Упражнения на улучшение памяти: полезные советы и лайфхаки из художественной литературы и нон-фикшн

Содержание

Как улучшить память ребенку 8-10 лет. Тренировка памяти, внимания.

Как улучшить память ребенку 8-10 лет. Тренировка памяти, внимания.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 4 декабря, 2021

Память – базовая когнитивная функция человеческого мозга, развивающаяся постепенно, по мере взросления. В медицине сформулированы нормы и критерии способности к запоминанию для детей разного возраста. Но эти параметры – ориентир примерный, не конкретизированный.

Малыши, как правило, впитывают информацию как губка, показывая ошеломляющие результаты. Бывают и случаи, когда у ребенка-школьника возникают проблемы, и требуется дополнительное улучшение памяти и внимания с помощью специальных упражнений и игр [1].

Содержание статьи:

  • 1 Возрастные нормы формирования памяти
  • 2 Причины плохого запоминания
  • 3 Как улучшить?
  • 4 Специальные упражнения для мозга
    • 4. 1 «Вечерний обзор»
    • 4.2 «Что изменилось?»
    • 4.3 «Запомни все»
    • 4.4 “Найди отличия”
  • 5 Игры
  • 6 Советы психолога
  • 7 Список использованной литературы

Возрастные нормы формирования памяти

Для юного возраста критерии количества запоминаемой информации о внешнем мире – свои.

У младенцев на первое место выходит память тактильная, обонятельная и осязательная: малыш узнает маму по запаху, голосу. Дальше важность приобретает зрительное запоминание: дом, постель, члены семьи. С возрастом “подтягивается” оперативная (кратковременная) и долговременная память – важны в обучении. Не менее важны еще два типа когнитивной функции: непроизвольная, когда запоминаются события, не относящиеся к цели, и произвольная: способность выучит то, что требуется.

Родители могут заметить, когда у ребенка страдает один из видов способности к запоминанию: теряет игрушки, телефон, приходит домой без портфеля и т.д.

Крайне важно обращать на это внимание вовремя, так как чем раньше будет обнаружена проблема, тем проще ее будет устранить.

Критерии зрелого запоминания для младших школьников:

  • Продолжает формироваться образная память. Входят в гармонию зрительная, слуховая, вкусовая, двигательная и тактильная стороны этой функции.
  • Сформированный навык произвольного запоминания. Усваивается не случайная информация, а заучивается конкретная. Это связано с необходимостью обучения навыкам и школьным предметам.
  • Владение методиками запоминания. Выбор подходящей для каждого конкретного случая: внимательное рассматривание, многократное повторение, разделение информации на небольшие блоки и заучивание постепенно.
  • Самоконтроль на уровне узнавания. Сталкиваясь со знакомыми данными, например, рассказом или стихами, ребенок узнает, что уже учил такие тексты.

Тренировка для памяти и внимания для у детей – школьников 8-9 лет крайне важна. В таком возрасте нагрузка на эти функции возрастает многократно из-за учебной нагрузки.

Причины плохого запоминания

Родители нередко замечают, что когнитивные функции у ребенка развиваются в меньшем объеме, чем необходимо.

Заметно это по изменениям памяти. В случае проблем, ребенок не может накапливать, запоминать, усваивать и применять информацию. Впрочем, иногда, на помощь механическое заучивание, зазубривание, без понимания сути. Это делает навык малополезным.

Подобное может возникать в силу ряда причин:

  1. Регулярные стрессы, которые в таком возрасте крайне отрицательно сказываются на здоровье будущего взрослого [2]. Причем родители могут сами не замечать состояние малыша, если он не рассказывает о переживаниях родным.
  1. Сезонная нехватка витаминов, сильнее в конце зимы и ранней весной. Влияют еще и перенесенные ранее соматические заболевания.
  1. Переутомление, психическое и физическое. Из-за нагрузки в школе и дополнительных занятий, часто не удается выстроить правильный режим работы и отдыха. Приводит такое к накоплению усталости.
  1. Черепно-мозговые травмы. При этом последствия причиненного вреда может сказываться и спустя недели, месяцы.
  1. Органическое поражение тканей головного мозга. В том числе формирование доброкачественных и злокачественных опухолей.
  1. Врожденная или приобретенная задержка речевого и общего развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  1. Проблемы с кровообращением в голове: спазм на фоне вегетососудистой дистонии, врожденные аномалии сосудов головы, шеи.
  1. Недостаток нагрузки. Память, как и другие когнитивные функции, развивается, но ее нужно тренировать.

Если вы столкнулись с подобной проблемой, то стоит обратиться в клинику. После проверки уровня познавательных способностей малыша и определения причины отставания, доктор подскажет меры, как тренировать память ребенка и внимание у школьника 8- 10 или 12 лет.

Как правило, в раннем возрасте, запас прочности и гибкость нейронов феноменальны. Плохая память и проблемы с вниманием поддаются корректировке, если делом заниматься профессионально.

Как улучшить?

К проблеме нужно подходить серьезно и комплексно. Для того, чтобы улучшить память и не сталкиваться больше с такой проблемой, стоит пройти обследование в специализированном центре, где маленькому пациенту подберут маршрут по избавлению от проблемы.

В качестве действенных методов, помогающих как улучшить память ребенку 7, 8 или 9 -10 лет, так и внимание, работу мозга у школьников 11-12 лет, эффективны:

  • Систематическое выполнение комплексов специальных упражнений, направленных на тренировку этой когнитивной функции.
  • Регулярное чтение книг и обсуждение сюжета с родителями, сверстниками. Заучивание стихов, поговорок, загадок.
  • Совместные игры, требующие задействование памяти.
  • Пересмотр питания и распорядка дня. Важно, чтобы школьник полноценно отдыхал и восстанавливался. В рационе должны преобладать богатые витаминами и микроэлементами продукты.

Дальше посмотрим подробнее, как помочь малышу сформировать навыки запоминания, облегчить память обучение.

Специальные упражнения для мозга

После тщательного исследования особенностей ребёнка, медики подбирают методики, которые будут результативны для конкретного случая [3].

Также у специалистов есть универсальные упражнения для улучшения памяти для детей 10 лет, которые каждый родитель может использовать каждый день дома.

Рассмотрим подробнее те, что считаются наиболее действенными.

«Вечерний обзор»

Создайте правило по вечерам рассказывать о том, как прошел день, выстраивая события в хронологической последовательности. Важно вспомнить все этапы дня.

При введении привычки можно задавать наводящие вопросы, но через некоторое время, привыкнув, дети самостоятельно рассказывают обо всех событиях. Более сложный вариант – рассказывать о случившемся за день с конца в начало. То есть с вечерних событий к пробуждению.

«Что изменилось?»

Перед ребенком выкладывается ряд знакомых предметов (карандаши, ручки, ластики, значки), дают 10-20 секунд на запоминание. Затем школьник закрывает глаза и досчитывает до 20.

В этот момент порядок предметов перед ним меняется. После открытия глаз, тренируемый должен ответить, какие вещи лежат не на своем месте.

«Запомни все»

Выберите какой-нибудь крупный объект интерьера или предмет мебели. Дайте возможность внимательно его рассмотреть, не притрагиваясь при этом. Затем попросите ребенка закрыть глаза и подробно описать увиденное. Чем больше мелких деталей – тем лучше.

“Найди отличия”

Показываются два очень похожих, но все-таки имеющих незначительные различия изображения. Ребенку предлагается определить, что же отличает картинки. Подобное упражнение дополнительно улучшает внимание и концентрацию, позволяет

Ежедневное выполнение позволит развить образную память и внимание. Это повысит навык концентрации над заданиями, который так важен для школьников младших классов.

Игры

Кроме специальных упражнений, можно развивать когнитивные функции через другой вид деятельности в таком возрасте – игру.

Несколько игр, что улучшают память у детей:

  • Игра в повторение слов. Назовите в случайном порядке слова и попросите повторить. Затем поменяйтесь с ребенком ролями, что позволит ему не только запоминать придуманные вами цепочки, но и фантазировать самостоятельно.
  • «Отгадай слово». Взрослый загадывает слово, но не называет. Ребенок должен задавать наводящие вопросы и по ответам “ДА” или “НЕТ” определить загаданное.
  • «Посмотри и назови». Ведущий называет предмет или характеристику. Ребенок осматривает пространство, замечая все подходящие под описание вещи, затем закрывает глаза и пробует их назвать.

Положительные эмоции от игры закрепляют достигнутый результат, делая его значительно лучше [4]. Также существуют настольные игры, направленные на развитие памяти и внимания. Приобрести их возможно в детском магазине.

Лишь бы у родителей было время играть с ребенком.

Советы психолога

Крайне важно не только регулярно заниматься с малышами, но и создавать для них теплую атмосферу. Чувствуя себя в безопасности и заботе, дети охотнее стремятся развиваться. В таком случае и результаты будут достигнуты быстрее.

Несколько советов психологов о том, как повысить память у ребенка:

  • Чаще занимайтесь с ребенком в легкой игровой форме. В этом возрасте новые навыки через игру усваиваются лучше, чем через строгое обучение.
  • Больше смейтесь. Юмор, веселье помогают развивать участки мозга, отвечающие за когнитивные функции.
  • Слушайте музыку [5]. Найдите жанр, который нравится ребенку и слушайте с ним. Подтолкните к обучению играть на музыкальном инструменте.
  • Освойте и периодически делайте гимнастику. Насыщение крови кислородом значительно повышает работоспособность мозга. Занимайтесь укреплением тела, тренируйте ребенка.

Чаще хвалите за успехи. Создавая ситуацию успеха, вы мотивируете ребенка развиваться дальше.

В случае неудачи, когда оздоровление образа жизни не помогает, сдвигов в учебе и запоминании нет, обратитесь в клинику. Кроме усталости, причин для плохой памяти у ребенка хватает, их нужно искать и устранять.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.


Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Упражнения для улучшения памяти 1

Верхнее меню

Главное меню

Дошкольники Воспитание и обучение детей дошкольного возраста

Советуем посмотреть

YOU MUST ENABLED JS

Информация о материале
Психология

Упражнения для улучшения памяти подходят для любого возраста. Выполняя их, человек не только улучшает память, но и развивает другие познавательные способности, такие как восприятие, внимание, воображение, мышление.

Упражнения разделены по уровням: легкий, средний, сложный и очень сложный. Это позволяет читателям создавать свои планы тренировки памяти. Люди старшего возраста с помощью таких упражнений смогут компенсировать возрастные нарушения.

Упражнение 1

Сложность *

Запоминайте в течение одной минуты список дел, которые вы должны сегодня сделать. Затем, не глядя в него, повторите вслух либо запишите. Постарайтесь выполнить упражнение именно в указанном порядке. Проверьте себя, сверившись с оригинальным списком.

  • Отвезти Бланку к ветеринару
  • Забратъ рентгеновские снимки
  • Заказатъ фаршированную курицу
  • Забратъ Лауру из школы
  • Купитъ хлеб
  • Заказатъ дубликат ключа
  • Собратъ чемодан для путешествия

Упражнение 2

Сложность ***

Внимательно рассмотрите пирамиду из чисел. В каждой строчке добавляется одна цифра. Запоминайте числа строчка за строчкой. Используйте столько времени, сколько вам нужно. Запишите на листе бумаги или в «записной книжке памяти» те числа, которые помните, по порядку и в тех же строчках.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Выполняйте упражнение спокойно. Запоминайте числа по строчкам, не пытайтесь выучить всё за один раз. Попытайтесь поделить их на группы, все числа в которых состоят либо из двух, либо из трех цифр. Так вам будет гораздо проще их запомнить. Можете также попытаться связать их с вашими личными событиями или датами. Произнесите их вслух, это помогает запоминанию.

Упражнение 3

Сложность **

Внимательно рассматривайте в течение двух минут предметы, изображенные на картинке. Потом, не глядя на картинку, на листе бумаги или в «записной книжке памяти» запишите, что вы запомнили. Не расстраивайтесь, если не можете вспомнить все.

СОВЕТ

Запоминая предметы, следуйте определенному порядку. Произносите их названия вслух. Сначала запомните одну группу из пяти предметов, потом добавьте еще одну и так далее.

Упражнение 4

Сложность *

Запомните имена людей на фотографиях. Через полторы минуты, не подглядывая, запишите имена в «записной книжке памяти». Снова посмотрите на них и исправьтесь, если допустили ошибку.

СОВЕТ

Постарайтесь найти соответствие между именем и какой-нибудь характерной особенностью человека.

Упражнение 5

Сложность **

Рассматривайте изображенную на картинке сцену столько времени, сколько вам необходимо. Сосредоточьтесь на каждой детали. После этого закройте картинку и запишите на листе бумаги или в «записной книжке памяти» все, что вспомните из этой сцены. В конце сравните написанное с картинкой и проверьте себя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Рассматривайте изображенную сцену в определенном порядке, например слева направо или снизу вверх. Описывайте вслух все, что видите. Так вам будет проще запомнить увиденное.

Из книги Анхельс Наварро «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти».

YOU MUST ENABLED JS

Узнайте больше о различных типах памяти здесь

Воспоминания бывают разных форм. Исследователи многое не понимают в человеческой памяти и в том, как она работает.

В этой статье рассматриваются типы памяти и то, что человек может сделать, чтобы улучшить свою память.

Существует множество теорий о типах памяти человеческого мозга. Большинство ученых считают, что существует по крайней мере четыре основных типа памяти:

  • рабочая память
  • сенсорная память
  • кратковременная память
  • долговременная память

Некоторые исследователи предполагают, что это не отдельные типы памяти, а скорее стадии памяти.

С этой точки зрения память начинается с сенсорной памяти, переходит в кратковременную память, а затем может перейти в долговременную память.

Память, которую человек использует только в течение короткого времени, например, слово, которое он использует в начале предложения, является частью рабочей памяти и никогда не может перемещаться в другую часть памяти.

Некоторые исследователи мозга делят эти типы памяти на более конкретные категории.

Сенсорная память хранит сенсорную информацию в течение очень коротких промежутков времени, обычно 1 секунду или меньше. В этом типе памяти начинается обработка воспоминаний и другой информации.

Если человек обращает внимание на сенсорный ввод, то информация может перемещаться в кратковременную, а затем в долговременную память.

Некоторые примеры сенсорной памяти включают:

  • регистрацию звуков, с которыми человек сталкивается во время ходьбы
  • краткое признание чего-либо в поле зрения человека

Сенсорная память помогает человеку собрать воедино ощущение мира на основе недавних образов, звуков и других сенсорных ощущений.

Когда конкретный сенсорный опыт становится актуальным, например запах чего-то на кухне, он может перемещаться в другие типы памяти.

В противном случае сенсорные воспоминания очень кратковременны, и человек быстро их забывает.

Например, человек не вспомнит все определенные звуки, которые он слышал за последние 30 секунд, 30 минут или 30 дней, если только у него нет причины их помнить.

Кратковременная память позволяет человеку вспомнить ограниченную последовательность информации в течение короткого периода времени.

Эти воспоминания исчезают быстро, примерно через 30 секунд.

Кратковременная память — это не просто память, которая длится недолго. Вместо этого это тип недолговечного хранилища, в котором может храниться только несколько фрагментов информации.

Некоторые примеры кратковременной памяти включают:

  • запоминание строки из 5–7 слов и ее повторение
  • запоминание телефонного номера во время записи ручкой

Рабочая память аналогична кратковременной памяти. Однако, в отличие от последней, рабочая память — это место, где человек манипулирует информацией.

Это помогает им вспомнить детали их текущей задачи. Некоторые виды поведения, использующие рабочую память, включают:

  • решение сложной математической задачи, когда человек должен запомнить несколько чисел должны помнить основные аргументы и доказательства, которые использует каждая сторона

В то время как исследователи обычно разделяют рабочую и кратковременную память на две разные категории, исследования часто обнаруживают значительное совпадение между ними.

Долговременная память хранит множество воспоминаний и переживаний.

Большинство воспоминаний, которые помнят люди, особенно старше 30 секунд, являются частью долговременной памяти.

Многие исследователи делят долговременную память на две подкатегории: неявную и явную.

Явная долговременная память

Эксплицитные воспоминания — это сознательные воспоминания о событиях, автобиографических фактах или вещах, которые человек узнает.

Некоторые типы явной долговременной памяти включают следующее.

Эпизодическая память

Это воспоминания о событиях или автобиографических фактах. Примеры эпизодической памяти включают воспоминания о выборах, событиях из детства и личных фактах, например о том, что кто-то женат.

Семантическая память

Семантическая память – это общие знания о мире. Человек может вспомнить факт или событие, которые он не испытал, потому что узнал или изучил его.

Например, знание того, как выглядит человеческое сердце, является примером семантической памяти. Однако это будет эпизодическое воспоминание, если человек вспомнит, как в школе вскрывал свиное сердце.

Имплицитная долговременная память

Имплицитная память — это воспоминания, влияющие на поведение человека. Однако люди сознательно о них не думают.

Некоторые типы этой памяти включают следующие.

Процедурная память

Процедурная память помогает человеку выполнять привычные действия, такие как ходьба или вождение автомобиля.

Сначала им, возможно, придется учиться делать эти вещи и запоминать определенные навыки, но со временем эти задачи автоматически становятся частью процедурной памяти.

Прайминг

Прайминг возникает, когда опыт влияет на поведение человека.

Например, курильщик может захотеть выкурить сигарету после еды, или экспериментатор может научить человека нажимать кнопку в ответ на фотографию.

Классическое и оперантное приучение как первичных людей, так и животных к выполнению определенного поведения в ответ на определенный опыт.

Рабочая, сенсорная и кратковременная память имеют меньший объем. Это потому, что эти типы воспоминаний длятся только в течение короткого периода времени.

При кратковременной памяти обычно существует определенный предел объема информации, который человек может удерживать — обычно около семи элементов.

Некоторые люди могут увеличить объем кратковременной памяти с практикой.

Мозг не компьютер, и воспоминания не занимают физического пространства. Теоретически не существует определенного ограничения емкости долговременной памяти.

Однако качество воспоминаний и их детали могут меняться со временем.

Воспоминания могут быть ненадежными

Мозг не записывает воспоминания идеально, поэтому воспоминания могут изменяться или исчезать со временем.

Многочисленные исследования показывают, что воспоминания ненадежны, даже если человек помнит что-то очень четко.

В ходе одного исследования, проведенного в 2015 году, исследователи смогли всего за несколько часов убедить невинных людей в том, что они совершали серьезные преступления, такие как нападение с применением оружия, в подростковом возрасте.

Может у кого-то есть фотографическая память?

У некоторых людей необыкновенно хорошая память. Люди с гипертимезией, чрезвычайно редким заболеванием, могут помнить все или большинство автобиографических воспоминаний.

Другие могут тренировать память, чтобы лучше запоминать информацию или вспоминать цепочки слов или чисел.

Нет никаких научных доказательств так называемой фотографической памяти. Мозг не камера и не может идеально записывать информацию.

Некоторые стратегии улучшения памяти включают:

  • Разработка мнемонических приемов для запоминания новой информации. Например, чтобы запомнить все имена в комнате, можно составить рифму или ассоциацию для каждого имени.
  • Решайте головоломки и сложные головоломки.
  • Развитие прочных ассоциаций памяти, помогающих запоминать вещи. Разговор о недавних воспоминаниях или ведение дневника могут помочь развить эти ассоциации.
  • Выполнение сердечно-сосудистых упражнений для укрепления здоровья мозга.

Память представляет собой сложную систему, а не отдельный орган или процесс.

Человек может улучшить свою память, приняв здоровый образ жизни и применяя стратегии, специально разработанные для улучшения памяти.

Людям, беспокоящимся о своей памяти, следует обратиться к врачу, так как любые необъяснимые изменения могут сигнализировать о ряде заболеваний.

Какие продукты могут помешать вашему мозгу уменьшиться?

Мария Когут, доктор философии. 17 мая 2018 г. — Факт проверен Жасмин Коллиер

Диета важна для здоровья и хорошего самочувствия, и исследователи приводят все больше доказательств в поддержку поговорки «Вы то, что вы едите». Итак, как диета влияет на здоровье нашего мозга в долгосрочной перспективе? Новое исследование расследует.

Поделиться на PinterestМозг имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, но может ли здоровое питание предотвратить это?

С возрастом наш мозг имеет тенденцию уменьшаться в объеме — «со скоростью около 5 процентов в десятилетие после 40 лет», если быть более точным.

И чем больше они уменьшаются, тем больше это влияет на когнитивные способности человека.

Тем не менее, могут быть способы поддерживать здоровый объем мозга, даже когда мы становимся старше, например, уделяя больше внимания тому, что мы едим изо дня в день.

Исследование, опубликованное в прошлом году в журнале Nature Ecology & Evolution , показало, что размер мозга нечеловеческих приматов можно предсказать по типу питания, которое они предпочитают. Но верно ли то же самое для людей?

«Было доказано, что люди с большим объемом мозга […] обладают лучшими когнитивными способностями, — отмечает доктор Мейке В. Вернуй из Медицинского центра Университета Эразма в Роттердаме, Нидерланды, — поэтому инициативы, которые помогают улучшить качество питания, могут быть хорошей стратегией для поддержания навыков мышления у пожилых людей».

Но, добавляет она, «необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить эти результаты и изучить пути, посредством которых диета может влиять на мозг».

Доктор Верноой и его коллеги недавно провели исследование большой выборки населения из Нидерландов, чтобы выяснить, могут ли они обнаружить какие-либо связи между предпочтениями в питании и размером мозга, а также наличие каких-либо когнитивных нарушений.

Их выводы, опубликованные вчера в онлайн-выпуске журнала Неврология , похоже, указывают на то, что здоровая диета, богатая фруктами и овощами, может помочь защитить мозг от старческого сморщивания.

Исследователи работали с 4213 участниками со средним возрастом 66 лет, у которых не было диагноза деменции. Всех их попросили заполнить анкеты, оценивая, что они обычно ели в течение 1 месяца.

Среди пищевых групп, представленных в анкетах, были: овощи, фрукты, цельнозерновые продукты, бобовые, орехи, молочные продукты, рыба, чай, ненасыщенные жиры, красное мясо, переработанное мясо, сладкие напитки, алкоголь и соль. .

Доктор Верной и его команда оценили качество отдельных диет на основе голландских рекомендаций по питанию для населения и присвоили каждому типу диеты балл от нуля (наименее здоровая) до 14 (наиболее здоровая).

По оценке исследователей, лучшие диеты для здоровья были богаты овощами, фруктами, орехами, цельным зерном, молочными продуктами и рыбой и включали очень мало сладких напитков.

В среднем диета участников набрала семь баллов. МРТ-сканирование также показало, что средний общий объем мозга среди этой выборки населения составлял 932 миллилитра.

Исследователи также использовали МРТ-сканирование для определения количества поражений белого вещества головного мозга, связанных с когнитивными нарушениями, и нетяжелых мозговых кровоизлияний.

Также была собрана другая общая информация о состоянии здоровья, которая могла иметь отношение к уменьшению объема мозга, включая случаи гипертонии, привычки к курению и уровни физической активности.

Анализ, проведенный доктором Верной и его коллегами, показал, что более высокая оценка диеты, соответствующая более здоровой диете, была связана с большим объемом мозга, даже после поправки на смешанные факторы, такие как различия в размере головы, возраст, пол, курение. , и упражнения.

В частности, люди с лучшими диетическими привычками имели в среднем на 2 миллилитра больше объема мозга по сравнению со сверстниками, которые питались менее здоровой пищей. Но диета не оказалась связанной с поражением белого вещества или возникновением мозговых кровоизлияний.

Чтобы выяснить, какие виды пищи лучше всего подходят для здоровья мозга, исследователи также скорректировали свою диету в пользу средиземноморской диеты, которая также включает большое количество овощей, орехов и рыбы.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *