Метафора для чего используется – Что такое метафора и зачем она нужна

Что такое метафора и зачем она нужна

Метафора – это выражение или слово, которое произносится в переносном смысле. Основой метафоры является некое явление или предмет, которые обладают с ним сходством. Выражаясь простым языком – одно слово заменяют другим, которое имеет с ним схожий признак. В литературе метафору используют очень давно.

Составляющие метафоры

Метафора имеет 4 части.

1. Контекст – это отрывок текста, который имеет законченный вид и объединяет по смыслу все отдельные слова и предложения, которые в него входят.

2. Объект.

3. Сам процесс, при помощи которого выполняется данная функция

4. Применение процесса. Так же процесс может пересекаться с различными ситуациями.

Еще в Древней Греции Аристотель раскрыл такое понятие, как метафора. Именно он сформировал на неё взгляд, как на принадлежность языка, которая позволяет достигнуть различные цели, в том числе и познавательные.

Философы древности были уверены, что метафору человеку дала сама матушка природа. Метафора так утвердилась в повседневной речи людей, что отпала необходимость называть многие понятия буквально. Использование метафоры пополняет недостаток слов в речи. После этого метафору начали считать, как дополнительным приложением к механизму языка.

Для науки она считалась вредной, поскольку заводила в тупик тех, кто искал истину. Но как бы там ни было, метафора продолжала существовать в литературе, поскольку это было необходимо, что бы она развивалась. Чаще всего метафору применяли в поэзии.

И только с начала 20-го века, метафору признали неотъемлемой части русской речи, а научные материалы, которые писались с её использованием, начали писаться в совершенно новых измерениях. Это помогло объединить материалы, которые имеют совершенно разную природу.

Благодаря метафоре, которую широко применяли в литературе, смогли увидеть, как появляются загадки, пословицы, аллегории.

Как строится метафора

Создание метафоры происходит из 4-х компонентов: это две группы и свойства каждой из них. Признаки, которые есть в одной группе объектов, предлагаются к другой группе.

Допустим человека называют львом. Это означает, что такой человек наделён похожими характеристиками. В следствии создаётся некий новый образ, где слово «лев» имеет фигуральное значение и обозначает «могучий и бесстрашный».

Для разных языков метафоры специфичны. В русском языке слово «осёл» может означать упрямство и глупость, а вот у испанцев оно означает трудолюбие.

Литературная метафора у разных народов может отличаться. Это необходимо учитывать, когда происходит перевод текста с одного языка на другой.

Какие функции в себя включает метафора

Самая главная функция метафоры – это очень эмоциональная окраска речи. При этом из совершенно разных объектов могут быть созданы богатые и очень емкие образы.

Ещё одной функцией метафоры является номинативная. Она заключается в том, что наполняет язык некими лексическими или фразеологическими конструкциями, такими, например, как: анютины глазки, горлышко бутылки, излучина реки.

Кроме этих функций, метафора выполняет и много других. На самом деле это очень глубокое и широкое понятие.

Какие же бывают метафоры

Метафоры делятся на такие виды:

1.Резкая.

Она соединяет понятия, которые лежат в разных плоскостях. Например: «Иду по городу, словно расстрелянный глазами…»

2.Стертая.

Она настолько вошла в обиход, что её фигуральный характер практически незаметен. Её переносное значение незаметно, настолько она стала привычной. Например: «С самого утра ко мне уже начали тянуться люди». Так же она может обнаруживаться, когда переводят текст с одного языка на другой.

3.Метафора-формула.

В данном случае её преобразование в прямой смысл полностью исключается (колесо фортуны, червь сомнений). Такая метафора уже давно стала стереотипом.

4.Развернутая.

Эта метафорам в логической последовательности содержит довольно большое сообщение.

5.Реализованная.

Она применяется по своему прямому назначению. Например: «Пришёл в себя, а там опять тупик».

Что такое метафора в литературе

Думаю, что вам будет очень сложно представить современную жизнь без различных метафорически образов или сравнений. Метафоры мы встречаем в повседневной жизни, но очень их много в литературе.

Они необходимы, чтобы как можно ярче раскрыть различные образы и сути явлений. Самой эффективной метафорой в поэзии является развёрнутая, которая представляется такими способами:

1.Косвенное сообщение. В нём используется образное выражение или какая-то история, в которой применяются сравнения.

2.Обороты речи, в которых применяются слова в переносном смысле. Эти слова основаны на аналогии, сходстве или сравнении.

Развёрнутая метафора раскрывается последовательно в небольшом текстовом фрагменте: «С рассветом заря умывается мелким дождиком».

Некоторые классические авторы считали, что метафора стала отдельным явлением в литературе. Это явление приобрело совершенно новый смысл.

Метафора могла стать целью автора и выводила читателя к совершенно новому смыслу, к новому, неожиданному значению. И таких метафор много в художественных произведениях классиков. Взять хотя бы произведение Гоголя «Нос». Само слово «нос» приобрело в его рассказе метафорическое значение. Особенно богаты метафорами произведения Вильяма Шекспира. Они придают героям и событиям некий новый смысл.

Заключение

Сейчас большинство рекламных агентств применяет различные метафорические образы при создании рекламы. Такие образы помогают разбудить воображение человека, и потребитель делает нужный выбор.

Метафора очень эффективно воздействует на сознание человека, благодаря своей эмоциональной окраске и своим образам. Особенно это хорошо наблюдается в поэзии. Метафоры настолько сильно влияют на человека, что это используют в своем практике психологи. Они помогают пациентам решить проблемы, которые связаны с психикой.

Если у вас есть какой-то внутренний конфликт и вы сами не можете с ним справиться, тогда предлагаю вам записаться на консультацию к профессиональному психологу Ирине Орда в таких городах, как Челябинск, Курган, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Уфа, Омск и в других регионах России, а также в Казахстане.

 

Мира вам в душе!

С любовью, Ирина Орда!

Август 2017

 Рассказать друзьям

www.iorda.ru

❶ Зачем нужны метафоры 🚩 для чего используется метафора 🚩 Гуманитарные науки


Для метафоры необходимо, чтобы человек осознавал ее действенность. Когда вы говорите «до глубины души», под словом «глубина» подразумеваете духовный феномен, не имеющий ничего общего с пространством и лишенный таких характеристик, как дно или поверхность. Ведь обозначая «глубину» как некоторую частицу души, каждый понимает, что это слово использовано не в прямом смысле, а нужный косвенный смысл является производным от прямого.

Зачем человек использует слова не по прямому предназначению? Почему не предпочитает прямого обозначения и не употребляет слова в собственном смысле?

Интересующий человека психический объект не только тяжело назвать, но и трудно понять. Он ускользает, его невозможно уловить. Метафора служит развитию мышления, а не только наименованию предмета.

Глубокая функция метафоры заключается в познании. Она нужна не только для того, чтобы сделать мысль человека доступной для других людей, но и самому человеку для того, чтобы объект стал более доступен для мышления.

Метафора является важным орудием мышления, а не только средством выражения мысли. Далеко не все объекты доступны мышлению индивида, не обо всех вещах он может составить четкое отдельное представление. Ваша душа вынуждена обращаться к легко доступным объектам, приняв их в качестве отправной точки и составив себе понятие о трудноуловимых, более сложных вещах.

Метафора – это орудие мысли, при помощи которого человеку удастся достигнуть наиболее отдаленных участков концептуального поля. Она не раздвигает границ мыслимого, а только обеспечивает доступ к тем вещам, которые смутно виднеются на дальних рубежах.

Метафора широко используется в поэзии, где ее функция досконально изучена. К поэтической и научной метафоре подходят с одинаковых позиций. Ее рассматривают как чарующую вспышку, озарившую своим светом. К ней не применяют понятие истины и не считают орудием познания действительности. И это не мешает заметить, что поэзии не чуждо исследование, а его методы способны открывать такие же позитивные факты, какие открывает наука.

www.kakprosto.ru

Что такое метафора и зачем она нужна :: SYL.ru

Понятие метафоры

Наш русский язык, названный могучим и великим, разнообразен и, на первый взгляд, непонятен ни одному иностранцу. Мы можем придумывать новые слова, употреблять их в разной словоформе, что вряд ли доступно людям, для которых этот язык не является родным. Особенно им непонятны наши тропы, то есть изобразительно-выразительные средства, в число которых входят и метафоры. Что такое метафора? Для человека, который занимается изучением русского языка довольно плотно, ответ на этот вопрос очевиден. Метафора – это переносное употребление слов, основанное на перенесении признаков с одного явления на другое. Возможен такой перенос благодаря сравнению двух предметов. Например, «золотое кольцо» и «золотые волосы». В основе сравнения лежит цветовой признак. Другими словами, ответ на вопрос, что такое метафора, может звучать следующим образом — это скрытое сравнение.

что такое метафора

Выделяют три элемента сравнения:

— Предмет сравнения (здесь рассматривается, что сравнивается).

— Образ сравнения (за основу берется предмет, с чем сравнивают).

— Признак сравнения (на основании чего происходит сравнение).

Основные функции метафоры

1. Оценочная.
Обычно применение метафор направлено на то, чтобы вызвать у человека какие-то определенные чувства и представления. Взять, например, такое выражение, как «бронза мускулов». Понятно, что здесь имеются в виду крепкие, накачанные мускулы. 
2. Эмотивно- (эмоционально)-оценочная.
Еще одна функция, подчеркивающая значение метафоры в придании речи определенной образности. Здесь речь идет уже не только об усилении какого-то признака, а о создании нового образа. Например, «говор волн». Волны уподобляются живому существу, в воображении человека встает картина, изображающая неспешное бормотание волн.

3. Номинативная (назывная).
С помощью этой функции в языковой контекст вводится новый объект. Например, «тянуть резину», то есть медлить.
4. Познавательная.

значение метафорыМетафоры позволяют увидеть существенное и очевидное в предмете. Зная, что такое метафора, можно разнообразить свою речь, сделать ее более образной.

Разновидности метафор

Метафоры, как и любые тропы, имеют свои разновидности:

— Резкая. Такая метафора связывает далеко стоящие по смыслу понятия.
— Стертая. Абсолютно противоположна резкой метафоре, соединяет понятия, которые похожи между собой. Например, «ручка двери».
— Метафора в виде формулы. Близка к стертой метафоре, но являет собой застывшее выражение. Разложить ее на составляющие иногда невозможно. Например, «чаша бытия».
— Развернутая. Такая метафора довольно объемна и разворачивается на протяжении всего фрагмента речи.

функции метафоры— Реализованная. Такая метафора используется иногда в прямом значении. Чаще всего для создания комической ситуации. Например, «прежде чем выйти из себя, подумай о дороге обратно».

Существует множество разновидностей метафоры, таких, например, как синекдоха или метонимия. Но это уже более глубокий уровень изучения языка. Таким образом, зная, что такое метафора, можно с легкостью использовать ее в своей речи, делая её более красивой, разнообразной и понятной.

www.syl.ru

Что такое метафора и где она используется

Среди художественных средств, которыми располагает любой автор вне завистимости от жанра, в котором он пишет, особое место занимает метафора. Она позволяет обогатить речь и окрасить в нужные эмоциональные оттенки практически любое произведение, наиболее точно передать образ того или иного объекта или явления. Что такое метафора? Это перенесение свойств одного предмета или явления на другой, основанное на их сходстве, то есть что-то вроде сравнения, только скрытого, без слова «как» и ему подобных, но при этом читатель полностью понимает, что это именно сравнение.

Это может быть использование названия одного объекта для того, чтобы описать свойства другого. Примером могут служить строки из многих стихотворных произведений, например, «Пешеходов морда дождя обсосала» у Маяковского – понятно, что несчастных граждан никто не обсасывал, а просто они попали под сильный дождь, но образ получился очень ярким и понятным – если бы автор написал более прямо, получилось бы гораздо менее выразительно. Иногда для того, чтобы точно определить, метафора это или эпитет, нужно четко понимать, что такое метафора и что такое эпитет, да и то это помогает не всегда. В первую очередь, это касается прилагательных, например, «золотая осень» – слово «золотая» здесь можно рассматривать и как метафору, и как эпитет.

Также функции метафоры могут нести целые образы героев произведений: в частности, это присуще произведениям Горького, например, образу матери в одноименном произведении. Также значение метафоры имеют практически все пословицы и поговорки: например, «у семи нянек дитя без глазу» применяется отнюдь не только по отношению к довольно редкой ситуации, когда имеется семь гувернанток на одного несчастного ребенка.

Чтобы понять, что такое метафора, можно представить ситуацию, когда один человек пытается долго и нудно объяснить другому то, как он видит то или иное явление – как мы знаем, это довольно непросто, но в этом случае можно обратиться к выразительному образу, и тогда все сразу встанет на свои места. То есть в функции метафоры входит быстрая и понятная передача эмоции или ощущения.

На самом деле не обязательно знать, что такое метафора, чтобы ей пользоваться. Мы сталкиваемся с ними далеко не только в высокохудожественных произведениях. Например, образы сновидений – это практически всегда метафора, именно поэтому они являются одним из первых и любимых предметов изучения психологов и психиатров. Кстати, сами эти специалисты в своей работе тоже частенько используют метафоры – это помогает им находить более тонкий подход к пациентам.

Также и мы: часто в повседневной жизни случаются такие ситуации, когда бывает неуместным заявить что-то прямо, и приходится искать слова, передающие желаемый смысл, но по сути совершенно другие: как мы уже знаем, это тоже метафора.

Очень широко метафора используется в рекламе: большинство рекламных слоганов – метафоры. В самом деле, если воспринимать их буквально – чаще всего получается какая-то ерунда, но, тем не менее, они находят отклик именно у тех, кому адресованы, и ведь они далеко не всегда задумываются, что такое метафора, и тем более, что обращена она именно к ним.

Таким образом, метафора – это один из самых распространенных языковых приемов, который давно вышел за рамки литературы и с успехом используется каждым из нас в повседневной жизни. Метафора позволяет человеку вместо долгих и путаных объяснений наиболее точно передать то, что он хочет сказать, в любой ситуации. Без этого художественного средства было бы гораздо сложнее находить отклик в других сердцах не только поэтам и писателям, но и всем нам. Это такая уникальная вещь, которая помогает всем, вне зависимости от того, знают ли они, что такое метафора.

fb.ru

3.2. Использование метафор

Метафоры находят применение в различных сферах: от детских сказок, где добро побеждает зло — лягушка становится принцем, до бизнеса, где постоянно пробуждаются воинственные настроения и объявляется «мобилизация». Большинство ежедневных замечаний являются обычными метафорами, которые многие охотно используют, если изложение сути дела или сложные объяснения могут только внести путаницу или оттолкнуть собеседников.

Примеры простых метафор представлены соответственно репрезентативным системам:

Визуальные метафоры Я вижу, чего ты хочешь. Он выглядит сумасшедшим. Посмотри на это моими глазами. Это мое самое живое воспоминание. Я вижу, как это могло бы быть. Вы должны узнать их точку зрения. Я вижу его насквозь. Мне нужна другая точка зрения. Пролить свет на вопрос. Она — копия своей матери. Давайте рассмотрим положительные стороны.

Аудиальные метафоры Мы с тобой на одной волне. Мы говорим на одном языке. Настройся на это. Акцент на успех. Душа поет.

Кинестетические метафоры Биться лбом о стену. Уловить смысл. Взять себя в руки. Он тверд, как скала. Это задевает его чувства. Протянуть руку помощи.

Использование сложных метафор позволяет бессознательному самому определять значения и находить ресурсы. Следовательно, для создания содержательной метафоры, которая поможет решению проблемы, связи между частями рассказа должны быть такими же, как между элементами проблемы.

Когда участники тренинга сталкиваются со сложными личностными проблемами, часто используется следующее упражнение: 1. А рассказывает Б о существующей проблеме. 2. Б слушает, отмечает ключевые элементы проблемы и используемый язык (так же, как физиологические проявления, глазные ключи доступа и т. д.). 3. Б придумывает историю, в которой на основе последовательности ключевых событий с помощью присоединения к языку пересказывает проблему, заканчивая моментом ее признания А. 4. Б рассказывает А свою историю. Как только проблема обнаружится, Б умолкает и А сам заканчивает рассказ.

Замечание. Б не предлагает решения. Его метафорический рассказ должен быть подхвачен и закончен А.

Очевидно, что такое структурированное переживание позволит А тут же или со временем извлечь что-то полезное для себя, ранее не осознаваемое. Это может послужить толчком к началу изменений. Обратная связь показывает: поскольку решение не было навязано А, а принято самостоятельно, повышаются шансы его успешного применения в следующий раз.

Основными шагами при создании метафор являются: а) сбор информации; б) создание метафоры: – выбор контекста; – осознание используемой стратегии; – рефрейминг исходной проблемы; в) употребление метафоры: – понимание ощущений другого; – тонкость в использовании ситуаций. г) ожидание реакции: – предоставление другому возможности найти собственное решение; – улавливание невербальных сигналов.

Тренеру необходим навык распознавания двух наиболее информативных типов метафор: – изоморфных; – выявляющих.

Изоморфная метафора формально подобна рассказу обучающегося. Ключевыми навыками при этом являются подстройка и ведение, доступ к осознанным и неосознанным возможностям, выбор одного решения из нескольких возможных.

Выявляющая метафора предназначена для получения определенной реакции, позволяющей раскрыть разнообразие состояний сознания и соответствующие им ресурсы. Она помогает обучающимся получить доступ к собственным возможностям и предоставляет свободу выбора.

В книге «Карты, модели и структура реальности» (Kim Kostere and Linda Malatesta, 1990), из которой взяты эти два определения, авторы утверждают, что «существуют два ключевых понятия для понимания метафоры: – смещенный референтный индекс; – трансдеривационный поиск».

Они объясняют их так. Смещенный референтный индекс имеет отношение к условию «как если бы», обязательному для всех метафор. В каждой метафоре есть определенный элемент символизма. Символизм может быть либо абстрактным, либо конкретным. Метафоры с абстрактным символизмом называются глубокими, а содержащие конкретные символы — поверхностными. Независимо от характера метафоры обучающийся обычно идентифицирует себя с одним или несколькими символами и с их точки зрения интерпретирует и осмысляет его значение.

Трансдеривационный поиск позволяет установить связь языка с опытом. Именно посредством трансдеривационного поиска обучающийся ассоциирует использованные в метафоре слова с собственной моделью мира. Таким образом, интерпретация метафоры у каждого уникальна, так как используемые в рассказе слова отражают индивидуальные внутренние сенсорные системы. Участники тренинга интерпретируют представленную метафору наиболее конгруэнтным себе способом и в соответствии с желаемой целью.

Не исключено, что эта информация усложнит применение соответствующего навыка тренером, но зато поможет понять, когда его следует взять на вооружение.

Предлагаемый популярный в НЛП рассказ иллюстрирует некоторые сложности, с которыми приходится сталкиваться тренерам и учителям.

Один фермер темным вечером проходил мимо колодца и услышал из глубины крик о помощи. «Что случилось?» — крикнул он вниз. Голос из колодца ответил: «Я — учитель, случайно свалился сюда и не могу выбраться». «Не беспокойся, сейчас я принесу веревку и лестницу», — сказал фермер. «Подожди минутку, пожалуйста, — остановил его учитель, — у тебя хромает грамматика и плохая дикция, нужно заняться этим». «Если для тебя это так важно, — сердито заявил фермер, — оставайся там, пока я не научусь говорить правильно». И пошел дальше.

Каждый воспримет эту историю в соответствии со своими убеждениями и моделью мира. Учителя могут счесть ее неправдивой и оскорбительной, но между тем признать, что подобные черты встречаются у их коллег. Обучающимся она, вероятно, понравится по ряду причин.

Использование метафор — это хороший способ стимулировать решение проблем, творческий подход и появление новых мыслей и образов. Для начала в небольших группах можно попробовать подобрать метафоры к следующим примерам: Обучение подобно растущему дереву. Человек стоит на вершине горы жизни. Рюкзак может быть наполнен камнями или мечтами. Жизнь похожа на карусель. Обучение — это марафон. Использование метафор

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ · Осознавайте свои метафоры и метафоры обучающихся. · Используйте метафоры, чтобы помочь обучающимся добиться результата. · Помогайте обучающимся создавать собственные метафоры. · Для создания метафор проделайте следующие шаги: – соберите информацию; – создайте метафору; – употребите ее; – ждите реакцию. · Не забывайте о двух типах метафор: – изоморфных; – выявляющих. · Помните о двух важных понятиях: – смещенный референтный индекс; – трансдеривационный поиск. · Употребляйте метафоры для стимулирования творчества, решения проблем и возникновения новых мыслей и образов.’ · Создавайте собственные метафоры в тренинге, для понимания конкретных тем и проблем.

Метафоры «работают» на разных уровнях, их воздействие основано на глубинной структуре языка, которую полезно знать и понимать. Метафоры можно постоянно использовать в общении. В руках виртуозного тренера они способны незаметно для обучающихся привести к значительным переменам.

Для тренеров, которые сомневаются в эффективности метафор, следует добавить: во-первых, Иисус многие свои проповеди основывал на метафорах; во-вторых, быть тренером само по себе является метафорой жизни с убеждением в том, чего можно достичь.

УПРАЖНЕНИЯ 1. Используйте упражнения, рассмотренные в этом разделе. 2. Применяйте выработанные навыки не только на занятиях. Оценивайте их эффективность по реакциям, происходящим изменениям и успехам в обучении. 3. Используйте навыки создания метафор. 4. Поощряйте использование обучающимися метафор по отношению друг к ДРУГУ (и к вам). 5. Отмечайте метафоры, в том числе используемые неосознанно, на занятиях и вне тренинга.

studfile.net

что это такое и как использовать метафоры

Как иногда бывает трудно выразить свои чувства, пересказать фильм, поразить собеседника точным сравнением. В таких случаях на помощь приходит метафора. Она делает нашу речь живой, эмоциональной, объемной, драйвовой. Как образные сравнения помогают нам общаться? Когда используется в кино или рекламе? Зачем психотерапевты сочиняют сказки? Возможно, пришла пора напрячь извилины мозга и погрузиться в мир иносказаний.

Что такое метафора

Метафоры — это слова или целые выражения в переносном значении, в которых собираются свойства далеких друг от друга предметов: оттенки, формы, предназначения, происхождение, характер.  Они делают речь живой, насыщенной, яркой, сочной. С помощью аналогии они помогают добиться эффекта глубины описания: ясные очи, золотые лучи, тяжелый взгляд, бархатная ночь. Без метафор мы были бы вынуждены беспрерывно выдумывать все новые слова и перегружать свою память тяжелым грузом. А наше общение было бы похоже на цитирование словаря или пересказ нормативных актов.

Термин происходит от греческого слова «metaphora» и переводится как «перенос». Основанная на ярких, неожиданных аналогиях метафора создает некое «ощущение подобия», которое вызывает в воображении ассоциации, создает образы. Благодаря этому человеческий мозг быстрее находит взаимосвязь между описанным предметом и своим личным опытом.

Большинство людей воспринимает метафоры как поэтическое или литературное средство украшения речи, которое мало используется для бытового общения. Это не совсем верно.  Метафоры используются везде: для объяснения материала на уроке, улаживания конфликта, ведения переговоров, публичных выступлениях.

  • Метафора помогает понять характер человека или его поступки: душа поет, душа болит, железные нервы.
  • Она удерживает внимание на самых важных вещах: перекресток жизни, излить душу, вывернуться наизнанку.
  • Она прекрасно работает в школьном образовании и общении с детьми: селезенка – это депо крови, снег похож на белое покрывало.
  • Она помогает отточить чувство юмора: во время сна кора мозга мирно дрыхнет, а на вахту заступает подкорка.

Метафора усиливает конкурентные преимущества человека по сравнению с собеседником. Человек, умеющий образно говорить, быстро адаптируется и производит впечатление в любой компании, добивается желаемого.

Эволюция метафоры

В разговорной речи мы настолько часто используем метафоры, что сами этого не осознаем. Кажется, что они существовали всегда. Точной даты или автора первого иносказания назвать невозможно. Но известно, что первая концепция была дана Аристотелем. Он вообще считал жизнь одной объемной метафорой. Цицерон придал высказыванию категоричность: «Метафора есть сравнение, сокращенное до единственного слова».

Неудивительно, что самые древние иносказания и красивые обороты речи, которые мы используем сегодня, родом из Античного мира:

Ахиллесова пята – уязвимое место человека.

Ящик Пандоры – источник множества проблем.

Прокрустово ложе – одна мерка для всех.

В древнерусской литературе метафоры были культурными скрепами, которые увязывали между собой народный быт и культуру:

Река жизни – вся жизнь.

Мутная вода – символ нечестных действий.

Поникшая трава – олицетворение скорби.

Серебряные нити – седые волосы.

Метафоры присутствуют в названиях растений (пастушья сумка, белокрыльник болотный), описании знаковых дат (тещин четверг, прощеное воскресенье) или природных явлений (хрустальная вода, лютые морозы). Некоторые выражения настолько трансформировались, что объединили несколько слов и стали единым целым: громоотвод, бесхребетный, столбенеть, афишировать.

Функции метафоры

Создатели красочных иносказаний – поэты, писатели, журналисты. Однако образные речевые обороты привлекают исследователей из разных научных направлений: риторики, философии, логики, лингвистики, когнитивной психологии, кинематографии. Люди, владеющие искусством образной речи, считаются прекрасными собеседниками или рассказчиками. Они умеют говорить на чистом языке без повторений, банальщины или «словесного мусора» и буквально гипнотизируют слушателей своими словами.

Кроме определения метафоры лингвисты также описывают ее функции. В 1992 году доктор филологических наук, профессор Харченко В. К. опубликовала научное исследование, согласно которого есть 15 функций метафорических оборотов. Остановимся на пяти основных:

  1. Информативная – цель передать информацию подробно и фигурально.
  2. Стилеобразующая – принимает участие в построении узнаваемого литературного стиля.
  3. Текстообразующая – используется для усиления образа, особенно отслеживаются в лирических стихотворениях.
  4. Жанрообразующая – участвует в создании того или иного жанра.
  5. Эмоционально-оценочная – создает фон произведения, помогает автору передать свое отношение к ситуации, герою или его поступкам.

Самые цитируемые мастера метафорических оборотов – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В. Маяковский. Но не только классики славятся образной речью. Современные авторы активно применяют эти приемы в своих творениях. Автор книг о «Гарри Поттере» Джоан Роулинг поведала, что болезнь профессора-оборотня Люпина в переносном значении указывала на ВИЧ. А деление на маглов (простых людей), грязнокровок и чистокровных волшебников метафорически описывает ксенофобию.

Виды метафор

Лингвисты разделяют метафоры на 6 видов:

Стертые (эпифоры)

Они так давно вошли в наш лексикон, что даже не относятся к художественной речи:

Горлышко бутылки.

Рукав реки.

Ревущий океан.

Ножка стула.

Золотые руки.

Резкие (диафоры)

Они объединяют контрастные слова для усиления эффекта от иносказания:

Взрыв эмоций.

Медоточивые уста.

Горькая правда.

Преувеличения

С их помощью мы намеренно увеличиваем масштаб происходящего:

Огромный, как скала.

Я тебе тысячу раз напоминал.

Я уже сто лет не ел.

Олицетворение

Когда неодушевленному предмету приписываем черты характера или поведение человека:

Луна спряталась за тучку.

Ветер выл сильнее волка.

«Ревет и стонет Днепр широкий…», — Т. Шевченко.

Замена (метонимия)

Замена одного слова смежными понятиями:

Столовое серебро  – вместо посуда из серебра.

Пью зверобой – вместо пью настойку зверобоя.

Выпил три бутылки молока – вместо выпил литр молока.

Развернутые

Они, как правило, используются в литературе и могут разворачиваться на протяжении целого предложения или абзаца:

«…Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован,

Легкой цепью пуховой…», – писал в стихотворении «Чародейкою зимою» Ф. И. Тютчев.

Меткие метафоры преобразовались в афоризмы, которыми многие описывают свою жизнь. Или ставят статусы в соцсети:

Не умеешь петь, не пей.

Единственный способ жить хорошо – уходить оттуда, где плохо.

Бояться нужно не смерти, а пустой жизни.

Метафоры в искусстве

Чаще всего метафоры используются в литературе для художественной красоты. Но используются они и в других видах искусства: живописи, архитектуре, музыке, кино.

В архитектуре самым ярким примером метафорического изображения считаются Атланты и Кариатиды, поддерживающие крыши, балконы. Опоры в виде человеческих фигур сделаны не просто так. Мужские фигуры ассоциируются с силой, женские – со стройностью.

В живописи визуальные иносказания считаются загадкой для зрителя. Например, о картинах «Постоянство памяти» С. Дали и «Черный квадрат» Малевича и сегодня спорят искусствоведы. А полотна Н. Рериха или Босха переполнены образами и иносказаниями.

В киноиндустрии меткие метафоры используют для названий фильмов. Это «Человек дождя», «Горячие головы» или «Грязные танцы». В самих кинолентах тонкие иносказания передают настроение и тональность, привлекают внимание к незаметным элементам, намекают и интригуют.

В рекламе метафоры усиливают желание покупателя, вызвать приятные ассоциации именно с этим продуктом:

Аромат жизни – дезодорант.

Жизненная сила – Черный Жемчуг.

Материнская любовь – шоколадки Киндер.

Магия цвета – краска для волос.

Вкус природы – леденцы.

Метафора: что это с точки зрения психотерапии

Психотерапевты обращаются к метафоре, чтобы помочь клиенту осознать или пережить личную проблему. Особенно на первых встречах, когда клиент не умеет формулировать запрос, рассказывает «много и ни о чем». В таком случае психотерапевт вспоминает или придумывает историю из своей жизни и предлагает собеседнику продолжить ее, выразить свое отношение. Цель таких историй – инициировать ассоциации, которые помогут психоаналитику понять проблему клиента.

Иногда метафорические иносказания побуждают клиента самого найти решение проблемы. Например, ему предлагается поучаствовать в придуманной истории. Клиент ассоциирует себя по очереди со всеми участниками сценки, даже с неодушевленными (деревом или стулом). Погружение в каждую роль помогает ему взглянуть на проблему со стороны и отыскать решение. Такая психологическая «подводка» с ассоциациями намного действенней, чем прямые советы.

Метафоры – это основной прием психотерапии с детьми или подростками. Малыша трех-пяти лет невозможно заставить высказаться о чем-либо. Иногда правду просто невозможно отличить от детских фантазий. Чтобы разобраться в проблеме психолог предлагает поиграть, порисовать или заняться лепкой. Например, чтобы выяснить отношение к родителям, братьям или сестрам, ребенку предлагают нарисовать их или слепить из пластилина. Если одного из родителей ребенок лепит червяком, а другого драконом, становится понятно – кого он боится или недолюбливает.

Кроме того красивая, запоминающаяся, живая речь терапевта помогает наладить общение с клиентом.

Сказкотерапия: сказка обо мне самом

Бывает, что жизненную проблему решить логически не получается. Когда рациональная часть мозга устает, на помощь приходит сказкотерапия, способная увлечь, развеселить  и вылечить одновременно.  Иногда она помогает решить тупиковую ситуацию. Неудивительно, ведь сказки, легенды и пословицы издавна использовались для обучения человека с помощью переносных значений. Потом они стали инструментом детского обучения и плавно перешли в психотерапию.

На сеансе сказкотерапии терапевт предлагает клиенту придумать сказку о себе и внимательно слушает. Если на каком-то сюжете рассказчик запинается, высказывает тревогу, психотерапевт помогает прояснить механизм сбоя. Если рассказ обрывается на неприятном событии, психолог предлагает альтернативы решения, помогает клиенту обойти ловушки и неприятные ситуации.

В работе с детьми основным рассказчиком является терапевт. Он предлагает историю и следит за реакцией ребенка. Иногда проводят групповые сеансы с костюмами, куклами, декорациями.

Выводы:

  • Метафоры строятся на внешней или внутренней схожести двух понятий, порождают нужные ассоциации.
  • Знание известных метафорических выражений помогает сохранить национальную идентичность.
  • Силу терапевтические метафоры используют в психотерапии, чтобы помочь человеку найти собственные ресурсы и решение личной проблемы.
  • Сказкотерапия приходит на помощь тогда, когда логика не помогает.

wikigrowth.ru

Что такое метафора

Метафора – это, пожалуй, самый распространённый вид тропа. В основе метафоры лежит сравнение. Всем, наверно, ещё со школы запомнилось определение: «Метафора – скрытое сравнение». Но не всегда понятно, что же там скрыли. А скрыли – первую часть сравнения. Например, сравнение: «Заря на восточной части неба горит, как при пожаре». Красиво? В принципе, да. Но не особо лаконично. А теперь метафора: «Горит восток зарёю новой»… Стоит закрыть часть сравнения – «как при пожаре» (ведь и так понятно, о чём речь!), как фраза приобретает совсем другое звучание, появляется образность и многозначность. В результате текст от сворачивания сравнения в метафору только выигрывает.

Д.Н. Ушаков выделяет две основные модели, по которым образуются метафоры. В основе первой лежит олицетворение, в основе второй – овеществление.

Олицетворяющие метафоры, по мнению языковеда, самые древние в языке: «снег лежит», «мороз сковал реки», «ручей бежит», «год пролетел», «время остановилось», «тоска грызет», «заела скука», «чувства угасают». Собственно, это и есть олицетворение, которое обычно выделяют в отдельный вид выразительных средств.

Овеществляющие метафоры: « железная воля», «глубокая печаль», «тонкая мысль», «горькая усмешка», «сладкие речи», «языки пламени», «ручка двери». Как легко заметить, это эпитеты.

Такова тесная связь между выразительными средствами языка, что зачастую затрудняет выделение определённого тропа и позволяет говорить о синкретизме выразительных средств.

Метафора делает нашу речь более выразительной, запоминающейся, а стихи – живыми и красочными. Удачная метафора вызывает у читателя положительный отклик, порождает множество ассоциаций, действует не столько на разум, сколько на чувства, подсознание. Недаром в НЛП много внимания уделяют правильному подбору метафор в тексте.

При метафоризации речи поэт редко ограничивается только одной метафорой. Их встречается множество. Обычно метафоры нужны ему для формирования какого-либо запоминающегося образа, поэтому все метафоры подчиняются одному негласному правилу. В каждом стихотворении – своему. Если, например, автор пользуется метафорами-клише, обычно он не ищет ярких тропов. И, напротив, в украшенном необычными метафорами стихотворении одна неудачная метафора звучит фальшиво и нелепо.

Итак, метафоры бывают оригинальными и банальными. Метафор-клише довольно много, мы ими пользуемся повседневно: лес рук, носок ботинка, пустить корни, концы с концами сводить, пойти как по маслу, обозреть с вершины. Такие стёртые метафоры вряд ли способны кого-то поразить. Они не прибавят образности вашим стихам. Нужно искать новые пути выражения.

Простые метафоры состоят из двух-трёх слов и характеризуют предмет только с одной стороны. Приведённые выше метафоры-клише – яркий пример простых метафор. Но не стоит думать, что все простые метафоры банальны. Можно придумать простую яркую метафору: небоскреб бумаг, пыль звёзд и т.д.

Но чаще поэты используют развёрнутые метафоры. Причём размах поэта в метафоризации достигает порой такой ширины, что метафора превращается в символ. Например, метафорическое изображение паруса в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» превращается в символ одиночества.

Развёрнутая метафора охватывает несколько фраз или даже целое стихотворение. В творчестве каждого поэта можно найти множество примеров развёрнутой метафоры. Особенно любил развёрнутые метафоры В.Маяковский.

Парадом развернув моих страниц войска,
я прохожу по строчечному фронту
Стихи стоят свинцово-тяжело,
готовые и к смерти, и к бессмертной славе
Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло
нацеленных зияющих заглавий.
Оружия любимейшего род,
готовая рвануться в гике,
застыла кавалерия острот,
поднявши рифм отточенные пики.
И все поверх зубов вооружённые войска,
что двадцать лет в победах пролетали,
до самого последнего листка
я отдаю тебе, планеты пролетарий.

Это – развёрнутая метафора поэзии. В стихотворении Ш. Бодлера «Падаль» описание нутра мёртвой лошади – метафора жизни и смерти.

То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий,

Как первый очерк, как пятно,

Где взор художника провидит стан богини,

Готовый лечь на полотно.

Кстати, в этом же стихотворении Бодлер использует немало развёрнутых сравнений. Выше читаем:

И этот мир струил таинственные звуки,

Как ветер, как бегущий вал,

Как будто сеятель, подъемля плавно руки,

Над нивой зерна развевал.

Попробуйте в качестве эксперимента «свернуть» сравнения в метафору, хотя бы в прозе.

Много развёрнутых метафор в творчестве С. Есенина.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий.

«Развороченный бурей быт» – какая сильная метафора! И далее: землю поэт сравнивает с кораблем:

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

Земля — корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Таким образом, С.Есенин поднимается над прозой жизни (он ведь мог просто сказать: как же плохо без тебя, любимая женщина! – но это была бы не поэзия, а пошлость). И сильный образ жизни на земле, когда качает из стороны в сторону, как на корабле в буре, когда устоит только крепкий и опытный, впечатляет читателя и даёт ему полное представление о том, что жизнь сложна.

Цель метафоры – описывать, а не называть! Читатель должен проникнуться образом, только тогда поэту удастся воздействовать на него эстетически.

Метафорами пользовать можно и нужно. Но при этом не забывайте, что метафора должна быть реалистичной. Да, она может быть отвлечённой, яркой, неожиданной (да и не может быть – а должна быть: иначе какая образность появится в тексте?!), но всегда должна иметь реальные корни. Всегда должна вызывать ассоциации, а не быть просто красивым набором слов.

nsaturnia.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о