Что такое стереотип обществознание: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий
Влияние социальных стереотипов на межличностные отношения
Одной из важных тем для понимания общественных отношений является исследование человеческой личности. Изучение личности нельзя отделять от общества, так как личность, с одной стороны, является продуктом социальных изменений, а с другой — сама их инициирует и создаёт.
Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Их спецификой является то, что они складываются только на основе эмоций и чувств, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Очень важным фактором в межличностных отношениях является способность людей адекватно оценивать личностные и индивидуальные особенности тех, с кем они общаются. Здесь возникает проблема «социальной перцепции» — восприятия, понимания и оценивания других людей. Восприятие и оценка людьми друг друга всегда субъективна. Часто мы приписываем другим те черты или свойства, которыми они не обладают. Такие эффекты восприятия строятся на основе стереотипов.
Социальный стереотип [2] — это особое общественно значимое образование сознания и поведения людей, в котором продуцируется шаблонный образ их отношения к той или иной жизненной ситуации. Социальные стереотипы являются устойчивыми оценочными представлениями людей друг о друге, формирующимися в межличностных отношениях.
Исследование социальных стереотипов необходимо для того, чтобы понимать особенности развития и действия механизмов регуляции социального поведения и многих общественных процессов, таких как различные виды коммуникации, манипулирование сознанием человека и общественным мнением.
Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».
Стереотип в широком понимании — устоявшийся шаблон поведения, штамп, предрассудок.
В психологии социальный стереотип — это особое общественно значимое образование сознания и поведения людей, в котором продуцируется шаблонный образ их отношения к той или иной жизненной ситуации.
Выделяют следующие виды стереотипов:
- Общественные стереотипы
- Этнические стереотипы
- Стереотипы восприятия
- Стереотипы в общении
- Гендерные стереотипы
- Гетеростереотипы
- Возрастные стереотипы
- Поло-ролевые стереотипы
Психологи называют и другие виды стереотипов, но мы, учитывая формат данного исследования, остановимся на стереотипах, перечисленных выше.
Для того чтобы выяснить, как социальные стереотипы влияют на межличностные отношения в современном обществе, было проведено три исследования. Первое исследование было призвано узнать, насколько стандартные стереотипы, сформированные в 20 веке и ранее, действуют сейчас.
- Социологическое исследование по восприятию подростками социальных стереотипов
В опросе приняли участие 75 подростков, которым была предложена анкета с утверждениями — стереотипами различных видов.
Таблица 1
Результаты социологического опроса по восприятию подростками социальных стереотипов (в процентах)
Утверждение | Согласен/Согласна | | Затрудняюсь ответить |
Честных чиновников не бывает | 42, 6 | 34,6 | 22,8 |
Женщины — слабый пол | 8 | 82,6 | 9,4 |
Мерседес — это круто | 36 | 40 | 24 |
Мужчины не плачут | 18,6 | 68 | 13,4 |
Все школьники читают музыкальные журналы | 1,4 | 82,6 | 16 |
Главное в жизни — семья и карьера | 58,6 | 26,6 | 14,8 |
Идеал красоты — девушки с внешностью фотомодели | 4 | 86,6 | 9,4 |
Все гаишники — взяточники | 21,4 | 54,6 | 24 |
Компьютер — неотъемлемая часть жизни | 40 | 44 | 16 |
Работа учителей — легкая | 4 | 85,3 | |
Состоятельные люди носят только модную одежду | 16 | 66,6 | 17,4 |
Пожилые люди — консерваторы | 29,3 | 32 | 36,7 |
Все можно купить | 25,3 | 72 | 2,7 |
Евреи — самые хитрые | 43,3 | 29,3 | 21,4 |
Чтобы быть успешным необходимо закончить престижный ВУЗ | 18,6 | 69,3 | 12,1 |
Девочки должны носить розовое, мальчики — голубое | 1,4 | 96 | 2,6 |
Дорого — значит качественно | 70,6 | 20 | |
Бьет — значит любит | 8 | 82,6 | 9,4 |
Блондинки глупые | 10,6 | 68 | 21,4 |
Современная молодежь ничего не хочет и не умеет | 18,6 | 62,6 | 18,8 |
Как показали результаты опроса, гендерные стереотипы (такие как: мужчины не плачут; девочек нужно одевать в розовый цвет, а мальчиков в голубой; внешность фотомодели — идеал, женщины слабый пол, блондинки глупые, бьёт — значит любит) в современном обществе не актуальны.
Подростки относятся к друг другу, как к равным, они стирают границы в своем общении. Сейчас не услышишь в разговоре двух парней «плачешь, как девчонка». Иная ситуация существует в восприятии национальных стереотипах.
Большинство респондентов согласилось с тем, что евреи самые хитрые. Такие стереотипы очень часто можно пронаблюдать в анекдотах, где чукчи — глупы, американцы прагматичны, а французы ленивы. Хотя всем известно то, что люди разные. Среди американцев можно встретить непунктуального человека, не каждый француз сидит дома и не хочет работать.
В таких стереотипах как «мерседес — это круто», «все можно купить», «все качественное — дорого» было больше тех, кто с ними не согласился.
Оказалось, что для современных подростков не слишком важна материальная составляющая жизни других людей. При виде человека за рулем самой последней модели «Лексуса», никто не подумает о том, что он крутой.
Мало тех, кто считает, что любая качественная вещь должна быть дорогой.
Так же подростки не согласны со стереотипами о молодежи. Не каждый подросток увлечен музыкальным журналом или музыкой в целом. Сейчас много различных возможностей увлечений по разным направлениям, которые могут выбрать себе подростки.
Есть много примеров, когда человек не имея высшего образования реализовал себя в жизни так, как он хотел, поэтому многие и не согласились со стереотипом «чтобы быть успешным необходимо закончить престижный ВУЗ».
Неоднозначная ситуация наблюдается в стереотипах о чиновниках, работниках ГАИ и пожилых людях. Влияние СМИ, простая незаинтересованность, недостаток опыта могли повлиять на такой результат, где многие затруднились ответить.
Всего четыре процента опрашиваемых согласились с тем, что работа учителя легкая, в этом случае каждый сталкивался с учителем того или иного предмета, разной квалификации, с разным опытом. Поэтому многие понимают, что действительно эта работа — тяжелый труд.
Таким образом, на основании первого исследования можно сделать вывод, что многие стереотипы, сформированные ранее, в настоящее время не актуальны, за исключением национальных стереотипов, которые до сих пор действуют.
- Портрет — ассоциация
Во втором исследовании я попросила аудиторию написать ассоциации к профессиям стюардессы, учителя и юриста, по которым затем был составлен ассоциативный портрет.
Создавая ассоциативный портрет учителя, участники описывали строгую женщину с классным журналом в руках. Половина опрашиваемых добавила очки в образ учителя, некоторые писали об аккуратной прическе. Очень наглядный стереотип о том, что учитель всегда женщина, хотя это мог бы быть и мужчина. Строгость, проницательный взгляд так же присущи не каждому учителю.
Стюардесса:
Очень многие описывали красивую привлекательную девушку с очаровательной улыбкой и приятным голосом. Такая работа предполагает взаимодействие с пассажирами, а значит, персонал должен обладать такими качествами, хотя не редки случаи, когда эту профессию выбирают мужчины. К тому же не все стюардессы молоды, красивы и приветливы. Это можно подтвердить примерами из практики собственных авиаперелётов.
Юрист: Большинство участников исследования описывали мужчину в пиджаке с портфелем-папкой, хотя на самом деле многие юристы женщины.
В профессиональных стереотипах есть остатки от гендерных. Некоторые профессии приписываются сразу определенному полу. В наше время многие виды работ доступны и для мужчин, и для женщин, в отличие от разделения труда в прошлом.
Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что профессиональные стереотипы активно используются в современном обществе и тесно связаны с гендерными .
- Эксперимент А. А. Бодалёва
В учебнике обществознания [7] в приложении к теме «Общение как понимание» описан эксперимент современного российского психолога А. А. Бодалёва.
Сущность эксперимента заключается в следующем.
В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип — характеристика изображенных на ней людей. Например, говорили: «Сейчас вы увидите портрет преступника» или «…портрет героя» и т. д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3 % испытуемых, не испытывали его заметного влияния — 54 %, активно сопротивлялись Предлагаемому стереотипу — 10,7 %.
Мы воспроизвели данный эксперимент в условиях 10 класса.
Участникам эксперимента были предложены фотографии двух людей — мужчины (учёный) и женщины (преступница). При этом предлагалось сделать психологическое описание женщины, как известной поэтессы, а мужчины, как жестокого убийцы.
Многие писали о привлекательности девушки, романтичности, задумчивом взгляде. Напротив, портрет мужчины описывали как злобного человека, который не вызывает доверия, с диким взглядом.
В итоге наши результаты несколько отличались от результатов классического эксперимента. Более 50 % участников попали под влиянием стереотипа, более 30 % не испытали заметного влияния и 10 % сопротивлялись стереотипу.
Возможно, на результат повлияло то, что эксперимент воспроизводился в подростковой аудитории, с ещё не сформировавшимся характером и критическим мышлением.
Такое представление дает нам наглядно увидеть, что определенная подача может делать восприятие искаженным. Многие испытуемые сразу стали мыслить стереотипно, образы представленных людей на фото исказились. Большинство даже не могли подумать обратное. Ни у кого не вызвало подозрений лицо девушки, и никто даже не подумал, что этот мужчина внес большой вклад в науку.
На основании проведённых исследований можно сделать вывод, что стереотипизация в одних случаях приводит к определенному упрощению процесса познания людьми друг друга, а в иных случаях приводит к формированию предубеждения.
Если восприятие человека строится на основе прошлого опыта, и опыт этот был негативным, то всякое последующее восприятие людей той же группы может окрашиваться неприязнью, нанося вред межличностному взаимодействию.
– Стереотипы — регуляторы социальных отношений, их отличает экономия мышления, своеобразная «защита», то есть оправдания собственного поведения, удовлетворения агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения.
– Стереотипы — часть нашего общества , но не стоит им слепо следовать. Узость мышления, шаблонность приводят к тому, что человек останавливается в своем социальном, личностном и экономическом развитии.
– Таким образом, гипотеза о том, что стереотипы влияют на межличностное общение только негативно, должна быть скорректирована. В большинстве случаев стереотипы несут далеко не положительные последствия. Плюсом является то, что некоторые стереотипы упрощают информацию о чем-либо, что помогает нам легче усвоить новое
Литература:
- Агеев, В. С. Психологические особенности исследования социальных стереотипов [Текст] // Вопросы психологии / Отв. ред. Е. В. Щедрина. — М.: Изд. «Школа- Пресс», 2010. № 4. — С. 96–101.
- Бабушкин, Г. Д. Социальная психология: учебник [Текст] / Г. Д. Бабушкин. — Омск: Издательство СибГУФК, 2011. — 236 с.
- Журавлев, А. Л. Психологическое воздействие в межличностной и массовой коммуникации [Текст] / А. Л. Журавлев, Н. Д. Павлова. — М.: Институт психологии РАН, 2014. — 400 с.
- Лютова, С. Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций [Текст] / С. Н. Лютова. — М.: МГИМО-Университет, 2014. — 340 с.
- Рождественская, Н. А. Роль стереотипов в познании человека человеком [Текст] // Вопросы психологии / Отв. ред. Е. В. Щедрина. — М.: Изд. «Школа- Пресс», 2009. № 3. — С. 69–76.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2013. — 713 с.
- Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений: профил. уровень/ [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».-М,: «Просвещение», 2011.-432 с.
- Социальный стереотип в жизнедеятельности людейтема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук Суходольская, Наталья Павловна
-
Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе
- https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00506624_0. html
- Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований
- https://works.doklad.ru/view/EN385moXWok.html
- Реферат на тему: «Стереотипы. Их роль и влияние в жизни человека». Миняева П.К
- https://womanadvice.ru/stereotipy-obshcheniya
- https://infopedia.su/15x964d.html — методы исследования стереотипов
- Научная библиотека диссертаций и авторефератовhttp://www.dissercat.com/content/sotsialnyi-stereotip-v-zhiznedeyatelnosti-lyudei#ixzz5fximNsbv
Основные термины (генерируются автоматически): стереотип, современное общество, мужчина, отношение, жизненная ситуация, заметное влияние, престижный ВУЗ, социальный стереотип, шаблонный образ, вид стереотипов.
6 класс. Обществознание. Школа — Сверстники.
Сверстники.
Сверстники.
Комментарии преподавателяДля начала давайте разберёмся, кто же такие сверстники. У вас может возникнуть закономерный вопрос: сверстники – это ваши друзья или просто ребята одного с вами возраста? На этот вопрос мы найдём ответ на сегодняшнем уроке.
Надеемся, что вы помните, что когда в рамках нашего курса мы говорили о семье, то упоминали, что семьи бывают разные по возрасту. То есть в состав семьи могут входить люди разных возрастов, такая семья называется многопоколенной. Например, семья, состоящая из родителей и их детей, называется двухпоколенной, так как в ней представлены люди двух разных возрастов. Так вот сверстниками являются люди примерно одинакового возраста. Как правило, в вашем возрасте сверстниками считают тех, кто являются вашими одногодками либо имеют с вами разницу в возрасте в один год. Чем старше вы будете становиться, тем более широким будет для вас диапазон сверстников, потому что вы будете людьми одного поколения, то есть людьми, выросшими на примерно одних и тех же жизненных принципах, культурных ценностях, всём том, что составляет ментальный тип человека, то, что определяет его по жизни потом. Людей одного поколения, как правило, объединяет стиль в одежде, принципы, которыми они руководствуются при принятии жизненно важных решений.
Рис. 1. Сверстники (Источник)
По сути, ваши сверстники – это ваши одноклассники, ребята, которые окружают вас каждый день. Со своими сверстниками сейчас вы общаетесь даже больше, чем со своими родителями в силу объективных обстоятельств. Вы довольно много времени проводите в школе, а ваши родители наверняка работают, поэтому общение со сверстниками играет крайне важную роль в вашей жизни. Ваши сверстники – это ваше ближайшее окружение, возможно, кто-то из этих ребят является вашими близкими друзьями, с которыми вы способны поделиться даже самым сокровенным, даже тем, с чем не делитесь со своими родителями.
Вот почему то, кто вас окружает сейчас, и те проблемы, которые возникают в плане общения с вашими сверстниками, очень важны, а разговор об этом вовсе не пустой. Это те люди, которые во многом влияют на вашу будущую жизнь, на жизнь каждого из вас. Это не какие-то абстрактные люди, а каждый из вас, ведь вы являетесь кому-то просто одноклассником, а кому-то – самым близким другом. Есть мудрая пословица: «С волками жить – по-волчьи выть». Эта пословица говорит о том, что если человек попадает в плохую среду, то и сам портится, морально и интеллектуально. Человек перенимает всё то, что присуще его окружению, для того чтобы не выделяться, для того чтобы чувствовать себя комфортно. Вот поэтому ваши сверстники, то есть ваше окружение, это настолько важная проблема для вас.
Рис. 2. Влияние окружения (Источник)
Вы учитесь в объединённых классах, то есть классах, где есть и мальчики, и девочки. При этом вы сейчас находитесь в достаточно специфическом, так называемом, подростковом возрасте. В этот период происходит бурный рост организма. Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления человека. К основным проблемам, связанным с подростковым возрастом, относятся: конфликты со сверстниками (которые можно разрешить с помощью бесед и поиска компромисса), проблемы в общении со взрослыми (для решения этой проблемы и учители, и родители должны больше времени уделять подросткам, пытаться вникнуть в суть их проблем), проблемы с успеваемостью в школе (повышению успеваемости способствует решение личностных проблем подростка), проблема самопознания и самореализации (подросток должен учиться опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности). Как видите, все эти проблемы имеют вполне доступные методы решения, так что, если вы столкнулись с одной из них, не отчаивайтесь. Просто проанализируйте проблему, обсудите её со своими родителями, вы обязательно найдёте выход.
Кто-то из вас очень быстро вытягивается вверх, то есть растёт «не по дням, а по часам», а кто-то выделяется своей взрослостью, точнее, хочет ею выделяться. Некоторые ребята в вашем возрасте начинают курить, чтобы казаться более взрослым и вышедшим из детского состояния. Все эти вещи совокупно и представляют собой очень сложную проблему. Порой в окружении тяжело не потеряться и сохранить самого себя, при этом, не будучи в конфликте со сверстниками. Под конфликтом понимают столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.
Я не думаю, что кто-то даст вам один общий совет, как этого достичь. Быть может, потому что такого совета просто не существует. Никто ведь не знает того, какая ситуация непосредственно в вашем классе или непосредственно в вашем окружении. Но некие общие принципы всё-таки существуют. У вас в учебниках приведён пример того, как при помощи русского языка иногда можно обидеть человека. Приведём элементарный пример: мы очень часто называем своих знакомых словами с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Но когда подобным образом обращаются к малознакомому человеку, который не испытывает к собеседнику тёплых дружеских чувств, тем самым его унижают и оскорбляют. Таким образом, одними и теми же словами можно и сделать человеку приятно, и выставить его в невыгодном свете. Помните, что слова имеют под собой разрушительную силу.
Это действительно так. Слово – по-настоящему могучее оружие. Вы наверняка слышали выражения: «словом можно убить», «словом можно ранить». Но, с другой стороны, словом же можно и исцелить. Если к человеку в вашем возрасте прилипла не очень приятная для самого человека кличка, то такой человек может стать более замкнутым, застенчивым, закомплексованным, будет чувствовать себя в классе неуютно. Можно сказать, что на этого человека навесили ярлык, некое представление о том, каким этот человек является. И это совершенно не означает, что данный человек является таким, каким его пытаются выставить окружающие, как его называют.
Вы наверняка слышали о таком понятии как стереотип. Стереотип – это принятый в группе людей образец восприятия информации при узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем опыте. Стереотипы иногда относятся к целым народам. В представлении иностранцев зачастую русские – это люди пьющие, обязательно с гармошками и балалайками, одетые в шапки-ушанки, так как зимы в России холодные. Дома у русских стоят матрёшки, а у некоторых даже живут ручные медведи. Если вы посмотрите на свою собственную жизнь, то наверняка вы ничего подобного в ней не найдёте. Медведей мы видим в зоопарке или в цирке, шапки наши не похожи на те сувениры, которые продают иностранным туристам, в целом наша жизнь отличается от того образа, который сложился за границей. Впрочем, наши представления о том, каковы представители того или иного народа, наверняка отличаются от подлинной ситуации.
Рис. 3. Стереотипы о России (Источник)
Точно так же и кличка, которая прилипла к какому-то человеку, может не соответствовать тому, кем является этот человек. Если это человек взрослый, он может с этим справиться, просто не обращать на это внимания. В конце концов, даже у всех русских царей были прозвища: Александр III Тишайший, Александр I Благословенный, причём это был неофициальный титул. Например, у Петра I был официальный титул – Великий. А вот Иван Грозный – разумеется, не титул, а самая настоящая кличка. Но ещё раз подчеркнём, взрослый человек способен не обращать на это внимания. А вот человек вашего возраста, ещё не имеющий большого жизненного опыта, может на этом зациклиться, что может превратиться в проблему на очень долгую жизнь. Разумеется, это крайне плохо и нежелательно.
Вообще проблем подросткового возраста много. Проблемы, связанные с вашими сверстниками и общением, не посчитаешь на пальцах одной руки. Вы должны воспринимать то, что с вами сейчас происходит, как естественное состояние для всех. Главное не зацикливаться на возможных проявлениях плохого к вам отношения, а просто пройти через это. Но и сами вы тоже должны стараться не проявлять никакого негатива по отношению к своим сверстникам. Не надо кричать, пытаясь доказать свою правоту. Тем более, не нужно прибегать к дракам и разборкам. Жестокость и насилие по отношению друг к другу не должно считаться в вашей среде забавной и весёлой шуткой. К сожалению, в интернете сейчас появилось лишком много роликов, посвящённых дракам между сверстниками, и кто-то находит это весёлым. Но ничего забавного здесь нет, для того, чтобы понять это, достаточно представить себя в подобной ситуации. Когда вас бьют и делают вам больно, вам уже не до смеха, в конце концов, в одной из таких драк вы можете лишиться здоровья. Жизнь ваша будет испорчена, а это уж точно не забавно.
Подводя итог всему сказанному, отметим, что подростковый возраст и ваше окружение – это нормальное явление для всех. Все взрослые люди это пережили. Главная задача для вас сейчас – сформироваться в полноценную личность, стать самостоятельным человеком, при этом, не унижая достоинства окружающих людей. Если вы сможете поставить себя, не нарушая интересов других людей, вы научитесь жить в социуме, тогда этот социум будет здоров. Вы должны превратить ваше будущее в будущее здоровой нации.
А на следующем уроке мы поговорим о том, является ли труд рутиной или творчеством. Мы постараемся понять, как научиться совмещать работу и свои интересы, чем заниматься в жизни, чтобы работа не превратилась в обузу.
Список рекомендованной литературы
1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. — Просвещение, 2004.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 184 с.
3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.
4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. — Дрофа, 2013.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Общение со сверстниками (Источник).
2. Что такое стереотипы и кому они нужны? (Источник).
3. Трудности подросткового периода (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Выполните задание «Проверь себя» на странице 116. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. — Просвещение, 2004.
2. Что такое стереотипы и как они проявляются в жизни?
3. * Сталкивались ли вы лично с проблемами в общении со сверстниками? Напишите на основании вашего опыта сочинение-рассуждение на тему: «Достойный выход из конфликтной ситуации».
Почему социальные науки? Потому что это может помочь бороться со стереотипами в мире науки
Келлина Крейг-Хендерсон, доктор философии, заместитель помощника директора Управления социальных, поведенческих и экономических наук, Национальный научный фонд
Коварное негативное влияние расистских стереотипов на афроамериканцев Академическая успеваемость была описана в The Atlantic в 1999 году бывшим членом Национального совета по науке и социальным психологом Клодом Стилом в книге «Тонкий лед: угроза стереотипов и чернокожие студенты колледжа». Исследование, о котором Стил упоминает в статье, было проведено в 1990-х годов и опубликованы в нескольких уважаемых рецензируемых изданиях. Это произвело фурор и породило целую отрасль исследований различных способов пагубного воздействия негативных стереотипов на их цели.
Как в то время я был доцентом кафедры психологии, и работа Стила произвела на меня сильное впечатление как на личном, так и на профессиональном уровне. Несмотря на то, что я был рад быть членом факультета психологии, который тогда был одним из лучших в национальном рейтинге, я остро осознавал свой статус единственного афроамериканца среди 60 с лишним преподавателей факультета. Я регулярно сталкивался с другими преподавателями и аспирантами, которые открыто ставили под сомнение мою профессиональную репутацию и легитимность и даже вслух задавались вопросом, есть ли у меня все необходимое для успеха. Дело было не только в том, что я была молодой женщиной или афроамериканкой. Именно то, что я представлял в целом, включая уверенность и мужество, необходимые мне просто для того, чтобы присутствовать, больше всего раздражало моих недоброжелателей. Таким образом, в дополнение к тому, чтобы справляться с ожидаемым давлением работы доцентом в интенсивной исследовательской среде, я также много работал, чтобы противостоять основанным на стереотипах ожиданиям неполноценности, которых придерживалось относительно меня значительное количество людей.
Оптимизм, несмотря на неудачу
Мои собственные исследования на протяжении многих лет изучали давление на производительность и когнитивные последствия одиночного статуса в группе, выполняющей задачи; эффект членства в группе, которая коллективно является новой для организации; а также различные способы, которыми состав группы может способствовать или препятствовать групповой работе, среди прочего. Что мне больше всего нравится в этой работе, так это степень, в которой можно выявить определенные наблюдения о человеческом поведении, а затем использовать эти идеи для разработки плана или стратегии лучшего межличностного взаимодействия и более гармоничных групповых процессов.
Общая нить моей работы и исследований, вложенных почти в 10 миллионов долларов в рамках программы NSF «Наука расширения участия », заключается в том, чтобы сосредоточиться на понимании условий, необходимых для включения, и стратегий для расширения возможностей. В 2008 году Управление социальных, поведенческих и экономических наук NSF провело свой первый семинар, чтобы обобщить результаты существующих исследований за десятилетия, посвященные способам эффективного расширения участия в образовании STEM и развитии рабочей силы. Восемь лет спустя, в 2016 году, за этой деятельностью последовал симпозиум при поддержке NSF, который вышел за рамки простого выявления и обобщения результатов, чтобы разработать амбициозную исследовательскую программу для ученых по всей стране, чтобы изучить стратегии привлечения большего числа студентов из числа меньшинств в области STEM.
Сейчас, как никогда раньше, это исследование имеет решающее значение. Он пролил свет на непреходящие загадки о том, как люди из самых разных слоев общества могут эффективно работать вместе для достижения общих целей. В результате мы знаем, что наличие общей групповой идентичности помогает людям ладить — будь то рабочие группы, районы или целые страны. И мы знаем, что подчеркивание того, что у людей общего, а не их различий, имеет большое значение для формирования необходимого корпоративного духа для гражданской активности, построения сообщества и совместного социального взаимодействия.
Обычно я не считаю себя оптимистом. Но я понимаю, что, пишу это, на очень фундаментальном уровне я. Несмотря на коллективную неспособность нашего поколения использовать то, что мы знаем о сердцах и умах людей, чтобы сделать общество лучше, добрее и справедливее, я продолжаю верить в ценность науки для улучшения нашего понимания того, что работает (и что не работает). в наших усилиях по увеличению разнообразия и количества участников научного предприятия США.
Эта идея захватила меня и мотивирует большую часть моей работы в Национальном научном фонде США.
Учреждения, которые обходятся без
Большинство прогнозов будущего предприятия STEM в США рисуют отрезвляющую картину. С каждым годом все меньше студентов поступают в области STEM, при этом число белых студентов из среднего класса, которые традиционно выполняли большинство ролей STEM, снижается. Это надвигающееся будущее в сочетании с растущими проблемами для участия иммигрантов в STEM-предприятиях США подчеркивает важность приема участников STEM из групп, которые исторически не участвовали в большом количестве. По данным 2019 г. Женщины, меньшинства и лица с ограниченными возможностями в науке и технике. Отчет Национального центра научной и инженерной статистики NSF, хотя афроамериканцы и латиноамериканцы вместе составляют примерно четверть населения США, их присутствие в областях STEM по сравнению с их белыми коллегами остается гораздо меньше.
Однако следует отметить, что не только представители меньшинств недопредставлены во многих лабораториях и классах нашей страны. Есть также много высших учебных заведений, обслуживающих меньшинства, которые имеют никогда не получал финансирования от NSF. И тем не менее, эти учреждения продолжают обучать, обучать и выпускать студентов из числа этнических меньшинств в непропорционально больших объемах; те самые студенты, которые могут помочь нам укрепить будущее Америки в STEM.
Согласно последнему отчету о процессе оценки заслуг NSF, более 70% финансирования NSF в 2018 финансовом году было направлено примерно 100 университетам. Хотя эта элитная группа включает в себя несколько научно-исследовательских институтов, обслуживающих латиноамериканцев, в нее не входят исторически сложившиеся колледжи или университеты для чернокожих или какие-либо племенные колледжи или университеты. Учреждениям, которые обычно не получают финансовой поддержки для исследований, часто не хватает ресурсов, необходимых для создания лабораторий, найма сильных преподавателей и поддержки аспирантов. Среди этих колледжей и университетов широко представлены учреждения, обслуживающие меньшинства. Это сродни самоисполняющемуся пророчеству в том смысле, что те, кто получил очень небольшую или совсем не получил федеральной поддержки, не имеют ресурсов, необходимых для эффективной борьбы за федеральную поддержку.
Строить и расширять
Будучи заместителем помощника директора Управления социальных, поведенческих и экономических наук NSF, мы с коллегами смотрели внутрь себя, размышляя о небольшом количестве финансовых грантов, которые наша организация ежегодно выделяет учреждениям, обслуживающим меньшинства. . В результате мы запустили проект «Строим и расширим» — возможность финансирования, в рамках которой принимаются предложения, направленные на развитие партнерских отношений и запуск научно-исследовательского сотрудничества в области социальных, поведенческих и экономических наук между учреждениями, обслуживающими меньшинства, при одновременном расширении исследовательской инфраструктуры и потенциала этих учреждений.
Наши учреждения, обслуживающие меньшинства, продолжают поддерживать и обучать многих будущих ученых и инженеров нашей страны. Но с дополнительными ресурсами и финансированием они могут сделать гораздо больше.
Я призываю преподавателей и сотрудников во многих колледжах и университетах нашей страны, которые исторически были чернокожими, учреждениях, обслуживающих испаноязычное население, племенных колледжах и университетах, а также других учреждениях, которые обслуживают студентов из числа меньшинств, принять участие в программе NSF Build and Expand и узнать, как вы можете подать заявку .
И, прежде всего, я надеюсь, что вы воспользуетесь своей уверенностью и выдержкой, чтобы преодолеть стереотипы и заняться научной работой, которая вас зовет.
КЕЛЛИНА КРЕЙГ-ХЕНДЕРСОН, , доктор философии, исследователь в области психологии, автор и заместитель директора Управления социальных, поведенческих и экономических наук NSF. Она увлечена расширением участия недостаточно представленных групп в науке и принимала участие в ряде национальных и международных мероприятий, которые разделяют эту направленность. Благодаря своей роли в Национальном научном фонде она руководила федеральной поддержкой исследований, изучающих такие вопросы, как гендерное равенство в STEM и участие меньшинств в бизнесе и промышленности. Она занимала ряд должностей в NSF, включая заместителя директора отдела социальных и экономических наук и директора регионального отделения NSF в Токио. До прихода в NSF она занимала должности преподавателей в нескольких университетах, в том числе профессора кафедры психологии в Университете Говарда.
Эта статья перепечатана с разрешения блога NSF Science Matters. Читайте оригинальную статью здесь.
Скачать в формате PDF
Наука и социальные стереотипы — Бирмингемский университет
Чтобы отметить Международный день женщин и девочек в науке Организации Объединенных Наций, Карисса Шарп и Стивен Х. Джонс исследуют причины, по которым необходимы инициативы в этой области. и рассмотреть их текущие ограничения.
Опубликовано 10 февраля 2021 г.
11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке Организации Объединенных Наций. Чтобы отметить это событие, Карисса Шарп и Стивен Х. Джонс из Исследовательской группы науки и веры в общество в Департамент теологии и религии в инициативах, почему 8 этой области необходимы и учитывают их текущие ограничения.
Начнем с небольшого упражнения. Закройте глаза и представьте себе ученого. Представьте, что вы собираетесь нарисовать картину — как бы выглядел этот человек? Каковы будут их определяющие характеристики? Ваш ученый будет мужчиной или женщиной?
Если ученый, которого вы представили, был мужчиной, вы не одиноки. Недавний обзор рисунков американских студентов за 5 десятилетий показал, что это то, что делает подавляющее большинство людей. Кроме того, хотя представительство женщин в таких тестах со временем стало более равноправным (73% мужчин в период с 1985 по 2016 год по сравнению с 99% мужчин в период с 1966 по 1977 год), по возрастным группам сохраняется интересная закономерность. В очень раннем возрасте (5-6 лет) и мальчики, и девочки склонны рисовать кого-то своего пола. Однако для детей старшего возраста социальные стереотипы, связанные с полом и наукой, технологиями, инженерным делом, математикой и медициной (STEMM), кажутся более укоренившимися: в возрасте 16 лет 75% девочек и 98% мальчиков рисуют мужчин-ученых. Кажется, что по мере того, как дети становятся старше, они все больше осознают стереотипы, воспроизводя их в своих собственных представлениях о том, на что похожи ученые.
В нашем собственном исследовании восприятия науки и религии мы обнаружили очень похожие закономерности. Мы провели 123 интервью и 16 фокус-групп со взрослыми, в которых мы задавали людям различные вопросы о том, какие научные СМИ они потребляют и кого или какие источники они считают авторитетными по научным предметам. Среди множества ответов бросалось в глаза одно: упоминаемые лица почти всегда были мужчинами. Действительно, во всех интервью упоминалась только одна женщина-ученый, которая не была лично знакома с респондентами: антрополог-эволюционист Элис Робертс. Тот же результат был воспроизведен в экспериментальных исследованиях в рамках той же исследовательской программы. Здесь мы попросили 134 человека перечислить как можно больше ученых-атеистов и религиоведов. Единственными женщинами, которых упомянули наши участники этого исследования, были Мария Кюри и Флоренс Найтингейл.
В честь Международного дня женщин и девочек в науке ООН приводит известную статистику о том, что менее 30 % исследователей во всем мире составляют женщины, и только около 30 % студенток выбирают области высшего образования, связанные с STEMM. В некотором смысле, однако, эти заголовки статистики рисуют слишком позитивную картину. Отчасти это связано с тем, что ситуация становится все более мрачной по мере продвижения вверх по иерархии занятости, что часто называют эффектом «дырявого трубопровода». В Великобритании только 25,5% профессоров (по всем дисциплинам, как STEMM, так и не STEMM) составляют женщины.
Это создает порочный круг, в котором ведущие ученые — люди, которые получают возможность выступать публично в качестве научных авторитетов — в подавляющем большинстве являются мужчинами, что, в свою очередь, усиливает тенденцию широкой публики неявно ассоциировать «научность» с «быть мужчиной». ‘. Наше исследование показало, что, даже если был достигнут некоторый прогресс в разрушении стереотипов, прочная культурная связь между наукой и мужественностью сохраняется: различные мужчины, которые вообще не являются профессиональными учеными, — Дэвид Аттенборо и даже Рики Жерве — упоминались в наших интервью чаще. чаще, чем все женщины ученые составили .
Это, конечно, влияет на опыт женщин на научной работе. Существует множество исследований, показывающих, что женщины часто чувствуют, что они не в науке, что может побудить их тяготеть к тем областям, в которых у них действительно есть чувство принадлежности. Их опыт работы, как правило, хуже: 50% женщин в STEMM (по сравнению с 19% мужчин) говорят, что они когда-либо сталкивались с гендерной дискриминацией на работе, а 20% (по сравнению с 7% мужчин) говорят, что их пол мешало добиться успеха в работе. Эти проценты еще выше для женщин, работающих в области STEMM, которые имеют ученую степень, «работают на компьютере» или работают преимущественно на мужских должностях. Частично это связано с практикой на рабочем месте, такой как послеродовая дискриминация, которая распространена во многих профессиональных кругах, но эти отличительные, широко распространенные культурные ассоциации также играют роль, и с ними необходимо целенаправленно бороться.
Наиболее распространенным ответом на гендерное неравенство в научных профессиях является создание инициатив, направленных на поощрение женщин в науке, но такие усилия часто имеют недостатки. С одной стороны, простое поощрение мало что дает для решения материальных реалий научной работы, особенно неформального характера ранней карьеры в научных кругах, что оказывает несоразмерное влияние на продвижение женщин по карьерной лестнице. С другой стороны, это может привести к индивидуалистическому подходу к противостоянию стереотипу, который поддерживается и требует коллективного оспаривания.
Размышляя о том, как целенаправленно бросить вызов научным стереотипам, полезно рассмотреть пример медицины. Медицина — одна из немногих дисциплин STEMM, в которой женщины и этнические меньшинства представлены больше всего. Однако называть это безоговорочным «успехом» было бы слишком поспешно. Причины такой чрезмерной представленности сложны. Чрезмерное представительство женщин отчасти объясняется тем, что медицина является высокооплачиваемым образованием, и девочки теперь, как правило, превосходят мальчиков на GCSE и A-Level. В случае с этническими меньшинствами культурные нормы некоторых этнических меньшинств сочетаются с тенденцией семей из более бедных семей направлять своих детей на получение профессионального образования.
Важным моментом, однако, является то, что такое преувеличение не обязательно опровергает стереотипы, связанные с наукой, и даже может усиливать их. Наряду с вышеперечисленными факторами чрезмерное представительство женщин в медицине частично объясняется тем, что медицина рассматривается как «заботливая» профессия — в отличие от других, более абстрактных, даже предположительно «рациональных» дисциплин STEMM. Что касается этнических меньшинств, британские пакистанцы и британские бангладешские мусульмане теперь могут быть чрезмерно представлены на медицинских курсах и в карьере, но эти люди по-прежнему страдают от исламофобии, которая наблюдается как в высшем образовании, так и в NHS и которая непропорционально затрагивает женщин. Даже в условиях, когда группы меньшинств кажутся «преуспевающими», связанные с наукой стереотипы, такие как идея о том, что ислам является «антинаучным», могут иметь разрушительные последствия.
Наивный взгляд на равенство позволяет учреждениям использовать такие примеры локального чрезмерного представительства как способ скрыть неудобную реальность. Это может принимать форму акцентирования внимания на определенных степенях или ролях сотрудников, которые противоречат общей тенденции, или может включать в себя разрешение — намеренно или нет — некоторым инициативам по обеспечению равенства, чтобы затормозить прогресс в других местах. Калвант Бхопал убедительно написал о том, как работа по гендерному равенству в высшем образовании может использоваться для маскировки отсутствия интереса к включению расовых меньшинств, что, возможно, является одной из причин того факта, что чернокожие женщины и женщины из числа этнических меньшинств составляют только 2,3% профессоров Великобритании, при этом в стране всего 25 чернокожих британских женщин-профессоров. Такая статистика не дезагрегирована по дисциплинам, но один анализ Runnymede 2017 года дает нам основания полагать, что ситуация особенно плоха в областях STEMM: их анализ 9Среди 9 чернокожих профессоров и профессоров из числа этнических меньшинств только 24 из областей STEMM и всего 10 ученых STEMM вне медицины.