Врожденные способности человека: Врожденные способности или навыки? Что важнее?Talent Management

Содержание

Способности как, индивидуально-психологические особенности человека

Мы не можем понимать способности,  как врожденные возможности индивида, потому что способности мы определили как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки.

Понятие «врожденный», выражаемое иногда и другими словами — «прирожденный», «природный», «данный от природы» и т. п., — очень часто в практическом анализе связывается со способностями.

Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы разумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков.

Да едва ли кто-нибудь и в практическом словоупотреблении разумеет что-нибудь иное, говоря о врожденности той или другой способности. Едва ли кому-нибудь приходит в голову думать о «гармоническом чувстве» или «чутье к музыкальной форме», существующих уже в момент рождения. Вероятно, всякий разумный человек представляет себе дело так, что с момента рождения существуют только задатки, предрасположения или еще что-нибудь в этом роде, на основе которых развивается чувство гармонии или чутье музыкальной формы.

Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных задатках, мы тем самым не говорим еще о наследственных задатках. Чрезвычайно широко распространена ошибка, заключающаяся в отождествлении этих двух понятий. Предполагается, что сказать слово «врожденный» все равно, что сказать «наследственный». Это, конечно, неправильно. Ведь рождению предшествует период утробного развития. Слова «наследственность» и «наследственный» в психологической литературе нередко применяются не только в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, что данный признак получен наследственным путем от предков, но и тогда, когда хотят показать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или обучения, или когда предполагают, что этот признак сводится к некоторым биологическим или физиологическим особенностям организма.

Слово «наследственный» становится,  таким образом, синонимом не только слову «врожденный», но и таким словам, как «биологический», «физиологический» и т. д.

Такого рода нечеткость или невыдержанность терминологии имеет принципиальное значение. В термине «наследственный» содержится определенное объяснение факта, и поэтому-то употреблять этот термин следует с очень большой осторожностью, только там, где имеются серьезные основания выдвигать именно такое объяснение.

Итак, понятие «врожденные задатки» ни в коем случае не тождественно понятию «наследственные задатки». Этим я вовсе не отрицаю законность последнего понятия. Я отрицаю лишь законность употребления его в тех случаях, где нет всяких доказательств того, что данные задатки должны быть объяснены именно наследственностью.

Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие.

Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от друга. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.

Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.

Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и развиваться независимо от способностей или, наоборот, способности — независимо от склонностей.

Выше я уже указывал, что способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Однако не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

Именно вследствие широкой возможности компенсации обречены на неудачу всякие попытки свести, например, музыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность и тому подобное к какой-либо одной способности.

Для иллюстрации этой мысли приведу один очень элементарный пример. Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример «врожденной способности», т. е. способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности — относительный слух, тембровый слух и т.

д., выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха. Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном, так называемом «псевдоабсолютном» слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Далее надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

«Общие» и «специальные» способности

Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, и т.д.

Способности человека можно разделить на две группы:

1)                         Общие способности, т.е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов деятельности.

2)                         Специальные способности, которые проявляются только в отдельном специальном виде профессиональной деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Способности как, индивидуально-психологические особенности человека

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Способности как, индивидуально-психологические особенности человека

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Способности как, индивидуально-психологические особенности человека

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

это врожденные или приобретенные качества?

Одна из важных и сложных тем в психологии – способности человека, их появление, становление и развитие. Следует отметить, что нет четкого определения данной категории. К примеру, Б.М. Теплов говорит о том, что способности в психологии можно рассматривать как индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого.

Если речь идет о способностях индивида, то, прежде всего, имеются в виду его возможности в определенном виде деятельности. Например, человек может быть хорошим плотником или столяром, с легкостью осваивать иностранные языки, понимать математические закономерности и без труда решать задачи. Все эти действия он выполняет с учетом того, что другие люди, обучающиеся вместе с ним, хуже владеют данными навыками, не так проявляют свои способности. В психологии этот термин можно определить как имеющийся у индивида некий потенциал, который он может развивать для достижения лучших результатов.

При разговоре родителей, обсуждающих возможности своих детей, часто звучат фразы о том, что их чадо проявляет те или иные способности. Как правило, когда речь идет о дошкольниках, то имеется в виду, что ребенок хорошо рисует или более развит по отношению к своим сверстникам в физическом плане, что позволяет достигать ему высоких результатов в спорте. Многие хвастаются успехами своих детей, гордятся ими.

Способности в психологии часто ассоциируют с такими терминами, как «талант» и «одаренность». Это сравнение оправдано, поскольку если помогать ребенку развивать свои умения, совершенствовать их, то через определенный промежуток времени вполне можно будет сказать о нем, что он является одаренным. К примеру, если дошкольник проявляет интерес к живописи или музыке, ему нравится этим заниматься, то следует подумать о том, чтобы определить его в какой-либо кружок, дабы развить способности.

В психологии достижения талантливого человека являются результатом слаженной работы его нервно-психических свойств и непосредственно самой деятельности. Именно поэтому такие люди несколько рассеянны, несобранны, постоянно отвлекаются. Зато, когда того требуют обстоятельства, они с легкостью мобилизуют все свои усилия для достижения высоких результатов именно в сфере собственной одаренности.

Как же все-таки обнаруживаются способности человека? Психология и ее исследования в данной области помогут ответить на этот вопрос.

Поскольку это те качества, благодаря которым индивид достаточно легко приобретает знания и успешен в какой-либо деятельности, можно говорить о неком врожденном их характере, о генетической предрасположенности. При этом без внимания не остается и сам процесс развития этих навыков. Не совсем верно говорить о способностях человека к живописи, если его не пытались пристрастить к рисованию, ведь только в процессе планомерного обучения этому виду деятельности можно выяснить правду об их наличии или отсутствии.

Развитие способностей психология объясняет достаточно просто: для этого нужны лишь небольшие задатки. Но у большинства людей при рождении есть таковые, а почему одни получаются более способными, нежели другие? Ответ очевиден: только совершенствуя то, что заложено природой, вы можете добиться высоких результатов.

Врожденная способность к изучению языка