Виды темперамента кратко: Типы темперамента и их характеристика

Содержание

Типы темперамента и их описание.

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Типы темперамента и их описание»

 

 

    План

1. Введение.

2. Психологическое описание типа темперамента: “Меланхолик”.

3. Психологическое описание типа темперамента: “Сангвиник”.

4. Психологическое описание типа темперамента: “Холерик”.

5. Психологическое описание типа темперамента: “Флегматик”.

6. Заключение.

7. Список литературы.

    1. Введение.

    Темпераментом принято называть совокупность таких психофизиологических аспектов личности, которые будут отражать ее динамическую сторону, в частности, скорость и темп протекания процессов как на физическом уровне (манера движений), психологическом уровне, так и на эмоциональном.

    Известно, что темперамент возник еще в античные времена, примерно в 400-х годах до н.э. Впервые его ввел врач, «отец медицины» –  Гиппократ, который уже тогда смог разбить всех людей на 4 категории по их общему поведению. Следует отметить, что в античные времена не было никаких доступных исследований, чтобы проверить подлинность теории Гиппократа, основу которой составляли 4 основных жизненных жидкости          (флегма, кровь, желчь, черная желчь). Между тем, пожалуй, даже сам автор теории не мог знать, насколько близок он был к истинным выводам.

    Как известно, динамику практически всех процессов в организме человека определяют нейроны – сложные клетки, которые находятся, в том числе, и в мозге человека. В зависимости от того, насколько быстро нейрон проводит реакции – человек может быть определен к одному из 4-х видов темперамента. Основных реакций всего 2 – разгон и торможение и их общая характеристика и взаимодействие и определяют темперамент человека. Стоит отметить, что любой темперамент определяется сугубо в процентом соотношении и никогда не может достигать значения максимума (100%). Человек есть совокупность основных черт любого темперамента, так как скорость разгона и торможения (ответов на реакции) может определятся любыми значенями.

     Цель работы: раскрыть все психологические особенности 4-х основных видов темперамента.

    Задачи: изучить психологические особенности каждого из основных типов темперамента, дать характеристику всем типам темперамента.

     2. Психологическое описание типа темперамента: “Меланхолик”.

Меланхолик – один из 4-х типов темперамента. Гиппократ указывал на преимущественное содержание в организме человека «черной желчи» («мелэна холе» на др. греческом).  Меланхоликам присуще медленный, имеющий задержки разгон и длительное торможение. Именно поэтому данный тип темперамента считается самым медлительным, склонным к депрессивному настроению и прочим отрицательным эмоциональным явлениям. Любая положительная эмоция находит свое отражение далеко не сразу, но и не сразу исчезает, постепенно рассеиваясь. Таким образом, меланхолик никогда не бывает на апогее своих чувств и эмоций, он всегда испытывает умеренность последних. Характеризуется как задумчивый тип темперамента, именно поэтому рассеивание отрицательных эмоций происходит намного дольше, чем положительных, ведь меланхолику необходимо время на обдумывание эмоций, и если для позитивных проявлений это действия заранее не имеет существенный результат, то любая негативная эмоция – есть продукт для последующих размышлений. Меланхолик практически всегда интроверт, он неохотно идет на контакт и предпочитает избегать любой компании, погружаясь в собственные размышления. Разговор с подобным типом требует тщательной подготовки, особенно, если вы хотите чего-либо добиться. Слишком сильный напор приведет его к замкнутости, поэтому с ним всегда необходимо вести себя неторопливо, давая время на обдумывание. В личных отношениях меланхолик представляет в образе капризного ребенка, а главная цель общения с ним – не дать ему войти в депрессивные размышления, разделяя с ним его идеи и плоды долгих раздумий. Лучшее занятия для меланхолика непременно будет связано с размышлениями, а динамичную деятельность он, как правило, избегает.

    Положительными чертами меланхолика является отсутствие порывистости, постоянство во вкусах, любовь к обдуманным решениям. Негативно сказывается замкнутость, нежелание идти на контакт, частые депрессии, пассивное поведение.

     3. Психологическое описание типа темперамента: “Сангвиник”.

    Сангвиник – достаточно порывистый, сильный тип темперамента. Еще Гиппократ указывал на непревзойденную выдержку данного типа, относя его к самому предпочтительному в любой ситуации. Жидкость, которая преобладает в теле сангвиника – кровь («сангвис» на др. греческом). Еще Александр Македонский обратил пристальное внимание на сангвиников, отбирая в свою армию преимущественно их. В сложной ситуации сангвиник, как правило, краснеет, а не бледнеет, что свидетельствует о нормальной скорости протекания реакции, стало быть, он может быстрее принимать важные решения, которые могут быть недостаточно продуманными, но своевременными, что в условиях стрессовой и критической ситуациях просто необходимо. У сангвиников скорость разгона и торможения примерно равно, что позволяет им быть достаточно активными, стремительными, но в то же время держать себя в руках, не позволять эмоциям захлестнуть разум. В целом, данный тип описывается как жизнерадостный, жизнелюбивый, активный, практически с абсолютной уверенностью можно утверждать, что люди с этим типом – экстраверты. Сангвиник часто изображается в форме улыбающегося или смеющегося человека, который не придает особого значения мелочам. Он не склонен зацикливаться, как меланхолик, на эмоциях, что является достаточно спорным моментом. С одной стороны, это позволяет избежать депрессии, затягивания состояния стресса, усугублению состояния флюстрации, которое может привести к достаточно негативным последствиям. С другой стороны, положительные эмоции также не могут длиться достаточно долгий промежуток времени. Они с достаточной скоростью достигают своего апогея и постепенно идут на спад, ввиду чего сангвинику постоянно нужна умеренная эмоциональная «зарядка», отсюда и активность. В личной жизни сангвиник отличается устойчивостью во вкусах, преданности и склонности к требованию «особенной», неоднообразной любви. Сангвиник любит любую активную деятельность, тогда как монотонный труд его угнетает и приводит в неработоспособное состояние слишком быстро.

   Положительные черты: целеустремленность, стрессоустойчивость, активность. Отрицательные черты: порывистость, непостоянность, поверхностность.

     4. Психологическое описание типа темперамента: “Холерик”.

Холерик – очень быстрый и эмоциональный тип, скорость протекания реакций у него наиболее стремительная. Отличается крайне быстрым разгоном реакций и умеренным торможением. Характерная жидкость – желчь («холе» на др. греческом). Гиппократ характеризовал холериков как невероятно быстрых, бурных людей, эмоциональная часть которых намного сильнее любой иной. Холерики не склонны к обдумыванию, любое их размышление может прерваться внезапным наплывом эмоций, которые очень быстро достигают своего апогея и достаточно быстро растворяются. Исходя из этого, любой холерик человек с крайне непостоянным эмоциональным фоном, его настроение меняется слишком стремительно, так что многие люди не могут за ним успеть, но их общество он совершенно не избегает, являясь по своей природе экстравертом. Холерики привыкли принимать быстрые, необдуманные решения, не останавливаться, вести крайне динамичный и, желательно, разнообразный образ жизни. Данному типу всегда не хватает эмоций, вы вряд ли сможете обнаружить холерика в угнетенном или подавленном состоянии, опустошенным или эмоционально утомленным. В отличии от сангвиника холерик не может быть целеустремлен: вся проблема в его отношении к происходящему. Если сангвиник может быть увлечен процессом в желании получить результат, то холерик рассчитывает на него в самые кратчайшие сроки и, в случае невозможности его получить, меняет направленность или характер своей деятельности. Подобная непостоянность может стать серьезной проблемой в личных отношениях, потому как холерики, как правило, не останавливаются на каком-либо одном выборе, отдавая предпочтение настолько быстрой смене объекта своих чувств, насколько быстро меняется его настроение. В работе холерик также порывист, и ни при каких обстоятельствах не займется монотонной работой. Более того, однотипная или однородная рабочая деятельность его угнетают.

      5. Психологическое описание типа темперамента: “Флегматик”.

     Одним из самых непростых и даже загадочных типов темперамента является флегматик. Флегматику, свойственна мокрота («флегма» на др. греческом), согласно Гиппократу. Из всех 4-х видов темперамента флегматик самый спокойный и никогда невозможно понять, что на самом деле испытывает человек с данным типом. Его также относят к сильному типу, потому как скорость разгона реакций у него примерно такая же, как и их торможения (но последняя, в отличие от сангвиника, протекает преимущественнее дольше). Таким образом, флегматик не нуждается в излишних  эмоциях, предпочитая их избегать при возможности. Он никогда не позволит эмоциям взять верх нам разумом, иногда принимая совершенно невразумительные с позиции других темпераментов решения. Достижение цели для флегматика является первоочередной задачей, и именно для него цель всегда оправдывает средства и вложенные усилия. Но на первый взгляд настолько сильный, непоколебимый тип имеет и свои особенности, которые показывают и его слабости. Так, флегматик трудно адаптируется, привыкает к новым условиям. Он спокойно относится к монотонной работе, но активность и динамичность его угнетают и подавляют.  Флегматик, скорее интроверт, более того, он ригиден и слабовозбудим в эмоциональном плане. Таким образом, в личных отношениях с данным типом могут возникнуть большие проблемы. Маловероятно, что флегматик окружит объект своих чувств большим количеством внимания.

     6. Заключение.

    Типы темперамента известны людям уже более 24 веков, но каждый раз психологами делается очередное заключение или вывод, исходя из которого, общие черты и характеристика определенного типа дополняется или немного меняется. Постепенно данное психологическое явление приобретает научное обоснование, и вопросы, которые мы раскрыли в данной работе, снова требуют своего разрешения.

    Все темпераменты являются достаточно устойчивыми. Невозможно в течение всей жизни сменить один тип темперамента на другой или поменять указанное во введении их процентное соотношение. В этом и заключается главная особенность темпераментов и именно благодаря данной особенности они были обнаружены еще в античные времена, ведь не обладая устойчивой связью и проявлением в поведении человека, его психофизиологическом состоянии, возможность выделить указанные типы была бы крайне низкой.

   Любой темперамент обладает своими особенностями, которые просто необходимо учитывать как при выборе будущей профессии, сферы деятельности, так и при взаимоотношении с другими субъектами общества. Каждый тип отличается своим отношением к любому раздражителю.

    Человек – слишком сложный и запутанный механизм, во многом, именно благодаря его психологическому аспекту. Чтобы максимально использовать свой потенциал, воспринимать определенные особенности каждого отдельного человека, комфортно находится в современном обществе, просто необходимо опираться на какие-либо основы, которые помогали бы в решение сложнейшей психологической задачи – понимания сущности человека. Именно для этого еще в 4 веке до нашей эры Гиппократ начал делить людей по 4-м основным группам, и именно из-за этого изучения данной темы не заканчиваются и сейчас.

     7. Список литературы.

1. Агавелян O.K. Проблемы темперамента: Учебное пособие. Челябинск: Челябинский государственный университет, 1999.-155 с.

2. Айзенк Г.Ю. Исследования человеческой психики. Почему мы ведем себя именно так. М.: ЭСМО – Пресс, 2001. -479с.

3. Батаршев A.B. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. М.: Творческий центр Сфера, 2002. – 83с.

4. Батаршев A.B. Темперамент и характер. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2001.– 333 с.

5. Белоус В.В. Темперамент как инвариант. Пятигорск: Изд-во пятигорского государственного лингвистического университета, 1997. – 207 с.

6. Белоус B.B. Темперамент в системе интегральной индивидуальности и его функция в деятельности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1987.– 226 с.

7. Белоус В.В. Функциональная роль темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей// Вопросы психологии, 1984. №4. – 148 с.

Типы темперамента: краткая характеристика, специфические особенности

Человек был объектом изучения еще с незапамятных времен. Стоит отметить, что первой попыткой создания типологии личности было выделение четырех основных типов темперамента. И руку к этому приложили еще такие древние ученые и философы, как Галена и Гиппократ. Какие есть типы темперамента, краткая характеристика их и все, что нужно об этом знать человеку, будет рассмотрено далее в тексте.

Терминология, определение понятий

Изначально надо выяснить, о чем собственно идет речь. Важно уточнить, что нельзя путать такие термины, как «характер», «типы темперамента». Они имеют совершенно разный смысл. Темперамент не может характеризовать содержательность личности (убеждения, взгляды, мировоззрение), он является определенной динамической стороной.

Итак, что же такое темперамент? Это совокупность тех особенностей человека, которые характеризуют его эмоциональную сторону, т.е. поведение и умственную деятельность. Если же подходить к вопросу с физиологической точки зрения, то темперамент обуславливается особым типом высшей нервной деятельности (ВНД).

Прежде чем рассматривать разные типы темперамента, нужно отметить, что же в это понятие не входит:

  1. Характер.
  2. Способности.

Темперамент является основой развития характера человека, он оказывает различное влияние на способы общения и поведение личности.

Что именно зависит от темперамента человека

Также надо отметить, что есть ряд показателей, которые напрямую зависят от определенного типа темперамента человека. Рассмотрим их.

  • Интенсивность психических процессов (эмоциональность, волевые характеристики).
  • Скорость возникновения различных психических процессов (темп восприятия, мышления, время сосредоточения на одной деятельности).
  • Контроль деятельности, ее оценка.
  • Направленность деятельности (экстраверт, интроверт).
  • Дисциплинарные и поведенческие воздействия.

Типы темперамента: краткая характеристика

В современной науке существует четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. И все они существенно отличаются друг от друга. Типы темперамента кратко можно охарактеризовать по особой реакции человека на случайно возникшее на его пути препятствие.

Так, холерик данную преграду очень быстро и без торможения сметет со своего пути. Сангвиник подумает, как это препятствие лучше всего обойти. Флегматики различные преграды чаще всего вовсе не замечают. А меланхолики перед препятствиями просто останавливаются и не могут двигаться далее.

Немного о холериках

Теперь же хочется отдельно рассмотреть все вышеперечисленные виды. Ведь они существенно отличаются друг от друга. Первым будет изучен тип темперамента холерик.

Изначально надо отметить, что это слово происходит от греческого «холе», что означает «желчь красно-желтого цвета». Такие люди не сдержаны в эмоциях, подвижны, энергичны, порывисты.

Положительные стороны характера холериков

Тип темперамента холерик имеет как свои положительные, так и отрицательные качества. Рассмотрим для начала плюсы.

  • Холерики прямолинейны, решительны. Они всегда знают, что делать в определенной ситуации.
  • Это люди быстрые, подвижные, работа в их руках просто кипит.
  • За новое дело представители этого типа темперамента берутся без проблем и боязни. Все делают быстро, без затруднений преодолевают различные препятствия.
  • Холерики любят спорить, доказывать свою правоту.
  • Мимика таких людей выразительна. У них, как говориться, все написано на лице.
  • Речь у таких людей живая, эмоциональная. Они могут дополнять ее различные движениями рук, тела.
  • Чувства у холериков проявляются очень быстро, они всегда ярки и эмоционально окрашены.
  • Холерики практически никогда не обижаются, обиды не запоминают.
  • Засыпает и просыпается такой человек быстро. Спит крепко.

Недостатки холерического темперамента

Рассматриваем далее различные типы темперамента. Краткая характеристика негативных сторон холериков включает в себя следующие черты:

  • Быстрота холерика нередко перетекает в торопливость.
  • Движения резкие, порывистые, нередко неуравновешенные и несдержанные.
  • Холерикам явно не хватает терпения.
  • Прямолинейность иногда может играть и свою негативную роль. На высказывания холериков люди очень часто обижаются.
  • Личности с данным типом темперамента нередко провоцируют различного рода конфликтные ситуации.
  • Холерики привыкли работать рывками. Резкий подъем сменяется спадом деятельности. И так по кругу.
  • Это люди, которые не боятся рисковать. Именно поэтому они нередко оказываются в неудобных ситуациях.
  • Холерики поверхностны. Они не любят вникать в суть проблемы.
  • Склонны к переменам настроения.
  • Такие люди не терпят промахи других.

Рекомендация: людям с холерическим типом характера надо научиться себя сдерживать. Для этого перед принятием решения или желанием высказаться надо постараться сосчитать до десяти. Это поможет успокоиться и в определенной ситуации сделать все правильно.

Кто такие флегматики?

Чем же именно особенен и интересен тип темперамента флегматик? Так, изначально надо отметить, что это слово произошло от греческого «флегма», т. е. «слизь». Это люди надежные, старательные, миролюбивые, вдумчивые и малоразговорчивые.

Достоинства, позитивные стороны флегматиков

Чем хорош тип темперамента флегматик?

  • В первую очередь это спокойные, рассудительные и уравновешенные люди. У них есть выдержка в любой, даже конфликтной и спорной ситуации.
  • Такие люди последовательны в делах. Они обязательно все начатое доводят до логического завершения.
  • Речь их размеренная, спокойная. Нет лишних движений или ярко выраженной мимики лица. Такие люди мало разговаривают.
  • В работе придерживаются системности, не любят отступать от порядка.
  • Постоянны не только в отношениях, но и в интересах. Это чаще всего однолюбы. Чувства их глубоки, но тщательно скрыты от окружающих глаз.
  • Это надежные, незлопамятные люди, которых очень тяжело вывести из себя.

Негативные стороны флегматиков

Продолжаем рассматривать типы темперамента. Краткая характеристика негативных сторон, т. е. недостатков флегматиков выглядит следующим образом:

  • Они слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому достаточно медленно принимают новые обстоятельства.
  • Такие люди малоэмоциональны. Порой невозможно понять, что именно творится в их душе.
  • Очень медленно включаются в новую работу, а также переключаются с одного дела на иное.
  • Довольно трудно адаптируются в новой обстановке. Нелегко сходятся с новыми людьми.
  • Стоит отметить, что в жизни флегматиков довольно много шаблонов и стереотипов, которым они неукоснительно следуют.

Советы флегматикам: нужно развивать такие недостающие качества, как активность и подвижность.

Сангвиник – кто он

Чем интересен тип темперамента сангвиник? Важно также рассмотреть происхождение этого термина. В переводе с латыни «сангвис» означает «кровь». Такие люди в основном выдержанные, общительные, уравновешенные и практичные. Позитивные стороны сангвиников:

  • Настроение их преимущественно хорошее. Но может резко меняться.
  • Все чувства у таких людей возникают очень быстро. Однако не отличаются глубиной.
  • Неприятности, неудачи переживают без особых проблем, достаточно легко.
  • Выносливость и работоспособность находятся на высоком уровне.
  • Без проблем заводят новые знакомства. В общении с новыми людьми не испытывают дискомфорта, неудобств, страха.
  • Такие люди даже в самых сложных ситуациях сдерживают свои эмоции. У них отличное чувство самообладания.
  • Речь громкая, торопливая, при этом отчетливая. Мимика и жесты яркие, выраженные.
  • Это хорошие организаторы. В деятельности настойчивы, все дела доводят до логического завершения.

Недостатки этого типа темперамента

Рассматривая особенности типов темперамента, нужно отметить, что у сангвиников также есть свои отрицательные стороны:

  • Склонны не доводить дела до конца. Однако это справедливо только в том случае, если интерес к деятельности утрачен.
  • Сангвиники не приемлют однообразной работы.
  • Такие люди нередко переоценивают себя и свои возможности.
  • Это люди, которые быстро меняют увлечения. Это касается как интересов, так и личной жизни.
  • В решениях такие личности могут быть поспешными, опрометчивыми.
  • Настроение сангвиников неустойчивое и склонное к переменам.

Совет таким людям: для достижения хороших результатов, им не стоит размениваться на мелочи. Также желательно выработать усидчивость и аккуратность.

Кто такие меланхолики

Наконец-то пришло время рассмотреть последний тип темперамента. Меланхолик – какой он? Так, сам термин произошел от греческого «мелайн холе», что означает «черная желчь». Такие люди в основном необщительны, замкнуты, тревожны и часто угрюмы. Рассмотрим их достоинства:

  • Меланхолики чувствительны. Однако это может относиться также и к недостаткам типа темперамента.
  • Такие люди выдвигают к себе завышенные требования, что заставляет их стремиться к лучшему.
  • Они тактичны, сдержанны.
  • Меланхолики отлично чувствуют других людей, их настроение.
  • Эмоции таких людей сильные, глубокие, яркие, постоянные.
  • Работают спокойно и продуктивно. Однако исключительно в привычной для себя обстановке.

Недостатки меланхоликов

Итак, выясним отрицательные стороны данного типа темперамента.

  • Опять же на первый план выходит повышенная чувствительность, эмоциональность.
  • Такие люди очень тяжело переносят обиды, если огорчаются, то надолго.
  • Меланхолики в большинстве случаев застенчивые, стеснительные, не склонные к общению личности.
  • Это люди, которые редко смеются. В основном они пессимистично настроены.
  • Не любят ничего нового, долго адаптируются в новом коллективе. Изменения для них – это что-то ужасное, трудное.
  • В работе им надо делать паузы, так как они склонны к быстрому утомлению.
  • Речь их тихая, слабая. Мимика и жесты практически отсутствуют.
  • Это слезливые, плаксивые люди.
  • В большинстве случаев меланхолики боязливы, тревожны и замкнуты.
  • В сложные моменты такие люди склонны теряться, они нередко опускают руки перед препятствиями, не стараясь их обойти или же убрать с пути.

Рекомендации для меланхоликов: для нормальной жизнедеятельности надо побороть стеснительность. Для этого необходимо стараться как можно чаще принимать участие в различных мероприятиях. Также нужно заводить знакомства, побольше общаться. Также таким людям очень важно постоянно повышать самооценку.

Основные составляющие

Обязательно надо рассмотреть психологические типы темперамента, т.е. те составляющие моменты, на основании которых и происходит данное деление. Так, это следующие нюансы:

  1. Сензитивность. Это то количество внешних сил, которое необходимо на проявление реакции.
  2. Реактивность. Это уровень проявляемой реакции.
  3. Активность. Это та же энергичность.
  4. Ригидность и пластичность. Это некая степень приспосабливаемости к различного рода внешним раздражителям.
  5. Темп реакции. Это особое протекание реакций и различных процессов психики (скорость речи и т. д.).
  6. Интроверсия или экстраверсия.
  7. Эмоциональная возбудимость.

Именно эти свойства и дали возможность выделить четыре основных типа темперамента, которые могут быть присущи человеку.

Несколько слов о детях

Стоит отметить, что совершенно нет смысла отдельно рассматривать типы темперамента детей. Ведь они такие же, как описано выше. Однако надо уточнить, что по мере взросления тип темперамента может меняться. В детстве преобладать может один, во взрослом возрасте – совершенно иной тип. Кардинальных же изменений чаще всего не происходит. Так что типы темперамента детей такие же, как и у взрослых. Малыши также бывают холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами. Однако важным тут является именно тип воспитания. Так, к детям разных темпераментов нужно искать совершенно разный подход. Ведь у них существенно отличается уровень понимания и восприятия информации.

О чистоте типов

Обязательно надо уточнить, что мало таких людей, которым присущ один четкий тип темперамента. В основном это тандем двух различных типов. Один из них будет ведущим, т.е. более основательным. Другой же – дополнительным. Ученые также говорят о том, что каждый человек содержит в себе черты всех четырех типов темперамента. Но вот их концентрация совершенно разная.

Выяснение своего типа

Определение типа темперамента происходит на основании различных тестов и методик. Нужно сказать о том, что сегодня их существует очень много. Так, это опросник, в котором есть определенное количество предельно простых вопросов. Их цель — понять, как именно человек реагирует на ту или иную ситуацию.

При прохождении таких тестов рекомендуется давать быстрые и четкие ответы. Не надо задумываться над тем, что сказать или что выбрать. Надо действовать в зависимости от тех эмоций, которые возникают первыми. Нужно помнить: в таких опросниках нет правильных или неправильных вопросов. Тут нельзя ответить хорошо или плохо.

Для чего, собственно говоря, нужно знать свой тип темперамента? Тут все просто: для того чтобы понять свои сильные и слабые стороны для последующей работы над своим «Я». Также это необходимое знание в том случае, если приходится общаться с различными людьми. Так, нужно помнить, что от меланхолика нельзя требовать быстроты выполнения заданий, а от холерика – спокойствия.

Тесты

Как уже было выше сказано, определение типа темперамента происходит посредством различных опросников.

  • Тест Русалова. Он дает возможность определить динамические свойства личности. В нем 150 вопросов. Отвечать надо быстро, не задумываясь.
  • Тест Белова. В таком случае человеку будут поочередно представлены 4 карточки. Там будет написано 20 свойств, которые могут быть характерны для определенной личности. В каждой из них человек должен отметить то, что ему характерно.
  • Но все же наиболее популярным является именно тест Айзенка. Человеку задается 100 различных вопросов, которые отражают определенную манеру поведения или реакции на ту или иную ситуацию. Если утверждение, по мнению испытуемого, верное, он ставит плюс, если же неверное – минус.
  • Посредством опросника Смирнова можно определить полярные качества характера. Например, возбудимость и уравновешенность, экстраверсию и интроверсию и т.д.

Энциклопедия раннего развития детей


Темперамент состоит из индивидуальных различий в эмоциях, двигательной активности и реакции внимания на раздражители. Темперамент определяет результаты детей и влияет на то, как они взаимодействуют с окружающей средой и как взрослые и дети реагируют на них.

Синтез PDF Полная тема PDF

Информационные листы

Загрузите бесплатную версию в формате PDF здесь или приобретите печатные копии в нашем интернет-магазине.


Синтез

Редактор темы: Мэри К. Ротбарт, доктор философии, Орегонский университет, США

Автор темы:


Насколько это важно?

Темперамент относится к индивидуальным характеристикам, которые, как предполагается, имеют биологическую основу и определяют аффективные реакции, внимание и двигательные реакции человека в различных ситуациях. Например, темперамент может влиять на настроение и эмоции маленьких детей, на то, как они подходят к ситуациям и реагируют на них, на уровень их страха, разочарования, грусти и дискомфорта и т. д. Эти реакции также играют роль в последующих социальных взаимодействиях и социальном функционировании. Темпераментная предрасположенность относится к отличительным моделям чувств и поведения, которые берут свое начало в биологии ребенка и проявляются на ранних этапах развития. Темперамент детей формирует их результаты, отчасти формируя способы, которыми дети вовлекаются и вызывают реакции в своем окружении. Дети по-разному интерпретируют свой экологический опыт в зависимости от своего темперамента.

Одним из основных параметров темперамента является стремление к контролю. Энергичный контроль включает в себя способность добровольно управлять вниманием и подавлять или активировать поведение по мере необходимости, чтобы приспособиться к окружающей среде, особенно когда ребенок не особо хочет этого делать.

Эти способности лежат в основе возникновения саморегуляции. Навыки, связанные с усилием контроля, вероятно, очень важны для обучения и адаптации детей, а также для их социальной компетентности. Кроме того, дети, которые плохо регулируются, могут вызвать негативную реакцию как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

В настоящее время признано влияние темперамента на пути и результаты развития, даже в тех областях, которые традиционно рассматривались почти исключительно как результат социализации, таких как проблемы с поведением, эмпатия и развитие совести.

Что мы знаем?

Текущий список параметров темперамента включает три широких основных параметра: экстраверсия/неотложность, связанная с положительной эмоциональностью, уровнем активности, импульсивностью и склонностью к риску; негативная аффективность, связанная со страхом, гневом, печалью и дискомфортом; и Усиленный контроль, связанный с переключением внимания и фокусировкой, перцептивной чувствительностью, тормозным и активационным контролем.

Эти факторы были связаны с эмоциональными системами мозга и системами внимания у людей и не-людей.

Темперамент развивается со временем. В течение первых нескольких месяцев жизни можно наблюдать индивидуальные различия в ориентации внимания, склонности к стрессу, положительном аффекте и подходе, а также фрустрации. В конце первого года жизни и позже могут наблюдаться индивидуальные различия в поведенческом торможении в отношении новых или интенсивных раздражителей. Кроме того, в конце первого года жизни у детей начинает развиваться способность к самоконтролю. Эта способность быстро развивается в первые четыре года жизни с заметным улучшением на третьем году жизни. Принимая во внимание быстрый темп развития в первые годы жизни, неудивительно, что черты темперамента детей проявляют лишь скромную стабильность в младенчестве и отрочестве, а затем обнаруживают значительное увеличение стабильности примерно к трем годам. Однако темперамент, по-видимому, не становится более стабильным в начальной школе и в подростковом возрасте.

Другими словами, черты темперамента детей дошкольного возраста в значительной степени предсказывают их дальнейшую личность, но есть также убедительные доказательства того, что дети все еще меняются в детстве и подростковом возрасте.

Имеются убедительные доказательства того, что особенности темперамента детей делают некоторые жизненные события более или менее вероятными. Например, ясно, что контроль, требующий усилий, связан с позитивным развитием даже в первые пять лет жизни, поскольку он был связан с более низким уровнем проблемного поведения и, как было установлено, коррелирует с низким уровнем негативных эмоций и предсказывает их. высокая приверженность уступчивости, высокий уровень социальной компетентности и совести. Выявлены также связи между темпераментом и развитием психопатологии. Обнаружена взаимосвязь между темпераментной боязливой заторможенностью и последующей тревожностью, негативной аффективностью и депрессией. Экстраверсия/неотложность и низкий уровень контроля также связаны с развитием поведенческих проблем.

Было обнаружено, что негативная эмоциональная реактивность предсказывает как внутренние проблемы (например, тревогу, депрессию), так и внешние проблемы (например, агрессию, нарушение правил).

Однако важно помнить, что темперамент — это не судьба. Даже если они основаны на генетических и других биологических процессах, черты темперамента формируются комбинацией генетических и экологических факторов как в раннем развитии, так и в детские годы. Например, четырехмесячные дети, которые демонстрируют высокий уровень двигательной активности и дистресса, называемые высокореактивными, скорее всего, станут заторможенными в отношении незнакомого в возрасте 1-2 лет и сообщают о большем количестве нереалистичных переживаний и более частых приступах депрессии в возрасте. 18, в то время как низкореактивные младенцы, вероятно, перестанут сдерживаться в отношении незнакомого на втором году жизни и подвержены несколько более высокому риску асоциального поведения в возрасте 18 лет. условие. Серьезно отрицательные результаты требуют очень специфических условий выращивания.

Другими словами, детский опыт играет роль в том, приводит ли та или иная черта к положительным или отрицательным результатам, и история опыта ребенка в данной ситуации или с другим человеком становится все более важной в жизни ребенка.

Среди этих переживаний воспитание детей может играть особенно важную роль в смягчении проявлений детских черт. Во-первых, темперамент ребенка и воспитание влияют друг на друга. Например, положительная эмоциональная реактивность ребенка, боязливость и саморегуляция вызывают у родителей теплоту, тогда как отрицательная эмоциональная реактивность ребенка приводит к более негативному родительскому контролю. Во-вторых, темперамент ребенка и воспитание также взаимодействуют, чтобы предсказать результаты. Например, дети с высоким уровнем боязливости с меньшей вероятностью будут иметь проблемы с интернализацией и экстернализацией, если их родители проявляют высокую теплоту и стратегии мягкой дисциплины. Генетически информированные исследования также помогают понять эти взаимодействия.
Например, было показано, что дети с генетическим риском поведенческих трудностей, характеризующихся плохой физиологической регуляцией, менее уязвимы к таким трудностям, если в раннем возрасте подвергались чуткому уходу.

Что можно сделать?

Родители должны понимать, что каждое качество темперамента имеет свои преимущества и недостатки в современном обществе. Кроме того, исследования темперамента показывают важность образования, чтобы помочь воспитателям, учителям и родителям понять, что поведение и эмоции детей не являются исключительно результатом социального обучения. Вместо этого дети с раннего возраста отличаются своей реактивностью и саморегуляцией и могут идти разными путями к результатам развития. Таким образом, опекуны могут стать более принимающими и ценящими каждого отдельного ребенка.

Черты характера детей и последствия этих черт можно изменить непосредственно с помощью усилий по профилактике и вмешательству. Программы вмешательства были разработаны для изменения типичных моделей поведения детей, включая их способности к саморегуляции, эмоциональную компетентность и навыки преодоления трудностей. Обучение контролю внимания успешно используется с четырехлетними детьми и может быть адаптировано к дошкольным учреждениям.

Различные стратегии воспитания лучше подходят для детей с определенным темпераментом. Это можно объяснить теорией «хорошего соответствия», предложенной Томасом и Чессом. Застенчивые дети, по-видимому, получают пользу от того, что родители поощряют их исследовать новые ситуации, и они с большей вероятностью останутся застенчивыми и подавленными, если родители чрезмерно опекают их. Агрессивные дети, которыми трудно управлять, похоже, выигрывают от стиля воспитания, включающего более строгий контроль и меньшее родительское негативное отношение. Твердая, последовательная родительская дисциплина особенно важна для детей, у которых есть трудности с саморегуляцией. Поскольку дети с высоким уровнем негативной эмоциональности или проблемами саморегуляции представляют собой большие проблемы для родителей, чем другие дети, может быть особенно сложно обеспечить им оптимальный уход.

Их родители, похоже, менее жестко контролируют время, но они также являются теми детьми, которые особенно нуждаются в спокойно-настойчивых усилиях опекуна. Боязливые дети, как правило, рано развивают большую совесть и лучше всего справляются с родительской теплотой и мягкой дисциплиной, которая способствует усвоению совести. Более бесстрашные дети, по-видимому, получают больше пользы от материнской отзывчивости и собственной уверенности в привязанности в развитии совести.

Индивидуальные различия в силовом контроле, хотя частично обусловленные наследственностью, также связаны с качеством взаимодействия родителей и детей. Теплое, поддерживающее воспитание, а не холодное, директивное воспитание, по-видимому, предсказывает более высокий уровень усиленного контроля. Поэтому важно, чтобы родители и другие опекуны поощрялись к взаимодействию с детьми таким образом, чтобы способствовать развитию контроля, требующего усилий.

Наконец, некоторые дети в определенных условиях создают большие трудности для опекунов из-за своего темперамента. В таких случаях опекуны, скорее всего, получат дополнительную поддержку и образование. Им можно помочь избежать негативных реакций, которые естественным образом могут быть вызваны детьми с более трудным темпераментом. Например, родителей успешно научили тому, как справляться с раздражительными, трудно успокаиваемыми младенцами, чтобы такие дети могли выработать позитивные стратегии выживания и закрепить привязанность к своим опекунам.

Читать далее

Дополнительное чтение

Как стиль воспитания может влиять на темперамент детей?

Все дети рождаются с уникальным характером и темпераментом. Их темперамент влияет на то, как они ведут себя и реагируют на ситуации. Однако при правильном подходе родители могут смягчить некоторые сложные аспекты темперамента своих детей.

  • Для детей, которые встревожены, напуганы или замкнуты в новых ситуациях, родители могут избегать чрезмерной защиты и мягко поощрять их исследовать новые ситуации.

  • Для бесстрашных детей, которые идут на слишком большой риск, родители могут быть теплыми и любящими, установить четкие границы и четкие графики.

  • Родители импульсивных детей могут хвалить их за хорошее поведение (когда дети контролируют свои импульсы) и проявлять осторожность в отношении дисциплины.

В целом, темперамент детей, как правило, лучше, когда родители проявляют большую поддержку и привязанность, устанавливают ограничения, применяют позитивную дисциплину и постоянно реагируют на их потребности.

Публикации

Темперамент, воспитание и влияние на развитие

Темперамент и его влияние на развитие ребенка: комментарии Ротбарта, Кагана, Айзенберга, Шермерхорна и Бейтса

Отношения между родителями и детьми в раннем детстве и развитие тревоги и депрессии

Социально-контекстные детерминанты воспитания

Ресурсы и бюллетени
Тематический бюллетень

Развитие каналов темперамента, но не судьба

Бюллетень ECLKC. Том 4, № 2 — май 2009 г.

Энциклопедия также рекомендует…

Здоровый ребенок, здоровый мозг — Любовь развивает мозг (Слушайте своего ребенка)

Лучшее начало от Health Nexus

Эти 9 черт темперамента помогут вам понять своего ребенка выявлено 9 черт темперамента:

  • Уровень активности: Это «скорость холостого хода ребенка или его активность в целом. Младенец всегда шевелится, больше извивается? Трудно ли из-за этого подгузник младенца? Доволен ли младенец сидеть и спокойно наблюдать? Ребенку трудно усидеть на месте? Ребенок всегда в движении? Или ребенок предпочитает сидячую тихую деятельность? Высокоактивные дети могут направить такую ​​дополнительную энергию на успехи в спорте; может хорошо работать в энергичной карьере и может выполнять множество различных обязанностей.
  • Отвлекаемость: Степень концентрации и внимания, проявляемая, когда ребенок не проявляет особого интереса к какой-либо деятельности. Эта черта относится к легкости, с которой внешние раздражители мешают текущему поведению. Легко ли младенец отвлекается на звуки или образы во время питья из бутылочки? Легко ли успокаивается младенец, когда он расстроен, если ему предлагают альтернативную деятельность? Легко ли ребенок отвлекается, пытаясь следовать рутине или работая над какой-либо деятельностью? Высокая отвлекаемость рассматривается как положительная, когда ребенка легко отвлечь от нежелательного поведения, и как отрицательная, когда она мешает ребенку закончить школьную работу.
  • Интенсивность: Уровень энергии реакции, положительной или отрицательной. Реагирует ли младенец сильно и громко на все, даже относительно незначительные события? Ребенок выражает удовольствие или сильно и драматично расстраивается? Или ребенок просто замолкает, когда расстроен? Интенсивные дети с большей вероятностью удовлетворят свои потребности и могут иметь глубину и радость эмоций, которые редко испытывают другие. Эти дети могут быть одарены драматическим искусством. Интенсивные дети, как правило, утомительны, чтобы жить с ними.
  • Регулярность: Признак относится к предсказуемости биологических функций, таких как аппетит и сон. Проголодается ли ребенок или устанет в предсказуемое время? Или ребенок непредсказуем с точки зрения голода и усталости? Будучи взрослыми, люди с нестандартным статусом могут лучше других справляться с поездками, а также с большей вероятностью адаптироваться к карьере с необычным рабочим временем.
  • Сенсорный порог: Относится к тому, насколько этот ребенок чувствителен к физическим раздражителям. Это количество стимуляции (звуки, вкусы, прикосновения, изменения температуры), необходимое для того, чтобы вызвать реакцию у ребенка. Реагирует ли ребенок положительно или отрицательно на те или иные звуки? Легко ли ребенок пугается звуков? Является ли ребенок разборчивым в еде или он съест почти все? Реагирует ли ребенок положительно или отрицательно на ощущение одежды? Высокочувствительные люди более склонны к артистизму и творчеству.
  • Подход/Уход: Относится к характерной реакции ребенка на новую ситуацию или незнакомцев. С энтузиазмом ли ребенок подходит к новым ситуациям или людям? Или ребенок кажется нерешительным и сопротивляющимся, когда сталкивается с новыми ситуациями, людьми или вещами? Дети, которые медленно разогреваются, склонны думать, прежде чем действовать. В подростковом возрасте они менее склонны действовать импульсивно.
  • Адаптивность: Связано с тем, насколько легко ребенок адаптируется к переходам и изменениям, например, к новому виду деятельности. Испытывает ли ребенок трудности с изменением распорядка дня или с переходом от одного вида деятельности к другому? Ребенку требуется много времени, чтобы привыкнуть к новым ситуациям? Медленно адаптирующийся ребенок с меньшей вероятностью бросается в опасные ситуации и меньше подвержен влиянию давления сверстников.
  • Настойчивость: Это время, в течение которого ребенок продолжает заниматься деятельностью перед лицом препятствий. Продолжает ли ребенок работать над головоломкой, когда у него возникают трудности, или он просто переходит к другому занятию? Способен ли ребенок ждать удовлетворения своих потребностей? Сильно ли реагирует ребенок, когда его прерывают? Когда ребенок упорствует в деятельности, которую его просят прекратить, его называют упрямым. Когда ребенок остается со сложной головоломкой, он проявляет терпение. Очень настойчивый ребенок с большей вероятностью преуспеет в достижении целей. У ребенка с низкой настойчивостью могут развиться сильные социальные навыки, потому что он понимает, что другие люди могут ему помочь.
  • Настроение: Это склонность реагировать на мир преимущественно позитивно или негативно. Видит ли ребенок стакан наполовину полным? Сосредотачивается ли он на положительных аспектах жизни? Ребенок в целом в хорошем настроении? Или ребенок видит свою желчь полупустой и склонен сосредотачиваться на негативных аспектах жизни? Ребенок вообще серьезный? Серьезные дети склонны к анализу и тщательно оценивают ситуации.

Подписаться

Подписаться в Институт развития детей, поэтому вы никогда не пропустите статью Musstread.

Название

Электронная почта

Категория категория категория для детей в области развития. СтроительствоСемейные финансыФитнес для детей и подростковВеселые семейные мероприятияСкорбьЗдоровое питание для детейПраздникПраздник – сезонные статьиДомДомашняя работаПомощьОбучениеУголок мамыНовости СМИПланирование вечеринкиПонимание прочитанногоОтветственностьВопросы безопасностиШколаВремя использования экранасонТехнологииПодросткиПутешествияБез категорииСбалансированная семьяЗимние развлечения Search for:

поделиться с нами на Facebook

Следуйте за нами в Twitter

Следуйте @parentingweb

Последние твиты от @parentingweb

Показанные категории

.

Информация на этом сайте предназначена исключительно для информационных целей. ОН НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *