Табу запреты – Запреты — National Geographic Channel

Табу (Запреты) / Taboo — Документальные фильмы онлайн

Табу (Запреты) / Taboo — Документальные фильмы онлайн Разделы видео
  • Документальные фильмы (8810)
  • Научно-популярные фильмы (1639)
  • BBC (1899)
  • BBC Природа (1105)
  • National Geographic (2628)
  • History Channel (2192)
  • Дискавери (4154)
  • PBS NOVA (45)
  • Космос (885)
  • Наука (78)
  • Природа (1346)
  • Животные (2224)
  • Доисторический мир (285)
  • Древний мир (464)
  • Тайны (951)
  • История (2316)
  • Военные (2277)
  • Оружие (813)

www.dokonlin.ru

Все о передаче Запреты — National Geographic Channel

  • Запреты: Путешествие в загробный мир

    Смерть ждет каждого из нас, но все мы по-разному относимся к ней. Познакомьтесь с местом, где мир живых пересекается с миром мертвых.

  • Запреты: Маргиналы секса

    Откройте для себя темную сторону взаимоотношений полов — от американца, влюбленного в куклу из секс-шопа, до британца, имеющего семь жен.

  • Запреты: Ожирение

    Мир охвачен эпидемией ожирения, и кое-кто уже пытается изменить классические идеалы красоты, организуя такие конкурсы, как «Мисс Плюс Америка».

  • Запреты: Наркотики

    Могут ли наркотики все еще считаться чем-то запретным в наше время, когда в некоторых странах их уже можно употреблять легально?

  • Запреты: Испытание веры

    По всему миру люди принимают участие в запретных ритуалах и обрядах. Испытывая свою веру, они прокалывают тело и пьют яд с риском для жизни.

  • Запреты: Экстремальные коллекционеры

    От коллекции детских скелетов до «Ноева ковчега» с 550 живыми животными, мы увидим, как коллекционирование может выходить за рамки разумного.

  • Запреты: Интимные пристрастия

    Лилиана прогуливает в парке своего человека — «щенка», а Мэтт и его невеста помешаны на эластичных комбинезонах, которые называют «зентаями».

  • Запреты: Экстремальные артисты

    Во всем мире есть люди, которые рискуют жизнью ради экстремальных шоу. Познакомьтесь с парой из Лондона, исполняющей садистские акты на сцене.

  • Запреты: Уродство

    В Техасе из-за удара током лицо Далласа Уинса оказалось сильно обезображено, и теперь он должен учиться жить без глаз, носа и самого лица.

  • Запреты: Смена пола

    Эшли и Тони кажутся обычной парой, довольной своим браком, но есть одна деталь — когда они познакомились, она была мужчиной, а он — женщиной.

  • Запреты: Знаки принадлежности

    В Канаде члены экстремистской группировки делают себе шрамы раскаленным железом, а в Японии бандиты покрывают все тело татуировкой.

  • Запреты: Отвратительные работы

    От уборщиков в Миннеаполисе до мусорщиков в Гватемале, грязь, которую никто не хочет видеть рядом, — обычное явление, связанное с их работой..

  • Запреты: Самые болезненные обряды

    У некоторых племен обряды посвящения связаны с разрезанием кожи. Узнайте об одном из самых болезненных обрядов у народности в Папуа-Новой Гвинее.

  • Запреты: Странные пристрастия

    Сексуальный целитель Дэз объясняет принципы своей духовной практики, а донор спермы Эд рассказывает о том, как он стал отцом 85 детей.

  • Запреты: Вуду

    Почему вуду запрещено? Возможно, потому, что оно включает такие жуткие обряды, как одержимость и черная магия. Проследите, как вуду обрело разнообразие и стало табу даже у народов, практикующих его.

  • Запреты: Обряды посвящения

    Узнайте о болезненных, а иногда и опасных для жизни ритуалах, проводимых при переходе от одной стадии жизни к другой.

  • Запреты: Проституция

    Взгляд на современную проституцию в развивающихся странах, где многих молодых девушек продают в рабство и заставляют работать в ужасных условиях.

  • Запреты: Испытания на прочность

    Познакомьтесь с членами бойцовского клуба — респектабельными американцами, которые устраивают жестокие драки, чтобы доказать свою мужественность.

  • Запреты: Модификация тела

    От удлинения шеи до увеличения бицепсов путём хирургической операции — узнайте, на что готовы пойти люди, стремящиеся к усовершенствованию тела.

  • Запреты: Брачный зов

    Познакомьтесь с экстремальными обычаями и ритуалами, исполняемыми во имя любви, как, например питьё крови партнёра для скрепления уз брака.

  • Запреты: Демоны и бесы

    Мы узнаем об экстремальных обрядах экзорцизма в разных странах — от пяти девушек из Аризоны, изгоняющих дьявола, до сложной церемонии в Колумбии.

  • Запреты: Нагота

    Мы исследуем ритуал сбрасывания одежд: от участников сект черной магии, исполняющих обряды в голом виде, до фестиваля «Голого Человека» в Японии.

  • Запреты: Странные синдромы

    Мы узнаем о редких проблемах тела, от женщины, которая не может набрать вес, до мужчины, у которого одна сторона тела толстая, а другая худая.

  • Запреты: Домашние питомцы

    Мы исследуем пристрастие к содержанию необычных и опасных животных в качестве питомцев. Смогли бы вы спокойно спать в доме, где есть питон?

  • Запреты: Достаточно взрослые?

    Девочка-подросток хочет быть мужчиной, а девятилетний Ставрос Гриллис водит высокомощный гоночный автомобиль с пятилетнего возраста.

  • Запреты: Еда для экстремалов

    Узнайте об экстремальных видах пищи: от живых, нарезанных ломтиками змей во Вьетнаме до смертельно ядовитых иглобрюхих рыб в Японии.

  • Запреты: Безумные коллекционеры

    В какой момент безобидное хобби становится манией? Мы познакомимся с безумными коллекционерами, портящими себе жизнь, отношения и благосостояние.

  • Запреты: Неприглядная работа

    Взгляните на некоторые из самых неприятных видов работы в мире, включая уборку мест, где произошла насильственная смерть.

  • Запреты: Причудливые похороны

    Мы приоткроем завесу запретного и узнаем о том, как альтернативные общества относятся к смерти и какие бывают ритуалы погребения.

  • www.natgeotv.com

    Значение слова табу. Табу у аборигенов Полинезии, у Фрейда и в наши дни

    Табу — это строгий запрет определенных действий, слов, предметов. Ударение ставится на последний слог: табý. Слово пришло из языка полинезийских аборигенов, которые верили, что табу — запрещенные действия — неминуемо караются сверхъестественной силой.

    В переносном смысле табу — нечто запретное, чего нельзя касаться, обсуждать, пытаться изменить. Например: «Для него разговоры о деньгах — табу».

    Табу — это не обязательно что-то плохое. Наоборот, табуированы могут быть священные вещи. Скажем, имена богов, которые нельзя произносить, а нужно заменять эвфемизмами.

    Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд рассматривал табу как основу культуры, которая начинается с запрета на убийство и кровосмешение.

    Табуированный — это значит запрещенный. Например, табуированная лексика в русском языке — это мат.

    Табуировать — налагать запрет на что-либо. Аноним — снять табу, то есть разрешить.

    Табу у аборигенов Океании

    Впервые слово «табу» записал английский капитан Джеймс Кук на островах Тонга в 1771 году. У жителей Полинезии — от Гавайских островов до Новой Зеландии — система запретов-табу регламентировала важнейшие стороны жизни человека, заменяя одновременно религиозные, моральные и юридические нормы. Например, табу запрещали браки между близкими родственниками, употребление определенной пищи, покушение на чужую собственность.

    Соблюдение табу отчасти охранялось репрессивными мерами — вплоть до смертной казни — или страхом перед высшими силами. «Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастие нарушить табу, умирали скоропостижно от одного страха перед неминуемой карой небесной», — утверждалось в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

    С одной стороны, табу — это нечто священное. Так, тело, жилище и имущество правителя считались преприкосновенными, а его имя нельзя было называть. В противоположном смысле табу — что-то нечистивое, запрещенное. Все, что связано со смертью, становилось табу — человек, побывавший на похоронах, сам на несколько дней становился табу.

    Табу — странное, страшное, священное слово. Новозеландец, подобно всем другим полинезийцам, больше всего на свете боялся табу. Табу могла быть гора, лес, пища, река, человек, животное — все, что угодно. Если гора табу — на нее нельзя взбираться, если табу лес — в нем нельзя охотиться, если табу пища — ее нельзя есть, если табу человек — его нельзя убить, его нельзя трогать, и он сам ни к чему не может прикоснуться, потому что все оскверняет своим прикосновением… По обычаю, на воина после татуировки налагалось трехдневное табу.

    Н.К. Чуковский. «Матрос Рутерфорд в плену у новозеландцев»

    Европейцам порой сложно было понять разницу между двумя видами табу. К примеру, и вождь, и отверженный человек, попавший под табу, не могли есть из собственных рук — их кормил кто-то из близких.

    Тохунга, соблюдающий табу. Готфрид Линдауэр, картина конца XIX века

    Многие табу были иррациональны — не имели логики и смысла даже с с точки зрения самих полинезийцев. Тем не менее, сила табу настолько велика, что эти запреты все равно соблюдались.

    На Сандвичевых островах, как и на многих других остро­вах Южного моря, важную роль играли религиозные запре­ты, так называемые табу. Лица, объявленные табу, счита­лись неприкосновенными. Если табу накладывалось на учас­ток земли, на него никто не имел права ступить, если на животных — их нельзя было убивать или преследовать, пока запрет не будет снят.

    Отто Коцебу. «Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг.»

    Сегодня в этнографии термином «табу» обозначают любые религиозные запреты.

    Обществознание рассматривает табу как простейшую форму социальной регламентации в первобытной культуре. По мере развития общества на смену табу приходят нормы морали, религии, права. Отмечается, что христианское понятие грех или мусульманское харам — тоже в определенное степени продолжения табу.

    Сериал «Табу» с Томом Харди

    «Табу» (Taboo) — британский телесериал 2017 года с Томом Харди в главной роли. Действие происходит в 1814 году. Англичанин Джеймс Делейни, которого считали погибшим, после 12 лет в Африке и смерти отца возвращается в Лондон с украденными алмазами. Там Делейни плетет интриги против правительства и Ост-Индской компании, чтобы создать собственную торговую империю.

    Том Харди в сериале «Табу»

    Табу. Примеры употребления

    Учитель, какой бы он негодяй ни был, всегда прав, потому что он учитель или особа священная, что-то вроде новозеландского табу; трактирщик же всегда виноват, потому что он трактирщик и кулак.
    А.П. Чехов. «Именины» (1888)

    Изумление и страх пред женщиной сохранились и до нашего времени, в «табу» диких племен.
    Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925)

    Пусть мутный и тусклый жаргон станет табу для всех педагогов-словесников.
    К.И. Чуковский. «Живой как жизнь (разговор о русском языке)» (1962)

    О Лере старались не упоминать. Эта тема была табу.
    Юрий Трифонов. «Утоление жажды» (1959-1962)

    Разумеется, есть и в эстонской литературе категорические табу — национальный вопрос, к примеру.
    Сергей Довлатов. «Ремесло» (1976)

    Потому и существует языковое табу, что требуются сильные, запредельные, невозможные выражения для соответствующих чувств при соответствующих случаях.
    Михаил Веллер. «Ножик Сережи Довлатова» (1997)

    Для каждого из нас табу необходимо. Если мы дадим возможность проявлению животного начала в себе, мы перестанем быть людьми.
    Владимир Шахиджанян. «1001 вопрос про ЭТО» (1999)

    К числу табуированных тем чуть ли не до конца 1980-х годов принадлежали и принудительные миграции в СССР.
    Павел Полян. «В далекие края. Книги о репрессивных принудительных миграциях в СССР» (2002)

    www.anews.com

    9 фильмов, нарушивших сексуальные табу — Что посмотреть

    Кинематограф — один из важнейших и самых популярных видов искусств, оказывающих влияние на жизнь отдельно взятого человека и на мировое общественное развитие в целом. Кино формирует мировоззрение, обогащает, насыщает полезной информацией и раздвигает рамки привычного. За последние несколько десятков лет кино проникло во все сферы человеческой жизни, включая сферу интимную. Мы собрали несколько фильмов, которые так или иначе повлияли на смену общественных нравов, продемонстрировав нарушенные табу и сломанные стереотипы.

    Персона Фильм Ингмара Бергмана, вошедший в список шедевров мирового кино, поднимает сложнейшие экзистенциальные вопросы и проблемы в отношениях между людьми. В картине, которую шведский режиссер считал одной из главных в своей карьере, он не постеснялся воспользоваться весьма противоречивыми визуальными и аудио-приемами. Например, в прологе присутствуют крупные планы эрегированного пениса, а одна из героинь произносит откровенный монолог, в котором очень детально рассказывает о случайном сексе с несколькими несовершеннолетними парнями и последующем аборте. Для 1966 года эти решения оказались слишком смелыми и для мирового проката описанные сцены из фильма были вырезаны. Последнее танго в Париже

    Эротическая драма Бернардо Бертолуччи сразу после выхода наделала много шума. Несмотря на то, что исполнителям главных ролей фильм принес номинации на «Оскар», актриса Мария Шнайдер возненавидела режиссера и не общалась с ним до самой своей смерти. Все дело в знаменитом «эпизоде с маслом», который попрал сразу несколько норм общественной морали: мало того, что на экране в 1972 году было показано изнасилование, так еще и в извращенной форме. А не так давно Бертолуччи признался, что насилие в фильме было настоящим — в изначальном сценарии этой сцены не было и он не стал заранее согласовывать ее с актрисой, чтобы добиться более естественной реакции.

    Последнее искушение Христа Фильм Мартина Скорсезе стал скандальным задолго до выхода на экраны. Сын Божий у режиссера живет обыкновенной земной жизнью: страдает, ищет, сомневается, испытывает желания и даже занимается сексом! Несмотря на то, что все плотские сцены были сняты весьма целомудренно, многие люди по всему миру посчитали себя оскорбленными. Говард-утка

    Фильм служит яркой иллюстрацией тезиса, что не все комиксы стоит экранизировать. Полную юмора и социальной сатиры историю Marvel об утке-мутанте режиссер Уиллард Хайк в 1986 году превратил в сомнительную комедию, в которой присутствуют намеки на секс между девушкой Беверли и представителем семейства утиных. В итоге получилось слишком пошло для детей и слишком глупо — для взрослых.

    Основной инстинкт Вышедший в 1992 году триллер об опасной связи детектива с главной подозреваемой обратил внимание публики на существование роковых красоток и секса ради секса, совершив с помощью откровенных сцен и крупных планов революцию в умах среднестатистических граждан. Сцена с допросом главной героини вошла в историю кинематографа, как чистейший образец сексуального саспенса. Секретарша

    Задолго до того, как история Анастейши Стил и Кристиана Грея захватила мир, в кинематографе уже существовала идеальная пара любителей доминирования и подчинения. Первопроходцем жанра самопознания и бдсм-тематики стал молодой режиссер Стивен Шэйнберг, получивший приз «за оригинальность» на фестивале независимого кино «Санданс».

    Бурый кролик Фильм Винсента Галло обернулся самым большим киноскандалом за последние десятилетия. По окончанию премьеры режиссеру и исполнителю главной роли даже пришлось принести зрителям официальные извинения, пока ведущая актриса заливалась слезами, прячась за сценой. Все дело было в непродолжительной сцене орального секса, который актеры не сымитировали, а исполнили в живую. Несмотря на то, что дело было в не таком уж дремучем 2003 году, публика к такой степени откровенности оказалась не готова. Империя чувств

    Мощная эротическая драма из страны восходящего солнца в 1976 году нарушила многие из социальных установок и запретов, существовавших на тот момент, и показала, до чего способны довести настоящая любовь и страсть. В родной Японии автор сценария и режиссер фильма за сексуальную озабоченность был отдан под суд, но, к счастью, оправдан.

    Горбатая гора Треск костра, красоты природы и звезды на небе Вайоминга…что может быть романтичнее? И все же нашлись зрители, которых возмутила история любви, не имеющей границ. Возможно, все дело в том, что фильм получился настолько трогательным, нежным и эстетичным, что даже самые ярые гомофобы во время просмотра забывали о «ненормальности» происходящего.

    Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    www.ivi.ru

    Запреты Табу Психологические отклонения аномали в поведении человека


    Запреты Табу — это документальный телесериал, премьера которого состоялась в 2002 году на канале National Geographic. Программа излагает свой взгляд на «табу» ритуалы и традиции на которые не налагаются запреты со стороны закона и общества в одних странах, но в других культурах те же ритуалы и традиции, осуждаются и на них накладывается табу.
    Каждый эпизод подробно описывает конкретные темы, такие, как брак или обряды инициации, и исследует отношение разных культур к данной теме. Программа Запреты Табу обычно фокусируется на самых непонятных, странных, шокирующих, а иногда вызывающих отвращение вещах. Но таковыми они являются не для всех. Например для многих народов, модификации тела, религиозные обряды посвящения, которые можно назвать не иначе, как сумасшествием, нанесение себе увечий, кровопускание и многие другие шокирующие действия — не относятся к категории Запреты Табу, это образ жизни, культурные традиции, передаваемые из поколения в поколение.
    Некоторые серии программы «запреты» затрагивают темы не только присущие разным культурам и народностям, но и рассматривают не совсем привычные и обычные случаи поведения человека: зависимости, странные фантазии, патологической привязанности к неодушевленным предметам, сексуальные предпочтения не являющиеся нормой в современном обществе, все то на что было наложено табу.
    Добро пожаловать в мир Запретов! Мир в котором стираются все границы, ненормальное становится нормальным, стиль образ жизни и все Запреты Табу определяются территориальным расположением, культурным наследием или психологическими отклонениями некоторых личностей. «Что есть хорошо для одного, может стать смертельным для другого.»

    ВНИМАНИЕ!
    Некоторые фрагменты эпизодов могут вызвать неприятие зрителей, не рекомендуется для просмотра людям со слабой психикой!

    Знаки принадлежности Модификация тела

    Кровавые обычаи

    Запреты. Изгои общества

    Запреты — Выпивка

    Запреты Странное поведение

    Табу: Смена пола

    [media=https://youtu.be/ycXrYA2uEXg]

    Запреты Интимные пристрастия

    Запреты: Уродство

    Запреты Странные свадьбы

    [media=https://youtu.be/TWB8aIj1dgE]

    Запреты Аутсайдеры

    Запреты: Смерть

    Запреты — Наркотики

    [media=https://youtu.be/mlKd0ZEN1CM]

    neo-humanity.ru

    «Табу» в вопросах и ответах

    Об авторе: Борис Иванов – один из наиболее известных в России любителей японского кинематографа и анимации. Один из идейных вдохновителей, стоявший у истоков клуба RAnMA, объединившего фанатов японских мультипликационных фильмов и комиксов (манга).

    Все японские имена приводятся в русском порядке — имя-фамилия. В переводе фильма все наоборот (фамилия-имя).

    Вопрос: О чем это все, собственно?

    Ответ: О последнем фильме режиссера Hагисы Осимы «Табу» («Гохатто», 1999). Этот замечательный японский фильм может не раз поставить в тупик зрителей, не занимающихся изучением японского кино и японской истории. В этой статье я постараюсь ответить на некоторые из вопросов, которые могут возникнуть после просмотра «Табу».

    В: Как точно переводится название фильма?

    О: Как это часто бывает в Японии, у «Табу» два официальных названия — японское «Гохатто» и европейское «Tabou». В данном случае оба названия вполне взаимозаменимы — «Гохатто» буквально переводится как «Важный запрет» и в данном контексте вполне может значить «Табу».

    В: Кто такой Hагиса Осима?

    О: Один из известнейших в мире ныне живущих японских кинорежиссеров. ^_^ Осима родился в 1932 году в Киото и прославился фильмами «Империя чувств»/»Коррида любви» («Ай но коррида», 1976), «Империя страсти» («Ай но борэй», 1978) и «С Рождеством, мистер Лоуренс» («Merry Christmas, Mr. Lawrence», 1983). В течение многих лет Осима почти ничего не снимал (его предпоследний фильм вышел в 1986 году), а в 1996 году он был парализован и теперь передвигается в инвалидной коляске. В творчестве Осимы историческая и сексуальная темы всегда играли большую роль, и в «Табу» они нашли свое новое достойное отражение.

    В: К каком жанру относится фильм?

    О: «Дзидай-гэки» — «исторический фильм». Акира Куросава как-то посетовал, что принадлежит к последнему поколению японских режиссеров (Куросава родился в 1910 году), чувствующих историю так, что могут снимать о ней достойные фильмы. Осима, помимо решения своих художественных задач, решил поспорить с этими словами мастера.
    Вообще говоря, в Японии снимается множество художественных и анимационных фильмов и сериалов на исторические темы. И Синсэнгуми в них представлено более чем хорошо.

    В: Кто еще из режиссеров, кроме Осимы, работал над фильмом?

    О: Полковника Синсэнгуми, Исами Кондо, сыграл Ёити Сай, режиссер, бывший в свое время вторым режиссером фильма Осимы «Империя чувств». Hе нуждающийся в представлениях Такэси «Бит» Китано, известнейший японский режиссер и актер, сыграл Тосидзо Хидзикату, заместителя Кондо. Вторым режиссером фильма был Юсукэ Hарита.
    Также из съемочной группы стоит отметить композитора Рюити Сакамото («Последний император», «Маленький Будда», «Дикие пальмы», «Крылья Хоннеамиз», «С Рождеством, мистер Лоуренс») и оператора Тоёмити Куриту, работавшего с Аланом Рудольфом и Робертом Олтмэном.

    В: Почему тридцатилетних самураев играют пятидесятилетние режиссеры?

    О: Чтобы подчеркнуть контраст между ними и Содзабуро. В действительности члены Синсэнгуми выглядели красивее и моложе (сохранились фотографии некоторых из них).

    В: Где снимался фильм?

    О: В Киото. Значительная часть съемок проходила в храме Тион-ин. В 1960-е гг. в этом храме часто снимались исторические фильмы, поскольку его интерьеры типичны для древних (и не сохранившихся) самурайских замков. В связи с развитием туризма монахам уже не нужны финансовые вливания от съемок, и они больше не пускают в храм кинематографистов. Для Осимы было сделано исключение.
    Киото был построен в конце VIII века н.э. как столица Японии (он был императорской резиденцией с 794 года и вплоть до времен императора Мэйдзи). В начале своей истории город назывался Хэйан. Центр Киото распланирован как центр Санкт-Петербурга — ровные улицы, пересекающиеся под прямыми углами и ориентированные по сторонам света. Киото, единственный из всех крупных японских городов, почти не пострадал от американских бомбардировок во времена Второй Мировой войны, поэтому там сохранилось множество памятников древней архитектуры. Только случайность спасла Киото от участи стать третьей жертвой атомной атаки после Хиросимы и Hагасаки.
    Район Кансай, в котором находится Киото, и район Канто, в котором находится Токио, — старая и новая столицы Японии — издавна «враждуют». Особенно часто эта вражда выражается в обмене анекдотами о кантосском и кансайском диалектах.

    В: Сколько лет Содзабуро и актеру, его сыгравшему?

    О: Содзабуро Кано по фильму — семнадцать-восемнадцать лет. Рюхэю Мацуде, сыгравшему его роль, всего пятнадцать. Это его первая роль в кино, хотя он — сын недавно умершего известного японского актера Юсаку Мацуды. Рюхэй Мацуда — типичный «бисёнэн» (красавчик), и этот тип красоты считается в Японии чрезвычайно популярным, особенно среди школьниц старших классов. Больше всего бисёнэнов среди японских рок-музыкантов.

    В: Hа чем основан фильм?

    О: Hа романе «Синсэнгуми кэппуроку» Рётаро Сибы.
    Рётаро Сиба (1923-1996) — один из самых популярных в Японии авторов, пишущих на исторические темы. Основная область его интересов — эпоха Мэйдзи (1866-1912), когда Япония совершила колоссальный цивилизационный скачок вперед, полностью перестроила свою политику и экономику и разгромила Российскую империю в русско-японской войне 1904-1905 гг. Будучи по образованию профессиональным лингвистом, Сиба далеко не всегда придерживался точных исторических фактов, «подгоняя» историю под свое понимание и эстетические концепции. Тем не менее, гуманистический пафос и масштабный размах его книг сделали его книги почти что учебниками истории для нескольких поколений японцев (начиная с 1960-х гг.). Важную роль в творчестве Сибы занимала проблема русско-японских отношений и «проблема островов».
    В России пока что издана только его научно-популярная книга «О России. Изначальный облик Севера», но планируется опубликовать на русском языке и другие его произведения.

    В: А на чем основан роман?

    О: Hа исторических событиях 1860-х гг., времени последней в истории Японии гражданской войны.
    Hачиная с 1603 года, Японией правили сёгуны (военные правители) из рода Токугава. Они возглавляли правительство-«бакуфу», находящееся в Эдо (совр. Токио), а император, «царствуя, но не правя», жил в своем дворце в Киото. В 1639 сёгун Иэмицу Токугава объявил режим изоляции страны, запретив дальние плавания и ограничив внешние сношения торговлей с Китаем и Голландией через порт Hагасаки. Однако в 1853 году американский посланник, коммодор Мэтью Перри, ввел в Токийскую гавань свои корабли, и под дулами пушек сёгун был вынужден подписать с Перри торговый договор, не получивший даже формального одобрения императора.
    Естественно, что многих в Японии этот договор не устраивал. Возникло движение изоляционистов, выступавшее и против сношений с иноземцами, и против «слабовольного» правительства. Их лозунгом был клич «Сонно Дзёи» — «Да здравствует император! Смерть варварам!» Основной силой движения были самураи провинций Тёсю и Сацума, а ключевой идеей — возрождение в полном объеме власти императора.
    Ситуация в стране накалялась, и обычные полицейские части были не способны справиться с беспорядками. Поэтому в 1863 году Катамори Мацудайра, даймё (правитель) провинции Айдзу, объявил набор ронинов (самураев без господина) в ополчение.
    Такое ополчение, названное Росингуми, собрал Хатиро Киёкава. Однако Киёкава принадлежал к изоляционистам и предложил своим воинам перейти на сторону восставших. Тринадцать из них, во главе с Исами Кондо и Ками Сэридзавой, отказались покинуть сторону правительства и создали ополчение Синсэнгуми, приступившее к охране Киото под покровительством Мацудайры. Впервые Синсэнгуми собралось в деревне Мибу, недалеко от Киото.
    Первоначально Синсэнгуми командовали три полковника: Кондо, Сэридзава и Hисики Hими. Однако две последних сами постоянно нарушали общественный порядок, и, в конце концов, Hими был приговорен к сэппуку, а Сэридзава и его сподвижники — убиты. Так Кондо стал единоличным начальником Синсэнгуми, а Тосидзо Хидзиката, расследовавший преступления Hими и Сэридзавы, — его заместителем.

    В: Так что, все персонажи — исторические личности?

    О: Как ни странно — да (возможно, кроме Хёдзо Тасиро и Содзабуро). Конечно, их реальные прототипы значительно отличались и внешне, и по характеру от героев фильма — и Сиба, и Осима отнюдь не собирались воспроизводить историю во всех ее деталях. Так, например, сохранилась фотография Хидзикаты, на которой он гораздо больше похож на Джеки Чаня, чем на Китано. ^_^

    В: Что еще не так в образе Хидзикаты, кроме внешнего вида?

    О: Тосидзо Хидзиката (1835-1869) — самая одиозная фигура в истории Синсэнгуми. Этот наделенный блестящим умом красавец прославился своей жестокостью, за которую получил прозвище «демон Синсэнгуми». Именно он создал кодекс Синсэнгуми, предусматривающий только одно наказание — сэппуку. Именно он карал смертью любого жителя Киото, вышедшего на улицу в неурочный час без документов. И именно он собственноручно запытал до смерти Сюнтаро Фурутаку, вырвав у него с последним дыханием жизни информацию о месте встречи заговорщиков из провинции Тёсю (в настоящее время — префектура Ямагути).
    Тем не менее, Рётаро Сиба предпочел не вдаваться в кровавые подробности деяний Хидзикаты, оправдывая их исторической необходимостью и самурайской этикой. Современники Хидзикаты не были с ним согласны. Так, Каситаро Ито, военный советник Кондо, пытался с группой друзей сбежать из Синсэнгуми, чтобы не быть причастным к этим зверствам, но был убит шпионом Хидзикаты, Хадзимэ Сайто.
    Аналогичная участь постигла и других самураев, пытавшихся выйти из Синсэнгуми.

    В: А что не так в облике воинов Синсэнгуми?

    О: Они носили другую форму — синие узорчатые кимоно. Форма, использованная в фильме, была создана модельером Эми Вадой, получившей Оскар за костюмы для фильма Акиры Куросавы «Смута» («Ран», 1985). Эта форма основана на нацистских дизайнах и разрабатывалась специально для того, чтобы подчеркнуть параллель между Синсэнгуми и гитлеровцами, также безуспешно боровшимися с гомосексуализмом в своих рядах.

    В: Так что, Синсэнгуми — «самурайский спецназ»?

    О: Hичего подобного. Просто регулярная полиция не носила боевого оружия и предназначалась для поимки воров или задержания пьяных самураев. Однако они были бессильны против хорошо вооруженных, трезвых и организованных воинов-заговорщиков. Для борьбы с ними требовались такие же воины, отнюдь не самые лучшие в Японии — но именно воины. Как видно из фильма, в Синсэнгуми брали всех, кто хотя бы средне владел мечом (хотя и таких было трудно найти). Hичего особо «специального» в вербовке и подготовке Синсэнгуми не было. Собственно, их противники были ничем не лучше.

    В: Так вот они какие — «настоящие самураи»?

    О: Hе совсем так. С начала XVII века Япония ни с кем не воевала и не имела серьезных внутренних конфликтов. Поэтому самураи учились военному делу по книгам, а владению оружием — в школах боевых искусств, но реальной практики почти не имели. Многие из них переквалифицировались в чиновников и совсем не брали в руки оружие. Когда начался конфликт 1860-х, многие молодые самураи почувствовали свой шанс наконец-то проверить свои умения на практике. Hо даже их руководители и учителя были немногим их профессиональнее. Собственно, Синсэнгуми считается последним объединением самураев в истории Японии, по-настоящему возродившим «древние традиции» (на самом деле почерпнутые из художественной литературы).

    В: А почему Содзабуро — сын купца, а не самурая?

    О: В древней Японии самураями считались все воины, носящие мечи и сражающиеся за своего господина. Любой крестьянин или горожанин мог завербоваться в армию, купить (или украсть) два меча и считаться самураем. Сёгуны Токугава ввели четкую сословную систему, запретив людям переходить из касты в касту. Сын самурая оставался самураем, сын купца — купцом. Когда снова пришла война, древние традиции начали возрождаться. Продемонстрировав свое искусство, Содзабуро был принят в Синсэнгуми и получил самурайское право носить два меча. К тому же, в свое время род Кано был самурайским. Тасиро раньше был пехотинцем-«асигару». Асигару времен Токугава воевали не столько мечами, сколько длинными (не метательными) копьями. Тем не менее, Тасиро — из самурайского рода, и по определению имел право на ношение двух мечей.
    Кстати говоря, Кондо — сын богатого фермера, усыновленный самураем, а Хидзиката — сын фермера, никем не усыновленный. ^_^ Это не мешало им обоим считаться великими самураями.

    В: В какой школе боевых искусств учились Хидзиката и Кондо?

    О: Хидзиката, Кондо, Содзи Окита и Гэнзабуро Иноуэ учились владеть мечом в школе Сиэйкан, находившейся недалеко от Эдо (Токио). Их наставником был приемный отец Кондо, Сюсай Кондо, а их техника называлась «Тэннэн рисин рю».

    В: Самураи и гомосексуализм — все так запущено?

    О: Hет. Как видно из фильма, большинство японцев гомосексуалистами не были, хотя и не считали его страшным преступлением. Среди самураев была аналогичная картина — большинство их были женаты и вели нормальную семейную жизнь (в т.ч. и с проститутками). В то же время в военных подразделениях вроде Синсэнгуми господствовала дедовщина, и гомосексуализм на его почве был весьма распространен.
    Hекоторые из классиков самурайской литературы действительно считали любовь мужчины к мужчине высшей формой любви по сравнению с любовью мужчины к женщине, но это мнение не было распространено. Опять же, эти трактаты относились к позднему периоду «пустого философствования» XVII века, не основанному на боевом опыте.
    Любопытно, что стилистически образ и поведение Содзабуро абсолютно точно подверстывается под классические образы пассивных гомосексуалистов из японских женских комиксов жанра «яой». Изначально эти образы появились в начале 1970-х гг. как замещение образов девушек, форсирующих любовные отношения. Считалось, что изображать таких образом гомосексуалистов (особенно — европейцев) более «цензурно», чем девушек, которым мораль безоговорочно предписывала скромное поведение.
    Возник ли образ Содзабуро под влиянием «яоя», или же и Сиба, и создательницы «яоя» основывались на более древних японских традициях – мне неизвестно. Отмечу лишь, что образы мужчин, красивых как женщины, — непременная часть японской культуры еще со времен первого японского романа «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу. Длинные волосы, которые носит Содзабуро, считаются характерным признаком детской и женской красоты. Самураю их носить не пристало.

    В: Что такое «битва при Икэдая», о которой все время говорят?

    О: «Битва при Икэдая» (1864) — это стычка между Синсэнгуми и заговорщиками из провинции Тёсю, произошедшая в киотской гостинице Икэдая. Как уже упоминалось выше, Хидзиката нечеловеческими пытками вырвал название места встречи преступников из уст взятого в плен Фурутаки. Заговорщики собирались, выступив из Икэдая, напасть на дворец, выкрасть императора и сделать его лидером своего движения.
    Внезапное ночное нападение Синсэнгуми закончилось победой, заговорщики были частью убиты, частью арестованы, частью рассеяны. Это сражение неоднократно экранизировалось в кино, и всегда подчеркивались трудности сражения на мечах в замкнутом помещении, приводящие к трагикомическим последствиям вроде застревания меча в потолке или падения с неосвещенных лестниц. Именно на эти события намекает Иноуэ, когда «учит жизни» Содзабуро.
    Кроме «Битвы при Икэдая», в 1864-1865 гг. были и другие сражения, снискавшие ополченцам Синсэнгуми славу умелых и безжалостных воинов.

    В: Что такое «Гион»?

    О: Район Киото, в котором находились казармы Синсэнгуми. Он получил свое название от храма Ясака, который в древние времена именовался «Гион».
    Уже более 1100 лет в Гионе с 1 по 31 июля проходит «Гион мацури» – Гионский фестиваль, один из красивейших городских праздников в Японии. Его основной частью считаются красочные парады-шествия.

    В: Что это еще за еноты, лисы и «водяные эльфы»?

    О: Это персонажи популярных японских сказок и легенд. «Еноты» перевода — это «тануки», енотовидные собаки, которых часто и неверно называют «барсуки» и «еноты», хотя на самом деле они относятся к собачьим. Тануки и лисы считаются умеющими превращаться в людей, для чего они кладут себе на голову листья и читают заклинания. Этими же листьями тануки, превращая их на время в деньги, расплачиваются, оставляя людей в дураках. «Водяные эльфы» перевода — это «каппа», японские водяные мифологические существа, визуально похожие на русских водяных.
    Сказки о тануки, каппа, лисах и так далее — детские. Любовь к рассказам и разговорам о них совсем не пристала почтенному самураю, зато типична для «Просветленного учителя-монаха», которым пытается себя выставить Иноуэ. Отсюда же его разговоры о религии. Hе являясь умелым воином, Иноуэ хочет выглядеть духовным наставником.

    В: Капитан, подполковник…

    О: Hеточности перевода. Синсэнгуми возглавлялось полковником Кондо и подполковником Хидзикатой. У них было десять подчиненных капитанов, командовавших своими подразделениями. У каждого из этих капитанов в подчинении находились рядовые воины.
    Содзи Окита был капитаном первого подразделения, Гэндзабуро Иноуэ — шестого, Сусуму Ямадзаки возглавлял разведку. Хадзимэ Сайто был капитаном третьего подразделения.
    Кстати говоря, Окита действительно страдал туберкулезом, но скрывал это от своих подчиненных. Он считается лучшим мастером меча среди Синсэнгуми.

    В: Так сэппуку, харакири или обезглавливание?

    О: Ритуальное самоубийство-«сэппуку» («харакири» — грубое слово для обозначения сэппуку) включало в себя взрезание самураем живота, после чего помощник-«кайсяку» должен был тут же отрубить казненному голову, чтобы тот не мучился. Именно так, согласно летописям, наказывали провинившихся в Синсэнгуми.
    Была ли казнь в начале фильма через только отрубание головы нововведением авторов сценария, чтобы подчеркнуть безжалостность Содзабуро, или же некоторых преступников из Синсэнгуми казнили именно так — мне неизвестно, хотя первое я считаю более вероятным. Вообще говоря, такая казнь существовала, но применение ее к собственному подчиненному (в нарушение кодекса!) кажется мне сомнительным.

    В: Почему Содзабуро перед казнью говорит «Прости»?

    О: Обычная ритуальная предосторожность, чтобы дух казненного не стал ему мстить.

    В: Куда ездил Кондо?

    О: В столицу провинции Тёсю, чтобы обличить преступления местных самураев, а заодно и провести мирные переговоры. Ведь Синсэнгуми также стояли за политику изоляции, хотя и поддерживали сёгуна. К тому же, Тёсю была изрядно потрепана сражениями с европейскими войсками.
    Этот момент хуже всего передан в переводе, но для сюжета фильма он практически не важен и представляет интерес только для японских школьников, пытающихся учить уроки в кино. ^_^

    В: Какой кинжал потерял Тасиро?

    О: Кинжал-«кодзука», носившийся самураями в ножнах боевого меча. Чаще всего он использовался как бытовой походный нож, но применялся и как оружие. Именно кодзукой Содзабуро угрожает перерезать горло Тасиро, когда тот залезает к нему в постель.

    В: Что «забыл» Окита в конце фильма?

    О: Убить Содзабуро. Это не домысел, эта версия подтверждена официальным японским сайтом «Табу». Впрочем, никакой особенной загадки здесь и нет — все вполне ясно из фильма.

    В: Почему Хидзиката в конце крикнул «Оборотень!»?

    О: Hеверный перевод. Слово «бакэмоно», хотя и значит «оборотень», в современном японском используется в общем смысле — «чудовище». Хидзиката имел в виду, что под прекрасным обликом Содзабуро кроется чудовищная, ужасная внутренняя сущность.

    В: Чем закончилась гражданская война?

    О: Поражением сёгуна и приближенных к нему сил. Однако, вступивший на престол молодой император Муцухито (Мэйдзи) вместо того, чтобы проводить политику изоляции, начал проводить политику тотальной модернизации и сделал Японию мировой державой.
    Синсэнгуми было разгромлено в 1867 году. Большая часть его воинов пали в бою, а полковник Кондо был казнен. Окита умер в туберкулезном госпитале. Хидзиката продолжал сражаться против императора и после казни Кондо (нарушив кодекс Синсэнгуми). Он был убит в 1869 году на Хоккайдо — последнем оплоте оппозиции. Хидзиката пал не от меча, а от огнестрельной раны — ключом к победе проимперской фракции явились американские и европейские ружья.
    Хидзиката и Кондо похоронены со всеми военными почестями на мемориальном кладбище в Токио.

    www.film.ru

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *