Когнитивные нарушения что это такое у взрослых – что это такое, симптомы и лечение мозга

Содержание

Симптомы нарушениий когнитивных функций | Компетентно о здоровье на iLive

Симптомы деменции складываются из когнитивных, поведенческих, эмоциональных расстройств и нарушений повседневной деятельности.

Когнитивные нарушения представляют собой клиническое ядро любой деменции. Когнитивные нарушения бывают основным симптомом данного состояния, поэтому их наличие обязательно для постановки диагноза.

Когнитивные функции (от англ. cognition — «познание») — наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется рациональное познание мира и взаимодействие с ним. Синонимами термина «когнитивные функции» являются «высшие мозговые функции», «высшие психические функции» или «познавательные функции».

Обычно к когнитивным относят следующие функции головного мозга.

  • Память — способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию.
  • Восприятие (гнозис) — способность воспринимать и узнавать поступающую извне информацию.
  • Психомоторную функцию (праксис) — способность составлять, сохранять и выполнять двигательные программы.
  • Речь — способность понимать и выражать свои мысли с помощью слов.
  • Интеллект (мышление) — способность анализировать информацию, обобщать, выявлять сходства и различия, выносить суждения и умозаключения, решать задачи.
  • Внимание — способность выделить из общего потока информации наиболее важное, концентрироваться на текущей деятельности, поддерживать активную умственную работу.
  • Регуляцию произвольной деятельности — способность произвольно выбрать цель деятельности, построить программу для достижения этой цели и контролировать выполнение данной программы на различных этапах деятельности. Недостаточность регуляции приводит к снижению инициативы, остановкам текущей деятельности, повышенной отвлекаемости. Такие расстройства принято обозначать термином «дизрегуляторные нарушения».

По определению, деменция — полифункциональное нарушение, поэтому она характеризуется одновременной недостаточностью нескольких или сразу всех когнитивных способностей. Однако различные когнитивные функции страдают в разной степени — в зависимости от причин деменции. Анализ особенностей когнитивных расстройств играет важную роль в установлении точного нозологического диагноза.

Самым частым видом когнитивных расстройств при деменциях различной этиологии бывают нарушения памяти. Выраженные и прогрессирующие нарушения памяти сначала на недавние, а затем и на отдалённые события жизни — основной симптом болезни Альцгеймера. Заболевание дебютирует с расстройств памяти, затем к ним присоединяются нарушения пространственного праксиса и гнозиса. У части больных, особенно моложе 65-70 лет, также развиваются речевые нарушения по типу акустико-мнестической афазии. В меньшей степени выражены нарушения внимания и регуляции произвольной деятельности.

В то же время нарушения регуляции произвольной деятельности становятся на начальных этапах основной клинической характеристикой сосудистой деменции, деменции с тельцами Леви, а также заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона и др.). Расстройства пространственного гнозиса и праксиса также присутствуют, но имеют иную природу и поэтому не приводят, в частности, к дезориентировке на местности. Отмечают и нарушения памяти, обычно выраженные в умеренной степени. Дисфазические расстройства не характерны.

Для лобно-височной лобарной дегенерации (лобно-височная деменция) наиболее типично сочетание дизрегуляторных когнитивных расстройств и нарушений речи по типу акустико-мнестической и/или динамической афазии. При этом память на события жизни длительное время остаётся сохранной.

При дисметаболической энцефалопатии в наибольшей степени страдают динамические характеристики когнитивной деятельности: скорость реакции, активность психических процессов, характерны повышенная утомляемость и отвлекае-мость. Часто это сочетается с различными по выраженности нарушениями цикла «сон-бодрствование».

Эмоциональные нарушения при деменциях в наибольшей степени распространены и выражены в начальных стадиях патологического процесса и постепенно регрессируют в дальнейшем. Эмоциональные расстройства в виде депрессии встречают у 25-50% пациентов с начальными стадиями болезни Альцгеймера и в большинстве случаев сосудистой деменции и заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев. Весьма характерны также расстройства тревожного ряда, особенно на ранних этапах болезни Альцгеймера.

Поведенческие нарушения — патологическое изменение поведения больного, доставляющее беспокойство ему самому и/или окружающим его лицам. Как и эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства не обязательны для постановки диагноза деменции, но их встречают весьма часто (приблизительно у 80% пациентов). Поведенческие нарушения обычно развиваются на стадии лёгкой или умеренной деменции.

К наиболее распространённым поведенческим нарушениям относят следующие.

  • Апатию — снижение мотивации и инициативы, отсутствие или уменьшение какой-либо продуктивной деятельности пациента.
  • Раздражительность и агрессивность.
  • Бесцельную двигательную активность — хождение из угла в угол, бродяжничество, перекладывание вещей с места на место и др.
  • Нарушения сна — дневную сонливость и психомоторное возбуждение по ночам (так называемый синдром захода солнца).
  • Нарушения пищевого поведения — снижение или повышение аппетита, изменение пищевых пристрастий (например, повышенная тяга к сладкому), гиперорализм (постоянное жевание, сосание, причмокивание, плевки, поедание несъедобных предметов и др.).
  • Некритичность — утрата чувства дистанции, нескромные или нетактичные вопросы и замечания, сексуальная несдержанность.
  • Бред — устойчивые ложные умозаключения. Наиболее типичны бред ущерба (родственники обворовывают или замышляют что-то недоброе), ревности, двойников (супруга заменили внешне очень похожим недоброжелателем), бред по типу «я не у себя дома».
  • Галлюцинации — чаще зрительные, в виде образов людей или животных, реже слуховые.

Нарушения повседневной деятельности представляют собой интегральные результат когнитивных и поведенческих симптомов деменции, а также друие неврологические нарушения, связанные с основным заболеванием головной мозга. Под термином «нарушение повседневной деятельности» понимают расстройства профессиональной, социальной и бытовой адаптации пациента. О наличии нарушений повседневной деятельности свидетельствуют невозможность или существенные затруднения на работе, при взаимодействии с другими людьми, выполнении бытовых обязанностей, а в тяжёлых случаях — при самообслуживании. Наличие нарушений повседневной деятельности свидетельствует о большей или меньшей утрате больным независимости и самостоятельности, с необходимости посторонней помощи.

К сфере повседневной активности относят такие виды деятельности:

  • профессиональную — способность эффективно продолжать выполнять свою работу;
  • социальную — способность эффективно взаимодействовать с другими людьми;
  • инструментальную — способность пользоваться бытовой техникой;
  • самообслуживание — способность одеваться, выполнять гигиенические процедуры, принимать пищу и др.

Сроки развития и последовательность возникновения тех или иных симптомов деменции обусловлены характером основного заболевания, однако можно проследить некоторые наиболее общие закономерности.

Как правило, деменции предшествует стадия умеренных когнитивных нарушений (англ. — mild cognitive impairment — MCI). Под умеренными когнитивными нарушениями принято понимать снижение когнитивных способностей, явно выходящее за пределы возрастной нормы, но не влияющее существенно на повседневную активность.

Модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (Touchon J., Petersen R., 2004)

  • Когнитивные нарушения по словам больного и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее).
  • Признаки произошедшего недавно ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного человека.
  • Объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы).
  • Нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности.
  • Деменция отсутствует — результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов,

На этапе умеренных когнитивных нарушений больной жалуется на ухудшение памяти или снижение умственной работоспособности. Эти жалобы подтверждаются данными нейропсихологического исследования: выявляют объективные когнитивные нарушения. Однако когнитивные расстройства на данном этапе выражены в небольшой степени, так что не привносят значимого ограничения обычной для больного повседневной активности. При этом возможны трудности в сложных и необычных видах деятельности, но пациенты с умеренными когнитивными нарушениями сохраняют трудоспособность, они независимы и самостоятельны в социальной жизни и быту, не нуждаются в посторонней помощи. Критика к своему состоянию чаще всего сохранна, поэтому больные, как правило, бывают адекватно встревожены изменениями своего когнитивного статуса. Нередко умеренные когнитивные нарушения сопровождаются эмоциональными расстройствами в виде тревоги и депрессии.

Прогрессирование нарушений и появление затруднений при обычных для пациента видах деятельности (обычная работа, взаимодействие с другими людьми и др.) свидетельствуют о формировании синдрома лёгкой деменции. На данном этапе пациенты полностью адаптированы в пределах своей квартиры и ближайшего района, но испытывают затруднения на работе, при ориентировании в малознакомой местности, вождении автомобиля, выполнении расчётов, совершении финансовых сделок и других сложных видах деятельности. Ориентировка в месте и времени, как правило, сохранна, но из-за расстройств памяти возможно ошибочное определение точной даты. Критика к своему состоянию частично утрачивается. Сужается круг интересов, что связано с неспособностью поддерживать более сложные в интеллектуальном отношении виды активности. Поведенческие нарушения часто отсутствуют, в то время как расстройства тревожно-депрессивного круга встречаются очень часто. Весьма характерно заострение преморбидных личностных особенностей (например, бережливый человек становится жадным и т.п.).

Возникновение трудностей в пределах собственного дома — признак перехода на стадию умеренной деменции. Сначала возникают сложности при пользовании бытовой техникой (так называемые нарушения инструментальной повседневной деятельности). Больные разучиваются готовить еду, пользоваться телевизором, телефоном, дверным замком и др. Возникает необходимость в посторонней помощи: сначала лишь в отдельных ситуациях, а затем — большую часть времени. В стадии умеренной деменции больные, как правило, дезориентированы во времени, но ориентированы в месте и собственной личности. Отмечают значительное снижение критики: больные в большинстве случаев отрицают наличие у себя каких-либо нарушений памяти или других высших мозговых функций. Весьма характерны (но не обязательны) поведенческие расстройства, способные достигать значительной выраженности: раздражительность, агрессивность, бредовые идеи, неадекватное двигательное поведение и др. По мере дальнейшего прогрессирования патологического процесса начинают появляться трудности при самообслуживании (одевание, выполнение гигиенических процедур).

Тяжёлая деменция характеризуется почти полной беспомощностью больного в большинстве бытовых ситуаций, что вызывает необходимость постоянной посторонней помощи. В этой стадии постепенно регрессируют бред и другие поведенческие расстройства, что связано с нарастающей интеллектуальной недостаточностью. Больные дезориентированы в месте и времени, присутствуют выраженные нарушения праксиса, гнозиса и речи. Значительная выраженность когнитивных расстройств делает дифференциальную диагностику между различными нозологическими формами деменции весьма затруднительной в данной стадии, Присоединяются неврологические расстройства, такие как нарушения походки и тазовых функций. Финальные стадии деменции характеризуются утратой речи, невозможностью самостоятельно ходить, недержанием мочи и неврологическими симптомами декортикации.

Основные этапы развития деменции:

  • умеренные когнитивные нарушения;
  • нарушение профессиональной и социальной деятельности;
  • снижение критики, изменение личности;
  • нарушение инструментальной повседневной активности;
  • формирование поведенческих нарушений;
  • нарушение самообслуживания;
  • утрата речи, тазовые нарушения, недержание мочи;
  • декортикация.

Характеристика основных этапов когнитивного дефицита

Этап

Когнитивные функции

Эмоциональные и поведенческие нарушения

Повседневная активность

Умеренные когнитивные нарушения

Негрубые нарушения при сохранной критике

Тревожно-депрессивные нарушения

Не нарушена

Лёгкая деменция

Выраженные нарушения при сниженной критике

Тревожно-депрессивные нарушения. Изменения личности

Нарушена профессиональная и социальная активность. Дома больной независим

Умеренная деменция

Выраженные нарушения при сниженной критике. Дезориентировка во времени

Бред, агрессия, бесцельная двигательная активность, нарушения сна и аппетита, бестактность

Нарушена инструментальная повседневная активность. Иногда нуждается в посторонней помощи

Тяжёлая деменция

Грубые нарушения. Дезориентировка в месте и времени

Регресс бреда, безынициативность

Нарушено самообслуживание. Постоянно нуждается в посторонней помощи

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

ilive.com.ua

Когнитивные расстройства личности – причины, лечение, симптомы

Одной из особенностей человека, которая отделяет его от животного мира, является способность познавать, понимать и интерпретировать окружающий мир. Способность человека мыслить, запоминать, рассуждать, понимать, воспроизводить делает его отдельной веткой в мире животных.

Однако расстройства когнитивного характера личности способны ухудшить данные свойства, что будет проявляться в различных симптомах. Лечение проводится на основе тех причин, которые привели к патологии.

Что такое когнитивные расстройства?

Что понимается под когнитивными расстройствами на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru? Это нарушения в строении или функционировании головного мозга, когда он не способен понимать, запоминать, изучать, познавать, осознавать, воспринимать и перерабатывать информацию. Таким образом, когнитивные расстройства приводят к неадекватному восприятию мира, что влечет за собой множество последствий:

  1. Страдает внимание, которое не способно быть сконцентрировано на чем-то одном, то есть выделять частное из общего потока.
  2. Страдает восприятие, которое теперь не осуществляется, другими словами, человек не получает информации извне.
  3. Нарушается функциональность памяти, главными задачами которой являются восприятие и воспроизведение информации.
  4. Нарушаются психомоторные функции, то есть способность совершать действия, которые ранее были изучены, например, писать, рисовать или водить автомобиль.
  5. Интеллект значительно понижается, поэтому человек становится неспособным анализировать информацию и делать умозаключения.

Особенно страдает речь, поскольку человеку она не дана с рождения. Если человек не может воспринимать речь, то он не способен ее усваивать и сам воспроизводить. На определенном этапе человек либо не научается речи, либо не становится способным ее выразить, поскольку даже не будет понимать, что говорят ему другие люди.

Существует множество форм когнитивного расстройства, что зависит от того, в какой области поражен мозг, соответственно, какая когнитивная функция нарушена. Нередко когнитивные нарушения возникают в совокупности. Речь идет о повреждениях в головном мозгу, которые являются врожденными, травматическими, приобретенными в результате болезненных поражений.

Причины когнитивных расстройств

Чтобы лечить когнитивные расстройства, следует знать причины их возникновения. Некоторые из них возможно устранить, а остальные навсегда остаются с человеком. Условно причины делятся на функциональные и органические:

  1. Функциональные причины неопасные, однако при длительном воздействии на человека приводят к нарушениям. Ими могут быть переутомление, эмоциональное напряжение, негативные эмоции, постоянные стрессы. В зависимости от их продолжительности, процесс лечения занимает то или иное количество времени. При этом процессы обратимы. Порой достаточно устранить лишь причины, а иногда требуется медикаментозное лечение.
  2. Органические причины появляются вследствие явного повреждения головного мозга в результате различных заболеваний. В некоторых случаях процессы обратимы, если лечение назначается на ранних сроках. Терапия всегда предполагается врачебная. Частыми органическими причинами становятся нарушение кровообращения, возрастные изменения и атрофия.

Человеку, особенно престарелого возраста, следует внимательно следить за своим состоянием здоровья. Любые нарушения в работе сосудистой и сердечной систем неизбежно приводят к патологиям в работе головного мозга. В старческом возрасте развиваются многочисленные головные заболевания, которые сопровождаются рядом симптомов, в том числе и когнитивных расстройств. Например, болезнь Альцгеймера, которая разрушает личность человека с каждым годом и не имеет лечения.

Другими причинами развития когнитивных расстройств могут быть:

  • Сосудистые болезни мозга: инсульты, атеросклероз, артериальная гипертензия.
  • Гипотиреоз.
  • Болезни Альцгеймера и Паркинсона.
  • Алкоголизм.
  • Рассеянный склероз.
  • Почечная недостаточность.
  • Опухоль в головном мозге.
  • Наркомания.
  • Печеночная недостаточность.
  • Травмы.
  • Злоупотребление медикаментами.
  • Сахарный диабет.
  • Отравления.
  • Нарушение обменных процессов.

Симптомы когнитивного расстройства

Симптоматика когнитивных расстройств зависит от тяжести течения, а также области поражения головного мозга. Нередко отмечается поражение сразу нескольких областей, что приводит к нарушениям обширного характера.

В общем симптомы когнитивных нарушений сопровождаются:

  1. Снижением умственной работоспособности.
  2. Трудностями осмысления чужих слов и выражения собственных мыслей.
  3. Ухудшением памяти.
  4. Ухудшением концентрации внимания.

В тяжелых состояниях пациентов ничто не волнует, поскольку они абсолютно некритичны к собственному здоровью.

Познавательная сфера отмечается ухудшением памяти. Сначала человек забывает недавно произошедшие события, а затем и вовсе забывает свою жизнь. Ухудшается умственная деятельность, мышление, из-за чего человек перестает адекватно воспринимать информацию, анализировать ее, делать выводы. Также индивид становится неспособным концентрировать внимание, из-за чего он не может выполнять конкретные задачи.

Умеренными когнитивными расстройствами называются нарушения, выходящие за возрастные рамки, однако не отмечающиеся яркой деменцией. 20% пациентов после 65 лет страдают когнитивными расстройствами, среди них лишь 60% страдают выраженной деменцией. В 30% случаев симптоматика носит стабильный и вяло прогрессирующий характер. Поэтому индивид может даже не замечать, как в нем прогрессирует заболевание. Однако при выявлении болезни следует обратиться к врачу.

На ранних этапах умеренные когнитивные расстройства легко лечатся лекарствами. Чтобы их выявить, следует обратить внимание на следующие симптомы:

  1. Трудности в повторении только что полученной информации.
  2. Трудности в выполнении счетных действий.
  3. Трудности в запоминании имен.
  4. Дезориентация в малознакомой местности.
  5. Трудности в подборе слов во время общения.

Легкое когнитивное расстройство

Легкая форма когнитивного расстройства называется додементным состоянием, которое характеризуется такими симптомами:

  1. Некоторое ухудшение памяти.
  2. Снижение концентрации внимания.
  3. Быстрая утомляемость при интеллектуальной деятельности.
  4. Забывчивость знакомых имен.
  5. Дезориентация в незнакомой местности.
  6. Трудности в подборе слов.

При этом в головном мозге отсутствуют атрофические процессы. В поведении и на уровне эмоций человек продолжает оставаться самим собой. Отмечаются трудности в профессиональной и социальной активности.

Противоположной формой когнитивных расстройств является тяжелая, которая представляет собой деменцию. Здесь человек испытывает явные трудности в социальной и профессиональной сферах, он теряет навыки самообслуживания, поэтому нуждается в посторонней помощи. Человек становится тревожным, проявляются галлюцинации, навязчивые мысли и бред.  Больной теряется во времени и забывает события прошлого. В самых тяжелых случаях развивается недержание мочи, потеря речи, забывание психомоторных навыков.

Когнитивное расстройство у  детей

Появление когнитивных расстройств у детей специалисты связывают с дефицитом витаминов, которые сейчас практически трудно добыть через еду. Современная пища богата различными красителями и вкусовыми добавками. Многие блюда состоят из компонентов неприродного происхождения. Прохождение через длительную температурную обработку также способствует уничтожению витаминов.

Около 20% детей и подростков страдают различными формами когнитивных расстройств:

  • От 5 до 20% страдают различными расстройствами языка, не будучи способными читать и писать.
  • Около 17% больных не способны воспринимать звуковую информацию.
  • Гиперактивность наблюдается у 7%.

Страдают также умственная деятельность, поведение и эмоциональная сфера. Другими причинами развития когнитивных расстройств называют различные поражения мозга в результате заболеваний, врожденные патологии, а также дегенеративные болезни.

Лечением занимается врач, который прописывает ноотропные препараты, которые способствуют улучшению передачи сигналов в головной мозг и метаболические процессы. Среди них выделяют «Пирацетам», «Энцефабол» и «Инстенон». Также практикуется психотерапия, заучивание стихов и песен.

Как лечить когнитивные расстройства?

Когнитивные расстройства являются одними из распространенных. Причем проявляются они в различных формах. Лечение зависит от того, какие причины спровоцировали нарушения, степень тяжести, а также особенности проявления. Сначала проводится диагностика путем опроса родственников больного, проведения тестов вместе с больным, а также выявления характерных симптомов.

При легкой форме когнитивных нарушений достаточно беседы с нейропсихологом, а при тяжелых формах можно просто отметить соответствующие признаки болезни. Назначение лекарств и проведение терапии зависит от нарушений. Так, назначаются ингибиторы ацетилхолинэстеразы центрального действия. Используется когнитивная психотерапия, консультации и тренировки по улучшению функций умственной деятельности.

Прогноз

Прогнозы ставятся в зависимости от степени выраженности заболевания, своевременности обращения человека к врачам, причин развития болезни. Некоторые факторы возможно предотвратить и повернуть в обратном направлении. Однако если патологии являются врожденными либо органическими, то иногда процессы являются необратимыми.

Врачи занимаются лечением в любом случае. Однако людям рекомендуется заниматься профилактическими мерами, которые будут оберегать их от развития подобных осложнений:

  1. Правильно питаться. Нужно постоянно насыщать свой организм всеми полезными микроэлементами и витаминами.
  2. Своевременно лечить сердечно-сосудистые заболевания и болезни головного мозга.
  3. Заниматься интеллектуальной деятельностью, постоянно тренировать память, мышление, внимание.
  4. Отмечать определенные отклонения и находить причины их возникновения.
  5. Устранять стрессы и эмоциональные потрясения, которые также сказываются на умственной деятельности.
  6. Следует заниматься физическими упражнениями и спортом, которые в целом улучшают общее состояния здоровья, в частности, способствуют ускорению кровообращения.

Когнитивные расстройства значительным образом сказываются на качестве жизни человека. Если запустятся необратимые процессы, тогда болезнь будет прогрессировать, что сделает человека асоциальным и беспомощным.

psymedcare.ru

причины расстройства, симптомы и лечение

Когнитивные нарушения (органическое расстройство личности) — наиболее распространенный неврологический признак, указывающий на сбои в функционировании головного мозга. Человек начинает по-другому воспринимать все происходящее вокруг, то есть рациональное восприятие мира нарушается. Основными причинами этого состояния называют различные заболевания.

Онлайн консультация по заболеванию «Когнитивные нарушения».

Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог, Психотерапевт.

Когнитивные функции человеческого организма — восприятие и переработка полученной информации, понимание и осознание происходящего вокруг. Если эти функции нарушаются, тогда человек уже не может адекватно воспринимать окружающий мир.

Сперва происходят незначительные изменения в этих функциях, но с развитием заболевания способности человека воспринимать информацию, запоминать и вести нормальную жизнедеятельность ухудшаются.

В медицине все причины таких нарушений делят на два вида:

  1. Функциональные. Не характерно прямое поражение головного мозга. Нарушения возникают при сильном переутомлении, после получения негативных эмоций и перенесения стрессовых состояний. Могут наблюдаться у людей разного возраста, но для людей это неопасно, потому что вскоре все проходит. В некоторых ситуациях необходим прием легких лекарственных препаратов.
  2. Органические. Органическое проявившееся когнитивное расстройство указывает на поражение головного мозга. Чаще от этого вида патологии страдают люди преклонного возраста. Если вовремя и правильно начать лечение, можно добиться улучшения.

Наиболее распространенные причины когнитивных нарушений:

Причины когнитивных нарушений

Причины когнитивных нарушений

Когнитивные нарушения у детей диагностируются очень часто. Причин таким нарушениям множество, например, у ребенка могут наблюдаться:

  • нехватка витаминов и минералов;
  • перенесенные тяжелые болезни;
  • травмы, полученные во время родов;
  • инфекционные заболевания в ходе внутриутробного развития;
  • кислородное голодание головного мозга.

В каждом случае причина появления заболевания индивидуальна.

Патология делится на несколько видов. По степени выраженности клинической картины:

  • умеренно выраженное когнитивное расстройство;
  • легкое проявляемое когнитивное расстройство.

Это состояния, при которых не наблюдается деменция, то есть слабоумие, особенно если это легкое когнитивное развивающееся расстройство. Но если вовремя не обнаружить проблему и не начать адекватное лечение, больной может стать слабоумным.

Если патологический процесс не начать лечить, развивается слабоумие (деменция). Причины появления патологии различны — заболевания, отравления и травмы. Но это всегда приводит к тому, что проявляется нарушение человеческих когнитивных функций. Изначально ухудшается память, больной не узнает родственников, не понимает, где находится.

Установить, умеренное это когнитивное расстройство или другой вид заболевания, должен врач во время проведения диагностических процедур.

У разных больных симптомы проявляются по-разному. Все зависит от того, в какой области головного мозга произошли изменения и от тяжести самого заболевания. Чаще всего такой патологический процесс затрагивает одновременно несколько функций:

  • нарушаются функции памяти — вначале больной забывает то, что произошло совсем недавно, с развитием заболевания забываются и давние события;
  • нарушается концентрация внимания — человеку трудно принимать решения;
  • происходит дезориентация в малознакомом месте;
  • человек не может адекватно мыслить;
  • сенсорные нарушения — ухудшается восприятие вкуса, запаха.

К примеру, симптомы после инсульта: нарушается речь, память и восприятие окружающих.

Нарушение детских когнитивных функций проявляется такими симптомами:

  • гиперактивность с недостатком внимания;
  • неправильные поведенческие реакции;
  • неустойчивая психика;
  • трудности во время обучения письму и чтению.

Клиническая картина в этом случае носит неспецифический характер.

Диагностика когнитивных нарушений

Диагностика когнитивных нарушений

Чтобы диагностировать когнитивное расстройство и степень его развития, необходимо собрать анамнез пациента и его родственников. Нужно принимать во внимание генетическую предрасположенность, полученные ранее травмы, вредные привычки, психоэмоциональное состояние пациента, неконтролируемый врачом прием лекарственных препаратов.

Диагностика включает следующие мероприятия:

  • невролог проводит обследование на наличие основной болезни, симптомы которой могут быть неврологического характера;
  • психиатр оценивает психическое здоровье пациента, применяя в качестве диагностики нейропсихологические тесты — это специальные упражнения, когда необходимо воспроизвести рисунки и слова, решить определенные задачи, выполнить какие-нибудь движения и так далее, то есть проводится когнитивно-поведенческая дополнительная терапия;
  • применение шкалы MMSE — определенные вопросы, при помощи которых врач оценивает речь и память пациента, ориентирование во времени и тому подобное, укажет и на результативность лечения.

У пациентов с приобретенным когнитивным расстройством берут дополнительные лабораторные анализы для определения биохимического состава крови, уровня тиреотропных гормонов, показания липидограммы.

В качестве инструментальных исследований проводятся:

  • компьютерная томография;
  • магнитно-резонансная томография;
  • допплерография;
  • электроэнцефалограмма.

В некоторых случаях проводится дифференциальная диагностика.

Если диагностировано легкое развивающееся когнитивное расстройство, врач может назначить витаминно-минеральный курс. По поводу принятия каких-либо лекарственных препаратов,необходимо проконсультироваться с доктором, потому что самолечение опасно.

Лечение когнитивных диагностированных расстройств, продолжительность курса терапии будут определяться в зависимости от причины появления нарушений. Главная проблема, которую необходимо решить, — коррекция всех изменений, случившихся в головном мозге.

Лечение будет проводиться таким образом:

  • терапия основной патологии;
  • восстановление нарушений в головном мозге;
  • профилактика рецидива.

Если у больного когнитивные развивающиеся нарушения при шизофрении, тогда человеку назначают определенные лекарственные средства. Дозировка и курс определяются в индивидуальном порядке.

Выписывают:

  • средства против гиперхолестеринемии;
  • безхолестериновую диету — больному рекомендуют больше употреблять творога, обезжиренного молока, свежих овощей и фруктов, морепродуктов;
  • рекомендуют отказаться от вредных привычек;
  • проводится когнитивная психотерапия появившихся расстройств.

Если диагностировано развивающееся когнитивное расстройство у детей, лечение всегда проводится в комплексе:

  • терапия лекарственными препаратами, в основном применяют ноотропные средства, которые восстанавливают обменные процессы и улучшают межнейронную передачу — это положительно влияет на умственные способности, концентрацию внимания, речь и обучение.
  • немедикаментозное лечение, которое включает занятия с психотерапевтом.

Больной должен постоянно тренировать память, например, можно учить тексты песен или стихотворения.

Даже самые легкие появившиеся когнитивные нарушения имеют склонность прогрессировать. Профилактические меры будут направлены на блокирование развития заболевания в дальнейшем. Профилактика должна помочь уменьшить различные негативные воздействия на головной мозг.

Специалисты рекомендуют придерживаться таких правил, чтобы не спровоцировать синдром:

  • принимать медикаментозные средства только по назначению доктора;
  • проводить тренировки когнитивных функций, к примеру, учить стихи и песни, рисовать, чаще писать и разгадывать кроссворды;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, отрицательных эмоций, чтобы эмоциональное состояние всегда было в норме;
  • выполнять физические упражнения — можно заняться йогой, плаванием;
  • больше проводить времени с друзьями — быть социально активными;
  • питание должно быть сбалансированным;
  • принимать витаминно-минеральные комплексы.

Когнитивные расстройства — большая проблема для человеческого здоровья. Когнитивные нарушения необходимо диагностировать как можно раньше, чтобы своевременно начать лечение. Профилактика должна быть адекватной, чтобы избежать риска возникновения рецидива.

simptomer.ru

легкое, среднее и тяжелое расстройство


Среди симптомов, указывающих на наличие неврологических нарушений, наиболее часто встречаются когнитивные расстройства, которые возникают вследствие патологических изменений в структуре и работе головного мозга.

В основном данная проблематика выявляется у пожилых людей. Высокая частота распространения расстройств сферы познания у этой категории пациентов объясняется возрастными изменениями организма, которые негативно сказываются на работе центральной нервной системы.

Под когнитивными нарушениями понимается снижение памяти, умственной способности и других интеллектуальных функций. Такие изменения выявляются путем сравнения текущих показателей с индивидуальной нормой.

Когнитивные функции мозга — что это такое?

Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.

Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:

  1. Память. Под этим термином понимается особая способность мозга усваивать поступающую информацию, сохранять ее и при необходимости воспроизводить.
  2. Гнозис. Эта функция отвечает за восприятие поступающей информации из окружающего мира. Под гнозисом понимаются способности мозга обрабатывать данные и синтезировать простейшие ощущения, поступающие ото всех органов чувств, в целостные структуры.
  3. Речь. Под этим понятием понимается способность человека обмениваться полученной ранее информацией посредством высказываний.
  4. Праксис. Этот термин обозначает способности человека по приобретению и сохранению новых двигательных навыков с последующим их использованием в повседневной жизни.
  5. Интеллект. Под ним понимается способность по сопоставлению поступающей информации, нахождению общего и различий. От уровня интеллекта зависят возможности человека в плане вынесения суждений и различных умозаключений по определенному вопросу.

Проблемы с памятью и интеллектом возникают при повреждении любых участков головного мозга. Нарушения других когнитивных функций возникают при поражении отдельных частей центральной нервной системы (теменная, лобная, височная и иные доли).

Три стадии нарушений познания

Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:

  1. При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
  2. Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
  3. Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является деменция, или слабоумие. Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.

Комплекс провоцирующих факторов

Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается болезнь Альцгеймера. Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.

Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.

Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:

Довольно часто расстройства познания могут проявиться при сосудистых заболеваниях головного мозга. К их числу относятся:

В основном к деменции и другим формам психоневрологических расстройств приводит сочетание сосудистой патологии и недостаточности кровообращения в головном мозгу. В группу риска развития подобных осложнений входят люди, у которых диагностированы:

  • атеросклероз;
  • гипертония;
  • артериальная гипертензия.

Когнитивный дефицит может развиться и при следующих заболеваниях (хотя с гораздо меньшими рисками, чем в предыдущем случае):

Среди вероятных причин развития психоневрологических сбоев выделяют сильные отравления и длительный прием психотропных веществ. Также к деменции и умеренным нарушениям функций головного мозга могут привести травмы головы.

Клиническая картина

Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.

Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:

При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.

Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций. На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом. В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.

Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:

  • сложности при выполнении простых счетных операций;
  • проблемы с повторением недавно полученной информации;
  • нарушение ориентации в новой местности;
  • сложности в подборе слов во время разговора.

На легкую форму когнитивных расстройств указывают:

  • снижение памяти;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • высокая утомляемость при совершении умственной работы.

Нарушение когнитивных функций необходимо дифференцировать с другими формами неврологических расстройств. В частности, для постановки правильного диагноза следует установить наличие или отсутствие патологических изменений в поведении человека, его эмоциональном состоянии.

Нарушение мозговых функций у детей

Дети с дисфункцией познания сталкиваются по причине дефицита определенных витаминов.

Современные исследования доказали взаимосвязь между когнитивными нарушениями и недостатком полезных микроэлементов в организме. Дефицит витаминов негативно сказывается на способностях по запоминанию новой информации, концентрации внимания, интенсивности мыслительного процесса и других видах мозговой деятельности.

Патологии, вызванные недостатком микроэлементов, встречаются примерно у 20% детей и подростков. В большинстве случаев наблюдаются проблемы, связанные с речью и функциями языка.

Помимо дефицита витаминов неврологические болезни у детей возникают по следующим причинам:

В последнем случае речь идет о:

В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед современной медициной, является разработка методов ранней диагностики когнитивных расстройств у детей.

Диагностические критерии

Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.

Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса. При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением. Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.

Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы

Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.

Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.

Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного.

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо Мемантин. Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Для восстановления нейрометаболических процессом применяет Актовегин. Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:

Профилактика и прогноз

Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.

Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет.

Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение стресса и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.

Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.

neurodoc.ru

Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений | Яхно Н.Н., Захаров В.В.

Когнитивные нарушения представляют собой одно из наиболее распространенных проявлений органического поражения головного мозга. В прошлом основной акцент в изучении и лечении когнитивных расстройств делался в отношении деменции. Однако развитие методов диагностики и лечения недостаточности когнитивных функций в последние годы привели к значительному повышению интереса к проблеме недементных (легких и умеренных) когнитивных нарушений (табл. 1) [13].

Как из видно из таблицы 1, умеренные когнитивные нарушения (англ. – mild cognitive impairment, MCI) представляют собой моно– или полифункциональные когнитивные расстройства, которые явно выходят за рамки возрастной нормы, но не ограничивают самостоятельность и независимость, то есть не вызывают дезадаптации в повседневной жизни. Распространенность умеренных когнитивных нарушений (УКН) среди пожилых лиц, по данным популяционных исследований, достигает 12–17%. Среди неврологических пациентов синдром УКН встречается в 44% случаев («ПРОМЕТЕЙ», 2005) [7,16,18,26].
При легких когнитивных нарушениях показатели психометрических шкал могут оставаться в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняться от нее незначительно. Тем не менее больные осознают снижение когнитивных способностей по сравнению с преморбидным уровнем и выражают свое беспокойство по этому поводу. Риск прогрессирования легких когнитивных расстройств и их трансформации в умеренные и тяжелые у таких пациентов выше среднестатистического. Популяционные исследования распространенности легких когнитивных нарушений до настоящего времени не проводилось. Однако можно предположить, что их распространенность не уступает распространенности умеренных когнитивных нарушений [13].
Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений преследует две основные цели:
– вторичная профилактика деменции, замедление темпа прогрессирования когнитивных расстройств;
– уменьшение выраженности уже имеющихся нарушений с целью улучшения качества жизни пациентов и их родственников.
Лечение, в идеале, должно быть направленным на причину нарушений, то есть быть этиотропным или патогенетическим. При этом следует учитывать высокую коморбидность гериатрических заболеваний. По статистике, большинство пожилых лиц одновременно страдают несколькими неврологическими и/или соматическими заболеваниями. В частности, весьма велик процент сосуществования сосудистой мозговой недостаточности и первичного дегенеративного поражения головного мозга. Так, на стадии деменции клинические и морфологические признаки сочетанного (сосудистого и дегенеративного) поражения головного мозга определяются в 48–73% случаев [15,17,19,20,25]. Поэтому полноценное ведение пациентов с когнитивными расстройствами включает всестороннюю оценку как психо–неврологического, так и соматического статуса, коррекцию имеющихся дисметаболических нарушений, сосудистых факторов риска, лечение депрессии, применение антиоксидантов, вазоактивных, метаболических и нейротрансмиттерных препаратов.
Коррекция дисметаболических
нарушений
По статистике, не менее 5% деменций в пожилом возрасте вызываются системными дисметаболическими расстройствами, которые связаны с соматическими или эндокринными заболеваниями, дефицитарными состояниями. Еще не менее чем в 30% случаев имеется сочетание первичного органического поражения головного мозга и дисметаболических нарушений. Наиболее распространенными в клинической практике дисметаболическими состояниями, которые отрицательно влияют на когнитивные функции, являются гипотиреоз, печеночная и почечная энцефалопатия, дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты, хроническая гипоксия, сердечно–легочная недостаточность, экзогенные интоксикации, в том числе лекарственные (холинолитики, бензодиазепины, нейролептики и др.) [3,4,6].
Примерный перечень необходимых клинических и инструментальных обследований у пациентов с когнитивными нарушениями перечислен в таблице 2. Важно отметить, что в случае своевременной диагностики и полной коррекции, когнитивные нарушения дисметаболической природы являются полностью обратимыми.
Коррекция сосудистых
факторов риска
Артериальная гипертензия, атеросклероз церебральных артерий и другие сердечно–сосудистые заболевания являются важнейшими факторами риска возникновения и прогрессирования когнитивных нарушений в пожилом возрасте. Сегодня патогенетическое значение сосудистых факторов риска доказано не только в отношении собственного цереброваскулярного поражения, но и дегенеративного процесса, в том числе болезни Альцгеймера (БА). Исходя из такого представления терапевтическое воздействие на сосудистые факторы риска являются составной частью патогенетической терапии в большинстве случаев когнитивных расстройств в пожилом возрасте [3,4,6,24].
К концу ХХ века в мире было выполнено 5 крупномасштабных рандомизированных международных исследований различных антигипертензивных средств, в которых оценивались различные аспекты их эффективности, в том числе влияние на когнитивные функции (табл. 3). Профилактический эффект в отношении прогрессирования когнитивных расстройств и возникновения деменции был показан у кальциевого блокатора нитрендипина и при использовании комбинации периндоприла и индапамида. Есть также данные о положительном эффекте блокатора рецепторов к ангиотензину–II эпросартана [27].
Следует оговориться, что нормализации артериального давления следует добиваться планомерно и постепенно. Длительная артериальная гипертензия ведет к изменению реактивности церебральных сосудов и нарушению механизмов ауторегуляции мозгового кровотока. В этих условиях быстрое снижение привычных для больного цифр артериального давления может приводить к усугублению церебральной гипоперфузии, возникновению острых нарушений мозгового кровообращения и хронической ишемии мозга. Особенно опасно выраженное и быстрое снижение артериального давления при наличии гемодинамически значимого атеросклероза магистральных артерий головы.
Большой интерес вызывает перспектива использования гиполипидемических препаратов из группы статинов для профилактики когнитивных расстройств в пожилом возрасте. Предполагается, что применение статинов обосновано как при сосудистом поражении головного мозга, так и при БА. В последнем случае препараты данной фармакологической группы могут вмешиваться и замедлять процессы амилоидогенеза, которые являются ключевыми в патогенезе БА, причем данный эффект не зависит от снижения уровня холестерина в сыворотке крови. Однако в ходе рандомизированных контролируемых исследований, выполненных на сегодняшний день, не было показано, что длительное применение правастатина и симвастатина способствует уменьшению заболеваемости деменцией или уменьшению темпа прогрессирования когнитивных расстройств (исследования PROSPER и Heart Protection Study) [27].
Неоспоримо значение адекватной терапии других сердечно–сосудистых заболеваний, в частности, нарушений сердечного ритма. Вероятно, благоприятным эффектом в отношении сердечно–сосудистой системы обусловлено снижение риска возникновения когнитивных нарушений у лиц, регулярно выполняющих физические упражнения.
Лечение депрессии
Депрессия является весьма распространенным эмоциональным расстройством в пожилом возрасте. Депрессия у пожилого человека может быть как ситуационно обусловленной, так и иметь органическую природу. В первом случае частыми причинами депрессии являются изменения социального статуса, утрата близких родственников, наступление инвалидизации в результате хронических заболеваний. Органическая природа депрессии отмечается при таких состояниях, как сосудистая мозговая недостаточность, болезнь Паркинсона, БА и многие другие. Депрессия может усугублять имеющиеся когнитивные нарушения или сама по себе быть их причиной (так называемая псевдодеменция). Поэтому коррекция эмоциональных расстройств оказывает благоприятное влияние на когнитивные способности. В терапии депрессии у пожилых лиц следует избегать препаратов с выраженным холинолитическим действием, например, трициклических антидепрессантов, поскольку данные препараты могут усугублять когнитивные расстройства. Напротив, современные антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (флуоксетин, пароксетин, флувоксамин и др.) оказывают положительный эффект в отношении когнитивных функций [3,6,25].
Применение антиоксидантов
Природными антиоксидантами являются витамины С и Е, которые содержатся в продуктах питания. Поэтому предполагается, что диета с высоким содержанием данных витаминов, а также витамина В12 и фолиевой кислоты уменьшает риск возникновения деменции. С этой целью рекомендуется использовать в рационе больше овощей, растительного масла и морепродуктов, а также небольшие (не более 150 г в день) количества красного вина (так называемая среднеземноморская диета). В то же время в ходе Heart Protection Study не удалось продемонстрировать эффективность существующих лекарственных форм витаминов С и Е [27].
Воздействие на нейротрансмиттерные
системы
В лечении деменции наиболее хорошо зарекомендовали себя препараты, модулирующие деятельность церебральных нейротрансмиттерных систем, такие как ингибиторы ацетилхолинэстеразы (ривастигмин, галантамин, ипидакрин) и блокаторы NMDA–рецепторов к глютамату (мемантин). Недавно предпринимались попытки применения ацетилхолинергических препаратов на стадии умеренных когнитивных нарушений, которые, однако, привели к противоречивым результатам. Вероятно, развитие ацетилхолинергического дефицита является достаточно поздним событием патогенеза когнитивных расстройств. Предполагается, что при легких и умеренных когнитивных нарушениях может быть более перспективным воздействие на другие нейротрансмиттерные системы. С этой целью, в частности, используется пирибедил, который сочетает в себе свойства агониста дофаминовых рецепторов и a2–адреноблокатора. Активно изучается также эффективность мемантина на стадии недементных когнитивных нарушений [3–7,21–23].
Вазоактивная терапия
Как при хронической сосудистой мозговой недостаточности, так и при нейродегенеративном процессе патогенетически обоснованной является оптимизация церебральной микроциркуляции с помощью так называемых сосудистых или вазоактивных препаратов.
Сосудистые препараты можно разделить на три основные фармакологические группы:
– ингибиторы фосфодиэстеразы: теофиллин, пентоксифиллин, винпоцетин, препараты гинкго билобы и др. Сосудорасширяющий эффект данных препаратов связан с увеличением в гладкомышечных клетках сосудистой стенки содержания цАМФ, что приводит к их расслаблению и увеличению просвета сосудов. При этом данные препараты оказывают воздействие в основном на сосуды микроциркуляторного русла [3–6];
– блокаторы кальциевых каналов: циннаризин, флунаризин, нимодипин. Указанные препараты оказывают вазодилатирующий эффект благодаря уменьшению внутриклеточного содержания кальция в гладкомышечных клетках сосудистой стенки. По некоторым данным, блокаторы кальциевых каналов оказывают наиболее выраженный эффект на сосуды вертебрально–базилярного бассейна [1,3–6];
– блокаторы a2–адренорецепторов: ницерголин. Данный препарат устраняет сосудосуживающее действие медиаторов симпатической нервной системы – адреналина и норадреналина [3–6].
В настоящее время доказано, что ишемия и гипоксия имеют патогенетическое значение не только при сосудистой мозговой недостаточности, но и при нейродегенеративном процессе. Имеются наблюдения, что длительное (многолетнее) постоянное применение вазоактивных препаратов уменьшает риск перехода легких и умеренных когнитивных нарушений в деменцию [14].
Нейрометаболическая терапия
К настоящему времени накоплен богатый практический опыт применения при легких и умеренных когнитивных нарушениях препаратов, стимулирующих нейрональные метаболические процессы. С этой целью используются производные пирролидона (пирацетам, прамирацетам, анирацетам, карфедон и др.), аминокислотные (глицин, семакс) и пептидергические (Ноопепт, церебролизин и др.) препараты, а также предшественники ацетилхолина.
Точный механизм действия нейрометаболических препаратов пока неизвестен. Однако в эксперименте показано, что под влиянием нейрометаболической терапии в нервных клетках происходит увеличение числа рибосом, интенсифицируется синтез белка, выработка ацетилхолина и других нейротрансмиттеров, что, в конечном итоге, благоприятно влияет на активность нейронов и их способность к установлению новых функциональных связей (так называемая нейрональная пластичность). В клинической практике эффективность нейрометаболической терапии убедительно показано при хронической сосудистой мозговой недостаточности, на начальных стадиях дегенеративного процесса, при возрастном снижении памяти и внимания, а также в восстановительном периоде после острого церебрального повреждение (инсульт, черепно–мозговая травма и др.) [5,6,11,12].
Современным нейрометаболическим препаратом пептидергической природы является Ноопепт (этиловый эфир N–фенил–ацетил–L–пролил–глицина). Данный препарат обладает высокой биодоступностью при пероральном применении и практически не оказывает побочных эффектов. Терапевтическое действие Ноопепта полимодально и складывается из положительного ноотропного, антиамнестического и анксиолитического эффектов. Кроме того, препарат обладает противовоспалительными и иммуномодулирующими свойствами, что имеет большое значение на ранних стадиях нейродегенеративного процесса. Как известно, активация медиаторов тканевого воспаления в паренхиме головного мозга играет важную патогенетическую роль в развитии дегенеративного процесса при БА [8–10].
В эксперименте показано, что на фоне применения Ноопепта улучшается усвоение и воспроизведение информации. В основе данного эффекта лежит оптимизация всех основных этапов мнестической деятельности, таких как обработка информации, консолидация следа памяти, устойчивость мнестического следа по отношению к интерферирующим воздействиям. В клинической практике на фоне терапии Ноопептом отмечено улучшение памяти, внимания и других когнитивных функций у пациентов с цереброваскулярными расстройствами, последствиями черепно–мозговой травмы и хронической алкогольной интоксикацией [2,8–12].
Таким образом, на современном этапе развития неврологии существуют возможности эффективной помощи пациентам с когнитивными нарушениями на всех этапах эволюции когнитивного дефицита. При деменции наиболее хорошо зарекомендовали себя ацетилхолинергические и антиглутаматные препараты. На этапе легких и умеренных когнитивных нарушений приоритетна вазоактивная, нейрометаболическая терапия (Ноопепт), а также влияние на дофаминергическую и норадренергическую систему. Профилактический эффект в отношении возникновения и прогрессирования когнитивных расстройств оказывает контроль сосудистых факторов риска, диета, богатая антиоксидантами, а также высокая интеллектуальная и физическая активность в течение жизни.

Литература
1. Андреев Н.А., Моисеев В.С. Антагонисты кальция в клинической медицине. –М.: РЦ “Фармединфо”, 1995. –161 с.
2. Бобкова, М. А. Грудень, А. Н. Самохин, Н. И. Медвинская, Е. И. Елистратова, L. Morozova–Roch, Т. А. Гудашева, Р. У. Островская, С. Б. Середенин. Ноопепт улучшает пространственную память и стимулирует образование антител к префибриллярной структуре b–амилоида(25–35) у мышей. // Экспериментальная и клиническая фармакология. –2005. –№.5.
3. Гаврилова С.И. Фармакотерапия болезни Альцгеймера. //Москва: изд–во «Пульс». –2003. –115 С.
4. Дамулин И.В. Болезнь Альцгеймера и сосудистая деменция. //Под ред. Н.Н.Яхно. –М. –2002. –С.85.
5. Захаров В.В., И.В.Дамулин, Н.Н.Яхно. Медикаментозная терапия деменций. //Клиническая фармакология и терапия. –1994. –Т.3. –№ 4. –С. 69–75.
6. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Нарушения памяти. //Москва: ГеотарМед. –2003. –С.150.
7. Захаров В.В. Всероссийская программа исследований эпидемиологии и терапии когнитивных расстройств в пожилом возрасте («Прометей»). //Неврологический журнал. –2006. –Т.11. –С.27–32.
8. Коваленко Л.П., Н. М. Смольникова, С. В. Алексеева, Е. П. Немова, А. В. Сорокина, М. Г. Мирамедова, С. П. Курапова, Е. И. Сидорина, А. В. Кулакова, Н. О. Даугель–Дауге Доклиническое изучение токсичности Ноопепта. //Экспериментальная и клиническая фармакология. –2002. –№.1.
9. Коваленко Л.П., М. Г. Мирамедова, С. В. Алексеева, Т. А. Гудашева, Р. У. Островская, С. Б. Середенин. Противовоспалительные свойства ноопепта (дипептидного ноотропа ГВС–111). // Экспериментальная и клиническая фармакология №2 – 2002.
10. Молодавкин Г.М., Г. Г. Борликова, Т. А. Воронина, Т. А. Гудашева, Р. У. Островская, Н. А. Тушмалова, С. Б. Середенин. Влияние нового дипептидного ноотропа и его метаболита цикло–L–пролилглицина на транскаллозальный потенциал мозга крыс. //Экспериментальная и клиническая фармакология. –2002. –№.2.
11. Островская Р. У., Гудашева Т. А., Трофимов С. С., Сколдчнов А. П. II Фармакология ноотропов. — М.,–1989. — С. 26–35.
12. Островская Р.У. Ноотропы и нейролептики: есть ли общность в мишенях и нейрорегуляторных механизмах реализации?// Доклад на конгрессе «Человек и лекарство». –2003 г.
13. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике. //Неврологический журнал. –2006. –Т.11. –Приложение № 1. –С.4–12.
14. Andrieux S., Amouyal K., Renish W. и соавт. The consumption of vasodilators and Ginkgo biloba (Egb 761) in a population of 7598 women over the age of 75 years. // Research and practice in Alzheimer’s disease. –2001. –V.5. –P.57–68.
15. Barker W.W., Luis C.A., Kashuba A. et al. Relative frequencies of Alzheimer’s disease, Lewy body, vascular and frontotemporal dementia, and hippocampal sclerosis in the State of Florida Brain Bank. //Alzheimer’s Dis Assoc Disord. –2002. –v.16. –P.203–212.
16. DiCarlo A., Baldereschi M., Amaducci L. Et al. Cognitive impairment without dementia in older people: prevalence, vascular risk factors, impact on disability. The Italian Longitudinal Study on Aging. //J Am Ger Soc. –2000. –V.48. –P.775–782.
17. Fu C., Chute D.J., Farag E.S. et al. Comorbidity in dementia: an autopsy study. //Arch Pathol Lab Med. –2004. –V.128. –N.1. –P.32–38.
18. Graham J.E., Rockwood K., Beattie E.L. et al. Prevalence and severity of cognitive impairment with and without dementia in an elderly population. //Lancet. –1997. –V.349. –V.1793–1796.
19. Halama P., G.Bartsch, G.Meng. Hirnleistungstorungen vaskularer Genese. Randomisierte Hullette C.M. Brain banking in the United States. //J Neuropathol Exp Neurol. –2003. –V.62. –N.7. –P.715–722.
20. Knopman D.S., Parisi J.E., Boeve B.F. et al. Vascular dementia in a population–based autopsy study. //Arch Neurol. –2003. –Vol.60. –P.569–575.
21. Knopman D.S. Current treatment of mild cognitive impairment and Alzheimer’s disease. //Curr Neurol Nerosci Rep. –2006. –V.6. –N.5. –P.365–371.
22. Kurshner H.S. Mild cognitive impairment: to treat or not to treat? //Curr Neurol Neurosci Rep. –2005. –V.5. –N.6. –P.455–457.
23. Jelic V., Kivipelto M., Winblad B. Clinical trials in mild cognitive impairment: lessons for the future. //J Neurology Neurosurgery Psychiatry. –2006. –V.77. –N.7. –P.892.
24. Lovenstone S., Gauthier S. Management of dementia. London: Martin Dunitz, 2001.
25. Nolan K.A., Lino M.M., Seligmann A.W., Blass J.P. Absence of vascular dementia in an autopsy series from a dementia clinic. //J Am Geriatr Soc. –1998. –Vol.46. –N.5. –P.597–604.
26. Petersen R. S. Current concepts in mild cognitive impairment // Arch. Neurol. – 2001. – Vol. 58. – P. 1985 – 1992.
27. Skoog I., Gustafson D. Clinical trials for primary prevention in dementia. //In: “Dementia therapeutic research”. K.Rockwood, S.Gauthier (eds). –London a New York: Taylor a Francis. –2006. –P.189–212.

www.rmj.ru

Нарушения памяти. Когнитивные нарушения. | Статья | Неврология

Что такое когнитивные нарушения?

К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков.

Как в норме, так и при патологии, лучше запоминаются эмоционально окрашенные события. Поэтому, в легких случаях забывчивость касается малозначительных событий. Можно забыть, что куда положил, как зовут недавних знакомых, что нужно сделать в течение дня. Иногда бывает трудно сосредоточить внимание или подобрать нужное слово в разговоре. Часто появляются трудности ориентировки на местности или при денежных расчетах.

В те или иные периоды жизни память и другие когнитивные способности подводят каждого из нас. Поэтому не стоит придавать большого значения единичным случаям забывчивости. Однако если забывчивость стала Вашим постоянным спутником, если она обращает на себя внимание окружающих и имеет тенденцию к нарастанию, то следует обратиться к врачу-неврологу и проверить, как работает Ваш мозг. При отсутствии лечения когнитивные нарушения могут прогрессировать вплоть до степени деменции (слабоумия).

Нейропсихологическое тестирование — как метод объективизации нарушений памяти.

Неврологи проверят когнитивные функции с помощью специальных методов исследования, которые называются нейропсихологические тесты. Такие тесты представляют собой специальные упражнения на запоминание и воспроизведение слов или рисунков, узнавание изображений, выполнение определенных двигательных программ, решение задач, пробы на сосредоточенность и концентрацию внимания. Такое исследование позволяет точно определить, в каком состоянии находятся когнитивные функции и имеются ли нарушения. Кроме того, данное исследование поможет подобрать максимально эффективное лечение.

Причины когнитивных нарушений.

Когнитивные нарушения могут быть органическими и функциональными. Функциональные когнитивные нарушения развиваются в отсутствии непосредственного поражения вещества головного мозга.

Причинами функциональных когнитивных расстройств могут быть переутомление, нервные стрессы и перегрузки, отрицательные эмоции. Функциональные когнитивные нарушения развиваются в любом возрасте. Они не опасны и всегда проходят или значительно уменьшаются после устранения причины нарушений. Однако в некоторых случаях функциональных нарушений может потребоваться медикаментозное лечение.

Органические когнитивные нарушения возникают в результате повреждения вещества головного мозга тем или иным заболеванием. Органические когнитивные нарушения чаще встречаются у пожилых людей и обычно носят более устойчивый характер. Однако правильное лечение и в этих случаях позволяет добиться улучшения и препятствует дальнейшему нарастанию нарушений.

Самыми частыми причинами органических когнитивных расстройств являются:

 

1. Недостаточность кровоснабжения головного мозга.

К недостаточности кровоснабжения головного мозга приводят такие заболевания как гипертоническая болезнь, сердечно-сосудистая патология и инсульты. Очень важно своевременно диагностировать данные заболевания и правильно их лечить, чтобы не допустить развития осложнений. Особое внимание следует уделять артериальному давлению, поддержанию нормального уровня сахара и холестерина.

2. Возрастное уменьшение массы головного мозга (атрофия).

При возрастной атрофии головного мозга, развиваются более выраженные нарушения когнитивных функций. Данное патологическое состояние получило название болезни Альцгеймера и является прогрессирующим заболеванием, но темпы нарастания когнитивных расстройств значительно варьируют. Как правило, симптомы нарастают медленно и в течение многих лет больные сохраняют независимость и самостоятельность. Большое значение имеет адекватная терапия данного заболевания, так как современные методы лечения позволяют добиться улучшения и длительной стабилизации симптомов.

3. Причиной когнитивных нарушений могут быть:

  • другие заболевания головного мозга,
  • сердечно-сосудистая недостаточность,
  • болезни внутренних органов и обмена веществ,
  • злоупотребление алкоголем или другие отравления.

В каждом случае причину забывчивости устанавливает врач-невролог в ходе всестороннего клинического и инструментального обследования.

Что необходимо для улучшения памяти.

1. нормализовать режим труда и отдыха,
2. принимать лекарственные средства, назначенные врачом,
3. заниматься тренировкой памяти и внимания.

Режим труда и отдыха.

Будучи очень ранимым, головной мозг реагирует практически на любые негативные изменения образа жизни. Даже если Вы просто недостаточно выспались или перенервничали, память уже будет работать немного хуже. Поэтому, если Вы недовольны своей памятью, подумайте, что Вы сами можете изменить в своей жизни.

Планируйте свою работу хотя бы на неделю вперед. Обязательно ведите ежедневник, в котором отмечайте все запланированные дела. Это поможет Вам разгрузить Вашу память. Вы достигнете больших успехов и сэкономите время.

Не следует перегружать себя в ущерб собственному здоровью, какие бы блага это не приносило, они того не стоят. Каждый день у Вас должно оставаться время для отдыха, чтобы восстановить силы и сделать Вашу жизнь более полной и интересной.

Доставляйте себе удовольствия. Посетите выставку, сходите в театр или кафе или куда-нибудь еще. Найдите то, что Вам действительно интересно и сделайте каждый день приятным себе.

Если у Вас есть хронические заболевания, тщательно соблюдайте все рекомендации Вашего лечащего врача. Особенно важно своевременно и правильно лечить гипертоническую болезнь, другие заболевания сердечно­сосудистой системы, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы. Если Вы курите, откажитесь от этой пагубной привычки или хотя бы уменьшите число выкуриваемых сигарет. Очень вредно для памяти также злоупотребление алкоголем.

Методы тренировки памяти и внимания.

Очень часто повышенная забывчивость связана с невнимательностью. В этих случаях могут быть полезны некоторые так называемые мнемонические приёмы, позволяющие увеличить концентрацию внимания.

1. Метод «мест». Представьте себе план своей квартиры. Начните с входной двери, а затем переходите из комнаты в комнату в том порядке, который Вам наиболее привычен. Пронумеруйте все предметы обстановки («места») и составьте их перечень. Хорошо выучите этот перечень «мест», а затем пользуйтесь им для запоминания любой информации. Для этого нужно просто придумать какую либо связь между этой информацией и каким-либо «местом» в квартире. А чтобы вспомнить, нужно будет еще раз мысленно «пройти по квартире» и посмотреть, что «лежит на каждом месте».

2. Метод «слов-вешалок». Сначала необходимо заучить ряд слов, с которыми будут устанавливаться ассоциативные связи. Эти слова будут служить в качестве «вешалок». Затем на эти «вешалки» нужно «развесить» другие подлежащие запоминанию элементы, вообразив какую-либо связь между «словом-вешалкой» и запоминаемым элементом.

3. Метод «визуальной цепочки». Используется, например, при запоминании списка слов. Первое и второе слово из списка объединяют с помощью какого-либо зрительного образа. Затем этот образ дополняется признаками, связанными с третьим, четвертым и так дальше словом. Затем, чтобы вспомнить слова, необходимо восстановить в памяти образ. Например, запомнить такие три несвязанных между собой слова как «холод-рама-книга» можно путем следующей ситуационной ассоциации: на улице холодно, я сижу дома, возле оконной рамы и читаю книгу.

4. Метод намека первыми буквами. Выделяются первые буквы запоминаемых слов, из них образуется новое слово, которое и нужно запомнить.

5. Метод истории. Нужно придумать простую и легко представляемую историю со словами, предъявляемыми для запоминания.

7. Метод ассоциации. Постарайтесь найти эмоционально окрашенные ассоциации в предъявляемом для запоминания материале.

8. Заучивание стихов.

9. Разгадывание японских кроссвордов.

www.pr-clinica.ru

Когнитивные нарушения — это… Что такое Когнитивные нарушения?

Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций[1] по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой)[2]. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией и построение и осуществление программы действий[2].

Когнитивные нарушения являются полиэтиологическими состояниями: причинами их могут быть большое количество различных по этиологии и патогенезу заболеваний (неврологических, психических и т. п. расстройств)[2].

Классификация

Выделяют лёгкие, умеренные и тяжёлые когнитивные нарушения. Исторически проблемы когнитивных расстройств изучались преимущественно в рамках деменции (термины «деменция», «слабоумие» означают наиболее тяжёлые когнитивные нарушения, приводящие к дезадаптации в повседневной жизни). Лишь впоследствии большое внимание стали уделять также и менее выраженным расстройствам[2].

Умеренные когнитивные нарушения (англ. mild cognitive impairment, MCI) представляют собой моно- или полифункциональные когнитивные расстройства, явно выходящие за рамки возрастной нормы, но не ограничивающие самостоятельности и независимости, то есть не вызывающие дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные когнитивные нарушения, как правило, отражаются в жалобах индивидуума и обращают на себя внимание окружающих; могут препятствовать наиболее сложным формам интеллектуальной активности. Распространенность умеренных когнитивных нарушений среди пожилых лиц достигает, по данным исследований, 12—17%. Среди неврологических пациентов синдром умеренных когнитивных нарушений встречается в 44% случаев[3].

В соответствии с критериями МКБ-10 для постановки диагноза умеренных когнитивных расстройств необходимо наличие жалобы пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы, снижение памяти, внимания или способности к обучению, которые не достигают степени деменции, имеют в основе органическую природу и не связаны с делирием[4].

При лёгких когнитивных нарушениях показатели психометрических шкал могут оставаться в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняться от нее незначительно, однако больные осознают снижение когнитивных способностей по сравнению с преморбидным уровнем и выражают беспокойство по этому поводу. Лёгкие когнитивные нарушения отражаются в жалобах больного, но не обращают на себя внимания окружающих; не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных её формах. Популяционные исследования распространённости лёгких когнитивных нарушений до настоящего времени не проводилось, однако можно предположить, что их распространённость не уступает распространённости умеренных когнитивных нарушений[3].

Причины

Существует несколько десятков нозологических форм, в рамках которых развиваются когнитивные нарушения. К этим нозологическим формам относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматоневрологические и психические расстройства, отрицательно влияющие на когнитивные функции[2].

Основными причинами когнитивных нарушений могут являться[2]:

  • Нейродегенеративные заболевания
  1. Болезнь Альцгеймера
  2. Деменция с тельцами Леви
  3. Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД)
  4. Кортико-базальная дегенерация
  5. Болезнь Паркинсона
  6. Прогрессирующий надъядерный паралич
  7. Хорея Гентингтона
  8. Другие дегенеративные заболевания головного мозга
  • Сосудистые заболевания головного мозга
  1. Инфаркт мозга «стратегической» локализации
  2. Мультиинфарктное состояние
  3. Хроническая церебральная ишемия
  4. Последствия геморрагического поражения головного мозга
  5. Сочетанное сосудистое поражение головного мозга
  • Смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные нарушения
  • Дисметаболические энцефалопатии
  1. Гипоксическая
  2. Печёночная
  3. Почечная
  4. Гипогликемическая
  5. Дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз).
  6. Дефицитарные состояния (дефицит В1, В12, фолиевой кислоты, белков).
  7. Промышленные и бытовые интоксикации
  8. Ятрогенные когнитивные нарушения (применение холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)
  1. ВИЧ-ассоциированная энцефалопатия
  2. Губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта — Якоба)
  3. Прогрессирующие панэнцефалиты
  4. Последствия острых и подострых менингоэнцефалитов
  5. Прогрессирующий паралич
  6. Рассеянный склероз
  7. Прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия
  1. Нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия

Обратимые нарушения

При большинстве хронических сосудистых и дегенеративных заболеваний мозга когнитивные расстройства носят необратимый характер, однако в случаях, когда причиной когнитивных расстройств являются системные метаболические нарушения, коррекция этих нарушений приводит к восстановлению психических функций. В таких случаях говорят об обратимых когнитивных расстройствах.

К обратимым когнитивным расстройствам относят дисметаболическую энцефалопатию, нарушения высших мозговых функций при нормотензивной гидроцефалии и, в некоторых случаях, при опухоли мозга; причиной обратимых нарушений могут быть также расстройства тревожно-депрессивного ряда. До 5% случаев когнитивных нарушений на стадии деменции (и, по-видимому, существенно больший процент на стадии лёгких и на стадии умеренных когнитивных расстройств) являются полностью обратимыми.

Поскольку когнитивные нарушения не всегда развиваются в результате первичного заболевания головного мозга, необходимо, кроме оценки неврологического статуса, общее физикальное исследование по органам и системам. Необходимыми мероприятиями являются общий анализ крови и мочи, исследование активности печёночных трансаминаз и гамма-ГТ, гормонов щитовидной железы, исследование концентрации билирубина, альбумина, креатинина и азота мочевины, при возможности — концентрации витамина В12 и фолиевой кислоты. Восстановление когнитивных функций после коррекции метаболических нарушений служит подтверждением диагноза[2].

Лечение

См. также

Примечания

xzsad.academic.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о