЕГЭ с нуля самостоятельно

Приступая к сочинению, необходимо:

  • Обдумать тему
  • Определить основную мысль (тезис) текста — то, ради чего он будет писаться. Например « Печорин — лишний человек. Почему?»
  • Составить «скелет» сочинения (вступление, основная часть, вывод)
  • «Одеть» скелет в «одежды». Это могут быть характеристики героев, цитаты в поддержку выводам, дополнительные аргументы и факты, которые помогут раскрыть содержание сочинения.
  • Резюмировать все выше написанное, сделать выводы, подвести черту под сказанным.

Виды сочинений

Рассуждение на заданную тему

Пример: «Анна Каренина – Сергей Вронский: запретная любовь».

Текст отвечает на вопросы, как и почему это случилось, могло ли быть по другому, что двигало героями.

Описание с элементами оценки и анализа

Пример: «Самая красивая деревня России. Какая она».

Сочинение построено в основном на прилагательных. Однако это не пустое перечисление, оно сопровождается комментариями, дополняется собственными мыслями или аргументированными цитатами.

Ответ на вопрос, сформулированный в теме

Пример: «Кому на Руси жить хорошо? Взгляд из 21 века».

Сочинение строится на тезисах-доказательствах, которые последовательно дают ответ на поставленный вопрос.

Повествование с включением оценочных суждений

Пример: «История города Глупова глазами Салтыкова-Щедрина». Краткое изложение какой-либо истории, но не подробное, а разбавленное оценками и рассуждениями.

Основные критерии хорошего сочинения

Каждый педагог, безусловно, учитывает индивидуальные особенности своих учеников. Но в оценке работ, даже таких творческих, как сочинение, использует определенные шаблоны, которые позволяют ему быть объективным. В них входят:

  1. Наличие четкой структуры (завязка, кульминация, развязка). Она не позволяет тексту распадаться на отдельные, не связанные между собой части.
  2. Хорошо продуманная тема. Чтобы не отклоняться от нее, учителя рекомендуют составить несколько сопроводительных вопросов, отвечая на которые можно и быстрее написать, и содержательнее изложить все необходимое.
  3. Аргументация. Даже сочинение повествование требует от автора изложения своих мыслей по сути темы или чужих, но обязательно авторитетных, мнений. Если речь идет о сочинении по литературному произведению, взгляд автора на ситуацию или героя тоже обязателен.
  4. Логика построения текста. Отчасти она строится по принципам математики. Три части в тексте. Абзацы с примерно одинаковым количеством предложений. Желательно не более семи слов в предложении. Но главное — любое изложение должно быть последовательным, отражать тему и подчиняться основной идее текста.
  5. Хороший стиль, использование разнообразных выразительных средств. Это очень важный критерий, который пробуждает интерес к содержанию написанного. Сухие слова, отсутствие личных впечатлений обедняют содержание и, напротив, наличие эмоциональных акцентов и других уместных «красивостей» обогащают его.
  6. Использование фактологии, умение найти ей нужное место в тексте и дозированное применение делают автору сочинения большую честь. Важно правильно использовать подобную информацию, не путать ее последовательность и не ошибаться в фактах.
  7. Грамотное письмо, знание литературных норм, богатый словарный запас, выразительная речь. Без следования этим критериям сочинение не может рассчитывать на высокую оценку.

11 советов, как написать хорошее итоговое сочинение в 11 классе

До экзамена

  • Проведите ревизию своих знаний литературных произведений. Вспомните их содержание, героев, идею, конфликт, развязку, выводы критики, выпишите подходящие тезисы.
  • Ознакомьтесь с темами работ прошлых лет. Проанализируйте принцип их подбора. Определите, какие из них вам больше нравятся или вы к ним лучше подготовлены.
  • Найдите в интернете тексты хороших, «правильных» сочинений. Изучите их структуру, содержание, стиль изложения, правильность построения текста, глубину раскрытия темы. «Разберите» каждый текст по частям, чтобы понять из чего он состоит.
  • Выберете себе одну из тем и попробуйте написать по ней сочинение, не заглядывая в оригинал. Сравните результаты. Определите свои «минусы». Повторите это с разными темами.

Не пропустите: Куда пойти учиться после 11 класса: список профессий

Во время экзамена

  • Внимательно прочитайте предложенные темы. Спокойно оцените уровень вашей подготовленности к каждой из них. Поймите, какая из них вам ближе. Сделайте свой выбор.
  • Составьте план сочинения по принципу «скелет»+ «одежда» для скелета.
  • Вспомните цитаты, которые подходят для выбранной темы, запишите их, чтобы не забыть. Оформите в словесную форму собственные тезисы.
  • Составьте примерный тайминг этапов работы. Оставьте время на проверку ошибок.
  • Не торопясь, начинайте собирать сочинение по частям.
  • Написав, сравните вступление и вывод, Является ли последний следствием первого, или вы отклонились от темы? Дополните или сократите текст.
  • Перепишите черновик аккуратно и без ошибок.

Отдыхайте и ждите результатов — вы проделали большую работу!

Автор статьи

Редактор портала Info-Profi, сотрудник центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Спб, специалист по профессиональной ориентации.

Написано статей

 

info-profi.net

Как начать сочинение 🚩 С чего начинать сочинение 🚩 Школы

Автор КакПросто!

Сложнее всего – начать сочинение, сформулировать первую фразу так, чтобы она стала ударной, несла в себе определенную смысловую нагрузку, соответствующую основной теме написанного далее.

Статьи по теме:

Можно использовать несколько классических приемов, которые наиболее часто встречаются в школьных сочинениях.



  1. Начать сочинение с исторического экскурса

    Историческое начало представляет собой краткую характеристику периода. Оно уместно, если концепция сочинения предполагает анализ социальных или политических аспектов конкретного исторического события или временного отрезка. Постепенно экскурс в историю, предваряющий текст, превратился в клише, которое встречается в каждой второй учебной работе. Поэтому по возможности от такого начала лучше уйти.


  2. Сравнение

    Чтобы правильно начать сочинение со сравнения, необходимо гармонично связать его с литературным контекстом. Сравнение во введении предполагает анализ культурных традиций и устоев, размышления о взаимосвязи темы настоящей работы с ними.


  3. Цитата

    Анонсирование с использованием цитаты или афоризма, точно отражающих суть литературного контекста, — еще один распространенный метод построения учебной работы. Основная сложность заключается в том, что в памяти ученика должно храниться достаточное количество высказываний известных людей. Можно, правда, использовать и домашние заготовки, если есть возможность подготовиться к творческой работе заранее.


  4. Краткий анализ произведения

    Такое начало используется в том случае, если тема сочинения касается анализа образов, созданных писателем в своем произведении. Упоминание в анонсе роли произведения и места, которое оно занимает в мировой классике, в этом случае оправданно и логично.


  5. Лирическое вступление

    Универсальный инструмент для тех, кто никак не может определиться с завязкой рассказа. Чужой или собственный опыт, отвечающий теме сочинения, гармонично предварит основное повествование. Варианты вступления могут быть разными, но характерной особенностью для большинства из них являются фразы: «Во все времена и эпохи человеку приходится сталкиваться с проблемами, нештатными ситуациями. Такой случай произошел и в моей (чьей-то жизни)…»


  6. Аналитическое начало

    Оно является наиболее сложным, но и в литературном контексте смотрится наиболее выигрышно. В этом случае во вступлении дана сама суть события, действия, явления, основная характеристика центрального образа. Умение в нескольких предложениях изложить основную мысль говорит о способности ученика логически мыслить.


  7. Никогда не следует начинать сочинение с глобального анализа событий и проблем мирового масштаба. Во-первых, такой подход не соответствует школьному уровню мировоззрения. А, во-вторых, есть риск отклониться от основной темы и «заблудиться в дебрях».

Видео по теме

Совет полезен?

Статьи по теме:

www.kakprosto.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *