Восприятие информации на слух: Что такое нарушение слухового восприятия и как его корректировать

Содержание

Нарушение слухового восприятия — НСВ

Около 12% детей страдают от НСВ, нарушения, которое подавляет способность мозга различать и обрабатывать звуки. Узнайте больше о нарушении слухового восприятия (НСВ)*.

Понравилась иллюстрация — закажи свою у автора qwerkid! 

Вам не кажется, что Ваши слова, вопросы и просьбы летят мимо Вашего ребенка? Как будто он живет в невидимом звуконепроницаемом шаре? Если Ваш ребенок часто смотрит на Вас пустым взглядом и переспрашивает: “А? Что?”, то Вы знаете, о чем мы говорим.

А возможно, Вы замечали это сами — что мир звучит “искаженно”, как будто Вы слушаете все через телефон и сигнал постоянно пропадает, обрывая слова?

Это главные признаки нарушения слуховой обработки (слухового восприятия), расстройства обучения, которое влияет на способность мозга обрабатывать и различать звуки. Людям с НСВ трудно получать, обрабатывать и использовать информацию, полученную на слух. Они могут слышать, но испытывают трудности с пониманием того, что они услышали. Несмотря на то, что НСВ не так хорошо известно, как другие расстройства обучения, считается, что около 7% детей имеют различные проблемы со слуховой обработкой.

 

НСВ — это диагноз, который инкапсулирует три области расстройств. Луис Кэм Хейманн (Lois Kam Heymann) описывает это так:

  • Первая проблема возникает в области мозга, отвечающей за анализ звуков. Уши нормально слышат и отправляют информацию через слуховые пути в центральную слуховую нервную систему, но по мере прохождения сигнала мозг испытывает трудности с различием акустических характеристик полученного звука. К примеру, он не распознает, как звук «С» отличается от звука «Б».

  • Вторая проблема возникает во время лингво-фонематического анализа звуковых сигналов. Мозг испытывает сложности со смешиванием звуков букв, чтобы понять слово и сохранить его смысл. К примеру, звук “К-О-Т” не будет означать для него животное.

  • Третья проблема возникает во время смысловой обработки речи. Так мы ассоциируем звук слова “кот” с образом пушистого комочка, лежащего на полу в гостиной”.

Когда один из этих процессов обработки у человека с НСВ прерывается, образуется брешь между тем, что было сказано и что было понято.

 

Симптомы НСВ

 

Говоря простым языком, НСВ — это нарушение способности мозга различать и обрабатывать звуковую информацию. У человека с НСВ может не быть проблем со слухом. Как правило, мозг человека с НСВ воспринимает звуки неправильно, влияя на его способность различать похожие звуки (“да” и “га”, например).

 

Вот как может проявляться НСВ:  

  • Часто переспрашивает “а?” и “что?”

  • Пропускает сказанное мимо ушей

  • Низкая способность концентрации внимания

  • Сложности в выполнении комплексных инструкций

  • Сложности слушать в шумных местах

  • Путает звуки или слова

  • Задержка развития речи

  • Отвлеченное и невнимательное поведение

  • Плохо развиты социальные навыки

  • Трудности в обучении чтению

  • Проблемы с правописанием

 

Некоторым детям с нарушением слухового восприятия сложно абстрагироваться от фонового шума, поэтому они отвлекаются на окружающие их звуки. Эхо в коридоре или шум кондиционера легко отвлекает их от разговора или урока. Это все равно, что слушать радио с помехами.

Ребёнок с этим расстройством так старается понять сказанное, что забывает часть разговора или не запоминает нюансы и контекста беседы. Это может стать причиной проблем в школе, дома и просто в повседневной жизни ребёнка, где требуются способности слушать, запоминать и отвечать.

 

Типы НСВ

Доктор Джек Кац (Jack Katz, M.D.) пионер области изучения нарушения слуховой обработки, говорит, что НСВ охватывает три отдельных расстройства, которые могут проявляться как вместе, так и самостоятельно.

 

1. Проблемы с дифференциацией звуков. Когда дети учатся говорить, они воспроизводят услышанные звуки. Человек с НСВ может говорить невнятно, используя близкие по звучанию звуки вместо правильных (“пегал” вместо “бегал”), хотя их сверстники уже перестали так делать. Обычно, люди, которые плохо различают звуки, говорят невнятно, часто говорят быстро, как бы зажевывая окончания слов. Это может повлиять и на чтение с письмом.

​​

2. Проблемы со слуховой памятью. Из-за этого расстройства ребенку трудно запоминать числа и факты, что также влияет на его навыки чтения и речи. Обычно, дети с проблемами со слуховой памятью долго не могут запомнить свой адрес и телефонный номер, им также сложно запоминать базовые математические концепции. То же касается произнесенных вслух указаний.

​​

3. Проблемы с обработкой речи. Эта часть НСВ самая проблематичная. Она влияет на способность ребенка понимать, что от него требуется, а также на его навыки общения. Ребенку с этим нарушением сложно сдавать устные тесты, он путается, читая и рассказывая истории с длинным сюжетом и большим количеством персонажей. Он часто воздерживается от разговоров, поскольку ему требуется много времени, чтобы понять сказанное и сформулировать ответ.

Нарушено слуховое восприятие?

Узнайте, как быстро и навсегда помочь своему ребенку с НСВ!

УЗНАТЬ

НСВ и СДВГ

Некоторые исследования показывают, что у 50% людей с СДВГ также может быть НСВ.

Другие исследования утверждают, что в 60% случаев нарушение слухового восприятия идет в паре с каким-либо другим расстройством — как правило с СДВГ, нарушением сенсорной интеграции, нарушением визуальной обработки и нарушением исполнительных функций. Другими словами, симптомы НСВ и СДВГ часто пересекаются. Как проблема с различением и обработкой звуков может повлиять на способность ребенка фокусироваться, так и симптомы СДВГ могут повлиять на НСВ. Некоторые эксперты даже верят, что НСВ это некое проявление СДВГ, хотя большинство все же считает их отдельными расстройствами.

В общей сложности, люди с СДВГ проявляют невнимательность и неспособность сфокусироваться, и/или гиперактивность и импульсивность вне зависимости от окружения. Дети с НСВ, однако, теряют фокус и отвлекаются преимущественно в шумных местах, и, как правило, не испытывают таких проблем в тихих. Многие дети с НСВ крайне чувствительны к звукам. На самом деле, некоторые могут чувствовать боль, когда слышат некоторые звуки — например, блендер, звук мотора или полицейских сирен.

“Дети с СДВГ могут быть плохими слушателями и с трудом понимать и запоминать произнесенную вслух информацию” — объясняет Тэри Джеймс Беллис, автор книги «Когда мозг не может услышать» (Teri James Bellis When the Brain Can’t Hear), “но им мешает воспринимать информацию на слух дефицит внимания, а не проблемы с обработкой”.

 

Эти симптомы НСВ похожи на симптомы СДВГ (по данным Национального института глухоты и других расстройств коммуникации, США):

 

  • С трудом удерживает внимание и запоминает информацию, полученную на слух

  • С трудом выполняет комплексные инструкции

  • Плохие навыки слушания

  • Требуется больше времени на обработку информации

  • Проблемы с поведением

  • Проблемы с чтением, пониманием текста, правописанием и словарным запасом.

 

Детям с нарушением слуховой обработки могут поставить неправильный диагноз СДВГ, и наоборот. Если НСВ встречается у взрослого, его могут воспринимать как пассивно-агрессивного, оппозиционного человека, который скрывает эмоции или любит спорить, вместо того, чтобы воспринимать его как человека с дефицитом внимания или нарушением слухового восприятия.

Причины возникновения НСВ

Причина проявления НСВ не известна. Эксперты спорят, что является причиной расстройства — наследственность или окружающая среда — или и то, и другое. Хотя человеческая слуховая система полностью формируется к рождению, слуховые пути продолжают развиваться до 12 лет. Из-за этого ранние факторы окружающей среды — такие как плохое пренатальное питание, зависимость матери от алкоголя или сигарет, плохое питание в детстве и хронические ушные инфекции — могут негативно повлиять на слуховое восприятие. Преждевременные роды, болезнь Лайма и прочие инфекции мозга, внутренние травмы головы и воздействие тяжелых металлов (таких как свинец и ртуть) также могут сыграть роль. Хорошие новости в том, что, поскольку слуховые пути продолжают развиваться до самого взросления, НСВ успешно корректируется в детстве.

 

Диагностика НСВ

Запомните, что “не все проблемы с речью происходят из-за НСВ, и не всегда НСВ приводит к проблемам с речью и обучением” — говорит Беллис.

Единственный способ продиагностировать расстройство — пройти тесты у специалистов. “Симптомы, которые обычно проявляются у детей 3-4 лет — это чувствительность к звукам и трудности в различении звуков, что можно понять из их речи” — объясняет Венди Тепфер (Wendy Tepfer), логопед из Нью Йорка.

Когда ребёнок достигает школьного возраста, НСВ начинает мешать ему в учебе, говорит Тепфер. “Я рекомендую проводить проверку в этом возрасте, поскольку теперь сигналом к тому, что-то не так, является уже не только проблема с речью, но и успеваемость. Чтобы справиться с расстройством, ученику может понадобиться лечение более углубленное, чем речевая терапия. Пройдите тщательное обследование у специалиста, чтобы составить план лечения”.

Большинству людей НСВ диагностируют в возрасте 8-12 лет, но терапия может помочь как детям, так и взрослым.

​Из-за НСВ Дэвид не мог говорить до 20-ти лет! 

 

Упорный труд любящей матери, готовой бороться за сына до конца, и новые неврологические технологии — способны совершить настоящее чудо!

Теперь не надо ждать двадцать лет, чтобы сказать первое слово!

Способы лечения НСВ

НСВ можно начинать лечить в любом возрасте, даже когда слуховые пути уже перестают развиваться, но эксперты всё же утверждают, что лучше пройти раннюю диагностику и коррекцию.

Лечение включает множество различных упражнений, нацеленных на нарушения слухового восприятия. Терапия включает упражнения в компьютерных программах, таких как Fast ForWord и Earobics, а также индивидуальные занятия с логопедом. Вот некоторые методы, которые обычно используются специалистами:

  • Чтобы справиться с проблемой различения звуков, специалист будет тренировать мозг Вашего ребёнка различать звуки сначала в тихой среде, затем со все более громким фоновым шумом.

  • Чтобы обострить слуховую память, отоларинголог будет использовать повторяющиеся упражнения — например, будет просить ребёнка повторять серию чисел или указаний — чтобы натренировать “слуховые мышцы”.

  • Чтобы справиться с проблемами речевой обработки, терапевт будет воспитывать в ребенке привычку просить учителей, взрослых и сверстников повторять или перефразировать сказанное. Терапевт также может разработать с ребенком систему заметок, которая поможет ему научиться выделять и фиксировать ключевую информацию, полученную на уроках.

 

Помощь в классе

Вот что можно сделать для помощи ребенку с НСВ в классе:

  • Улучшить акустику — закрыв окна и двери, постелив коврик для звукопоглощения, вы поможете ребенку с НСВ “услышать” учителя.

  • Посадите ребенка за переднюю парту, подальше от учеников, которые могут отвлекать его во время занятий, это также поможет ему лучше слышать учителя.

  • Попросите учителя чаще смотреть на Вашего ребенка и говорить медленнее, а также использовать простые предложения, когда он дает задание, чтобы ребенок легче смог обработать услышанную информацию. Также поможет, если учитель будет писать задание на доске.

 

Помощь дома

Вот как Вы можете помочь ребенку с НСВ дома:

  • Не пытайтесь говорить с ребенком, когда он находится в соседней комнате, смотрит телевизор или слушает музыку, или когда рядом работает какое-то устройство.  

  • Перед тем, как заговорить с ребенком, убедитесь, что он готов слушать (закончил делать то, что делал до этого). Также, установите с ним зрительный контакт.

  • Говорите медленно и используйте простые короткие предложения; сделайте небольшую паузу, закончив мысль, чтобы он успел ее переварить.

  • Научите ребенка просить повторить сказанное, если он что-то не понял.

  • Развивайте области мозга, ответственные за слуховую обработку, быстрого и устойчивого результата можно добиться, применяя компьютерную методику FAST FORWORD, которая работает онлайн. В Fast ForWord можно заниматься в любое удобное для Вас время и в любом удобном для Вас месте, необходим только компьютер или iPad, любые наушники и доступ в интернет.


 

* Англоязычное наименование «Auditory processing disorder» (APD) в разных источниках по-разному переводится на русский язык: «нарушение обработки слуховой информации», «Нарушение слухового восприятия» (НСВ), «Нарушение слуховой обработки» (НСО), «Центральная задержка слуховой обработки» и т.п.

Источник

Запишитесь на пробные онлайн-занятия по методике FAST FORWORD уже сегодня! Не откладывайте помощь своему ребенку с нарушением слухового восприятия!

ЗАПИСАТЬСЯ

Полезный материал? Поделитесь с друзьями!

Тренировка слухового восприятия улучшила понимание речи

Тренировка восприятия, направленная на ассоциативную связь между получением слуховой информации и предоставлением осязательного ответа, благоприятно влияет на когнитивные функции. Ученые выяснили, что подобная тренировка способна улучшить распознавание речи в условиях повышенного шума на 25 процентов среди людей с полной или частичной потерей слуха. Статья опубликована в журнале Current Biology.

Эффективность различных сенсомоторных функций (например, мелкой моторики, слуха и зрения) весьма пластична и может изменяться с течением жизни человека. Один из способов улучшения такой эффективности с возрастом — это виды деятельности, направленные на тренировку различных видов восприятия. Примером такой тренировки может быть игра на музыкальных инструментах: используя моторные функции для игры, например, на скрипке, мы получаем следующий за ним звук. При игре между моторной (движениями рук) и сенсорной (восприятие мелодии на слух) информацией происходит синхронизация, которая, в свою очередь, выстраивает ассоциации между двумя каналами. Благодаря этим ассоциациям сенсорные и моторные способности улучшаются. До сих пор, однако, точно неизвестно, способны ли подобные тренировки улучшать когнитивные способности (например, память или внимание).

Авторы новой работы решили проверить, как подобная тренировка может помочь в улучшении понимания речи в шумной среде — например, в переполненном ресторане. Для этого исследователи разработали специальную игру, направленную на тренировку восприятия (в данном случае — слухового). Главная цель игры — собрать пазл; отдельный кусочек пазла нужно переместить на экране планшета с помощью стилуса или пальца на определенное место. Во время передвижения кусочков частота и громкость звука менялась: участников, таким образом, просили выстроить ассоциации между звуком и правильным положением пазла.

В контрольной группе исследователи заменили тренировку восприятия на «плацебо»: тренировку рабочей памяти со слуховыми стимулами, которая не была направлена на улучшение способностей слухового восприятия. Однако участники и из контрольной, и из активной группы предполагали, что их слух должен улучшиться после завершения эксперимента.

В эксперименте приняли участие 24 человека пожилого возраста (средний возраст — 70 лет) с полной или частичной потерей слуха, наблюдавшейся в течение, в среднем, семи лет. Участники проходили тренировку в течение восьми недель (по 3,5 часа в неделю). В контрольную группу попали 14 человек, а в активную — 11.

После окончания тренировки ученые проверили способность участников распознавать речь при высоком уровне шумности. Исследователи отметили улучшение распознавания как отдельных слов, так и слов в высококонтекстуальных (с эксплицитно выраженной информацией) и низкоконтекстуальных (с имплицитно выраженной информацией) предложениях. В среднем, участники из активной экспериментальной группы смогли опознать на 25 процентов больше слов, чем участники из контрольной группы.

Авторы отмечают, что тренировка слухового восприятия не повлияла на слух участников: он остался на прежнем уровне. Ученые, таким образом, делают вывод, что сенсорная тренировка помогает восстановить внимание, направленное на слуховые стимулы.

Ученые надеются, что в будущем тренировки восприятия будут активно применяться в исследованиях как развития когнитивных способностей, так и пластичности головного мозга.

Не все тренажеры, направленные на улучшение когнитивных способностей, одинаково эффективны. Так, в нашей заметке вы можете прочитать о том, как эффективность популярного приложения Lumosity оказалась сопоставима с обычными видеоиграми.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

навыков аудирования | SkillsYouNeed

Слушание — это способность точно получать и интерпретировать сообщения в процессе общения.

Умение слушать — ключ к эффективному общению. Без умения эффективно слушать сообщения легко понять неправильно. В результате связь прерывается, и отправитель сообщения может легко разочароваться или разозлиться.

Если есть один навык общения, которым вы должны стремиться овладеть, то это умение слушать.

Умение слушать настолько важно, что многие ведущие работодатели обучают своих сотрудников навыкам аудирования. Это неудивительно, если учесть, что хорошие навыки слушания могут привести к большей удовлетворенности клиентов, большей производительности с меньшим количеством ошибок и более широкому обмену информацией, что, в свою очередь, может привести к более творческой и инновационной работе.

Многие успешные лидеры и предприниматели связывают свой успех с умением слушать. Ричард Брэнсон часто называет слушание одним из главных факторов успеха Virgin.


Умение слушать — это навык, лежащий в основе всех позитивных человеческих отношений.

Потратьте некоторое время на размышления и развитие своих навыков слушания — они являются строительными блоками успеха.


См. наши страницы: Навыки трудоустройства и Навыки обслуживания клиентов , чтобы узнать больше о важности умения слушать на рабочем месте.

Умение слушать также полезно и в личной жизни, в том числе:

Большее количество друзей и социальных сетей, повышение самооценки и уверенности в себе, более высокие оценки в школе и в учебе, а еще лучшее здоровье и общее самочувствие.

Исследования показали, что если разговор повышает кровяное давление, то внимательное слушание может его снизить.

Слушать — это не то же самое, что слышать

Слух — это звуки, которые попадают в ваши уши. Это физический процесс, который, если у вас нет проблем со слухом, происходит автоматически.

Однако для того, чтобы слушать, требуется нечто большее: это требует сосредоточенности и сосредоточенных усилий, как умственных, так и иногда физических.  

Слушать означает обращать внимание не только на историю, но и на то, как она рассказывается, на использование языка и голоса, а также на то, как другой человек использует свое тело. Другими словами, это означает осознавать как вербальные, так и невербальные сообщения. Ваша способность эффективно слушать зависит от степени, в которой вы воспринимаете и понимаете эти сообщения.

Прослушивание не является пассивным процессом. На самом деле слушатель может и должен быть вовлечен в процесс не меньше, чем говорящий. Фраза « активное слушание » используется для описания этого процесса полной вовлеченности.

См. наши страницы: Активное прослушивание и Типы прослушивания для получения дополнительной информации.

Самый простой и действенный способ установить контакт с другим человеком — это слушать. Просто слушай. Возможно, самое важное, что мы когда-либо дарили друг другу, — это наше внимание.


Доктор Рэйчел Наоми Ремен



Мы тратим много времени на слушание

Взрослые тратят в среднем 70% своего времени на какое-либо общение.

Исследования показывают, что в среднем 45% тратится на слушание по сравнению с 30% разговором, 16% чтением и 9% письмом. (Адлер, Р. и др., 2001). То есть, по любым меркам, много времени на прослушивание. Поэтому стоит потратить немного дополнительного времени, чтобы убедиться, что вы слушаете эффективно.

На основании исследования: Adler, R., Rosenfeld, L. and Proctor, R. (2001)
Взаимодействие: процесс межличностного общения (8-е изд. ), Fort Worth, TX: Harcourt .


Цель умения слушать

Нет сомнений в том, что умение слушать является чрезвычайно важным жизненным навыком. Почему так важно слушать?

Прослушивание служит ряду возможных целей, и цель прослушивания будет зависеть от ситуации и характера общения.

  1. Чтобы сосредоточиться на передаваемых сообщениях, избегая отвлекающих факторов и предубеждений.

  2. Для полного и точного понимания точки зрения и идей говорящего.

  3. Критически оценивать сказанное. (Подробнее см. на нашей странице Critical Thinking ).

  4. Для наблюдения за невербальными сигналами , сопровождающими то, что говорится, для улучшения понимания.

  5. Проявлять интерес, заботу и сосредоточенность.

  6. Чтобы побудить говорящего к полноте, открытости и честности в общении.

  7. Развивать бескорыстный подход, ставя говорящего на первое место.

  8. Для достижения общего и согласованного понимания и принятия взглядов обеих сторон.

Часто во время слушания нашей главной задачей является формулирование способов ответа. Это не функция слушания. Мы должны попытаться полностью сосредоточиться на том, что и как говорится, чтобы лучше понять говорящего.

Эффективное слушание требует концентрации и использования других органов чувств, а не только прослушивания произносимых слов.


Слушать — это не то же самое, что слышать, и чтобы эффективно слушать, вам нужно использовать не только уши.

См. нашу страницу: Десять принципов слушания.



Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»


Наши электронные книги по навыкам общения

Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для более эффективного общения.

Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и полны легкой для понимания практической информации.


Барьеры на пути к эффективному слушанию

Чтобы улучшить процесс эффективного слушания, может быть полезно перевернуть проблему с ног на голову и рассмотреть препятствия на пути к эффективному или неэффективному слушанию.

Например, одна из распространенных проблем заключается в том, что вместо того, чтобы внимательно слушать, что кто-то говорит, мы часто отвлекаемся после одного или двух предложений и вместо этого начинаем думать о том, что мы собираемся сказать в ответ, или думать о посторонних вещах. Это означает, что мы не до конца слушаем остальную часть сообщения говорящего.

Эта проблема частично связана с разницей между средней скоростью речи и средней скоростью обработки. Средняя скорость речи составляет от 125 до 175 слов в минуту, тогда как мы можем обрабатывать в среднем от 400 до 800 слов в минуту. Обычно слушатель использует свободное время, чтобы помечтать или подумать о других вещах, а не сосредотачиваться на том, что говорит говорящий.

Конечно, ясность того, что говорит говорящий, также может влиять на то, насколько хорошо мы слушаем. Как правило, нам легче сосредоточиться, если говорящий бегло говорит, имеет знакомый акцент и говорит с подходящей для ситуации громкостью. Например, труднее сосредоточиться на человеке, который говорит очень быстро и очень тихо, особенно если он передает сложную информацию.

Нас также может отвлекать внешний вид говорящего или то, что говорит кто-то другой, что звучит интереснее.

Эти проблемы не только влияют на вас, но вы, вероятно, покажете свое невнимание языком своего тела.

Как правило, нам гораздо труднее контролировать язык тела, и вы, скорее всего, покажете, что отвлеклись и/или не интересуетесь отсутствием зрительного контакта или позы. Говорящий обнаружит проблему и, вероятно, в лучшем случае перестанет говорить. В худшем случае они могут быть очень обижены или расстроены.

На нашей странице Барьеры к эффективному слушанию рассказывается больше о распространенных проблемах со слушанием, а на нашей странице Неправильные представления о слушании подробно описаны некоторые распространенные мифы и заблуждения о слушании.

Наконец, важно не делать поспешных выводов о том, что вы видите и слышите. Вы всегда должны искать разъяснения, чтобы убедиться, что ваше понимание правильное.


См. наши страницы: Разъяснение и размышление для получения дополнительной информации.

Типы прослушивания | SkillsYouNeed

Большинство людей в большинстве случаев воспринимают умение слушать как должное, это происходит само собой. Только когда вы перестанете думать о слушании и его последствиях, вы начнете понимать, что умение слушать на самом деле является важным навыком, который необходимо развивать и развивать.

Умение слушать, пожалуй, самый важный из всех навыков межличностного общения, и в SkillsYouNeed есть много страниц, посвященных этому предмету, см. Навыки аудирования для введения. Другие страницы включают «Десять принципов слушания», «Активное слушание» и «Заблуждения относительно слушания».

Умение слушать очень часто является основой крепких отношений с другими людьми дома, в обществе, в образовании и на работе. Эта страница опирается на работу Wolvin and Coakely (1996) и других, посвященную изучению различных типов слушания.

Мы надеемся, что эта страница будет полезна как учителям, поскольку обучение навыкам аудирования может быть сложной задачей, так и студентам и другим учащимся, которые заинтересованы в развитии своих навыков аудирования.

Слушание: процесс получения, осмысления и реагирования на устные и/или невербальные сообщения.

– Международная ассоциация слушателей.


Общие типы слушания:

Два основных типа слушания — основы всех подтипов слушания:

  • Дискриминативное слушание
  • Комплексное прослушивание

Различающее слушание

Различающее слушание впервые развивается в очень раннем возрасте – возможно, даже до рождения, в утробе матери. Это самая основная форма слушания, которая не включает в себя понимание значения слов или фраз, а просто понимание различных звуков, которые они производят. В раннем детстве, например, делается различие между звуками голосов родителей — голос отца звучит иначе, чем голос матери.

Различительное слушание развивается в детстве и во взрослой жизни. По мере того, как мы становимся старше, развиваемся и приобретаем больше жизненного опыта, наша способность различать разные звуки улучшается. Мы не только можем распознавать разные голоса, но также развиваем способность распознавать тонкие различия в том, как издаются звуки — это имеет основополагающее значение для окончательного понимания того, что эти звуки означают. Отличия включают множество тонкостей, распознавание иностранных языков, различение региональных акцентов и подсказки к эмоциям и чувствам говорящего.

Способность различать тонкости звука, издаваемого кем-то, например, счастливым или грустным, злым или напряженным, в конечном итоге повышает ценность того, что на самом деле говорится, и, конечно же, способствует пониманию. Когда различительные навыки слушания сочетаются с визуальными стимулами, получающаяся в результате способность «слушать» язык тела позволяет нам начать более полно понимать говорящего — например, узнавать, что кому-то грустно, несмотря на то, что они говорят или как они это говорят.

Пример


Представьте, что вы окружены людьми, говорящими на непонятном вам языке. Возможно проезд через аэропорт в другой стране. Вероятно, вы можете различать разные голоса, мужские и женские, молодые и старые, а также получить некоторое представление о том, что происходит вокруг вас, основываясь на тоне голоса, манерах и языке тела других людей. Вы не понимаете, о чем идет речь, но используете разборчивое слушание, чтобы достичь некоторого уровня понимания того, что вас окружает.

Всестороннее прослушивание

Всестороннее прослушивание включает в себя понимание передаваемого сообщения или сообщений. Как и дискриминационное слушание, всестороннее слушание является основополагающим для всех подтипов слушания.

Для того, чтобы иметь возможность использовать всестороннее аудирование и, следовательно, понимать, слушатель в первую очередь должен иметь соответствующий словарный запас и языковые навыки. Таким образом, использование чрезмерно сложного языка или технического жаргона может стать препятствием для всестороннего слушания. Всестороннее слушание еще более осложняется тем фактом, что два разных человека, слушающих одно и то же, могут понимать сообщение двумя разными способами. Эта проблема может усугубляться в групповой обстановке, например, в классе или на деловой встрече, где из сказанного можно извлечь множество различных значений.

Всестороннее прослушивание дополняется суб-сообщениями невербальной коммуникации, такими как тон голоса, жесты и другой язык тела. Эти невербальные сигналы могут значительно помочь в общении и понимании, но также могут сбивать с толку и потенциально приводить к непониманию. Во многих ситуациях прослушивания жизненно важно искать разъяснения и использовать такие навыки, как рефлексия, помогающая понять.


Особые типы прослушивания

Разборчивое и всестороннее прослушивание является необходимым условием для определенных типов прослушивания.

Типы прослушивания могут быть определены целью прослушивания.

В межличностном общении наиболее распространены три основных типа слушания:

  • Информационное слушание (слушание для обучения)
  • Критическое слушание (слушание для оценки и анализа)
  • Терапевтическое или эмпатическое слушание (слушание для понимания чувств и эмоций)

В действительности у вас может быть несколько целей для слушания в любой момент времени — например, вы можете слушать, чтобы учиться, и в то же время пытаться быть чутким.

Информационное слушание

Всякий раз, когда вы слушаете, чтобы что-то узнать, вы занимаетесь информационным слушанием. Это верно во многих повседневных ситуациях, в учебе и на работе, когда вы слушаете новости, смотрите документальный фильм, когда друг рассказывает вам рецепт или когда вы решаете техническую проблему с компьютером. есть много других примеров информационного слушания.

Хотя все виды слушания являются «активными», они требуют концентрации и сознательного усилия для понимания. Информационное слушание менее активно, чем многие другие виды слушания. Когда мы слушаем, чтобы узнать или получить инструкции, мы получаем новую информацию и факты, мы не критикуем и не анализируем. Информационное прослушивание, особенно в формальной обстановке, например, на рабочих встречах или во время учебы, часто сопровождается ведением заметок — способом записи ключевой информации, чтобы ее можно было просмотреть позже. (см. Ведение заметок для получения дополнительной информации. )

Критическое слушание

Можно сказать, что мы занимаемся критическим слушанием , когда целью является оценка или тщательное изучение того, что говорится. Критическое слушание — это гораздо более активное поведение, чем информационное слушание, и обычно оно связано с решением проблем или принятием решений. Критическое слушание сродни критическому чтению; оба включают анализ получаемой информации и сопоставление с тем, что мы уже знаем или во что верим. В то время как информационное слушание может быть в основном связано с получением фактов и/или новой информации, критическое слушание связано с анализом мнения и вынесением суждения.

Когда слово «критическое» используется для описания слушания, чтения или размышления, это не обязательно означает, что вы утверждаете, что информация, которую вы слушаете, каким-то образом ошибочна или ошибочна. Скорее, критическое слушание означает участие в том, что вы слушаете, задавая себе такие вопросы, как: «Что пытается сказать говорящий?» или «Каков основной аргумент?», «Чем отличается то, что я слышу». из моих убеждений, знаний или мнений?». Таким образом, критическое слушание является основой истинного обучения. (Также смотрите нашу страницу: Критическое значение ).

Многие повседневные решения, которые мы принимаем, основаны на той или иной форме «критического» анализа, будь то критическое слушание, чтение или размышление. Наши мнения, ценности и убеждения основаны на нашей способности обрабатывать информацию и формулировать собственные чувства по поводу окружающего мира, а также взвешивать все за и против для принятия обоснованного решения.

При критическом слушании часто важно быть непредубежденным и не поддаваться стереотипам или предвзятым представлениям. Делая это, вы станете лучше слушать и расширите свои знания и восприятие других людей и ваших отношений.

Терапевтическое или эмпатическое слушание

Эмпатическое слушание включает в себя попытку понять чувства и эмоции говорящего – поставить себя на место говорящего и поделиться его мыслями. (См. нашу страницу: Что такое эмпатия? для получения дополнительной информации).

Эмпатия — это способ глубокой связи с другим человеком, и терапевтическое или эмпатическое слушание может быть особенно сложным. Сопереживание — это не то же самое, что сочувствие, оно включает в себя нечто большее, чем сострадание или жалость к кому-то другому — оно включает в себя более глубокую связь — осознание и понимание точки зрения другого человека.

Консультанты, терапевты и некоторые другие специалисты используют терапевтическое или эмпатическое слушание, чтобы понять и в конечном итоге помочь своим клиентам. Этот тип слушания не включает в себя вынесение суждений или советов, а мягкое поощрение говорящего к объяснению и уточнению своих чувств и эмоций. Такие навыки, как разъяснение и размышление, часто используются, чтобы помочь избежать недоразумений. (См. наши дальнейшие страницы:  Что такое консультирование? , Разъяснение и Отражение для получения дополнительной информации по этим темам).

Мы все способны эмпатически слушать и можем практиковать это с друзьями, семьей и коллегами. Проявление эмпатии является желательной чертой во многих межличностных отношениях — вы можете чувствовать себя более комфортно, говоря о своих чувствах и эмоциях с конкретным человеком. Они, вероятно, будут лучше слушать вас с сочувствием, чем другие, это часто основано на схожих взглядах, опыте, убеждениях и ценностях — например, хороший друг, ваш супруг, родитель или брат или сестра.


Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»


Наши электронные книги по навыкам общения

Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для более эффективного общения.

Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать больше о своих навыках межличностного общения или развить их, и полны простой для понимания практической информации.


Другие типы слушания

Хотя обычно менее важны или полезны в межличностных отношениях, существуют другие типы слушания, в том числе:

  • Внимательное слушание

    Слушание с благодарностью — это слушание для удовольствия. Хорошим примером является прослушивание музыки, особенно как способ расслабиться. (См. нашу страницу: Музыкальная терапия для получения дополнительной информации об использовании музыки в качестве релаксационной терапии) .

  • Раппорт Прослушивание

    Пытаясь наладить взаимопонимание с другими, мы можем слушать, побуждая другого человека доверять нам и любить нас. Например, продавец может приложить усилия, чтобы внимательно выслушать то, что вы говорите, чтобы повысить доверие и, возможно, совершить продажу. Этот тип слушания распространен в ситуациях переговоров. (см.: Построение взаимопонимания и Навыки ведения переговоров для получения дополнительной информации) .

  • Выборочное прослушивание

    Это более негативный тип слушания, он подразумевает, что слушатель каким-то образом предвзято относится к тому, что он слышит. Предвзятость может быть основана на предвзятых идеях или эмоционально сложных сообщениях.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *