Подсознание это в психологии определение: Подсознание. Что такое «Подсознание»? Понятие и определение термина «Подсознание» – Глоссарий

Содержание

Что такое подсознание? | homeofknowledge.ru

О важности, нужности, влиянии, и вообще, существовании подсознания столько уже сказано и написано, что незачем об этом упоминать лишний раз. Но до сих пор актуальна проблема внятности и ясности данного вопроса. Что в действительности есть подсознание и как поставить это явление себе на службу простому человеку?  Эту проблему мы и попробуем разрешить в данной статье.

Прежде чем говорить о подсознании, нужно чётко понимать, что есть сознание. Сознание – это эволюционное приобретение человеческой сущности, которое позволяет выделять себя в окружающей среде и иметь возможность наблюдать и влиять на собственное мышление и поведение. Проще говоря, когда человек злится, обижается, грустит и т.д. сознательный человек понимает, что это не он злится, обижается и грустит, а это его психика злится, обижается и грустит. Это просто эмоциональная реакция и состояние его психики в данный момент. Так же и с мыслями, сознательный человек способен отличить свою мысль от не своей и “прогнать” вредную мысль, навязанную нам обречённой ситуацией.

Сознание, как невидимая и независимая структура, способна влиять на мышление и поведение человека вопреки его желаниям и потребностям. Человек, обладающий развитым сознанием, воспринимает своё физическое тело как своего представителя в нашем материальном физическом мире, и через это физ. тело взаимодействует с ним.

Вот что мы понимает под сознанием. Стоит ещё раз обратить внимание на это явление (сознание). Когда мы говорим “потерял сознание”, мы подразумеваем обморок, а обморок – это отключение работоспособности нейронов в определённой области мозга, что приводит к соответствующему отключению многих функций физ. тела. И со стороны мы видим, что человек как будто спит. Поэтому, выражения “потерял сознание” и “пришёл в сознание” в данном случае не совсем верные.

Дело в том, что можно быть “в себе”, жить обыденной жизнью, испытывать разные эмоции, размышлять и т.д., но при этом быть абсолютно без сознания, т.е. жить неосознанно. Для осознанной жизни мало просто существовать в обществе сообразно их устоям. Требуется ещё уметь безпристрастно наблюдать за всеми событиями со стороны и уметь влиять на своё поведение вопреки желаниям и потребностям нашей психики и тела. Вот тогда можно назвать нашу жизнь осознанной, а человека, живущего осознанной жизнью, можно считать обладателем сознания. Осознание – это процесс, а сознание – эволюционное качество, которое и запускает этот процесс.

Известный философ Джидду Кришнамурти уделял большое внимание развитию человеческого сознания, о чём много писал в своих книгах и говорил на встречах и лекциях. Его труды несомненно стоят внимания.

Подсознание.

Термин “подсознание” впервые встречается у известного психолога еврейского происхождения Зигмунда Фрейда. В своей книге “Психология масс и анализ человеческого Я” Фрейд затрагивает труды Гюстава ле Бона по данному вопросу, анализирует их, с чем-то соглашается, а где-то делает замечания. Но и ле Бон и Фрейд сходятся в одном – подсознание существует и имеет гораздо большее влияние на обычного человека чем его соз

нание.

“… Сознательная умственная жизнь представляет собой довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни … За мотивами наших поступков, в которых мы признаёмся, несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признаёмся, а за ними есть ещё более тайные, которых мы даже и не знаем…” — Гюстав ле Бон.

Из многих наблюдений и размышлений психологов становится ясно, что они сначала столкнулись с чем-то неизвестным, что должно ответить на следующие вопросы:

  • Почему люди по разному реагируют на одно и то же событие?
  • Почему люди по разному относятся к одному и тому же явлению?
  • В чём причины такого разнопланового поведения и реакций?

Точный и внятный ответ они не могут дать и по сей день. Поэтому, эту область неизвестности, которую они обнаружили по косвенным признакам, назвали подсознание. И сказали, что подсознание – это то место, где хранятся все ценности, реакции, взгляды, убеждения, отношение и желания индивида по всем вопросам, с которыми он когда-либо сталкивался.

А т.к. обыденный человек одномоментно не может сознавать все свои взгляды, убеждения и отношение по всем событиям и вопросам, с которыми он сталкивался, то всё, что он не сознаёт в данный момент, находится в его подсознании, а также влияет на его поведение и психику.

Очень похожее развитие событий было с явлением таланта. Сначала люди столкнулись с вопросом – почему некоторые обучаются чему-либо быстрее и лучше, чем другие? Неизвестно почему. Видимо у одного есть что-то, чего нет у второго. И вот это, неизвестно что, назвали талантом, и успокоились с этим вопросом.

Наверное, вы замечали, когда вы в своей жизни сталкиваетесь с чем-то качественно новым и неожиданным, вы даже не знаете, как на это реагировать, а точнее, ваше подсознание не знает какую реакцию выдать. И именно в этот момент решается, как вы

идентифицируете данную ситуацию и какая пси. реакция “запишется” в ваше подсознание. Это процесс в психологии получил название импринтинг. Обратите внимание на малых детей. Когда они только познают окружающие предметы, делают первые самостоятельные движения, они не знают, как реагировать на результат этих действий. Они смотрят на реакцию родителей и повторяют её. Так происходит формирование психики человека, которая со временем приходит к определённой самостоятельной форме. И уже сознание становится на защиту этой формы, чтобы не пустить в подсознание то, что может навредить подсознанию. Как говорил академик Смирнов Игорь Викторович “сознание – сильнейший цензор”. Но в этом и беда сознания. Если в подсознании сформировалось вредное отношение или убеждение, и его требуется изменить, то нужно искать инструмент обхода сознания. Но об этом чуть позже.

Получается, что существует грань (рубеж) между сознанием и подсознанием. И если наше сознание и внимание переключаются на какой-либо следующий объект, то предыдущие мысли, наблюдения, чаяния и т.д. никуда не деваются, а переходят (или как говорят психологи – вытесняются) в подсознание. Приведём 2 примера этого перехода (вытеснения):

— Чиновник, наворовавший крупную сумму денег, не может постоянно жить с мыслью, что в любой момент за ним могут прийти (как и правоохранительные органы так и соучастники) и отобрать всё наворованное, а его посадить или убить.

Поэтому он старается не думать об этом и заниматься своей жизнью. Так, эта страшная для него мысль, о спросе за преступление, вытесняется в подсознание и продолжает в нём жить, что периодически проявляется в его поведении в виде трусости, и излишнего страха по совершенно другим вопросам. Это как постоянный стресс, протекающий в фоновом режиме, который постепенно разрушает его нервную систему, и как следствие, вызывает и развивает психические и физиологические заболевания.

— Нехлюдов, из романа “Воскресенье” Л.В. Толстого. Когда он приезжал к тётушке, он, сам того не ведая, совратил девушку (Катюшу), которую любил и уехал.

“…В глубине, в самой глубине души он знал, что поступил так скверно, подло, жестоко, что ему, с сознанием этого поступка, нельзя не только самому осуждать кого-нибудь, но смотреть в глаза людям, не говоря уже о том, чтобы считать себя прекрасным, благородным, великодушным молодым человеком, каким он считал себя. А ему нужно было считать себя таким для того, чтобы продолжать бодро и весело жить.

А для этого было одно средство: не думать об этом. Так он и сделал…”

Так Нехлюдов вытеснил мысль о своей скверной подлой и жестокой натуре в подсознание, что потом обернулось ему тяжкими муками. Также, в этом романе, Л.В. Толстой косвенно указывает ещё на одну проблему работы подсознания. Не всегда человек может внятно уяснить для себя, чего же он действительно хочет? Т.е. не может “вытащить” процессы из подсознания на уровень сознания, что приводит к непоправимым ошибкам. Нехлюдов любил Катюшу, но сам этого до конца не понимал. Как пишут психологи, в подсознании живут зародившиеся, но ещё не вполне осознанные мысли. Поэтому, человек должен уметь взаимодействовать со своим подсознанием, и уметь разумно пересекать рубеж сознания и подсознания как в одну, так и в другую сторону.

Также стоит упомянуть о таких терминах как бессознание, бессознательное, надсознание, сверхсознание и пр. Все они либо являются синонимами слова подсознание, либо теоретически выделяют какую-то более меньшую область в области подсознания. Так психологи стараются более подробно разобраться в принципах работы подсознания, разделяя его на более мелкие области и постепенно изучая. Это вроде бы и закономерно, т.к. они столкнулись с чем-то принципиально неизведанным и невероятно влиятельным, но в то же время и как-то примитивно, условно обозначив неизвестно что за x (x – подсознание), а составляющие x, за x/2, x/3 и т.д. (x/2 – надсознание, x/3 – бессознательное и т.д.). Примитивность тут заключается в том, что отбрасывается абсолютно естественный подход к изучению природных процессов — стараться воспринимать действительность в первозданном виде и пытаться увидеть истинное положение вещей, и при этом не забывать о том, что в природных процессах слов, цифр, букв и символов не существует! Это всё условности, который придумал человек для собственного удобства и быта. И изучать природу опираясь только на цифры и буквы будет ошибочно. Природа – это процессы (обратимые и не обратимые), которые протекают часто незаметно для человека, и человек сталкивается только с последствиями этих процессов давая им имена и присваивая им искусственные количественные характеристики.

Это касается не только подсознания, но и других природных явлений.

И сколько бы мы не говорили о громадном влиянии подсознания на человеческую жизнь, не стоит приуменьшать и сознание. Ведь именно развитое сознание способно проникать в подсознание и делать там нужные изменения. Если мы хотим быть хозяином своего подсознания, работа с подсознанием должна происходить осознанно.

Инструменты влияния на подсознание.

Прежде чем писать о инструментах влияния, нужно помнить о главном: возможность влиять на подсознание – это оружие, которое можно использовать как для получения контроля над человеком, так и для освобождения от него. Поэтому, ниже пойдёт речь только о тех инструментах, которые и так уже многим известны и используются на “полную катушку” власть имущими для контроля и порабощения населения.  

Также, прежде чем влиять на подсознание, нужно уметь выявлять уже имеющиеся убеждения/установки/реакции и процессы, которые там происходят для того, чтобы ясно понимать, что требуется удалить/изменить/запустить. В этом помогут, сознательный анализ, маятник, рамка, автоматическое письмо, транс, разговор во сне. Написано уже множество материалов, как с этим работать.

Итак, задача: внедрить определённую мысль или убеждение в своё подсознание или подсознание другого человека. Процесс этого внедрения называется внушением, т.е. целенаправленное воздействие на психику человека. Поэтому, точнее говорить/писать – внушить мысль или убеждение. Внушение можно произвести следующими способами:

— Самоубеждение. Прослушивание каких-либо установок, убеждений или настроев. Вы можете составить эти настрои сами с нужными вам установками и убеждениями, а можете взять готовые. Например, настрои Г.Н. Сытина, который в основном работает со здоровьем. Но ведь убеждения связаны не только со здоровьем, но и со многим другим. Один из ярких примеров — это терроризм. Раньше, человека взорвавший или расстрелявший людей мы называли обычным преступником, у которого поехала “крыша”. Теперь же, TV, радио, газеты, журналы и т. д. нас убедили, что это не просто преступники, это террористы, которых нужно воспринимать как особо опасных, и методы борьбы с ними нужно применять особо опасные. И как бонус, можно все беды государства списывать на терроризм, и причиной вторжения в другое государство можно тоже списывать на терроризм. И мы это стали считать нормой! В какой же момент это произошло? Когда простой преступник в наших глазах поменял статус на особенного террориста? Именно тогда, когда С.М.И. начали постоянно об этом говорить: терроризм, терроризм, терроризм… и получается, что мы сами себя убеждаем в существовании терроризма уверовав в его существование.

— Аффирмации. Аффирмация – это многократное повторение какого-либо убеждения или мысли. Просто, тупо, изо дня в день из часа в час, в слух, повторяете какое-либо убеждение на протяжении нескольких дней или недель. И в какой-то момент (у каждой психики он свой), это убеждение провалиться в подсознание. Можно также и записывать это убеждение многократно. Психиатр Г.А. Шичко, в своих исследованиях обнаружил, что слово, записанное перед сном, имеет гораздо большее влияние, чем слово сказанное, слово услышанное или слово прочитанное.  

— Сон. Если у человека в подсознании уже существует убеждение, что сны – это знаки, которые указывают на будущие события, или это указания на принятие тех или иных решений, то это тоже можно использовать как инструмент влияния на подсознание.   Пока у нас нет инструмента чтобы проникнуть в сон человека как в фильме “Inception”, но некоторым удаётся настроить себя перед сном, и “заказать” те или иные события в своём сновидении.

— Эмоциональная имитация. Иногда, находясь под сильным впечатлением, в жизни человека случаются поворотные моменты. Испытывая колоссальное впечатление, человек в такой момент может принять какое-либо решение или убеждение, что сразу же провалиться в его подсознание. И это решение (или убеждение) будет жить с ним на уровне сознания и подсознания.  Далеко не всегда выпадает такой случай, а если и выпадает, то мы не задумываемся над процессами, в которых сейчас разбираемся. Поэтому, можно сознательно сымитировать такое состояние, и уже в таком состоянии принять какое-либо убеждение. Для этого нужно уметь управлять изменением своего пси. состояния. Это достигается практикой актёрского мастерства.

— Техническое воздействие. И.В. Смирнов в своей книге “Психоэкология” описывает множество способов влияния на подсознание человека с помощью игрой цветов, картинок и звуков. Но эти способы не практичны для обычного человека и требуют серьёзной образованности в этом направлении.

Стоит также учитывать, что у всех психика разная, и что повлияет на одного, не сможет повлиять на другого. Даже у одного человека, в течение его жизни, психика временами меняется, и влияние одного и тоже воздействия меняется соответственно. Поэтому, человеку требуется подобрать те методы, которые подходят именно ему, возможно даже придумать что-то самому в соответствии со своей индивидуальностью.

Это далеко не весь инструментарий влияния, существуют более сложные и мощные воздействия. Усовершенствуются старые и изобретаются новые, т.к. влияние на подсознание – это оружие. Оружие, для захвата контроля над человеком. А контроль – это власть. А одержимых властью, ничто не остановит перед овладением данного оружия. Даже нравственность.

7. СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.. Диалектическая психология

7. СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Эту главу стоит начать с сознания, как определяющего деятельность человека. К концу прошлого века и философия, и психология накопили массу определений сознания. Но они, зачастую противореча одно другому, не раскрывали сути сознания. Только марксистская философия и психология смогла выработать такое понимание сознание, которое действительно отвечало интересам познания. В силу того, что мы занимаемся марксистской психологией, стоит придерживаться именно марксистского определения сознания, тем более, что оно является на сегодня наиболее полным и научным, и позволяет в дальнейшем перейти к подсознанию и бессознательному, рассмотрев эти явления со строго научной позиций. Однако наше движение будет носить поэтапный характер, и сперва мы затронем немарксистское понимание сознания.

«Сознание, — писал В. Вундт, — заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния». Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций», то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание — это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество — качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов — это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание — это «со-знание», продукт общения знаний.

Заслуживает внимания система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он полагает, что сознание — это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик». «Сознание есть как бы контакт с самим со-бой». Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема — предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б. Г. Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание». По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания — это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире».

По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов» [Первушина О. Н. Общая психология, Новосибирск, 1996. — 90 с.].

Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: «Ментальное сознание — диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух — все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания — супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы…То, что мы называем «несознанием» — это просто иное сознание…На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы «мертвы», или находимся в любом другом состоянии — в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического «Я», ни того, что нас окружает… По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве — в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих «неживых» формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности» [Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. — Спб., 1992. С. 50.]. Так что же такое сознание? Это «сцена» или «диапазон»? Возможно это что-то другое? Существует ли подлинно научное, достаточно полное материалистическое определение сознания? Кто из ученых, какая научная школа смогла разобраться в том, что же такое сознание?

«К.Маркс заложил основы конкретно-психологической теории сознания, которая открыла для психологической науки совершенно новые перспективы.

Хотя прежняя субъективно-эмпирическая психология охотно называла себя наукой о сознании, в действительности она никогда не была ею. Явления сознания либо изучались в плане чисто описательном, с эпифеноменологических и паралеллистических позиций, либо вовсе исключались из предмета научно-психологического знания, как того требовали наиболее радикальные представители так называемой «объективной психологии». Однако связанная система психологической науки не может быть построена вне конкретно-научной теории сознания. Именно об этом свидетельствуют теоретические кризисы, постоянно возникавшие в психологии по мере накопления конкретно-психологических знаний, объем которых начиная со второй половины прошлого столетия быстро увеличивался.

Центральную тайну человеческой психики, перед которой останавливалось научно-психологическое исследование, составляло уже само существование внутренних психических явлений, самый факт представленности субъекту картины мира. Эта психологическая тайна и не могла быть раскрыта в домарксистской психологии; она остается нераскрытой и в современной психологии, развивающейся вне марксизма.

Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположеное, лишь как условие протекания психических процессов. Такова была, в частности, позиция Вундта. Сознание, писал он заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. «Все попытки определить сознание… приводят или к тавтологии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его». Ту же мысль в еще более резком выражении мы находим у Наторпа: сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя.

Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество — качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их «презентированности» (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо: оно может только быть или не быть.

Идея внеположности сознания заключалась и в известном сравнении сознания со сценой, на которой разыгрываются события душевной жизни. Чтобы события эти могли происходить, нужна сцена, но сама сцена не участвует в них.

Итак, сознание есть нечто внепсихологическое, психологически бескачественное. Хотя эта мысль не всегда высказывается прямо, она постоянно подразумевается. С ней не вступает в противоречие ни одна прежняя попытка психологически охарактеризовать сознание. Я имею в виду, прежде всего ту количественную концепцию сознания, которая с наибольшей прямотой была высказана еще Леддом: сознание есть то, что уменьшается или увеличивается, что отчасти утрачивается во сне и вполне утрачивается при обмороке.

Это — своеобразное «свечение», перемещающийся световой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания, в которых сознание единственно и получает свою психологическую характеристику, но опять-таки лишь количественную и пространственную. «Поле сознания» (или, что то же самое, «поле внимания») может быть более узким, более концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть более устойчивым или менее устойчивым, флюктуирующим. Но при всем том описание самого «поля сознания» остается бескачественным, бесструктурным. Соответственно и выдвигавшиеся «законы сознания» имели чисто формальный характер; таковы законы относительной ясности сознания, непрерывности сознания, потока сознания.

К законам сознания иногда относят также такие, как закон ассоциации или выдвинутые гештальт-психологией законы целостности, прегнатности и т.п., но законы эти относятся к явлениям в сознании, а не к сознанию как особой форме психики, и поэтому одинаково действительны как по отношению к его «полю», так и по отношению к явлениям, возникающим вне этого «поля», — как на уровне человека, так и на уровне животных.

Несколько особое положение занимает теория сознания, восходящая к французской социологической школе (Дюркгейм, Де Роберти, Хальбвакс и другие). Как известно, главная идея этой школы, относящаяся к психологической проблеме сознания, состоит в том, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется; это социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть его сознание. Но и в этой концепции полностью сохраняется психологическая бескачественность сознания; только теперь сознание представляется некоей плоскостью, на которой проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется с знанием: сознание — это «со-знание», продукт общения сознаний.

Другое направление попыток психологически характеризовать сознание состояло в том, чтобы представить его как условие объединения внутренней психической жизни.

Объединение психических функций, способностей и свойств — это и есть сознание; оно поэтому, писал Липпс, одновременно есть и самосознание. Проще всего эту идею выразил Джемс в письме к К.Штумпфу: сознание — это «общий хозяин психических функций». Но как раз на примере Джемса особенно ясно видно, что такое понимание сознания полностью остается в пределах учения о его бескачественности и неопределимости. Ведь именно Джемс говорил о себе: «Вот уже двадцать лет, как я усомнился в существовании сущего, именуемого сознанием… Мне кажется, что настало время всем открыто отречься от него».

Ни экспериментальная интроспекция вюрцбуржцев, ни феноменология Гуссерля и экзистенционалистов не были в состоянии проникнуть в строение сознания. Напротив, понимая под сознанием его феноменальный состав с его внутренними, идеальными отношениями, они настаивают на «депсихологизации», если можно так выразиться, этих внутренних отношений. Психология сознания полностью растворяется в феноменологии. Любопытно отметить, что авторы, ставившие своей целью проникнуть «за» сознание и развивавшие учение о бессознательной сфере психики, сохраняли это же понимание сознания — как «связанной организации психических процессов» (Фрейд). Как и другие представители глубинной психологии, Фрейд выводит проблему сознания за сферу собственно психологии. Ведь главная инстанция, представляющая сознание, — «сверх-я», — по существу является метапсихическим.

Метафизические позиции в подходе к сознанию, собственно, и не могли привести психологию ни к какому иному его пониманию. Хотя идея развития и проникла в домарксистскую психологическую мысль, особенно в послеспенсеровский период, она не была распространена на решение проблемы о природе человеческой психики, так что последняя продолжала рассматриваться как нечто предсуществующее и лишь «наполняющееся» новыми содержаниями. Эти-то метафизические позиции и были разрушены диалектико-материалистическим воззрением, открывшим перед психологией сознания совершенно новые перспективы.

Исходное положение марксизма о сознании состоит в том, что оно представляет собой качественно особую форму психики. Хотя сознание и имеет свою длительную предысторию в эволюции животного мира, впервые оно возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Сознание с самого начала есть общественный продукт.

Марксистское положение о необходимости и о реальной функции сознания полностью исключает возможность рассматривать в психологии явления сознания лишь как эпифеномены, сопровождающие мозговые процессы и ту деятельность, которую они реализуют. Вместе с тем психология, конечно, не может просто постулировать активность сознания. Задача психологической науки заключается в том, чтобы научно объяснить действенную роль сознания, а это возможно лишь при условии коренного изменения самого подхода к проблеме и прежде всего при условии отказа от того ограниченного антропологического взгляда на познание, который заставляет искать его объяснение в процессах, разыгрывающихся в голове индивида под влиянием воздействующих на него раздражителей, — взгляда, неизбежно возвращающего психологию на паралелистические позиции.

Действительное объяснение сознания лежит не в этих процессах, а в общественных условиях и способах той деятельности, которая создает его необходимость, — в деятельности трудовой. Эта деятельность характеризуется тем, что происходит ее овеществление, ее «угасание», по выражению Маркса, в продукте.

«То, — пишет Маркс в «Капитале», — что на стороне рабочего проявлялось в форме деятельности [Unruhe], теперь на стороне продукта выступает в форме покоящегося свойства [ruhende Eigenschaft], в форме бытия». «Во время процесса труда, — читаем мы ниже, — труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности».

В этом процессе происходит опредмечивание также и тех представлений, которые побуждают, направляют и регулируют деятельность субъекта. В ее продукте они обретают новую форму существования в виде внешних, чувственно воспринимаемых объектов. Теперь в своей внешней, экстериоризованной или экзотерической форме они сами становятся объектами отражения. Соотнесение с исходными представлениями и есть процесс их осознания субъектом — процесс, в результате которого они получают в его голове свое удвоение, свое идеальное бытие.

Такое описание процесса осознания является, однако, неполным. Для того, чтобы этот процесс мог осуществиться, объект должен выступить перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, т.е. своей идеальной стороной. Выделение этой последней, однако, не может быть понято в отвлечении от общественных связей, в которые необходимо вступают участники труда, от их общения. Вступая в общение между собой, люди производят также язык, служащий для означения предмета, средств и самого процесса труда. Акты означения и суть не что иное, как акты выделения идеальной стороны объектов, а присвоение индивидами языка — присвоение означаемого им в форме его осознания. «…Язык, — замечает Маркс и Энгельс, — есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…»

Это положение, однако, отнюдь не может быть истолковано в том смысле, что сознание порождается языком. Язык является не его демиургом, а формой его существования. При этом слова, языковые знаки — это не просто заместители вещей, их условные субституты. За словесными значениями скрывается общественная практика, преобразованная и кристаллизованная в них деятельность, в процессе которой только и раскрывается человеку объективная реальность.

Конечно, развитие сознания у каждого отдельного человека не повторяет общественно-исторического процесса производства сознания. Но сознательное отражение мира не возникает у него и в результате прямой проекции на его мозг представлений и понятий, выработанных предшествующими поколениями. Его сознание тоже является продуктом его деятельности в предметном мире. В этой деятельности, опосредованной общением с другими людьми, и осуществляется процесс присвоения (Aneignung) им духовных богатств, накопленных человеческим родом (Menschengattung) и воплощенных в предметной чувственной форме. При этом само предметное бытие человеческой деятельности (Маркс говорит — промышленности, поясняя, что вся человеческая деятельность была до сих пор трудом, т.е. промышленностью) выступает в качестве «чувственно представшей перед нами человеческой психологией».

Итак, радикальное для психологической теории открытие Маркса состоит в том, что сознание есть не проявление некоей мистической способности человеческого мозга излучать «свет сознания» под влиянием воздействующих на него вещей — раздражителей, а продукт тех особых, т.е. общественных, отношений, в которые вступают люди и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В порождаемых этими отношениями процессах и происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека, в форме сознания.

Вместе с теорией сознания Марксом были разработаны и основы научной истории сознания людей. Важность этого для психологической науки едва ли можно переоценить.

Несмотря на то, что психология располагает большим материалом по историческому развитию мышления, памяти и других психических процессов, собранным главным образом историками культуры и этнографами, центральная проблема — проблема исторических этапов формирования сознания — оставалась в ней нерешенной.

Маркс и Энгельс не только создали общий метод исторического исследования сознания; они раскрыли также и те фундаментальные изменения, которые претерпевает сознание человека в ходе развития общества. Речь идет прежде всего об этапе первоначального становления сознания и языка и об этапе превращения сознания во всеобщую форму специфически человеческой психики, когда отражение в форме сознания распространяется на весь круг явлений окружающего человека мира, на собственную его деятельность и на него самого. Особенно же большое значение имеет учение Маркса о тех изменениях сознания, которые оно претерпевает в условиях развития общественного разделения труда, отделения основной массы производителей от средств производства и обособления теоретической деятельности от практической. Порождаемое развитием частной собственности экономическое отчуждение приводит к отчуждению, к дезинтеграции также и сознания людей. Последняя выражается в том, что возникает неадекватность того смысла, который приобретает для человека его деятельность и ее продукт, их объективному значению. Эта дезинтегрированность сознания уничтожается лишь вместе с уничтожением породивших ее отношений частной собственности, с переходом от классового общества к коммунистическому. «…Коммунизм, — писал Маркс, — уже мыслит себя как реинтеграцию или возвращение человека к самому себе, как уничтожение человеческого самоотчуждения…».

Эти теоретические положения Маркса приобретают особенно актуальный смысл в наше время. Они дают ориентировку научной психологии в подходе к сложнейшим проблемам изменения сознания человека в социалистическом, коммунистическом обществе, в решении тех конкретных психологических задач, которые выступают сейчас не только в сфере воспитания подрастающего поколения, но и в области организации труда, общения людей и в других сферах проявления человеческой личности

…Общее учение о сознании как высшей, специфически человеческой форме психики, возникающей в процессе общественного труда и предполагающей функционирование языка, составляет важнейшую предпосылку психологии человека. Задача же психологического исследования заключается в том, чтобы, не ограничиваясь изучением явлений и процессов на поверхности сознания, проникнуть в его внутреннее строение. Но для этого сознание нужно рассматривать не как созерцаемое субъектом поле, на котором проецируются его образы и понятия, а как особое внутреннее движение, порождаемое движением человеческой деятельности.

Трудность состоит здесь уже в том, чтобы выделить категорию сознания как психологическую, а это значит понять те реальные переходы, которые связывают между собой психику конкретных индивидов и общественное сознание, его формы. Этого, однако, нельзя сделать без предварительного анализа тех «образующих» индивидуального сознания, движение которых характеризует его внутреннюю структуру. Изложение опыта такого анализа, в основании которого лежит анализ движения деятельности, и посвящена специальная глава книги. Не мне, разумеется, судить о том, является ли этот опыт удачным. Я хочу только обратить внимание читателя на то, что психологическая «тайна сознания» остается закрытой для любого метода, за исключением метода, открытого Марксом, позволяющего демистифицировать природу сверхчувственных свойств общественных объектов, к которым принадлежит также и человек как субъект сознания» [Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность.].

Сложный путь развития категории сознания, в конце концов, привел к появлению марксистской теории сознания основанной на социально-биологической природе человека. Итак, согласно марксизму сознание это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно — исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе труда, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком. Все это верно и известно давно, как известно и то, что понятие «психика» и «сознание» не одно и тоже и их нельзя отождествлять. Не все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание, ряд психических процессов может проходить как бы «за рамками» сознания. Такие психические переживания получили название подсознательных. Теперь, как мне кажется, самое время перейти к подсознательному, попутно рассмотрев и понятие бессознательного.

«В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.

Таким образом, к сфере подсознания относятся так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д.). В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т.д.). Наиболее интересна та часть сферы подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. Фрейд считает, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры» [Первушина О. Н. Общая психология, Новосибирск, 1996. — 90 с.].

Приступая к рассмотрению бессознательного, отмечу некоторую особенность понимания бессознательного. Бессознательное не редко справедливо понимается как действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина не успела дойти до сознания, например реакция защиты, а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и т.д.). Но бессознательное это еще и активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а потому и сами в данный момент не осознаваемые. В немарксистской философской и психологической литературе термин бессознательного часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Наибольшее развитие, данное представление получило во фрейдизме. Согласно этому представлению психика образуется из трех «слоев»: бессознательного, подсознание и сознание. Бессознательное — глубинный фундамент психики, определяющий всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личности и целых народов. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти. Этот постулат выдвинутый Фрейдом, не является безусловно верным, поскольку никакого стремления к смерти, как бессознательного, у человека не существует. Подсознательное (или предсознательное) — это особая граничная область между сознанием и бессознательным. В эту область прорываются бессознательные влечения, и здесь же особая психическая «инстанция», порожденная общественной жизнью, его «сверх-я» (или совесть), подвергает их строгой цензуре. Сознание — это поверхностное проявление психики на стыке с внешним миром, и зависит оно, прежде всего от бессознательных сил. Данное понимание является идеалистически извращенным, поскольку общественная сущность человека отвергается. А само его понимание приобретает форму человек — вещь в себе. Что является в корне неверным.

Подсознательное — характеристика активных психических процессов, которые, не являются в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. То, о чем человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать ее и тому подобное. Точно так же воспринимаемое, хотя прямо и не осознаваемое, влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковой контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением связи мысль. В подсознании нет ничего мистического или непознаваемого. Это явление продукт сознательной деятельности, и оно включает в себя психические процессы, не принимающие прямого участия в осмыслении тех объектов, на которых сосредоточено внимание человека в данный момент. Таким образом, подсознание является областью действия подсознательных процессов в психики человека.

Теперь, когда нами достаточно рассмотрены сознание, подсознание и бессознательное настало время объединить их во всем многообразии их связей и противоречий. Сознание и подсознание представляют собой сферы человеческой психики, в которой первое отвечает за отражение объективной реальности, способ отношения человека к миру и самому себе, а второе выступает как бы чуланом психики. В нем может накапливаться вытесненная из сознания информация, причем далеко не всегда целиком, а зачастую в виде каких либо элементов, частиц, эта информация, прямо не участвуя в сознательной деятельности человека, тем не менее, оказывает на нее влияние. Так она влияет на поведение человека, отношение к вещам и окружающим его людям. Причиной негативного или положительного отношения человека к кому-либо, или чему-либо может выступать неосознаваемая, подсознательная ассоциация, основанная на когда-то полученном, но давно позабытом опыте. Этот опыт выступает немаловажным фактором человеческих отношений благодаря тому, что в подсознании сохранилась информация о нем. В тоже время, несмотря на свою роль, подсознание не является независимым, либо «защищенным» от сознания. Точно так же как подсознательная часть психики оказывает влияние на сознательную ее часть, и сознательная часть влияет на подсознательную. Самостоятельно, либо с помощью психоаналитика, человек может выводить из подсознания скрытые от него причины его собственного поведения, по мере осознания их, то есть, переходя из подсознательной в сознательную сферу психики противоречие, порождающее проблему, может быть успешно разрешено, а человек избавлен от страдания. Так хранящаяся в подсознании информация в зависимости от ее характера и относительно существующих общественных отношений способна своим участием в деятельности человека приносить ему вред или, на что редко кто обращает внимание, пользу. Будучи достаточно скрытой, от самого человека частью психики подсознание, тем не менее, не является сферой недоступной для сознания. Оно способно посредством некоторых усилий по расшифровывания символов собственных ощущений и поступков определить спрятанные в подсознании их причины. Неразрешенные сознанием противоречия, будучи подавленными, перемещаются в подсознание, откуда прорываясь, оказывают влияние на деятельность человека.

Особый интерес для нас представляет соотношение доли сознания и подсознания в деятельности человека. Этот баланс носит не только субъективно-личностный, зависящий от тех или иных особенностей человека, но и конкретно исторический характер, зависящий от социально-исторической стадии развития общества и классов. Примечательно, что по мере продвижения человечества вперед, по пути прогресса доля сознательного в психике непрерывно возрастала, а подсознательного снижалась. Это соотношение выражается способностью или неспособностью сознания разрешать те или иные противоречия, а не подавлять их, сталкивая в подсознание. Отсюда вытекает высокая, либо низкая ролью подсознания в деятельности человека, у людей с сильными психическими заболеваниями роль сознания (если она сохраняется) намного ниже в сравнении с ролью подсознания. Аналогично обстояло дело и у первобытных людей, хотя соотношение сознательного и бессознательного имело совершенно иной смысл. Впрочем, общим место и в случае с душевно больными, и в примере с первобытным человеком является заметно более высокая роль бессознательного в сравнении с современным человеком. Это происходит потому, что слабое сознание не может выступать сильным сдерживающие фактором инстинктов, что фактически высвобождает их.

Место бессознательного в психической системе человека заметно отличается от роли в ней сознательных и подсознательных процессов. Бессознательное основано в отличии от них, не на общественной деятельности человека, не на отношениях с другими людьми, то есть не на общественной природе человека, а на его животной, биологической сути. Таким образом, оно существует независимо от сознательной и бессознательной сфер психики. Роль бессознательного в деятельности человека, это роль инстинктов, которые в своих проявлениях могут не осознаваться. Сознание постоянно контролирует бессознательное, препятствую многим его проявлениям, однако хотя бессознательное находясь в таком состоянии, и носит подчиненный характер, тем не менее, сознание может лишь ограниченно подавлять бессознательное, но не властно его устранить. Довольно сложным является отношение бессознательного и подсознания, некоторые бессознательные процессы, подавляясь сознанием, смещаются в подсознание, откуда периодически прорываются в виде символических ощущений, либо поступков, которые носят уже подсознательный характер. Особенно хорошо описаны эти явления Фрейдом на примере человеческой сексуальности. Поскольку инстинкт продления рода и самосохранения являются наиболее сильными из человеческих инстинктов, то и их роль, как бессознательных явлений в человеческой деятельности наиболее велика.

В этой главе, сделана попытка, не просто дать определения сознания, подсознания и бессознательного, но и показать всю сложность и многообразие их связи. Эти элементы человеческой психики играют в жизни людей и всего общества огромную роль, и от того, насколько мы научимся понимать их будет зависеть многое в нашем бедующем.

что это такое и как оно работает

Всем знаком термин «подсознание», однако многие не понимают, что это такое на самом деле. Логично, что подсознание – это более глубокий слой сознания, однако в чем конкретно заключается разница, довольно сложно с ходу ответить.

В то же время с точки зрения психологии, именно в подсознании рождаются все наши действия. Если данная концепция верна, то теоретически, перепрограммировав свое подсознание, можно научиться изменять свою судьбу. В качестве подтверждения этой теории говорит тот факт, что человек очень часто попадает в одни и те же ситуации, то есть существует определенная цикличность событий. Дело в том, что возникновение этой цикличности связано с заложенными в подсознании установками, то есть человек каждый раз в одной и той же ситуации поступает одинаково. При этом выбор всегда делается неосознанно.

Не зря существует поговорка о том, что человек «наступает на одни и те же грабли». Типичный пример – после развода человек находит другого спутника жизни, а потом оказывается, что у него такие же проблемы, как и у предыдущего.

Неправильные установки подсознания также являются причиной того, что человек не может найти хорошую работу, хотя на самом деле является сильным специалистом. Причина такой ситуации в том, что мы ищем виноватых вовне, а не в собственном подсознании.

Как работает подсознание?

С помощью сознания человек принимает решения, а вот подсознание обуславливает выбор, поэтому ключом к успеху является синхронизация подсознания и сознания.

Сознание представляет собой самый верхний слой нашей личности. В сознании хранятся наши повседневные дела и заботы, мотивации и задачи. А вот корни всего этого располагаются уже в подсознании, поэтому человек сложно объяснить, почему он так, а не иначе поступил в определенной ситуации.

В итоге, сознание является только инструментом, с помощью которого мы действуем в этом мире. Все же действия определяет именно подсознание, на которое и надо воздействовать. Например, вы запланировали на утро более раннюю прогулку с собакой, однако подсознательная программа лени не позволила вам выполнить задуманное, поэтому планы опять оказались не реализованными.

Как работать с подсознанием?

Здесь надо учитывать, что формирование подсознания происходит под активным влиянием окружающей среды. При этом много установок своими корнями уходят в детство. Поэтому перепрограммировать свое подсознание очень и очень сложно, так как приходится бороться с тем, что было заложено практически на генетическом уровне.

Для перепрограммирования подсознания надо знать, что оно всегда стремится к покою. Это основной закон подсознания. Все, что является новым, воспринимается негативно и вызывает чувство дискомфорта. Это означает, что подсознание делает все, чтобы вернуться в состояние покоя, а для этого оно старается удержать человека в том состоянии, в котором сейчас находится.

В данном случае подсознание можно сравнить с маятником: если на него не действуют внешние силы, то он находится в состоянии покоя. Поэтому на подсознание надо постоянно воздействовать, лучший вариант – представить, что желаемое уже свершилось. Первый шаг для этого – отказ от установок типа «я буду…», «я начну…» и использование формулы «я есть…». Таким образом мы как обманываем подсознание и оно начинает считать, что обстоятельства изменились и надо действовать уже по-другому. И если человек для своего подсознания будет достаточно убедительным, то в дальнейшем подсознание уже само сделает всю работу.

В итоге, если формулировать свои задачи и цели как уже осуществившейся факт, то вся сила подсознания будет направлена на то, чтобы желаемое действительно стало реальностью.

Неограниченные возможности подсознания

Многие психологи считают, что 98% нашего поведения контролирует именно подсознание. Здесь важная роль отводится нейронным связям, то есть импульсам, которые посылает наше подсознание. Доказано, что такие импульсы в 800 раз быстрее передаются по сравнению с импульсами, проходящие через сознание. Именно этим и объясняется тот факт, что в стрессовых ситуациях человек себя часто ведет себя непредсказуемо. 

В этой связи будет уместно сравнение подсознания с «серым кардиналом» нашего мозга, который тайно и незаметно управляет всеми процессами. Люди, которые могут контролировать свое подсознание, открывают удивительные способности своего тела. Типичный пример – буддийские монахи, которые во время медитации не чувствуют холод и боль.

Конечно, совсем не обязательно стремиться к уровню буддийских монахов, но вот побороть те установки, которые мешают развиваться, надо. Здесь на помощь могут приходят аффирмации – позитивные утверждения, которые повторяются многократно. Аффирмации обязательно формулируются в настоящем времени и не должны содержать отрицания, то есть надо исключить использование частицы «не». Дело в том, что наше подсознание не умеет работать с отрицанием, оно его просто не воспринимает, поэтому, когда видит частицу «не», то подсознание его опускает. В итоге меняется смысл формулировки, и подсознание начинает работать с ошибкой.

Если научиться работать с подсознанием, то вполне можно кардинальным образом изменить свою судьбу. Главное – убедить свое подсознание, что цель уже достигнута и тогда начнется новый, более успешный этап, в вашей жизни.

Читайте также другие статьи по теме:

что это, отличия, значение понятий

Сознание и подсознание являются свойствами нервной деятельности человека. Они определяют его поступки, совершенные под влиянием мыслей, эмоций или того, что называют «человеческим фактором».

История

Впервые о категории «сознания» заговорили философы. Под сознанием понимался высший уровень психики человека и его взаимодействие с социумом.

Декарт объяснял этот термин, как умение личности видеть свой внутренний мир. В средние века «сознание» стали рассматривать как совокупность мыслей и переживаний.

В 18 в. Лейбниц утверждал, что не все относится к проявлениям сознания, и назвал это бессознательным. В 19 в. эти явления подвергли серьезным исследованиям, в которых точка еще не поставлена. Тогда же появился термин «подсознание».

Глубины подсознания

Значение терминов

В психологии сознание – это субъективное переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире и ответная реакция на эти события

В широком смысле слова «сознание» — отражение действительности на всех уровнях. В узком смысле — свойство, присущее только людям, и связанное с мыслительной деятельностью. Его происхождение, связь с реальностью, с телом вызывают разные мнения.

Сознание проявляется в разных формах:

  • самосознание;
  • рассудок;
  • разум;
  • дух.

Подсознанием называют совокупность психических процессов, лежащих вне сферы сознания и недоступных для субъективного опыта.

Термин введен в конце 19 в. психологом Пьером Жане. Фрейд использовал для его обозначения термин «бессознательное».

Отличия сознания и подсознания

На первый взгляд у этих двух терминов можно обнаружить сходство. Они имеют один корень и приставку “со-“, указывающую на объединение: единое знание. Приставка “под-“ словно говорит о вторичности подсознания, но на самом деле это обманчивое впечатление.

Области знания

Ученый Л.С.Выготский определил для подсознания важную роль. Сознательная деятельность составляет 10 %, тогда как подсознательная – 90 %. Сознание формируется в коре головного мозга, а подсознание — в подкорке.

Сознание включает в себя опыт и создается в течение жизни

Не случайно жизнь человека после того, как он начинает запоминать происходящее, называют сознательной, а действия осознанными.  С этого момента начинает формироваться сознание, которое имеет избирательный характер.

Сознание обладает рядом функций, отличающих его от подсознания:

  • рефлексивной, помогая человеку осознавать и оценивать себя;
  • преобразующей, формулируя цели и способствуя их достижению;
  • времяобразующей, формируя целостную картину мира.

Подсознание присутствует с первых дней жизни. Оно включает все жизненные впечатления, эмоции, сохраняя все, из чего состоит окружающий мир. Это неконтролируемый процесс в отличие от сознания.

Заложенное в подсознании заставляет совершать действия, противоречащие расчетам, мировоззрению, воспитанию. Причины некоторых поступков люди впоследствии не могут объяснить, потому что они были совершены на уровне подсознания. Часто именно оно дает ответы на многие важные жизненные вопросы. Существуют специальные методики работы с подсознанием. Считается, что оно способно подсказывать правильные решения. Тогда как сознание отвлекается на мелочи и не может сфокусироваться на главном.

Одаренность

Подсознание способно влиять на жизнь человека. Очень часто, «покопавшись» в нем, можно найти причины неудач. Сознание служит своеобразным фильтром, который сдерживает стремления человека на основе имеющегося опыта.

Функционирование сознания и подсознания до сих пор находятся на стадии изучения. Их гармоничное функционирование обеспечивает продуктивную деятельность человека. Творчество, открытия, изобретения рождаются благодаря этим свойствам человеческой психики.

Дополнительную информацию о том, что такое сознание и подсознание, вы узнаете, посмотрев видео:

Сознание — что это такое

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 135 705 Автор: Дмитрий Петров
  1. О сознании простыми словами
  2. Понятие сознания в психологии
  3. Что говорят философы
  4. Структура, свойства и функции сознания
  5. Сознание vs подсознание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Что есть сознание человека?

Возможно, это голос души, и тогда мы не перестанем существовать даже после смерти тела. Конечно, при условии, что душа существует.

А если оно живет благодаря деятельности мозга, то вместе с прекращением жизни последнего исчезает и сознание. Этот феномен вызывает интерес у представителей различных научных направлений. Что известно о нем человечеству на сегодняшний день?

О сознании простыми словами

Давно доказано, что сознанием наделен только человек: оно является его главной отличительной чертой по сравнению с другими живыми существами. Цветок не думает, во сколько закрывать свои лепестки или раскрывать их – он делает это в определенный час, потому что так заложено в его ДНК.

Лев не расстроится, если не поймает добычу и не станет строить наполеоновских планов, чтобы отомстить тигру, с которым недавно подрался. Аквариумные рыбки не вспоминают, какого вкуса был вчерашний корм, не рисуют его мысленный образ. Все это доступно только представителю человеческого рода.

Таким образом, сознание – это свойство психической материи, с помощью которого мы можем отражать реальную действительность.

Простой пример: я вижу перед собой чашку. Она красивого красного цвета. Кстати, может чаю попить? Того, что я купил неделю назад на выставке чаев. Продавец очень нахваливал этот сорт. Пора убедиться в его честности и заварить этот многообещающий напиток.

За одну минуту в моей голове пронеслась куча мыслей и образов, с ними связанных. Я побывал в прошлом, в будущем и настоящем, испытал определенные эмоции и даже ощущения. Это и есть то, что мы называем сознанием.

Сознание можно сравнить с ветром, который увидеть нельзя, но можно наблюдать следы его активности.

Эту мысль я почерпнул из этого интересного видео:

Понятие сознания в психологии

С точки зрения психологии, сознание – это способность к рефлексии себя, своих действий и окружающего мира, что является высшей психической функцией.

То есть я знаю, что я – это я, а ты – это ты. Я вижу причинно-следственные связи событий и явлений, а если не вижу, то могу представить их абстрактно, фантазировать.

Я могу ощущать свое тело, осознавать чувства и эмоции, мне принадлежащие. Я даже умею транслировать все это через речевую деятельность, мимикой и жестами (вербально и невербально).

Что говорят философы

Деятели философии считали, что сознание не существует в отрыве от реальности. Оно есть соотношение себя с реальностью.

Мы видим окружающий мир и что-то чувствуем, ощущаем, думаем, фантазируем в связи с этим.

Разные направления философии по-своему трактовали данное понятие:

  1. дуализму свойственно делить человека на сознание и материю, где первое есть дух, второе – тело. Сознание вечно, так как продолжает жить даже после физической смерти тела;
  2. согласно идеализму, сначала идет сознание, затем окружающий мир. Материи не существует, если она неосознанна;
  3. материалисты писали, что сознанием обладает только высокоорганизованная материя, которая способна созидать (я понимаю, что речь идет о человеке).

Структура, свойства и функции сознания

Структура – это то, из чего собственно и состоит сознание:

  1. Познавательные процессы – восприятие окружающего мира через 5 органов чувств (глаза, уши, нос, язык, рот), память, мышление, речь.
  2. Спектр эмоциональных состояний.
  3. Воля как способность управлять своими действиями.

Свойства

Описать сознание можно двумя главными свойствами:

  1. Активность – подразумевает непрерывность процесса осознавания действительности (поток сознания). В каждый момент времени (и даже во сне) человек на чем-то сосредоточен. Мир огромен и разнообразен, поэтому предметы выбираются по степени личной значимости.

    Например, если посадить рядом голодного и умирающего от жажды, поставить перед ними тарелки с едой и стаканы с напитками, то первый будет разглядывать еду, второй — питье. Мечтающий о детях будет везде замечать детей. Планирующий купить машину обращает свое внимание на авто желаемой марки.

    Каждый индивид улавливает в пространстве то, что для него актуально в данный момент времени. Именно поэтому внимание разных людей сосредотачивается на совершенно разных фигурах.

  2. Интенциональность – это направленность, стремление, влечение. Если понаблюдать за собой со стороны (заняться рефлексией), то вы увидите, что ваши мысли всегда куда-либо направленны: на цель, предмет, действие.

    Например, в рассуждении о красной кружке выше мои мысли были направлены в сторону чаепития.

Функции сознания

Сознание имеет свои функции, основными из которых являются:

  1. Отражательная функция заключается в организации психических процессов (память, мышление, восприятие, представление), направленных на познавание окружающего мира.
  2. Креативная или творческая – создание чего-либо нового.
  3. Оценочная – мы даем оценку всему, что нами осознается, даем этому эмоциональную и чувственную оценку.
  4. Преобразующая функция заключается в построении определенных целей и воплощение их в реальность через действия. То есть мы преобразуем окружающий мир.
  5. Времяобразующая – формирование общей картины о мире, где есть прошлое, настоящее и будущее.
  6. Рефлексивная функция или самосознание – способность наблюдать за собой как бы со стороны, оценивать свои мысли и поведение.

Сознание vs подсознание

Человеческая психика содержит в себе сознание и подсознание. Для более лучшего понимания данной информации, в научной литературе часто демонстрируется изображение айсберга, большая часть которого скрыта под водой.

Его верхушка, торчащая над поверхностью – это сознание. То, что скрыто под водой и невидимо – подсознание. Поверхность воды – это граница между сознанием и подсознанием, которые связаны между собой, но никогда не перемешиваются.

Что-то можно, конечно, выуживать из нижнего пласта (психологи используют для этого различные техники), но вытащить и осознать буквально все – невозможно. Целой жизни не хватит.

Что такое сознание, мы выяснили. Это то, что есть в данный момент времени, и чем мы можем управлять. А что есть подсознание? Фрейдисты противопоставляют оба эти понятия как прямо противоположные.

Кстати, именно Фрейд, создатель психоанализа активно говорил о бессознательных процессах, а его психотерапия заключалась в том, чтобы проникнуть в глубокие пласты психики человека и обнаружить там не осознаваемые конфликты, становящиеся причиной неврозов.

В подсознании хранится вся информация о том, что индивид когда-либо видел, слышал, чувствовал, ощущал, говорил и о чем думал. Можно назвать подсознание складом или хранилищем психического опыта.

Представьте, что вы идете по парку: вокруг много цветов, деревьев, людей с детьми, колясками, собаками, лавочек и т.д. И вот вы разглядываете прохожих, не обращая внимания на растительность.

Но так как последняя все равно попадалась вам на глаза (вы просто ее не осознали), информация о зеленых растениях запечатлится и направится прямиком в подсознание. Этой же ночью вы увидите во сне деревья и будете удивленны, к чему и почему вам снился именно такой сон?

А сны – это и есть «привет оттуда», из бессознательной части. Часто они бывают странными и нелогичными: так происходит потому, что в мире сновидений (что такое сны) не работают никакие законы (научные, политические, личные и т.д.)

Также подсознание хранит в себе негативный опыт, элементы реальности, которые личность не может осознавать безболезненно для себя, действующие разрушительно на человеческую психику (шокирующие события, смерти, изнасилования и т.д.).

Главной функцией подсознания является сохранение психического здоровья. Если бы мы осознавали буквально все, то давно сошли бы с ума.

Для этого в психике существует цензор, стоящий на границе между сознанием и подсознанием. Обусловленный множественными показателями, именно он решает, что пройдет в зону осознаваемого, а что останется скрытым.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Нейромаркетинг: 5 эффективных методов воздействия на подсознание человека

 | 

Маркетологи уже давно освоили методы влияния на эмоции. Они точечно исследуют слабые стороны целевой аудитории, чтобы ударить прямо в цель и продать больше товара. Многие специалисты научились воздействовать на подсознание потребителей через рекламу, яркую этикетку или ценности, надавливая на ту часть психики, которую мы не контролируем. Такой подход называется «нейромаркетинг». Давайте разберемся, какие существуют методы воздействия и как это работает.

Что такое нейромаркетинг?

О нейромаркетинге впервые заговорили еще в ХХ веке, когда начали проводить различные исследования человеческого мозга при просмотре телевизора. Сам термин был предложен профессором университета Эразма Роттердамского Эйлом Смидтсом в 2002 году. Профессор ставил основной задачей нейромаркетинга изучение изменений в мозге в процессе влияния маркетинговых раздражителей, чтобы на основе данных увеличить эффективность методов.

Понятие нейромаркетинга имеет множество определений и только начинает по-настоящему развиваться. Но основной смысл сводится к изучению человеческих реакций на внешние раздражители или стимулы, бессознательных процессов во время выбора и покупки товара.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Методы воздействия на подсознание человека

Ученые провели исследование, в котором обнаружили, что наш мозг функционирует вне нашего сознания. Например, когда человек думает, что ему купить, то решение приходит с задержкой на 8 секунд. Такая особенность человеческого сознания помогает маркетологам применять различные методы для воздействия на потенциальных покупателей. Рассмотрим 5 распространенных методов из нейромаркетинга:

  1. Большие скидки, сейчас или никогда. Многие слышали о черной пятнице, когда люди стоят в огромных очередях, чтобы ухватить товар со скидкой. Хотя в обычный день таких очередей нет и никому этот дорогой продукт так срочно не нужен. Но вывеска «скидка 70%» становится красной тряпкой для большинства покупателей и является триггером к действию. Для маркетологов это удобный способ привлечь больше клиентов и сделать план по заявкам.
  2. Узнаваемость бренда. Знакомая упаковка, известный слоган провоцируют людей не задумываться и брать именно этот товар. Когда нам хочется съесть шоколадный батончик, нам приходит на ум веселая фраза «Не тормози — сникерсни», и рука автоматически тянется к этой шоколадке. Или когда мы хотим быстро перекусить, мы вспоминаем яркий желто-красный логотип «МакДональдс» и целеустремленно идем туда поесть. Это принцип визуализации, который применяет практически каждая компания.
  3. Ценность, тренд и статусность. Это самый распространенный способ завладеть вниманием покупателя. Современная реклама автомобиля «Ауди» намекает на престижность, сок «Фруто Няня» говорит о здоровье детей, продукция «ФитПарад» говорит о низкокалорийных продуктах и красивой фигуре.
  4. Ассоциации с кем-то. Есть такое понятие, как нативная реклама, это когда продукт не рекламируют на прямую, а внедряют в фильм или клип. Например, главный герой фильма постоянно пьет чай одного и того же бренда на протяжении всего фильма. Когда вы придете в магазин за чаем и увидите этот бренд из фильма, то, скорее всего, вы захотите купить именно его.
  5. 5. Завлекающая история о бренде. Или по-другому сторителлинг — это мощнейший инструмент в маркетинге, с помощью которого можно достучаться до сердец покупателей и проникнуть в их подсознание. Проще говоря, это когда компания рассказывает историю о создании бренда, сотрудниках и продукте. Например, это не просто сыр, его производит семья, которая занимается этим делом несколько поколений. Такой прием сильно подкупает и заинтересовывает людей. На нашем сайте есть бесплатный курс « Сторителлинг: как создать и рассказать свою историю», с помощью которого вы сможете научится правильно писать истории о своем продукте, бренде или сотрудниках для привлечения большого количества клиентов.

Книги о тайнах подсознания: мир начинается с тебя

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу