Речь и виды речи: Виды речи в русском языке – функции и формы (2 класс)
Виды речи в русском языке – функции и формы (2 класс)
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 586.
Обновлено 28 Октября, 2020
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 586.
Обновлено 28 Октября, 2020
Понимание основ речи, ее строения и истоков, очень важно. Ученик 2 класса, который знает, какие существуют виды речи в русском языке, может грамотно объяснить их особенности и понимает, почему она принимает те или иные формы, может с полным правом считать, что он заложил основу для того, чтобы грамотно излагать свои мысли. Итак, существует два основных вида речи – устная и письменная.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Виды и функции речи
Устная речь – та, которая произносится, говорится. Ее же люди слышат. И ее основная функция – это коммуникация, то есть передача информации от одного человека к другому.
Слово “устный” произошло от древнерусского “уста” – так раньше назывались губы. То есть из самого названия уже понятно, что это за речь.
Второй вид речи – это письменная. Из ее названия также понятно, что это то, что записано с помощью букв и других знаков. То есть все, что мы читаем и пишем, относится к этому виду. Она также может служить для общения между людьми, но выполняет и другие функции. Так, она необходима для фиксирования информации и выражения мыслей.
Какие формы речи существуют в русском языке?
Есть несколько основных форм речи, которые непосредственно связаны с ее видами. И первая – это говорение, то есть форма, которую принимает устная речь. Когда человек говорит, он выражает свои мысли с помощью слов, сказанных вслух. Таким образом он передает информацию одному или нескольким людям, с которыми говорит, а они его слушают. Таким образом, ещё одна форма устной речи – слушание. Но говорение не обязательно является диалогом – это может быть публичное выступление, речь диктора на телевидении и так далее.
Письменная форма – это речь на письме. Но если письменный вид речи – это не только фиксация (письмо), но и прочтение написанного, то выделяется и другая форма письменной речи – чтение.
Таким образом всего форм четыре.
Примеры разных видов речи
Чтобы лучше понять тему, стоит рассмотреть разновидности речи с примерами. Так, устная речь – это разговор с мамой, ответ на уроке, рассказ учителя, реплики героев в фильме и так далее.
Письменная – это конспект урока, сочинение, даже записка на холодильнике. Кстати, когда человек печатает на машинке или компьютере – это тоже письменная форма речи.
Раньше для того, чтобы записать свои мысли, люди использовали пиктограммы – это такие специальные символы. Сегодня для этого, в основном, используются буквы, но в некоторых странах (таких, как Япония, Китай, Корея и другие) письменная речь передается с помощью иероглифов.
Что мы узнали?
В русском языке, по мнению лингвистов, существует два вида речи – письменная и устная. Они нужны для того, чтобы общаться с другими людьми, фиксировать информацию на бумаге или в специальной программе, приводить информацию в систему, размышлять, а также читать и слушать.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Наталия Хоменко
10/10
Любовь Хоменко
9/10
Тук Тук
9/10
Кирилл Дударев
9/10
Сергей Ефремов
9/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 586.
А какая ваша оценка?
Виды речи
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:
внешнюю;
внутреннюю.
Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:
жаргон;
интонация.
Жаргон — стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация — совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей.
Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению [2].
Итак, внешняя речь включает следующие виды:
устную:
диалогическую;
монологическую;
письменную
Рисунок 1 – Виды внешней речи
Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.
В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.
Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны.
Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.
Монолог — вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
грамматически правильное оформление;
выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог — это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.
Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности — достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.
Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.
Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации [7].
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь – как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.
В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его представляется излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Между двумя собеседниками, объединенными общностью ситуации и – в какой-то мере – переживаниями, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда, между близкими людьми, достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только или иногда даже не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. В разговорной речи многое поэтому не договаривается. Разговорная устная речь – ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.
В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, – более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь – это контекстная речь.
Письменная речь — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи [3].
Базовая структура предложения — СОВЕТНЫЕ листы
БАЗОВАЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Части предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное дополнение, дополнение
Каждое слово в предложении служит определенной цели в структуре этого конкретного предложения. По правилам грамматики структура предложения иногда может быть довольно сложной. Однако для простоты здесь обсуждаются основные части предложения.
Двумя основными частями предложения являются подлежащее и предикат .
СУБЪЕКТ
Субъект предложения — это лицо, место или вещь, которые выполняют действие предложения. Подлежащее представляет то, о чем или о ком идет речь в предложении. Простое подлежащее обычно содержит существительное или местоимение и может включать изменяющие слова, фразы или предложения.
Мужчина . . .
ПРЕДИКАТ
Предикат выражает действие или нахождение в предложении. Простое сказуемое содержит глагол, а также может содержать модифицирующие слова, фразы или предложения.
Мужчина / строит дом .
Подлежащее и сказуемое составляют две основные структурные части любого полного предложения. Кроме того, есть и другие элементы, содержащиеся в подлежащем или сказуемом, которые добавляют смысл или детали. Эти элементы включают в себя прямой объект, косвенный объект и подлежащее дополнение. Все эти элементы могут быть расширены и объединены в простые, составные, сложные или составные/сложные предложения. (См. СОВЕТ по теме «Тип предложения и его цель».)
ПРЯМОЕ ОПОЛОЖЕНИЕ
Прямое дополнение получает действие предложения. Прямой объект обычно является существительным или местоимением.
Мужчина строит дом .
Человек строит из .
КОСВЕННОЕ ОБЪЕКТ
Косвенное дополнение указывает, кому или для кого совершается действие предложения. Косвенный объект обычно является существительным или местоимением.
Мужчина строит свою семью дом.
Человек строит их дом.
СУБЪЕКТНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Субъектное дополнение либо переименовывает, либо описывает подлежащее, и поэтому обычно является существительным, местоимением или прилагательным. Дополнения к подлежащему возникают, когда в предложении есть глагол-связка (часто глагол-связка является формой глагола to be ).
Мужчина хороший отец . ( отец = существительное, которое переименовывает подлежащее)
Мужчина кажется добрым . ( вид = прилагательное, описывающее подлежащее)
Примечание. В качестве примера различия между частями речи и частями предложения существительное может функционировать в предложении как подлежащее, прямое дополнение, косвенное дополнение, дополнение предлог или подлежащее дополнение.
Дополнительную информацию о структуре и построении предложений см. в следующих СОВЕТНЫХ листах:
Типы и цели предложений
Фрагменты предложений
Независимые и зависимые придаточные предложения: координация и подчинение
Предлоги и предложные фразы
Другие фразы: глагольные, утвердительные, абсолютные
Глаголы
Прилагательные
Наречия
Союзы
Междометия
9.2 Типы речей – Comm 101 (Dutton)
Глава 9 Публичное выступление
Источник
В современном мире нас постоянно бомбардируют сообщениями как хорошими, так и плохими. Независимо от того, где вы живете, где работаете или учитесь, какие средства массовой информации используете, вы, вероятно, подвергаетесь воздействию сотен людей. если не тысячи, рекламных сообщений каждый день. По оценке исследователя Нормана В. Эдмунда, к 2020 году объем знаний в мире будет удваиваться каждые семьдесят три дня (Эдмунд, 2005).
Кристиан Пьере — Лидер — CC BY 2.0.
Поскольку мы живем в мире, где мы перегружены контентом, передача информации таким образом, чтобы она была доступна другим, сегодня важнее, чем когда-либо прежде. Чтобы помочь нам лучше понять, почему публичные выступления важны, мы сначала рассмотрим публичные выступления в повседневной жизни. Затем мы обсудим, какую пользу лично вам могут принести публичные выступления.
Ежедневные публичные выступления
Каждый божий день люди в Соединенных Штатах и во всем мире встают перед какой-то аудиторией и говорят. На самом деле, существует даже ежемесячное издание, в котором воспроизводятся некоторые из лучших выступлений со всех концов Соединенных Штатов, под названием 9.0012 Важные речи дня (http://www.vsotd.com). Хотя публичные выступления бывают разных типов, их обычно можно разделить на три категории в зависимости от их предполагаемой цели: информативные, убедительные и развлекательные.
Информативное выступление
Одним из наиболее распространенных видов публичных выступлений является информативное выступление. Основная цель информативных презентаций — поделиться своими знаниями по предмету с аудиторией. Причины для произнесения информативной речи широко варьируются. Например, вас могут попросить проинструктировать группу сотрудников о том, как использовать новое компьютерное программное обеспечение, или сообщить группе менеджеров о том, как продвигается ваш последний проект. Местная общественная группа может захотеть узнать о вашей волонтерской деятельности в Новом Орлеане во время весенних каникул, или ваши одноклассники могут захотеть, чтобы вы поделились своим опытом приготовления средиземноморской кухни. Общим для всех этих примеров является цель передачи информации аудитории.
Информативное общение используется во многих различных профессиях. Врачи часто читают лекции о своих областях знаний студентам-медикам, другим врачам и пациентам. Учителя обнаруживают, что представляют себя родителям, а также своим ученикам. Пожарные демонстрируют, как эффективно бороться с огнем в доме. Информативное общение является обычной частью многочисленных работ и других повседневных дел. В результате умение эффективно говорить стало важным навыком в современном мире.
Убедительное выступление
Второй распространенной причиной выступления перед аудиторией является убеждение других. В нашей повседневной жизни от нас часто требуется убеждать, мотивировать или иным образом убеждать других изменить свои убеждения, предпринять какие-либо действия или пересмотреть решение. Пропаганда музыкального образования в местном школьном округе, убеждение клиентов покупать продукцию вашей компании или побуждение старшеклассников к поступлению в колледж — все это подразумевает влияние на других людей посредством публичных выступлений.
Для некоторых людей, таких как выборные должностные лица, убедительные речи являются важной частью достижения и продолжения успеха в карьере. Другие люди делают карьеру, выступая перед группами людей, которые платят за то, чтобы их слушали. Мотивационные авторы и ораторы, такие как Лес Браун (http://www.lesbrown.com), ежегодно зарабатывают миллионы долларов на людях, которые хотят быть мотивированными, чтобы добиться большего в своей жизни. Брайан Трейси, еще один профессиональный оратор и автор, специализируется на том, чтобы помочь бизнес-лидерам стать более продуктивными и эффективными на рабочем месте (http://www.briantracy.com).
Независимо от того, делаете ли вы публичные выступления каждый день или всего несколько раз в год, убедить других — непростая задача. Если вы разовьете в себе умение эффективно убеждать, это может быть полезным как в личном, так и в профессиональном плане.
Развлекательная речь
Развлекательная речь подразумевает множество поводов для выступлений, начиная от знакомства со свадебными тостами, вручения и принятия наград, произнесения хвалебных речей на похоронах и поминальных службах, а также послеобеденных речей и мотивационных речей. Развлекательная речь была важна со времен древних греков, когда Аристотель определил эпидейктическую речь (речь в церемониальном контексте) как важный тип обращения. Как и в случае с убедительной и информативной речью, есть профессионалы, от религиозных лидеров до комиков, которые зарабатывают на жизнь просто произнося развлекательные речи. Любой, кто смотрел по телевизору вручение наград или видел, как бессвязный шафер произносит свадебный тост, может подтвердить, что говорить, чтобы развлечь, — это задача, которая требует подготовки и практики, чтобы быть эффективной.
Личные преимущества публичных выступлений
Согласно исследованию, проведенному социологом Эндрю Зекери (Zekeri, 2004), навыки устной коммуникации были навыком номер один, который выпускники колледжей сочли полезными в деловом мире. Уже один этот факт делает изучение публичных выступлений стоящим занятием. Тем не менее, есть много других преимуществ эффективного общения для сотен тысяч студентов колледжей, которые каждый год посещают курсы публичных выступлений. Давайте взглянем на некоторые личные преимущества, которые вы получите как от курса публичных выступлений, так и от публичных выступлений.
Преимущества курсов публичных выступлений
Помимо обучения процессу создания и произнесения эффективной речи, студенты, изучающие публичные выступления, покидают класс, получая ряд других преимуществ. Некоторые из этих преимуществ включают
- развитие навыков критического мышления,
- тонкая настройка вербальных и невербальных навыков,
- преодоление страха публичных выступлений.
Развитие навыков критического мышления
Одним из самых первых преимуществ, которые вы получите от прохождения курса ораторского искусства, станет повышение способности критически мыслить. Решение проблем — это один из многих навыков критического мышления, которым вы овладеете в ходе этого курса. Например, при подготовке убедительной речи вам придется подумать о реальных проблемах, затрагивающих ваш кампус, сообщество или мир, и предложить возможные решения этих проблем. Вам также придется подумать о положительных и отрицательных последствиях ваших решений, а затем поделиться своими идеями с другими. Поначалу может показаться, что найти решение проблемы кампуса, такой как нехватка парковочных мест, может быть легко: просто постройте больше мест. Но после размышлений и дальнейших исследований вы можете обнаружить, что стоимость строительства, воздействие на окружающую среду из-за потери зеленых насаждений, потребности в обслуживании или ограниченные места для дополнительных пространств делают это решение непрактичным. Способность обдумывать проблемы и анализировать потенциальные затраты и выгоды от решений является неотъемлемой частью критического мышления и публичных выступлений, направленных на убеждение других. Эти навыки помогут вам не только в контексте публичных выступлений, но и на протяжении всей жизни. Как мы уже говорили ранее, выпускники колледжей в исследовании Зекери оценили навыки устного общения как наиболее полезные для успеха в деловом мире. Вторым наиболее ценным навыком, о котором они сообщили, была способность решать проблемы, поэтому ваш курс публичных выступлений ценен вдвойне!
Еще одно преимущество публичных выступлений заключается в том, что они расширят ваши возможности для проведения и анализа исследований. Публичные ораторы должны предоставлять достоверные доказательства в своих выступлениях, если они собираются убедить различные аудитории. Таким образом, ваш курс публичных выступлений еще больше улучшит вашу способность находить и использовать ряд источников.
Тонкая настройка вербальных и невербальных навыков
Второе преимущество прохождения курса ораторского искусства заключается в том, что он поможет вам точно настроить свои вербальные и невербальные навыки общения. Независимо от того, участвовали ли вы в публичных выступлениях в старшей школе или впервые выступаете перед аудиторией, возможность активно практиковать коммуникативные навыки и получать профессиональную обратную связь поможет вам стать лучшим коммуникатором в целом. Часто люди даже не осознают, что они крутят волосы или постоянно неправильно произносят слова во время выступления в общественных местах, пока не получат обратную связь от учителя во время курса ораторского искусства. Люди в Соединенных Штатах часто платят речевым тренерам более ста долларов в час, чтобы они помогли им улучшить свои разговорные навыки. У вас есть встроенный речевой тренер прямо в вашем классе, поэтому в ваших интересах использовать возможность улучшить свои вербальные и невербальные навыки общения.
Преодоление страха перед публичными выступлениями
Дополнительным преимуществом занятий по ораторскому искусству является то, что они помогут уменьшить ваш страх перед публичными выступлениями. Независимо от того, много ли они выступали на публике или только начали, большинство людей испытывают некоторую тревогу, когда участвуют в публичных выступлениях. Хайди Роуз и Эндрю Рансер оценили уровень тревожности студентов перед публичными выступлениями как в первую, так и в последнюю неделю занятий по публичным выступлениям и обнаружили, что эти уровни снижались в течение семестра (Роуз и Рансер, 19 лет).