Виды самооценки младших школьников: Специфика самооценки в младшем школьном возрасте
1.2 Виды самооценки. Самооценка младших школьников и пути ее формирования
Самооценка младших школьников и пути ее формирования
курсовая работа
«Самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей…. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» [9].
«Самооценка» — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств, в сравнении их с определенным образцом — эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. Это сложная психологическая система, иерархическая, организованная, функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познания себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления непрерывного воздействия человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Бернс Р. [5].
По мнению А.В. Захаровой [15, с.13], «структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным». Первый отражает знания ребенка о себе, второй — его отношение к себе.
В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот, ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила, и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них [15].
Божович Л.И. обращает внимание на неоднозначность критериев самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой — либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемые качества или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно [6].
Селевко Г.К. различает текущую и личностную самооценки. «Текущая самооценка — это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения.
Личностная самооценка — это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а так же к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня» [27].
Захарова А.В. различает самооценки по модальности. Она может выражаться либо в категоричной форме, отражающей уверенную оценку субъектом своих психических и физических качеств, либо в проблематичной, реализующей рефлексивное отношение субъекта к себе. За ним может лежать не только некоторая неуверенность субъекта в себе, но и ориентация на предмет оценки (по отношению к которому он примеривает свои силы) с допущением возможности его трансформации [15].
С точки зрения Захаровой А. В. можно выделить три вида самооценок: прогностическую самооценку, актуальную и ретроспективную.
Прогностическая самооценка — определение субъектом отношений к своим возможностям. Она связана с развитием у человека способности к прогнозированию, предвосхищению результатов действий.
Якобсон С.Н. [33] отмечает, что прогностическая самооценка включает представления человека о своем будущем. Актуальная самооценка — определение субъектом правомерности своих действий. Она соотносима с действием самоконтроля. Ретроспективная самооценка фиксирует итоги деятельности.
Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинается складываться самооценка — обобщенное, т.е. устойчивое внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами [12].
Когда говорят о самооценке, то говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно английскому психологу К. Роджерсу, высокая, «Забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста. Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность объективного и реального.
Р. Бернс [5], анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачек в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.
Исследования Славиной Л.С. [29] показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая; завышенная устойчивая; неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в тоже время снижается тенденция переоценивать себя.
Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в тоже время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности. Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.
Неадекватная заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи — как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.
Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность — эти черты личности формируются у детей с завышенной самооценкой.
Исследования Л.С.Славиной [29] показало, что устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникает потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний. Если уровень притязаний не может быть удовлетворен, т.к. расходится с возможностями ребенка, то у него возникают острые аффективные переживания, вызывающие некоторые отрицательные формы поведения: упрямство, негативизм, обидчивость, агрессивность и пр.
Экспериментальная перестройка самооценки обнаружила, что неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку и окружающими, и свой опыт. Он не хочет признать наличие у себя слабостей, неумения, несостоятельность. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на успех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку (нарушение одного из требований к поощрению: поощрять за реальные успехи, объективно) или когда он обладает способностями, которые обеспечивают ему частичные или временный успех.
Если у детей не успела возникнуть устойчивая завышенная самооценка, если в процессе изучения таких детей выяснились источники, породившие и поддерживающие их неадекватную самооценку, удается изменить, сняв одновременно и аффективные переживания таких детей, и привести их поведение к норме.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, а она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Человек как личность самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели. Спиркин А.Г. отмечал, что самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением. Она является субъективным уровнем определения притязаний, т.е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной.
1.1 Понятие и виды самооценки. Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций
Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций
курсовая работа
Человек не только накапливает информацию о себе, но и переживает определенное отношение к ней Это отношение сосредотачивается у самооценке
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [6, c.12]
Самооценка имеет комплексный характер, поскольку распространяется на различные появления личности — интеллект, внешние данные, успешность в общении и т.п. Она также является динамической так как может изменяться в течение жизни.
Зависимости от того, как самооценка, носит субъективный характер, соотносится с реальными проявлениями человека, она делится на виды:
Адекватная самооценка — та, что соответствует реальности Неадекватная самооценка — когда человек себя неправильно оценивает
Неадекватная, в свою очередь, может быть завышенной — для нее характерна переоценка человеком своих достоинств и заниженной которая проявляется через умаление своих предпочтений или (и) преувеличения недостатков Именно неадекватно заниженная самооценка значительно труднее поддается психологической коррекции через свою слитность с комплексом н неполноценности личностей.
Самооценка значительной мере проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в ее отношении к достижениям других Человек с завышенной самооценкой охотно критикует без достаточных оснований сделанное другими людьми Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тем, кому она свойственна, но и окружающим Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, обычно является результатом неправильной самооценкой.
Как компонент самосознания самооценка тоже не является врожденной, а постепенно формируется в онтогенезе человека, впервые проявляясь в дошкольном возрасте На ее формирование в личности существенно влияют следующие механизмы: [10, c.21]
1 — механизм характерен как ведущий для детей дошкольного возраста
2 — для младших школьников
3 — для лиц подросткового и юношеского возраста
4 — для людей взрослого возраста
1) эмоциональная реакция значимых взрослых:
— степень их любви, принятия ребенка
— проявление внимания к ребенку, общение с ним, преобладающее отношение к ребенку, оценка его поступков;
2) успешность школьного обучения и отношение педагогов к ребенку;
3) успешность общения с ровесниками, наличие дружеских и романтических отношений;
4) соотношение собственных достижений человека с планами и сравнения с достижениями других значимых людей
Понятие об уровне притязаний
Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возможностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятельности От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности.
Уровень притязаний — это система перспективных задач, которые человек ставит для собственного достижения
Например, ориентация на отличный уровень успеваемости в университете, или соблюдение диеты из-за желания похудеть до кг-для девушек, и занятия ребят в спортзале на тренажерах из-за стремления я накачать мускульную массу до кг.,кг.
Уровень притязаний существенно зависит от образа «Я», в частности Я-идеального (согласно образа себя в будущем человек ставит задачу достичь этого образа) и самооценки (обычно высокая самооценка а формирует высокий уровень притязаний).
В связи с недооценка или переоценка своих возможностей в личности начинает проявляться или комплекс неполноценности или комплекс превосходства При наличии комплекса неполноценности личность во теряет самоуважение и у него начинает проявляться застенчивость, неуверенность и другие отрицательные качества При наличии комплекса превосходства самоуважение необоснованно преувеличена и личность проявляет самоуверенность, пренебрежительное и презрительное отношение к окружающим. [13, c. 46]
В данной формуле есть зерно истины Неудачи обычно наносят удары по самоуважению, тогда как от успехов она растет Так как успех часто зависит не только от человека, но и от других личностей, от внешних обстоятельств в целом, то регулировать самоуважение можно через увеличение или уменьшение уровня притязаний.
Таким образом, знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, а она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Делись добром 😉
Актуальность и принципы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников
1.1 Понятие общения, его уровни и виды
Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установлении психического контакта между людьми…
Алгоритм внедрения новых направлений деятельности в Центре Развития Ребенка «ЛИМПИК»
1.1 Понятие и виды досуговой деятельности
Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и других, которые вносят своеобразие в понимание этого понятия…
Алгоритмы в начальной школе и методика обучения алгоритмам
1.1 Понятие алгоритма. Виды алгоритмов
Среди разнообразных правил, с которыми приходится сталкиваться ежедневно и ежечасно, особую роль играют правила, предписывающие последовательность действий, ведущих к достижению некоторого необходимого результата…
Влияние воображения на жизнь и творчество человека
1.1 Понятие, виды и функции воображения
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. ..
Изучение иноязычных слов латинского происхождения на уроках русского языка в 5-7 классах
2. Понятие заимствование и виды заимствования
Основным пластом словарного материала современного русского языка является исконно русская лексика. Она составляет около 90% всех слов. Под исконно русским словом понимается всякое слово…
Инновационные методы обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с детским церебральным параличом
1.1 Понятие о ДЦП. Виды и формы ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) — тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни…
Использование методов профилактики простудных заболеваний в условиях дошкольного образовательного учреждения
1.1 Понятие и виды профилактики
Профилактика — это комплекс мер, направленных на предупреждение заболеваний, народная мудрость «Болезнь легче предупредить, чем лечить» — яркая иллюстрация данного понятия. ..
Методика обучения информационному моделированию учащихся старших классов на основе применения исследовательских задач
1.2 Понятие и виды исследовательских задач
исследовательский информационный моделирование Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ…
Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Понятие и виды внимания
Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует. Внимание — это психическое состояние…
Педагогические средства развития культуры речи младших школьников
1.1 Речь: понятие и виды
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи…
Предметный портфолио как средство развития самооценки младшего школьника
1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике.
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своего физического и психического состояний, действий и процессов, выступая для себя самого как «Я»…
Развитие воображения
1.1 Понятие и виды воображения
Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г.Казакова и Л.Л.Кондратьева и др.). См. Беркинблит, М.Б…
Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок
2.1 Понятие о воображении. Виды воображения
Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив готовый результат труда, нельзя приниматься за работу…
Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок
1.2 Понятие сказки и ее виды
В фольклористике существует два «типа» определения сказки как жанра. Первый «тип» представлен определением .М.Соколова: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического…
Самооценка школьника, ее воспитательное значение
1. Понятие самооценки школьника
По мере того как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Самооценка личности — ценность…
Самооценка у детей | Понимание
Самоуважение — это то, насколько люди ценят себя и насколько важными они считают себя в своем мире. Вы можете слышать, как люди говорят о важности самооценки у детей, в частности о «позитивной самооценке». Но что именно? И почему это так важно?
Проще говоря, положительная самооценка — это когда люди хорошо относятся к себе. Узнайте больше о положительной самооценке и о том, как помочь ребенку ее развить.
Почему для детей важна положительная самооценка
Дети с положительной самооценкой чувствуют себя уверенно и способны. Они ценят себя и свои способности. Они гордятся тем, что могут сделать, и хотят стараться изо всех сил.
Когда дети уверены в себе и уверены в том, кто они есть, у них больше шансов развить мышление. Это означает, что они могут мотивировать себя принимать новые вызовы, справляться с ошибками и учиться на них. Они также с большей вероятностью постоят за себя и попросят о помощи, когда они в ней нуждаются.
Как дети развивают положительную самооценку
Дети развивают положительную самооценку, усердно работая над достижением цели и видя, как их тяжелая работа окупается снова и снова. Достижение целей показывает им, что у них есть все необходимое для решения новых задач. Их успех заставляет их чувствовать себя хорошо, и они узнают, что даже потерпеть неудачу — это нормально.
Когда дети преуспевают в чем-то, это нравится и другим людям, например их друзьям и взрослым, которые заботятся о них. Эта обратная связь также заставляет их чувствовать себя хорошо. И со временем они продолжают формировать положительную самооценку.
Когда у детей положительная самооценка, они:
- Чувствуют уважение
- Стойкие и гордятся собой, даже когда совершают ошибку
- Имеют чувство контроля над действиями и событиями в своей жизни ответственность за свои действия
- Чувствуют себя комфортно и уверенно в построении отношений
- Имеют мужество принимать правильные решения, даже перед лицом давления сверстников
Влияние отрицательной самооценки на детей
У многих детей возникают проблемы с формированием и поддержанием положительной самооценки по многим причинам. Одной из распространенных причин является то, что дети плохо учатся в школе.
Если дети терпят неудачи в школе, они, вероятно, не получают много положительных отзывов от взрослых или одноклассников. Отзывы, которые они получают, часто негативны, потому что они постоянно слышат о том, что у них не получилось.
В некоторых случаях они могут получить неискренние положительные отзывы. Это может заставить их не доверять взрослым, которые должны им помогать. Или они могут опасаться детей, которые должны быть их «друзьями».
В результате они чувствуют себя менее уверенными в себе и своих способностях. У них может не быть мотивации пробовать то, что для них сложно, и им тяжело справляться с ошибками. В глубине души они могут не верить, что достойны хорошего обращения или успеха.
Дети с отрицательной самооценкой могут также:
- Чувствовать разочарование, злость, тревогу или грусть
- Потерять интерес к учебе
- Трудно заводить друзей и сохранять их
- С большей вероятностью будут дразнить или запугивать
- Стать замкнутым или поддаться давлению сверстников
- Разработать обреченные на провал способы решения проблем, таких как отказ от курения, избегание, глупость и отрицание
Детям с отрицательной самооценкой также может быть труднее постоять за себя . Другими словами, у них возникают проблемы с развитием сильных навыков самозащиты.
Как помочь ребенку развить положительную самооценку
Повысить самооценку возможно. Дети могут научиться улучшать то, как они видят и ценят себя. Быть поддерживающим, реалистичным – но не чрезмерно опекающим – родителем или опекуном – это ключ к успеху. Также важно просить учителей поддерживать, но быть реалистичными.
Важно хвалить детей таким образом, чтобы повысить самооценку и научить их гордиться своими усилиями и достижениями. Хвалите детей за их усилия, но не хвалите все, что они делают. Дети знают, когда они добились успеха и много работали, а когда нет.
Дружба также является важной частью формирования положительной самооценки. Это не означает, что дети должны иметь кучу друзей или быть популярными. Даже наличие одного друга, который принимает вас таким, какой вы есть, может изменить все. Прочтите о том, как помочь первоклассникам и учащимся средних классов общаться с другими детьми. И узнайте у эксперта, что делать, если ваш ребенок не «вписывается».
Помогите ребенку найти сильные стороны, на которые он сможет опереться. Вы даже можете помочь своему ребенку установить «якорь компетентности», чтобы повысить самооценку. Якорь компетентности помогает детям вызвать воспоминания о том, что они сделали хорошо в прошлом. Это позволяет им почувствовать радость и уверенность и взять это чувство с собой, когда они решают проблемы.
Основные выводы
Позитивная самооценка придает детям уверенность в преодолении трудностей.
Дети, которые ценят себя, с большей вероятностью обратятся за помощью, в которой они нуждаются.
Оказывая поддержку, но сохраняя при этом реалистичность, вы поможете ребенку развить положительную самооценку.
Связанные темы
Уверенность и самооценка
Воспитание