Роль семьи в формировании личности: Роль семьи в формировании личности ребёнка

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным зависит от семьи.

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Под стилями семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

 В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный. Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, на которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании ребёнка, их образовательный уровень, нравственные устои семьи.

        Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.

      Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых  – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.

 Если:

Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).

Ребенок живет во вражде, он учится. .. (быть агрессивным).

Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).

Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).   

Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).

Ребенок растет в честности, он учится … (быть  справедливым).

Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).

Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).

Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).

Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).

      Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».

      Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.

      Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.

      Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.

      Родители в жизни ребенка  играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семья является не только объектом, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и  нравоучения.

      Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.   

Психолог  МБОУ СОШ №49  🙂

для связи: [email protected]

Роль семьи и ее влияние на формирование личности ребенка — Информио

Семья — ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая его судьба.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребенка.  Уже с младенческого возраста он развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, усвоение им «созданной человечеством культурой» [1] играет первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или дерзкий – там он свой!

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.  

Развитие личности ребенка в семье – проблема ключевая для психологии и педагогики. Что формирует личность ребенка в семье? Только ли непосредственное внушение правильных идей и взглядов и личный пример родителей? Развитие ребенка определяется и его ролью и местом в системе отношений в семье, характером отношений. Целая гамма факторов влияет на развитие личности.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, благоговения и почитания маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства и лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Чем лучше и дружнее семья, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки.

И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

 Влияние семьи на развитие личности ребенка осуществляется и  проявляется следующим образом:

  1. Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
  2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
  3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
  4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
  5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения ее членов.

Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Особенностью семейного воспитания  является органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, творческую, игровую, свободного общения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка, она выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. Организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).

Однако в  семье существуют  определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания являются:

— непредсказуемое  воздействие факторов материального достатка семьи: избыток или отсутствие вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

— бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

— авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощение;

— безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

— отсутствие нормального психологического климата в семье;

— фанатизм в любых его проявлениях;

— безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых

Успех воспитания органично развитой личности ребенка определяется единством факторов — нормативностью нравственно-эмоциональной стороны семейных отношений и социальной ценностью живого родительского примера, который является повседневным трудом по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ребенка. Она поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности, способствует появлению у человека своего “Я”. Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями.

Одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью. Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным человеком. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания и развития психически, духовно здоровой личности.

Таким образом семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из семьи.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова А.С. Макаренко «Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь». Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением.

Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Семья становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и внесемейное воспитание, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Роль семьи и ее влияние на формирование личности ребенка

5 причин важности в формировании личности ребенка

Личность человека создается на основе двух основных факторов: наследственного и переживаемого в течение жизни. Семья — это первая среда, в которой нас движет жизнь, именно здесь мы проводим большую часть наших первых лет, и поэтому она играет огромную роль в нашем развитии как личности.

Воздействие семейных рамок на ребенка невероятно важно для развития его или ее личности. Именно в семье закладываются первые семена поведения, мышления и ценностей ребенка. Далее я представлю 4 ситуации, когда влияние семьи играет ключевую роль в формировании личности ребенка.

1. Семья – первая поведенческая модель

Для детей естественно стремление проявлять себя идентично взрослым, к которым они эмоционально привязаны. Таким образом, родители становятся первыми образцами для подражания, которым бессознательно следует ребенок. Дети будут подражать поведению и действиям взрослых в своих семьях. Хорошие манеры, общение с другими людьми, манера поведения в социальной группе, проявление привязанности – все эти модели поведения формируются в первые годы жизни ребенка и заимствуются в семье.

Однако это палка о двух концах. Семейный контекст также может оказывать негативное влияние на личность ребенка. Таким образом, ребенок, выросший в неблагополучной семье, склонен к подражанию неадекватному поведению родителей. Например, дети, столкнувшиеся с жестоким обращением, насилием любого рода, пороками или нездоровыми семейными отношениями, с большей вероятностью повторят эти действия в дальнейшей жизни. Бесспорно, в обоих этих сценариях есть исключения.

2. Семья – первая среда обучения

Семья – это то, что закладывает основу процесса обучения и первое средство получения информации. Родители несут ответственность за базовое образование детей и за то, чтобы дать им знания об окружающем их мире. Этого можно добиться, не только находя время для обсуждения с детьми и решения их вопросов и любопытства, но и вовлекая их во всевозможные образовательные мероприятия, такие как посещение музеев, театров, проведение времени на природе, чтение им сказок и т. д.

Приучение детей к обучению с раннего возраста сделает их более восприимчивыми к обучению в более позднем возрасте, поскольку они уже привыкли получать и усваивать новую информацию. Первая школа находится дома, поэтому ответственность за прокладывание пути обучения ребенка лежит на семье. Креативное и интерактивное домашнее обучение способствует успешному и эффективному обучению в будущем. В этом также помогают занятия спортом или игра на музыкальных инструментах, которые учат их быть более организованными, решительными, настойчивыми и трудолюбивыми.

3. В семье учатся общению

Дети не только учатся говорить на языке у членов своей семьи, но и учатся общаться. Говорим ли мы о передаче чувств, идей или впечатлений, именно в семье дети практикуют эту способность. Здоровые отношения со своей семьей позволят ребенку высказывать свое мнение, открыто говорить о своих страхах, радостях и эмоциях. Таким образом, дети могут научиться лучше выражать себя и отстаивать свою точку зрения, а также учатся сочувствию, терпению и честности.

Все это будет отражаться в их личности как подростков, так и взрослых. Они станут функциональными социальными личностями, им будет легче интегрироваться среди других и адаптироваться к разным социальным ситуациям. У этих людей будет голос, они будут очень четко выражать свои мысли и чувства, их будут слушать, и они, в свою очередь, будут уметь слушать. У таких людей будет меньше трудностей в общении и сопереживании другим.

4. Семья предлагает вам набор ценностей

Как и в случае имитации поведения, дети склонны следовать образу мышления, принятому в их семье. Это идет рука об руку с определенным набором ценностей, согласно которым люди ведут свою жизнь. Вместе с пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо, детям прививаются мораль и принципы, такие как принятие, терпимость, доброта, понимание и так далее.

Даже если они могут меняться со временем или быть изменены, эти ценности составляют основу жизни человека и будут направлять его в большинстве решений, которые он будет принимать, помогая ему строить здоровые человеческие взаимодействия. Личность ребенка формируется в соответствии с этими ценностями, которые будут определять будущим подросткам или взрослым устанавливать определенные стандарты и улучшать качество своей жизни.

Значение семьи для развития человека

Семья играет жизненно важную роль в жизни каждого человека. Окружающая среда и эмоциональная связь с семьей влияют на поведение и личность человека. Семья – это один из шедевров природы.

На начальных этапах жизни именно семья заботится о благополучии, потребностях и желаниях детей. Правильное семейное окружение может привести к хорошему развитию и росту ребенка. Это окажет положительное влияние на ребенка. Для ребенка обучение начинается дома; они пытаются уловить, проанализировать, понять и скопировать поведение окружающих их людей. Благополучие семьи напрямую влияет на ребенка.

Ребенок узнает о конкретных ценностях, принципах, правилах и запретах и ​​легко усваивает это, когда видит, как их семья ведет себя друг с другом, и пытается внедрить это в свою жизнь. Ребенок может сформироваться, чтобы быть хорошим человеком с помощью семьи.

Обучение для ребенка имеет первостепенное значение. Будущее ребенка зависит от обучения и воспитания в младшем возрасте. Социализация, развитие речи, развитие эмоциональных навыков у ребенка – это обязанность семьи. Дети понимают язык и пытаются говорить, когда слышат, как говорят окружающие. Семья – это первая социальная группа для ребенка. Ребенок начинает первые взаимодействия с семьей, узнает об отношениях, чувствах, реакциях и выражениях. Семья, которая разделяет хорошие узы, имеет эмоциональную связь; может научить ребенка важности сочувствия, сострадания и единения.

По мере нашего роста семья становится нашей финансовой и эмоциональной опорой. Поддерживающая и понимающая семья позволит человеку быть успешным и счастливым в жизни. Безопасность, которую предлагает семья, укрепляет доверие между членами семьи. Утомительный день в офисе, но вы чувствуете себя расслабленным, когда возвращаетесь домой и наслаждаетесь временем, проведенным с семьей. Вся семейная обстановка может очень быстро изменить ваше настроение. Ужин, просмотр фильма или занятия спортом с близкими снимут напряжение или рабочее давление. Вы можете спокойно вернуться в постель. С другой стороны, если у вас был плохой день в офисе и вы пришли домой в беспокойную семью, это нанесет вред психическому здоровью и приведет к напряженности, беспокойствам и ухудшению самочувствия человека.

Многие случаи во всем мире указывают на то, что большинство людей совершают самоубийство из-за страха быть оставленными семьей — страх депрессии, одиночества и отверженности вредит человеческому разуму.

Кроме того, исследования показывают, что хорошая семейная динамика значительно влияет на здоровье человека. Меньше вероятность возникновения болезни, инвалидности и смерти. Взросление в плохой и нездоровой среде приводит к ухудшению здоровья и развитию.

Семья играет важную роль в жизни человека; она формирует характеристики человека, ценности, физическое и психическое здоровье. Счастливая семья — одна из самых значительных наград в жизни. «Семья не важна; это все».

Примечание. Эта статья полностью основана на моих взглядах и не имеет отношения к какой-либо организации или учреждению.

 

{{:комментарий}}

{{если идентификатор!=-1}}

{{если мнение && мнение[0] && мнение[1]}} {{:мнение[0].

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *